Рабочая программа, доп. образование оригами "Чудеса бумаги".
рабочая программа (старшая группа)
.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_platnoy_obrazovatelnoy_uslugi_chudesa_bumagi_2021-2022_g.doc | 188.72 КБ |
Предварительный просмотр:
№ п/п | Содержание | стр |
1. | Комплекс основных характеристик программы | 3 |
1.1. | Пояснительная записка | 3 |
1.2. | Цель и задачи программы | 8 |
1.3. | Содержание программы | 9 |
1.4. | Планируемые результаты | 10 |
2. | Комплекс организационно-педагогических условий | 10 |
2.1. | Календарный учебный график | 10 |
2.2. | Условия реализации программы | 14 |
2.3. | Формы аттестации | 14 |
2.4. | Оценочные материалы | 14 |
2.5. | Методические материалы | 16 |
3. | Список литературы | 16 |
Раздел №1. Комплекс основных характеристик программы
1.1. Пояснительная записка
Согласно ФГОС ДО, важнейшей задачей дошкольного образования является всестороннее личностное развитие детей, основанное на соответствующих дошкольному возрасту видах деятельности, таких как игра, изобразительная деятельность, конструирование, восприятие сказки и т.д. Также, одним из способов развития творческой личности, согласно ФГОС, является создание различных поделок своими руками – такая деятельность позволяет приобрести навыки и умения для развития тонких и точных движений, уверенного управления своим телом, повышения интеллекта и волевых способностей, что является залогом успешного освоения дошкольником программы начального образования в будущем.
Занятия в кружке «Чудеса бумаги» - это работа, используемая
как средство дополнительного образования. Эта программа поможет ввести детей в мир древнейшего искусства складывания бумаги без ножниц и клея, сотворения настоящих шедевров своими руками.
Предлагаемая программа предназначена для реализации работы по ознакомлению детей с искусством оригами в условиях дошкольного образовательного учреждения.
Совершенствуя и координируя движения пальцев и кистей рук, оригами влияет на общее интеллектуальное развитие ребёнка, в том числе и на развитие речи. Правильная, хорошо развитая речь является одним из основных показателей готовности ребёнка к успешному обучению в школе.
Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов. Развитие и улучшение речи стоит в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Если же развитие движений пальцев отстаёт, то задерживается и речевое развитие.
Этот вид искусства благоприятно воздействует на развитие внимания и формирование памяти: дети запоминают термины, приёмы и способы складывания, по мере надобности воспроизводят сохранённые в памяти знания и умения.
Бумага – доступный для ребёнка и универсальный материал – широко применяется не только в рисовании, аппликации, но и в художественном конструировании. Особенно привлекает дошкольников возможность самим создавать такие поделки из бумаги, которые затем будут использованы в играх, инсценировках, оформлении группы к праздникам, подарены на день рождения или к празднику своим родителям, воспитателям, друзьям. Данная программа предлагает решать обозначенную проблему через освоение детьми приёмов работы с бумагой.
Программа комплексная, включающая деятельность по конструированию из бумаги, которые направлены на развитие у дошкольников творчества, определяющиеся как продуктивная деятельность, в ходе которой ребёнок создаёт новое, оригинальное, активизируя воображение и реализуя свой замысел, находя средства для его воплощения.
Значение оригами для развития ребёнка:
Учит детей различным приёмам работы с бумагой, таким, как сгибание, многократное складывание.
Развивает у детей способность работать руками, приучает к точным движениям пальцев, у них совершенствуется мелкая моторика рук, происходит развитие глазомера.
Учит концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления поделки, учит следовать устным инструкциям.
Стимулирует развитие памяти, так как ребёнок, чтобы сделать поделку, должен запомнить последовательность её изготовления, приёмы и способы складывания.
Знакомит детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т.д., при этом происходит обогащение словаря ребёнка специальными терминами.
Развивает пространственное воображение –учит читать чертежи, по которым складываются фигурки и представлять по ним изделия в объёме, помогает развитию чертёжных навыков, так как схемы понравившихся изделий нужно зарисовывать в тетрадку.
Развивает художественный вкус и творческие способности детей, активизирует их воображение и фантазию.
