"Современные виды театров"
методическая разработка (средняя группа)

Васильева Мария Юрьевна

Доклад

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklteatr.docx26.59 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад на тему «Современные формы театрализации в группах разного возраста»

Театр – это волшебный мир! Он дает уроки красоты, морали и нравственности. А чем они богаче, тем успешнее идет развитие духовного мира детей.

Б. М. Теплов

А мы знаем, что знакомство с театром происходит в атмосфере волшебства, праздничности, приподнятого настроения, поэтому заинтересовать детей театром не сложно.

Театрализованная деятельность в детском саду – это прекрасная возможность раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитание творческой направленности личности.

Дети учатся замечать в окружающем мире интересные идеи, воплощать их, создавать свой художественный образ персонажа, у них развивается творческое воображение, ассоциативное мышление, речь, умение видеть необычные моменты в обыденном.

-Театрализованная деятельность помогает ребенку преодолеть робость, неуверенность в себе, застенчивость.

-Таким образом, театр помогает ребенку развиваться всесторонне.

В детских образовательных учреждениях можно и нужно уделять, всем видам детского театра, потому что они помогают:

- сформировать правильную модель поведения в современном мире;

- повысить общую культуру ребенка, приобщать к духовным ценностям;

- совершенствовать речь ребенка, активизировать словарь, совершенствовать звуковую культуру речи, ее интонационный строй; улучшают диалогическую речь, ее грамматический строй;

-знакомить ребенка с детской литературой, музыкой, изобразительным искусством, правилами этикета, обрядами, традициями, привить устойчивый интерес;

- дает элементарные представления о видах театра;

- совершенствовать навык воплощать в игре определенные переживания, побуждать к созданию новых образов, побуждать к мышлению;

- творчески относиться к любому делу, умение общаться со сверстниками и взрослыми, развитию сценического творчества, музыкальных и артистических способностей детей;

- развивает навыки публичного выступления и творческого содружества.

Сочетание традиций и инноваций

Традиционные виды театрализации (пальчиковый театр, например) обогащаем новыми приемами (включаем музыкальное сопровождение, рисуем героев на песке, используем интерактивную доску)

Например, современный теневой театр.  В настоящее время во всех ДОУ используется мультимедийное оборудование, что позволяет поднять театрализованные игры на новую высоту. На экране можно поставить цветную картинку для создания сцены в постановке, быстро поменять ее на следующую, выбрать определенную цветовую гамму. Использование компьютера значительно расширяет круг художественных произведений для театра, так как создание большого количества предметов для театрализованной деятельности занимает много времени, место для хранения атрибутов в группах, как правило, ограничено.

На фотографиях представлен мастер-класс для педагогов ДОУ по проведению теневого театра – сказка «Три поросенка». Силуэты персонажей сказки вырезаны из картона, покрашены в черный цвет и закреплены на деревянных палочках.

- Виды театров

- Театрализованные игры.

«Продолжи сказку» - направленные на активизацию творческого потенциала детей. Предложить детям составить продолжение известных сказок « Кот в сапогах», « Машенька и медведь», Дюймовочка» ( могла не просто сидеть, а договориться, ведь она умеет говорить!) Подразумевается, что полюбившиеся герои должны оказаться в ситуациях, требующих от них сноровки, бытовых умений, знаний в различных областях, позволяющих успешно выйти из затруднительных положений.

«Сказки наизнанку» - кукольный или настольный театр по известной сказке. Предложить детям придумать вариант сказки, где характеристики героев изменены ( Пример: колобок – злой, а лиса добрая).

«Здравствуй и прощай» Пример: доброе утро, добрый вечер, добрый день, рад тебя видеть, привет, приветствую вас, здравствуй. Пример: до свидания, прощай, всего доброго, всего хорошего, пока, счастливого пути.

 «Веселые стихи» - предложить детям придумать и рассказать стихотворение от лица героя сказки, представив себя стариком, медведем, лисой и т.д. «Диктофон» - предложить детям повторить, что сказал герой ( громко – тихо, во весь голос, медленно, по слогам).

«Калейдоскоп из сказок» - ( Пример: « Курочка ряба» и « Кот в сапогах» - кот съел мышку).

- Этюды и упражнения на выявление актерских умений

Актерские умения - понимание эмоционального состояния персонажа, и в соответствии с этим выбор адекватных выразительных средств для передачи образа персонажа - голоса, мимики, пантомимики; характера выразительности моторики: в пантомимике - естественность, скованность, медлительность, порывистость движений; в мимике - богатство, бедность, вялость, живость проявлений; в речи - изменение интонации, тона, темпа речи; самостоятельность выполнения задания, отсутствие стереотипных действий.

