Проект "Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр"
методическая разработка (младшая группа)
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Наименование проекта | «Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр». |
Основание для разработки | Федеральный уровень: -Федеральный закон №273-фз «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. (с изменениями от 31июля 2020 г. N 304-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации"); -Национальная Доктрина образования в РФ; -Стратегия развития образования в Российской Федерации на период до 2025 года; -Указ Президента РФ В.В. Путина от 21.07.2020 №474 ««О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года»; -Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России; -Федеральный государственный стандарт дошкольного образования; Региональный уровень: -Региональная Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре на период до 2025 г.; -Государственная программа ХМАО – Югры «Развитие образования в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре на 2018-2025 годы и на период до 2030 г.»; -Концепция гражданско-патриотического воспитания граждан Ханты-Мансийского автономного округа Югры» с изменениями в распоряжении от 20.05.2016 г. № 253-рп. |
Участники проекта | -дети дошкольного раннего возраста; -педагог системы дошкольного образования ХМАО-Югры (Малыгина М.А.) -педагоги системы дошкольного образования ХМАО-Югры - родители (законные представители). |
Цель проекта | Накопление представлений у детей раннего возраста о форме, цвете, величине предметов, их свойствах, которые составляют фундамент общего умственного развития ребенка и являются условием успешного овладения любой практической деятельностью. Повышение своего педагогического уровня, профессионального мастерства и компетентности. |
Вид проекта | практико-ориентированный. |
Сроки реализации проекта | Проект реализуется в течение учебного года. Долгосрочный проект (сентябрь 2022г. – май 2023г.) |
Принципы и подходы к созданию проекта | -личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия детей и взрослых -принцип возрастообразности и индивидуализации - построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования); -принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей; -принцип последовательности и систематичности; -принцип непрерывности и преемственности педагогического процесса - создает условия для обогащения детских представлений о Родном крае, позитивно отражается на перспективах развития ребенка. |
Содержание проекта | 1 этап – информационно-аналитический и методическая работа. На данном этапе решалась первая задача работы: Сбор и анализ информации по данной проблеме 2 этап – проектировочный. 3 этап – творческий. Приобретение и создание дидактических игр на развитие сенсорных навыков. 4 этап – создание в группе центра по сенсорному развитию и оформление картотеки. |
Ожидаемые результаты | - Систематизация материала по развитию сенсорных способностей у детей 2-3 лет средствами дидактических игр в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями. - Сформированные сенсорные представления путём выделения формы, цвета, и величины предметов. - Сформированные представления о разновидностях дидактических игр и основных приемах игры на них. - Сотрудничество ДОУ и семьи по проблеме формирования и развития сенсорных способностей у детей раннего возраста. - Родители проявляют интерес в дальнейшем развитию детей. - У родителей вырос уровень по сенсорному развитию. Они научились создавать дома условия для дидактических игр и правильно подбирать их. |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sensornoe_razvitie_malygina.docx | 130.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Шеркальская средняя общеобразовательная школа»
Проект
«Сенсорное развитие
детей раннего возраста посредством дидактических игр»
Автор: Малыгина М.А.
Воспитатель 1 квалификационной категории
2021 -2022 уч.год
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Наименование проекта | «Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр». |
Основание для разработки | Федеральный уровень: -Федеральный закон №273-фз «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. (с изменениями от 31июля 2020 г. N 304-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации"); -Национальная Доктрина образования в РФ; -Стратегия развития образования в Российской Федерации на период до 2025 года; -Указ Президента РФ В.В. Путина от 21.07.2020 №474 ««О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года»; -Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России; -Федеральный государственный стандарт дошкольного образования; Региональный уровень: -Региональная Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре на период до 2025 г.; -Государственная программа ХМАО – Югры «Развитие образования в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре на 2018-2025 годы и на период до 2030 г.»; -Концепция гражданско-патриотического воспитания граждан Ханты-Мансийского автономного округа Югры» с изменениями в распоряжении от 20.05.2016 г. № 253-рп. |
Участники проекта | -дети дошкольного раннего возраста; -педагог системы дошкольного образования ХМАО-Югры (Малыгина М.А.) -педагоги системы дошкольного образования ХМАО-Югры - родители (законные представители). |
Цель проекта | Накопление представлений у детей раннего возраста о форме, цвете, величине предметов, их свойствах, которые составляют фундамент общего умственного развития ребенка и являются условием успешного овладения любой практической деятельностью. Повышение своего педагогического уровня, профессионального мастерства и компетентности. |
Вид проекта | практико-ориентированный. |
Сроки реализации проекта | Проект реализуется в течение учебного года. Долгосрочный проект (сентябрь 2021г. – май 2022г.) |
Принципы и подходы к созданию проекта | -личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия детей и взрослых -принцип возрастообразности и индивидуализации - построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования); -принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей; -принцип последовательности и систематичности; -принцип непрерывности и преемственности педагогического процесса - создает условия для обогащения детских представлений о Родном крае, позитивно отражается на перспективах развития ребенка. |
Содержание проекта | 1 этап – информационно-аналитический и методическая работа. На данном этапе решалась первая задача работы: Сбор и анализ информации по данной проблеме 2 этап – проектировочный. 3 этап – творческий. Приобретение и создание дидактических игр на развитие сенсорных навыков. 4 этап – создание в группе центра по сенсорному развитию и оформление картотеки. |
Ожидаемые результаты | - Систематизация материала по развитию сенсорных способностей у детей 2-3 лет средствами дидактических игр в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями. - Сформированные сенсорные представления путём выделения формы, цвета, и величины предметов. - Сформированные представления о разновидностях дидактических игр и основных приемах игры на них. - Сотрудничество ДОУ и семьи по проблеме формирования и развития сенсорных способностей у детей раннего возраста. - Родители проявляют интерес в дальнейшем развитию детей. - У родителей вырос уровень по сенсорному развитию. Они научились создавать дома условия для дидактических игр и правильно подбирать их. |
Пояснительная записка.
Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе и т. д. Значение сенсорного развития в раннем и младшем возрасте трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накоплении представлений об окружающем мире. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Сенсорное воспитание означает целенаправленное совершенствование, развитие у детей сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений).
Раннее детство – особый период становления органов и систем и, прежде всего, функции мозга.
Ранний и младший возраст – самое благоприятное время для сенсорного воспитания, без которого невозможно нормальное формирование умственных способностей ребенка. Накопление умственного багажа детей раннего и младшего возраста составляют чувственно воспринимаемые впечатления.
Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств предметов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. Знакомится он и с произведениями искусства – музыкой, живописью, скульптурой. И конечно, каждый ребенок, даже без целенаправленного воспитания, так или иначе, воспринимает все это. Но если усвоение происходит стихийно, без разумного педагогического руководства взрослых, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. Здесь-то приходит на помощь сенсорное воспитание – последовательное, планомерное ознакомление ребенка с сенсорной культурой.
Актуальность темы:
Процесс познания маленького человека отличается от процесса познания взрослого. Взрослые познают мир умом, маленькие дети – эмоциями. Познавательная активность ребенка 2-3 лет выражается, прежде всего, в развитии восприятия, символической (знаковой) функции мышления и осмысленной предметной деятельности. Я считаю, что тема проекта актуальна, т. к. его реализация позволяет расширить кругозор каждого ребенка на базе ближайшего окружения, создать условия для развития самостоятельной познавательной активности.
В содержание сенсорного воспитания входит развитие слуховой чувствительности, умения вслушиваться и различать звуки, развитие речевого слуха (восприятие звуковой стороны речи) и музыкального (умение различать звуки по высоте, воспринимать ритмический рисунок и др.). Сенсорное воспитание и развитие включает в себя также развитие тактильной чувствительности – умения различать свойства предметов (гладкий, пушистый, шершавый, мягкий, твёрдый, тяжёлый, лёгкий, холодный, тёплый и др.) и правильно называть их. Одной из сторон сенсорного воспитания является развитие обонятельных и вкусовых ощущений.
Воспитательно - образовательная работа с детьми дошкольного возраста осуществляется в разных видах деятельности — игровой, учебной, трудовой. Как известно, внимание детей младшего дошкольного возраста кратковременное, неустойчивое, с наглядно-действенным мышлением, поэтому в своей работе я делаем акцент на игровую форму деятельности. Именно дидактическая игра с элементами новизны, яркости, динамизма, неожиданности стала для малышей тем средством, которое стимулирует их активность, способствует развитию сенсомоторики и интеллекта. Для обеспечения эмоционального благополучия детей этого возраста необходимо, чтобы им была предоставлена широкая возможность для игр. В игре создаются благоприятные условия для усвоения новых знаний и умений и для развития у детей психических процессов. Важнейший психологический секрет в том, что она обязательно построена на интересе и добровольности. Заставить играть нельзя, увлечь игрой можно. В ней своеобразными путями осуществляется поэтапное формирование психических процессов: сенсорных процессов, абстракции, общения и т. д. Игра завершает и выражает процесс сопоставления и отделения сенсорного опыта ребенка по восприятию свойств, качеств, явлений от общественно принятых эталонов.
Сенсорное воспитание у детей раннего возраста наиболее успешно осуществляется в условиях различных дидактических игр. Осваивая сенсорный опыт стихийно, без систематического руководства со стороны взрослых, ребенок длительно идет путем проб и ошибок. И только посредством различных дидактических игр ребенку наиболее легко усвоить признаки предметов.
Работа в данном направлении поможет мне:
- научить детей различать основные цвета;
- познакомить детей с величиной и формой предметов;
- сформировать навыки самостоятельной деятельности;
- развить творческие способности, любознательность, наблюдательность;
- сплотить детский коллектив.
- развивать мелкую моторику пальцев, кистей рук;
Задачи проекта:
- Подобрать и систематизировать материал по развитию сенсорных способностей у детей 2 – 3 лет средствами дидактических игр;
- Развивать у детей сенсорные процессы (ощущение, восприятие, представление);
- Формировать сенсорные эталоны (представления о цвете, форме, величине предметов, положения их в пространстве);
- Знакомить с дидактическими играми и правилами этих игр;
- Воспитывать познавательный интерес, любознательность;
- Упражнять в установлении сходства и различия между предметами;
- Способствовать развитию у детей обследовательских умений и навыков;
- Развивать мелкую моторику рук;
Ожидаемые результаты:
- Систематизация материала по развитию сенсорных способностей у детей 2-3 лет средствами дидактических игр в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями.
