Летние логопедические игры в детском саду
материал
Для лучшего усвоения дошкольниками знаний, приобретенных на занятиях с логопедом, мы проводим речевые подвижные игры на улице с воспитателем. Это помогает детям не только в речевом, но и в физическом развитии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
letnie_igry.docx | 20.8 КБ |
kartoteka.doc | 54 КБ |
Предварительный просмотр:
Подготовила учитель-логопед Наследова И. В.
Летние логопедические игры в детском саду
Для лучшего усвоения дошкольниками знаний, приобретенных на занятиях с логопедом, мы проводим речевые подвижные игры на улице с воспитателем. Это помогает детям не только в речевом, но и в физическом развитии.
1. Игры для развития воздушной струи
- «Подуй на лодочку»
Цель: формирование правильного речевого выдоха. Дети дуют на лодочки в тазике с водой. Лодка должна доплыть до противоположного берега.
- «Шоу мыльных пузырей»
Цель: формирование правильного речевого выдоха. Дети пускают мыльные пузыри.
2. Игры для развития фонематического восприятия
«Угадай, чей голос»
Цель: определить товарища по голосу, развитие координации движений.
Дети встают в круг, водящий стоит в середине. Детки идут по кругу и говорят:
Мы немного порезвились,
По местам все разместились,
Ты загадку отгадай,
Кто тебя позвал, узнай!
Воспитатель молча показывает на кого-нибудь из играющих. Тот произносит имя стоящего в центре. Последний должен узнать его по голосу. Если водящий отгадал, он открывает глаза и меняется с назвавшим его имя местами. Если ошибся, игра продолжается.
«Назови звуки друг за другом». Цель: научиться определять последовательность звуков в слове.
Воспитатель, бросая мяч, называет слово, а ребенок, называет звуки в слове и возвращает мяч. Если играющий правильно называет, он делает шаг вперед, если нет, то остается на месте. Выигрывает тот, кто первый дойдет до воспитателя.
Эту же игру можно провести с другими заданиями:
- «Звук в начале, в середине и в конце»
Цель: учиться подбирать слова с заданной позицией звука.
- «Доскажи словечко». Взрослый начинает слово, называя первый слог, ребенок договаривает словечко.
- «Подбери слова на каждый звук»
Цель: учиться подбирать слова на заданный звук, развитие общей моторики, учиться ловить мяч, развивать реакцию, внимание.
Дошкольники разбиваются по парам. Воспитатель каждой паре называет звук, дети отбивают мяч о землю и называют слово, начинающееся на заданный звук.
«Отгадай слово»
Цель: учиться подбирать слова по заданным буквам.
Для этой игры нужен мел. Пишется первая и последняя буква слова, вместо букв, стоящих посередине, ставятся точки. Если слово дети не могут отгадать, добавляется вторая буква и т.д. Даем простые по слоговому составу слова.
«Слово запуталось»
Цель: учиться слоговому чтению, собирать слово из разбросанных слогов. Воспитатель печатает на асфальте слоги, дети составляют правильное слово: ка-даш-ран (карандаш), ло-го-ва (голова).
Игру «Колечко-молечко» можно проводить с любыми заданиями, в зависимости от цели, поставленной на начало игры. Ведущий держит колечко между ладоней и проводит ими среди ладоней остальных играющих, оставляя незаметно колечко одному ребенку. Затем ведущий говорит: «Колечко-молечко, выйди на крылечко!» Остальные дети должны догадаться, кому оставили колечко и задержать его. Если ребенок сумел выйти, то ему дается задание. Например, сосчитать количество слогов в слове, или определить позицию звука и т.д. Выполнив задание, он становится водящим.
3. Игры, развивающие лексико-грамматические категории
Варианты игр с мячом:
«Из чего - какой?»
Из металла – металлический, из картона - картонный и т.д.
«Чей? Чья? Чьё?»
Хвост медведя - медвежий, уши у собаки - …, морда у коровы -….,
туловище у змеи - ... и т.д.
«Назови одним словом»
Тарелка, ложка, чашка – и т.д. (по разным лексическим темам)
«Я знаю 5 видов …. деревьев и т.д.»
