Занятие по познавательному развитию (ФЭМП) в старшей группе по теме «По дорогам радуги»
план-конспект занятия (старшая группа)

Холодилина Ольга Владимировна

- закреплять характерные признаки времен года, названий месяцев, дней недели;
- упражнять в назывании утро, день, вечер, ночь, имеют представление о смене частей суток;
- закреплять счёт количественных и порядковых числительных (в пределах 10, умение сравнивать предметы на глаз (по длине, высоте); определять точность выполнений путём наложения или приложения;
- упражнять в классификации предметов, определение материала, из которых они сделаны;
- упражнять подбирать к существительным несколько прилагательных;
- совершенствовать умение двигаться в заданном направлении и определять его словами: вперед, назад, направо, налево;
- закрепление умения употреблять обобщающие слова.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod.docx29.88 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие по познавательному развитию (ФЭМП) в старшей группе по теме «По дорогам радуги»

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Физическое развитие».

Цель: обобщение и закрепление знаний у детей старшей группы, по пройденному материалу за учебный год через организацию различных видов деятельности.
Задачи:
Обучающие:

- закреплять характерные признаки времен года, названий месяцев, дней недели;
- упражнять в назывании утро, день, вечер, ночь, имеют представление о смене частей суток;
- закреплять счёт количественных и порядковых числительных (в пределах 10, умение сравнивать предметы на глаз (по длине, высоте); определять точность выполнений путём наложения или приложения;
- упражнять в классификации предметов, определение материала, из которых они сделаны;
- упражнять подбирать к существительным несколько прилагательных;
- совершенствовать умение двигаться в заданном направлении и определять его словами: вперед, назад, направо, налево;
- закрепление умения употреблять обобщающие слова.
Развивающие:
- расширять словарный объём детей, диалогической речи;
- развивать логическое мышление;
- закреплять умение устанавливать причинно - следственные связи;
- развивать моторику рук.
Воспитывающие:
-воспитывать любознательность, наблюдательность;
-воспитывать взаимовыручку, самостоятельность.

Словарная работа: Художник, радуга

Оборудование: Конверты  цветные в цвета радуги, картинки с изображением весенних месяцев, красные  полоски разной величины на каждого ребенка , чудесный мешочек , различные предметы, которые сделаны из различных материалов ( Стекло, дерево, металл), 4 ромашек и 5 колокольчиков на каждого ребенка,  мяч, коробка с медальками и поощрительным призом..
Используемые методы:
Игровой метод, наглядный, словесный, поощрение,  познавательный метод (задачи, смекалки), социальный (формы работы), эмоциональный (атмосфера во время работы, интерес к заданиям), рефлексия (итоги, выводы, беседы по вопросам), контроль во время работы (устный, фронтальный, проверка друг у друга, поощрение).

Ход НОД

  1. Организационный момент. Сюрпризный момент.
    Воспитатель, переодетый в художника, встречает детей. Звучит музыка «Ералаш - Музыка счастья».
    Воспитатель: Ребята, вы догадались, кто я?
    Дети: Художник.
    Воспитатель: Ребята, сегодня к нам пришли гости. Давайте поздороваемся с ними и встанем в круг. 
    (Дети здороваются и встают в круг).
    Круг широкий вижу я
    Встали все мои друзья.
    Мы сейчас пойдем направо,
    А теперь пойдем налево.
    В центр круга соберемся
    И на место все вернемся
    Все друг другу улыбнемся.
  2. Мотивация - постановка цели и задачи перед детьми.
    Воспитатель: Здравствуйте ребята, правильно, я художник и для вас приготовила красивую картину, которую я сама нарисовала, но сначала отгадайте загадку:
    Разноцветным коромыслом
    В небе голубом повисла,
    Семицветная дуга,
    Несомненно, …радуга
    Вот она, смотрите! 
    (На слайде 1 изображение радуги).
    Что за чудо - чудеса в гости радуга пришла и дорожки принесла,
    Все дорожки не простые, а волшебные такие!
    По дорожке кто пройдет - тот играет,
    Много знает, всегда красиво говорит,
    В школу перейти спешит!
    Воспитатель: Ребята, а вы хотите перейти в подготовительную группу? (да) (Радуга гаснет.)( слайд2 пустой)
    Воспитатель:
     Ой, что- то произошло, радуга исчезла! Как же мы теперь перейдем в школу? Придется, наверно, остаться в старшей группе, так как я не смогу больше нарисовать такую же радугу, не помню порядок расположения цветов. Или вы мне поможете вспомнить расположение цветов радуги?

Дети:- Да. 
Воспитатель: Хорошо. (Воспитатель положила руки в карманы и вдруг достаёт оттуда цветные конверты 7 штук).

  1. Основной - непосредственная работа с детьми.
    Воспитатель: Ой, ребята смотрите, у меня для вас есть цветные конверты. В каждом задания, которые необходимо выполнить, но в определённой последовательности нужно брать конверты, чтобы радуга восстановилась правильно. Трудная задача стоит перед нами. Ребята, вы готовы пройти сложный путь по дорожкам радуги, проверить свои знания, чему мы с вами научились за год, и перейти в школу.
    Дети: да!
    Воспитатель: Но прежде чем приступить к выполнению заданий, нам с вами нужно вспомнить, сколько цветов у радуги?

