Как продуктивно построить общение с родителями воспитанников.
консультация
Способствовать преодолению трудностей педагогов в общении и взаимодействии с родителями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kak_produktivno_postroit_obshchenie_s_roditelyami_vospitannikov.docx | 345.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по социально - личностному развитию детей № 40 «Радость» города Новочебоксарска
Чувашской Республики
Как продуктивно построить общение с родителями воспитанников.
Педагог – психолог
МБДОУ «Детский сад №40 «Радость»
Петрова Инна Константиновна
г. Новочебоксарск - 2022 г.
Успешность работы педагога, сопряженной с постоянными контактами с родителями и детьми, в большей степени зависит от умения общаться. При этом ведущая роль в общении педагога и родителей все – таки принадлежит педагогу, так как именно он является профессионалом и официальным представителем образовательного учреждения. Поэтому необходимо иметь не только теоретические навыки, но и практические навыки общения с разными родителями.
Притча «Страшный сон».
«Один восточный властелин увидел страшный сон, будто у него выпали один за другим все зубы. В сильном волнении он призвал к себе толкователя снов. Тот выслушал его озабоченно и сказал: "Повелитель, я должен сообщить тебе печальную весть. Ты потеряешь одного за другим всех своих близких". Эти слова вызвали гнев властелина. Он велел бросить в тюрьму несчастного и призвать другого толкователя, который, выслушав сон, сказал: "Я счастлив сообщить тебе радостную весть – ты переживешь всех своих родных". Властелин был обрадован и щедро наградил его за это предсказание. Придворные очень удивились: «Ведь ты сказал ему то же самое, что и твой бедный предшественник, так почему же он был наказан, а ты вознагражден? – спрашивали они. На что последовал ответ: «Мы оба одинаково истолковали сон. Но все зависит от того, не что сказать, а как сказать".
В процессе взаимодействия важным оказывается все: что мы говорим, как мы говорим, каким образом воспринимаем информацию партнера по общению.
Трудностей в организации общения с родителями много: это и непонимание родителями важности режима детского сада, и постоянное его нарушение, отсутствие единства требований в семье и детском саду. Сложно складывается общение с молодыми родителями, с родителями из неблагополучных семей или имеющими проблемы личного характера. Уже давно в педагогических кругах стала расхожей фраза: «Не так сложно работать с детьми, как трудно общаться с их родителями». Практически у каждого педагога найдется масса примеров, как нелегко бывает добиться взаимопонимания с родителями.
Педагогу важно знать структуру, стили, средства общения, уметь находить выход из конфликтных ситуаций.
Необходимое условие успешности взаимодействия педагога с родителями - это знание структуры общения. Выделяют три составляющие общения:
- Первая составляющая включает в себя восприятие человека человеком в процессе общения.
- Вторая составляющая представляет собой процесс передачи информации: обмен мнениями, сведениями, желаниями - это то, что мы говорим.
- Третья составляющая подразумевает организацию совместной деятельности, взаимодействия в разговоре (как мы говорим, какие цели преследуем), которое может выражаться в давлении, уклонении, пассивности одного из партнеров.
Эффективность и успех общения педагога с родителями будет зависеть и от стиля общения (совместное творчество, авторитарный стиль, попустительский стиль, стиль – дистанция, стиль – устрашение, стиль – заигрывание, менторский стиль, стиль «адвокат» и «прокурор»).
Чтобы улучшить взаимодействие с родителями, используйте технику “Я-высказывания” и алгоритм взаимодействия с семьей. Эта техника помогает донести проблему без обвинений и негатива. Первым делом установите контакт с родителем, отметив положительные моменты в поведении ребенка. Только после этого приступайте к обсуждению проблемы.
Алгоритм:
- Опишите произошедшее событие без личной оценки происходящего.
- Часто воспитатели используют эмоциональные фразы с использованием обобщений: “Вася нагло отказался убирать за собой игрушки и нахамил мне. Он очень невоспитанный”. Говорите: “Я попросила Васю убрать игрушки. Он отказался и сказал мне: “Сами убирайте”.
- Точно выразите свои чувства, которые возникли в этой ситуации. Не обвиняйте ребенка или родителей, а скажите: “Меня это сильно задело” или “Мне было неприятно”.
- Опишите причину возникновения чувства: “Я уважительно отношусь к вашему ребенку и имею право на уважительное отношение к себе со стороны детей”.
- Сформулируйте просьбу к родителям. “Я прошу в течение недели обсудить с ребенком правила общения со старшими. Через неделю я расскажу, насколько изменилось поведение Васи. Тогда мы обсудим дальнейшие совместные действия”.
Одной из важнейших задач современного образования является установление партнерских отношений с родителями. Они предполагают наличие высокого уровня взаимного доверия и возможность организовать конструктивный диалог, определять пути эффективной помощи детям. Без партнерства даже самый квалифицированный педагог, использующий самые современные методы, не добьется большого успеха.
«Нарисуем» портрет педагога с высоким уровнем профессиональной компетентности в сфере общения с родителями воспитанников:
- Обладает устойчивой потребностью в самосовершенствовании в сфере общения с родителями.
- Признает роль родителей в воспитании детей как ведущую и роль педагога как их «помощника».
- Стремится к активному и содержательному общению с родителями с целью оказания им помощи в воспитании детей.
- Обладает высокой степенью диалогичности в общении с родителями.
- В общении с родителями проявляет внимание, выдержку, тактичность, другие профессионально значимые качества.
- Владеет знаниями о семье, специфике семейного воспитания, методах изучения семьи и образовательных потребностей родителей.
- Учитывает социальные запросы родителей (интересы, образовательные потребности) при организации общения с ними.
- Умеет планировать предстоящее общение: подбирать необходимую информацию, традиционные и нетрадиционные формы организации общения и методы активизации родителей.
- Обладает развитыми коммуникативными навыками.
Над профессиональной компетентностью педагогов в общении с родителями нужно постоянно работать.
У педагогов и родителей есть единые задачи: сделать все, чтобы дети росли счастливыми, активными, здоровыми, жизнелюбивыми, общительными, чтобы они стали гармонически развитыми личностями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Как стать компетентным в общении с родителями воспитанников
Можно ли представить жизнь современного ДОУ без тесных контактов с родителями? Давайте на мгновение включим фантазию и попробуем представить… Утром мамы и папы приводят детей к дверям детского сада, в...
памятка для педагогов "Продуктивное общение с родителями воспитанников"
В памятке изложены рекомендации по продуктивному общению с родителями....
«Практикум для педагогов ДОУ по построению эффективного общения с родителями воспитанников по теме: «Общаться позитивно – что это значит».
Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг д...
Семинар- практикум "Эффективное общение с родителями воспитанников ДОУ"
Материал по работе с родителями: упражнения, тесты, беседы...
Методические материалы "Навыки общения с родителями воспитанников"
Изучение опыта работы дошкольных учреждений показывает, что работу с семьей педагоги считают необходимой и трудной, в то же время не все к ней готовы. Есть положительный опыт педагогов, но чаще об...
Семинар-практикум для воспитателей «Профессиональная компетентность педагога в сфере общения с родителями воспитанников ДОУ»
Цель: Повысить уровень профессионального мастерства педагогов ДОУ в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников....
Рекомендации педагогам в общении с родителями воспитанников:Семинар-практикум для педагогов «Общение воспитателя с родителями воспитанников»Воспитатель первой квалификационной категории Шаркевич Ж.А
Рекомендации педагогам в общении с родителями воспитанников:...