«Нетрадиционные техники рисования как средство развития мелкой моторики и творческих способностей детей с ОВЗ»
материал (средняя, старшая группа)
Повышение опыта педагогов в вопросах использования нетрадиционных техник в изобразительной деятельности детей-инвалидов и детей с ОВЗ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
8._master-klass_netraditsionnaya_tehnika_risovaniya.docx | 43.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка – детский сад № 116»
города Магнитогорска
Лебедева Ольга Анатольевна, воспитатель
«Нетрадиционные техники рисования как средство развития мелкой моторики и творческих способностей детей с ОВЗ»
Конспект семинара-практикума с элементами мастер-класса для педагогов.
Цель: повышение опыта педагогов в вопросах использования нетрадиционных техник в изобразительной деятельности детей-инвалидов и детей с ОВЗ.
Задачи:
- рассказать о важности использования методов нетрадиционных изобразительных техник в развитии образного мышления, чувственного восприятия, творчества детей с ОВЗ;
- показать приемы и методы работы с детьми ОВЗ.
Детей не сложно удивить. Игры с красками и работа с разным материалом - это две благоприятные темы, удовлетворяющие любопытство дошкольника. Они становятся активными участниками, интересуются происходящим, тем самым у них развиваются познавательные интересы, творческие способности, обогащается и активизируется словарный запас.
Нетрадиционное рисование - это использование знакомых предметов в качестве художественного материала, так как художественное творчество не знает ограничений ни в материале, ни в инструментах, ни в технике.
Применение в работе с детьми нетрадиционных техник рисования один из эффективных способов направленных на решение задач ФГОС.
Т. С. Комарова отмечала: «Использование различных материалов обогатит детей знанием способов работы с ними, их изобразительных возможностей, сделает рисунки детей более интересными, разнообразными, выразительными, повысит эстетическую сторону рисунка».
Дети с ограниченными возможностями - это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, из-за этого нарушается их общее развитие, не позволяющее вести полноценную жизнь. К особенностям развития относится : быстрая утомляемость, более медленный темп работы, затруднения в управлении своими движениями и другое. А работа с нетрадиционным материалом в игровой форме увлекает и приносит массу положительных эмоций, что имеет огромное значение в работе с такими детьми. Необычные техники помогают преодолеть боязнь показаться неумелым, смешным, непонятым, справиться с негативными переживаниями, внутренними трудностями.
Дети зачастую копируют предоставленный образец рисунка, а в нетрадиционной технике педагог показывает только способ действия с материалом. Это способствует развитию воображения, фантазии, творчества, самостоятельности, инициативы, проявлению индивидуальности.
Существует много техник нетрадиционного рисования - от простых до сложных. Для детей с ОВЗ больше всего подходят такие техники изобразительного искусства, как рисование песком, цветной солью, манкой, ватными палочками, монотипия, пальчиковое рисование, рисование ладошкой, рисование с помощью валика и поролоновой губки, аппликация из крученых салфеток, пуговиц и другое.
Техники нетрадиционного рисования
С детьми младшего дошкольного возраста
- рисование пальчиками;
- рисование ватными палочками
- тычок жесткой полусухой кистью
- рисование ладошками.
Детей среднего дошкольного возраста можно знакомить с более сложными техниками:
- печать поролоном;
- печать пробками;
- восковые мелки + акварель;
- свеча + акварель;
- отпечатки листьев;
- рисунки из ладошки;
- оттиск печатками из картофеля;
- рисование мятой бумагой;
- набрызг
- волшебные веревочки.
А в старшем дошкольном возрасте дети могу освоить еще более трудные методы и техники:
- рисование песком;
- рисование зубочисткой
- рисование мыльными пузырями;
- кляксография с трубочкой;
- печать по трафарету;
- монотипия предметная;
- кляксография обычная;
- пластилинография.
Тычок жесткой полусухой кистью
Возраст: с 1 младшей группы
Средства выразительности: фактурность окраски, цвет.
Материалы: жесткая кисть, акварель или гуашь, бумага любого цвета и формата, либо вырезанный силуэт пушистого или колючего животного.
Способы получения изображения:
ребенок опускает в краску кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом, заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация пушистой или колючей поверхности.
Рисование пальчиками
Возраст: с 1 младшей группы
Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия, цвет.
Материалы: гуашь, плотная бумага любого цвета, салфетки
Способ получения изображения:
обучение пальчиковому рисованию идет в несколько этапов. Вначале дети рисуют одним пальчиком, затем несколькими. На этом этапе происходит знакомство с цветом, формой, ритмом и положением в пространстве. Ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, а затем гуашь смывается водой.
На втором этапе дети учатся смешивать краски. Каждый пальчик обмакивают в разные краски и накладывают цвета на цвет. В результате смешивания цветов дети добиваются нужного оттенка. Дети средней группы рисуют на заданную тему. К подготовительной группе дети уже свободно владеют «пальчиковой техникой» и сами придумывают темы для рисования, используя в сюжете, такие приемы как тычок, мазок, смешивание красок.
