Консультация для педагогов "Искусство как средство развития речевых коммуникаций у дошкольников"
консультация
Незаменимым средством речевого развития является искусство. Искусство бесконечно расширяет и пополняет опыт общения ребенка с внутренним и внешним миром. В детских садах традиционно используют следующие виды искусств: изобразительное искусство, лепка, аппликация, музыка, театр.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 20.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение д/с «Светлячок»
г. Цимлянска
Консультация
«Искусство как средство развития речевых коммуникаций у дошкольников»
Выполнила: воспитатель Сергеева Т.Н
Октябрь 2021г.
Незаменимым средством речевого развития является искусство. Искусство бесконечно расширяет и пополняет опыт общения ребенка с внутренним и внешним миром. В детских садах традиционно используют следующие виды искусств: изобразительное искусство, лепка, аппликация, музыка, театр.
На занятиях рисования, лепки, аппликации дети знакомятся с новыми словами, обозначающими внешние признаки предметов и признаки действий, учатся понимать, различать и, наконец, употреблять слова-термины, которые присущие данным видам деятельности (кисть, краски, стека, прищипывание, раскатывание, сплющивание и мн. др.). Постепенно эти слова войдут в активный словарный запас детей. Таким образом, познавая и рассматривая различные предметы, называя их и обсуждая их свойства, происходит развитие речи.
Известно, что между речевой функцией и общей двигательной системой человека существует тесная связь. Чем выше двигательная активность маленького ребенка, тем лучше развита его речь. Такая же тесная связь установлена между рукой и речевым центром мозга. Гармонизация движений тела, мелкой моторики рук и органов речи способствует формированию правильного произношения, помогает избавиться от монотонности речи, нормализовать ее темп, учить соблюдению речевых пауз, снижает психическое напряжение.
Изобразительная деятельность имеет большое познавательное, воспитательное и коррекционное значение благодаря своей наглядности. Как отмечалось ранее, дети быстрее и полнее усваивают речевой материал, если в качестве наглядной опоры используются натуральные объекты. Материал, которым оснащаются занятия, используется на разных этапах коррекционной работы с разными речевыми целями, а его применение варьируется в зависимости от речевого развития детей данной группы. Определенный набор фраз, слов, произносимых взрослыми во всевозможных речевых комбинациях, делает слово мобильным, подвижным.
Для усвоения слов-названий большое значение имеют действия самих детей с предметами, так как дети с трудом связывают слово с предметом или действием, воспринятыми только зрительно. Когда детям дают предмет и предлагают «поработать» с ним, и при этом называют также действия и признаки, связанные с этим предметом, в таких условиях новые слова усваиваются значительно быстрее и прочно запоминаются.
На занятиях изобразительной деятельности успешно развиваются коммуникативные речевые навыки. Ведь между педагогом и ребёнком, а также непосредственно между детьми ведётся диалог, возникают спорные ситуации, требующие словесного решения, идёт обсуждение целей и средств достижения результата. Развитие речевого общения предполагает постепенную подготовку всё более сложных речевых моделей для накопления их детьми и употребления в активной речи по мере их усвоения.
Лепка, так же, как и другие виды изобразительной деятельности, формирует навыки речевого развития, эстетические вкусы, развивает чувство прекрасного, умение понимать прекрасное во всем его многообразии. Лепка – один из самых эмоциональных из продуктивных видов изобразительной деятельности. В лепке синхронно работают две руки, и координируется работа двух полушарий.
Музыка, как самый эмоциональный вид искусства способна воздействовать на ребенка на самых ранних этапах его жизни. Один из способов развития речи детей - дошкольников - регулярное использование средств в непосредственно-организованной деятельности «Музыкальное развитие, а именно такого вида - как пение. Основная цель певческой деятельности – воспитание у детей певческой культуры, приобщение их к музыке, развитие голосового аппарата и речи. При постановке певческого голоса можно решать и речевые задачи:
• совершенствуя голосовой аппарат детей для пения, мы совершенствуем его и для речи;
• прививая детям культуру выразительного исполнения, мы формируем речевую выразительность;
• формируя навыки самостоятельного пения (соло) и пения без сопровождения, закладываем основы активной монологической речи;
• развивая ладовое чувство, музыкальную интонационную точность, развиваем способность к речевым интонациям.