«Что лишнее?»
Собака, корова, петух, овца – (петух)
«Скажи наоборот» (чистый — грязный, мелкий - глубокий и т.д.)
«Скажи по другому» (грязный — чумазый, испачканный, пыльный и т.д.)
4. Игры для развития связной речи
«Угадай, что опишу»
Цель: пополнение лексики, учиться описывать предмет.
Ребенок перечисляет признаки предмета, а дети отгадывают его.
Большая, рогатая, добрая, дает молоко, мычит — (корова).
Серый, зимой белый, трусливый, длинноухий — (заяц).
5. Варианты игр по автоматизации звуков в речи
«Чижик»
Цель: упражняться в правильном произношении звука Ч.
Выбирается водящий — кошка, она сидит в сторонке. Остальные дети - чижики.
Дети:
«Чижик в клетке сидел,
Чижик громко в клетке пел;
Чу-чу-чу, чу-чу-чу,
Я на волю улечу».
Появляется кошка. С криком «Мяу!» она ловит «чижиков», а те разбегаются.
«Кот и мыши»
Цель: учиться произносить стихотворение тихо, автоматизация звука Ш.
Дети ходят по кругу, в центре сидит водящий, изображающий кота. Дети тихо говорят:
«Тише, мыши.
Тише, мыши.
Кот сидит на нашей крыше.
Мышка, мышка, берегись!
И коту не попадись!»
Водящий громко кричит «Мяу!» и бежит за детьми. Пойманные дети становятся котами.
Предварительный просмотр:
Подготовила учитель- логопед Наследова И.В.
Речевые игры на прогулке.
Развитие речевого слуха
«Улавливай шепот»
Цель: развивать остроту слуха.
Описание игры:
Вариант 1. Играющий разбиваются на две группы и строятся в одну шеренгу. Ведущий отходит на определенное расстояние, становится напротив и внятным, четким шепотом отдает команды («Руки вверх», «Руки в стороны» «Кругом» и другие, более сложные. Постепенно отходя все дальше, ведущий делает все менее уловимым и усложняет команды.
Вариант 2. Все дети сидят по кругу. Ведущий голосом обычной громкости просит выполнить какое-нибудь движение, а затем едва уловимым шепотом произносит имя (фамилию) того, кто должен выполнить. Если ребенок не расслышал свое имя, ведущий вызывает другого. В конце игры педагог объявляет, кто был самым внимательным.
«Слушай и выполняй»
Цель: развитие понимания словесных инструкций и фразовой речи.
Оборудование: различные мелкие предметы или игрушки (фанты).
Описание игры: педагог называет 1-2 раза несколько различных движений (одно-пять), не показывая их. Ребенку нужно проделать движения в той последовательности, в какой они были названы. А затем самому перечислить последовательности проделанных упражнений за правильное, точное выполнение задания ребенок поощряется: за каждое правильно выполненное действие - очко (фант). Набравший большее количество очков – победитель.
«Кто летит (бежит, идет, прыгает)?»
Цель: накопление и уточнение слов, обозначающих предмет и действия предметов.
Описание игры: в начале игры водящим должен быть педагог, в дальнейшем, когда дети освоятся с игрой, водящим может быть ребенок. Необходимо, чтобы у ребенка, который будет водить, был достаточный запас слов. Все дети сидят полукругом, водящий стоит к ним лицом. Он предупреждает детей: «Я буду говорить: птица летит, самолет летит, бабочка летит, ворона летит и т.д. а вы каждый раз поднимайте руку. Но внимательно слушайте, что я говорю: я могу сказать и неправильно, например, кошка летит. Тогда руки поднимать нельзя» в конце игры педагог называет самых внимательных.
