Индивидуальный образоательный маршрут для дошкольника с ОВЗ, в том числе и детей- инвалидов
методическая разработка (подготовительная группа)

Николаева Юлия Алексеевна

В данной статье представлена система работы логопеда и дргих специалистов с дошкольником, не усваивающим  Адапативную образоательную программу речевой  группы деткого сада, в том числе подходит и для детй- инвалидов .

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл individualnyy_obrazovatelnyy_marshrut_rebenka.docx28.68 КБ

Предварительный просмотр:


п/п

Направление, вид коррекционно-развивающей работы


Содержание коррекционной работы


Взаимодействие с педагогами, родителями

Характеристика динамики коррекционно-развивающей работы


Примеча-ние

1.

Развитие общей моторики, произвольной моторики пальцев рук

 Работа над общей и мелкой моторикой, игры на внимание,  упражнения с мячом, воспитание быстроты реакции на словесные инструкции, упражнения и игры направленные на умение координировать движения в соответствии со словесными указаниями, выполнение упражнений на тренажере «Балансир», кинезиологические упражнения для детей

Инструктор по физическому воспитанию: физкультурные занятия, подвижные игры с текстом, упражнения на тренажере «Балансир»

Воспитатели: физминутки с речевым текстом, подвижные игры, пальчиковая гимнастика, игры со шнуровкой, обводка и штриховка в альбоме по лексическим темам.

Родители: пальчиковая гимнастика, обводка и заштриховка, игры на внимание.


2.

Развитие моторики, речевого аппарата,

дыхательной функции

  Общая артикуляционная гимнастика и специальные упражнения: «Заборчик», «Лопатка», «Качели», «Часики», «Вкусное варенье», «Чашечка»; использование упражнений на выработку длительного речевого выдоха , а также пение  гласных звуков  по методике Новиковой- Иванцовой и использование различных тренажеров на дыхание

Подготовка артикуляционного аппарата к постановке звука; с, з, ш,ж, р

Воспитатели: развитие артикуляционной моторики во время проведения логопедических пятиминуток

Родители: выполнение методических рекомендаций логопеда через индивидуальную тетрадь; а также на сайте  логопеда, консультация  на сайте «Артикуляционные упражнения»

Музыкальный руководитель: артикуляционная гимнастика во время развития певческих навыков, пение гласных звуков по методике Новиковой- Иванцовой

3.





   

     

А)













     Б)



Устранение дефектного звукопроизношения



Автоматизация звуков












Дифференциация звуков


Постановка звуков: С, З Ш,Ж – способом подражания, с использованием зондов.  От других звуков.  Игры :       «Пузырек гудит» «Надуй шарик», «Ветерок», «Чашечка»…

Постановка звука (Р) – механическим способом и способом подражания. Комплекс упражнений №3-4. Игра: «Барабанщик», «Балалайка»

Автоматизация звуков в слогах (прямых, обратных, со стечением) – словесные игры: «Запомни и повтори», «Доскажи слово», «Ты начни, а я продолжу», «Кораблики», на тренажере «Балансир»

Автоматизация звуков в словах и в словосочетаниях: «Я начну, а ты продолжи», «Запомни и повтори», «Один – много»,  с использованием «Балансира»

Автоматизация в предложениях, чистоговорках, скороговорках, стихах, «Повтори-ка», «Запомни и повтори», «Исправь ошибку», «Помоги Незнайке», «Кто кого переговорит», «Составь предложение по схеме, картинке»;

В спонтанной речи – в подвижных играх, в играх на координацию речи с движением: «Угадай на ощупь», «Составь рассказ», «Расскажи про любимую игрушку».

Дифференциация звуков Ш-С - в слогах, словах, предложениях, чистоговорках, скороговорках, стихах: Игры:  « Подними символ» «Звуковое лото», «Звуковые домики», «Рассели картинки в дом», «Чудесный мешочек».

Воспитатели: продолжают отрабатывать упражнения «Ветерок», «Надуй шарик», «Барабанщик»,   «Балалайка» и др..

Воспитатели, родители: усиленный контроль за речью ребенка


 Консультации « Приемы выполнения методических рекомендаций логопеда дома»,  « Советы по автоматизации поставленного звука».

Родители: по рекомендациям логопеда (через индивидуальную тетрадь) выполнять домашние задания.






Воспитатели: формирование правильного звукопроизношения во время индивидуальных вечерних занятий, контроль за звукопроизношением в спонтанной речи, в режимных моментах.


Родители: контроль за звукопроизношением в домашних условиях, дифференциация звуков по речевому материалу в индивидуальной тетради.

Воспитатели: дифференциация звуков в речевых играх : «Скажи наоборот», « Подними символ звука», «Отгадай слово», «Телефон», д/и «Лото», «Рассели по домикам?»

4

Развитие фонематического слуха, звукового анализа и синтеза   (с опорой на символы звуков речи)

Совершенствование фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза с опорой на символы звуков речи , а также: игры «Назови первый (последний) звук в слове», «Где в слове стоит звук :(в начале, середине или в конце слова)?»,, «Составь слово с помощью символов звуков», «Поймай и назови звук»,              « Хлопни , когда услышишь заданный звук» ,  «Подними символ звука « С» или символ звука  « З»

Родители: словесные игры и упражнения по индивидуальным тетрадям, выдача дидактических игр-пособий на дом, посещение  индивидуальных занятий.

