Консультация Организация НОД ОО Художественно-эстетическое развитие
консультация (старшая группа)
Организация НОД ОО Художественно-эстетическое развитие для детей старшего дошкольного
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_po_izo.doc | 172 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБДОУ детский сад №1
Выборгского района Санкт-Петербурга
Консультация Организация НОД ОО Художественно-эстетическое развитие
Автор составитель
Наружная О.В.
воспитатель
Пояснительная записка
Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка. Именно в этом возрасте закладываются основы всестороннего, гармонического развития ребенка. Одна из важных задач в области народного образования – эстетическое воспитание и художественное образование детей. В дошкольные годы у ребенка развивается чувство прекрасного, высокие эстетические вкусы, умение понимать и ценить произведения искусства, красоту и богатство родной природы. Это способствует формированию духовно богатой, гармонично развитой личности. Творческая личность – это достояние всего общества.
Психологи и педагоги пришли к выводу, что раннее развитие способности к творчеству, уже в дошкольном детстве – залог будущих успехов. Способность к творчеству – отличительная черта человека, благодаря которой он может жить в единстве с природой, создавать, не нанося вреда, преумножать, не разрушая. Развитию творческих способностей дошкольника уделяется достаточное внимание в таких комплексных программах, как: «Детство», «Радуга», «От рождения до школы» и др. авторы программ нового поколения предлагают, через раздел художественно – эстетического воспитания, знакомить детей с традиционными способами рисования. Развивая, таким образом, творческие способности ребенка.
Желание творить – внутренняя потребность ребенка, она возникает у него самостоятельно и отличается чрезвычайной искренностью. Мы, взрослые, должны помочь ребенку открыть в себе художника, развить способности, которые помогут ему стать личностью.
Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического воспитания, так как оно связано с самостоятельной практической и творческой деятельностью ребенка. В процессе рисования у ребенка совершенствуются наблюдательность и эстетическое восприятие, художественный вкус и творческие способности. Рисуя, ребенок формирует и развивает себя определенные способности: зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета. Также развиваются специальные умения и навыки: координация глаза и руки, владение кистью руки.
Гуманистическое отношение к окружающему миру - первичная основа эстетических чувств. В эстетическом восприятии действительности основную роль играют наши зрительные, слуховые ощущения, а так же осязание и обаяние. Концепция программы помочь ребёнку открыть свой внутренний мир через цвет, форму, линию, развитию воображения, фантазии.
Изобразительное искусство располагает многообразием материалов и техник. Зачастую ребенку недостаточно привычных, традиционных способов и средств, чтобы выразить свои фантазии.
Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Несомненно, достоинством таких техник является универсальность их использования. Технология их выполнения интересна и доступна как взрослому, так и ребенку.
Именно поэтому, нетрадиционные методики очень привлекательны для детей, так как они открывают большие возможности выражения собственных фантазий, желаний и самовыражению в целом.
Важно с самых первых лет жизни ребёнка учить видеть красивое в окружающем, богатство цветов и форм, разнообразие их сочетаний, замечать характерные признаки предметов и явлений, определять их сходство и различие; формировать у детей изобразительные умения и желание рисовать, лепить, вырезать, конструировать; развивать творческую способность, учить воспринимать произведения искусства.
Направленность программы:
Программа ориентирована на работу с детьми 5-6 лет и носит художественно-эстетическую направленность, по форме проведения занятий является групповой и индивидуально-ориентированной. Данная программа направлена на развитие у ребёнка эстетического и эмоционального начала, а так же на формирования его образного мышления и творческих способностей. Программа способствует развитию воображения, фантазии, чтобы ребёнок мог открыть свой внутренний мир через цвет, форму, линию. Содержание программы направлено на создание условий для развития личности ребенка его интеллектуального и духовного развития.
Цель и задачи
Цель: создать условия для развития у детей творческих способностей с помощью изобразительной деятельности.