Рисование ладошками
Возраст: с 1 младшей группы
Средства выразительности: пятно, цвет, фантастический силуэт.
Материалы: широкие блюдечки с гуашью, широкая кисть или кусочек поролона, бумага любого цвета, салфетки.
Способ получения изображения:
поролоном или широкой кистью окрашиваем ладошку ребенка выбранным цветом, или ребенок опускает в блюдечко с гуашью ладошку, затем отпечатываем ладошку на бумаге, дорисовываем недостающие детали. Можно использовать одновременно несколько цветов. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы ладошку вытираем салфеткой и оставшуюся краску смываем водой.
Рисование нитками
Возраст: со средней группы
Средства выразительности: цвет, фактура, линия.
Материалы: нитки (лучше шерстяные) различной длины, гуашь, бумага
Способ получения изображения:
опускаем нитки в краску, что бы они пропитались, концы нитки при этом должны оставаться сухими. Укладываем нитку на листе бумаги в произвольном порядке, сверху накрываем чистым листом бумаги, концы нитки должны быть видны. Потянуть за концы нитку, одновременно прижимая верхний лист бумаги. Получается хаотичное изображение, которое рассматривают, обводят и дорисовывают взрослые с детьми. После освоения этой техники с использованием одной нитки можно усложнять работу и использовать две и более нити. Чрезвычайно полезно давать названия получившимся изображениям. Это сложная умственно-речевая работа в сочетании с изобразительной будет способствовать интеллектуальному развитию детей дошкольного возраста.
Рисование на сырой мятой бумаге
Возраст: со старшей группы
Средства выразительности: цвет, пятно, фактура.
Материалы: бумага, краски, вода, кисти, салфетки.
Способ получения изображения:
лист бумаги осторожно смять, чтобы нарушить структуру бумаги. Расправить бумагу и намочить ее водой. Рисуем способом по-сырому задуманный образ. Хорошо удаются в этой технике пейзажи.
Набрызг
Возраст: со средней группы
Средства выразительности: точка, фактура.
Материалы: бумага, гуашь, зубная щетка, расческа с зубчиками в один ряд.
Способ получения изображения:
ребенок опускает зубную щетку в баночку с краской, затем проводит расческой по зубной щетке, держа её над бумагой. Краска разбрызгивается на бумагу.
Кляксография с трубочкой
Возраст: со старшей группы
Средства выразительности: пятно, цвет, фантастический силуэт.
Материалы: бумага, гуашь, пластиковая ложечка, трубочка (соломинка для напитков)
Способ получения изображения:
ребенок зачерпывает краску пластиковой ложкой, выливает ее на лист бумаги. Затем на это пятно дует так, чтобы конец трубочки не касался ни пятна, ни бумаги. При необходимости процедура повторяется. Недостающие детали дорисовываются. Кляксография заключается в том, чтобы научить детей делать разноцветные кляксы. Затем уже ребенок может смотреть на них и видеть образы, предметы или отдельные детали. "На что похожа твоя или моя клякса?", "Кого или что она тебе напоминает?" - эти вопросы очень полезны, т.к. развивают мышление и воображение. После этого, не принуждая ребенка, а показывая, рекомендуется перейти к следующему этапу - обведение или дорисовка клякс. В результате может получиться целый сюжет.
Можно получить фантастическое изображение, не выдувая воздуха, а встряхивая бумагу, и капельки - кляксы забегают по листу.
Свеча и акварель
Возраст: со средней группы
Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура.
Материалы: свеча, плотная бумага, акварель, кисти.
Способ получения изображения:
Углом восковой свечи на белой бумаге рисуется изображение (елочка, домик, а может бать целый сюжет). Затем закрашивают лист акварелью в один цвет дети младшего возраста и в несколько цветов дети старшего возраста. Вследствие того, что краска не ложится на жирное изображение свечой - рисунок как бы появляется внезапно перед глазами ребят, проявляясь. Рисунок свечой остается белым.
Другой вариант: нарисовать каракули свечой или просто хаотично расположить линии, а затем задуманным цветом нарисовать изображение животного, птицы; сначала контур, а потом его весь закрасить - получается «пушистость» (воск не закрашивать), или панцирь у черепахи, или полоски у тигра, клетки у жирафа.
Печать по трафарету
Возраст: со старшей группы
Средства выразительности: пятно, фактура.
Материалы: плотная бумага, трафареты из картона, гуашь или акварель, поролоновая губка.
Способ получения изображения:
ребенок прикладывает трафарет к бумаге, обмакивает поролоновую губку в краску и примакивает поролон по трафарету, затем аккуратно убирает трафарет, если необходимо повторяет процедуру после высыхания краски.
Поролоновый тычок
Возраст: со средней группы
Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия, цвет.
