Культура речи педагога
консультация (средняя группа)
Одним из слагаемых мастерства педагога является культура его речи. Культура речи – владение языковыми нормами произношения, ударения и словоупотребления, а также умение использовать выразительные языковые средства в разных условиях общения в соответствии с его целью и содержанием.
Культурная речь является обязательным элементом общей культуры, визитной карточкой человека, поскольку от того, насколько грамотно он выражается, зависит успех не только в повседневном общении, но и в профессиональной деятельности. Особенно актуально данное утверждение по отношению к речи педагога, работающего с детьми дошкольного возраста.
Качество речевого развития дошкольника зависит от качества речи педагогов и от речевой среды, которую они создают в дошкольном образовательном учреждении. словоупотребления, а так же умение использовать выразительные языковые средства в разных условиях общения в соответствии с его целью и содержанием.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kultura_rechi_pedagoga.docx | 18.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Культура речи педагога
Культура речи – владение языковыми нормами произношения, ударения и словоупотребления, а также умение использовать выразительные языковые средства в разных условиях общения в соответствии с его целью и содержанием.
Культурная речь является обязательным элементом общей культуры, визитной карточкой человека, поскольку от того, насколько грамотно он выражается, зависит успех не только в повседневном общении, но и в профессиональной деятельности. Особенно актуально данное утверждение по отношению к речи педагога, работающего с детьми дошкольного возраста.
Качество речевого развития дошкольника зависит от качества речи педагогов и от речевой среды, которую они создают в дошкольном образовательном учреждении.
Дети каждой возрастной группы, общаясь с воспитателем в различных видах деятельности, перенимают не только все тонкости правильного произношения, словоупотребления, построения фраз, но также и все несовершенства его речи. Следовательно, от культуры речи воспитателя зависит и культура речи детей.
Речь воспитателя, который находится постоянно в поле зрения детей, в общении с ними, является основным источником, из которого дети получают образец родного языка, культурной речи, поэтому она должна быть не только правильной, с ясным и отчетливым произнесением всех звуков, но и выдержана в определенном темпе, громкости, должна быть интонационно выразительной, правильно оформленной грамматически, связной, доступной для понимания, с правильным и точным использованием словесных обозначений.
Компоненты:
грамотное построение речи,
простота и ясность изложения,
выразительность (интонация, темп речи, паузы; словарное богатство; дикция)
Правила речевой культуры педагога:
1. Педагог должен говорить негромко, но так, чтобы каждый мог его услышать.
2. Педагог должен говорить внятно.
3. Для достижения выразительности звучания важно уметь пользоваться паузами - логическими и психологическими. Без логических пауз речь безграмотна, без психологических - бесцветна.
4. Педагог должен говорить с интонацией, т. е. уметь ставить логические ударения, выделять отдельные слова, важные для содержания сказанного.
При общении необходимо следовать некоторым принципам:
принимать ребенка таким, каков он есть;
верить в способности воспитанников
стимулировать их творческую активность;
уважать личность детей, создавать ситуацию успеха для каждого;
не сравнивать детей друг с другом, сравнивать только результаты действий;
помнить, что любой может ошибаться;
Ошибки:
Частое употребление слов с уменьшительно- ласкательными суффиксами;
Употребление в речи лишних слов: ну, вот, значит, это…
Неуместное использование звукоподражательных слов;
Ошибки в речи: ложить вместо класть и т.п.
Среди требований к речи педагога ДОУ выделяют:
Правильность – соответствие речи языковым нормам. Педагогу необходимо знать и выполнять в общении с детьми основные нормы русского языка: орфоэпические нормы (правила литературного произношения), а также нормы образования и изменения слов.
Точность – соответствие смыслового содержания речи и информации, которая лежит в ее основе. Особое внимание педагогу следует обратить на семантическую (смысловую) сторону речи, что способствует формированию у детей навыков точности словоупотребления.
Логичность – выражение в смысловых связях компонентов речи и отношений между частями и компонентами мысли. Педагогу следует учитывать, что именно в дошкольном возрасте закладываются представления о структурных компонентах связного высказывания, формируются навыки использования различных способов внутритекстовой связи.
Чистота – отсутствие в речи элементов, чуждых литературному языку. Устранение нелитературной лексики – одна из задач речевого развития детей дошкольного возраста. Решая данную задачу, принимая во внимание ведущий механизм речевого развития дошкольников (подражание), педагогу необходимо заботиться о чистоте собственной речи: недопустимо использование слов-паразитов, диалектных и жаргонных слов.
Выразительность – особенность речи, захватывающая внимание и создающая атмосферу эмоционального сопереживания. Выразительность речи педагога является мощным орудием воздействия на ребенка. Владение педагогом различными средствами выразительности речи (интонация, темп речи, сила, высота голоса и др.) способствует не только формированию произвольности выразительности речи ребенка, но и более полному осознанию им содержания речи взрослого, формированию умения выражать свое отношение к предмету разговора.
