Методические рекомендации
методическая разработка
Содержание
Пояснительная записка
- Самообразование педагога в соответствии с ФГОС ДО
- Требования к оформлению документации по самообразованию
- Этапы работы по самообразованию
- Выбор темы самообразования воспитателя детского сада
- Представление результатов и их применение на практике
Заключение
Банк данных по электронным образовательным ресурсам в помощь педагогам по самообразованию
Приложения
Приложения №1 Пример титульного листа
Приложение №2 Пример плана работы
Приложение № 3 Опорная таблица формулирования темы по самообразованию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
методические рекомендации по составлению плана по самообразованию педагога | 54.08 КБ |
Предварительный просмотр:
\
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Самообразование педагога в ДОУ
Содержание
Пояснительная записка
- Самообразование педагога в соответствии с ФГОС ДО
- Требования к оформлению документации по самообразованию
- Этапы работы по самообразованию
- Выбор темы самообразования воспитателя детского сада
- Представление результатов и их применение на практике
Заключение
Банк данных по электронным образовательным ресурсам в помощь педагогам по самообразованию
Приложения
Приложения №1 Пример титульного листа
Приложение №2 Пример плана работы
Приложение № 3 Опорная таблица формулирования темы по самообразованию.
Пояснительная записка
Одним из условий повышения качества работы дошкольного учреждения является дифференцированное оказание помощи педагогам на основе диагностики их профессионального уровня. Задача старшего воспитателя – оказать помощь конкретному воспитателю в решении тех проблем, которые вызывают у него затруднение или являются предметом его интересов. Однако эффективность работы в конечном итоге определяется самостоятельной работой педагога, его самообразованием. Постоянная работа педагога над совершенствованием своего развития важна в силу специфики педагогической деятельности, направленной на развитие и воспитание ребёнка. Педагогу не обойтись без серьёзных знаний педагогических и психологических основ обучения и воспитания, без всесторонней информированности и компетентности в выдвигаемых жизнью и профессиональной деятельностью вопросах. Только путём самообразования и творческих поисков педагог придёт к своему мастерству. Именно поэтому постоянное стремление к самосовершенствованию должно стать потребностью каждого педагога дошкольного учреждения.
Педагог ДОУ (дошкольного образовательного учреждения) — одна из профессий, которая предполагает постоянное самообразование. Современные дошкольники отличаются от тех, что были, к примеру, десять лет назад. По этой причине воспитатель должен по-иному выстраивать свою деятельность, внедрять в работу новые приёмы, инновационные технологии — одним словом, развиваться. При этом он должен учитывать требования федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования (далее – ФГОС ДО), а также предоставлять ежегодную отчётность в соответствии с выбранным планом и темой.
Данные рекомендации разработаны в помощь педагогам. Материал содержит основные аспекты самообразования, требования к оформлению документации по самообразованию, рекомендации по выбору тем и представлении результатов.
1. Самообразование педагога в соответствии с ФГОС ДО
Суть самообразования — это способность самостоятельно добывать новые знания, а также приобретать навыки в рамках своей профессии.
Самообразование педагога ДОУ предполагает решение таких задач, как:
- совершенствование теоретических знаний, педагогического мастерства участников образовательного процесса;
- владение новыми педагогическими технологиями, формами, методами и приемами обучения и воспитания детей, обеспечивающих высокое качество образования;
- изучение и внедрение в практику передового педагогического опыта, новейших достижений педагогической, психологической и других специальных наук, новых педагогических технологий;
- развитие в дошкольном образовательном учреждении инновационных процессов;
- накопление опыта проведения научно-методической и опытно экспериментальной работы;
- организация учебно-воспитательного процесса с учётом развития технологий и актуальных требований общества.