Дети: (7).

Воспитатель: А назовите эти цвета. 

Дети: Красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый .
Воспитатель: Давайте, скорее, откроем 1 конверт с заданием! Ой, я что-то даже не знаю какой выбрать, вдруг опять ошибусь, перепутаю цвета. Помогите мне, какой цвет конверта выбрать первым?
Дети: Красный! (открывают красный конверт)
Воспитатель: Читает задание
Светает рано по утрам, весь снег растаял тут и там,
Ручей шумит как водопад, скворцы в скворечники летят,
Звенят под крышами капели, медведь с еловой встал постели,
Всех солнышко теплом ласкает, кто это время года знает?
Дети: весна. (Слайд 2 показывает картинку о весне.)
Воспитатель:
 Назовите месяца весны? Сколько их? (3). Какие? (Март, апрель, май). После суровой, продолжительной зимы пришла весна. Давайте опишем словами, какая бывает весна? (дети по очереди называют прилагательные к существительному)
Дети: Долгожданная , теплая, звонкая, солнечная, ласковая и т. д.
Воспитатель: После, какого времени года наступила весна?

Дети:  После зимы пришла весна

Воспитатель:  А какие пословицы вы знаете про весну?
Дети:1. Грач на горе – весна на дворе.
2. Весна красна цветами, а осень пирогами.
3. Весною сверху печет, а снизу морозит.
4. Кто спит весною – тот плачет зимою.
Воспитатель: Молодцы, ребята. Ой, что-то я устала…

Физминутка
Ребята, представьте, что зимой вы были большим «Снеговиком».
Всю зиму сугроб «простоял» под большим деревом.
(дети присели в кучке с воспитателем, изображая сугроб.)
Но вот пришла весна, пригрело солнышко,
Озорные лучи защекотали снеговика
Не выдержал снеговик - рассмеялся, растаял –
Брызнули во все стороны ручейки, струйки воды побежали землю будить.
(дети разбежались по залу и сели за столы, присаживаются на стулья).
Воспитатель: Ребята, посмотрите у вас на столах лежат ручейки разной длины. Посчитайте свои ручейки, сколько их?

Дети: -5.

Воспитатель:  А теперь разложите ручейки от самого длинного до самого короткого. Назовите самый длинный ручеёк, который по счёту? и самый короткий?
Воспитатель: Молодцы, ребята! Хорошо справились с заданием. Вот и первая дорожка радуги появилась. Рисую красную дорожку.
Воспитатель: А откуда появились ручейки весной?
Дети: Потому что стало тепло, солнце светит ярче…
Воспитатель: Ребята, а я знаю весёлую игру для наших пальчиков.
Пальчиковая игра «Дождик»
Вышел дождик на прогулку, он бежит по переулку,
Барабанит по окошку, напугал большую кошку
(загибают по 1 пальцу на каждую строчку)
Вымыл зонтики прохожих, крышу дома вымыл тоже.
Сразу мокрым город стал.
Дождик кончился - устал (трясут кистями рук - как бы стряхивая воду).
Воспитатель: Ребята, а каким следующим цветом дорожка радуги?

( выбирают оранжевый 2 конверт).
Воспитатель: 
Чтобы появилась следующая дорожка радуги, вам необходимо правильно выполнить задание. «Что из чего сделано». В этом чудесном мешочке лежат различные предметы, которые сделаны из различных материалов.  Ваша цель: выбрать и принести по одному предмету и положить к соответствующему предмету, которые сделаны из дерева, на второй – из металла, и на третий - из стекла.

(дети выполняют задание, а в конце вызвать троих по очереди детей для проверки задания).
Воспитатель: Молодцы ребята справились, и вот появилась оранжевая дорожка радуги.
Воспитатель: Ой, смотрите, вот на столе еще лежат цветные конверты - желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый. Какой выбрать, дети, подскажите!

(Художник путает детей. Дети выбирают правильный цвет - желтый  3 конверт.) 

(Слайд 3 поляна с цветами, дети сели за столы)
Воспитатель: Посмотрите на картинку, что на ней изображено? 
Правильно, на картинке изображены ромашки и колокольчики. Присаживайтесь за столы, вам необходимо собрать букет из 4 ромашек и 5 колокольчиков. А равное ли количество колокольчиков и ромашек, посчитайте?

Дети: нет.

Воспитатель:  На  сколько меньше ромашек, чем колокольчиков? А что нужно сделать, чтобы было одинаковое количество и ромашек и колокольчиков?

Дети:-  Убрать одну ромашку или добавить и колокольчик. 

Воспитатель: И обозначьте количество, соответствующей цифрой.
Воспитатель: Правильно выполнили, и появилась ещё одна дорожка радуги.
Вот у нас осталось уже только 4 цветных конверта, какой цвет выбираем? Какое же задание нам приготовлено? Дети выбирают зеленый конверт 4. А теперь я предлагаю отдохнуть и немного поиграть.
Дети становятся в круг. У воспитателя мяч в руках.

