Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста
статья
Развитие музыкально-ритмических способностей способствует всестороннему развитию детей, а также коррекции речевой и двигательной сфер. Без развития ритмических способностей дальнейшее музыкальное, а также физическое развитие невозможно.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
_razvitie_chuvstva_ritma_u_detey_doshkolnogo_vozrasta.docx | 18.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста
Яковлева Наталия Александровна, музыкальный руководитель
МАДОУ «Кугесьский детский сад «Крепыш»
Чебоксарского района Чувашской Республики
Аннотация: Развитие музыкально-ритмических способностей способствует всестороннему развитию детей, а также коррекции речевой и двигательной сфер. Без развития ритмических способностей дальнейшее музыкальное, а также физическое развитие невозможно.
Ключевые слова: ритм, звучащие жесты.
Музыка – это вид искусства, в котором средством воплощения художественных образов служат определенным образом организованные музыкальные звуки. Одной из важных задач всестороннего развития ребенка является воспитание музыкальной культуры. Приобщая детей к разнообразным видам музыкальной деятельности, мы развиваем общую музыкальность ребенка, его музыкальные способности (ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма).
Теоретические предпосылки изучения чувства ритма в процессе восприятия и осмысления музыки имеются в трудах Б.В. Асафьева, В.В. Медушевского, Е.В. Назайкинского, А.Н. Сохор, Б.М. Теплова, Г.М. Цыпина.
Чувство ритма – это восприятие и воспроизведение временных отношений в музыке. Практика показывает, что развитие чувства ритма является самым сложным компонентом в системе развития музыкальных способностей детей.
Упражнения и игры на развитие чувства ритма включаются в каждое музыкальное занятие как его неотъемлемая часть. Такая работа ведется со 2 младшей группы.
Ритмическое чувство наиболее эффективно развивать, применяя систему:
- музыкально - дидактических игр;
- музыкально - ритмических движений;
- игр на развитие чувства ритма;
- игры на детских музыкальных инструментах;
- пальчиковой гимнастики;
- речевых игр.
Использование речевых упражнений помогает развивать у ребенка чувство ритма, формировать хорошую дикцию, артикуляцию, помогает ввести ребенка в мир динамических оттенков и темпового разнообразия, познакомить с музыкальными формами. Эта форма работы легка и доступна для всех детей. Например, игра «Что звучит?»
«Что звучит?»
Цель: развитие слухового внимания и наблюдательности.
Ход игры: педагог за ширмой играет на различных музыкальных инструментах (бубен, колокольчик, деревянные ложки и др.). Дети должны отгадать что звучит.
Также много внимания работе над ритмом уделяется и в процессе игры на ДМИ. Постепенно ритмические формулы усложняются. Они становятся более длительными, вводится прерванный ритм, синкопа.
Движения, соединённые с речью, звучащими жестами, шумовыми инструментами, преподнесённые в форме игры, – находка для увлекательных занятий с детьми.
Звучащие жесты – это ритмичная игра звуками своего тела, игра на его поверхностях:
• хлопки (звонкие – всей ладонью, тихие – согнутыми ладонями, потирание ладоней и др.);
• шлепки (по коленям, по бёдрам, по груди, по бокам);
• притопы (всей стопой, пяткой, носком);
• щелчки (пальцами в воздухе, по коленям, по надутым щекам).
Во многом помогает музыкальным руководителям развить в ребёнке чувство ритма, пособие И.Каплуновой, И.Новоскольцевой «Этот удивительный ритм». Упражнения и игры по развитию чувства ритма должны обязательно включаться в каждое музыкальное занятие, как неотъемлемая часть. Для лучшего усвоения каждая предлагаемая игра может неоднократно повторяться и варьироваться в течение всего учебного года. Вот некоторые из них:
Упражнение для младшей группы: «Дождик»
- Кто там топает по крыше?
Топ-топ-топ.
- Чьи шаги всю ночь я слышу?
Топ-топ-топ.
- Я теперь усну едва ли.
Топ-топ-топ.
- Может, кошек подковали?
Топ-топ-топ.
Варианты исполнения:
1. Маршировать на фразу, на слова «Топ-топ-топ» остановиться и хлопать в ладоши.
2. Все стоят в кругу. На первую фразу идут к центру, на слова «Топ-топ-топ» топают ногами.
3. На слова «Топ-топ-топ» один ребенок играет на музыкальном инструменте.
4. Один ребенок – чтец, он произносит текст; остальные дети – оркестр, они играют на слова «Топ-топ-топ», но их не произносят.
Упражнение для средней группы: «Бегемот»
- Бегемот, - 2 раза ударить одной палочкой об пол.
Закройте рот. - 2 раза ударить другой палочкой об пол.
Вы пугаете народ! – Ударять палочкой об палочку.
- Честно вам признаюсь: - 2 раза одной палочкой об пол, 2 раза другой.
Я вам улыбаюсь! – Палочкой об палочку; соединить палочки в одну линию и широко улыбнуться.
Упражнение для старшей группы: (дети стоят врассыпную или в кругу)
Раз! Два! Три! Четыре! – Маршировать.
По дорожке я скачу. – Четыре прыжка на двух ногах.
Раз! Два! Три! Четыре! – Маршировать.
Башмачок скакать учу. – Четыре прыжка на двух ногах.
Раз! Два! Три! Четыре! – Маршировать.
Обломился каблучок. – Топнуть одной ногой, затем другой.
Раз! Два! Три! Четыре! – Маршировать.
Заблудился башмачок. – Соединить пятки вместе, разводить носки ног в стороны и соединять их.
Упражнение для подготовительной группы: «Енот и филин»
Енот, он моет пищу, - хлопать в ладоши.
Чтоб пища стала чище, - Маршировать на месте.
Вымоет как следует, - Хлопать «тарелками».
А потом обедает. –Хлопать по животу.
Это – филин. – Махать «крыльями».
Днем он спит, у него усталый вид. - Положить руки под щеку.
Ночью спать не хочется: - Покачать руками.
Ночью он охотится. – Ходить врассыпную, сделав пальцами «очки».
Большими возможностями в развитии чувства ритма обладают творческие игры, в которых ребенок воссоздает определенный образ персонажа или свободно комбинирует известные ему движения, передавая характер и ритм музыки, меняющиеся в ходе музыкальной игры. Например, я использую на своих занятиях такие игры, как «Шаг и бег», «Ритмическое эхо», «Угадай мелодию».
Уделяя большое внимание в своей работе развитию чувства ритма и метроритмического чувства, мы стремимся к поиску качественного, эффективного, продуктивного взаимодействия с детьми. А воспитание с помощью музыки формирует духовно богатый мир ребёнка, помогает стать ему творческой, всесторонне-развитой личностью.
Список литературы
- Александровская, М. Каждый ребенок – музыкант // Дошкольное образование. – 2001. – №13.
- Ветлугина, Н. А. Методика музыкального воспитания в детском саду. – М.: Просвещение, 1982. – 274 с.
- Каплунова, И. М., Новоскольцева, И. А. Этот удивительный мир. – СПб.: Композитор, 2005. – 76 с.
- Льговская, Н. И. Организация и содержание музыкально-игровых досугов детей. – М.: Айрис-пресс, 2007. – 128 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ДОКЛАД РАЗВИТИЕ ЧУВСТВА РИТМА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ МУЗЫКАЛЬНО-РЕЧЕВЫЕ ИГРЫ.
Без развития музыкально-ритмических способностей дальнейшее музыкальное развитие становится очень ограниченным. ...
РАЗВИТИЕ ЧУВСТВА РИТМА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ МУЗЫКАЛЬНО-РЕЧЕВЫЕ ИГРЫ.
Чувство ритма - это одна из музыкальных способностей, без которой практически невозможна никакая музыкальная деятельность.Ритм – один из центральных, основополагающих элементов музыки. Формирова...
Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста с нарушением речи.
Актуальность своей работы считаю в том, что развитие музыкально-ритмических способностей способствует всестороннему развитию детей с ОНР, а также коррекции речевой и двигательной сфер.Чувство рит...
Игры, направленные на развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста
Комплекс игр на музыкальных занятиях...
Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста.
В развитии ритма подход к каждому индивидуален. Ребенок выполняет упражнения синхронно с педагогом или с другими детьми, у которых уже получается это задание. Это тоже один из приемов развития р...
«Формирование речевого слуха, фонематического восприятия, развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста»
Статья для педагоговРазвитый речевой слух является важным составляющим элементом в развитии речи ребенка. Речевой слух включает в себя способность к слуховому вниманию и пониманию слов, умение во...
Индивидуальный план работы по самообразованию музыкального руководителя «Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста в процессе игры на музыкальных инструментах»
Индивидуальный план работы по самообразованию музыкального руководителя «Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста в процессе игры на музыкальных инструментах»...