Материалы: бумага, гуашь или акварель, кусочек поролона, закрученный на конце карандаша или длинной палочке, плотно привязанный нитками.
Способ получения изображения:
ребенок обмакивает палочку с поролоном в краску и наносит изображение на бумагу, можно обмакнуть поролон сразу в две и более краски, получится более сложное цветовое сочетание.
Восковые мелки и акварель
Возраст: со средней группы
Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура.
Материалы: восковые мелки, плотная белая бумага, акварель, кисти.
Способ получения изображения:
ребенок рисует восковыми мелками на белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками остается не закрашенным.
Точечный рисунок
Возраст: с 1 младшей группы
Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.
Материал: лист однотонной бумаги, ватные палочки, гуашь, картонка для использованных палочек.
Способ получения изображения:
Ватная палочка окунается в густую краску. Далее палочку держим вертикально к листу, и точечками рисуется контур изображения. Затем тем же способом заполняем пространство рисунка. Каждая новая краска берется новой палочкой. Старшие дошкольники могут рисовать картины самостоятельно, а малышам дают листы бумаги с уже нарисованным контуром.
Отпечатки листьев
Возраст: с 1 младшей группы
Средства выразительности: фактура, цвет.
Материалы: бумага, мисочки с разведенной краской гуаши, листья разных деревьев (желательно опавшие), кисти.
Способ получения изображения:
ребенок покрывает листок дерева красками разных цветов, либо окунает лист в мисочку с краской, держа его за черешок, затем прикладывает его окрашенной стороной к бумаге для получения отпечатка. Каждый раз берется новый листок. Черешки у листьев можно дорисовать кистью.
Метод монотипии
Монотипия предметная
Возраст: со средней группы
Средства выразительности: пятно, симметрия, цвет.
Материалы: плотная бумага любого цвета, кисти, гуашь или акварель.
Способ получения изображения:
Ребенку средней группы предлагается свернуть альбомный лист пополам и на одной половине нарисовать акварельные или гуашевые пятна. Затем сложить листок по линии сгиба и прогладить рукой так, чтобы пятна отпечатались на другой половине листа. Полученные симметричные пятна ребенку предлагается рассмотреть и подумать, на что они похожи. Далее можно взять кисть, карандаш или фломастер и дорисовать кляксу, чтобы получился предметный рисунок: животное, человек, сюжетная сценка и пр.
Ребёнок старшей группы складывает лист бумаги вдвое и на одной его половине рисует половину изображаемого предмета (предметы выбираются симметричные). После рисования каждой части предмета, пока не высохла краска, лист снова складывается пополам для получения отпечатка. Затем изображение можно украсить, также складывая лист после рисования нескольких украшений.
Монотипия пейзажная
Возраст: со старшей группы
Средства выразительности: пятно, тон, вертикальная симметрия, изображение пространства в композиции.
Материалы: бумага, кисти, гуашь либо акварель, влажная губка, кафельная плитка.
Способ получения изображения:
ребёнок складывает лист бумаги вдвое. На одной его половине рисуется пейзаж, на другой получается его отражение в озере, реке (отпечаток). Пейзаж выполняется быстро, чтобы краска не успела высохнуть. Половина листа, предназначенная для отпечатка, протирается влажной губкой. Пейзаж получается размытым. Исходный рисунок, после того как с него сделан оттиск, оживляется красками, чтобы он сильнее отличался от отпечатка.
Рисование на мокрой бумаге
Возраст: со средней группы
Средства выразительности: пятно, цвет.
Материалы: бумага, краска, вода, кисть, губка, салфетки.
Способ получения изображения:
Лист бумаги смачивается чистой водой ( тампоном, поролоном или флейцевой широкой кистью), а потом кисточкой нанести изображение. Чтобы бумага дольше не высыхала, ее кладут на влажную салфетку. Попадая на влажную поверхность бумаги, краска растекается по ней неповторимым образом, делая картину легкой, воздушной, прозрачной, дышащей. Иногда изображения получаются как в тумане, размытые дождем. Если нужно прорисовать детали, необходимо подождать, пока рисунок подсохнет или набрать на кисть очень густую краску.
Для детей подготовительной группы применяется другой способ размытого изображения. Взять тазик с водой, на лист бумаги наносят линии, например контуры осенних деревьев, в верхней части - синяя линия (небо). Затем этот лист положить изображением вниз на поверхность воды, немного подождать и резко поднять вверх. Вода растекается по бумаге, размывая краску, цвет попадает на цвет, в результате получается яркая и необычная картина. Когда она подсохнет, можно дополнительно дорисовать необходимые детали, например, ветки, ствол, т.е. любые необходимые детали. Также можно подчеркнуть контур тонкой кистью черной краской.
Метод монотипии
Монотипия предметная
Возраст: со средней группы
Средства выразительности: пятно, симметрия, цвет.
