Формирование цифровой образовательной среды детского сада
статья

Тренина Татьяна Викторовна

В публикации представлен опыт работы ДОУ по решению задач цифровизации образования

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Формирование цифровой образовательной среды детского сада»

Из опыта работы старшего воспитателя МКДОУ «Д/С №33»

Трениной Т.В.

Цифровая образовательная среда – современное понятие, которому в последнее время в системе образования стало уделяться достаточно большое внимание.

Что включает в себя данное понятие?

Цифровая среда – это совокупность ресурсов, обеспечивающих образовательный процесс и процесс управления образовательной организацией.

Компоненты цифровой среды:

- техническое оснащение

- информационные образовательные ресурсы

- педагогические технологии

- цифровые инструменты

- компетенции педагога в работе

- коммуникационные каналы

- цифровые следы

Правильно организованная образовательная среда помогает решить ряд задач как для педагогов, так и для родителей.

Задачи, которые помогает решить цифровая среда для педагогов:

1. Снизить бюрократическую нагрузку на воспитателя за счет автоматизации.

2. Экономить время подготовки к занятиям.

3. Повысить удобство проведения мониторинга и наблюдения за образовательным процессом.

4. Обогатить условия образовательного процесса для мотивации и активизации воспитанников.

5. Оптимизировать время при подготовке и проведения конкурсов, аттестации, других мероприятий.

6. Самостоятельно планировать траекторию своего профессионального развития.

Задачи, которые помогает решить цифровая среда для родителей:

1. Расширить образовательные возможности ребенка.

2. Повысить прозрачность образовательного процесса.

3. Облегчить коммуникацию со всеми участниками образовательного процесса.

4. Стать активным участником образовательного процесса.

5. Получить поддержку, помощь и консультацию специалистов.

Каким же образом в нашем ДОУ мы организовали работу над созданием цифровой образовательной среды?

Начать работу в этом направлении мы решили с таких компонентов цифровой среды как техническое оснащение и обучение педагогов компетенциям в области цифровых технологий. В программе развития на 2015-2020 года нами в рамках целевой программы «Развитие системы управления качеством ДО» было выделено направление работы «Создание единой информационной среды в ДОУ», которое включало в себя такие направления работы, как

- оснащение ДОУ необходимым оборудованием рабочих мест педагогов;

- создание творческой группы, занимающейся разработкой и сопровождение официального сайта ДОУ;

- разработка электронной документации для работы ДОУ;

- повышение квалификации педагогов по использованию ИКТ в образовательном процессе;

- использование электронных ресурсов для работы с родителями.

Согласно намеченным направлениям работы разрабатывался годовой план работы ДОУ с указанием необходимых мероприятий для достижения поставленной цели.

Чего нам удалось достичь на данный момент?

Во-первых, оснастили детский сад необходимым оборудованием, чтобы педагоги имели возможность использовать цифровые технологии на практике. Все группы ДОУ оснащены минимальным набором необходимого оборудования: ноутбуки, в дошкольных группах имеются проекторы и большие раздвижные экраны, в группах раннего возраста закуплены телевизоры с большой диагональю. В группах имеются принтеры, также у педагогов имеется возможность подключения к Интернету для работы. Также ноутбуками с возможностью подключения к Интернету оснащены узкие специалисты (логопед, музыкальный руководитель). Приобретен игровой комплекс «Играй и развивайся» с применением бесконтактного сенсорного игрового контроллера Kinect, позволяющий проводить игровые занятия познавательного характера.

После закупки оборудования встал вопрос – необходимо повысить квалификацию педагогов, чтобы они могли работать с новым оборудованием. С этой целью в ДОУ были проведены обучающие практические семинары: «Ознакомление с новым интерактивным оборудованием», «Изучение методических рекомендаций по работе с робототехническими наборами и игровым комплексом «Играй и развивайся», Семинар-практикум  «Мастерство презентаций», мастер-класс «Создание дидактических игр в программе PowerPoint посредством переключателей». Параллельно с родителями было проведено Тематическое родительское собрание «Познаем и развиваемся» с целью ознакомления с новыми интерактивными формами и методами работы в ДОУ.

Также в детском саду была проведена работа по разработке и наполнению официального сайта ДОУ необходимой информацией (совместно с компанией «Синергия-Инфо»), разработаны готовые шаблоны для ведения документации в электронном виде – календарно-тематические планы, карты мониторинга детского развития и наблюдения за детской деятельностью, рабочие программы, формы отчетов и аналитических справок и т.п.

Т.О. проведенная работа позволила создать в ДОУ благоприятные условия для формирования цифровой образовательной среды.

Какие цифровые инструменты уже помогают в  нашей работе?

1. Ведение документации.

Цифровые технологии активно используются педагогами для организации образовательной деятельности, в процессе оформления и подготовки такой документации, как календарно-тематическое и перспективное планирование, различные отчеты, контроль усвоения детьми основной образовательной программы и мониторинг развития в соответствии с целевыми ориентирами. Педагоги создают презентации к занятиям, а также разрабатывают  материалы  для размещения в родительских уголках группы. Ведение документации в электронном виде помогло существенно сэкономить рабочее время воспитателя на написание тех же планов. Это позволило педагогам больше времени уделить подготовке к занятиям с детьми. Администрация ДОУ тоже ведет документацию и готовит отчеты в электронном виде, рассылает их по электронной почте. Что также экономит и время, и материальные ресурсы.

Зачисление воспитанников в детский сад также происходит в электронном виде в системе «Сетевой город. Образование». Данная система также позволяет значительно сэкономить время для подготовки различных отчетов и справок (количество воспитанников в ДОУ и по группам, посещаемость, дети ОВЗ и др. информация).

2. Методическая работа, повышение квалификации педагога.