Образовательные задачи:
- Создать условия для знакомства с различными художественными материалами
- Создать условия для передачи формы предмета, соотношение его частей, расположение объектов в пространстве, их цвет и т.д
- Создать условия для расширения представлений о декаративно – прикладном искусстве
- Создать условия для расширения представлений о разных жанрах живописи (портрет, пейзаж, натюрморт), графики, архитектуры, скульптуры
Развивающие:
- Создать условия для развития умения замечать средства художественной выразительности: колорит, композицию, чувствовать настроение, переданное художником
- Создать условия для развития умения самостоятельно составлять узоры на основе знаний о характерных особенностях росписей
- Создать условия для формирования умения и навыка владения при работе с различными художественными материалами (нетрадиционная техника)
Воспитательные:
- Создать условия для привития детям устойчивый интерес к изобразительной деятельности
Частные задачи
Содержание образовательной области „Художественное творчество" направлено на достижение целей формирования интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении через решение следующих задач:
- развитие продуктивной деятельности детей (рисование, лепка, аппликация, художественный труд);
- развитие детского творчества;
- приобщение к изобразительному искусству».
Развитие продуктивной деятельности:
Рисование
Предметное рисование. Продолжать совершенствовать умение передавать в рисунке образы предметов, объектов, персонажей сказок, литературных произведений. Обращать внимание детей на отличия предметов по форме, величине, пропорциям частей; побуждать их передавать эти отличия в рисунках.
Закреплять умение передавать положение предметов в пространстве на листе бумаги, обращать внимание детей на то, что предметы могут по- разному располагаться на плоскости (стоять, лежать, менять положение: живые существа могут двигаться, менять позы, дерево в ветреный день — наклоняться и т. д.); передавать движения фигур.
Способствовать овладению композиционными умениями: учить располагать изображение на листе с учетом его пропорций (если предмет вытянут в высоту, располагать его на листе по вертикали; если он вытянут в ширину, например, не очень высокий, но длинный дом, располагать его по горизонтали). Закреплять способы и приемы рисования различными изобразительными материалами (цветные карандаши, гуашь, акварель, цветные мелки, пастель, сангина, угольный карандаш, фломастеры, разнообразные кисти и т. п).
Вырабатывать навык рисования контура предмета простым карандашом с легким нажимом на него, чтобы при последующем закрашивании изображения не оставалось жестких, грубых линий, пачкающих рисунок.
Закреплять умение рисовать акварелью в соответствии с ее спецификой (прозрачностью и легкостью цвета, плавностью перехода одного цвета в другой).
Совершенствовать умение детей рисовать кистью разными способами: широкие линии — всем ворсом, тонкие — концом кисти; наносить мазки, прикладывая кисть всем ворсом к бумаге, рисовать концом кисти мелкие пятнышки.
Знакомить с новыми цветами (фиолетовый) и оттенками (голубой, розовый, темно-зеленый, сиреневый), развивать чувство цвета. Учить смешивать краски для получения новых цветов и оттенков (при рисовании гуашью) и высветлять цвет, добавляя в краску воду (при рисовании - акварелью).
При рисовании карандашами учить передавать оттенки цвета, регулируя нажим на карандаш. В карандашном исполнении дети могут, регулируя нажим, передать до трех оттенков цвета.
Сюжетное рисование.
Подводить детей к созданию сюжетных компартий на темы окружающей жизни и на темы литературных произведений Кого встретил Колобок», «Два жадных медвежонка!», «Где обедал воробей !?» и др.).
Развивать композиционные умения, учить располагать изображения посередине, внизу листа, по всему листу.
Обращать внимание детей на соотношение по величине разных предметов в сюжете (дома большие, деревья высокие и низкие; люди меньше домов, но больше растущих на лугу цветов). Развивать умение располагать на рисунке предметы так, чтобы они загораживали друг друга (растущие перед домом деревья частично его загораживают и т. п.).
Декоративное рисование
Продолжать знакомить с городецкой росписью, ее цветовым решением, спецификой создания декоративных цветов (как правило, не чистых тонов, а оттенков), учить использовать для украшения оживки.