Материалы: плотная бумага любого цвета, кисти, гуашь или акварель.
Способ получения изображения:
Ребенку средней группы предлагается свернуть альбомный лист пополам и на одной половине нарисовать акварельные или гуашевые пятна. Затем сложить листок по линии сгиба и прогладить рукой так, чтобы пятна отпечатались на другой половине листа. Полученные симметричные пятна ребенку предлагается рассмотреть и подумать, на что они похожи. Далее можно взять кисть, карандаш или фломастер и дорисовать кляксу, чтобы получился предметный рисунок: животное, человек, сюжетная сценка и пр.
Ребёнок старшей группы складывает лист бумаги вдвое и на одной его половине рисует половину изображаемого предмета (предметы выбираются симметричные). После рисования каждой части предмета, пока не высохла краска, лист снова складывается пополам для получения отпечатка. Затем изображение можно украсить, также складывая лист после рисования нескольких украшений.
Монотипия пейзажная
Возраст: со старшей группы
Средства выразительности: пятно, тон, вертикальная симметрия, изображение пространства в композиции.
Материалы: бумага, кисти, гуашь либо акварель, влажная губка, кафельная плитка.
Способ получения изображения:
ребёнок складывает лист бумаги вдвое. На одной его половине рисуется пейзаж, на другой получается его отражение в озере, реке (отпечаток). Пейзаж выполняется быстро, чтобы краска не успела высохнуть. Половина листа, предназначенная для отпечатка, протирается влажной губкой. Пейзаж получается размытым. Исходный рисунок, после того как с него сделан оттиск, оживляется красками, чтобы он сильнее отличался от отпечатка.
Рисование на мокрой бумаге
Возраст: со средней группы
Средства выразительности: пятно, цвет.
Материалы: бумага, краска, вода, кисть, губка, салфетки.
Способ получения изображения:
Лист бумаги смачивается чистой водой ( тампоном, поролоном или флейцевой широкой кистью), а потом кисточкой нанести изображение. Чтобы бумага дольше не высыхала, ее кладут на влажную салфетку. Попадая на влажную поверхность бумаги, краска растекается по ней неповторимым образом, делая картину легкой, воздушной, прозрачной, дышащей. Иногда изображения получаются как в тумане, размытые дождем. Если нужно прорисовать детали, необходимо подождать, пока рисунок подсохнет или набрать на кисть очень густую краску.
Для детей подготовительной группы применяется другой способ размытого изображения. Взять тазик с водой, на лист бумаги наносят линии, например контуры осенних деревьев, в верхней части - синяя линия (небо). Затем этот лист положить изображением вниз на поверхность воды, немного подождать и резко поднять вверх. Вода растекается по бумаге, размывая краску, цвет попадает на цвет, в результате получается яркая и необычная картина. Когда она подсохнет, можно дополнительно дорисовать необходимые детали, например, ветки, ствол, т.е. любые необходимые детали. Также можно подчеркнуть контур тонкой кистью черной краской.
Тычок жесткой полусухой кистью
Возраст: с 1 младшей группы
Средства выразительности: фактурность окраски, цвет.
Материалы: жесткая кисть, акварель или гуашь, бумага любого цвета и формата, либо вырезанный силуэт пушистого или колючего животного.
Способы получения изображения:
ребенок опускает в краску кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом, заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация пушистой или колючей поверхности.
Рисование пальчиками
Возраст: с 1 младшей группы
Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия, цвет.
Материалы: гуашь, плотная бумага любого цвета, салфетки
Способ получения изображения:
обучение пальчиковому рисованию идет в несколько этапов. Вначале дети рисуют одним пальчиком, затем несколькими. На этом этапе происходит знакомство с цветом, формой, ритмом и положением в пространстве. Ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, а затем гуашь смывается водой.
На втором этапе дети учатся смешивать краски. Каждый пальчик обмакивают в разные краски и накладывают цвета на цвет. В результате смешивания цветов дети добиваются нужного оттенка. Дети средней группы рисуют на заданную тему. К подготовительной группе дети уже свободно владеют «пальчиковой техникой» и сами придумывают темы для рисования, используя в сюжете, такие приемы как тычок, мазок, смешивание красок.
Рисование ладошками
Возраст: с 1 младшей группы
Средства выразительности: пятно, цвет, фантастический силуэт.
Материалы: широкие блюдечки с гуашью, широкая кисть или кусочек поролона, бумага любого цвета, салфетки.
Способ получения изображения:
поролоном или широкой кистью окрашиваем ладошку ребенка выбранным цветом, или ребенок опускает в блюдечко с гуашью ладошку, затем отпечатываем ладошку на бумаге, дорисовываем недостающие детали. Можно использовать одновременно несколько цветов. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы ладошку вытираем салфеткой и оставшуюся краску смываем водой.
Рисование нитками
Возраст: со средней группы
Средства выразительности: цвет, фактура, линия.