Формы самообразования педагога детского сада
Самообразование воспитателя дошкольной организации — многогранная и разноплановая деятельность, которая реализуется в различных формах. Выделим основные из них:
- изучение нормативно - правовых документов, научно-методической и специальной литературы;
- изучение передового педагогического опыта, накопленного в системе дошкольного образования;
- посещение открытой непосредственно образовательной деятельности коллег с последующим их анализом;
- разработка программ, дидактического материала, методических пособий;
- участие в различных формах методической работы на различных уровнях;
- практическая апробация форм, средств, методов обучения и воспитания;
- анализ своей работы и ее результатов;
- обучение на курсах повышения квалификации.
Самообразование воспитателя соотносится с государственными нормами и предполагает ведение определённой документации. Педагог заводит методическую папку, куда собирает полезные статьи по выбранной теме, интересные конспекты проведения непосредственно образовательной деятельности, образцы художественной литературы (если с ней связана тема), загадки, фотографии с мероприятий и так далее.
Обязательно разрабатывается план работы по самообразованию на год: это помогает оптимально организовать будущую деятельность, привести её в стройную систему. В обязанности педагога также входит регулярное заполнение им папки по своему самообразованию. Там делаются заметки о проведённых мероприятиях:
- с воспитанниками (например, непосредственно-образовательная деятельность);
- с родителями (оформление памяток, стендов, подготовка консультации);
- с педагогами (доклад на педсовете и т. п.);
- о других компонентах процесса самообразования (например, воспитатель прочитал определённую книгу по теме, приобрёл наглядное пособие, посетил мероприятие).
Кроме годового плана, есть также перспективный план по образованию, где тезисно расписывается работа по определённой теме на несколько лет вперёд.
Необходимо отметить, что самообразование не следует воспринимать лишь как заполнение тетрадей, планов, подготовку консультаций, оформление стендов и т. д. В первую очередь это стимуляция профессионального роста, а также личностного развития педагога.
2. Требования к оформлению документации по самообразованию
Документацию по самообразованию необходимо оформить в папку-скоросшиватель определив следующие разделы:
1. | Титульный лист. На титульном листе должно быть (Приложение № 1): а) Полное наименование учреждения (например, Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 226 г. Саратов) б) Материалы по самообразованию Ф.И.О, с воспитателя квалификационная категория в)Тема: Развитие творческих способностей детей через различные формы изобразительной деятельности. |
2. | Содержание |
3. | Далее указываются: Тема. Актуальность (Ответьте на вопрос: почему данную проблему нужно изучать сегодня, насколько она важна и значима для практики обучения, воспитания и развития обучающихся? Новизна может заключаться в новом решении вопросов, затрагивать региональные особенности). Цель работы (это то, что необходимо получить или показать в результате работы). Задачи работы (пути достижения поставленной цели; ответьте на вопрос, что нужно сделать, чтобы подтвердить предположение?). Ожидаемые результаты. |
4. | План работы (составляется на учебный год – Приложение № 2). |
5. | Выход темы (представление практического применения) Применение полученных знаний на практике воспитатель может представить такими способами:
|
6. | Список литературы В конце плана нужно указать литературные источники по стандартному библиографическому принципу: автор пособия, название, год издания, издательство — для каждого пункта в списке. |
3. Этапы работы по самообразованию
3.1. Информационно – подготовительный этап (вводно-ознакомительный). Включает в себя:
- Изучение научно-методической литературы;
- Изучение периодической печати;
- Посещение библиотек;
- Знакомство с работами других педагогов;
- Ведение собственной картотеки литературы и периодической печати по теме.
3.2. Практический этап. На данном этапе педагог может:
- Составить картотеки игр и упражнений по теме, над которой работает;
- Разработать схемы, модели, алгоритмы по теме самообразования;
- Разработка конспектов занятий;
- Разработать рекомендации, памятки для педагогов и родителей;
- Подготовить консультации по теме;
- Разработать и апробировать систему работы по конкретному разделу программы – составление календарно – тематического плана и подбор методов, приемов для развития обучающихся;
- Разработать проекты;
- Разработать опросники для диагностирования обучающихся;
- Создать фотоальбом или видеофильм по проблеме, над которой работает педагог;
- Создать собственные методические пособия, атрибуты;
- Участвовать в работе конференций, семинаров.
