Социальное развитие дошкольника в общении со сверстниками
статья

Турутина Светлана Михайловна

В статье рассматриваются аспекты социального развития дошкольников посредством общения со сверстниками

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obshchenie.docx16.49 КБ

Предварительный просмотр:

Общение со сверстниками занимает важное место в социальном развитии ребенка дошкольного возраста. От того насколько успешно складывается это общение зависит темп психологического развития ребенка, его самооценка, отношение к другим людям.

В последнее время в отечественной психологии достижения человека в сфере отношений к другим людям все чаще отражаются в понятии «коммуникативной компетенции».

Это понятие состоит из следующих компонентов:

1)Эмоциональный – включает эмоциональную отзывчивость, способность к сопереживанию, эмпатию.

2)Когнитивный – связан с познанием другого человека и подразумевает возможность встать на точку зрения другого, эффективно решать различные проблемы.

3)Поведенческий – отражает способность к сотрудничеству, совместной деятельности, инициативность, адекватность в общении.

Сфера общения дошкольника со сверстниками имеет свои специфические особенности, среди которых: богатство и разнообразие коммуникативных действий; чрезвычайная эмоциональная насыщенность; нестандартность и нерегламентированность коммуникативных проявлений; преобладание инициативных действий над ответными; нечувствительность к воздействиям сверстника.

 Развитие общения со сверстником в дошкольном возрасте проходит ряд этапов:

На первом (2-4 года) сверстник является партнером по эмоционально-практическому взаимодействию, «невидимым зеркалом», в котором ребенок видит в основном себя.

На втором (4-6 лет) возникает потребность в ситуативно-деловом сотрудничестве со сверстником; содержанием общения становится совместная игровая деятельность; параллельно возникает потребность в признании и уважении сверстника.

На третьем этапе (6-7 лет) общение со сверстником приобретает черты внеситуативности, общение становится внеситуативно-деловым; складываются устойчивые избирательные предпочтения.

На протяжении дошкольного возраста нарастает процесс дифференциации в детском коллективе: одни дети становятся популярными, другие отвергаемыми. На положение ребенка в группе сверстников влияет множество факторов, главным из которых является способность к сопереживанию и помощи сверстникам [5, С.313].

Общение в группе сверстников существенно отражается на развитии личности ребенка. От стиля общения, от положения среди сверстников зависит, насколько ребенок чувствует себя спокойным, удовлетворенным, в какой мере он усваивает нормы отношений со сверстниками.

Взаимодействие ребенка со сверстниками - это не только прекрасная возможность совместно познавать окружающий мир, но и возможность общения с детьми своего возраста, возможность общения с мальчиками и девочками. Дети дошкольного возраста активно интересуются друг другом.

Ребенок к концу дошкольного возраста учится таким эмоциям и чувствам, которые помогают ему устанавливать продуктивные отношения со своими сверстниками и со взрослыми. У ребенка формируются основы ответственного отношения к результатам своих действий и поступков. Ответственность пробуждает чувство сопричастности общему делу, чувство долга. Ребенок шести-семи лет способен понимать нравственный смысл ответственности. В игре и в обыденной жизни, в отношениях со знакомыми взрослыми и сверстниками ребенок получает достаточный опыт ответственного поведения. В зависимости от развитости чувства ответственности до школы он будет относиться к своим новым обязанностям в школе. Общение со взрослыми и сверстниками дает возможность ребенку усваивать эталоны социальных норм поведения.

За период дошкольного детства ребенок проходит большой путь в овладении социальным пространством с его системой нормативного поведения в межличностных отношениях со взрослыми и детьми. Ребенок осваивает правила адекватного лояльного взаимодействия с людьми и в благоприятных для себя условиях может действовать в соответствии с этими правилами [2, C. 166-175].

Дошкольник не может обойтись без общения со сверстниками. Однако его общение с ними без помощи взрослого часто малоэффективно. Ребенка дошкольного возраста необходимо учить выражать свои эмоции, чувства, желания, достойно выходить из конфликтных ситуаций. И здесь важная роль принадлежит взрослым: сотрудникам дошкольных учреждений и родителям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социальное развитие дошкольника в процессе общения

Дошкольная пора -яркая неповторимая страница жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, происходит приобщение к общечеловеческим ценностям. Только в общении и в отно...

Консультация для родителей: "Речевое развитие детей в общении со сверстниками".

В развитии речи детейведущая роль принадлежит взрослым: воспитателю в детском саду, родителям и близким - в семье...

Консультация для родителей: « Речевое развитие детей в общении со сверстниками».

В развитии речи детей ведущая роль принадлежит взрослым: воспитателю в детском саду, родителям и близким – в семье. От культуры речи взрослых, от того, как они говорят с ребёнком, сколько времен...

Социальное развитие детей дошкольного возраста и возрастные особенности социального развития дошкольников.

Социальное развитие детей дошкольного возраста занимает немаловажную роль в воспитании детей. В статье пишется о  роли  социального развития и возрастных  особенностях социального разви...

ФОРМИРОВАНИЕ У ДОШКОЛЬНИКОВ НАВЫКОВ ОБЩЕНИЯ СО СВЕРСТНИКАМИ ПОСРЕДСТВОМ КОММУНИКАТИВНЫХ ИГР.

В статье рассматривается проблема общения дошкольников со своими сверстниками.Проанализированы коммуникативные компетенции детей дошкоьного возраста.Показано , что через коммуникативны игры можно реши...

Речевое развитие детей в общении со сверстниками.

Консультация для родителей на тему общения ребенка со сверстниками....

Картотека игр, направленныx на развитие коммуникативных навыков, формирование у дошкольников позитивного общения со сверстниками.

Картотекаигр, направленныx на развитие коммуникативных навыков, формирование у дошкольников позитивного общения со сверстниками....