Материалы: нитки (лучше шерстяные) различной длины, гуашь, бумага
Способ получения изображения:
опускаем нитки в краску, что бы они пропитались, концы нитки при этом должны оставаться сухими. Укладываем нитку на листе бумаги в произвольном порядке, сверху накрываем чистым листом бумаги, концы нитки должны быть видны. Потянуть за концы нитку, одновременно прижимая верхний лист бумаги. Получается хаотичное изображение, которое рассматривают, обводят и дорисовывают взрослые с детьми. После освоения этой техники с использованием одной нитки можно усложнять работу и использовать две и более нити. Чрезвычайно полезно давать названия получившимся изображениям. Это сложная умственно-речевая работа в сочетании с изобразительной будет способствовать интеллектуальному развитию детей дошкольного возраста.
Рисование на сырой мятой бумаге
Возраст: со старшей группы
Средства выразительности: цвет, пятно, фактура.
Материалы: бумага, краски, вода, кисти, салфетки.
Способ получения изображения:
лист бумаги осторожно смять, чтобы нарушить структуру бумаги. Расправить бумагу и намочить ее водой. Рисуем способом по-сырому задуманный образ. Хорошо удаются в этой технике пейзажи.
Набрызг
Возраст: со средней группы
Средства выразительности: точка, фактура.
Материалы: бумага, гуашь, зубная щетка, расческа с зубчиками в один ряд.
Способ получения изображения:
ребенок опускает зубную щетку в баночку с краской, затем проводит расческой по зубной щетке, держа её над бумагой. Краска разбрызгивается на бумагу.
Кляксография с трубочкой
Возраст: со старшей группы
Средства выразительности: пятно, цвет, фантастический силуэт.
Материалы: бумага, гуашь, пластиковая ложечка, трубочка (соломинка для напитков)
Способ получения изображения:
ребенок зачерпывает краску пластиковой ложкой, выливает ее на лист бумаги. Затем на это пятно дует так, чтобы конец трубочки не касался ни пятна, ни бумаги. При необходимости процедура повторяется. Недостающие детали дорисовываются. Кляксография заключается в том, чтобы научить детей делать разноцветные кляксы. Затем уже ребенок может смотреть на них и видеть образы, предметы или отдельные детали. "На что похожа твоя или моя клякса?", "Кого или что она тебе напоминает?" - эти вопросы очень полезны, т.к. развивают мышление и воображение. После этого, не принуждая ребенка, а показывая, рекомендуется перейти к следующему этапу - обведение или дорисовка клякс. В результате может получиться целый сюжет.
Можно получить фантастическое изображение, не выдувая воздуха, а встряхивая бумагу, и капельки - кляксы забегают по листу.
Свеча и акварель
Возраст: со средней группы
Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура.
Материалы: свеча, плотная бумага, акварель, кисти.
Способ получения изображения:
Углом восковой свечи на белой бумаге рисуется изображение (елочка, домик, а может бать целый сюжет). Затем закрашивают лист акварелью в один цвет дети младшего возраста и в несколько цветов дети старшего возраста. Вследствие того, что краска не ложится на жирное изображение свечой - рисунок как бы появляется внезапно перед глазами ребят, проявляясь. Рисунок свечой остается белым.
Другой вариант: нарисовать каракули свечой или просто хаотично расположить линии, а затем задуманным цветом нарисовать изображение животного, птицы; сначала контур, а потом его весь закрасить - получается «пушистость» (воск не закрашивать), или панцирь у черепахи, или полоски у тигра, клетки у жирафа.
Печать по трафарету
Возраст: со старшей группы
Средства выразительности: пятно, фактура.
Материалы: плотная бумага, трафареты из картона, гуашь или акварель, поролоновая губка.
Способ получения изображения:
ребенок прикладывает трафарет к бумаге, обмакивает поролоновую губку в краску и примакивает поролон по трафарету, затем аккуратно убирает трафарет, если необходимо повторяет процедуру после высыхания краски.
Поролоновый тычок
Возраст: со средней группы
Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия, цвет.
Материалы: бумага, гуашь или акварель, кусочек поролона, закрученный на конце карандаша или длинной палочке, плотно привязанный нитками.
Способ получения изображения:
ребенок обмакивает палочку с поролоном в краску и наносит изображение на бумагу, можно обмакнуть поролон сразу в две и более краски, получится более сложное цветовое сочетание.
Восковые мелки и акварель
Возраст: со средней группы
Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура.
Материалы: восковые мелки, плотная белая бумага, акварель, кисти.
Способ получения изображения:
ребенок рисует восковыми мелками на белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками остается не закрашенным.
Точечный рисунок
Возраст: с 1 младшей группы
Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.
Материал: лист однотонной бумаги, ватные палочки, гуашь, картонка для использованных палочек.