 Игра в кругу с мячом называется «Наоборот» 

Воспитатель бросает ребенку мяч и называет слово, ребенок ловит мяч, называет слово антоним и возвращает мяч. Примерный набор слов: большой – маленький, горячий – холодный, далекий – близкий, высокий – низкий, широкий – узкий, гладкий – шершавый, зимний – летний, сладкий – горький, быстрый – медленный, сильный – слабый, черный – белый, толстый – тонкий. 
Воспитатель: Появилась следующая зеленая дорожка радуги.
Воспитатель: Итак, нам осталось выполнить лишь 3 задания. Открываем мы с вами уже, какой конверт? Вот перед нами уже и голубой 5 конверт. Какое же задание он нам приготовил?
Воспитатель читает: «Задание на сообразительность». Вот и хитрые вопросы! (Читает, дети отвечают)
- сколько ушей у 2 мышей,
- сколько хвостов у 3 котов,
- какой день недели после вторника
- сколько выходных в неделе
- сколько животиков у 6 бегемотов
- какой день недели перед пятницей
- сколько носиков у 4 матросиков
- когда мы приходим в садик… (утром).
- а обед в какое время суток …. (днем).

- родители за вами когда приходят….(вечером)
- ужинаем мы вечером, а спим … (ночью).
Воспитатель: Молодцы, ребята. Устали вы наверно. Давайте отдохнем с вами. 
Ребёнок рассказывает. Встают в круг, повторяют движения за ним.
В понедельник я купался, а во вторник рисовал
В среду - долго умывался, а в четверг – в футбол играл
В пятницу я прыгал, бегал, очень долго танцевал
А в субботу, воскресенье - целый день я отдыхал!
Воспитатель: Молодцы, ребята! И с этим заданием успешно справились! Появилась следующая, голубая дорожка радуги. Осталось у нас только 2 конверта, синий и какой… фиолетовый. Какой надо теперь выбрать? - синий конверт 6.
Д/и «Что или кто  это?». (Дети должны быстро отвечать на вопросы «Что это?», «Кто это?», (употребление обобщающих слов и слов, относящихся к определенной группе предметов). Показ картинок на мониторе).
Яблоко. Что это? (Фрукт).

 Кит. Кто это? (Рыба).

Береза. Что это? (Дерево).

Тюльпан. Что это? (Цветок).

 Головной убор? (Шапка, шляпа).

 Кухонный прибор? (Мясорубка, миксер).

 Постельная принадлежность (Простыня, наволочка).

 Часть самолета (Крылья…) и т.д.

  1. Закрепляющий – выводы, награждение.
    Воспитатель: Остался у нас фиолетовый конверт. 
    Игровое упражнение «Правильно пойдешь – клад найдешь». 
    Воспитатель: Волшебник спрятал клад и предлагает вам его найти. ( При помощи считалки выбирается водящий:)
    Кады-бады,
    Налей воды,
    Корове пить,
    Тебе водить.
    (Ведущий выполняет задание: делает пять шагов прямо, поворачивает на право, и делает три шага и т.д. остальные дети идут за ним. Дети находят ларчик и достают из него медали и угощение.)
    Воспитатель: Вот и появилась последняя дорожка радуги. Выполнили все задания из 7 конвертов, и цвета радуги правильно сложили. Теперь, мы можем со своими знаниями смело перейти в подготовительную группу!
    Воспитатель: Ребята, а что случилось сегодня с радугой? Понравилось вам помогать художнику? Что больше понравилось? Что показалось сложным? Кто из ребят был самым активным?
    Воспитатель: Я за ваши знания хочу всех ребят похвалить и вручить всем медали, которые будут напоминать о нашей встрече.
    Звучит музыка Н. Овсейчик «Радуга»
    Дети:
    Радуга дуга-дуга, унеси меня в луга
    На травушку шелковую, на речку бирюзовую,
    На теплый желтенький песок, где милый сердцу уголок
    Воспитатель:
    Мы по дорожкам радуги шагали, все сложные задания выполняли.
    В подготовительную группу нам идти пора, до свидания друзья!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности Познавательное развитие (ФЭМП) в старшей группе на тему: Тайны Снежной Королевы»

Совершенствовать элементарные математические представления .Закреплять знания о числах в пределах 10.Закреплять знания о количественном и порядковом счете. Закреплять умение устанавливать размер...

Итоговое занятие по познавательному развитию - ФЭМП в старшей группе

Цель: выявить полученные знания, представления, умения, которые дети получили в течении учебного года....

Презентация к занятию по познавательному развитию (ФЭМП) для старшей группы " Счет от 0 до 9"

Презентация к занятию по познавательному развитию (ФЭМП) для старшей группы " Счет от 0 до 9"учить отгадывать математические загадки; учить записывать решение с помощью цифр и математически...

Занятие по познавательному развитию ФЭМП в старшей группе

                                      Знакомство с игрушками...

Конспект занятия по познавательному развитию (ФЭМП) в старшей группе по теме: «Порядковый счет до 10».

Конспект  занятия по познавательному развитию в старшей группе по теме: «Порядковый счет до 10»....