«Угадай, чей голосок»
Цель: определить товарища по голосу. Развитие координации движений. Описание игры: Дети стоят в кругу, водящий (по назначению педагога) в центре круга с закрытыми глазами. Педагог, не называя имени, указывает рукой на кого-нибудь из играющих. Тот произносит имя стоящего в центре. Последний должен угадать, кто его назвал. Если стоящий в центре отгадал, он открывает глаза и меняется местами с тем, кто назвал его по имени. Если же он ошибся, педагог предлагает ему снова закрыть глаза, и игра продолжается. Педагог предлагает детям разбежаться по площадке. По сигналу «Бегите в круг!» дети занимают свои места в кругу. Один ребенок остается в центре круга. Дети идут по кругу и говорят:
Мы немного порезвились,
По местам все разместились, Ты загадку отгадай,
Кто тебя позвал, узнай!
Игра повторяется несколько раз.
Развитие фонематического слуха.
«Сыщики»
Цель: развитие фонематического слуха и восприятия, нахождение заданного звука, среди других.
Описание игры: педагог предлагает детям стать сыщиками. Их задача состоит в том, что они должны будут найти нужный звук среди других звуков. Для этого нужно будет закрыть глаза и внимательно слушать звуки.
Как только они услышат нужный звук, нужно хлопнуть в ладошки. Если ребенок ошибся, он выбывает из игры. В конце определяется самый лучший сыщик.
«Паровозик»
Цель: нахождение места звука в слове.
Оборудование: паровоз с тремя вагонами. Вагоны – места звука в слове: начало слова, середина и конец слова; предметные картинки.
Описание игры: педагог раздает детям картинки и предлагает отправиться в путешествие на необычном паровозике. Для того, чтобы правильно занять места в вагонах нужно определить место заданного звука в слове. Дети рассматривают свои картинки, называют их и определяют место звука в слове, затем помещают картинку в кармашки на вагончиках. Затем контролер (педагог) проверяет, правильно ли дети заняли места в поезде.
«Звенит – жужжит»
Цель: дифференциация звуков з – ж.
Описание игры: выбирается водящий. Он выходит из комнаты. Оставшиеся дети придумывают каждый по одному слову, в названии которого есть звук з или ж. Водящий, вернувшись, подходит к каждому ребенку, и тот говорит ему слово. Если водящий слышит в слове звук з, то он говорит: «звенит», если в слове слышится звук ш, то говорит «жужжит». Оцениваются и ответы водящего и слова, придуманные детьми.
«Телеграф»
Цель: обучение слоговому анализу слов.
Описание игры: педагог говорит: «Дети, сейчас мы с вами поиграем в телеграф. Я буду называть слова, а вы будете по очереди их передавать в другой город». Первые слова педагог произносит по слогам сам и сопровождает их хлопками. Сначала детям дают двусложные слова, подбирая их по степени сложности (папа, мам, окно, кровать). Затем постепенно вводятся трехсложные слова и односложные слова (ма-ши-на, стол, дверь). Только после такой предварительной работы можно дать детям самостоятельно придумывать слова, которые надо передать по телеграфу.
«Угадай слово»
Цель: составление слов с определѐнным количеством слогов.
Описание игры: дети сидят за столом. Педагог говорит: «Сейчас мы с вами будем отгадывать слова. Я вам не назову их, а только передам по телеграфу – отстучу, а вы должны подумать и сказать, какие это могут быть слова» если же дети затрудняются назвать слово, педагог снова отстукивает слово и произносит его первый слог. Игра повторяется, но теперь педагог вызывает одного ребенка. Вызванный должен угадать слово, которое ему отстучат, назвать его и отстучать для проверки. Когда дети усвоят игру, ведущим можно выбрать кого-нибудь из детей.
«Слова-перевертыши»
Цель: активизация словаря, обучение слоговому анализу слова. Описание игры: один ребенок выходит из комнаты, а остальные дети загадывают короткое слово, зовут водящего и говорят ему, например лок (кол), мод (дом), зако (коза), сако (коса) и др. Водящий должен отгадать загаданное слово. Педагог следит, чтобы загадывались доступные для играющих слова и при перевертывании не допускалось ошибок.Можно предложить детям и другие варианты: загадывать одному, а разгадывать всей группе; кто первый отгадает, тот и начинает загадывать.
Развитие физиологического дыхания
«Чья птичка дальше улетит?»