Познакомить с росписью Полхов-Майдана. Включать городецкую и полхов-майданскую роспись в творческую работу детей, помогать осваивать специфику этих видов росписи, знакомить с характерными элементами (бутоны, цветы, листья, травка, усики, завитки, оживки).
Вызывать желание создавать узоры на листах в форме народного изделия (поднос, солонка, чашка, розетка и др.). Для развития творчества в декоративной деятельности учить использовать декоративные ткани. Предоставлять детям бумагу в форме одежды и головных уборов (кокошник, платок, свитер и др.), предметов быта (салфетка, полотенце).
Лепка
Продолжать знакомить детей с особенностями лепки из глины, пластилина и пластической массы.
Развивать умение лепить с натуры и по представлению знакомые предметы (овощи, фрукты, грибы, посуда, игрушки); передавать их характерные особенности. Совершенствовать умение лепить посуду из целого куска глины и пластилина ленточным способом.
Закреплять умение лепить предметы пластическим, конструктивным и комбинированным способами. Формировать умение сглаживать поверхность формы, делать предметы устойчивыми.
Закреплять умение передавать в лепке выразительность образа, лепить фигуры человека и животных в движении, объединять небольшие группы предметов в несложные сюжеты (в коллективных композициях.
Продолжать формировать умение лепить мелкие детали; пользуясь стекой, наносить рисунок чешуек у рыбки, обозначать глаза, шерсть животного, перышки птицы, узор, складки на одежде людей и побуждать использовать дополнительные материалы (косточки, зернышки, бусинки и т.д.).
Декоративная лепка.
Продолжать знакомить детей с особенностями декоративной лепки. Формировать интерес и эстетическое отношение к предметам народного декоративно - прикладного искусства.
Формировать умение украшать узорами предметы декоративного искусства. Учить расписывать изделия гуашью, украшать их налетами и углубленным рельефом, использовать стеку.
Учить сглаживать неровности вылепленного изображения, обмакивая пальцы в воду, когда это необходимо для передачи образа.
Аппликация
Закреплять умение разрезать бумагу на короткие и длинные полоски; вырезать круги из квадратов, овалы из прямоугольников, преобразовывать одни геометрические фигуры в другие (квадрат — в два-четыре треугольника, прямоугольник — в полоски, квадраты или маленькие прямоугольники), создавать из этих фигур изображения разных предметов или декоративные композиции.
Формировать умение вырезать одинаковые фигуры или их детали из бумаги, сложенной гармошкой, а симметричные изображения — из бумаги, меженной пополам (стакан, ваза, цветок и др.). С целью создания выразительных образов познакомить с приемом обрывания.
Побуждать создавать предметные и сюжетные композиции, дополнять их деталями, обогащающими изображения.
Приобщение к изобразительному искусству
Учить выделять, называть, группировать произведения по видам искусства (литература, музыка, изобразительное искусство, архитектура, театр).
Познакомить детей с жанрами изобразительного и музыкального искусства. Учить выделять и использовать в своей изобразительной, музыкальной, театрализованной деятельности средства выразительности разных видов искусства, знать и называть материалы для разных видов художественной деятельности.
Познакомить с произведениями живописи (И. Шишкин, И. Левитан. В. Серов, И. Грабарь, П. Кончаловский и др.) и изображением родной природы в картинах художников.
Расширять представления о графике (ее выразительных средствах). Знакомить с творчеством художников - иллюстраторов детских книг (Ю. Васнецов, Е. Рачев, Е. Чарушин, И. Билибин и др.).
Продолжать знакомить детей с архитектурой. Закреплять знания о том, что
Развивать наблюдательность, учить внимательно рассматривать здания, замечать их характерные особенности, разнообразие пропорций, конструкций, украшающих деталей.
Подвести детей к понятиям «народное искусство», «виды и жанры народного искусства». Расширять представления детей о народном искусстве, фольклоре, музыке и художественных промыслах. Развивать интерес к участию в фольклорных праздниках.