Способ получения изображения:
Ватная палочка окунается в густую краску. Далее палочку держим вертикально к листу, и точечками рисуется контур изображения. Затем тем же способом заполняем пространство рисунка. Каждая новая краска берется новой палочкой. Старшие дошкольники могут рисовать картины самостоятельно, а малышам дают листы бумаги с уже нарисованным контуром.
Отпечатки листьев
Возраст: с 1 младшей группы
Средства выразительности: фактура, цвет.
Материалы: бумага, мисочки с разведенной краской гуаши, листья разных деревьев (желательно опавшие), кисти.
Способ получения изображения:
ребенок покрывает листок дерева красками разных цветов, либо окунает лист в мисочку с краской, держа его за черешок, затем прикладывает его окрашенной стороной к бумаге для получения отпечатка. Каждый раз берется новый листок. Черешки у листьев можно дорисовать кистью.
Рисование пальчиками
Возраст: с 1 младшей группы
Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия, цвет.
Материалы: гуашь, плотная бумага любого цвета, салфетки
Способ получения изображения:
обучение пальчиковому рисованию идет в несколько этапов. Вначале дети рисуют одним пальчиком, затем несколькими. На этом этапе происходит знакомство с цветом, формой, ритмом и положением в пространстве. Ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, а затем гуашь смывается водой.
На втором этапе дети учатся смешивать краски. Каждый пальчик обмакивают в разные краски и накладывают цвета на цвет. В результате смешивания цветов дети добиваются нужного оттенка. Дети средней группы рисуют на заданную тему. К подготовительной группе дети уже свободно владеют «пальчиковой техникой» и сами придумывают темы для рисования, используя в сюжете, такие приемы как тычок, мазок, смешивание красок.
Рисование ладошками
Возраст: с 1 младшей группы
Средства выразительности: пятно, цвет, фантастический силуэт.
Материалы: широкие блюдечки с гуашью, широкая кисть или кусочек поролона, бумага любого цвета, салфетки.
Способ получения изображения:
поролоном или широкой кистью окрашиваем ладошку ребенка выбранным цветом, или ребенок опускает в блюдечко с гуашью ладошку, затем отпечатываем ладошку на бумаге, дорисовываем недостающие детали. Можно использовать одновременно несколько цветов. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы ладошку вытираем салфеткой и оставшуюся краску смываем водой.
Рисование на сырой мятой бумаге
Возраст: со старшей группы
Средства выразительности: цвет, пятно, фактура.
Материалы: бумага, краски, вода, кисти, салфетки.
Способ получения изображения:
лист бумаги осторожно смять, чтобы нарушить структуру бумаги. Расправить бумагу и намочить ее водой. Рисуем способом по-сырому задуманный образ. Хорошо удаются в этой технике пейзажи.
Набрызг
Возраст: со средней группы
Средства выразительности: точка, фактура.
Материалы: бумага, гуашь, зубная щетка, расческа с зубчиками в один ряд.
Способ получения изображения:
ребенок опускает зубную щетку в баночку с краской, затем проводит расческой по зубной щетке, держа её над бумагой. Краска разбрызгивается на бумагу.
Кляксография с трубочкой
Возраст: со старшей группы
Средства выразительности: пятно, цвет, фантастический силуэт.
Материалы: бумага, гуашь, пластиковая ложечка, трубочка (соломинка для напитков)
Способ получения изображения:
ребенок зачерпывает краску пластиковой ложкой, выливает ее на лист бумаги. Затем на это пятно дует так, чтобы конец трубочки не касался ни пятна, ни бумаги. При необходимости процедура повторяется. Недостающие детали дорисовываются. Кляксография заключается в том, чтобы научить детей делать разноцветные кляксы. Затем уже ребенок может смотреть на них и видеть образы, предметы или отдельные детали. "На что похожа твоя или моя клякса?", "Кого или что она тебе напоминает?" - эти вопросы очень полезны, т.к. развивают мышление и воображение. После этого, не принуждая ребенка, а показывая, рекомендуется перейти к следующему этапу - обведение или дорисовка клякс. В результате может получиться целый сюжет.
Можно получить фантастическое изображение, не выдувая воздуха, а встряхивая бумагу, и капельки - кляксы забегают по листу.
Свеча и акварель
Возраст: со средней группы
Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура.
Материалы: свеча, плотная бумага, акварель, кисти.
Способ получения изображения:
Углом восковой свечи на белой бумаге рисуется изображение (елочка, домик, а может бать целый сюжет). Затем закрашивают лист акварелью в один цвет дети младшего возраста и в несколько цветов дети старшего возраста. Вследствие того, что краска не ложится на жирное изображение свечой - рисунок как бы появляется внезапно перед глазами ребят, проявляясь. Рисунок свечой остается белым.
Другой вариант: нарисовать каракули свечой или просто хаотично расположить линии, а затем задуманным цветом нарисовать изображение животного, птицы; сначала контур, а потом его весь закрасить - получается «пушистость» (воск не закрашивать), или панцирь у черепахи, или полоски у тигра, клетки у жирафа.