Богатство – умение использовать все языковые единицы с целью оптимального выражения информации. Педагогу следует учитывать, что в дошкольном возрасте формируются основы лексического запаса ребенка, поэтому богатый лексикон самого педагога способствует не только расширению словарного запаса ребенка, но и помогает сформировать у него навыки точности словоупотребления, выразительности и образности речи.
Уместность – употребление в речи единиц, соответствующих ситуации и условиям общения. Уместность речи педагога предполагает, прежде всего, обладание чувством стиля. Учет специфики дошкольного возраста нацеливает педагога на формирование у детей культуры речевого поведения (навыков общения, умения пользоваться разнообразными формулами речевого этикета, ориентироваться на ситуацию общения, собеседника и др.).
К вышеперечисленным требованиям необходимо отнести правильное использование педагогом невербальных средств общения.
САМЫЕ РАСПРОСТРАНЕННЫЕ ОШИБКИ В РЕЧИ ВОСПИТАТЕЛЯ:
Частое употребление слов с уменьшительно- ласкательными суффиксами;
Употребление в речи лишних слов: ну, вот, значит, это…
Неуместное использование звукоподражательных слов;
Ошибки в речи: «ложить» вместо «класть», «свекла» вместо «свёкла», «придумай слово» вместо «назови» и «припомни», «позвОним» вместо «позвонИм» и др.
Правила речевой культуры педагога:
1. Педагог должен говорить негромко, но так, чтобы каждый мог его услышать, чтобы процесс слушания не вызывал у воспитанников значительного напряжения.
2. Педагог должен говорить внятно.
3. Педагог должен говорить со скоростью около 120 слов в минуту.
4. Для достижения выразительности звучания важно уметь пользоваться паузами — логическими и психологическими. Без логических пауз — речь безграмотна, без психологических — бесцветна.
Педагог должен говорить с интонацией, т. е. уметь ставить логические ударения, выделять отдельные слова, важные для содержания сказанного.
6. Мелодичность придает голосу педагога индивидуальную окраску и может существенно влиять на эмоциональное самочувствие воспитанников: воодушевлять, увлекать, успокаивать. Мелодика рождается в опоре на гласные звуки.
От культуры речи педагога зависит культура речи детей. Помня об этом, воспитатель должен считать профессиональным долгом непрерывное совершенствование своей речи, чтобы успешно вести работу по речевому развитию детей.
От культуры речи воспитателя зависит культура речи детей.
Для того, чтобы проверить знания педагогов, предлагаю провести небольшое упражнение, где нужно правильно расставить ударения. Затем прочитать текст правильно, и каждый сам проверит свои ошибки. Приятной планерки!
ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ.
Гости, нарядные, один красивее другого: с бантами на голове, яркими шарфами на шее, остановив такси, попросили шофера подъехать прямо к дому именинника. Километр пути – и вот уже показалась знакомая новостройка. Дом заселен наполовину. В подъезде темно. - Давайте включим свет и позвоним в квартиру! Дверь открыл улыбающийся мужчина. «У него неправильный прикус! И зубы не мешало бы запломбировать!» - подумали гости. Не прошло и пяти минут, как все уже сидели за столом. Именинник, закрыв жалюзи на окне, приказал откупорить бутылку шампанского. Был поднят первый тост в честь «новорожденного». Виновник торжества, принимая подарки, говорил одну и ту же фразу: «Не надо меня так баловать!» Гости мастерски «отвешивали» хозяину стола комплименты, восхищаясь свекольным салатом, жареной камбалой, сливовым компотом и, конечно же, вкусным шоколадным тортом! Гости разных возрастов, все довольные, напившись допьяна, наевшись досыта, разошлись уже заполночь!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
СТАТЬЯ: Речь педагога – основной источник развития речи детей. Требования к культуре речи педагога.
Речь воспитателя как образец для подражания дошкольников....
Консультация для педагогов "Культура речи педагога"
Культура речи педагога...
Консультирование для педагогов "Культура речи педагога".
Развитие грамотной речи и повышение её культуры в педагогическом коллективе....
Семинар - практикум для педагогов "Культура речи педагога"
Семинар - практикум для педагогов "Культура речи педагога"...
Рекомендации для педагогов "Культура речи педагога"
В данных рекомендациях определены требования, предъявляемые к речи педагога, предложены основные "правила" слушания собеседника, а так же советы психологов Р.С. Немова, А.И. Новикова по овла...
консультация для педагогов "Культура речи педагога"
Не случайно считается, что речь человека – его визитная карточка, поскольку от того, насколько грамотно он выражается, зависит его успех не только в пов...