Тематический план работы на учебный год
для детей 5 - 6 лет, старшая группа
Месяц | Неделя | Вид занятия | Содержание (разделы, темы) | Кол-во занятий |
Сентябрь | 1 | Рисунок Мое лето Лепка Любимая игрушка | 1 | |
1 | ||||
2 | 1 | |||
1 | ||||
3 | Рисунок | Волны | 1 | |
Лепка | Корзина с грибами | 1 | ||
4 | Живопись | Осенний пейзаж | 1 | |
ДПИ | Орнамент из природного материала | 1 | ||
Октябрь | 1 | Рисунок | Печать листьями. (коллективная работа) | 1 |
Лепка | Мобиль из осенних листьев | 1 | ||
2 | Живопись | Птица времени года | 1 | |
ДПИ | Золотая хохлома | 1 | ||
3 | Рисунок | Ёжик | 1 | |
Лепка | Белка с орехом | 1 | ||
4 | Живопись | Праздничный салют | 1 | |
ДПИ | Шапка и шарф | 1 | ||
Ноябрь | 1 | Рисунок | Дождь в городе | 1 |
Лепка | Лиса с лисятами | 1 | ||
2 | Живопись | Портрет мамы | 1 | |
ДПИ | К дню матери «Цветы их салфеток» | 1 | ||
3 | Рисунок | Ветка рябины | 1 | |
Лепка | Кисть рябины | 1 | ||
4 | Живопись | Собачка Портрет мамы | 1 | |
ДПИ | Черепашка | 1 | ||
Декабрь | 1 | Рисунок | Первый снег | 1 |
Лепка | Обитатели зимнего леса (коллективная работа.) | 1 | ||
2 | Живопись | Птица времени года | 1 | |
ДПИ | Новогодняя открытка символ года (обезьяна) | 1 | ||
3 | Рисунок | Белая береза | 1 | |
Лепка | Новогодняя елочка | 1 | ||
4 | Живопись | Зимний лес | 1 | |
ДПИ | Рождественские пряники | 1 | ||
Январь | 1 | |||
2 | ||||
3 | Рисунок | Зима в родном городе | 1 | |
Лепка | Цирк. Клоун на арене. | 1 | ||
4 | Живопись | Лисичка в зимнем лису | 1 | |
ДПИ | Бело синее чудо Гжели (тарелка) | 1 | ||
Февраль | 1 | Рисунок | Красивое развесистое дерево зимой | 1 |
Лепка | Лыжник | 1 | ||
2 | Живопись | Снегирь на ветке | 1 | |
ДПИ | Открытка к 23 февраля | 1 | ||
3 | Рисунок | Пингвины на льду (мелки) | 1 | |
Лепка | Звери в цирке | 1 | ||
4 | Живопись | Сова на ветке | 1 | |
ДПИ | Павлопосадский платок | 1 | ||
Март | 1 | ДПИ | 0ткрыка для мамы. Ваза с цветами | 1 |
Рисунок | Мы с мамой (карандаши цветные) | 1 | ||
2 | Живопись | Ваза с цветами (акварель худ. пастель) | 1 | |
Лепка | Рыбки в аквариуме. (пластинография) | 1 | ||
3 | Рисунок | Первые весенние цветы.( цв.крандаши) | 1 | |
ДПИ | Матрешка. Полхов-Майдан | 1 | ||
4 | Живопись Лепка | Солнце весной.( акварель худ. пастель) Скворец (пластилин графия) коллективная работа. | 1 1 | |
Апрель | 1 | Рисунок | Космос (гратаж) | 1 |
Лепка | Инопланетянин | 1 | ||
2 | Живопись | Солнечная система | 1 | |
ДПИ | Сакура цветет | 1 | ||
3 | Рисунок | Ветка вербы | 1 | |
Лепка | Гнездо для птицы | 1 | ||
4 | Живопись | Мать – и – мачеха | 1 | |
ДПИ | Доска (городец) | 1 | ||
Май | 1 | Живопись | Салют победы Поле с тюльпанами | 1 |
Рисунок | 1 | |||
2 | Божья корова | |||
Лепка | 1 | |||
3 | Рисунок | День города Бабочка на цветочке | 1 | |
ДПИ | 1 | |||
4 | Живопись | Яблоня цветет | 1 | |
Лепка | ||||
Список литературы
- «От рождения до школы» Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. - 304 с.
