Интеллектуальное развитие дошкольников посредством игр-головоломок
консультация (старшая группа)
Современный мир ставит перед образованием непростые задачи: подготовить ребенка к жизни в обществе будущего, которое требует от него особых интеллектуальных способностей, направленных на работу с быстро меняющейся информацией. Мы убеждены, что развитие ребенка зависит от того, как осуществляется процесс его воспитания, как организовано пространство, в котором он растет и совершенствуется, в каком окружении он находится – в монотонном, однообразном, стандартном или, наоборот, разнообразном, насыщенном, неординарном. Именно поэтому коллектив нашего детского сада стремится создавать такие психологопедагогические условия, которые обеспечивают устойчивые интересы дошкольников – это и: - обогащение предметно-пространственной среды; - и развивающая направленность всей образовательной деятельности с детьми. Практика показывает, что повышение качества образования невозможно без внедрения современных педагогических технологий, новых моделей познавательной деятельности.
В апреле 2021 года нашему детскому саду присвоен статус федеральной инновационной площадки по направлению «Мир головоломки» смарт-тренинг для дошкольников».
Головоломка – один из наиболее интересных и доступных способов заниматься вместе с ребенком «зарядкой для ума». На первый взгляд может показаться, что это просто занимательная игра, способ провести время, но на самом деле головоломка учит ребенка анализировать информацию, искать нестандартные решения, т.е. мыслить смело, креативно и, вместе с тем, рационально. Научно доказано, что совместные занятия, общие интересы детей и взрослых развивают детско-родительские взаимоотношения. Может быть, таким семейным увлечением станут игры-головоломки?
ПАМЯТКА ДЛЯ ВЗРОСЛЫХ
Для успешного обучения и поддержания интереса детей дошкольного возраста к играм-головоломкам, воспитателям и родителям следует:
1. Взрослому иметь личный интерес к головоломкам.
2. Правильно подойти к выбору головоломки для дошкольника. Одним из моментов является подбор игр-головоломок с учетом доступности их решения, немало важно ориентироваться на возраст и индивидуальные возможности ребенка. Любое дело может быть доведено до конца только в том случае, если оно по силам тому, кто его выполняет.
3. При приобретении игры-головоломки, определиться, будет ли ребенок играть в нее один, или несколько человек одновременно.
4. Продумать место размещения головоломок. Игры-головоломки должны находиться в специально отведенном месте в свободном доступе детей, отдельно от игрушек.
5. Помнить, что головоломок не должно быть много, так как ребенокдошкольник может переключиться на другую головоломку, не закончив предыдущую, в силу своих личностных особенностей.
6. Обеспечить периодическую сменяемость головоломок, стимулируя познавательную активность детей.
7. Выбрать первой простую головоломку, которую ребенок обязательно решит, чтобы поддержать интерес к решению более сложных.
8. Учитывать желание ребенка решить головоломку, не навязывая, не заставляя и не подавляя инициативу.
9. При первом знакомстве с головоломкой, рассказать о ней, объяснить, в чем она заключается и при необходимости показать пример ее решения на подобном варианте.
10. При знакомстве с головоломкой, не желательно оставлять ребенка с ней наедине. Взрослый должен наблюдать за ходом решения, понять, в чем ребенок испытывает трудности и при необходимости прийти на помощь, но не раскрывая секрета головоломки и не решая за него.
11. Использовать такую подсказку, которая создаст у ребенка ощущение, что головоломку он решил сам. Лучшая подсказка – это наводящий вопрос. Сложные головоломки допустимо решать совместно со взрослым. 12. Избегать отрицательной оценки действий ребенка. Позвольте ребенку получить удовольствие от самостоятельно найденного решения и порадуйтесь его успехам!
ГОЛОВОЛОМКИ. С ЧЕГО НАЧАТЬ?
К играм-головоломкам ребенка дошкольного возраста необходимо готовить. Такой подготовкой могут стать логические игры-упражнения, направленные на познавательное развитие детей дошкольного возраста с различным уровнем подготовки. Одним из основных путей развития дошкольников является эмпирическое обобщение (собственный чувственный опыт). Его накопление связано с активностью самого ребенка: смотрю (вижу), слушаю (слышу), делаю (создаю). Однако, полученной ребенком информации требуется «переработка», которая не может произойти без интеллектуальных способностей. В задачу взрослых участников образовательного процесса входит создание условий для интеллектуального развития детей, формирования их познавательных и творческих способностей.
Руководствуясь научными исследованиями Н.Н. Поддъякова, который подчеркивал значимость формирования познавательных интересов у детей дошкольного возраста и отводил особое место «созданию специальных условий и ситуаций, в которых дети в полной мере начинают ощущать радость первых открытий, радость самостоятельного добывания новых знаний и конструирования способов умственной деятельности» мы предлагаем варианты логических игр-упражнений, которые, по нашему мнению, должны стать способом вхождения в «МИР ГОЛОВОЛОМОК».
В своих логических играх-упражнениях мы рекомендуем использовать предметное содержание мыслительной деятельности и следующие приемы умственных действий:
- сравнение,
- анализ,
- классификацию,
- сериацию,
- аналогию,
- систематизацию,
- абстрагирование.
Как в подготовительных играх-упражнениях, так и в самих играх-головоломках должно происходить «мышление руками», что повлечет за собой развитие мелкой моторики и речевого развития, а словесные игры-головоломки помогут развить и закрепить навыки речевого развития. В процессе подготовки детей к играм-головоломкам необходимо создать благоприятные условия для дальнейшего освоения детьми сложных заданий, формирования различных способностей с этой целью мы предлагаем вашему вниманию серию логических игр-упражнений и карточки к ним, которые входят в одноименный игровой комплект «МИР ГОЛОВОЛОМОК» авторов-составителей: И.И. Казуниной и Е.Ю. Соловей.
ОТ ЛОГИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ К ГОЛОВОЛОМКАМ
Дошкольникам использовать ранее приобретенный опыт и приобретать новый поможет пошаговая система достижения поставленной цели, представляющая собой технологию смарт-тренинга для дошкольников, которая выстроена нами на примере использования игр-головоломок в дошкольных образовательных организациях и дома.
Логическая игра-упражнение «ПО ОБРАЗЦУ»
Задания предполагают составление фигур (образов) по образцу. Инструкция-рекомендация: соберите фигуру (собирает взрослый), рассмотрите ее с ребенком, предложите назвать фигуру, посчитать количество деталей, назвать детали, из которых сложена фигура. Попросите ребенка собрать такую же фигуру, глядя на образец. В завершении сравнить собранную фигуру с образцом.
Логическая игра-упражнение «ПО ПАМЯТИ»
Задания предполагают составление фигур (образов) по памяти. Инструкция-рекомендация: предложите ребенку рассмотреть образец (собранный взрослым). Дайте задание дошкольнику собрать такую же фигуру по памяти, затем закройте образец (листом бумаги, тканью и т.п.). После того, как ребенок собрал такую же фигуру, он сравнивает ее с образцом и отмечает, совпал ли его вариант.
Логическая игра-упражнение «ПО СХЕМЕ»
Задания предполагают составление фигур (образов) по схеме. Инструкция-рекомендация: предложите ребенку рассмотреть фигуру на карточке и собрать такую же с опорой на схему (карточка). Вы можете усложнить задание, предложив ребенку собрать фигуру по памяти. Не забудьте вместе с ним выполнить проверку результата. Во время использования геометрических головоломок на плоскости при работе со схемой рекомендуем предложить детям испытывающим затруднения использовать метод наложения деталей на карточку.
Логическая игра-упражнение «ЗАВЕРШИ ОБРАЗ» (собери по схеме с элементами головоломки)
Данное задание поможет ребенку сделать первые шаги в решении головоломок, так как оно объединяет сразу два задания: «Собери по схеме» и реши головоломку. Объединение этих двух заданий в одно поможет создать ситуацию успеха в достижении поставленной цели. Инструкция-рекомендация: предложите ребенку рассмотреть фигуру на карточке, которая состоит из схемы и частичной заливки. Логическая игра-упражнение «Собери по схеме» уже знакома детям, а вот со сплошной заливкой фигуры дети еще не знакомы. Объясните, что, завершив предложенный на карточке образ ребенок сможет решить головоломку. Для этого надо только определить и правильно расположить недостающие детали. Рекомендуем при работе с карточками предложить детям испытывающим затруднения использовать метод наложения деталей на карточку.
Логическая игра-упражнение «СОЗДАЙ НОВЫЙ ОБРАЗ»
Данный вариант игры предполагает ее использование, когда у ребенка сложились представления об игре: он узнает детали, их количество, называет их; имеется опыт решения данной игры. Инструкция-рекомендация: предложите детям подумать, какой образ они хотели бы создать при помощи деталей игры-головоломки и собрать его. Можно устроить соревнование «Создай свой образ», «Самые необычные фигуры», «Кто быстрее» и др. Обучайте детей пояснительной речи, умению комментировать и показывать результаты своих творческих находок.
САМЫЕ ПОПУЛЯРНЫЕ ВИДЫ ГОЛОВОЛОМОК:
- кубик Рубика. Кубик Рубика тренирует пространственно-логическое мышление, умение просчитывать шаги на несколько позиций вперед.
- Облегченный вариант кубика — змейка Рубика, которая представляет собой длинную полоску из вращающихся в различных направлениях соединенных друг с другом деталей. Змейка Рубика развивает пространственное мышление, воображение, зрительную память.
- Металлические объемные головоломки представляют собой соединенные определенным образом детали из стальных трубок, которые, на первый взгляд, не возможно разъединить. И только приложив максимум внимания, ловкости рук и терпения можно прийти к решению. Такие головоломки предполагают действие методом проб и ошибок, в ходе которого происходит расслабление, снимается усталость и мышечные зажимы с кистей рук.
- Деревянные объемные головоломки. Этот вид развлечения довольно разнообразен, но в целом смысл такой интеллектуальной игры сводится также к соединению/разъединению конструкции из нескольких замысловато выстроенных элементов. Такие головоломки могут иметь форму сборного куба или шара с выступающими деталями. Многие из них являются не только развивающей игрушкой, но и оригинальным украшением интерьера. Уровень сложности деревянных головоломок может быть также различным — от новичка до эксперта.
- 3D – пазлы. Этот тип головоломки предлагает собрать объемную фигуру из мелких полупрозрачных деталей. Сложность сборки будет зависеть от количества и величины элементов. Процесс поиска алгоритма сборки невероятно захватывает и не отпускает до тех пор, пока последняя деталька не займет свое место в композиции.
- Геометрические головоломки на плоскости. Многие из этих игр пришли к нам из глубины веков и основаны на старинных интеллектуальных забавах древнего Китая, Японии и других стран Востока. «Вьетнамская игра». Это простая на первый взгляд головоломка состоит из семи геометрических деталей, которые вставлены в рамку-основу и в своем правильном объединении представляют собой круг. Первый вариант игры предполагает перемешивание элементов, а затем — поиск верного варианта их объединения на основе. Второй вариант — это сборка из деталей разнообразных фигур: как заданных инструкцией, так и придуманных в свободной импровизации. Такую игру можно предложить уже 3-4-летним дошкольникам, начав с самых простейших заданий и постепенно наращивая уровень сложности. По типу «Вьетнамской игры» созданы и другие подобные геометрические головоломки: «Волшебный круг», «Волшебный квадрат», «Гексамино», «Колумбово яйцо», «Монгольская игра», «Танграм». Каждая из этих головоломок состоит из оригинальных геометрических деталей, из которых изначально составлена та или иная фигура (квадрат, яйцо, сердечко, фигура человечка и т.д.). Сборка деталей на плоскости поможет детям развить пространственное мышление, глазомер, зрительно-двигательную координацию. «Тетрис». Его электронный вариант знаком всем, однако есть и другая модификация этой всем известной игры-головоломки. В деревянном варианте Тетриса не нужно стараться разместить традиционные для этой игры детали быстро. Эта игра не на скорость реакции, а на пространственное мышление. Ребенок может думать, анализируя наилучшее размещение каждого нового элемента, а при необходимости — исправлять свои же ошибки. С помощью красочных деталей малыша можно знакомить с понятиями цвета и формы.
- Головоломки-лабиринты Эту игру любят все малыши, а смысл ее, не зависимо от масштабности и уровня сложности остается неизменным: пройти по причудливым переплетениям дорожек, отыскав единственно возможный путь из пункта А в пункт Б.
- Словесные игры-головоломки Один из немногих видов головоломок, где эрудиция и словарный запас играют решающее значение. Традиционные кроссворды, сканворды, чайнворды. Игры в слова типа «Эрудит», «Словодел» и т.д. Словесные головоломки расширяют кругозор, позволяют потренировать сообразительность, улучшить грамотность и узнать новые слова.
- Ребусы и шарады Эта группа головоломок способствует развитию воображения, логики, образного мышления. Простейшие ребусы и шарады можно предложить уже дошкольникам, в то время как со сложными, длинными ребусами с подвохом будут ломать голову не только старшеклассники, но и взрослые.
Позвольте своему ребенку «заразиться» спортивным азартом головоломки, который предполагает настоящий вызов своим интеллектуальным возможностям! Почувствовав его хотя бы раз, юный исследователь окружающего мира уже не сможет остановиться, ведь мозговое усилие в поиске нестандартного решения станет для него истинным удовольствием и действенным мотивом к дальнейшему саморазвитию.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Эксперимент "Интеллектуальное развитие дошкольника посредством использования ИКТ"
Решение задачи повышения эффективности дошкольного образования состоит в том, чтобы за счет преемственности программ дошкольного и начального образования в содержании и формах, присущих каждой из этих...
Интеллектуальное развитие дошкольников посредством опытно-экспериментальной деятельности
Мультимедийная презентиция к методическому объединению по теме "Интеллектуальное развитие дошкольников посредством опытно-экспериментальной деятельности" с представлением опыта работы ДОУ по данному н...
Аналитический отчёт "Интеллектуальное развитие дошкольников посредством развивающей предметно-пространственной среды"
для воспитателй, педагогв ДОУ...
Интеллектуальное развитие дошкольников посредством использования технологии "Ментальная карта"
Применение различных образовательных технологий и методик способствует приобретению дошкольниками интегративных качеств личности, а именно любознательности, активности. Технология "Ментальная кар...
Интеллектуальное развитие дошкольников посредством использования нетрадиционных материалов
Интеллектуальное развитие дошкольников посредством использования нетрадиционных материалов...
Аналитический отчет «Интеллектуальное развитие дошкольников посредством развивающей предметно-пространственной среды»
В современной дошкольной педагогике на первый план выдвигаются задачи гуманизации процесса воспитания и обучения, охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, их полноценно...
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ИГР-ГОЛОВОЛОМОК
Современный мир ставит перед образованием непростые задачи: подготовить ребенка к жизни в обществе будущего, которое требует от него особых интеллектуальных способностей, направленных на...