Особенности развития творческого воображения детей дошкольного возраста
статья (подготовительная группа)

Фадеенко Анна Геннадьевна

Особенности развития творческого воображения детей дошкольного возраста

Скачать:


Предварительный просмотр:

Особенности развития творческого воображения детей дошкольного возраста

Актуальность данной темы заключается в следующем: для современного образовательного пространства проблема формирования творчески активной личности, способной эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы, приобретает особую значимость в связи с социально – экономическими преобразованиями в обществе и возрастающими требованиями к выпускнику школы.

        Проблема развития творческого воображения детей актуальна и тем, что этот психический процесс является важным компонентом любой формы творческой деятельности человека, его поведения в целом. В настоящее время в психолого-педагогической литературе всё чаще рассматривается вопрос о роли воображения в умственном развитии ребёнка, об определении сущности механизмов воображения.

        Воображение является предпосылкой эффективного усвоения учащимися нового учебного материала, а также условием творческого преобразования имеющихся у детей знаний, т.е. значительно влияет на эффективность воспитательно-образовательного процесса. Однако, в педагогической психологии вопросы, непосредственно связанные с проблемами формирования и развития творческого воображения мало разработаны, а исследований по изучению возможностей  учебных предметов в плане развития творческого воображения школьников недостаточно.

        Таким образом, проблема изучения особенностей развития творческого воображения дошкольников и определения условий, обеспечивающих формирование рассматриваемой психической функции у данной возрастной категории детей, приобретает особенную актуальность.

Анализ псхолого - педагогической литературы позволил нам сделать следующие выводы об особенностях процесса воображения:

      - воображение в психологии рассматривается как одна из форм отражательной деятельности сознания, специфика которой заключается в том, что оно отражает действительность как возможность, вероятность, путём переструктурирования имеющегося опыта, т.е. обеспечивает ориентацию человека в вероятной среде;

      - оно находится в отношениях тесной связи и взаимозависимости со всеми познавательными процессами и речью;

      - прослеживается тесная связь воображения с реальной действительностью;

      - деятельность воображения значительно активизируется в условиях дефицита внешней информации;

      - процесс воображения, его богатство, содержательность обусловлены прошлым опытом личности, опирается на него;

      - в основе создания образов воображения лежат следующие приёмы: комбинирование, агглютинация, акцентирование, противопоставление, преувеличение и др.

В процессе изучения  возрастных особенностей развития творческого воображения дошкольников  были выявлены следующие особенности развития творческого воображения:

      - воображение дошкольника непроизвольно, но в процессе учебной деятельности осуществляется постепенное его подчинение сознательным намереньям;

      - в качестве необходимого условия полноценного и успешного развития творческого воображения выступает включение в учебную деятельность учащихся игровых моментов, элементов занимательности, нестандартных ситуаций;

      - в дошкольном возрасте развитие творческого воображения происходит в рамках учебной деятельности;

      - образы воображения в младшем школьном возрасте становятся более полными, элементы репродуктивности встречаются значительно реже, в большей степени проявляется творческая переработка впечатлений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Развитие творческого воображения детей дошкольного возраста посредством сказки»

« Развитие творческого воображения детей дошкольного возраста посредством сказки» это мое выступление  на педагогическом совете....

Статья "Сюжетно-ролевая игра как средство развития творческого воображения детей дошкольного возраста"

Публикация в сборнике научных статей "Культурологические проблемы дошкольного образования: компетентностный подход"....

Оригинальные приемы развития творческого воображения детей дошкольного возраста

Задача развития творческого воображения дошкольника красной нитью проходит через все режимные моменты в детском саду. Организовать данную деятельность невозможно, используя традиционные пр...

Влияние изобразительной деятельности на развитие творческого воображения детей дошкольного возраста

Вот уже почти столетие детское рисование вызывает интерес многочисленных исследователей. Изобразительная деятельность ребенка и продукты этой деятельности были всегда предметом внимания психологов и п...

Развитие воображения в дошкольном возрасте. Развитие творческого воображения детей дошкольного возраста.

Воображение и фантазия – это важнейшая сторона жизни ребёнка.Воображение необходимо развивать, т.к. вместе с уменьшением способности фантазировать, у детей обедняется и личность, и снижаетс...

Статья Особенности театра теней и его возможности в развитии творческого воображения детей дошкольного возраста. 2024г.

Статья посвящена вопросу художественно-эстетического развития детей в процессе реализации театральной деятельности, способствующей развитию творческого воображения детей. Предложена техника организаци...