Формирование цифровой образовательной среды детского сада
статья
В публикации представлен опыт работы ДОУ по решению задач цифровизации образования
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_tsifrovoy_obrazovatelnoy_sredy_detskogo_sada.docx | 22.85 КБ |
Предварительный просмотр:
«Формирование цифровой образовательной среды детского сада»
Из опыта работы старшего воспитателя МКДОУ «Д/С №33»
Трениной Т.В.
Цифровая образовательная среда – современное понятие, которому в последнее время в системе образования стало уделяться достаточно большое внимание.
Что включает в себя данное понятие?
Цифровая среда – это совокупность ресурсов, обеспечивающих образовательный процесс и процесс управления образовательной организацией.
Компоненты цифровой среды:
- техническое оснащение
- информационные образовательные ресурсы
- педагогические технологии
- цифровые инструменты
- компетенции педагога в работе
- коммуникационные каналы
- цифровые следы
Правильно организованная образовательная среда помогает решить ряд задач как для педагогов, так и для родителей.
Задачи, которые помогает решить цифровая среда для педагогов:
1. Снизить бюрократическую нагрузку на воспитателя за счет автоматизации.
2. Экономить время подготовки к занятиям.
3. Повысить удобство проведения мониторинга и наблюдения за образовательным процессом.
4. Обогатить условия образовательного процесса для мотивации и активизации воспитанников.
5. Оптимизировать время при подготовке и проведения конкурсов, аттестации, других мероприятий.
6. Самостоятельно планировать траекторию своего профессионального развития.
Задачи, которые помогает решить цифровая среда для родителей:
1. Расширить образовательные возможности ребенка.
2. Повысить прозрачность образовательного процесса.
3. Облегчить коммуникацию со всеми участниками образовательного процесса.
4. Стать активным участником образовательного процесса.
5. Получить поддержку, помощь и консультацию специалистов.
Каким же образом в нашем ДОУ мы организовали работу над созданием цифровой образовательной среды?
Начать работу в этом направлении мы решили с таких компонентов цифровой среды как техническое оснащение и обучение педагогов компетенциям в области цифровых технологий. В программе развития на 2015-2020 года нами в рамках целевой программы «Развитие системы управления качеством ДО» было выделено направление работы «Создание единой информационной среды в ДОУ», которое включало в себя такие направления работы, как
- оснащение ДОУ необходимым оборудованием рабочих мест педагогов;
- создание творческой группы, занимающейся разработкой и сопровождение официального сайта ДОУ;
- разработка электронной документации для работы ДОУ;
- повышение квалификации педагогов по использованию ИКТ в образовательном процессе;
- использование электронных ресурсов для работы с родителями.
Согласно намеченным направлениям работы разрабатывался годовой план работы ДОУ с указанием необходимых мероприятий для достижения поставленной цели.
Чего нам удалось достичь на данный момент?
Во-первых, оснастили детский сад необходимым оборудованием, чтобы педагоги имели возможность использовать цифровые технологии на практике. Все группы ДОУ оснащены минимальным набором необходимого оборудования: ноутбуки, в дошкольных группах имеются проекторы и большие раздвижные экраны, в группах раннего возраста закуплены телевизоры с большой диагональю. В группах имеются принтеры, также у педагогов имеется возможность подключения к Интернету для работы. Также ноутбуками с возможностью подключения к Интернету оснащены узкие специалисты (логопед, музыкальный руководитель). Приобретен игровой комплекс «Играй и развивайся» с применением бесконтактного сенсорного игрового контроллера Kinect, позволяющий проводить игровые занятия познавательного характера.