Способствует созданию игровых ситуаций, расширяет коммуникативные способности детей.
Совершенствует трудовые навыки, формирует культуру труда, учит аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.
Большое внимание при обучении оригами уделяется созданию сюжетно-тематических композиций, в которых используются изделия, выполненные в технике оригами.
Оригинальность композиции достигается тем, что фон, на который наклеиваются фигуры, оформляют дополнительными деталями, выполненными в технике аппликации. Так, в зависимости от темы композиции, создают нужную окружающую обстановку, среду обитания: луг с цветами, островок в пруду, небо с облаками, тучами, ярким солнцем, бушующее море и т.п.
Для выразительности композиции большое значение имеет цветовое оформление. При помощи цвета передаётся определённое настроение или состояние человека или природы. В процессе создания композиций у детей формируется чувство центра, симметрии, представление о глубине пространства листа бумаги. Они учатся правильно располагать предметы на плоскости листа, устанавливать связь между предметами, расположенными в разных частях фона (ближе, выше, ниже, рядом), что требует изменения величины фигур. Предметы, которые находятся вблизи, должны быть большими по размеру, чем те же предметы, но расположенные чуть дальше или вдали. Так дети осваивают законы перспективы.Таким образом, создание композиций при обучении оригами способствует применению у дошкольников знаний, полученных на занятиях кружка, в рисовании, природопользовании.
Актуальность программы - в создании условий для развития личности ребёнка, развитии мотивации к познанию и творчеству, приобщении к общечеловеческим ценностям, для социального и культурного самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка, укреплении психического и физического здоровья детей, взаимодействии педагога с семьёй. Актуальность использования оригами в образовательном процессе в первую очередь связана с возможностью использования его как средства развития мелкой моторики рук. Использование оригами обеспечивает хорошую тренировку пальцев, способствует выработке движений кисти, развивает точность, скоординированность мелких движений пальцев. Как известно, всё это стимулирует развитие речи у детей. Кроме того, для детей младшего возраста тренировка пальцев важна с точки зрения выработки основных элементарных умений, таких, как одевание и раздевание, застегивание и расстегивание пуговиц, манипулирование ложкой, ножницами. У старших дошкольников тренировка пальцев подготавливает руку к письму.
Отличительные особенности программы, новизна.
Занятия в кружке «Чудеса бумаги» помогают увидеть, рассмотреть,разгадать интересы,наклонности,способности и таланты воспитанников, создать возможности для их интеллектуального развития и творческой реализации.
В воспитательный процесс вводятся технологии по развитию личности, чтобы были востребованы самостоятельность мысли и действия ребенка, а для этого используются имитационные игры, театрализация. Когда деятельность имеет смысл, то познавательное действие ребенка тоже обретает смысл и новую, более сильную мотивацию,появляются возможности свободно выражать свои творческие силы. От полученной фигурки ребенку должно быть радостно! Именно тогда у него возникает желание заниматься дальше.
Адресат программы.
Программа адресована детям от 5 до 6 лет.
Условия набора учащихся:
Для обучения принимаются все желающие.
Количество обучающихся – 10 человек.
Объём и срок освоения программы
Объем программы – 30 часов.
Программа рассчитана на 1 год обучения.
Форма обучения - очная.
Уровень программы - стартовый (ознакомительный).
Особенности организации образовательного процесса
Организационные формы обучения.
Занятия проводятся по группам.
Группы формируются из обучающихся одного возраста.
Состав группы обучающихся – постоянный.
Режим занятий
Продолжительность одного академического часа - 25 мин. Перерыв между учебными занятиями – 10 минут.
Общее количество часов в неделю – 1 час. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу.
Цель и задачи программы
Цель программы – всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладение элементарными приёмами техники оригами, как художественного способа конструирования из бумаги.
Задачи программы:
Знакомить детей с основными геометрическими понятиями и базовыми формами оригами.
Формировать умения следовать устным инструкциям.
Обучать различным приёмам работы с бумагой.
Закреплять знания детей по основным геометрическими понятиям: круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т.д. - Обогащать словарь ребёнка специальными терминами.
Развивать внимание, память, логическое и пространственное воображения.