- Сформированные сенсорные представления путём выделения формы, цвета, и величины предметов.
- Сформированные представления о разновидностях дидактических игр и основных приемах игры на них.
- Сотрудничество ДОУ и семьи по проблеме формирования и развития сенсорных способностей у детей раннего возраста.
- Родители проявляют интерес в дальнейшем развитию детей.
- У родителей вырос уровень по сенсорному развитию. Они научились создавать дома условия для дидактических игр и правильно подбирать их.
Выход темы:
- консультация для родителей;
- консультация для педагогов;
- семинар-практикум для родителей «Игра-путешествие по стране «Сенсорики»;
- картотека дидактических игр по сенсорному развитию для детей раннего возраста.
Работу по данному направлению я начала с того, что изучила педагогическую литературу, проанализировала исследования ученых по сенсорному воспитанию дошкольников.
В ходе реализации я разработала подборку дидактических игр:
- Дидактические игры на развитие тактильных и вкусовых ощущений:
- Дидактические игры и упражнения для закрепления понятия формы:
- Дидактические игры и упражнения на закрепления понятия величины.
- Дидактические игры и упражнения на закрепление цвета.
Таким образом, этапы моей работы можно представить следующим образом:
1 этап – информационно-аналитический и методическая работа. На данном этапе решалась первая задача работы: Сбор и анализ информации по данной проблеме
2 этап – проектировочный.
3 этап – творческий. Приобретение и создание дидактических игр на развитие сенсорных навыков.
4 этап – создание в группе центра по сенсорному развитию и оформление картотеки.
Методическая работа | ||
Формы работы | Сроки | Фома отчета |
Сбор и анализ информации, работа с методической и периодической литературой | Сентябрь 2021 г | Список использованной литературы |
создание предметно-развивающей среды по сенсорике окружающей ребенка. | В течение года. | Наличие игр по сенсорному развитию |
Проведение консультации для родителей «Развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста через дидактические игры» | Январь 2022г. | Конспект консультации. |
Выступление с докладом на педагогическом совете «Игровая деятельность детей раннего возраста» | Апрель 2022г. | Конспект доклада, презентация. |
Подготовка и проведение семинара-практикума «Игра-путешествие по стране «Сенсорики» | Май 2022 г. | Конспект семинара-практикума, презентация, фотоотчет о мероприятии. |
Образовательная деятельность воспитателя с детьми | ||
Формы работы | Сроки | Форма отчета |
Образовательная деятельность по сенсорному развитию | В течение года | |
занятия, в которых используют дидактические игры и упражнения со специально разработанными пособиями (вкладыши и решётки, цветные палочки) | В течение года | |
сенсорное развитие, осуществляемое в процессе обучения рисованию, (использование нетрадиционных техник рисования) | В течение года | Работы детей и фотоотчет |
Дидактические игры на развитие тактильных ощущений: - «Чудесный мешочек» - «Определи на ощупь» - «Узнай фигуру» - «Найди пару» - «Соберем бусы для куклы» - «Подбери лепесточки к цветам» - «Посади бабочку на цветок» | Сентябрь – ноябрь 2021г. | картотека |
Дидактические игры и упражнения для закрепления понятия формы. - «Найди предмет указанной формы» - «Найди предмет такой же формы» - «Какая фигура лишняя?» - «Закроем окна у домиков» - «Заштопай штанишки» - «Круг, квадрат» | Декабрь 2021г | картотека |
Дидактические игры и упражнения на закрепления понятия величины. - «Сравни предметы по высоте» - «Самая длинная, самая короткая» - «Разноцветные кружки» - «В какую коробку?» - «Дальше – ближе» - «Собери шарики в ведерки» - «Угости зайчика» - «Большие и маленькие» - «Разноцветные кружки» | Январь - Февраль 2022 г. | картотека |
Дидактические игры и упражнения на закрепление цвета: - «Какого цвета не стало?» - «Какого цвета предмет?» - «Собери гирлянду», «Спрячь мышку». «У кого какое платье». - «Разноцветные шары», «Подбери чашки к блюдцам». - «Какие цвета использованы?» - «Уточним цвет», «Разноцветные палочки». - «Поиграем с прищепками» | Март 2022г. | картотека |
Анкетирование родителей | Апрель 2022г. | Анкета |
Отчет по самообразованию | Май 2022г. |
Ну и конечно же, реализация данного проекта не обошлась без участия родителей. С родителями проводились индивидуальные беседы («Игры и упражнения, способствующие сенсорному развитию и воспитанию», консультации) («Роль сенсорного воспитания в развитии детей раннего возраста», «Знакомство с сенсорными эталонами, способами обследования предметов», «Дидактическая игра как средство сенсорного воспитания детей», семинар-практикум.) Были оформлены папки - передвижки (например, «Дидактические игры по сенсорике для детей 2-4 лет», а также родители привлекались к изготовлению и приобретению дидактического материала.)
Сотрудничество с родителями (законными представителями) | ||
Формы работы | Сроки | Форма отчета |
Участие родителей в изготовлении дидактических игр и демонстрационного материала. | В течение года | Выставка работ |
Проведение индивидуальных консультаций и бесед с родителями по данной теме. | В течение года | Запись в журнале «Сотрудничество с родителями» |
Подготовить консультацию для родителей «Развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста через дидактические игры» | Март 2022г. | консультация |
Анкетирование родителей | Апрель 2022 г. | Анкета |
Подготовка и проведение семинара-практикума «Игра-путешествие по стране «Сенсорики» | Май 2022г. | Протокол собрания |
Список использованной литература:
1. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. Младшая группа. – Москва, 2010.
2. Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер «Воспитание сенсорной культуры ребенка» - М.: «Просвещение», 1988;
3. Э. Г. Пилюгина «Сенсорные способности малыша» - М.: «Мозаика-Синтез», 2003;
4. Н. Ф. Губанова. Развитие игровой деятельности. Система работы в первой младшей группе детского сада. – М.: Мозаика-Синтез, 2008.
5. Н. Я. Михайленко, Н. А. Короткова. Как играть с ребёнком. – М.: Обруч, 2012г
6. Дидактические игры-занятия в ДОУ (младший возраст): Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. Автор-составитель Е.
7. Э.Г. Пилюгина «Сенсорные способности малыша» - М.: «Мозаика-Синтез», 2003;
8. «Развивающие игры с малышами до 3-х лет» - Ярославль «Академия развития», 1998. Сост. Т.В. Галанова
9. Ветрова В. В. «Во что играть с ребёнком до 3 лет». ТЦ М. 2011.
10. Давыдова О.И. «Работа с родителями в детском саду» ТЦ Сфера. 2005.
11. Колдина Д.Н. «Игровые занятия с детьми 2 - 3 лет» ТЦ М. 2011.
12. Пилюгина Э.Г. «Сенсорные способности малыша. Игры на развитие восприятия цвета, формы и величины у детей раннего возраста». М., 1996.
13. Пилюгина Э.Г. Сенсорные способности малыша – Москва. Мозаика – Синтез, 2003.
14. Янушко Е.А. Сенсорное развитие детей раннего возраста – Москва, Мозаика – Синтез, 2011.
Приложение 1. (Консультации для родителей)
Консультация для родителей «Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста посредством дидактической игры»
Сенсорное развитие детей во все времена было и остается важным и необходимым для полноценного воспитания подрастающего поколения.
Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирования представлений о важнейших свойствах предметов, их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе и вкусе. Значение сенсорного развития в раннем детстве трудно переоценить, именно этот период наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. После проведения ряда наблюдений было выявлено, что сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка; с другой стороны, имеет самостоятельное значение. Полноценное восприятие необходимо также и для успешного обучения ребенка в детском дошкольном учреждении, в школе и для многих видов трудовой деятельности. Сенсорный, чувственный опыт является источником познания мира. От того, как ребенок мыслит, видит, как он воспринимает мир осязательным путем, во многом зависит его нервно-психическое развитие.
В раннем детстве еще нет возможности и необходимости знакомить детей с общепринятыми сенсорными эталонами, сообщать им систематические знания о свойствах предметов. Однако проводимая работа должна готовить почву для последующего усвоения эталонов, т. е. строиться таким образом, чтобы дети могли в дальнейшем, уже за порогом раннего детства, легко усвоить общепринятые понятия и группировку свойств. В это время путем проб и ошибок дети размещают вкладыши разной величины или различной формы в соответствующие гнезда. Ребенок подолгу манипулирует предметами, пытается втиснуть большой круглый вкладыш в маленькое отверстие и т. д. Постепенно от многократных хаотических действий он переходит к предварительному примериванию вкладышей. Малыш сравнивает величину и форму вкладыша с разными гнездами, отыскивая идентичное. Предварительное примеривание свидетельствует о новом этапе сенсорного развития малыша. В конечном счете дети начинают сопоставлять предметы зрительно, многократно переводят взгляд с одного предмета на другой, старательно подбирая фигурку необходимой величины.
Возраст двух лет - это период первоначального ознакомления с окружающей действительностью; вместе с тем в это время развивается познавательная система и способности ребенка. Таким путем ребенок познает предметный мир, а также явления природы, события общественной жизни, доступные его наблюдению. Кроме того,малыш получает от взрослого сведения словесным путем: ему рассказывают, объясняют, читают. Для усвоения сенсорных способностей родителям малыша немалое значение необходимо уделять играм, способствующим развитию данной техники познания у ребенка.К числу таких игр можно отнести следующие:
1) игры-поручения, основанные на интересе ребенка к действиям с различными предметами;
2) игры с прятанием и поиском - в этом случае ребенка интересует неожиданное появление предметов и их исчезновение (складывание матрешки);
3) игры с загадыванием и разгадыванием, привлекающие детей неизвестностью;
4) игры на ознакомление с формой и величиной предмета - геометрические игры (мозаики, конструкторы "Лего").
Несомненно, при наглядном ознакомлении слово играет большую роль, однако нередко наблюдается перевес словесных способов ознакомления детей с явлениями действительности и недооценка организованного процесса восприятия предметов и явлений. Неверное представление о том, что ребенок сам все увидит, так как он зрячий, и услышит, так как он не глухой, приводит к тому, что родители не развивают целенаправленного восприятия своего малыша. Хорошо известно, что знания, получаемые словесным путем и не подкрепленные чувственным опытом, не ясны, не отчетливы и не прочны. Без обогащения чувственного опыта у детей подчас возникают самые фантастические представления. Предметы и явления окружающей действительности обладают комплексом свойств (величина, форма, цвет, конструкция, звучание, запах и т. п.). Чтобы познакомиться с предметом, необходимо заметить характеризующие его свойства, как бы выделить их из предмета. Ребенок, воспринимая, выделяет отдельные признаки и свойства, но обычно это те признаки, которые ему невольно бросаются в глаза; далеко не всегда они являются наиболее важными, характерными, определяющими облик предмета и помогающими составить о нем правильное представление. Необходимо учить детей выделять в предметах и явлениях самое существенное, характерное.