3.3. Итоговый этап (отчет). Формы отчета:
- Презентация проекта;
- Выступления на педсоветах, методических объединениях, конференциях по обмену и обобщению педагогического опыта;
- Мастер – классы;
- Участие в конкурсах «Воспитатель года», «Мой лучший урок»;
- Внедрение в педагогический процесс проектов, образовательных программ, методических пособий;
- Ознакомление коллег с новинками методической литературы по теме самообразования (проблеме);
- Неделя педагогического мастерства;
- Анализ взаимопосещений, видеоматериалов;
- Выставки работ педагогов и детей по темам самообразования.
4. Выбор темы самообразования воспитателя детского сада
Самообразование – это целенаправленная работа педагога по расширению и углублению своих теоретических знаний, совершенствованию имеющихся и приобретению новых профессиональных навыков и умений в свете современных требований педагогической и психологической наук. Педагог должен в течении учебного года или другого периода времени углублённо заниматься проблемой, решение которой вызывает определённые затруднения или которая является предметом его особого интереса.
Самообразование педагога дошкольного учреждения многогранно и многопланово. Основными направлениями в системе самообразования педагогов дошкольного учреждения могут быть:
- Ознакомление с новыми нормативными документами по вопросам дошкольного воспитания;
- Изучение учебной и научно-методической литературы;
- Ознакомление с новыми достижениями педагогики, детской психологии, анатомии, физиологии;
- Изучение новых программ и педагогических технологий;
- Ознакомление с передовой практикой дошкольных учреждений;
- Повышение общекультурного уровня.
Реализуя дифференцированный подход в определении ведущих направлений профессионального развития педагогов, можно порекомендовать следующую тематику самообразования соответственно опыту и педагогическому стажу.
Для молодых специалистов:
- Осознание ценностей личностно-ориентированной модели воспитания, обучения и развития;
- Формирование основ педагогического мастерства;
- Развитие умений и конструктивных способностей.
Для воспитателей, работающих свыше 5 лет:
- Овладение способами проектирования воспитательно-образовательного процесса с целью повышения его эффективности и качества в условиях вариативного образования;
- Формирование умения анализировать научно-методическую литературу, применение полученных знаний на практике, активизация творческих способностей.
Для опытных, творчески-работающих воспитателей:
Развитие способностей к перепроектированию собственной деятельности в контексте тенденций развития психолого-педагогической науки и социального заказа общества;
- Проявление творческого потенциала педагога;
- Пропаганда своих достижений;
- Развитие исследовательской деятельности.
Для педагогов без специального образования:
- Овладение методикой работы с детьми;
- Адаптация к педагогической деятельности.
Педагог выбирает тему для самообразования, учитывая свой индивидуальный опыт и уровень профессионального развития. Она всегда должна быть нацелена на какой-то конкретный результат, поднимающий процесс воспитания и обучения на качественно новый уровень.
Выбранная тематика должна при этом быть актуальной, а работа по самосовершенствованию — органично вливаться в педагогический процесс всего дошкольного учреждения.
Обобщив вышесказанное, можно обозначить следующие направления в тематике для самообразования:
- какая-либо из актуальных годовых задач дошкольной организации;
- вопрос, вызывающий у воспитателя трудности;
- углубление знаний и расширение уже имеющихся навыков педагога.
Перечень тем является общим для воспитателей всех групп, различия определяются особенностями, характерными для возраста подопечных. Например, в младших группах развитие мелкой моторики будет сосредоточено на выборе оптимального списка пальчиковых упражнений, а в старших акцент делается на тренировочных заданиях, направленных на подготовку руки к письму.
Примерные темы самообразования для воспитателей детского сада могут быть следующими:
Группа раннего возраста и младшая группа:
- Внедрение интерактивных методов в воспитательный процесс в детском саду.