Развивать мелкую моторику рук и глазомер.
Развивать художественный вкус, творческие способности и фантазии детей. Воспитывать интерес к искусству оригами.
Формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки.
Способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные способности детей.
Совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.
1.2. Содержание программы
Учебный план
№ п/п | Название раздела, темы | Количество часов | Формы промежуточной аттестации/ контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
1 | Треугольник | 14 | 1 | 13 | Выставка творческих работ |
2 | Воздушный змей | 7 | 1 | 6 | |
3 | Водяная бомбочка | 4 | 1 | 3 | |
4 | Двойной квадрат | 5 | 1 | 4 | |
Итого | 30 | 4 | 26 |
1.3. Планируемые результаты
К концу года обучения дети смогут:самостоятельно изготовить и знать основные базовые формы оригами , по образцу изготавливать несложные поделки,знать и называть геометрические фигуры,ориентироваться на листе бумаги, намечать линии,тщательно и аккуратно разглаживать линии сгиба, украшать свою поделку, добавлять недостающие детали (глаза, усы, и т.п.),добиваться конечного результата, самостоятельно и справедливо оценивать конечный результат своей работы и работы сверстников
Формы реализации программы: реализация программы предполагает осуществление специально организованных занятий, в процессе которых дети получают знания, навыки по изучаемым темам.
Раздел № 2 «Комплекс организационно-педагогических условий»
2.1. Календарный учебный график
№ п/п | Месяц | Число | Время проведения занятия | Форма занятия | Кол- во часов | Тема занятия | Место проведения | Форма контроля |
1 | Октябрь | 07.10.2021 | 17.00 | Игровая | 1 | Парусник | Кабинет изодеятельности | Творческая выставка |
2 | 14.10.2021 | 1 | Рыбка | |||||
3 | 21.10.2021 | 1 | Бабочка | |||||
4 | 28.10.2021 | 1 | Лисичка | |||||
5 | Ноябрь | 04.11.2021 | 1 | Стаканчик | ||||
6 | 11.11.2021 | 1 | Собачка - 1 вариант | |||||
7 | 18.11.2021 | 1 | Собачка -2 вариант | |||||
8 | 25.11.2021 | 1 | Котик | |||||
9 | Декабрь | 02.12.2021 | 1 | Лягушка | ||||
10 | 09.12.2021 | 1 | Елочка | |||||
11 | 16.12.2021 | 1 | Сборная звезда | |||||
12 | 23.12.2021 | 1 | Зайчик | |||||
13 | Январь | 13.01.2022 | 1 | Медвежонок | ||||
14 | 20.01.2022 | 1 | Морской флот | |||||
15 | 27.01.2022 | 1 | Цветик Семицветик | |||||
16 | Февраль | 03.02.2022 | 1 | Совушка сова | ||||
17 | 10.02.2022 | 1 | Ворона | |||||
18 | 17.02.2022 | 1 | Розы | |||||
19 | 24.02.2022 | 1 | Жар птица | |||||
20 | Март
| 03.03.2022 | 1 | Попугайчик | ||||
21 | 10.03.2022 | 1 | Журавлик | |||||
22 | 17.03.2022 | 1 | Ракета | |||||
23 | 24.03.2022 | 1 | Цветы | |||||
24 | 07.04.2022 | 1 | Лилия | |||||
25 | 14.04.2022 | 1 | Рыбка | |||||
26 | 21.04.2022 | 1 | Тюльпан | |||||
27 | 28.04.2022 | 1 | Кувшинка | |||||
28 | Май | 05.05.2022 | 1 | Краб | ||||
29 | 12.05.2022 | 1 | Петушок золотой гребешок | |||||
30 | 19.05.2021 | 1 | Итоговое занятие «Коллективное панно» |
2.2. Условия реализации программы
Наличие МТБ
Занятия проводятся в помещении с хорошим освещением и вентиляцией. Кабинет оснащен необходимой мебелью (столы, стулья), которые соответствует росту и возрасту детей, а также шкафы для хранения методической и художественной литературы, наглядности, игр и т.д.
Также в кабинете имеется: магнитная, маркерная доска
2.3. Формы аттестации
Форма аттестации: отчетная выставка.
Текущий контроль включает следующие формы: творческие работы.
Входная диагностика позволяет определить уровень знаний, умений и навыков, компетенций у обучающегося, чтобы выяснить, насколько ребенок готов к освоению данной программы.
2.4. Оценочные материалы
Характеристика оценочных материалов
№ п/п | Фамилия, имя ребенка | Знание основных базовых форм и умение самостоятельно их изготовить | Умение изготовить несложную поделку, следя за показом педагога и слушая устные пояснения | Умение украсить свою поделку, добавляя недостающие детали (нос, глаза, усы и т.п.) | Создание творческих композиций с изделиями, выполненными в технике оригами. | Умение самостоятельно изготовить поделку от начала и до конца по образцу | Точность и аккуратность выполнении работы | Умение самостоятельно и справедливо оценивать конечный результат своей работы | Общее количество баллов | Процент усвоения программы | ||||||||||
Н.г | К.г | Н.г | К.г | Н.г | К.г | Н.г | К.г | Н.г | К.г | Н.г | К.г | Н.г | К.г | Н.г | К.г | Н.г | К.г | |||
1 | ||||||||||||||||||||
2 | ||||||||||||||||||||
3 | ||||||||||||||||||||
4 | ||||||||||||||||||||
5 | ||||||||||||||||||||
6 | ||||||||||||||||||||
7 | ||||||||||||||||||||
8 | ||||||||||||||||||||
9 | ||||||||||||||||||||
Итого % |
2.5. Методические материалы
Объяснительно-иллюстративный метод в программе используется при сообщении учебного материала для обеспечения его успешного восприятия.
Он раскрывается с помощью таких приемов:
-словесные (беседа, художественное слово, загадки, напоминание о последовательности работы, совет);
- наглядные;
- практические;
- игровые.
Используемые методы способствуют обеспечению высокого качества учебно-воспитательного процесса и эффективному освоению дошкольников знаний и навыков, развитию творческих способностей.
3 . Список литературы.
С. Соколова Школа оригами: Аппликация и мозаика. – М.:Издательство Эксмо; СПб.;
Соколова С. В. Оригами для дошкольников: Метод. пособие для воспитателей ДОУ. — СПб.: Детство-пресс, 2001
С. Соколова Театр оригами: Игрушки из бумаги. М.: Издательство Эксмо; СПб.:
Оригами для дошкольников. – «Гном-Пресс», 2005. 7.
Мусиенко С. И., Бутылкина Г. В. Оригами в детском саду. – «Линка-Пресс», 2010.
«Оригами в детском саду» Мусиенко С.И., Бутылкина Г.В. .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ по реализации адаптированной образовательной программы дошкольного образования (образовательная область «Речевое развитие») группы компенсирующей направленности для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет)
К учреждениям образования предъявляются новые требования в обеспечении их стабильного функционирования и развития. Оптимальным механизмом, обеспечивающим данные процессы, является деятельность дошколь...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ по реализации адаптированной образовательной программы дошкольного образования
Рабочая программа коррекционного образования по реализации адаптированной образовательной программы дошкольного образования (образовательная область «Речевое развитие») группы ко...
Рабочая программа дополнительного образования детей по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» (конструирование из бумаги) «Мастерская Самоделкина» (3-4 лет)
Для дополнительных занятий с детьми...
Рабочая программа дополнительного образования детей "Волшебная бумага"
Программа направлена на художественно-эстетическое развитие детей....
Рабочая программа дополнительного образования художественной направленности «Все дело в бумаге»
Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. П...
Рабочая программа дополнительного образования "Волшебная бумага"
Рабочая программадополнительного образования Кружок «Волшебная бумага»для детей 5 - 7 лет...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ВОЛШЕБНИЦА-БУМАГА» (КОНСТРУИРОВАНИЕ В ТЕХНИКЕ ОРИГАМИ) для детей 5-6 лет на 2022-2023 учебный год
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ«ВОЛШЕБНИЦА-БУМАГА»(КОНСТРУИРОВАНИЕ В ТЕХНИКЕ ОРИГАМИ)для детей 5-6 летна 2022-2023 учебный год...