Как продуктивно построить общение с родителями воспитанников.
консультация

Способствовать преодолению трудностей педагогов в общении и взаимодействии с родителями.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  дошкольное образовательное учреждение «Детский  сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по социально - личностному развитию детей № 40 «Радость» города Новочебоксарска

Чувашской Республики

 

Как продуктивно построить общение с родителями воспитанников.

Педагог – психолог

 МБДОУ  «Детский сад №40 «Радость»

Петрова Инна Константиновна

г. Новочебоксарск -  2022 г.

Успешность работы педагога, сопряженной с постоянными контактами с родителями и детьми, в  большей степени зависит от умения общаться. При этом ведущая роль в общении педагога и родителей все – таки принадлежит педагогу, так как именно он является профессионалом и официальным представителем образовательного учреждения. Поэтому необходимо иметь не только теоретические навыки, но и практические навыки общения с разными родителями.

Притча «Страшный сон».

«Один восточный властелин увидел страшный сон, будто у него выпали один за другим все зубы. В сильном волнении он призвал к себе толкователя снов. Тот выслушал его озабоченно и сказал: "Повелитель, я должен сообщить тебе печальную весть. Ты потеряешь одного за другим всех своих близких". Эти слова вызвали гнев властелина. Он велел бросить в тюрьму несчастного и призвать другого толкователя, который, выслушав сон, сказал: "Я счастлив сообщить тебе радостную весть – ты переживешь всех своих родных". Властелин был обрадован и щедро наградил его за это предсказание. Придворные очень удивились: «Ведь ты сказал ему то же самое, что и твой бедный предшественник, так почему же он был наказан, а ты вознагражден? – спрашивали они. На что последовал ответ: «Мы оба одинаково истолковали сон. Но все зависит от того, не что сказать, а как сказать".

В процессе взаимодействия важным оказывается все: что мы говорим, как мы говорим, каким образом воспринимаем информацию партнера по общению.

         Трудностей в организации общения с родителями много: это и непонимание родителями важности режима детского сада, и постоянное его нарушение, отсутствие единства требований в семье и детском саду. Сложно складывается общение с молодыми родителями, с родителями из неблагополучных семей или имеющими проблемы личного характера. Уже давно в педагогических кругах стала расхожей фраза: «Не так сложно работать с детьми, как трудно общаться с их родителями».  Практически у каждого педагога найдется масса примеров, как нелегко бывает добиться взаимопонимания с родителями.

Педагогу важно знать структуру, стили, средства общения, уметь находить выход из конфликтных ситуаций.

Необходимое условие успешности взаимодействия педагога с родителями - это знание структуры общения. Выделяют три составляющие общения:

- Первая составляющая включает в себя восприятие человека человеком в процессе общения.

- Вторая составляющая представляет собой процесс передачи информации: обмен мнениями, сведениями, желаниями - это то, что мы говорим.

- Третья составляющая подразумевает организацию совместной деятельности, взаимодействия в разговоре (как мы говорим, какие цели преследуем), которое может выражаться в давлении, уклонении, пассивности одного из партнеров.

Эффективность и успех общения педагога с родителями будет зависеть и от стиля общения (совместное творчество, авторитарный стиль, попустительский стиль, стиль – дистанция, стиль – устрашение, стиль – заигрывание, менторский стиль, стиль  «адвокат» и «прокурор»).

Чтобы улучшить взаимодействие с родителями, используйте технику “Я-высказывания” и алгоритм взаимодействия с семьей. Эта техника помогает донести проблему без обвинений и негатива. Первым делом установите контакт с родителем, отметив положительные моменты в поведении ребенка. Только после этого приступайте к обсуждению проблемы.

Алгоритм:

  1. Опишите произошедшее событие без личной оценки происходящего.
  2. Часто воспитатели используют эмоциональные фразы с использованием обобщений: “Вася нагло отказался убирать за собой игрушки и нахамил мне. Он очень невоспитанный”. Говорите: “Я попросила Васю убрать игрушки. Он отказался и сказал мне:  “Сами убирайте”.
  3. Точно выразите свои чувства, которые возникли в этой ситуации. Не обвиняйте ребенка или родителей, а скажите: “Меня это сильно задело” или “Мне было неприятно”.
  4. Опишите причину возникновения чувства: “Я уважительно отношусь к вашему ребенку и имею право на уважительное отношение к себе со стороны детей”.
  5. Сформулируйте просьбу к родителям. “Я прошу в течение недели обсудить с ребенком правила общения со старшими. Через неделю  я расскажу, насколько изменилось поведение Васи. Тогда мы обсудим дальнейшие совместные действия”.

Одной из важнейших задач современного образования является установление партнерских отношений с родителями. Они предполагают наличие высокого уровня взаимного доверия и возможность организовать конструктивный диалог, определять пути эффективной помощи детям. Без партнерства даже самый квалифицированный педагог, использующий самые современные методы, не добьется большого успеха.
           «Нарисуем»  портрет педагога с высоким уровнем профессиональной компетентности в сфере общения с родителями воспитанников:
- Обладает устойчивой потребностью в самосовершенствовании в сфере общения с родителями.

- Признает роль родителей в воспитании детей как ведущую и роль педагога как их «помощника».

- Стремится к активному и содержательному общению с родителями с целью оказания им помощи в воспитании детей.

- Обладает высокой степенью диалогичности в общении с родителями.

- В общении с родителями проявляет внимание, выдержку, тактичность, другие профессионально значимые качества.

- Владеет знаниями о семье, специфике семейного воспитания, методах изучения семьи и образовательных потребностей родителей.

- Учитывает социальные запросы родителей (интересы, образовательные потребности) при организации общения с ними.

- Умеет планировать предстоящее общение: подбирать необходимую информацию, традиционные и нетрадиционные формы организации общения и методы активизации родителей.

- Обладает развитыми коммуникативными навыками.

       Над профессиональной компетентностью педагогов в общении с родителями нужно постоянно работать.
У педагогов и родителей есть единые задачи: сделать все, чтобы дети росли счастливыми, активными, здоровыми, жизнелюбивыми, общительными, чтобы они стали гармонически развитыми личностями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как стать компетентным в общении с родителями воспитанников

Можно ли представить жизнь современного ДОУ без тесных контактов с родителями? Давайте на мгновение включим фантазию и попробуем представить… Утром мамы и папы приводят детей к дверям детского сада, в...

памятка для педагогов "Продуктивное общение с родителями воспитанников"

В памятке изложены рекомендации по продуктивному общению с родителями....

«Практикум для педагогов ДОУ по построению эффективного общения с родителями воспитанников по теме: «Общаться позитивно – что это значит».

Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг д...

Семинар- практикум "Эффективное общение с родителями воспитанников ДОУ"

Материал по работе с родителями: упражнения, тесты, беседы...

Методические материалы "Навыки общения с родителями воспитанников"

Изучение опыта работы дошколь­ных учреждений показывает, что ра­боту с семьей педагоги считают необ­ходимой и трудной, в то же время не все к ней готовы. Есть положитель­ный опыт педагогов, но чаще об...

Семинар-практикум для воспитателей «Профессиональная компетентность педагога в сфере общения с родителями воспитанников ДОУ»

Цель: Повысить уровень профессионального мастерства педагогов ДОУ в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников....