Консультация для педагогов "Искусство как средство развития речевых коммуникаций у дошкольников"
консультация
Незаменимым средством речевого развития является искусство. Искусство бесконечно расширяет и пополняет опыт общения ребенка с внутренним и внешним миром. В детских садах традиционно используют следующие виды искусств: изобразительное искусство, лепка, аппликация, музыка, театр.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya.docx | 20.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение д/с «Светлячок»
г. Цимлянска
Консультация
«Искусство как средство развития речевых коммуникаций у дошкольников»
Выполнила: воспитатель Сергеева Т.Н
Октябрь 2021г.
Незаменимым средством речевого развития является искусство. Искусство бесконечно расширяет и пополняет опыт общения ребенка с внутренним и внешним миром. В детских садах традиционно используют следующие виды искусств: изобразительное искусство, лепка, аппликация, музыка, театр.
На занятиях рисования, лепки, аппликации дети знакомятся с новыми словами, обозначающими внешние признаки предметов и признаки действий, учатся понимать, различать и, наконец, употреблять слова-термины, которые присущие данным видам деятельности (кисть, краски, стека, прищипывание, раскатывание, сплющивание и мн. др.). Постепенно эти слова войдут в активный словарный запас детей. Таким образом, познавая и рассматривая различные предметы, называя их и обсуждая их свойства, происходит развитие речи.
Известно, что между речевой функцией и общей двигательной системой человека существует тесная связь. Чем выше двигательная активность маленького ребенка, тем лучше развита его речь. Такая же тесная связь установлена между рукой и речевым центром мозга. Гармонизация движений тела, мелкой моторики рук и органов речи способствует формированию правильного произношения, помогает избавиться от монотонности речи, нормализовать ее темп, учить соблюдению речевых пауз, снижает психическое напряжение.
Изобразительная деятельность имеет большое познавательное, воспитательное и коррекционное значение благодаря своей наглядности. Как отмечалось ранее, дети быстрее и полнее усваивают речевой материал, если в качестве наглядной опоры используются натуральные объекты. Материал, которым оснащаются занятия, используется на разных этапах коррекционной работы с разными речевыми целями, а его применение варьируется в зависимости от речевого развития детей данной группы. Определенный набор фраз, слов, произносимых взрослыми во всевозможных речевых комбинациях, делает слово мобильным, подвижным.
Для усвоения слов-названий большое значение имеют действия самих детей с предметами, так как дети с трудом связывают слово с предметом или действием, воспринятыми только зрительно. Когда детям дают предмет и предлагают «поработать» с ним, и при этом называют также действия и признаки, связанные с этим предметом, в таких условиях новые слова усваиваются значительно быстрее и прочно запоминаются.
На занятиях изобразительной деятельности успешно развиваются коммуникативные речевые навыки. Ведь между педагогом и ребёнком, а также непосредственно между детьми ведётся диалог, возникают спорные ситуации, требующие словесного решения, идёт обсуждение целей и средств достижения результата. Развитие речевого общения предполагает постепенную подготовку всё более сложных речевых моделей для накопления их детьми и употребления в активной речи по мере их усвоения.
Лепка, так же, как и другие виды изобразительной деятельности, формирует навыки речевого развития, эстетические вкусы, развивает чувство прекрасного, умение понимать прекрасное во всем его многообразии. Лепка – один из самых эмоциональных из продуктивных видов изобразительной деятельности. В лепке синхронно работают две руки, и координируется работа двух полушарий.
Музыка, как самый эмоциональный вид искусства способна воздействовать на ребенка на самых ранних этапах его жизни. Один из способов развития речи детей - дошкольников - регулярное использование средств в непосредственно-организованной деятельности «Музыкальное развитие, а именно такого вида - как пение. Основная цель певческой деятельности – воспитание у детей певческой культуры, приобщение их к музыке, развитие голосового аппарата и речи. При постановке певческого голоса можно решать и речевые задачи:
• совершенствуя голосовой аппарат детей для пения, мы совершенствуем его и для речи;
• прививая детям культуру выразительного исполнения, мы формируем речевую выразительность;
• формируя навыки самостоятельного пения (соло) и пения без сопровождения, закладываем основы активной монологической речи;
• развивая ладовое чувство, музыкальную интонационную точность, развиваем способность к речевым интонациям.