1. Ребенку предлагается передать содержание фразы, «считывая» интонацию, с которой звучит данный текст: Чудо остров! ¦ Наша Таня громко плачет... ¦ Карабас-Барабас ¦ Первый снег! Ветер! Холодно!

2. Детям предлагается прочесть по тексту с разными интонациями (удивленно, радостно, вопросительно, сердито, ласково, спокойно, равнодушно): «Два щенка, щека к щеке, щиплют щетку в уголке».

3. Пантомимические этюды.

Котята: • сладко спят; • просыпаются, лапкой умываются; • зовут маму; • пытаются утащить сосиску; • боятся собаки; • охотятся. Покажи: -как танцует добрая фея на балу у Золушки; - как злится страшная ведьма на балу у Спящей Красавицы; - как удивляется черепашка-ниндзя; - как здоровается Снежная Королева;

4. Этюды на изменения тембра голоса.

Педагог. Киска, как тебя зовут? Ребенок. Мяу! (Нежно)

Педагог. Стережешь ты мышку тут? Ребенок. Мяу! (Утвердительно) Педагог. Киска, хочешь молока? Ребенок. Мяу! (С удовлетворением)

Педагог. А в товарищи щенка? Ребенок. Мяу! Ффф-ррр! (Изобразить: трусливо, пугливо...).

 5. Интонационное прочтение стихов-диалогов.

- Мастерская по изготовлению театрализованных игрушек.

Для развития самостоятельности детей используются разнообразные приемы:

· Выбор детьми роли по желанию.

· Назначение на главные роли наиболее робких, застенчивых детей.

· Распределение ролей по карточкам.

· Проигрывание ролей в парах (благодаря этому приему, дети знают слова любой роли в сказке и могут заменять друг друга).

- ИКТ

Для облегчения процесса подготовки игр-драматизаций создать коллекцию слайдов положительных и отрицательных героев сказок, мультимедийную картотеку театральных костюмов.

Виды театрализованной деятельности в каждой возрастной группе

Младший возраст.

У детей этого возраста отмечается первичное освоение режиссерской театрализованной игры –включает мини-постановки по текстам народных и авторских стихов, сказок, рассказов («Этот пальчик – дедушка...», «Тили-бом», К. Ушинский «Петушок с семьей», А. Барто «Игрушки», В. Сутеев «Цыпленок и утенок».)

Средний возраст

Дети показывают постановки по сюжетам русских народных сказок «Лисичка со скалочкой», «Жихарка», «Рукавичка», «Бычок—смоляной бочок», «Пых», «Гуси-лебеди» и т.д.

Пальчиковый театр чаще используется в самостоятельной деятельности, когда ребенок импровизирует на основе знакомых стихов и потешек, сопровождая свою речь  несложными действиями («Жили у бабуси»; С. Михалков «Котята», 3убкова «Мы делили апельсин»).

Старшая группа

Усложняются тексты для постановок. В театрализованной игре начинают использоваться русские народные сказки-басни о животных («Лиса и журавль», «Заяц и еж»), произведения Л. Толстого, И. Крылова, Г.Х. Андерсена, М. Зощенко, Н. Носова.

Подготовительная группа

В подготовительной группе происходит углубление театрально-игрового опыта за счет освоения разных видов игры-драматизации и режиссерской театрализованной игры.

Современные виды театра:

Платковый театр 

Платковые куклы обогащают детей яркими впечатлениями, развивают творческие способности, память, мышление, речь, воображение, внимание, а также расширяют кругозор детей. Воспитывают в детях инициативность, выдержку, доброжелательность и коммуникабельность в отношениях со сверстниками.

У платковой куклы вместо рук работают руки кукловода (ребенка) на специальных резинках, пришитых к платью-костюму куклы. Основа имитации платья куклы - треугольник или квадрат из ткани, готовый взрослый платок или косынка. Голова куклы крепится к платью в районе шеи и вешается на пришитых верёвочках на шею кукловода.

Театральная игрушка из носков

Из носочка всегда можно сделать смешную куколку на руку для ребенка. Куколки из носков своими руками получаются очень радостными, яркими и прекрасными. Дети им непременно обрадуются. Ведь такие игрушки своими руками достойны внимания, из них можно сделать кукольный театр и выдумывать различные интереснейшие сюжеты. Выбираем самые интересные, разноцветные или просто цветные носочки и думаем, какая зверушка из этого носочка подойдет. Зеленый носок – крокодил, желтый - цыпленок, синий – слоник, серый - волк, и т. д.

Кукольный театр из мочалок

Можно купить готовые перчатки для купания, сделать выкройки и сшить одежду. Для многофункциональности на одежду приклеить липучки, для того, чтобы герое можно было переодевать в разную одежду.