Давайте рассмотрим на конкретных примерах реакцию и процесс познания ребенка в игре. Например, складывание двухместной матрешки. В этой игре основной задачей является научить ребенка сопоставлять предметы по величине, развить понимание слов "большой" и "маленький". Для этих целей родителю потребуется большая двухместная матрешка и неразъемная маленькая. Вы должны показать ребенку большую матрешку, отметить, что она яркая, нарядная.Встряхиваете: внутри что-то гремит, ребенок при этом радостно реагирует. Затем, закрыв большую матрешку, поставьте игрушки рядом. Обратите внимание ребенка на их величину,согласуя слова с жестом: одна матрешка - маленькая - прячется в ладони, а другая - большая, ее в ладони не спрячешь. Затем предложите ребенку показать маленькую матрешку. Далее откройте большую матрешку и поставьте в нее маленькую, предложите своему ребенку спрятать маленькую матрешку - закрыть ее второй половинкой. Плотно соединив части большой матрешки, поворачивайте верхнюю часть и нижнюю до совмещения рисунка. Затем предложите вашему ребенку проделать те же самые действия самостоятельно. Повторив такое занятие несколько раз, обратите внимание на то, как быстро ребенок справляется с поставленной задачей. Если выполнить такую работу не составляет для него никаких трудностей, можете усложнить задачу, добавив еще несколько матрешек. Такого рода игры становятся дидактическим пособием на различные цвета, величины и формы и т. д. В подобных играх задача выделения того или иного свойства облегчена. Более того, все внимание малыша направляется на сравнение по данному свойству, а сам предмет с комплексом свойств как бы отступает на задний план. В этом случае познаются не предметы, а свойства, присущие им. Детям важна также сенсорная гимнастика. Без нее просто не возможны первоначальные упражнения интеллекта. Иначе говоря, нельзя ребенка научить правильно мыслить, если он сам не будет упражняться в правильном мышлении. В этих целях родители должны создать как бы небольшую систему сенсорной гимнастики. Что это значит? Уметь различать - характерная черта мышления. Различать - это умение группировать. Таким образом, сенсорное управление заключается в различении классификации. Размер, форма, цвет, шероховатость, вкус, запах - всему этому необходимо научить ребенка. Для того чтобы научить ребенка мыслить, необходимо научить правильно сравнивать и группировать, т. е. правильно различать. В свою очередь, умение правильно различать приобретается ребенком только через сенсорную гимнастику.
Манипулируя предметами,дети второго года жизни продолжают знакомиться с разнообразными свойствами: величиной, формой, цветом. В большинстве случаев первоначально ребенок выполняет задание случайно. Шарик можно протолкнуть в круглое отверстие, кубик в квадратное и т. п. Ребенка интересует в данный момент исчезновение предмета, и он многократно повторяет эти действия. Также было выяснено, что двухлетние дети в основном испытывают большие трудности в усвоении и названии цвета, формы, в установлении связи между свойством предмета как явлением реальной действительности и его словесным обозначением. Например, двухлетний ребенок, самостоятельно произнося прилагательное "красный", может указать на зеленый или какой-либо другой цвет. Нередко дети словом "красный" подменяют слово "цвет". Устойчивой связи между словами, обозначающими понятия цвета вообще и конкретных цветов, еще не образовалось. Возможно, и в вашей родительскойпрактике наблюдались случаи: на вопрос "Зачем ты берешь сумку?"вы получали ответ: "На всякий случай".Дальнейшие расспросы взрослого: "На какой случай?"- приводят к разъяснению ребенка: "На голубой". Для того чтобы накопить и закрепить цветовые впечатления у малыша, с ним необходимо проводить различного рода игры-занятия.Для этого понадобится: ведерко с крышкой,комплект овощей: помидор, апельсин, лимон, слива, огурец - и какой-нибудь черный предмет. В ходе игры вы сначала показываете ребенку ведро с предметами, предлагаете посмотреть, что там находится. Затем вместе с ребенком раскладываете фрукты на столе, при этом четко проговариваете название цвета и предмета.Лучше всего размещать предметы в соответствии с цветовой гаммой: слева перед ребенком красный помидор, затем оранжевый апельсин, далее желтый лимон, зеленый огурец, синяя слива и последним - темный фрукт или овощ. Предоставив возможность малышу полюбоваться на предметы, попросите сложить их. Придвинув ему ведерко, положите первый предмет сами, а затем, следуя примеру, ребенок должен сам собрать оставшиеся предметы, при этом повторив их названия. Затем закройте ведерко крышкой. Если ребенок проявил интерес к такому занятию, вы можете повторить его еще несколько раз. Важно поддерживать интерес и радостные эмоции ребенка,выражая свое отношение к его действиям: "Молодец!", "Правильно", "Красивая у тебя игрушка" и т. п. Цель занятия считается достигнутой, если ребенок охотно вынимает и кладет предмет в ведерко, положительно относится к указаниям взрослого, проявляет интерес к предметам разного цвета.