Обучение детей пению состоит из постановки голоса, работы над дикцией, работы над дыханием. Для этого используют артикуляционная гимнастика, дыхательная гимнастика, распевки (пение вокалистов, несложных мелодий с каким либо гласным звуком, пропевание различных слогов, песни-упражнения.
Музыкальное развитие детей дошкольного возраста происходит в различных видах музыкальной деятельности (восприятие музыки, игра на детских музыкальных инструментах, пение, музыкально-ритмические движения, музыкально-творческая деятельность). Безусловно, каждый вид музыкальной деятельности является процессом, состоящим из двух основных направлений:
Первое – развитие невербальных процессов (слуховое внимания, памяти, воображения, зрительно-пространственной ориентировки, моторики (чувство ритма, темпа, координация движений, регуляция тонуса мышц).
Второе – развитие речевых (вербальных) умений – темпа и ритма дыхания и речи (фонетического, динамического, звуковысотного, тембрового слуха и т. д.).
Логоритмические упражнения – еще одна методика, опирающаяся на связь слова, музыки и движения. Она включает в себя речевые, музыкально-двигательные и коммуникативные игры. Целью логоритмического воздействия является преодоление и профилактика речевых нарушений путем развития, воспитания и коррекции у детей двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой. Упражнения по логоритмике обязательно включаются в планирование работы по музыкальному воспитанию в группах детей с нарушениями речи.
Театрализация имеет ряд преимуществ по сравнению с другими видами деятельности в работе над коррекцией речи ребенка. В процессе театральной деятельности, как разновидности игровой, у детей развиваютсяосновные психические и познавательные процессы: восприятие, внимание, память, мышление, воображение, коммуникативные качества, пополняется словарный запас, развивается речь.
Работая над спектаклем, все дети, даже самые стеснительные, вовлекаются в интересный творческий процесс, раскрепощаются, проявляют выдумку и находчивость. Речь их становится выразительной, движения более пластичными. То, что дети не могут выразить словами, они пытаются выразить под музыку с помощью пластики, мимики, жеста. Стихотворный текст заучивается детьми легко, своей ритмичностью активизирует детей, помогает держать определенный темп. Перед исполнением любой роли ставятся определенные задачи, которые помогают развивать их фантазию и воображение, особенно хорошо дети чувствуют мир животных. Они легко перевоплощаются в них, подмечая самые характерные движения и звуки. Дети учатся понимать литературное произведение, его смысл, настроение. Учатся пересказывать текст, соединяя речь с музыкой и движениями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Театрализованная игра как средство развития речевой деятельности младших дошкольников.
Выражение «сказочный мир детства» - не пустые слова. В жизни каждого ребенка с его самого рождения присутствует сказка с...
ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
Курсовая работа...
Опыт работы "Театрализованная игра как средство развития речевой деятельности младших дошкольников" Презентация
Обобщение личного опыта...
Статья на тему:"Театрализованные игры как средство развития речевой деятельности старших дошкольников"
Статья на тему:"Театрализованные игры как средство развития речевой деятельности старших дошкольников"...
Консультация "Театрализованные игры как средство развития речевой деятельности дошкольников"
Консультация для родителей...
"Речевые игры - средство развития речевых возможностей ребенка - дошкольника" консультация для родителей
Усвоение знаний детьми происходит значительно быстрее в игре, чем на занятиях. Дети, увлеченные замыслом игры, не замечают того, что они учатся, хотя им приходится сталкиваться с трудностями при решен...
Консультация для родителей: «Песочная игровая терапия (сендплей)», как средство развития речевой деятельности младших дошкольников.
Уважаемые родители!1. Игра с песком - одна из форм естественной деятельности детей.Она доставляет удовольствие детям. Это необычная техника, благодаря которой ребенок строит собственный мир в миниатюр...