- Инновационные методики раннего развития.
- Интегрированные занятия в младшей группе: аспекты подготовки и методика проведения.
- Экологическое воспитание детей трёх-четырёх лет.
- Воспитание детей средствами устного народного творчества в воспитательном процессе в младшем дошкольном возрасте.
- Развитие познавательной активности воспитанников младшего дошкольного звена.
- Нетрадиционные техники рисования в работе с младшими дошкольниками.
- Развитие математических представлений у младших дошкольников.
- Формирование у младших дошкольников ключевых навыков самообслуживания.
- Развитие во второй младшей группе представлений о неживой природе (различные природные явления, сезонность, времена суток).
- Формирование у младших дошкольников ключевых культурно-гигиенических навыков.
Средняя группа:
- Театрализованная деятельность.
- Формирование стремления к здоровому образу жизни у дошкольников.
- Эмоционально-личностная сфера воспитанников средней группы ДОУ.
- Развитие речи — эффективное средство познания окружающего мира.
- Нетрадиционные техники рисования.
- Воспитание любознательности (в процессе общения, занятий, игровой и трудовой деятельности).
- Развитие разнообразных форм общения при работе с воспитанниками средней группы.
- Развитие связной речи воспитанников средней группы (в процессе общения, игровой и трудовой деятельности).
- Развитие познавательной активности средствами математики.
- Методика обучения воспитанников средней группы выразительному чтению стихотворений.
Старшая группа:
- Развитие связной речи воспитанников старшей группы.
- Художественно-эстетическое развитие старших дошкольников посредством национально-регионального компонента.
- Дидактическая игра как средство логопедической работы в старшей группе.
- Использование личностно-ориентированной модели в обучении детей старшего дошкольного возраста.
- Формирование представлений о своей малой родине у воспитанников старшей группы.
- Обучение детей пяти-шести лет элементарному анализу литературного произведения.
- Традиционные техники рисования на занятиях с детьми старшей группы.
- Приёмы развития навыков безопасной жизнедеятельности в старшей группе.
- Обучение воспитанников старшей группы пересказу художественных произведений.
Подготовительная группа:
- Процесс обучения грамоте в подготовительной группе.
- Развитие экологической культуры старших дошкольников.
- Основы нравственного воспитания.
- Формирование познавательной активности и вербального общения через ознакомление воспитанников подготовительной группы детского сада с иностранным языком.
- Правовое воспитание воспитанников.
- Нетрадиционные техники рисования на занятиях с воспитанниками.
- Формирование предпосылок учебной деятельности у воспитанников.
- Ознакомление воспитанников с биоценозом лесов, полей, лугов, водоёмов.
- Формирование у воспитанников представлений о космосе.
- Использование здоровьесберегающих технологий при работе с воспитанниками.
- Преемственность детского сада и школы.
- Обучение творческому рассказыванию на занятиях по развитию речи в подготовительной группе.
- Педагогическая диагностика в дошкольном учреждении.
- Индивидуальный подход в дошкольном образовании.
- Развитие эмоционального интеллекта у дошкольников.
- Руководство игровой деятельностью детей дошкольного возраста.
- Воспитание целеустремленности у воспитанников ДОУ.
- Воспитание честности и правдивости у дошкольников.
- Формирование представлений о малой родине у дошкольников.
- Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста.
- Формирование у детей старшего дошкольного возраста предпосылок учебной деятельности.
- Воспитание любознательности у дошкольников (на занятиях, в общении, игре, трудовой деятельности).
- Формирование у дошкольников представлений о признаках, качествах и свойствах объектов окружающего мира.
- Формирование у дошкольников представлений о космосе.
- Формирование у детей дошкольного возраста представлений о неживой природе (явление природы, сезоны, смена дня и ночи).
- Формирование у дошкольников представлений о форме, величине, пространственных отношениях объектов.
- Развитие связной речи детей дошкольного возраста (в общении, игре).
- Творческое рассказывание в детском саду.
- Обучение грамоте в ДОУ.
- Нетрадиционные техники изобразительной деятельности в детском саду.
- Здоровьесберегающие технологии дошкольного образования.
- Формирование у детей раннего и дошкольного возраста культурно-гигиенических навыков.
- Инклюзивное образование в условиях ДОУ.
- Развивающая предметно-пространственная среда в ДОУ.
- Инновационные формы работы с родителями воспитанников ДОУ.
- Экспериментальная деятельность в ДОУ.
Примерный список тем самообразования педагогов ДОУ (автор – Н. Оноприенко).
- Активизация словаря детей младшей возрастной группы.
- Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3–4 лет.
- Воспитание дошкольников посредством трудовой деятельности.
- Воспитание нравственных качеств детей дошкольного возраста посредством русских народных сказок.
- Гендерное воспитание дошкольников в условиях детского сада.
- Дидактическая игра как форма обучения детей раннего возраста.
- Дидактические игры в обучении детей основам математики.
- Духовно-нравственное воспитание дошкольников.
- Духовно-нравственное воспитание детей посредством чтения художественной литературы.
- Игра как средство образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС.
- Игра как средство общения дошкольников.
- Игровая деятельность детей на этапе перехода от раннего к дошкольному детству.
- Использование здоровьесберегающих технологий в первой младшей (второй младшей, средней, старшей) группе.
- Использование развивающей игры во время НОД по математике с детьми младшего (среднего, старшего) дошкольного возраста.
- Использование разнообразных техник нетрадиционного рисования в работе с детьми 2–3 лет.
- Личностно-ориентированный подход в воспитании дошкольников.
- Методика формирования правильной осанки и профилактика её нарушения у дошкольников.
- Народные подвижные игры, их значение в физическом воспитании дошкольников.
- Обогащение социального опыта дошкольников в условиях детского сада и семьи.
- Оздоровительная гимнастика после дневного сна, её значение.
- Организация работы в ДОУ по патриотическому воспитанию.
- Патриотическое воспитание дошкольников средствами изобразительного искусства.
- Пересказ художественных произведений с помощью картинок.
- Подвижная игра как средство развития физических качеств детей (среднего, старшего) дошкольного возраста.
- Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников.
- Правила дорожного движения для дошкольников.
- Приёмы активизации умственной деятельности в процессе ознакомления детей с природой.
- Проектная деятельность с детьми младшего (среднего, старшего) дошкольного возраста.
- Проектный метод в духовно-нравственном воспитании дошкольников.
- Развивающие игры как средство формирования познавательных способностей детей дошкольного возраста.
- Развитие диалогического общения детей в разновозрастной группе (4–7 лет).
- Развитие игровой деятельности у детей раннего возраста.
- Развитие коммуникативных способностей старших дошкольников через общение с природой.
- Развитие математических представлений в дошкольном возрасте.
- Развитие математических способностей детей дошкольного возраста через игровую деятельность.
- Развитие мелкой моторики дошкольников.
- Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования.
- Развитие познавательной деятельности дошкольников.
- Развитие поисково-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования.
- Развитие речи детей раннего и младшего дошкольного возраста.
- Развитие речи — уроки риторики и речевой этикет.
- Развитие сенсорных способностей дошкольников.
- Развитие сенсорных способностей посредством дидактической игры.
- Развитие творческих способностей детей в изобразительной деятельности.
- Развитие творческих способностей дошкольников средствами кукольного театра.
- Речевое развитие дошкольников.
- Роль двигательного режима для здоровья дошкольников.
- Роль игры в физическом развитии и укреплении здоровья дошкольника.
- Роль загадки в развитии дошкольника.
- Роль народных праздников в приобщении дошкольников к русским народным традициям.
- Роль семьи в воспитании детей дошкольного возраста.
- Сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников.
- Сказкотерапия как средство формирования и развития речи дошкольников.
- Современные подходы к реализации задач образовательной области «Познание».
- Театр как средство формирования связной речи дошкольников.
- Театрализованная деятельность как средство развития креативной личности ребёнка.
- Физическое развитие детей в игровой деятельности.
- Физкультурно-оздоровительная работа с детьми.
- Формирование коммуникативных качеств у детей младшего (среднего, старшего) дошкольного возраста.
- Формирование коммуникативных качеств у детей старшего дошкольного возраста через общение с природой.
- Формирование культуры здоровья у детей дошкольного возраста.
- Формирование начал экологической культуры дошкольников.
- Формирование основ педагогического мастерства.
- Формирование патриотических чувств у дошкольников.
- Формирование речи детей в игровой деятельности.
- Художественная литература как средство всестороннего развития дошкольника.
- Художественно-речевое развитие детей через совместную театрализованную деятельность детей и родителей.
- Экологическое воспитание дошкольников в детском саду.
- Экологическое развитие детей в младшей (средней, старшей) возрастной группе.
Сформулировать тему самообразования педагогу поможет опорная таблица (Приложение № 3).
Как работать по темам
Работа по каждой из перечисленных тем начинается с анализа литературы (примерный список источников приводится ниже). Читая книги, педагог выделяет основные, мысли, идеи, суждения авторов. Так, например,взяв тему: « Об использовании дидактических игр с целью формирования у детей навыков безопасной жизнедеятельности, воспитатель»
- обращает внимание на особенности организации дидактических игр в разных возрастных группах;
- содержание работы по ОБЖ в ДОУ.
Затем педагог продумывает или также берет из книг потенциально опасные ситуации, которых необходимо избегать, и на основе полученных знаний составляет картотеку игр. Игры разрабатывает сам или берет из источников. Систематизированные материалы апробируются на практике.
Рекомендованная литература
Повысить профессиональное мастерство по перечисленным темам самообразования помогут следующие источники (список примерный, может быть изменен и дополнен педагогом, работающим над выбранной темой):
- Арушанова А.Г. Речь и речевое общение. – М.: Мозаика-Синтез, 2004.
- Гарнышева Т.П. ОБЖ для дошкольников. – СПб: Детство-Пресс, 2016.
- Дмитриенко З.С. Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста. Планирование работы. Беседы. Игры. – СПб: Детство-Пресс, 2016.
- Затулина Г.Я. Подготовка старших дошкольников к обучению грамоте. – М.: Центр педагогического образования, 2014.
- Зеленова И.Н., Осипова Л.Е. Мы живем в России. – М.: Скрипторий, 2010.
- Ермолаев С.Д. Специальное и инклюзивное образование в современном детском саду. – Спб: Детство-Пресс, 2015.
- Ковалева Г.А. Воспитание маленького гражданина. – М.: АРКТИ, 2004.
- Михайлова-Свирская Л.В. Математика в детском саду. – М.: Национальное образование, 2015.
- Николаева Е.И. и др. Здоровьесбережение и здоровьеформирование в условиях детского сада. – М. СПб: Детство-Пресс, 2015.
- Путеводитель по ФГОС дошкольного образования в таблицах и схемах /Под ред. М.Е. Верховкиной. – СПб: КАРО, 2014.
- Савенков А.И. Маленький исследователь. – Ярославль: Академия развития, 2002.
- Фатюшина Н.Э. Укрепление здоровья ребенка в детском саду. – Спб, КАРО, 2014.
- Цой-Гергерт В. Рисуем природу. – Спб: Питер, 2016.
- Шайдт А. Почему? Философия с детьми. – М.: Национальное образование, 2016.
5. Представление результатов и их применение на практике
Деятельность не имеет особого смысла, если не приводит к конечному продукту либо достижениям. Ценность знаний, полученных в ходе самообразования, заключается в их использовании на практике (так называемый практический выход). Это мастер-классы для других специалистов, открытые просмотры, различные проекты, ведение кружков, развлекательно-познавательные мероприятия. Также сюда относится составление картотеки (художественных произведений, опытов), альбома (например, по нетрадиционному рисованию), организация выставки работ воспитанников. Помимо этого, к практическим результатам относятся рефераты, доклады, консультации для родителей и коллег.
Анализ процесса самообразования можно выстроить по следующему алгоритму:
- Указать тему самообразования.
- Какие цели и задачи были поставлены.
- Как план самообразования сочетался с задачами ДОУ.
- Реализован ли план самообразования. В какой степени?
- Какая литература изучалась: психологическая, педагогическая, научная и т.д.
- Чей педагогический опыт и по каким вопросам изучался в соответствии с индивидуальной темой самообразования.
- Планировалась и была ли проведена исследовательская работа.
- Творческое сотрудничество (с педагогами, специалистами, старшим воспитателем и др.)
- Практические выводы после проработки конкретной темы (тезисы, доклады и др.)
- Практические результаты деятельности по самообразованию.
- Перечень вопросов, которые оказались трудными в процессе изучения литературы и опыта работы.
- Постановка новых задач.
Заключение
Работа воспитателя, связанная исключительно с развитием и обучением детей, предполагает постоянное самообразование и самосовершенствование. Этот процесс, прежде всего, должен представлять собой творческий поиск, а не сводиться к заполнению тетрадей и отчётов.
Целенаправленная самостоятельная работа по самообразованию позволяет пополнить и конкретизировать свои знания, осуществлять глубокий и детальный анализ возникающих в работе с детьми ситуаций. Педагог со стажем имеет возможность не только пополнить копилку своих знаний, но и найти эффективные, приоритетные для себя приемы развивающей работы с обучающимися и родителями, овладеть элементарной диагностической и исследовательской деятельностью. Кроме того, у педагогов развивается потребность в постоянном пополнении педагогических и психологических знаний, формируется гибкость мышления, умение моделировать и прогнозировать образовательный процесс, раскрывается творческий потенциал. В результате такой целенаправленной деятельности растёт педагогическое мастерство и появляется дополнительный стимул к работе.
Банк данных по электронным образовательным ресурсам в помощь педагогам по самообразованию
- Всероссийское сетевое издание «Дошкольник. РФ» - http://doshkolnik.ru/ (Занятия с детьми, презентации, игры, поделки/ возможность публикации).
- Дошкольный возраст/воспитание дошкольников – http://doshvozrast.ru/ (методические материалы, работа с родителями, правовое воспитание, игровая деятельность, оздоровительная деятельность, проведение праздников).
- Информационный портал «Раннее развитие детей» - http://www.danilova.ru/
(презентации для детей).
- Методические материалы по внедрению образовательной программы дошкольного образования - http://www.firo.ru/?page_id=11821
- Международный образовательный портал «МААМ.ru» -http://www.maam.ru/ (материалы из опыта работы, конспекты, разработки, сценарии, оформление, поделки, игры/ возможность ведения собственного блога).
-Образовательный портал «Методики.RU» - http://www.ucheba.com/met_rus/k_doshvosp/title_main.htm (дошкольное воспитание).
- Познавательно-развлекательный портал для детей, родителей, педагогов
«Солнышко» - https://solnet.ee/ (игротека, фильмотека, умнотека, методитека и др.).
- Сайт «Детям о музыке» - http://www.muz-urok.ru/ (музыкальное воспитание).
- Сайт «Дошкольники.org» - http://doshkolniki.org/index.php (дошкольное воспитание и обучение по разным направлениям, видео, книжные издания).
- Сайт для детского сада, воспитателей «Воспитатель/ в помощь воспитателю детского сада» - http://detsadd.narod.ru/ (конспекты, игры, аудиофайлы, видеофайлы, материалы из опыта работы).
- Сайт для воспитателей «Дошколенок.RU» - https://dohcolonoc.ru/ (методические материалы).
- Сайт для детей и взрослых «Детсад» - http://detsad-kitty.ru/ (папки-передвижки, плакаты/возможность публикации).