Также занятия по сенсорному развитию ребенка можно проводить и на прогулке. Возьмите с собой на улицу несколько мячей разных цветов. И, когда будете бросать малышу мяч, спросите его, какого цвета игрушка, какой формы. Если при этом ребенок испытывает затруднения с ответом, помогите ему. Усвоение названий сенсорных свойств предметов (цвет, форма) ребенком раннего возраста существенно ускоряется, если вместо общепринятых слов, обозначающих эти свойства, применяются их "опредмеченные" наименования (например, лимонный, апельсиновый, розовый, морковный). Абстрактные слова для детей заменяются названиями конкретных предметов,имеющих постоянную характеристику: малышу понятно и доступно название прямоугольного бруска кирпичиком, треугольной призмы - крышей и т. д.
Также с детьми второго года жизни можно уже проводить занятия рисования и лепки. Когда ребенок начинает знакомиться со свойствами глины или пластилина, он прежде всего ощущает влажность и пластичность. Нажимая пальцами на комок глины, малыш видит, что остается след, вмятина. Когда же он берет в руки комок, то ощущает его вес - тяжесть, ощущает его вязкость. Пластичность глины вызывает у ребенка желание изменить форму комка, сжимать его в руках, придавливать. Ощущения, которые испытывает малыш от соприкосновения с глиной или пластилином,сперва настораживают и даже иногда отпугивают его: известны случаи, когда некоторые дети отказывались брать в руки холодную глину. Но, по мере того как дети знакомятся со свойствами пластичности, действия с глиной доставляют им все большее удовольствие. В процессе этого у многих детей возникают ассоциации с впечатлениями,имеющимися в жизненном опыте ребенка: одни вспоминают, как месят тесто, другие - как стирают мылом, гладят утюгом или разламывают булку. Но в нашей практике известны и такие случаи, когда ребенок обладает большей устойчивостью зрительного восприятия и зрительных представлений. Случайно полученная вмятина придает комку глины форму, которая напоминает ребенку знакомый предмет или часть предмета. Он радостно встречает неожиданное появление изображения. Теперь уже, действуя руками, он зорко всматривается в изменяющуюся форму и готов увидеть в ней изображение предмета при проявлении малейшего сходства, хотя бы по одному признаку. Воображение дополняет то, чего нельзя увидеть.Действия руками начинают приобретать созидательный характер: ребенок прилепляет один комок к другому, складывает несколько комков в одну кучу, получая более сложную форму. Слепленные вместе два куска напоминают живое существо - голову и туловище. Таким путем образное восприятие постепенно обогащается. Предметно-изобразительный смысл детские рисунки и лепка приобретают благодаря оживлению имеющихся у детей представлений, накопленного сенсорного опыта; преднамеренного изображения того или иного предмета еще не возникает.
Важную роль в процессе занятия, направленного на развитие сенсорики, играет движение руки по предмету. Если вы показываете ребенку какую-либо фигуру, старайтесь как можно чаще указывать на те или иные ее части. Кроме того, в этом возрасте ребенок только начинает овладевать способами изображения предмета, движениями при выполнении различного рода занятий. Важно, чтобы малыш не только видел движение вашей руки, но и сам его производил. Проследите за тем, как ребенок это делает, и, если он с трудом справляется с заданием, помогите ему. Вершиной достижения ребенка второго года жизни является выполнение заданий на соотношение разнородных предметов по цвету. Здесь уже нет того автодидактизма, который имел место при соотнесении предметов по величине или формам. Только многократное чисто зрительное сравнение позволяет ребенку выполнить задание правильно. Успешное выполнение малышом практических действий зависит от предварительного восприятия и анализа того, что нужно делать. Поэтому совершенствовать сенсорные процессы вашего ребенка следует, учитывая содержание его деятельности.
Приложение 2.
Семинар-практикум для родителей группы раннего возраста
«Игра-путешествие по стране «Сенсорики»
Дата: 22 апреля 2022г.
Место проведения: группа «Цветочек», групповая.
Время проведения: 16.00
Автор:
Малыгина Мария Андреевна (1 квалификационная категория)
Цель:
- развитие сенсорных эталонов и мелкой моторики, координации движений рук у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности;
- обогащение родительских представлений о сенсорном развитии детей младшего дошкольного возраста, обмен опытом семейного воспитания, участие в жизни группы;
- установление эмоционального контакта, партнерских отношений с родителями.
Задачи:
- развивать мелкую моторику пальцев рук у детей посредством дидактических игр и игрушек.
- развивать тактильную чувствительность рук детей.
- совершенствовать предметно-развивающую среду группы для развития мелкой моторики и сенсорики.
- реализовать единый подход к воспитанию и обучению детей в семье и детском саду на основе ФГОС.
Предполагаемый результат: У родителей вырос уровень знаний по сенсорному развитию. Они научились создавать дома условия для дидактических игр и правильно подбирать их. Родители проявляют интерес в дальнейшем развитии своих детей. Это проявляется в выполнении наших рекомендаций и советов. Они чаще стали задавать вопросы, систематически присутствуют на консультациях и беседах, с большим желанием откликаются на просьбы; Родители имеют возможность почувствовать поддержку со стороны педагога.
