Требования к зелёным уголках в ДОУ
учебно-методический материал по окружающему миру
Требования к зелёным уголках в ДОУ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
trebovaniya_u_ugolkam_prirody_v_dou_na_sayt.docx | 233.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Требования к уголкам природы
в детском саду
Организация уголков природы регламентируется пунктом 6.13 санитарно-эпидемиологических требований к дошкольным учреждениям (СанПиН 2.4.1.2660 – 10, от 01.10.2010).
Список допустимых растений регламентируется документом «Гигиенические требования безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов» от 01.06.2011.
Требования, которые растут и расширяются год от года, отражены в образовательных программах:
Согласно санитарным нормам в групповых помещениях, раздевалках, спальнях запрещено размещать животных. Если в детском саду хотят, чтобы дети имели возможность наблюдать и ухаживать за ними, для содержания хомячков, попугаев, и т. д. отводят отдельное помещение. Обитателей живого уголка приносят оттуда в младшие группы, а дети других групп могут ходить в эту комнату под контролем воспитателя.
Расположение с учётом естественного освещения. Растения, которые там находятся, не должны быть затенены мебелью, игрушками, то есть им нужно предоставить максимум солнечного света в дневное время.
Хорошей идеей может быть установить возле уголка с растениями заборчик, который будет напоминать детям, что в этом месте нельзя бегать и шуметь
Одно из ключевых требований — безопасность. Растения, материалы и инструменты не должны причинять детям вреда и не представлять потенциальную опасность.
Исключают колючие и ядовитые растения, а мелкие природные материалы (камни, фасоль, горох, ракушки) дети должны использовать под строгим контролем воспитателя.
Это же требование относится к оборудованию для опытов и экспериментирования: оно не должно содержать стеклянных, острых предметов (пробирок, пинцетов). Пользоваться им детям разрешено под присмотром педагога.
Однако, чтобы поощрять дошкольников к самостоятельности в исследовании, нужно иметь достаточное количество безопасных объектов, которыми дети могут пользоваться по собственной инициативе. Например, коллекцию семян растений, запаянных наглухо в пластиковые пакеты, дошкольники могут рассматривать самостоятельно, начиная со средней группы.
С этого же возраста детям можно давать небьющиеся увеличительные стёкла в пластиковой оправе.
Детям младших групп для обследования и игры можно предложить пластиковые муляжи овощей и фруктов, фигурки животных, каштаны, листья.
Необходимо удостовериться, что ни на одно растение или животное у воспитанников нет аллергии.
Уголок природы призван пробудить в детях исследователей, поэтому чем он разнообразнее, тем лучше
Мебель должна быть хорошо закреплена, а полки находиться на уровне глаз детей. Малышам не следует тянуться вверх, чтобы всё рассмотреть.
Эстетичность оформления, яркость и привлекательность. В любом групповом помещении уголок природы обычно несёт и эстетические функции: он украшает группу благодаря зелёным частям растений, цветам, а также календарю природы, детским рисункам и другим поделкам.
Разнообразие. Выполнение этого требования достигается за счёт наполнения уголка согласно возрасту детей, необходимыми растениями, материалами и оборудованием.
Требования к подбору и содержанию растений в уголке природы детского сада
Также предъявляются общие требования к растениям, которые помещают в природоведческий уголок:
- типичность, то есть они должны быть яркими представителями своей группы (фикус — высокорослым, с прямым крепким стеблем, фиалка — с заметным опушением листьев и т. п.);
- внешняя привлекательность (густая листовая розетка, насыщенный цвет листьев, обильное цветение);
- начиная со второй младшей группы, в уголке желательно иметь по два-три растения некоторых видов, имеющих отличительные черты (к примеру, белая и розовая фиалка) для сравнения характеристик живых объектов и установления выводов о неповторимости и исключительности каждого из них;
- неприхотливость и нетрудоёмкость в уходе, чтобы дошкольники под руководством воспитателя могли заботиться о них;
- каждое растение должно иметь табличку с названием и паспорт, где будут указаны требования по уходу за ним (частота и обильность поливов, необходимость опрыскивания и т. д.) и оптимальные условия для роста.
Большинство растений, одобренных для детского сада, всё же нельзя употреблять в пищу. Детям, особенно маленьким, нужно объяснить, что растения надо беречь, не отрывать листочки без необходимости, не баловаться в уголке природы.
Оборудование уголка природы в разных возрастных группах
Полное и систематическое использование всех возможностей уголка природы позволит сформировать у старших дошкольников обширные знания о мире живой и неживой природы, о связях в ней, роли человека в сохранении природных богатств, а также воспитать основы экологической культуры и экологически разумного поведения и природопользования. В каждой возрастной группе необходимо иметь достаточное количество природных материалов для поделок: листьев, крылаток клёна, каштанов, желудей, веточек, перьев. Дети младшего возраста изготавливают поделки вместе с воспитателем, старшие воспитанники вполне могут использовать эти материалы для самостоятельного творчества. Но педагоги обустраивают уголки в соответствии с программными требованиями и возрастом воспитанников.
Из-за необходимости множества согласований с родителями и ветеринарным контролем сейчас в детских садах и школах редко можно найти животных.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
требования к оформлению уголка для родителей
перечислены формы и методы работы с родителями по разделам...
"Требования к национальным уголкам в русских и татарских группах"
Консультация для воспитателей в ДОУ....
Требования к оформлению уголка для родителей
Данная методическая разработка включает в себя сведения о том, какие разделы могут быть включены в родительский уголок и какие материалы размещены. ...
Требования к физкультурному уголку
Помощь воспитателям....
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ «Требования к организации уголков по речевому развитию в ДОУ»
В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, так как от уровня речи зависит успешность обучения детей в школе, умение общаться с людьми и об...
Требования к национальным уголкам в русских и татарских группах. Использование приложений в работе по НРК
Тема: Требования к национальным уголкам в русских и татарских группах. Использование приложений в работе по НРК В татарской национальной культуре следует выделить наиболее доступные детям по содержани...
Требования к содержанию уголка экспериментирования
В материале собраны свод правил при проведении экспериментов в группе и перечень оснащения для уголков экспериментирования....