Цель: развитие длительного плавного выдоха. Активизация мышц губ. Оборудование: фигурки птичек, вырезанные из тонкой бумаги и ярко раскрашенные.
Описание игры: птичек кладут на ладонь. Педагог вызывает детей попарно. Педагог предупреждает, что передвигать птичку можно лишь на одном выдохе, дуть несколько раз подряд нельзя. По сигналу «Полетели» дети дуют на фигурки. Остальные дети следят, чья птичка дальше улетит.
Варианты игры: чья лягушка дальше прыгнет? Чей утенок дальше нырнет? Чья рыбка дальше заплывет?
«Капитаны»
Цель: чередование длительного плавного и сильного выдоха.
Оборудование: таз с водой и бумажные кораблики.
Описание игры: дети сидят большим полукругом. В центре на маленьком столе стоит таз с водой. Педагог предлагает детям покататься на кораблике из одного города в другой, обозначив города флажками на краях таза. Чтобы кораблик двигался, нужно на него дуть не торопясь. Кораблик при этом двигается плавно. Но вот налетает порывистый ветер (ребенок по команде дует сильнее). Так нужно пригнать свой кораблик к назначенному городу.
«Осторожные птицы»
Цель: закрепление представлений по теме «Птицы».
Оборудование: музыкальные духовые игрушки: дудочки, саксофоны и т.п.
Описание: педагог рассказывает детям о том, что дикие гуси очень осторожны. У них есть вожак. Если стая во время перелета опускается на какой-нибудь лужок поесть или отдохнуть, вожак все время настороже. Он следит, не грозит ли птицам опасность. В случае опасности вожак пронзительно кричит, и вся стая стремительно поднимается вверх. «давайте и мы поиграем в таких осторожных птиц», - предлагает детям педагог. Дети выбирают вожака. Остальным детям раздают музыкальные игрушки и разрешают негромко в них подуть. Так, негромко наигрывая на своих дудочках, дети изображают гусей, которые спокойно щиплют траву. Вожак не щиплет траву: он внимательно следит, нет ли опасности. Вдруг вожак подает тревожный сигнал (сильно дует в дудочку). Все дети бегут к своим местам (стульчикам).
При повторении игры вожака меняют. Необходимо напомнить, что все дети должны дуть в свои дудочки спокойно, не напрягаясь, ровно, не заглушая друг друга. Только вожаку разрешается подуть 2-3 раза в свою дудочку очень сильно.
«Одуванчики»
Цель: развитие плавного выдоха. Активизация мышц губ.
Описание игры: во время прогулки педагог просит каждого ребенка сорвать по одуванчику и всем по очереди подуть на них. Дуть на одуванчик надо так, чтобы слетели все пушинки. Сдуть все пушинки с одуванчика нужно с 1-3 раз.
«Пузырь»
Цель: развитие плавного выдоха. Активизация мышц губ. Автоматизация и дифференциация звуков с-ш.
Описание игры: дети стоят тесным кругом, наклонив голову вниз, имитируя пузырь. Затем повторяют за педагогом:
Раздувайся, пузырь!
Раздувайся большой! Оставайся большой, Да не лопайся!
Дети поднимают голову и постепенно отходят назад, образуя большой круг. По сигналу воспитателя «Пузырь лопнул!» дети идут к центру круга произнося: с-с-с… или ш-ш-ш…, подражая выходящему воздуху. После сигнала «Пузырь лопнул» нужно следить чтобы дети не бежали, а шли (воздух медленно выходит).
Развитие фразовой речи
«Придумай фразу»
Цель: развитие фразовой речи. Правильное построение предложений. Оборудование: сюжетные картинки (из серии «Что мы делаем»). Описание игры: показывается одна сюжетная картинка. Педагог придумывает по ней короткую фразу (из 2-3 слов), затем предлагает детям дополнить его фразу одним новым словом. Каждый вызванный ребенок удлиняет фразу еще на одно слово.
Выигрывает тот, кто придумает последнее слово к предложению и произнесет всю фразу правильно.