- Артемова Л.В. «Окружающий мир в дидактических играх дошкольников» М: Просвещение 1992г – 96с.
- Аверина И.Е. «Физкультурные минутки и динамические паузы в ДОУ», М: Айрис – пресс, 2005г – 144с.
- Анищенкова Е.С. «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников», М: АСТ: Астрель, 2006г -61с.
- Аджи А.В. «Конспекты интегрированных занятий в старшей группе детского сада», Воронеж ТЦ «Учитель», 2006г – 333с.
- Береславский Л., Береславская А., «Современные игровые методы развития интеллекта», М: Школьная Пресса, 2010г – 80с.
- Бондаренко Т.М. «Комплексные занятия в старшей группе детского сада» Воронеж: 2009. – 666с.
- Вахрушев А.А., Кочемасова Е.Е. «Здравствуй, мир», М: «Баласс», 2003г – 304с.
- Журнал «Воспитатель ДОУ», ООО «ТЦ СФЕРА», 2011г – 126с.
- Журнал «Дошкольное воспитание», 2012г
- «Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста», Л.А.Венгер, О.М.Дьяченко, М: Просвещение, 1989г – 127с.
- Коломина Н.В. «Занятия по экологии в детском саду», М: ТЦ Сфера, 2010г – 144с.
- Комарова Т.С. «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду». М., «Просвящение», 1978 – 190с.
- Куцакова Л.В. «Конструирование и художественный труд в детском саду», ООО «ТЦ Сфера»2005 – 212с.
- Кравченко И.В., Долгова Т.Л. Прогулки в детском саду. ТЦ Сфера, 2010г – 208с.
- Краснощекова Н.В. «Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста» (Школа развития), Ростов н/Д: издательство «Феникс» 2007г – 251с.
- Лыкова И.А. «Изобразительная деятельность в детском саду», М: «КАРАПУЗ – ДИДАКТИКА». 2009г – 208с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Развитие творческого потенциала личности дошкольника через организацию работы по художественно-эстетическому развитию»
Совершенствование воспитательно-образовательного процесса.Создание творческой атмосферы в коллективе....
Педсовет №2. «Развитие творческого потенциала личности дошкольника через организацию работы по художественно-эстетическому развитию».
Педсовет №2. «Развитие творческого потенциала личности дошкольника через организацию работы по художественно-эстетическому развитию».Цель: совершенствовать работу по художе...
«Развитие творческого потенциала личности дошкольника через организацию работы по художественно-эстетическому развитию»
Дошкольный возраст даёт прекрасные возможности для развития способностей к творчеству и от того, насколько были использованы эти возможности, во многом будет зависеть творческий потенциал взрослого че...
Консультация для воспитателей «Развитие творческого потенциала личности дошкольника через организацию работы по художественно-эстетическому развитию (КОНСТРУИРОВАНИЕ)»
Дошкольное детство – это период первоначального становления и развития личности. Эмоциональный мир современных детей изменился, они стали более свободными, самостоятельными и активны...
Презентация «Развитие творческого потенциала личности дошкольника через организацию работы по художественно-эстетическому развитию (КОНСТРУИРОВАНИЕ)»
Термин «конструирование» произошел от латинского слова construere, что означает — создание модели, построение, приведение в определенный порядок и взаимоотношение различных отде...
Тема: «Методика организации деятельности по художественно- эстетическому и творческому обучению и развитию детей в ДОУ» Консультация для педагогов
Тема: «Методика организации деятельности по художественно- эстетическому и творческому обучению и развитию детей в ДОУ»Консультация для педагогов...