После закупки оборудования встал вопрос – необходимо повысить квалификацию педагогов, чтобы они могли работать с новым оборудованием. С этой целью в ДОУ были проведены обучающие практические семинары: «Ознакомление с новым интерактивным оборудованием», «Изучение методических рекомендаций по работе с робототехническими наборами и игровым комплексом «Играй и развивайся», Семинар-практикум «Мастерство презентаций», мастер-класс «Создание дидактических игр в программе PowerPoint посредством переключателей». Параллельно с родителями было проведено Тематическое родительское собрание «Познаем и развиваемся» с целью ознакомления с новыми интерактивными формами и методами работы в ДОУ.
Также в детском саду была проведена работа по разработке и наполнению официального сайта ДОУ необходимой информацией (совместно с компанией «Синергия-Инфо»), разработаны готовые шаблоны для ведения документации в электронном виде – календарно-тематические планы, карты мониторинга детского развития и наблюдения за детской деятельностью, рабочие программы, формы отчетов и аналитических справок и т.п.
Т.О. проведенная работа позволила создать в ДОУ благоприятные условия для формирования цифровой образовательной среды.
Какие цифровые инструменты уже помогают в нашей работе?
1. Ведение документации.
Цифровые технологии активно используются педагогами для организации образовательной деятельности, в процессе оформления и подготовки такой документации, как календарно-тематическое и перспективное планирование, различные отчеты, контроль усвоения детьми основной образовательной программы и мониторинг развития в соответствии с целевыми ориентирами. Педагоги создают презентации к занятиям, а также разрабатывают материалы для размещения в родительских уголках группы. Ведение документации в электронном виде помогло существенно сэкономить рабочее время воспитателя на написание тех же планов. Это позволило педагогам больше времени уделить подготовке к занятиям с детьми. Администрация ДОУ тоже ведет документацию и готовит отчеты в электронном виде, рассылает их по электронной почте. Что также экономит и время, и материальные ресурсы.
Зачисление воспитанников в детский сад также происходит в электронном виде в системе «Сетевой город. Образование». Данная система также позволяет значительно сэкономить время для подготовки различных отчетов и справок (количество воспитанников в ДОУ и по группам, посещаемость, дети ОВЗ и др. информация).
2. Методическая работа, повышение квалификации педагога.
У всех наших педагогов имеется свой рабочий персональный сайт на платформе «Социальная сеть работников образования», на которых они имеют возможность поделиться своими разработками и достижениями в педагогической работе. Также имеющаяся у педагогов возможность выйти в Интернет на рабочем месте позволяет не только находить и использовать необходимые методические разработки, но и размещать свои материалы, делиться педагогическим опытом по подготовке и проведению мероприятий, по использованию различных методик, технологий.
Также использование Интернет ресурсов позволяет нашим педагогам совершенствовать свои навыки, обновлять знания и поддерживать непрерывное самообразование и повышать квалификацию. С этой целью мы организуем с педагогами просмотр видеоконференций, вебинаров, онлайн-конференций. Например, в этом учебном году три педагога смогли пройти курсы повышения квалификации онлайн на базе ЧИППКРО без отрыва от работы, со всеми педагогами было организовано повышение компетенций через бесплатные компетентностные онлайн-практики на платформе «Десятилетие детства» по темам «Формирование стратегий предотвращения детской жестокости и обеспечение психологической безопасности детей дошкольного возраста», «Практика эффективного взаимодействия педагога с родителями дошкольников в условиях повышенной конфликтогенности образовательного социума», на которых педагоги получили теоретический и практический материал для работы с детьми и родителями.
Также педагоги имеют возможность принимать участие в различных педагогических дистанционных конкурсах, публикуют свои методические наработки в различных электронных журналах, это позволяет повысить уровень самооценки педагога и помогает при прохождении процедуры аттестации.
3. Воспитательно-образовательный процесс.
Виды образовательной деятельности с использованием цифровых технологий, применяемые нашими педагогами на практике:
1. Занятие с мультимедийной поддержкой.
Использование мультимедийной презентации позволяет сделать занятие эмоционально окрашенным, интересным, являются прекрасным наглядным пособием и демонстрационным материалом, что способствует хорошей результативности занятия.