Обучение детей пению состоит из постановки голоса, работы над дикцией, работы над дыханием. Для этого используют артикуляционная гимнастика, дыхательная гимнастика, распевки (пение вокалистов, несложных мелодий с каким либо гласным звуком, пропевание различных слогов, песни-упражнения.
Музыкальное развитие детей дошкольного возраста происходит в различных видах музыкальной деятельности (восприятие музыки, игра на детских музыкальных инструментах, пение, музыкально-ритмические движения, музыкально-творческая деятельность). Безусловно, каждый вид музыкальной деятельности является процессом, состоящим из двух основных направлений:
Первое – развитие невербальных процессов (слуховое внимания, памяти, воображения, зрительно-пространственной ориентировки, моторики (чувство ритма, темпа, координация движений, регуляция тонуса мышц).
Второе – развитие речевых (вербальных) умений – темпа и ритма дыхания и речи (фонетического, динамического, звуковысотного, тембрового слуха и т. д.).
Логоритмические упражнения – еще одна методика, опирающаяся на связь слова, музыки и движения. Она включает в себя речевые, музыкально-двигательные и коммуникативные игры. Целью логоритмического воздействия является преодоление и профилактика речевых нарушений путем развития, воспитания и коррекции у детей двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой. Упражнения по логоритмике обязательно включаются в планирование работы по музыкальному воспитанию в группах детей с нарушениями речи.
Театрализация имеет ряд преимуществ по сравнению с другими видами деятельности в работе над коррекцией речи ребенка. В процессе театральной деятельности, как разновидности игровой, у детей развиваютсяосновные психические и познавательные процессы: восприятие, внимание, память, мышление, воображение, коммуникативные качества, пополняется словарный запас, развивается речь.
Работая над спектаклем, все дети, даже самые стеснительные, вовлекаются в интересный творческий процесс, раскрепощаются, проявляют выдумку и находчивость. Речь их становится выразительной, движения более пластичными. То, что дети не могут выразить словами, они пытаются выразить под музыку с помощью пластики, мимики, жеста. Стихотворный текст заучивается детьми легко, своей ритмичностью активизирует детей, помогает держать определенный темп. Перед исполнением любой роли ставятся определенные задачи, которые помогают развивать их фантазию и воображение, особенно хорошо дети чувствуют мир животных. Они легко перевоплощаются в них, подмечая самые характерные движения и звуки. Дети учатся понимать литературное произведение, его смысл, настроение. Учатся пересказывать текст, соединяя речь с музыкой и движениями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/09/16/picture-482159-1410887654.jpg)
Театрализованная игра как средство развития речевой деятельности младших дошкольников.
Выражение «сказочный мир детства» - не пустые слова. В жизни каждого ребенка с его самого рождения присутствует сказка с...
![](/sites/default/files/pictures/2014/03/03/picture-267637-1393827864.jpg)
ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
Курсовая работа...
![](/sites/default/files/pictures/2014/05/26/picture-301198-1401122510.jpg)
Опыт работы "Театрализованная игра как средство развития речевой деятельности младших дошкольников" Презентация
Обобщение личного опыта...
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/05/picture-492197-1412517149.jpg)
Статья на тему:"Театрализованные игры как средство развития речевой деятельности старших дошкольников"
Статья на тему:"Театрализованные игры как средство развития речевой деятельности старших дошкольников"...
![](/sites/default/files/pictures/2017/11/13/picture-972597-1510565858.jpg)
Консультация "Театрализованные игры как средство развития речевой деятельности дошкольников"
Консультация для родителей...
![](/sites/default/files/pictures/2017/05/30/picture-340367-1496108733.jpg)
"Речевые игры - средство развития речевых возможностей ребенка - дошкольника" консультация для родителей
Усвоение знаний детьми происходит значительно быстрее в игре, чем на занятиях. Дети, увлеченные замыслом игры, не замечают того, что они учатся, хотя им приходится сталкиваться с трудностями при решен...
![](/sites/default/files/pictures/2022/03/10/picture-1333196-1646912622.jpg)
Консультация для родителей: «Песочная игровая терапия (сендплей)», как средство развития речевой деятельности младших дошкольников.
Уважаемые родители!1. Игра с песком - одна из форм естественной деятельности детей.Она доставляет удовольствие детям. Это необычная техника, благодаря которой ребенок строит собственный мир в миниатюр...