Участники: Родители воспитанников, воспитатели группы.
План проведения:
- Предварительное анкетирование «Выявление интересов и знаний родителей воспитанников группы раннего возраста «Цветочек» по вопросам сенсорного развития и воспитания дошкольников.
- Вступление
- Игровое приветствие для родителей «Путаница».
- Доклад на тему «Сенсорное развитие», буклеты «Сенсорное развитие детей раннего возраста».
- «Чудесный мешочек для родителей».
- Путешествие по станциям «Сенсорики».
- Рефлексия.
План-конспект семинара
- Добрые день уважаемые родители! Спасибо, что вы нашли время и пришли на наш семинар. Я предлагаю вам встать в круг и поздороваться друг с другом.
Упражнение «Путаница».
Описание: Участники встают в круг и протягивают правую руку по направлению к центру круга. По сигналу ведущего каждый участник обязан найти себе «друга по рукопожатию». Затем все участники вытягивают левую руку и так же находят себе «другу по рукопожатию» (важно чтобы друзья по рукопожатию были разные). И теперь задача участников состоит в том, чтобы распутаться, т.е. снова выстроиться в круг, не разъединяя рук.
Маленькие дети — очаровательные, азартные и счастливые искатели приключений, стремящиеся познать мир. Но к сожалению, папа очень занят на работе, а у мамы столько хлопот по дому, что совсем не остается время на своего малыша. И все же мы уверены, что необходимо найти возможность для того, чтобы пообщаться с ребёнком, поиграть с ним и чему-то научить. Сегодня мы хотим поделиться своим опытом работы с детьми и поговорить о сенсорных дидактических играх, в которые мы играем в группе и в которые мы советуем играть дома. И проведем мы нашу встречу в форме игры — путешествия в страну «Сенсорику». Но сначала немного освежим в памяти, что же это такое «сенсорное развитие».
Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положения в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п. Сенсорное развитие, с одной стороны составляет фундамент общего умственного развития ребенка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения ребенка в детском саду, в школе, и для других видов труда.
Если мы рассмотрим основные области в дошкольном образование, то в каждой из них необходимо использовать знания об окружающих предметах. Так, например, в изобразительной деятельности, чтобы нарисовать предмет, ребенок должен достаточно точно уловить особенности его формы, цвета. Когда мы с детьми гуляем на улице, мы наблюдаем за явлениями природы: говорим о цвете неба, листьев, травы, о том на какую фигуру похожи лужи. Формирование элементарных математических представлений предполагает знакомство с геометрическими фигурами, сравнение объектов по величине.
Важное значение в сенсорном воспитании имеет формирование у детей представлений о сенсорных эталонах –общепринятых образцах внешних свойств предметов. В каждом возрасте перед сенсорным восприятием стоят свои задачи, формируется определенное звено сенсорной культуры. Сейчас вашим ребятишкам два, три года. В этом возрасте детей надо знакомить с шестью цветами спектра, белым и черны цветом, с такими формами, как круг, квадрат, овал, прямоугольник. В этом возрасте не следует требовать запоминания и правильного употребления детьми названий цвета и формы. Главное, чтобы ребенок умел учитывать свойства предметов во время действий с ними. Основными приемами при изучении свойств предметов в этом возрасте являются сравнение, сопоставление и наложение предметов. А так как основным видом деятельности дошкольника является игра, то все обучение сенсорной культуре происходит в игровой форме.
Создание проблемной ситуации.
Перед родителями появляется «Чудесный мешочек».
Педагог: - Перед нами возникла проблемная ситуация – узнать на ощупь, что находится в «чудесном мешочке». Педагог предлагает родителям определить на ощупь содержимое мешочка. Родители запускают руки в мешочек и ощупывают предмет. Выслушиваются и принимаются все предложения. Сейчас вы попали в затруднительную ситуацию. Такое бывает часто, когда человек утомлён, возбуждён, напуган или встречается с неизвестным объектом.
Сегодня мы предлагаем вам пройти тот путь, который проходит ребёнок при столкновении с неизвестным, познакомиться с содержанием и приемами, способствующими сенсорному развитию детей раннего возраста, познакомиться с дидактическими играми, пособиями, направленными на усвоение сенсорных эталонов.
Забудьте на время о том, что вы взрослые, станьте детьми и давайте поиграем. Тогда мы отправляемся с вами в путешествие в страну Сенсорику!!!
(Звучит мелодия, воспитатель берет волшебную палочку)
Вот я палочкой взмахну — загадаю чудо!
Всем родителям помогу, доброй феей буду!
Глазки закрывайте, в деток превращайтесь!
Внимание! Мы прибываем на первую станцию. А как она называется догадайтесь!
Он в яйце есть и в цыплёнке,
В масле, что лежит в масленке.
В каждом спелом колоске,
В солнце, в сыре и в песке. (желтый цвет)
Он с лягушкой может квакать,
Вместе с крокодилом плакать,
Из земли с травой расти,
Но не может он цвести. (зеленый цвет)
Всех быков он возмущает,
Ехать дальше запрещает.
Вместе с кровью в нас течет.
Щеки всем врунам печет. (красный цвет)
Им треть флага занята,
Он в названии кита.
