Консультация для педагогов Тема: "Организация проведения речевых игр в режимных моментах для детей младшего возраста".
консультация (младшая группа)

Солдаткина Анастасия Борисовна

Консультация для педагогов на тему "Организация проведения речевых игр в режимных моментах для детей младщего возраста".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_pedagogov.docx24.1 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов

Тема: "Организация проведения речевых игр в режимных моментах для детей младшего возраста".


Каждый этап в жизни ребёнка представляет собой открытие мира предметов, природных объектов и отражение знаний и впечатлений в содержании речи ребёнка.

Развитие познавательно - речевой деятельности является одним из важнейших разделов дошкольной педагогики и направлен он на умственное развитие ребенка. Чем лучше будет организована познавательно - речевая деятельность детей, тем выше гарантии успешности обучения.

Прежде всего необходимо комплексно решить следующие задачи:

  • побудить ребенка реагировать на обращенную к нему речь;
  • научить слушать воспитателя;
  • вызывать речевое подражание(связанное с практической деятельностью детей, наглядной ситуацией при обязательном контакте);
  • накопить и расширить пассивный словарь ребенка.
  • Важно правильно организовать игровую и предметную ситуации. Воспитатель должен использовать ситуативные моменты режимных процессов. Следует обращаться к ребенку короткими предложениями, производить действия несколько раз подряд, повторением закрепляя сказанное.

Одни из главных задач педагогов дошкольных учреждений – помочь ребёнку адаптироваться в коллективе; грамотно подавать и закреплять новые знания и умения; расширять активный словарь; развивать связную речь. Все эти задачи можно решить посредством игры, как ведущей деятельности ребёнка в дошкольном учреждении.

Хочется уделить внимание речевым играм, используемым в ходе развития, воспитания и обучения детей младшего дошкольного возраста. Пример таких игр: «Ладушки», «Коза рогатая», «Испорченный телефон», «Краски» и пр. Преимущество словесных игр в том, что они не требуют особой подготовки, наглядного материала, оформления; могут проводиться в любые режимные моменты. И помимо развития связной речи учат детей взаимодействовать в коллективе, общаться друг с другом в различных игровых ситуациях.

 Методика проведения словесных игр. Общие рекомендации.

1.Прежде всего воспитатель должен быть хорошо подготовлен, ознакомлен с целью игры, её ходом, сопровождающим речевым материалом.

 2.Перед началом необходимо настроить детей на игровой лад. Возможно использование сюрпризных моментов, считалок, вводных хороводов и пр.

 3.Особое внимание нужно уделить объяснению правил данной игры детям.

 4.Обязательно поощрять детей по ходу игры. А если в игре есть соревновательный момент, то можно заранее подготовить приятные детям награды.

 5.Желательно, чтобы игры были интересны и занимательны, соответствовали возрасту.

 6.Необходимо отслеживать, чтобы все дети были вовлечены в процесс игры.

 7.При использовании одной и той же игры неоднократно, возможно вводить варианты с усложнением задач.

 8.Речевые игры могут проводиться в различные моменты педагогического процесса. Их можно использовать как часть занятия, в развлечениях, в свободной деятельности, на прогулке и пр.

Для детей младшего возраста  важен непосредственный контакт воспитателя и детей, а также опора на зрительные изображения. Воспитатель является руководителем игры. Основные игры для этого возраста – это рифмованные потешки.  

Учим детей слушать, повторять, участвовать в совместной деятельности.

Перед началом игры воспитатель должен познакомить детей с наглядным изображением героев игры. Например, если это «Коза рогатая», то сначала знакомим детей с изображением козы. В ходе проведения игры желательно, чтобы воспитатель находился на одном уровне с детьми, так называемый эффект «Глаза в глаза». Текст воспитатель должен произносить наизусть. Педагогу нужно активно использовать мимику, жесты, но только не стоит пугать детей, изображая волка или медведя. 

Рассмотрим  примеры речевых игр в различные режимные моменты:

  • Утро:  прием  детей. Особенно это актуально в младших возрастных группах, когда дети капризничают по утрам. Воспитатель встречает детей с игрушкой, сопровождает свое появление стихами:

Пришли дети в детский сад,

Здесь игрушки ждут ребят,

Машенька  рисует мышку,            

А  Максимка  смотрит в книжку.