Воспитатели: индивидуальные занятия  с опорой на символы  звуков  по рекомендациям логопеда согласно ИОМ,  словесные и дидактические игры.

5

 Развитие лексико- грамматической стороны речи

Активизация использования предложных конструкций, простых предлогов,  развитие навыков словообразования, словоизменения, составления  предложений из 2-3 слов по книге Новиковой – Иванцовой «От слова к фразе» , закреплять умение отвечать на вопросы полным предложением – словесные игры «Я начну, а ты продолжи», «Живые предложения», «Один – два», «Один – много», «Много – один», «Назови ласково»; д/и «Из чего мы сделаны?», «Где чей дом?, «Где чей хвост», «Умные предложения» «Признаки», «Разложи картинки» и др.;

Воспитатели: индивидуальные занятия по рекомендациям логопеда, согласно ИОМ, д/и, словесные игры: «Назови и покажи» «Один -много»,            « Скажи ласково»,  « Какой? Какая?  Какое?» по  изучаемым лексическим  темам


Родители: словесные игры по рекомендациям в индивидуальной тетради, выдача д/и на дом, консультация «Первые успехи и трудности», в том числе дистанционно на сайте логопеда

6

Развитие психологической базы речи

Систематические  упражнения на развитие внимания, памяти, мышления на отработанном в произношении материале: словесные игры  «Запомни, повтори», «Что лишнее?», «Кем был?» и др.;  д/и «Четвертый лишний», «Признаки», «Путаница»,  «Подбери пару».

Воспитатели: индивидуальные занятия по ИОМ, д/и.

Родители: игры по рекомендациям в индивидуальной тетради, выдача д/и на дом.

Педагог-психолог: индивидуальные занятия.

Индивидуальный образовательный маршрут ребенка на 2019 – 2020 учебный год

Фамилия, имя ребенка: Пётр И.

Дата рождения: 07.01.2014 г. дата заполнения : 01.10 - 14.10.2020г.___

Состояние здоровья: в норме

Заключения ПМПК: зачислить в старшую логопедическую группу с диагнозом -  Тяжелое нарушение речи , ОНР 2 уровня,  Стертая дизартрия

Организационно-педагогические условия реализации ИОМ:

  • Образовательные технологии, программы : Н.В.Нищева «Программа коррекционно-развивающей работы в логогруппе детского сада с ОНР», Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина «Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с ФФН»,  Н.В. Нищева « Конспекты подгрупповых логопедических занятий в старшей группе детского сада для детей с ОНР», В.В. Коноваленко «Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения», программа «Детство»,

  • Инновационные технологии, методы и средства: В. Цвынтарный «Пальчиковый игротренинг», «Подвижные игры, упражнения, физкультминутки, пальчиковая гимнастика», Н.В. Нищева «Разноцветные сказки», М.Ю. Картушина «Логоритмические занятия в детском саду»,  Т. Ткаченко « Символы звуков речи»,  Новикова – Иванцова « От слова к фразе»

  • Здоровьесберегающие технологии: А.Н. Стрельниковой «Дыхательная гимнастика»., «БОС - здоровое дыхание», В.М. Акименко «Новые логопедические технологии», Н.Н.Беляковская «Здоровьесберегающие технологии»,  использование тренажера «Балансир»

  • Формы контроля и учета достижений ребенка-логопата промежуточная диагностика, итоговые занятия в конце года

  • Фамилия, имя, отчество педагога заполняющего ИОМ: учитель-логопед Николаева Юлия Алексеевна



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Карта индивидуального образовательного маршрута ребенка-дошкольника"

Предлагаю вашему вниманию "Карту индивидуального образовательного маршрута ребенка-дошкольника"...

Карта индивидуального образовательного маршрута ребенка дошкольника

Данная работа выполнена в рамках курсов повышения квалификации в ТОИПКРО....

Рабочая программа (учебный план) для детей первой младшей группы, в том числе для детей инвалидов и детей с ОВЗ.

Рабочая программа составлена с учетом 5 образовательных областей, содержание детской дятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Рабочая прог...

Рабочая программа (учебный план) для детей второй младшей группы, в том числе для детей-инвалидов и детей с ОВЗ.

Рабочая программа составлена с учетом 5 образовательный областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Рабочая прогр...

Рабочая программа (учебный план) для детей средней группы, в том числе для детей-инвалидов и детей с ОВЗ.

Рабочая программа составлена с учетом 5 образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Рабочая про...

Рабочая программа (учебный план) для детей подготовительной к школе группы, в том числе для детей-инвалидов и детей с ОВЗ.

Рабочая программа составлена с учетом 5 образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Рабочая про...

Консультация для родителей детей, в том числе и детей- инвалидов, по теме " Нужны ли ребенку иргрушки?"

В данной статье рассказывается о пользе игрушек для детей дошкольного возраста....