День победы
проект (старшая группа)
Сегодня праздник — День Победы!
Счастливый праздник — день весны,
В цветы все улицы одеты,
И песни звонкие слышны.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pobeda.docx | 41.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект «День Победы» в старшей группе
Подготовила воспитатель: Питушкина О.Н.
Вид проекта: информационно – познавательный, творческий.
Продолжительность проекта: краткосрочный (с 28 апреля - по 13 мая).
Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели, родители.
Актуальность выбора темы и её значимость:
Патриотическое воспитание подрастающего поколения является одной из самых актуальных задач нашего времени. Дошкольники и их родители мало знают об этой войне, о ее героях и подвигах, не задумываются, как та, далёкая уже война прошла по судьбам их родственников. Как помочь подрастающему поколению сформировать у них чувство долга, чувство уважения к славным защитникам нашей Родины, чувство гордости за свой великий народ, который подарил нам счастливую жизнь? В процессе реализации проекта у дошкольников будут формироваться чувства привязанности, верности, чувство собственного достоинства, гордости за свою Родину.
Участников Великой Отечественной войны с каждым годом становится всё меньше. Это люди преклонного возраста – прадедушки и прабабушки наших воспитанников. Чем больше мы говорим с детьми об истории нашей страны, о войне, тем более вероятность того, что наши потомки не забудут их и передадут эстафету памяти дальше – своим детям и внукам.
Ожидаемый результат:
В результате проведенных мероприятий дети должны узнать о легендарном прошлом нашей Родины; иметь представление о военных профессиях, о родах войск, военной технике, о земляках-героях, о героях своей семьи; должны быть ознакомлены с произведениями поэтов, писателей и художников на военную тему; называть города-герои; иметь простейшие представления о мероприятиях, направленных на воспитание патриотических чувств (Парад Победы, салют, возложение цветов и венков к обелискам, встречи с ветеранами).
Цель: воспитание у детей патриотизма, чувства гордости за подвиг нашего народа в Великой Отечественной войне.
Задачи:
• Дать представление о значении победы нашего народа в Великой Отечественной войне.
• Познакомить с историческими фактами военных лет.
• Воспитывать трепетное отношение к празднику Победы, уважение к заслугам и подвигам воинов Великой Отечественной войны.
• Обогащать и развивать словарный запас детей.
• Познакомить с произведениями художественной литературы и музыки о войне.
Предполагаемый результат:
- Расширение представлений детей о подвигах советского народа, о защитниках отечества и героях Великой Отечественной войны;
- Проявление чувства гордости за стойкость и самоотверженность советского народа в период Великой Отечественной войны;
- Осознание родителями важности патриотического воспитания дошкольников.
- Формирование внимательного и уважительного отношения у дошкольников к ветеранам и пожилым людям, желания оказывать им посильную помощь.
Этапы реализации проекта:
1 этап- организационно- подготовительный:
1. Выявление первоначальных знаний детей о войне, о празднике победы.
2. Знакомство родителей с предложением об участии их, совместно с детьми в проектной деятельности, приуроченной к празднованию Победы в Великой Отечественной войне, беседы и разъяснения по предстоящей работе, согласования по совместной деятельности.
3. Подбор литературы, фотографий, плакатов.
2 этап- основной- практический:
1. Беседы:
• «История георгиевской ленточки»
• «О Великой Отечественной войне»
• «Что такое героизм?»
• «Город-герой Смоленск»
• «Дети войны»
• «ДЕНЬ ПОБЕДЫ»
2. Непосредственная образовательная деятельность:
• «Это праздник со слезами на глазах»
• «Поклонимся погибшим тем бойцам…»
• «Великая Отечественная война: лица победы, дети войны»
• «Символы Победы – ордена, медали и знамена»
• «Нам нужен мир»
3. Чтение и заучивание стихов, пословиц, поговорок о Родине, о Великой Отечественной войне.
Стихи: О. Высотская «Салют», В. Берестов «Мирная считалка», Н. Найдёнова «Хотим под мирным небом жить», К. Ибряев «Здравствуй Родина моя!».
Пословицы и поговорки: «Родной край –сердцу рай», «Родина – мать, чужбина-мачеха», «Нет в мире краше Родины нашей», «Умелый боец-везде молодец!», «Воин воюет, а детки горюют», «Мир да лад-Божья благодать!» …
4. Чтение художественной литературы:
М. Зощенко «Солдатские рассказы», Ю. Яковлев «Как Сережа на войну ходил», Л. Кассиль «Твои защитники», С. Баруздин «За Родину», С. Михалков «Быль для детей», О. Высоцкая «Салют», С. Орлов «9 мая 1945года», Е. Благинина «Шинель», М. Борисова «Бабушка – партизанка», Е. Трутнева «Парад», А. Барто «На заставе», А. Метяев «Землянка», «Мешок Овсянки», С. П. Алексеев «Медаль», «Всюду известны», К. Чибисов «Вечный огонь», А. Твардовский «Рассказ танкиста», С. Михалков «День Победы».
5. Прослушивание музыкальных произведений:
«Вставай страна огромная» (муз. А. Александрова, сл. В. Лебедева-Кумача); «Марш защитников Москвы» (муз. Б. Мокроусова, сл. А. Сурикова); «Вечный огонь» (муз. А. Филиппенко, сл. Д. Чибисовой); «Эх, дороги» (муз. А. Новикова, сл. Л. Ошанина); «Орлята учатся летать» (муз. А. Пахмутовой, сл. В Добронравова); «Три танкиста» (муз. Братьев Покрасс, сл. Б. Ласкина)
6. Продуктивная деятельность: Рассматривание альбомов «Кто помог солдатам победить», «Собаки на войне», рассматривание иллюстраций о войне, дне Победы.
Рисование: «Парад ко Дню Победы», «Георгиевская ленточка»
Аппликация: «Праздничный салют ко Дню Победы», «Голубь мира», «Цветы к памятным местам».
Лепка (коллективная работа): «Военная техника».
Конструирование из бросового материала: «За Родину!», «Музей военной техники».
7. Дидактические игры: «Назови пословицу», Кем я буду в Армии служить?», «Чья форма?», «Соберём военный транспорт», «Защитники Отечества», «Великие люди России».
8. Сюжетно-ролевые игры: «Пограничники», «Мы военные разведчики», «Моряки», «Лётчики».
9. Подвижные игры: «Полоса препятствий», «Помоги раненому», «Разведка», «Встречные перебежки», «Попади в цель», «Меткий стрелок», «Будь внимательным», «Кто быстрее», «Перетягушки», «Саперы», «Пройди бесшумно».
10. Разучивание песни: «Если хочешь быть военным».
3 этап – заключительный-итог проекта:
1. Организация выставки работ ко Дню Победы
2. Конкурс чтецов «Этот праздник со слезами на глазах» (под руководством своих родителей ребята разучили понравившиеся произведения о ВОВ).
3. Проведение акции «Бессмертный полк» на территории детского сада.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проект «День Победы» рассчитан на то, чтобы сформировать у детей знания об историческом прошлом Родины, установить историческую преемственность поколений, дать им возможность получить целостное восприятие событий, связанных с Великой Отечественной войной.
Реализация проекта позволяет не просто повысить интерес детей к людям, защищавшим Родину много лет назад, но и способствует формированию подлинно гражданско-патриотической позиции у дошкольников, которая затем ляжет в основу личности взрослого человека – гражданина своей страны.
Непосредственная образовательная деятельность:
Темы: «9 мая – День Победы, гордимся и помним!», «История георгиевской ленточки», «Великая Отечественная война: лица победы, дети войны», «Символы Победы – ордена, медали и знамена», «Нам нужен мир».
«9 мая – День Победы, гордимся и помним!»
Ход ООД: Воспитатель: Ребята, когда наша страна отмечает великий праздник – «День Победы» в Великой Отечественной войне?
Дети: 9 мая.
Воспитатель: Кого мы обязательно поздравляем в этот день?
Дети: Ветеранов.
Воспитатель: Ребята, а с кем воевал наш народ в этой страшной войне?
Дети: с фашистскими войсками.
Воспитатель: 22 июня 1941 года началась ВОВ. Главный руководитель – Гитлер собрал свою армию, вооружил её танками, самолётами, пулемётами и напал на нашу страну. Целых четыре года наш народ сражался с фашистской армией. И, наконец, 9 Мая 1945 года одержал победу. Потому что тот, кто борется за справедливость, защищает свою Родину, свой народ, всегда побеждает. Добро побеждает зло.
Воспитатель: Ребята, а у кого есть дедушки или бабушки, воевавшие на войне?
Дети: (отвечают).
Воспитатель: Дети послушайте стихотворение.
День Победы (Белозеров Т.)
Майский праздник – День Победы
Отмечает вся страна.
Надевают наши деды Боевые ордена.
Их с утра зовёт дорога
На торжественный парад.
И задумчиво с порога
Вслед им бабушки глядят.
Воспитатель: Эта была очень страшная и тяжёлая война. На защиту нашей Родины встала вся страна, весь народ. Воевали не только солдаты, но и простые люди. Фашисты разрушали всё на своём пути, сжигали дома, детские сады, школы, деревни, сёла, города. Враги никого не щадили ни детей, ни взрослых, ни стариков. Фашисты издевались над слабыми и беззащитными людьми, убивали их. Очень много людей погибло в этой страшной войне.
Война, которую назвали Великой Отечественной, закончилась 9 мая 1945 года.
Вот уже 77 лет каждую весну 9 мая наш народ празднует День Победы в Великой Отечественной войне.
Воспитатель: Ребята, послушайте песню «День Победы».
Воспитатель: 9 Мая во всех городах проходят парады, в честь ВОВ. Мы в этот день поздравляем ветеранов Великой Отечественной войны. Их, к сожалению, осталось очень мало. Поэтому мы должны с уважением относиться к ним. И низкий им поклон за то, что мы живём в мирной стране, под ясным голубым небом. А в память о них, люди воздвигают памятники, мемориалы, посвящают им стихи и песни. Народ не забывает своих героев.
Георгиевская лента – это символ победы. Она отражается в двух цветах: оранжевый и чёрный. Оранжевый – это пламя, а чёрная – дым.
В нашем городе есть Мемориальный комплекс в честь погибших героев ВОВ. Там горит вечный огонь. Вечный огонь – это постоянно горящий огонь, символизирующий вечную память о подвигах наших отважных солдат. К вечному огню принося цветы, приходят постоять, помолчать, поклониться памяти героев. Светлую память всех погибших в этой войне мы чтим минутой молчания.
Воспитатель: читает стихотворение и демонстрирует иллюстрации ко Дню Победы.
Горит огонь в сердцах людей
И вечной памятью пылает
Нет, не забудем мы Героев
И в подвигах их поминаем…
А ещё в каждом городе установлены памятники героям Великой Отечественной Войны.
Воспитатель: Ребята вы пойдёте на парад?
Дети: да
Воспитатель: Ребята обязательно сходите на праздничный парад 9 мая вместе со своими родителями. Возложите вместе цветы у памятных мест. Если увидите ветеранов подойдите к ним, подарите цветы и обязательно скажите им «Спасибо» за Победу в Великой Отечественной Войне. За мирное небо над головой.
Традицией праздника Победы является праздничный салют.
Воспитатель: А сейчас наше занятие заканчивается, послушайте песню «Пусть всегда будет солнце». Автор текста (слов): Ошанин Л. Композитор (музыка): Островский А.
Занятие «Символы Победы – ордена, медали и знамена».
Цель: Познакомить детей с боевыми наградами, которыми награждали воинов во время Великой Отечественной войны, со знаменем Победы, которое водрузили над Рейхстагом; воспитывать уважение к ратным подвигам бойцов и командиров, гордость за свой народ, любовь к Родине.
Оборудование: сборник рассказов «Дети — герои Великой Отечественной войны»; стенд с фотографиями орденов и медалей; изображение Знамени Победы, наглядно-дидактическое пособие «Великая Отечественная война в произведениях художников» (издательство «Мозаика-Синтез»), репродукции картин О. Пономаренко «Победа», В. Богаткина «Штурм Рейхстага», музыкальные записи песен времен Великой Отечественной войны.
Ход занятия.
В начале занятия слушаем фрагмент песни «День Победы» (музыка Д. Тухманова).
Воспитатель: О каком празднике говорится в этой песне? (Этот праздник называется День Победы.) Что это была за победа? (Это была победа в войне.)
Как называют эту войну? (Эту войну называют «Великой Отечественной».)
Как вы думаете, что означает слово «отечество»? (Страна, в которой мы родились и живем. Страна наших родителей — отцов и матерей и наших предков. Наша родина — Россия.)
Воспитатель: Дети, скоро наша страна будет отмечать праздник Победы. В этот день на улицах города можно встретить ветеранов — воинов той далекой войны. Майский праздник — День Победы — Отмечает вся страна. Надевают наши деды. Боевые ордена. Сегодня мы увидим награды - ордена и медали, которыми награждали воинов в годы Великой Отечественной войны. (Рассматривание фотографий с орденами.)
Воспитатель: Четыре с половиной года длилась Великая Отечественная война.
Много бед и горя она принесла русским людям — в руины превратились многие города и села, погибли тысячи людей. Защищая свою Родину, солдаты и командиры сражались, не жалея жизни.
Воспитатель: Как вы думаете, за что воин мог получить орден или медаль?
В первые годы войны бойцы и командиры награждались орденами Красного Знамени, Красной Звезды, медалями «За отвагу», «За боевые заслуги». (Рассматривают иллюстрации.)
В ходе боев требовалось выделять подвиги бойцов, отмечать искусство военачальников. Тогда были утверждены ордена Отечественной войны, Суворова, Кутузова, Александра Невского и др.Для доблестных защитников городов-героев были изготовлены специальные медали «За оборону Ленинграда», «За оборону Севастополя», «За оборону Москвы».
Даже дети награждались орденами и медалями (фотографии детей).
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, награды вручались только на фронте? А те люди, которые работали в тылу, тоже совершали подвиги? Были ли женщины-героини среди защитников Отечества? Сегодня мы с вами многое узнали о наградах, которыми в годы Великой Отечественной войны отмечали героев. Память об этих людях мы сохраним навсегда.
Чтобы сохранить память о героях войны, в городах и поселках установлены памятники, у Кремлевской стены в столице нашей Родины городе-герое Москве у могилы Неизвестного солдата горит Вечный огонь. Это — огонь нашей памяти, символ того, что мы помним о тех событиях. Есть еще один очень важный символ — это Знамя Победы.
Воспитатель: Давайте рассмотрим изображение Знамени Победы .
Какого цвета знамя Победы? (Знамя Победы красного цвета.)
Что изображено на знамени? (На Знамени Победы изображены: звезда, серп и молот, надписи.) В те времена наша страна Россия была частью государства, которое называлось Союз Советских Социалистических Республик. Государственный флаг Советского Союза был красного цвета с золотой звездой и золотыми серпом и молотом. Серп и молот — это символы труда и трудящихся, тех, кто работает на фабриках и заводах, выращивает хлеб, звезда — символ защитников Отечества. Эти символы изображены и на Знамени Победы, только нанесены они на полотнище белой краской. Надписи на Знамени Победы говорят о том, какому военному подразделению принадлежало это знамя. События, связанные со Знаменем Победы, происходили в самом конце Великой Отечественной войны. А до этого в тяжелых сражениях советские войска освободили свою Родину от жестоких захватчиков. Освободили они и многие другие страны: Польшу, Чехословакию, Венгрию, Австрию, — и, наконец, штурмом взяли столицу фашистской Германии — город Берлин.
В центре города бои развернулись за каждый дом, за каждую улицу. Особенно тяжелым был штурм здания фашистского правительства — Рейхстага. Чтобы преодолеть упорное сопротивление фашистов, приходилось сражаться за каждый этаж, за каждую комнату. И вот, наконец, штурмовые группы советских солдат поднялись на крышу. Знамя Победы развевалось над Берлином — это означало, что война окончена, завоевана долгожданная победа. Затем Знамя Победы перевезли в Москву для участия в Параде Победы.
Предлагаю нарисовать Знамя Победы.
Беседа «История георгиевской ленточки».
Цель: Познакомить детей с новым символом Дня Победы, рассказать об истории возникновения георгиевской ленточки, воспитывать интерес и уважение к историческому прошлому своей Родины.
Оборудование: георгиевские ленточки по количеству детей, иллюстрации с орденами Славы, историческими событиями России.
Ход занятия.
Раздаю детям ленточки, некоторое время рассматриваем, ощупываем ленточки.
Воспитатель: Ребята, а что за ленточка у вас сейчас в руках? Какие цвета есть на ленточке, как вы думаете, что они обозначают?
Воспитатель: Черный цвет обозначает цвет пороха, а желтый - цвет огня. А называется она георгиевской, потому что на нее прикреплялся орден Георгия. Орден Георгия был учрежден в 1769 году. Он давался только за конкретные подвиги в военное время "тем, кои... отличили себя особливым каким мужественным поступком или подали мудрые и для нашей воинской службы полезные советы". Это была исключительная воинская награда. Георгиевская лента присваивалась также некоторым знакам отличия, жалуемым воинским частям, - Георгиевским серебряным трубам, знаменам, штандартам и т.д. многие боевые награды носились на Георгиевской ленте, или она составляла часть ленты. В годы Великой Отечественной войны, продолжая боевые традиции русской армии, 8 ноября 1943 года был учрежден орден Славы трех степеней. Его статут так же, как и желто-черная расцветка ленты, напоминали о Георгиевском кресте. Затем георгиевская лента, подтверждая традиционные цвета российской воинской доблести, украсила многие солдатские и современные российские наградные медали и знаки (рассматриваем ордена Славы).
Воспитатель: Где вы видели такие георгиевские ленты, как вы думаете, почему они там находились? В канун празднования Дня Победы каждый человек надевает себе на одежду, руку, сумку или антенну автомобиля Георгиевскую ленточку в знак памяти о героическом прошлом, выражая уважение к ветеранам, отдавая дань памяти павшим на поле боя, благодарность людям, отдавшим всё для фронта в годы Великой отечественной войны.
Воспитатель: А вы хотите носить на своей одежде такие ленточки, почему?
Вы можете взять эти ленточки и повесить себе на одежду в честь памяти о погибших и победивших в Великой Отечественной войне!
Неугасима память поколения
Войны не хотим мы нигде, никогда,
И память тех, кого так свято чтим,
Пусть мир будет в мире везде и
Давайте, люди, встанем на мгновенье всегда!
И в скорби постоим и помолчим.
Занятие «Великая Отечественная война: лица победы, дети войны».
Цель: Познакомить детей с героями войны, совершившими подвиги ради жизни других людей, воспитывать уважительное и благодарное отношение к воинам - героям.
Оборудование: портреты героев ВОВ, детей войны, страницы альбома «Солдаты Победы».
Ход занятия.
Воспитатель: Война - самое страшное событие в истории человечества. Потоками крови и слез была омыта наша многострадальная земля в тяжелые дни Великой отечественной. Вся страна поднялась на борьбу с фашистами. Давайте послушаем сообщения старших ребят о героях той страшной войны (о И. Н. Кожедубе, А. П. Маресьеве, А.М. Матросове).
Воспитатель: А я вам расскажу о детях, которые наряду с взрослыми несли все тяготы войны. Подростки работали на заводах и фабриках, встав за станки вместо ушедших на фронт взрослых. Были случаи, когда из-за малого роста подростки не доставали до станков и им ставили под ноги скамеечки. Они знали, что своей работой помогают отцам и братьям на фронте. Там, где прежде изготавливали оловянных солдатиков и игрушечные пистолеты, теперь мастерили запалы к ручным гранатам, цветные сигнальные ракеты, дымовые шашки. Дети хотели хоть чем-то помочь бойцам. Школьницы вязали для бойцов тёплые носки и варежки, шили и вышивали кисеты - красивые маленькие мешочки, в которых солдаты хранили табак.
Приходили они и в госпитали, где лежали раненые бойцы, ухаживали за солдатами, писали письма их родным, устраивали концерты в госпиталях.
Помогали школьники и почтальонам. В почтовых отделениях накопилось много не разобранных писем, в том числе и от фронтовиков. Как их ждали матери, сестры, жёны и дети бойцов! Ребята стали разбирать письма и носить их по домам.
Но среди детей были и те, кто плечом к плечу со взрослыми воевал на фронтах и в партизанских отрядах. Послушайте рассказы о детях, почти ваших сверстниках. Подвиги всех детей и взрослых не будут забыты никогда.
О них, и о героях войны сложено немало стихов.
«Реквием» Р. Рождественский
Помните!
Через века, через года, —
О тех, кто уже не придёт никогда, — помните!
Не плачьте!
В горле сдержите стоны.
Памяти павших будьте достойны!
Вечно достойны!...
Люди, покуда, сердца стучатся,— помните!
Какою ценой завоёвано счастье, — Пожалуйста, помните!
Нарисуйте, как вы представляете детей - героев войны
Беседа «Нам нужен мир»
Ход занятия:
В нашей стране отмечают различные праздники: Ребята, какие праздники вы знаете? (Ответы детей) Правильно. Молодцы.
Среди всех этих праздников, есть один праздник, который отличается от всех других. В этот день мы радуемся за то, что наша страна стала свободной и одержала победу над фашистской Германией. И в то же время мы грустим о тех людях, которые защищая нашу родину погибли. «Как вы думаете, что это за праздник?» (Ответы детей). Ребята прослушайте это стихотворение:
День Победы 9 Мая –
Праздник мира в стране и весны.
В этот день мы солдат вспоминаем,
Не вернувшихся в семьи с войны.
В этот праздник мы чествуем дедов,
Защитивших родную страну,
Подарившим народам Победу
И вернувшим нам мир и весну!
(Н. Томилина)
День Победы празднуют 9 мая. В этом году мы празднуем 77-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.
В 1941 году началась война между нашей страной и фашистской Германией. Как вы думаете зачем на нашу страну напали фашисты? (ответы детей). (Правильно, они хотели захватить нашу страну и сделать всех жителей своими рабами). Но смелый, отважный наш народ не дал этого сделать. Как вы думаете, кто защищал нашу страну от врагов? (ответы детей)
Нашу Родину защищали не только мужчины-солдаты, но и женщины. Женщины-воины с честью выполнили свой долг во всех родах войск. За время Войны они стали летчицами, танкистами, зенитчицами, пулеметчицами, разведчицами, снайперами, связистками, медсестрами.
Хоть и не женское это дело воевать, но они храбро сражались с врагом. Очень много женщин стали героями нашей страны. Они были награждены орденами и медалями.
Пока велась война с врагом на поле боя, остальные люди: женщины, старики и дети трудились на заводах и полях. Они изготавливали оружие и все необходимые вещи, а также выращивали и заготавливали продукты питания. Все жители нашей страны старались помочь армии. Каждый делал все, что мог для Победы.
Посмотрите на эти старые фотографии. Что вы видите на них?
(ответы детей). Дети трудились наравне со взрослыми, старались помочь взрослым.
Долгих четыре года шла жестокая и беспощадная война. И 9 мая 1945 года наши войска одержали победу над войсками Германии. Благодаря тому, что жители нашей страны были дружными, отважными и любили свою страну, они одержали победу, и не дали врагу захватить нашу страну.
Спасибо героям,
Спасибо солдатам,
Что мир подарили,
Тогда - в сорок пятом !!!
Вы кровью и потом
Добыли Победу.
Вы молоды были,
Сейчас - уже деды.
Мы эту Победу -
Вовек не забудем !!!
Пусть мирное солнце
Сияет всем людям !!!
Пусть счастье и радость
Живут на планете !!!
Ведь мир очень нужен -
И взрослым, и детям !!!
Ольга Маслова
Ребята, как называют людей, которые защищали нашу страну во время войны и которые живы сейчас. (ответы детей) Правильно. Ветераны.
В этот день все люди, которые помнят и скорбят о погибших во время воины людях, и в честь тех ветеранов которые живут среди нас, прикрепляют на свою одежду, сумки, автомобили и другие предметы, георгиевскую ленточку.
А вы, хотите таким образом выразить благодарность ветеранам? (ответы детей). Давайте и мы с вами прикрепим себе на одежду георгиевскую ленту. И пусть эти маленькие ленточки радуют наших ветеранов, мы помним об их подвиге, мы гордимся ими! (Прикрепляем на одежду георгиевскую ленточку)
Беседа: «Город-герой Смоленск»
Суровое испытание выпало на долю русских людей летом 1941 года. 22 июня на нашу страну напала фашистская Германия во главе с Адольфом Гитлером. Гитлер, как и Наполеон, хотел завоевать весь мир и покорить Россию.
Как и все люди, смоляне грудью встали на защиту своего Отечества. Тысячи наших земляков в первые дни войны добровольцами ушли на фронт.
Война обрушилась на Смоленщину уже 24 июня. В это время на город упали первые фашистские бомбы. А в ночь на 29 июня вражеская авиация подвергла Смоленск варварской бомбардировке. На город были сброшены тяжелые фугасы и около 2 тысяч зажигательных бомб. Выгорела вся центральная часть города. В одну ночь сгорело 600 жилых домов. Кровавое зарево над Смоленском было видно за 40 километров от него. Жертвами этой бомбардировки стали 200 мирных жителей, в основном женщины и дети.
А на фронте разгорелись суровые бои за каждую пядь родной земли.
В июле 1941 года началось знаменитое Смоленское сражение. Оно имело историческое значение. Великий полководец Георгий Константинович Жуков сказал о нем так: «Задержка вражеского наступления на главном направлении явилась крупным стратегическим успехом. В результате его мы выиграли время для подготовки стратегических резервов и проведения оборонительных мероприятий на московском направлении. Под Смоленском родилась советская гвардия. Здесь 14 июля 1941 года в боях под Оршей батарея капитана Флерова впервые применила установки реактивных минометов - легендарные «катюши».
Осенью 1941 года под напором превосходящих сил противника наши войска вынуждены были оставить пределы Смоленской области. Более двух лет здесь хозяйничали фашисты. Немецкие солдаты отбирали у населения хлеб, скот, одежду. В городах и селах людей арестовывали и казнили, ссылали в концлагеря, где заставляли работать или использовали для опытов.
Жители городов, сел, деревень уходили в леса, объединялись в партизанские отряды. Более 120 партизанских отрядов и соединений действовали на Смоленщине. Смоленская земля превратилась в партизанский край. Партизаны перерезали военные коммуникации, уничтожали вражеские гарнизоны, пускали под откос эшелоны с оружием и военной техникой противника, громили склады неприятеля.
Грозой для оккупантов стали партизанские отряды Бати, соединение «13» Гришина, отряд имени С. Лазо, первая партизанская стрелковая дивизия «Дедушка».
В годы войны рядом со взрослыми сражались дети. Они были санитарами, партизанами и разведчиками. Вся страна узнала имя 17-летнего школьника Володи Куриленко. Вместе с боевыми товарищами он за полтора месяца отправил под откос четыре фашистских поезда, похоронив под обломками сотни гитлеровцев. Володя погиб в бою с немецкими захватчиками и посмертно был удостоен высокого звания Героя Советского Союза. В центре города Смоленска, рядом с Дворцом творчества детей и юношества, установлен памятник юному партизану. В партизанском отряде «Победа» другой юноша, Петр Голецкий, бросился с миной под эшелон с горючим. За этот подвиг ему посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.
Фашисты зверствовали, но они не могли сломить гордый дух смолян, потомков никогда не покорявшихся кривичей. Именно на смоленской земле под славным старинным городом Ельней родилась Гвардия. Гвардией в русской армии всегда называли самые умелые, бесстрашные, лучшие части. Город Ельня уже в наше время за заслуги в Великой Отечественной войне получил орден Отечественной войны 1 степени.
Осенью 1943 года наша армия начала большое наступление на смоленском направлении. Бойцам приходилось штурмом брать многочисленные укрепления врага. Особенно мощными они были на территории нашей области, где враг рассчитывал задержаться надолго. В сентябре 1943 года наши войска подошли к Смоленску. Несколько дней здесь шли упорные, кровопролитные бои. Наши самолеты сбрасывали на врага сотни бомб. Артиллерия сравнивала с землей вражеские блиндажи и окопы.
На улицах Смоленска (Студенческой, Большой Советской) бой разгорелся с новой силой. Враг цеплялся за каждую улицу, за каждый дом. Но ничто не остановило наших солдат.
Одним из первых ворвались в центральную часть города воины батальона под командованием Прокопия Клепача. Он с группой разведчиков водрузил на здании нынешней гостиницы «Смоленск» (площадь Победы) красное знамя. Впоследствии капитан Клепач стал Почетным гражданином Смоленска.
Старинный русский город, более двух лет томившийся под властью фашистов, стал снова свободным. А еще через две недели вся Смоленская область была очищена от гитлеровских захватчиков. Освобождение Смоленщины было большим праздником всего народа. Вечером 25 сентября 1943 года залпы артиллерийских орудий салютовали об освобождении Смоленска. Этот день мы и до сих пор отмечаем всем городом и всем народом, а салют в этот день еще и напоминает нам о тех страшных годах войны.
В 1985 году нашему городу было присвоено великое и почетное звание «Город-герой» и вручена медаль «Золотая звезда».
Дидактическая игра «Назови пословицу»
Цель: закрепить знание детьми пословиц о солдатах, военном долге, о Родине, воспитывать интерес к русскому фольклору.
Каждый ребенок, к которому в руки попадает мяч, вспоминает и проговаривает пословицу о смелости, силе, отваге, объясняет ее значение.
«Сам погибай, а товарища выручай»,
«С родной земли — умри, не сходи»,
«За край свой насмерть стой»,
«За правое дело стой смело»,
«Жить - Родине служить»,
«Счастье Родины - дороже жизни»,
«Не тот герой, кто награду ждет, а тот герой, кто за народ идет».
Дидактическая игра: «Кем я буду в Армии служить?»
Ход игры:
Перед детьми располагают картинки или фотографии с изображением оружия, техники, предметов и атрибутов, используемых военными. По тому выбору, что сделал ребёнок, следует определить военную профессию.
Назвать в каких войсках хочет служить ребёнок, когда вырастет.
Дидактическая игра: «Соберём военный транспорт»
Ход игры:
Детям предлагаются разрезанные картинки: танка, военного самолета, вертолета, катера, подводной лодки, военной машины. Предложить собрать из частей целое изображение.
Подвижная игра «Кто быстрее?»
На стульчиках, расставленных в несколько рядов, как в армии, лежат гимнастерка, комбинезон, плащ-накидка, буденовка, бескозырка. По команде дети должны как можно быстрее одеться или одеть кукол. Выигрывает тот, кто все действия проделает быстрее других и правильно. Победитель назначается командиром. Он распечатывает конверт и объявляет, в какой воинской части дети побывают в следующий раз.
Подвижная игра «Перетягушки»
Дети обеих команд делятся по парам. Каждой паре дается гимнастическая палка. Участники одной команды стоят по одну сторону от обозначенной линии. По сигналу ведущего участники команд стараются перетянуть противника на свою сторону.
Подвижная игра «Саперы»
Две команды перебираются с одной стороны на другую, наступая только на дощечки.
Загадки:
1. Подрасту, и вслед за братом
Тоже буду я солдатом,
Буду помогать ему
Охранять свою ...(страну)
2. Брат сказал: "Не торопись!
Лучше в школе ты учись!
Будешь ты отличником –
Станешь ...(пограничником)
3. Моряком ты можешь стать,
Чтоб границу охранять
И служить не на земле,
А на военном ...(корабле)
4. Самолет парит, как птица,
Там - воздушная граница.
На посту и днем, и ночью
Наш солдат - военный ...(летчик)
5. Снова в бой машина мчится,
Режут землю гусеницы.
Та машина в поле чистом
Управляется ... (танкистом)
6.Можешь ты солдатом стать
Плавать, ездить и летать,
А в строю ходить охота –
Ждет тебя, солдат, ...(пехота)
7. Любой профессии военной
Учиться надо непременно,
Чтоб быть опорой для страны,
Чтоб в мире не было ...(войны)
8.От страны своей вдали
Ходят в море… (корабли)
9.Льды морские расколол
Наш военный… (ледокол)
10. Ловко вырулил на взлет
Реактивный… (самолет)
11.Без плавников среди глубин
Железный плавает. (дельфин.)
Стихи о Великой Отечественной войне.
У кремлевской стены,
Где раскинулся парк,
Люди молча, сняв шапки, стоят.
Там пылает огонь,
И в земле рядом спит
Вечным сном неизвестный солдат.
Мы приходим к тебе и приносим цветы,
Скромный дар от российских ребят,
Мы клянемся тебе
Край родной так любить,
Как любил неизвестный солдат.
***
Сегодня праздник — День Победы!
Счастливый праздник — день весны,
В цветы все улицы одеты,
И песни звонкие слышны.
Там, где пушки не гремят,
В небе солнце ярко светит.
Нужен мир для всех ребят,
Нужен мир для всей планеты!
Люди празднуют Победу!
Весть летит во все концы:
С фронта едут, едут, едут
Наши деды и отцы.
***
Был великий День Победы
Много лет тому назад,
День Победы помнят деды,
Знает каждый из внучат.
Чтит великий День Победы
Вся огромная страна.
В День Победы наши деды
Надевают ордена.
Отстояли наши деды
Труд и счастье на земле.
Ярче светят в День Победы
Звезды мира на Кремле.
За страну родную люди
Отдавали жизнь свою.
Никогда мы не забудем
Павших в доблестном бою.
***
Мир и дружба всем нужны,
Мир важней всего на свете,
На земле, где нет войны,
Спят спокойно дети!
Там, где пушки не гремят,
В небе солнце ярко светит,
Нужен мир для всех ребят,
Нужен мир для всей планеты!
***
Зори блещут в орденских лучах,
Солнышками светятся медали.
Нет, нельзя, чтоб в письменных столах
Свет Победы на год запирали.
Не для личной славы вам страна
Выдала награды, не жалея:
Доставайте чаще ордена,
Мир от них становится светлее.
***
Есть у нас танкисты, есть и моряки,
Есть артиллеристы, меткие стрелки.
Есть у нас ракеты, есть и корабли,
Наши космонавты - чудо всей Земли.
Наша Родина сильна,
Охраняет мир она.
***
Был великий
День Победы
Много лет тому назад.
День Победы помнят деды,
Знает каждый из внучат.
Летней ночью, на рассвете,
Когда мирно спали дети,
Гитлер дал войскам приказ
И послал солдат немецких
Против русских, против нас!
***
Четыре года воевал с врагами наш народ.
Труден был путь к победе,
Жесток был смертельный бой,
Но просчитались фашисты,
Не сломлен народ войной.
За все, что есть сейчас у нас,
За каждый наш счастливый час
Спасибо доблестным солдатам,
Что отстояли мир когда-то.
***
В День Победы, утром рано
Выйди в город, погляди:
По улице шагают ветераны
С орденами на груди.
И танкисты, и артиллеристы,
И ракетчики, и пехотинцы,
И моряки.
***
Чтит великий День Победы
Вся любимая страна.
В День Победы наши деды
Надевают ордена.
Мы про первый День Победы
Любим слушать их рассказ.
Как сражались наши деды
За весь мир и за всех нас!
Чтобы взрывы не закрыли
Небо черной пеленой,
Голубок наш белокрылый,
Облети весь шар земной.
***
Грустные ивы стоят у пруда,
Месяц глядит с вышины,
Сонному берегу шепчет вода
Имя героя страны.
Вместе с Победой спокойные дни
В эти вернулись края.
Ночью на тихой заставе огни
Вновь зажигают друзья.
***
Нет! — заявляли мы войне,
Всем злым и черным силам.
Должна трава зеленой быть,
А небо синим-синим.
Я хочу, чтоб все смеялись,
Чтоб мечты всегда сбывались,
Чтобы детям снились
Радостные сны.
Чтобы утро добрым было,
Чтобы мама не грустила,
Чтобы в мире не было войны.
***
Давайте будем беречь планету,
Во всей Вселенной похожей нету,
Давайте будем дружить друг с другом,
Как дружит солнце с травой и лугом.
Этим праздничным днем
Песню о мире дружно споем.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий праздника посвященного 70-летию Победы Тема: «Великий день – День Победы » Средняя группа.
Сценарий праздника посвященного 70-летию ПобедыТема: «Великий день – День Победы »Средняя группа....
Конспект НОД "Этот День Победы"(в рамках краткосрочного проекта "День Победы")
Формирование у воспитанников нравственных представлений, патриотизма....
Комплексно-тематическое планирование «День Победы». Тема: «День Победы»
Цель: Осуществлять патриотическое воспитание. Воспитывать любовь к Родине. Формировать представления о празднике, посвященном Дню Победы. Воспитывать уважение к ветеранам войны.Направление развития ре...
Музыкальный проект "Этот День Победы",сценарий праздника "День Победы" в средней группе
Краткосрочный музыкальный проект «День Победы -9 мая»Эвелина Дунаева,музыкальный руководитель МБДОУ «Детский сад;1 рп Ровное Ровенского муниципального района Саратовской област...
Конспект ООД в старшей группе «9 мая - День Победы». ФЦКМ «9 Мая — День Победы».
Конспект ООД в старшей группе «9 мая - День Победы». ФЦКМ. В формате сидим дома.«9 Мая — День Победы»....
Накануне празднования Дня Победы в нашем детском саду прошла акция - "Стихотворение Победы" посвященная 75 - летию Дня Победы. День Победы в детском саду – это праздник мира, дань мужеству и героизму советских солдат в борьбе с фашизмом. #ЯПОМНЮЯГОРЖУСЬ
https://vk.com/id569815539?z=video569815539_456239028%2F48c5de0a0d232f5a94%2Fpl_wall_569815539...
Памятка для родителей "День Победы-9 мая" или "Что же рассказывать детям пр День Победы?"
Детские психологи советуют начинать разговор о войне с азов. Ведь качество преподавания истории в школах зачастую не выдерживает никакой критики, а дошколятам объективных познаний о ней взять и вовсе ...