Доклад "Организация работы по духовно-нравственному воспитанию"
статья

Пафнутова Ангелина Юрьевна

Этот материал будет полезен музыкальным руководителям ДОО.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл выступление76.18 КБ

Предварительный просмотр:

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

Саратовская область, город Балашов

Администрация Балашовского муниципального района Саратовской области

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида «Юбилейный»

города Балашова Саратовской области»

                                                                       кар

412300,  Саратовская область,

г. Балашов, ул. М. Луначарского, д. 2

Телефон: (884545) 4-26-54

эл. почта:  Detskijsad.yubileiniy@yandex.ru

                   

Доклад на тему:

"Организация работы по духовно-нравственному воспитанию в ДОУ»

подготовила:

музыкальный руководитель

МАДОУ д\с «Юбилейный»

Пафнутова Ангелина Юрьевна

г. Балашов 2021 г.

(Слайд 1,2) Духовно-нравственное воспитание – одна из актуальных и сложнейших задач, в работе современного педагога. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью. Сегодня мы говорим о необходимости возрождения в обществе духовности и культуры, что непосредственно связано с развитием и воспитанием ребенка до школы.

Особая роль в духовно - нравственном воспитании ребенка принадлежит музыке, ведь музыка развивает не только разум, но и облагораживает чувства. Одна из главных задач музыкального руководителя - средствами искусства научить мыслить, чувствовать, сопереживать, развивать не только интеллект, но и душу ребенка.

(Слайд 3) Духовно-нравственное воспитание реализуется в каждом разделе НОД:

(Слайд 4) Музыкально - ритмические движения  являются важной составляющей в духовно-нравственном развитии личности ребенка. Танец таит в себе огромное богатство для успешного художественного и нравственного воспитания. Он дает возможность выразить свои чувства в движении, побуждая ребенка внимательно слушать музыку для того, чтобы делать их более гармоничными в сочетании с ней.

(Слайд 5) Приобщая детей к шедеврам мирового искусства, знакомя их с произведениями великих композиторов: П. Чайковским («Детский альбом», «Времена года»), М.И Глинкой («Жаворонок»), Д. Кабалевским («Клоуны»), Н.А. Римским-Корсаковым («Снегурочка»), А. Гречаниновым («Колыбельная», «Котик заболел», «Котик выздоровел») и другими, мы влияем на чувства, настроение ребенка, духовный, внутренний мир через его эмоции и переживания. Прослушивая с детьми такие произведения, как «Болезнь куклы» и «Новая кукла» П.И. Чайковского, а также «Котик заболел» и «Котик выздоровел» А.Т. Гречанинова я применяю метод контрастного сопоставления, что облегчает детям восприятие данных произведений, формирует музыкальное и интеллектуальное мышление. Ну а как же без народной музыки?! Она вызывает интерес у детей, приносит им радость, создаёт хорошее настроение, снимает чувство страха, беспокойство, словом, обеспечивает, эмоционально-психологическое благополучие. Посредством народной музыки дети знакомятся с жизнью и бытом русского народа, с образцами народного музыкального творчества, даются понятия: «народная музыка», «оркестр народных инструментов», «народный хор». Таким образом, приобщая детей к музыкальному наследию своего народа, мы воспитываем у них чувство патриотизма и гордости.

(Слайд 6) Особое значение в рамках нравственного воспитания дошкольников имеет пение. Оно является одним из ведущих видов музыкальной деятельности.   Песня учит доброте, дружбе, уважению старших, любви к природе, любви к Родине, своему городу, детскому саду.

Приступая к изучению нового песенного материала, мы с детьми, также как и в предыдущем виде музыкальной деятельности, прибегаем к такой форме работы, как беседа. Обсуждаем текст песни, ее смысл, характер, манеру исполнения. Такие песни, как «Улыбка», муз. В. Шаинского, сл. М. Пляцковского; «Песенка про кузнечика», муз. В. Шаинского, сл. Н.Носова; «Если добрый ты», муз. Б. Савельева, сл. М. Пляцковского; «Листопад», муз. Т. Попатенко, сл. Е. Авдиенко; «Здравствуй, Родина моя!», муз. Ю. Чичкова, сл. К. Ибряева; «До свидания, детский сад», муз. Ю. Слонова, сл. В. Малкова; «Кто нас крепко любит?» муз. и сл. И. Арсеева; «Подарок маме», муз. А. Филиппенко, сл. Т. Волгиной; «Бабушка – бабуля» муз. и сл. Н.Н. Топтыгиной; «Мамин праздник», муз. Ю. Гурьева, сл. С. Вигдорова и др., несут большое воспитательное воздействие на душу ребенка. Мир поэтических образов, тексты разучиваемых нами песен, учат жить, творить добро, воспитывают тонкость, эмоциональную чуткость в детских сердцах.

