Доклад "Организация работы по духовно-нравственному воспитанию"
статья
Этот материал будет полезен музыкальным руководителям ДОО.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
выступление | 76.18 КБ |
Предварительный просмотр:
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
Саратовская область, город Балашов
Администрация Балашовского муниципального района Саратовской области
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида «Юбилейный» города Балашова Саратовской области» | |
| 412300, Саратовская область, г. Балашов, ул. М. Луначарского, д. 2 Телефон: (884545) 4-26-54 эл. почта: Detskijsad.yubileiniy@yandex.ru |
Доклад на тему:
"Организация работы по духовно-нравственному воспитанию в ДОУ»
подготовила:
музыкальный руководитель
МАДОУ д\с «Юбилейный»
Пафнутова Ангелина Юрьевна
г. Балашов 2021 г.
(Слайд 1,2) Духовно-нравственное воспитание – одна из актуальных и сложнейших задач, в работе современного педагога. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью. Сегодня мы говорим о необходимости возрождения в обществе духовности и культуры, что непосредственно связано с развитием и воспитанием ребенка до школы.
Особая роль в духовно - нравственном воспитании ребенка принадлежит музыке, ведь музыка развивает не только разум, но и облагораживает чувства. Одна из главных задач музыкального руководителя - средствами искусства научить мыслить, чувствовать, сопереживать, развивать не только интеллект, но и душу ребенка.
(Слайд 3) Духовно-нравственное воспитание реализуется в каждом разделе НОД:
(Слайд 4) Музыкально - ритмические движения являются важной составляющей в духовно-нравственном развитии личности ребенка. Танец таит в себе огромное богатство для успешного художественного и нравственного воспитания. Он дает возможность выразить свои чувства в движении, побуждая ребенка внимательно слушать музыку для того, чтобы делать их более гармоничными в сочетании с ней.
(Слайд 5) Приобщая детей к шедеврам мирового искусства, знакомя их с произведениями великих композиторов: П. Чайковским («Детский альбом», «Времена года»), М.И Глинкой («Жаворонок»), Д. Кабалевским («Клоуны»), Н.А. Римским-Корсаковым («Снегурочка»), А. Гречаниновым («Колыбельная», «Котик заболел», «Котик выздоровел») и другими, мы влияем на чувства, настроение ребенка, духовный, внутренний мир через его эмоции и переживания. Прослушивая с детьми такие произведения, как «Болезнь куклы» и «Новая кукла» П.И. Чайковского, а также «Котик заболел» и «Котик выздоровел» А.Т. Гречанинова я применяю метод контрастного сопоставления, что облегчает детям восприятие данных произведений, формирует музыкальное и интеллектуальное мышление. Ну а как же без народной музыки?! Она вызывает интерес у детей, приносит им радость, создаёт хорошее настроение, снимает чувство страха, беспокойство, словом, обеспечивает, эмоционально-психологическое благополучие. Посредством народной музыки дети знакомятся с жизнью и бытом русского народа, с образцами народного музыкального творчества, даются понятия: «народная музыка», «оркестр народных инструментов», «народный хор». Таким образом, приобщая детей к музыкальному наследию своего народа, мы воспитываем у них чувство патриотизма и гордости.
(Слайд 6) Особое значение в рамках нравственного воспитания дошкольников имеет пение. Оно является одним из ведущих видов музыкальной деятельности. Песня учит доброте, дружбе, уважению старших, любви к природе, любви к Родине, своему городу, детскому саду.
Приступая к изучению нового песенного материала, мы с детьми, также как и в предыдущем виде музыкальной деятельности, прибегаем к такой форме работы, как беседа. Обсуждаем текст песни, ее смысл, характер, манеру исполнения. Такие песни, как «Улыбка», муз. В. Шаинского, сл. М. Пляцковского; «Песенка про кузнечика», муз. В. Шаинского, сл. Н.Носова; «Если добрый ты», муз. Б. Савельева, сл. М. Пляцковского; «Листопад», муз. Т. Попатенко, сл. Е. Авдиенко; «Здравствуй, Родина моя!», муз. Ю. Чичкова, сл. К. Ибряева; «До свидания, детский сад», муз. Ю. Слонова, сл. В. Малкова; «Кто нас крепко любит?» муз. и сл. И. Арсеева; «Подарок маме», муз. А. Филиппенко, сл. Т. Волгиной; «Бабушка – бабуля» муз. и сл. Н.Н. Топтыгиной; «Мамин праздник», муз. Ю. Гурьева, сл. С. Вигдорова и др., несут большое воспитательное воздействие на душу ребенка. Мир поэтических образов, тексты разучиваемых нами песен, учат жить, творить добро, воспитывают тонкость, эмоциональную чуткость в детских сердцах.
