Пособие по ТРИЗу «Муравейник»
учебно-методическое пособие (подготовительная группа)
Пособия « Муравейник» это один из блоков общего комплекса пособий по ТРИЗу « Маша и медведь». Оно используется детьми старших и подготовительных групп.
Цель пособия: развитие творческой и мыслительной активности, формирование у дошкольников умения устанавливать причинно-следственные связи, используя методы и приёмы технологии ТРИЗ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_word_5.docx | 15.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Пособие по ТРИЗу «Муравейник»
« Духовная жизнь ребенка полноценна тогда,
когда он живет в мире игры, сказки,
музыки, фантазии, творчества
Без этого – он засушенный цветок».
В.А. Сухомлинский
Дошкольное детство – это тот особый возраст, когда ребенок открывает для себя мир, когда происходят значительные изменения во всех сферах его психики. Это возраст, когда появляется способность к творческому решению проблем, возникающих в той или иной ситуации жизни ребенка. Ребенок должен быть интеллектуально развит и должен уметь:
видеть проблему и ставить вопросы;
доказывать;
делать выводы;
высказывать предположения и строить планы по их проверке.
Причинно-следственная связь – связь между явлениями, при котором одно явление, является причиной, при наличии определенных условий порождает другое явление – следствие.
Цель пособия: развитие творческой и мыслительной активности, формирование у дошкольников умения устанавливать причинно-следственные связи, используя методы и приёмы технологии ТРИЗ.
Актуальность: Формирование у ребенка мыслительных операций причинно-следственного характера необходимо начинать с 2-2,5 лет. Процесс этот сложный. Нельзя ожидать положительного результата. Необходимо при наблюдениях в природе или в быту обращать внимание детей на то, что у каждой причины есть следствие, а у следствия причина. А для закрепления и расширения кругозора я и использую пособие. Тем самым побуждаю детей интересоваться и рассуждать на различные темы, используя связь причина – следствие.
Пособия « Муравейник» это один из блоков общего комплекса пособий по ТРИЗу « Маша и медведь». Оно используется детьми старших и подготовительных групп. Пособие прикреплено к стене и находится в свободном доступе. На пособии располагаются кармашки , в которые дети впоследствии вставляют картинки . В первом варианте причина такая - то, поэтому произошло следствие. Во втором варианте по следствию предугадать причину – следствие такое то, потому что была такая – то причина.
Уточняю еще раз, что данное пособие используется с детьми старшей и подготовительной групп. А с детьми второй младшей и средней групп я использую пособие « Яблонька» . С его помощью знакомила детей с признаками. На нем также имеются два кармашка , между ними две стрелки: направо и налево.
Как мы с детьми используем эти пособия.
1.«Муравейник» - детям предлагается выбрать картинку любого содержания. Вставляют в центральный кармашек – это причина. Теперь будем искать следствие .Выбираем картинки, относящиеся к следствию. И вставляем в кармашки расположенные кверху от центрального. Например, наступила осень - это причина, поэтому идут дожди, птицы улетают в теплые края и т.д. – это следствие.
Следующий вариант: также выбираем картинки , но располагаем их книзу от центрального кармашка. Следствие – дуют сильные ветра, опадают листья и т.д. потому что наступила осень – это причина.
2. Можно играть и выполнять задания и на индивидуальном пособии – использует как один ребенок , так и подгруппа детей. Оно представляет собой планшет « Причина – следствие»
Место для картинки первого объекта ( явления)и значка имени признака ПРИЧИНА | Поэтому Потому что | Место для картинки второго объекта ( явления) и значка имени признака СЛЕДСТВИЕ |
В левый кармашек вставляется картинка объекта , например Солнце, в центральный вставляем признак, например температура, а в правый картинка второго объекта. Получаем - светит теплое солнце, поэтому можно загорать. Где солнце это причина, а загорать следствие. И наоборот, мы можем загорать – это следствие, потому что светит теплое солнце – это причина.
3. « Яблонька» - использую с детьми 2 младшей группы. Выполняем также как и на планшете.
Вместе с детьми собираем копилку картинок объектов и явлений природы в различных состояниях.
Дети с огромным удовольствием играют с универсальным пособием
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка на тему: «Разработка электронного мультимедийного дидактического пособия (информационного электронного пособия для сопровождения мероприятия для родителей и педагогов) «Дошкольники и этикет»
Данное электронное пособие предназначено для педагогов дошкольных учреждений и родителей детей дошкольного возраста. Цель данного пособия:...
Учебно-методическое пособие" Игры и пособия для развития физиологического и речевого дыхания"
Речь ребенка не будет полноценной без речевого дыхания. Дыхательная система является энергетической базой для устной речи....
Собственное учебно-методическое пособие"Рассказы Великого старца. К 185-летию со дня рождения Л.Н.Толстого" (учебно-методическое пособие, выполненное с использованием ИКТ-технологий).
Данное пособие ориентировано на средний дошкольный возраст и представляет собой недельный проект, выполненный с помощью ИКТ- технологий....
методическое пособие" Многофункциональное пособие «Волшебный куб»"
Цель: развитие восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве....
ЗОЖ. Авторские дидактические пособия, направленные на формирование ЗОЖ: пособие по валеологии «Хорошо-плохо», пособие «Корзинка-витаминка» (6 вариантов игры)
Дидактические пособия, направленные на формирование ЗОЖ: пособие по валеологии «Хорошо-плохо», пособие «Корзинка-витаминка» (6 вариантов игры)...
Дидактическое пособие «Развивающие игры на формирование чувства ритма у детей среднего и старшего дошкольного возраста» в номинации методическое пособие (авторские развивающие игры, дидактическое пособия)
Дидактическое пособие рекомендовано музыкальным руководителям...
Дидактическое пособие «Развивающие игры на формирование чувства ритма у детей среднего и старшего дошкольного возраста» в номинации методическое пособие (авторские развивающие игры, дидактическое пособия)
Дидактическое пособие адресовано музыкальным руководителям и цчителям музыки общеобразовательной школы по формированию чувства ритма у детей старшего дошкольного возраста и младших школьников...