«Волшебное зеркало»
Цель: развитие ритмичной, выразительной речи и координации движений. Описание игры: дети стоят в кругу. Водящий подходит к одному из ребят и говорит:
Ну-ка, зеркальце, смотри! Все за нами повтори!
Встану я перед тобой,
Повторяй-ка ты за мной!
Водящий произносит любую фразу, сопровождая какими-либо движениями. Тот, к кому он обратился, должен точно повторить движение и фразу. Если ребенок ошибся, он выбывает из игры. Новым водящим становится тот, кто выполнит все без ошибок. Педагог следит за правильностью дыхательных пауз и фразовой речи детей.
«Песенка стрекозы»
Цель: развитие ритмичной, выразительной речи и координации движений. Описание игры: дети становятся в круг, произносят хором стихотворение, сопровождая слова движениями:
Я летала, я летала,
Устали не знала
(дети плавно взмахивают руками)
Села, посидела,
Опять полетела (опускаются на одно колено) Я подруг себе нашла, Весело нам было. (вновь летают)
Хоровод кругом вела, Солнышко светило.
(берутся за руки и водят хоровод)
Развитие голоса
«Успокой куклу»
Цель: развитие тембра голоса.
Описание игры: дети сидят на стульях. На руках у них куклы. Педагог говорит: «Куклы плачут, их надо успокоить. Посмотрите, как я укладываю свою куклу спать (укачивает куклу. Негромко напевая на звуке а мотив знакомой колыбельной песни). А теперь вы покачайте». Дети по очереди, а затем вместе укачивают кукол, произнося звук а.
«Эхо»
Цель: развитие силы голоса и речевого дыхания.
Описание игры: дети становятся в два ряда лицом друг к другу. Одна группа детей то тихо, то громко произносит: а, другая тихо отзывается: а.
Можно играть, употребляя гласные звуки, а также сочетания ау, уа, иа, ио и т.д.
«Узнай по интонации»
Цель: воспитание выразительности речи и мимики.
Описание игры: каждый ребенок по очереди изображает или больного, или сердитого, или удивленного, или веселого человека. При этом нужно произнести с определенной интонацией коротенькие слова:
Ай-ай-ай!
Ой-ой-ой!
Ах! Ах! Ах!
Ох! Ох! Ох! Остальные дети должны отгадать по выражению лица, всей позы говорящего и интонации, кого изображает ведущий. Можно предложить детям объяснить подробное поведение ведущего: отчего он грустный или чему он удивляется и т.д. За выразительность речи и за подробный рассказ дети поощряются
В этих целях очень удачно используются разного рода инсценировки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Логопедические игры в детском саду
оооооооооооооо...
Эссе. Летние спортивные игры в детском саду.
В эссе рассказывается о личном опыте работы с детьми старшей группы в летний период. Рассматриваются варианты действий воспитателя по привлечению детей к физическим упражнениям....
Малые летние олимпийские игры в детском саду. Сценарий на улице Летнее спортивное развлечение для дошкольников «Незнайка и его друзья на олимпиаде»
Церемония открытия малых летних олимпийских игр в ДОУ...
Педагогический проект по физическому развитию детей старшего дошкольного возраста на тему: «Малые летние Олимпийские игры в детском саду»
Педагогический проект по физическому развитию...
Педагогический проект по физическому развитию детей старшего дошкольного возраста на тему: «Малые летние Олимпийские игры в детском саду»
Педагогический проект инструктора по физической культуре...
МАЛЫЕ ЛЕТНИЕ ОЛИМПИЙСКИЕ ИГРЫ В ДЕТСКОМ САДУ
Малые летние олимпийские игры среди педагогов и воспитанников ДОУ г.Нижнекамск проводятся с целью способствовать повышению уровня физической подготовленности дошкольников; формировать у дошкольн...
Летние логопедические игры в детском саду
Для лучшего усвоения дошкольниками знаний, приобретенных на занятиях с логопедом, мы проводим речевые подвижные игры на улице с воспитателем. Это помогает детям не только в речевом, но и в физическом ...
- Мне нравится (1)