2. Занятие с компьютерной поддержкой
Это занятие с использованием игрового обучающего комплекса «Играй и развивайся», либо с использованием различных онлайн-игр, которые помогают закрепить в игровой форме полученные знания у детей.
4. Использование в работе с родителями.
Современные родители мало стали обращать внимание на информационные папки-передвижки в группах, редко замечают объявления, пока воспитатель не обратит на них внимание. Родители предпочитают общаться с педагогами и получать информацию о своем ребенке средствами современных средств: сайт детского сада, чаты в Viber, WhatsApp и др.
Использование мессенжеров и Интернет-сайтов ДОУ, позволяет повысить эффективность общения между педагогами и родителями. Подробная информация о жизни детского сада и его воспитанниках, возможность общаться с помощью чатов и электронной почты – все это помогает более тесно общаться педагогам и родителям, а также вовлекает родителей в жизнь дошкольного учреждения и делает их непосредственными участниками воспитательно-образовательного процесса.
В этом учебном году нами был заключено соглашение о сотрудничестве с ООО «Дошкола» (онлайн-школа «Понятно.ру») с целью реализации проекта «Дошкольное образование: онлайн-технологии и цифровая среда развития». В рамках сетевого партнерства родители приняли участие в апробации видеокурса для дошкольников по подготовке к школе. В курс были включены уроки на логику, развитие речи, окружающему миру и математике. Каждый блок включает в себя рекомендации для родителей, как правильно организовать занятие с ребенком, онлайн-задания для выполнения, материалы для распечатывания, итоговый тест и чек-лист достижений ребенка для родителей.
Т.О. Использование цифровых технологий в дошкольном учреждении обеспечивает такие условия, при которых все участники образовательного процесса (педагог, ребенок, родитель) могут перемещаться внутри цифрового мира с помощью своего мобильного телефона, ноутбука или планшета и получать необходимую помощь и информацию. Использование цифровых образовательных ресурсов оправдано, так как позволяет активизировать деятельность обучающихся, дает возможность повысить качество педагогического процесса и профессиональный уровень педагогов, разнообразить формы взаимодействия всех участников образовательного процесса.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация образовательной среды детского сада на новых принципах
Организация образовательной среды по ФГОС...
Статья «Событийный подход, как способ развития детей дошкольного возраста в соответствии с целевыми ориентирами образования, в информационно-образовательной среде детского сада»
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад № 7 «Журавушка»Г. Ртищево Саратовской области «Событийный подход, как способ развития детей дошкольного возраста ...
интерактивные задания как активный элемент в образовательной среде детского сада
Современное общество нуждается в совершенно новом типе людей. В век мощного развития технологий различных направлений человек просто обязан обладать такими качествами, как гибкость мышления, способнос...
Образовательная среда детского сада как ресурс экологического воспитания детей дошкольного возраста. Экологические игры в дошкольном образовании
Сборник посвящен вопросам экологического воспитания детей дошкольного возраста и представляет собой антологию тематических статей и разработок экологических игр. Представленные материалы могут оказать...
Конкурсная работа "Современная образовательная среда детского сада и семьи" - 2019 Детская сказка "Жила была Сорона"
Конкурсная работа "Современная образовательная среда детского сада и семьи" - 2019 Детская сказка "Жила была Сорока"...
Благодарственное письмо за активное участие в работе городского круглого стола «Формирование цифровой образовательной среды ДОО в условиях реализации ФГОС дошкольного образования», 17.02.2021
Благодарственное письмо за активное участие в работе городского круглого стола «Формирование цифровой образовательной среды ДОО в условиях реализации ФГОС дошкольного образования», 17.02.2...
Доклад на тему: «Современное цифровое пространство в образовательной среде детского сада»
Цифровизация учебного процесса в дошкольном образовании и воспитании помогает педагогам найти новые пути для широкого внедрения в свою педагогическую деятельность новых методических разработок, направ...