Театр «Тантамарески»

Что еще может так забавлять детей, как тантамарески! Тантамареска - кукла с лицом актера. Они используются в комичных и юмористических спектаклях. С ними можно побывать в далекой стране или моментально перевоплотиться в сказочного героя. Театр тантаморесок способствует развитию у дошкольников воображения, коммуникативных и творческих способностей. Дети учатся импровизировать. выстраивать диалог. Этот вид театра легко сделать самим, используя картонные коробки, плотные листы бумаги, на которые наносится изображение героев, делаются прорези для лица. Используется для упражнений на развитие речи, разучивания мини-диалогов, стихов, ролей к спектаклям.

Ножной театр

В “театре ног” роли исполняют ноги артистов, на которые одеты детские игрушки. Персонажи театральных действий крепятся с помощью резинок на пятку и голень артистов. При исполнении роли нога “артистка” выносится на передний план декорации и “оживает”. Этот театр особенно подходит для стесняющихся детей, способствует их раскрепощению.

В своей группе мы реализуем проект по сказкам в течение года и в рамках этого проекта используем различные виды театров:

  1. Магнитный театр «Гуси-лебеди»

Наглядное развивающее пособие на магнитах сказка «Гуси-лебеди», включает в себя, доску с магнитным покрытием, фигурки магнитики – персонажи. Сюда же входят подставки для доски, благодаря которым она наклонена. Знакомит детей с азбукой эмоций, способствует лучшему пониманию себя и других, тренирует внимание и мышление.

  1. Театр на прищепках по сказке В. Сутеева «Под грибом»

Дети внимательно слушают сказку, активно сопереживают героям, эмоционально откликаются на содержание сказки. У детей проявляется словотворчество. С небольшой помощью могут описать сказочного персонажа, не перебивают, слушают и дополняют друг друга. С большим желанием участвуют в подготовке к спектаклю, распределению ролей.

  1. Театр на ложках «Заюшкина избушка»

Этот вид театра может использоваться как в подгрупповой, так в индивидуальной совместной деятельности с детьми. Обеспечивает возможность выбора ребенку персонажей. Игровые занятия с ложками включают разыгрывание знакомых сказок, литературных произведений, сценок, ролевые диалоги по иллюстрациям, также дети могут изобразить самостоятельные импровизации на темы, взятые из жизни (смешной случай, интересное событие и т. д.). Дети с удовольствием используют этот вид театра.

  1. Театр настроения

Предназначен для эмоционального и интеллектуального развития детей. Дети знакомятся не только с названиями и характерными внешними чертами 8 основных эмоций, но и учатся различать и сравнивать эмоциональные ощущения как свои, так и других. Знакомит детей с азбукой эмоций, способствует лучшему пониманию себя и других, тренирует внимание и мышление.

  1. Настольный театр «Снегурочка»
  2. Театр по сказке «Три медведя».

Вывод : Таким образом, можно организовать разные виды театров в детском саду. Педагогу важно при планировании такой деятельности учитывать возрастные и индивидуальные особенности воспитанников, их интересы. Кроме того, необходимо не только правильно провести театрализованную игру, но и методически верно продумать подготовительный и заключительный этапы работы с детьми. От указанных факторов зависит эффективность педагогической работы с дошкольниками в целом.

Организованная работа будет способствовать томy, что театрализованная игра станет  и средствам самовыражения и самореализации ребенка в разных видах творчества, самоутверждения в группе сверстников. А жизнь дошкольников в детском саду обогатится за счет интеграция игры и разных видов искусства, которые находят свое воплощение в театрально-игровой деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Театр. Виды театров.

В презентации рассказывается о создании театра, видах театров и о театрах Мордовии....

Новые виды театра Мастер-класс "Кукольный театр из пластиковых ложек своими руками"

Актуальность моего мастер-класса заключается в том, что театрализованная деятельность является одним из самых популярных и увлекательных направлений в дошкольном воспитании. С точки зрения педаго...

Презентация "С чего начинается театр - виды театров"

Презентация "С чего начинается театр - виды театров"...

Презентация для детей и родителей "Театр. Виды театров"

Вовлекая детей в волшебный мир театра зачастую родитель и не подозреват о его разноообразии. В данной презентации детям и родителям наглядно показывается все разнообразие театров....

Консультация для родителей: «Играем в театр дома. Виды театра.»

Консультация для родителей: «Играем в театр дома. Виды театра.». Какие есть виды театра, какие из них наиболее удобно и дешевле/бюджетно использовать дома. Из чего можно сделать ширму. В к...

Буклет для родителей "Что такое театр? Виды театра"

Театр  — зрелищный вид искусства, представляющий собой синтез различных искусств — литературы, музыки, хореографии, вокала, изобразительного искусства и других, и обладающий собственн...