Памятка для взрослых "Культурно- речевое воспитание"
консультация
В памятке отражён культурно-речевой этикет
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kulturno-rechevoe_vospitanie_detey.doc | 35.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ПАМЯТКА ДЛЯ ВЗРОСЛЫХ
КУЛЬТУРНО-РЕЧЕВОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ
Составитель: старший воспитатель Развозжаева Т.Л.
Культурно- речевое воспитание детей- дело большой социальной значимости. Как писал известный русский ученый А.Н.Пешковский, «там, где дети усиленно учатся говорить, …там люди не оскорбляют друг друга на каждом шагу, потому что лучше понимают друг друга». И чем раньше начинается речевое обучение ребёнка, тем больше возможностей для прочного овладения разносторонними коммуникативными умениями.
Развитые коммуникативные умения предполагают способность человека в разных ситуациях общения эффективно осуществлять речевую деятельность, т. е. уметь говорить и слушать других. Основа культуры общения- соблюдение этических норм речевого поведения (речевого этикета). В этой связи можно говорить о широком смысле и узком понимании речевого этикета.
- В широком смысле-это все правила, регулирующие поведение говорящего и слушающего (мимику, жесты, позу, содержание речи, её тон, выбор выражений).
- В узком смысле-это собственно речевые правила, которые определяют использование так называемых этикетных формул, т.е. слов и выражений, закреплённых за типовыми ситуациями общения: отношение и обращение, приветствие и прощание, извинение и благодарность, просьба и совет, знакомство и приглашение, соглашение и отказ, утешение, поздравление и некоторые другие.
Речевые стереотипы комбинируются в тематические ряды. Каждый из таких рядов имеет формулу базовую и формулы периферийные, обычно стилистические и эмоционально окрашенные. Например, базовой формуле приветствия «здравствуй (те)» противостоят разговорная формула «привет» и книжная, эмоциональная «очень рад вас приветствовать».
Правильное использование этикетных формул в речи помогает установлению контакта между собеседниками, поддержанию общения в тональности вежливости, доброжелательности, что, в свою очередь, облегчает взаимопонимание между людьми.
Речевое обучение детей предполагает, во- первых, введение в их активный словарь достаточного количества этикетных стереотипов, во-вторых, формирование умения выбрать нужную формулу с учетом ситуации общения (с кем, где, когда, зачем говоришь). Однако речь и поведение взаимосвязаны. Освоение ребенком собственно речевых норм осуществляется в единстве с изучением общих правил культурного поведения.
Правила речевого поведения сопряжены с общими этическими нормами, в основе которых лежат нравственные понятия и принципы: деликатность, доброта, внимание к окружающим.
Наблюдая за повседневным речевым поведением ребёнка, подсказывайте ему необходимые слова. Обучая ребёнка культуре речевого общения, вы благотворно повлияете также на развитие его характера, его отношений с окружающими, поможете ему свободно и без страха войти в мир общения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
памятка для родителей "Речевые нарушения"
Устранить речевые нарушения, сформировать и закрепить правильную артикуляцию Вашему ребенку помогут учитель-логопед, педагоги-специалисты, воспитатели детского сада. И все-таки основную нагрузку в обу...
Памятка для родителей "Речевое развитие ребёнка от 2-х до 7 лет"
Памятка для родителей "Речевое развитие ребёнка от 2-х до 7 лет"....
Памятка о нормальном речевом развитии ребенка
Речевое развитие ребенка...
Памятка для родителей "Речевое развитие детей"
В помощь родителям учителем-логопедом составлена памятка, что необходимо знать в речевом развитии детей дошкольного возраста, чтобы речь ребёнка развивалась правильно, родителям необходимо соблю...
СЕМИНАР ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ДОУ Особенности речевого воспитания в дошкольной педагогике Направления речевой работы с детьми
Создание информационного пространства для обмена педагогическим опытом и повышения прфессиональной компетентности....
Памятка для воспитателей по воспитанию правильного речевого дыхания у детей
Памятка содержит рекомендации по воспитанию правильного речевого дыхания у детей...
Памятка для родителей "Как играть с детьми раннего возраста". Плакат - Развитие речи детей раннего возраста. Памятка для родителей "Речевое развитие детей раннего возраста (2 – го года жизни)"
Выбирая игру для ребёнка, надо следовать главному принципу: игра должна соответствовать возможностям ребёнка, быть для него привлекательной, способствовать познавательному и речевому развитию....