(Слайд 7) Самый любимый вид деятельности дошкольников – это игра. Именно она приносит малышам огромную радость. Музыкальные игры, являясь одним из видов музыкальной деятельности, так же, формируют и развивают духовные качества ребенка. Использование народных игр в работе с детьми облегчает мне задачу ознакомления с историей русского народа, с его обычаями, формирует интерес к русской народной культуре, к ее традициям. В этих играх отражается повседневная жизнь народа: как жили, как воспитывались, чем занимались наши предки. К ребятам приходят различные персонажи из сказок, которые играют с ними в подражательные игры «Петя-петушок», «Вышла курочка гулять», хороводные – «Заинька», «Коза»; игры-забавы – «Бабка - Ёжка», «Горелки», «Где ты был Иванушка?», «Земелюшка – чернозем», «Золотые ворота», «У дедушки Якова», «Маланья» и другие.

        Музыкальный репертуар, по словам О.П.Радыновой, должен отвечать самым высоким требованиям художественности, так как первые впечатления очень важны для последующей музыкальной деятельности.

Важно отметить, что духовно-нравственное воспитание ребенка невозможно без тесной совместной работы с семьями воспитанников. В связи с этим я регулярно провожу консультации с родителями о роли музыки в жизни ребенка: «Использование музыки в период адаптации в детском саду», «Звуки, которые нас окружают», «Организация музыкально-эстетического воспитания в семье в современных условиях» и т.д., выступаю на родительских собраниях. Так же информация по этим вопросам предлагается родителям в качестве наглядного материала в родительских уголках и на сайте детского сада.

(Слайд 8) В моей работе по развитию духовно – нравственных качеств детей мне помогает взаимодействие с социальными партнерами, такими как, «Саратовский областной колледж искусств» в г. Балашове, куда мы с детьми ходим на концерты. Мои воспитанники принимают активное участие в конкурсах: «Солнце на ладошке», «Зимушка хрустальная», «Я пою о России». Частые экскурсии в Балашовский краеведческий музей помогают знакомить детей с историей родного края. Ежегодно участвую с детьми в конкурсе «Рождественская звездочка», который проходит в стенах Балашовской епархии, где происходит ознакомление с православными праздниками, приобщение детей к христианской культуре. Духовно развивают детей праздники, проведенные в кинотеатре «Победа» такие как, «День счастья», «День защитника Отечества» и другие.

(Слайд 9) С целью реализации задач по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста в своей деятельности я провожу праздники и развлечения: «Дары осени», «Мир вокруг нас», «Рождественские колядки», «Веселая Масленица», «Весна Победы», «Наши защитники», «Доброта начинается с мамы», «В гости к бабушке и дедушке», а в рамках реализации программы С.Н.Николаевой «Юный эколог» новогодний праздник в зале вокруг искусственной елки «Новогодние приключения» и «День земли».

           Очень важно, чтобы дети с раннего детства учились относиться к музыке не только как к средству увеселения, но и как к важному явлению духовной культуры. Только развивая потребности, интересы, эмоции, чувства, вкусы детей, можно приобщить их к музыкальной культуре, заложить её основы.

Развивая ребёнка музыкально, мы способствуем становлению гармонично развитой личности, что позволяет приобщать к высшим духовным ценностям, научить познавать мир, и в общении с искусством музыки понять себя и свое место в мире.

(Слайд 10)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение из опыта работы по духовно-нравственному воспитанию детей на тему "50 уроков нравственности"

Только целенаправленные и последовательные занятия в сфере морального и духовного развития могут стать эффективной силой воспитания личности ребенка. Подобные занятия могут иметь форму доверительной и...

Доклад из опыта работы «Организация работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников»

Вашему вниманию представляю доклад по духовно-нравственному развитию личности докольников, в котором вы можете ознакомиться с перспективным планом по этой теме....

Презентация "Методы формирования нравственных представлений и формы работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников"

Материал для методистов, старших воспитателей, заместителей заведующих по УВР : консультация для воспитателей с использованием презентации.Духовность и нравственность - понятия, существующие в неразры...