Детям весело в саду!

С ними я играть иду!

  • Перед едой нужно мыть руки, но будет интереснее, если этот процесс будет  сопровождаться словами:

Теплою водою

Руки чисто мою.

Кусочек мыла я возьму

И ладошки им потру.

Во время приема пищи некоторые дети часто капризничают, соответственно, нервничают. Потешки помогут им успокоиться и спокойно покушать:

 

Тили-час, тили-час, вот обед у нас сейчас,

Скушаем за маму ложку, скушаем за папу ложку,  

За собачку и за кошку, воробей стучит в окошко,

Дайте ложечку и мне... Вот и кончился обед.

 

В образовательной деятельности речевые игры, которые мы называем физкультминутки, также имеют большое значение. Как известно, внимание детей короткое, они устают от сидения, поэтому им нужно расслабляться. Дети проговаривают вместе с воспитателем и сопровождается все это движениями. Вот некоторые примеры физкультминуток:

Буратино потянулся, раз нагнулся, два нагнулся.

Руки в стороны развел - ключик, видно, не нашел.

Чтобы ключик нам достать, надо на носочки встать.

                  

В сюжетно-ролевой  игре речевые игры также активно применяются:

По шоссе бегут машины, в темноте шуршат их шины.

Огоньки и там и тут, в дальний путь они зовут.

 

Завернем Аленку в теплую пеленку,

Колыбельную споем,

Чай на кухню пить пойдем.

Пусть приснятся нашей птичке   

Желтогрудые синички.

 

Важно разнообразить прогулку:

Поскорей, поскорей прилетай к нам воробей!

Тебе на дорожке мы насыплем крошки.

Прыг-прыг-прыг, чири-чирик.

Воробей наш не велик.                                          

Прыгает, летает, устали не знает.

 

 

Мы - веселые ребята, любим мы играть.

Как приятно и полезно мячик покатать!

Покидать его руками. Попинать его ногами,

Постучать об стенку, подкинуть коленкой.                              

Ах, какой хороший мяч! За спиной его не прячь!

 

Во время укладывания на сон:

Тишина у пруда, не качается вода.

Не шумят камыши, засыпают малыши.

И, наконец, каждому ребенку поднимем настроение, если разбудить словами:

Светит полная луна - за волной бежит волна,

Ветер веет на просторе, и всю ночь волнует море...

Волн спокойных мерный шум усыпляет праздный ум..

Но так долго вредно спать

Нам давно  пора вставать!

Важно помнить, что речевые игры помогут детям в развитии речи, воображения, а также создадут благоприятную атмосферу и позволят воспитателю расположить к себе детей! Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подборка художественного слова и малых фольклорных форм по режимным моментам для детей младшего возраста (группа Солнышко)

Подборка художественного слова и малых фольклорных форм по режимным моментамдля детей младшего возраста (группа Солнышко)...

Художественное слово, как фактор речевого развития в режимных моментах у детей младшего дошкольного возраста

Речь, во всем ее многообразии, является необходимым компонентом общения. Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуаци...

Картотека «Потешки в режимные моменты для детей младшего возраста»

Картотека«Потешки в режимные моменты для детей младшего возраста»...

Картотека «Потешки в режимных моментах для детей младшего возраста»

Потешка- это жанр устного народного творчества. Потешки необходимы для полноценного и всестороннего развития малыша, именно поэтому они причисляются к элементам педагогической науки. Поте...

Презентация проекта "Бережливый детский сад" "Организация режимного момента- одевание детей младшего возраста на прогулкув в весенний период- с помощью алгоритмов"

Презентация проекта "Бережливый детский сад" "Организация режимного момента- одевание детей младшего возраста на прогулкув в весенний период- с помощью алгоритмов"...

«Речевые игры в режимных моментах для детей младшего возраста»

Презентация на тему "Речевые игры в режимных моментах для детей младшего возраста"...

Картотека «Потешки в режимные моменты для детей младшего возраста»

В данной картотеке собранны:1.Потешки. Утренний приём.2.Потешки для тех, кто плачет или шумит.3.Потешки на зарядку4.Потешки при умывании5.Потешки при кормлении, обеде6.Потешки при одевании на прогулку...