- Сайт «Почемучка» - http://pochemu4ka.ru/ (развивающие игры, презентации и др.).
- Сайт «Планета детства» - http://planetadetstva.net/ (дошкольное образование по разным направлениям).
- Сайт работников дошкольного образования «Мой детский сад» - http://www.ivalex.vistcom.ru/index.htm (методические разработки, консультации для педагогов, занятия с детьми, игры, сказки, песенки, потешки).
- Социальная сеть работников образования - https://nsportal.ru/ (материалы из опыта работы, конспекты, разработки/ возможность ведения собственного сайта).
- Цикл семинаров в рамках введения ФГОС ДО «Дошкольное образование: развивающее и развивающееся» - http://www.firo.ru/?page_id=14809
Приложение № 1
Пример титульного листа
а) Полное наименование учреждения (например, Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 226 г. Саратов)
б) Материалы по самообразованию
Ф.И.О,
воспитателя
квалификационная категория
в)Тема: Развитие творческих способностей детей через различные формы изобразительной деятельности.
Приложение 2
План работы на -------------- учебный год
№ п/п | Форма работы | Содержание | Срок | Ответственный | Результат |
Приложение 3
Опорная таблица формулирования темы по самообразованию
Процесс | Цель | Связующее слово | Процесс | Средство | Место, группа |
Развитие Формирование Повышение Систематизация Активизация Актуализация Коррекция Организация | Качества Способности Культура Мотивация Психические процессы Интерес Потребность Компетентность + Конкретизация | Через На основе Путём С помощью В процессе В На Как условие Способ Фактор Механизм Как условие Способ Фактор Механизм | Внедрение Использование Применение Апробация Реализация Роль Влияние | Технология Метод Приём Форма Программа Подход Пособие Система ТСО, ИКТ, Наглядный, дидактический материал + Конкретизация | Возраст детей, вид деятельности |
Пример:
1. Повышение педагогической компетенции у родителей через использование ИКТ технологий в познавательно-исследовательской деятельности.
2. Формирование духовно-нравственной личности через применение дидактических игр с детьми старшего дошкольного возраста.
3. Развитие самостоятельности и инициативы в процессе реализации сюжетно-ролевых игр.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Развитие ребенка от 0 до года». Сборник методических рекомендаций, игр и упражнений по развитию детей раннего (от 0 до года) возраста (рекомендации для родителей).
Здоровье человека в периоде раннего детства является определяющим для его развития на протяжении всей последующей жизни. Ранний детский возраст относится к критическим периодам онтогенеза ...
Методическая разработка.Методические рекомендации по развитию музыкальных способностей дошкольников.
Данные методические рекомендации помогут воспитателям и музыкальным руководителям в развитии музыкальных способностей детей....
Методическая разработка по теме: "Методические рекомендации по использованию нетрадиционных техник рисования на занятиях по ИЗО-деятельности"
Методическая разработка по теме:«Методические рекомендации по использованию нетрадиционных техник рисования на занятиях по изобразительной деятельности» «Дошкольное детство – очень ва...
Методическая разработка. Методические рекомендации для родителей "Сенсорное воспитание в дошкольном возрасте"
Насколько важно сенсорное воспитание в дошкольном возрасте? Самым первым источником познания окружающего мира, для малыша, являются ощущения, т.е. он начинаем узнавать мир во всем его многообразии, с ...
Методические рекомендации "Образовательные результаты и образовательные ресурсы как необходимое условие повышения качества дошкольного образования (в контексте ФГОС) (методические рекомендации)
Методические рекомендации...
Методические рекомендации для воспитателей "Формирование элементарных экологических представлений в непосредственной образовательной деятельности воспитателя с детьми 3-4 лет «Малыш в мире природы» Методические рекомендации
Методический материал содержит рекомендации по формированию элементарных экологических представлений в непосредственной образовательной деятельности воспитателя с детьми 3-4 лет. Раскрываю...