И в букете васильков,
И на ящике почтовом (синий цвет)
Догадались, как станция называется? Станция «Цветная». Жители этой станции предлагают Вам научиться играть в «цветные игры». Д/игры на знание цветов: «Комодик животные», «Гномики», «Ежики», «Каждому цветку своя бабочка», «Изучаем цвета из фетра».
Педагог: едем к следующей станции. Давайте угадаем как она называется.
Он похож на колесо
А ещё на букву «О».
По дороге катится
И в ромашке прячется.
Нрав его совсем не крут.
Догадались? Это … … (круг)
Если взял бы я окружность,
С двух сторон немножко сжал.
Отвечайте дети дружно -
Получился бы … … (овал)
Горы на него похожи.
С детской горкой тоже схож.
А ещё на крышу дома
Очень сильно он похож.
Что же загадала я? (треугольник)
Догадались? Станция «Фигурная». На этой станции нас встречают геометрические фигуры. Они нам приготовили много интересных игр.
Д/и «Сортер машинка» и т.д.
Следующая станция – «Величинная». Педагог: Проходит работа над формированием понятий: длина, ширина, высота. Большой, маленький.
Следующая станция - «Развитие мелкой моторики». Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.
Д/и «Мозайка», «Шнуровка» и т.д.
Следующая станция – «Наши руки не знают скуки»
Польза от пальчиковой гимнастики огромна. Развитие тонких движений пальцев очень хорошо влияет на функционирование речевых зон коры головного мозга. Иначе говоря, делая зарядку для пальчиков, ребенок стимулирует клетки головного мозга, т.к. мозг напрямую связан с работой пальцев.
Воспитатель: - Уважаемые родители, давайте с вами сделаем пальчиковую гимнастику.
ДОЖДИК
Вышел дождик на прогулку. (Шагаем пальчиками обеих рук по столу).
Он бежит по переулку, (На каждую строку загибаем пальцы)
Барабанит по окошку,
Напугал большую кошку,
Вымыл зонтики прохожих,
Крыши дождик вымыл тоже.
Сразу город мокрым стал. (Встряхиваем ладонями)
Дождик кончился. Устал. (Кладем ладони на стол).
И вот мы прибываем на последнюю станцию – «Занимаемся, играя»!
Педагог: Прежде чем Вы начнете заниматься со своим малышом, я дам Вам несколько советов: «Памятка для родителей»
Педагог: Ну, а сейчас предлагаю поиграть вам вместе с вашими детками.
Итог: Играя ребёнок учится сопоставлять, сравнивать, устанавливать простые закономерности. У ребёнка появляется интерес к знаниям, усидчивость, самостоятельность.
С Вашего позволения я опять стану феей, ведь нам пора возвращаться.
В заключении хотелось бы еще раз подчеркнуть, что сенсорное развитие составляет фундамент общего умственного развития ребёнка. А это очень важная, но не единственная сторона общего психического развития. Ребёнок должен развиваться гармонично, т. е. в умственном, нравственном, эстетическом и физическом отношениях.
Я считаю, что цель семинара достигнута. Мы познакомили Вас с дидактическими играми, научили, как методически правильно их проводить.
Рефлексия
Родителям было предложено оценить встречу – на столе лежит паровозик и три вагона: красный, желтый и синий и такого же цвета фишки. Родителям нужно было выбрать одну из фишек и положить на вагончик такого же цвета, если полностью удовлетворены содержанием нашей встречи, то положить красную фишку, если частично - желтую, а если не удовлетворены – синюю. Результаты оценки конечно же порадовали, что большинство родителей выбрали красную фишку.
Приложение. Анкета для родителей.
- Сколько лет Вашему ребенку?
- Знаете ли Вы что такое сенсорика? Да \ Нет
- Играете ли Вы со своим ребенком? Да \ Нет
- Хотите ли Вы участвовать в совместной деятельности: воспитатель ребенок - родитель по развитию сенсорного восприятия ребенка?
- В какой форме Вы хотели бы получить методические рекомендации по сенсорному развитию?
А) Лекция;
Б) Консультация;
В) Демонстрация игр. - Создание — игротеки- это деятельность:
А) Воспитателя;
Б) Воспитателя- Ребенка;
В) Воспитателя- Ребенка- Родителя. - Мы посвящаем Вас в результаты диагностики в начале и в конце года.
А) Мне все равно;
Б) Мне очень интересно.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактической игры
Консультация для воспитателей и родителей...
Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр.
Сенсорное воспитание занимает огромное место в педагогическом процессе и осуществляется постоянно: - в образовательной деятельности (включение задач сен...
Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр и ознакомлением с окружающим миром ( из опыта работы)
Сенсорное воспитание направленно на обучение детей умению точно и полно воспринимать предметы, их разнообразные свойства и отношения (цвет, форма, расположение в пространстве)...
Презентация "Познавательное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр"
Презентация...
Познавательное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр.
Обобщение педагогического опыта....
Презентация. Интеллектуальное развитие детей раннего возраста посредством дидактической игры
Дидактическая игра :удовлетворяет потребность детей в общении со взрослымиподдерживает познавательную активность детейактивизирует разнообразныеумственные (познавательные) процессыдоставляет эмоционал...
«Познавательное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр»
Познавательное развитие – это развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; развитие воображения и творческой активности, формирование первичных представлений о себе, объектах...