Печать по трафарету
Возраст: со старшей группы
Средства выразительности: пятно, фактура.
Материалы: плотная бумага, трафареты из картона, гуашь или акварель, поролоновая губка.
Способ получения изображения:
ребенок прикладывает трафарет к бумаге, обмакивает поролоновую губку в краску и примакивает поролон по трафарету, затем аккуратно убирает трафарет, если необходимо повторяет процедуру после высыхания краски.
Поролоновый тычок
Возраст: со средней группы
Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия, цвет.
Материалы: бумага, гуашь или акварель, кусочек поролона, закрученный на конце карандаша или длинной палочке, плотно привязанный нитками.
Способ получения изображения:
ребенок обмакивает палочку с поролоном в краску и наносит изображение на бумагу, можно обмакнуть поролон сразу в две и более краски, получится более сложное цветовое сочетание.
Восковые мелки и акварель
Возраст: со средней группы
Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура.
Материалы: восковые мелки, плотная белая бумага, акварель, кисти.
Способ получения изображения:
ребенок рисует восковыми мелками на белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками остается не закрашенным.
Точечный рисунок
Возраст: с 1 младшей группы
Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.
Материал: лист однотонной бумаги, ватные палочки, гуашь, картонка для использованных палочек.
Способ получения изображения:
Ватная палочка окунается в густую краску. Далее палочку держим вертикально к листу, и точечками рисуется контур изображения. Затем тем же способом заполняем пространство рисунка. Каждая новая краска берется новой палочкой. Старшие дошкольники могут рисовать картины самостоятельно, а малышам дают листы бумаги с уже нарисованным контуром.
Отпечатки листьев
Возраст: с 1 младшей группы
Средства выразительности: фактура, цвет.
Материалы: бумага, мисочки с разведенной краской гуаши, листья разных деревьев (желательно опавшие), кисти.
Способ получения изображения:
ребенок покрывает листок дерева красками разных цветов, либо окунает лист в мисочку с краской, держа его за черешок, затем прикладывает его окрашенной стороной к бумаге для получения отпечатка. Каждый раз берется новый листок. Черешки у листьев можно дорисовать кистью.
Метод монотипии
Монотипия предметная
Возраст: со средней группы
Средства выразительности: пятно, симметрия, цвет.
Материалы: плотная бумага любого цвета, кисти, гуашь или акварель.
Способ получения изображения:
Ребенку средней группы предлагается свернуть альбомный лист пополам и на одной половине нарисовать акварельные или гуашевые пятна. Затем сложить листок по линии сгиба и прогладить рукой так, чтобы пятна отпечатались на другой половине листа. Полученные симметричные пятна ребенку предлагается рассмотреть и подумать, на что они похожи. Далее можно взять кисть, карандаш или фломастер и дорисовать кляксу, чтобы получился предметный рисунок: животное, человек, сюжетная сценка и пр.
Ребёнок старшей группы складывает лист бумаги вдвое и на одной его половине рисует половину изображаемого предмета (предметы выбираются симметричные). После рисования каждой части предмета, пока не высохла краска, лист снова складывается пополам для получения отпечатка. Затем изображение можно украсить, также складывая лист после рисования нескольких украшений.
Монотипия пейзажная
Возраст: со старшей группы
Средства выразительности: пятно, тон, вертикальная симметрия, изображение пространства в композиции.
Материалы: бумага, кисти, гуашь либо акварель, влажная губка, кафельная плитка.
Способ получения изображения:
ребёнок складывает лист бумаги вдвое. На одной его половине рисуется пейзаж, на другой получается его отражение в озере, реке (отпечаток). Пейзаж выполняется быстро, чтобы краска не успела высохнуть. Половина листа, предназначенная для отпечатка, протирается влажной губкой. Пейзаж получается размытым. Исходный рисунок, после того как с него сделан оттиск, оживляется красками, чтобы он сильнее отличался от отпечатка.
Рисование на мокрой бумаге
Возраст: со средней группы
Средства выразительности: пятно, цвет.
Материалы: бумага, краска, вода, кисть, губка, салфетки.
Способ получения изображения:
Лист бумаги смачивается чистой водой ( тампоном, поролоном или флейцевой широкой кистью), а потом кисточкой нанести изображение. Чтобы бумага дольше не высыхала, ее кладут на влажную салфетку. Попадая на влажную поверхность бумаги, краска растекается по ней неповторимым образом, делая картину легкой, воздушной, прозрачной, дышащей. Иногда изображения получаются как в тумане, размытые дождем. Если нужно прорисовать детали, необходимо подождать, пока рисунок подсохнет или набрать на кисть очень густую краску.
Для детей подготовительной группы применяется другой способ размытого изображения. Взять тазик с водой, на лист бумаги наносят линии, например контуры осенних деревьев, в верхней части - синяя линия (небо). Затем этот лист положить изображением вниз на поверхность воды, немного подождать и резко поднять вверх. Вода растекается по бумаге, размывая краску, цвет попадает на цвет, в результате получается яркая и необычная картина. Когда она подсохнет, можно дополнительно дорисовать необходимые детали, например, ветки, ствол, т.е. любые необходимые детали. Также можно подчеркнуть контур тонкой кистью черной краской.
Оттиск смятой бумагой
Возраст: со средней группы
Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.
Материалы: блюдце либо пластиковая коробочка с разведенной краской гуаши, бумага любого цвета и размера, смятая бумага (бумажные салфетки).
Способ получения изображения:
ребенок окунает смятую бумагу в краску и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и блюдце, и смятая бумага. Использовать эту технику лучше при создании образов природы «Зелень деревьев», «Тучки», «Лужицы кругом» и др.
Рисование по мятой (предварительно скомканной) бумаге
Возраст: со старшей группы
Средства выразительности: цвет, фактура, линия.
Материалы: мятая бумага, гуашь, кисть.
Способ получения изображения:
ребенок предварительно сминает лист бумаги, затем слегка разглаживает ее и кистью наносит изображение прямо по изгибам. Рисунок получается несколько объемным, как бы выступает. Эта техника интересна тем, что в местах сгибов бумаги (там, где нарушается ее структура) краска, при закрашивании, делается более интенсивной, темной - это называется «эффектом мозаики».
Оттиск пробкой
Возраст: со средней группы
Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.
Материалы: гуашь, бумага любого цвета и размера, пробки.
Способ получения изображения:
ребёнок опускает пробку в краску и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняется пробка.
Рисование расческой
Возраст: со старшей группы
Средства выразительности: объемность, фактура, линия, цвет.
Материалы: плотная бумага, акварель, расческа, вода в блюдечке.
Способ получения изображения:
Благодаря жестковатым, густым, ровно расположенным щетинкам расческа позволяет быстро и легко тонировать бумагу или наносить элементы рисунка с разной плотностью густоты краски. Расческу нельзя сильно мочить, то есть полусухую окунаем в гуашь, консистенции кашицы, и можно приступать к работе.
Рисование солью
Возраст: подготовительная группа
Средства выразительности: объемность, фактура, цвет.
Материалы: лист бумаги, клей пва, соль, краски, кисточки.
Способ получения изображения:
Рисунок наносим клеем, а затем посыпаем соль на клей. Через минуту лишнюю соль стряхнуть, и начинаем раскрашивать кистью точечно, краска расплывается по рисунку.
Витраж
Возраст: подготовительная группа
Средства выразительности: объемность, фактура, линия , цвет.
Материалы: лист бумаги, клей пва, краска гуашь, кисточка.
Способ получения изображения:
Контур будущего рисунка делается клеем ПВА из флакона с дозированным носиком. Предварительно рисунок можно нарисовать карандашом. Затем границы контура обязательно должны высохнуть. Этот этап можно сделать заранее. После этого пространство между контурами раскрашивается яркими красками. Клеевые границы не позволяют краске растекаться и смешиваться, и краска ложится как бы внутрь рисунка. Далее берется чёрная краска и прорисовывается рисунок по всему контуру.
Каждая из этих техник - это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.
Спасибо всем за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование нетрадиционной техники рисования как средство развития мелкой моторики пальцев рук у детей с нарушением интеллекта.
Опыт работы по художественному творчеству....
Статья "Использование нетрадиционной техники рисования как средство развития мелкой моторики пальцев рук у детей с нарушением интеллекта"
Нетрадиционные техники рисования - это способы создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует все: и цвет, и линия, и сюжет. Это огромная возможность для детей думать, пр...
Опыт работы Нетрадиционные техники рисования,как средство развития мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста
обобщенный опыт нетрадиционные техники рисования...
Проект самообразования по теме нетрадиционная техника рисования как средство развития мелкой моторики у детей раннего возраста.
Актуальность заключается в том, что целенаправленная и систематическая работа с использованием нетрадиционных техник рисования будет способствовать развитию мелкой моторики у детей раннего возра...
План работы с детьми группы раннего возраста по теме самообразования нетрадиционная техника рисования как средство развития мелкой моторики у детей раннего возраста.
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО НЕТРАДИЦИОННОМУ РИСОВАНИЮ в группе раннего возраста....
Мастер - класс "Нетрадиционные техники рисования как средство развития мелкой моторики и творческих способностей детей с ОВЗ»
Детей не сложно удивить.Игры с красками и работа с разным материалом - это две благоприятные темы, удовлетворяющие любопытство дошкольника.Они становятся активными участниками, интересуются ...
Мастер-класс для родителей «Использование нетрадиционных техник рисования как средства развития мелкой моторики и творческих способностей»
Изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных изобразительных технологий является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей, т. к. в ней особенно п...