У всех наших педагогов имеется свой рабочий персональный сайт на платформе «Социальная сеть работников образования», на которых они имеют возможность поделиться своими разработками и достижениями в педагогической работе. Также имеющаяся у педагогов возможность выйти в Интернет на рабочем месте позволяет не только находить и использовать необходимые методические разработки, но и размещать свои материалы, делиться педагогическим опытом по подготовке и проведению мероприятий, по использованию различных методик, технологий.

Также использование Интернет ресурсов позволяет нашим  педагогам совершенствовать свои навыки, обновлять знания и поддерживать непрерывное самообразование и повышать квалификацию. С этой целью мы организуем с педагогами просмотр видеоконференций, вебинаров, онлайн-конференций. Например, в этом учебном году три педагога смогли пройти курсы повышения квалификации онлайн на базе ЧИППКРО без отрыва от работы, со всеми педагогами было организовано повышение компетенций через бесплатные компетентностные онлайн-практики на платформе «Десятилетие детства» по темам «Формирование стратегий предотвращения детской жестокости и обеспечение психологической безопасности детей дошкольного возраста»,  «Практика эффективного взаимодействия педагога с родителями дошкольников в условиях повышенной конфликтогенности образовательного социума», на которых педагоги получили теоретический и практический материал для работы с детьми и родителями.

Также педагоги имеют возможность принимать участие в различных педагогических дистанционных конкурсах, публикуют свои методические наработки в различных электронных журналах, это позволяет повысить уровень самооценки педагога и помогает при прохождении процедуры аттестации.

3. Воспитательно-образовательный процесс.

Виды образовательной деятельности с использованием цифровых технологий, применяемые нашими педагогами на практике:

1. Занятие с мультимедийной поддержкой.

Использование мультимедийной презентации позволяет сделать занятие эмоционально окрашенным, интересным, являются прекрасным наглядным пособием и демонстрационным материалом, что способствует хорошей результативности занятия.

2. Занятие с компьютерной поддержкой

Это занятие с использованием игрового обучающего комплекса «Играй и развивайся», либо с использованием различных онлайн-игр, которые помогают закрепить в игровой форме полученные знания у детей.

4. Использование в работе с родителями.

Современные родители мало стали обращать внимание на информационные папки-передвижки в группах, редко замечают объявления, пока воспитатель не обратит на них внимание. Родители предпочитают общаться с педагогами и получать информацию о своем ребенке средствами современных средств: сайт детского сада, чаты в Viber, WhatsApp и др.

Использование мессенжеров и Интернет-сайтов ДОУ, позволяет повысить эффективность общения между педагогами и родителями. Подробная информация о жизни детского сада и его воспитанниках, возможность общаться с помощью чатов и электронной почты – все это помогает более тесно общаться педагогам и родителям, а также вовлекает родителей в жизнь дошкольного учреждения и делает их непосредственными участниками воспитательно-образовательного процесса.

В этом учебном году нами был заключено соглашение о сотрудничестве с ООО «Дошкола» (онлайн-школа «Понятно.ру») с целью реализации проекта «Дошкольное образование: онлайн-технологии и цифровая среда развития». В рамках сетевого партнерства родители приняли участие в апробации видеокурса для дошкольников по подготовке к школе. В курс были включены уроки на логику, развитие речи, окружающему миру и математике. Каждый блок включает в себя рекомендации для родителей, как правильно организовать занятие с ребенком, онлайн-задания для выполнения, материалы для распечатывания, итоговый тест и чек-лист достижений ребенка для родителей.

Т.О. Использование цифровых технологий в дошкольном учреждении обеспечивает такие условия, при которых все участники образовательного процесса (педагог, ребенок, родитель) могут перемещаться внутри цифрового мира с помощью своего мобильного телефона, ноутбука или планшета и получать необходимую помощь и информацию. Использование цифровых образовательных ресурсов оправдано, так как позволяет активизировать деятельность обучающихся, дает возможность повысить качество педагогического процесса и профессиональный уровень педагогов, разнообразить формы взаимодействия всех участников образовательного процесса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья «Событийный подход, как способ развития детей дошкольного возраста в соответствии с целевыми ориентирами образования, в информационно-образовательной среде детского сада»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад № 7 «Журавушка»Г. Ртищево Саратовской области    «Событийный подход, как способ развития детей дошкольного возраста ...

интерактивные задания как активный элемент в образовательной среде детского сада

Современное общество нуждается в совершенно новом типе людей. В век мощного развития технологий различных направлений человек просто обязан обладать такими качествами, как гибкость мышления, способнос...

Образовательная среда детского сада как ресурс экологического воспитания детей дошкольного возраста. Экологические игры в дошкольном образовании

Сборник посвящен вопросам экологического воспитания детей дошкольного возраста и представляет собой антологию тематических статей и разработок экологических игр. Представленные материалы могут оказать...

Конкурсная работа "Современная образовательная среда детского сада и семьи" - 2019 Детская сказка "Жила была Сорона"

Конкурсная работа "Современная образовательная среда детского сада и семьи" - 2019    Детская сказка "Жила была Сорока"...

Благодарственное письмо за активное участие в работе городского круглого стола «Формирование цифровой образовательной среды ДОО в условиях реализации ФГОС дошкольного образования», 17.02.2021

Благодарственное письмо за активное участие в работе городского круглого стола «Формирование цифровой образовательной среды ДОО в условиях реализации ФГОС дошкольного образования», 17.02.2...

Доклад на тему: «Современное цифровое пространство в образовательной среде детского сада»

Цифровизация учебного процесса в дошкольном образовании и воспитании помогает педагогам найти новые пути для широкого внедрения в свою педагогическую деятельность новых методических разработок, направ...