(Слайд 7) Самый любимый вид деятельности дошкольников – это игра. Именно она приносит малышам огромную радость. Музыкальные игры, являясь одним из видов музыкальной деятельности, так же, формируют и развивают духовные качества ребенка. Использование народных игр в работе с детьми облегчает мне задачу ознакомления с историей русского народа, с его обычаями, формирует интерес к русской народной культуре, к ее традициям. В этих играх отражается повседневная жизнь народа: как жили, как воспитывались, чем занимались наши предки. К ребятам приходят различные персонажи из сказок, которые играют с ними в подражательные игры «Петя-петушок», «Вышла курочка гулять», хороводные – «Заинька», «Коза»; игры-забавы – «Бабка - Ёжка», «Горелки», «Где ты был Иванушка?», «Земелюшка – чернозем», «Золотые ворота», «У дедушки Якова», «Маланья» и другие.
Музыкальный репертуар, по словам О.П.Радыновой, должен отвечать самым высоким требованиям художественности, так как первые впечатления очень важны для последующей музыкальной деятельности.
Важно отметить, что духовно-нравственное воспитание ребенка невозможно без тесной совместной работы с семьями воспитанников. В связи с этим я регулярно провожу консультации с родителями о роли музыки в жизни ребенка: «Использование музыки в период адаптации в детском саду», «Звуки, которые нас окружают», «Организация музыкально-эстетического воспитания в семье в современных условиях» и т.д., выступаю на родительских собраниях. Так же информация по этим вопросам предлагается родителям в качестве наглядного материала в родительских уголках и на сайте детского сада.
(Слайд 8) В моей работе по развитию духовно – нравственных качеств детей мне помогает взаимодействие с социальными партнерами, такими как, «Саратовский областной колледж искусств» в г. Балашове, куда мы с детьми ходим на концерты. Мои воспитанники принимают активное участие в конкурсах: «Солнце на ладошке», «Зимушка хрустальная», «Я пою о России». Частые экскурсии в Балашовский краеведческий музей помогают знакомить детей с историей родного края. Ежегодно участвую с детьми в конкурсе «Рождественская звездочка», который проходит в стенах Балашовской епархии, где происходит ознакомление с православными праздниками, приобщение детей к христианской культуре. Духовно развивают детей праздники, проведенные в кинотеатре «Победа» такие как, «День счастья», «День защитника Отечества» и другие.
(Слайд 9) С целью реализации задач по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста в своей деятельности я провожу праздники и развлечения: «Дары осени», «Мир вокруг нас», «Рождественские колядки», «Веселая Масленица», «Весна Победы», «Наши защитники», «Доброта начинается с мамы», «В гости к бабушке и дедушке», а в рамках реализации программы С.Н.Николаевой «Юный эколог» новогодний праздник в зале вокруг искусственной елки «Новогодние приключения» и «День земли».
Очень важно, чтобы дети с раннего детства учились относиться к музыке не только как к средству увеселения, но и как к важному явлению духовной культуры. Только развивая потребности, интересы, эмоции, чувства, вкусы детей, можно приобщить их к музыкальной культуре, заложить её основы.
Развивая ребёнка музыкально, мы способствуем становлению гармонично развитой личности, что позволяет приобщать к высшим духовным ценностям, научить познавать мир, и в общении с искусством музыки понять себя и свое место в мире.
(Слайд 10)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация работы по духовно-нравственному воспитанию с детьми дошкольного возраста в рамках кружковой работы
презентация...
Сообщение из опыта работы по духовно-нравственному воспитанию детей на тему "50 уроков нравственности"
Только целенаправленные и последовательные занятия в сфере морального и духовного развития могут стать эффективной силой воспитания личности ребенка. Подобные занятия могут иметь форму доверительной и...
Краткое сообщение о ходе работы по духовно – нравственному и патриотическому воспитанию дошкольников в рамках самообразования по теме: «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников с использованием метода музейной педагогики».
В этом сообщении представленно описание моей работы по самообразовании....
Доклад из опыта работы «Организация работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников»
Вашему вниманию представляю доклад по духовно-нравственному развитию личности докольников, в котором вы можете ознакомиться с перспективным планом по этой теме....
Опыт работы по духовно-нравственному воспитанию по программе « Основы духовно-нравственной культуры «Мир- прекрасное творенье» (Гладких Л.П., Зиновий, митрополит Саранский и Мордовский, О.С. Ильина, В.М. Меньшиков; Курский государственный университет
Опыт работы по духовно-нравственному воспитанию по программе « Основы духовно-нравственной культуры «Мир- прекрасное творенье» (Гладких Л.П., Зиновий, ми...
Презентация "Методы формирования нравственных представлений и формы работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников"
Материал для методистов, старших воспитателей, заместителей заведующих по УВР : консультация для воспитателей с использованием презентации.Духовность и нравственность - понятия, существующие в неразры...