Социальное развитие дошкольника в общении со сверстниками
статья
В статье рассматриваются аспекты социального развития дошкольников посредством общения со сверстниками
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obshchenie.docx | 16.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Общение со сверстниками занимает важное место в социальном развитии ребенка дошкольного возраста. От того насколько успешно складывается это общение зависит темп психологического развития ребенка, его самооценка, отношение к другим людям.
В последнее время в отечественной психологии достижения человека в сфере отношений к другим людям все чаще отражаются в понятии «коммуникативной компетенции».
Это понятие состоит из следующих компонентов:
1)Эмоциональный – включает эмоциональную отзывчивость, способность к сопереживанию, эмпатию.
2)Когнитивный – связан с познанием другого человека и подразумевает возможность встать на точку зрения другого, эффективно решать различные проблемы.
3)Поведенческий – отражает способность к сотрудничеству, совместной деятельности, инициативность, адекватность в общении.
Сфера общения дошкольника со сверстниками имеет свои специфические особенности, среди которых: богатство и разнообразие коммуникативных действий; чрезвычайная эмоциональная насыщенность; нестандартность и нерегламентированность коммуникативных проявлений; преобладание инициативных действий над ответными; нечувствительность к воздействиям сверстника.
Развитие общения со сверстником в дошкольном возрасте проходит ряд этапов:
На первом (2-4 года) сверстник является партнером по эмоционально-практическому взаимодействию, «невидимым зеркалом», в котором ребенок видит в основном себя.
На втором (4-6 лет) возникает потребность в ситуативно-деловом сотрудничестве со сверстником; содержанием общения становится совместная игровая деятельность; параллельно возникает потребность в признании и уважении сверстника.
На третьем этапе (6-7 лет) общение со сверстником приобретает черты внеситуативности, общение становится внеситуативно-деловым; складываются устойчивые избирательные предпочтения.
На протяжении дошкольного возраста нарастает процесс дифференциации в детском коллективе: одни дети становятся популярными, другие отвергаемыми. На положение ребенка в группе сверстников влияет множество факторов, главным из которых является способность к сопереживанию и помощи сверстникам [5, С.313].
Общение в группе сверстников существенно отражается на развитии личности ребенка. От стиля общения, от положения среди сверстников зависит, насколько ребенок чувствует себя спокойным, удовлетворенным, в какой мере он усваивает нормы отношений со сверстниками.
Взаимодействие ребенка со сверстниками - это не только прекрасная возможность совместно познавать окружающий мир, но и возможность общения с детьми своего возраста, возможность общения с мальчиками и девочками. Дети дошкольного возраста активно интересуются друг другом.
Ребенок к концу дошкольного возраста учится таким эмоциям и чувствам, которые помогают ему устанавливать продуктивные отношения со своими сверстниками и со взрослыми. У ребенка формируются основы ответственного отношения к результатам своих действий и поступков. Ответственность пробуждает чувство сопричастности общему делу, чувство долга. Ребенок шести-семи лет способен понимать нравственный смысл ответственности. В игре и в обыденной жизни, в отношениях со знакомыми взрослыми и сверстниками ребенок получает достаточный опыт ответственного поведения. В зависимости от развитости чувства ответственности до школы он будет относиться к своим новым обязанностям в школе. Общение со взрослыми и сверстниками дает возможность ребенку усваивать эталоны социальных норм поведения.
За период дошкольного детства ребенок проходит большой путь в овладении социальным пространством с его системой нормативного поведения в межличностных отношениях со взрослыми и детьми. Ребенок осваивает правила адекватного лояльного взаимодействия с людьми и в благоприятных для себя условиях может действовать в соответствии с этими правилами [2, C. 166-175].
Дошкольник не может обойтись без общения со сверстниками. Однако его общение с ними без помощи взрослого часто малоэффективно. Ребенка дошкольного возраста необходимо учить выражать свои эмоции, чувства, желания, достойно выходить из конфликтных ситуаций. И здесь важная роль принадлежит взрослым: сотрудникам дошкольных учреждений и родителям.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Социальное развитие дошкольника в процессе общения
Дошкольная пора -яркая неповторимая страница жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, происходит приобщение к общечеловеческим ценностям. Только в общении и в отно...
Консультация для родителей: "Речевое развитие детей в общении со сверстниками".
В развитии речи детейведущая роль принадлежит взрослым: воспитателю в детском саду, родителям и близким - в семье...
Консультация для родителей: « Речевое развитие детей в общении со сверстниками».
В развитии речи детей ведущая роль принадлежит взрослым: воспитателю в детском саду, родителям и близким – в семье. От культуры речи взрослых, от того, как они говорят с ребёнком, сколько времен...
Социальное развитие детей дошкольного возраста и возрастные особенности социального развития дошкольников.
Социальное развитие детей дошкольного возраста занимает немаловажную роль в воспитании детей. В статье пишется о роли социального развития и возрастных особенностях социального разви...
ФОРМИРОВАНИЕ У ДОШКОЛЬНИКОВ НАВЫКОВ ОБЩЕНИЯ СО СВЕРСТНИКАМИ ПОСРЕДСТВОМ КОММУНИКАТИВНЫХ ИГР.
В статье рассматривается проблема общения дошкольников со своими сверстниками.Проанализированы коммуникативные компетенции детей дошкоьного возраста.Показано , что через коммуникативны игры можно реши...
Речевое развитие детей в общении со сверстниками.
Консультация для родителей на тему общения ребенка со сверстниками....
Картотека игр, направленныx на развитие коммуникативных навыков, формирование у дошкольников позитивного общения со сверстниками.
Картотекаигр, направленныx на развитие коммуникативных навыков, формирование у дошкольников позитивного общения со сверстниками....