Игра - тренинг с младшими педагогами в ДОУ
материал (подготовительная группа)

                                Игра – тренинг с младшими помощниками

 «Живое слово, общение и игра как источник развития речи дошкольников»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trenning_s_ml.pomoshchnikami.docx29.36 КБ

Предварительный просмотр:

                                Игра – тренинг с младшими помощниками

 «Живое слово, общение и игра как источник развития речи дошкольников»

Ход игры-тренинга

Теоретическая часть

Добрый день, уважаемые коллеги!

Начать наш тренинг хотелось бы с мудрых слов:

Говорить умеют почти все, но говорить правильно, лишь единицы из нас. Разговаривая с другими, мы пользуемся речью, как средством передачи своих мыслей. Речь является для нас одной из главных потребностей и функций человека.  Именно через общение с другими людьми, человек реализует себя как личность.

Судить о начале развития личности ребенка дошкольного возраста без оценки его речевого развития невозможно. С развитием речи ребёнка связано формирование его как личности в целом, так и всех психических процессов.

Большая часть детей дошкольного возраста отличаются недостаточно сформированным навыком построения связного высказывания:

▪ высказывания короткие;

▪отличаются непоследовательностью (даже если ребенок передает содержание знакомого текста);

▪состоят из отдельных фрагментов, логически не связанных между собой;

▪уровень информативности высказывания очень низкий.

Поэтому, проблема развития речи у детей является одной из актуальных, и относятся к числу важнейших педагогических задач.

 Живое слово—одно из действенных средств передачи знаний, овладения основами наук в школьном возрасте. Значение устного, живого слова в дошкольном возрасте, когда дети не умеют читать, а речь ребенка еще только формируется, — огромно.
Слово сопровождает все виды занятий, игр, всю жизнь ребенка и должно оказывать большую помощь в воспитательной работе. Поэтому необходимо правильно, разнообразно и богато использовать живое слово в детском саду.
Живое слово должно быть действенным и убедительным как по содержанию, так и по форме, и по методу подачи. Ясность цели, четкость и обоснованность делают речь педагога ценной. Живое слово требует простоты. Оно не терпит нагромождений, излишних отвлечений в сторону от основной темы. Язык должен быть образным, передача — выразительной. Слово, лишенное живого образа, плохо воспринимается детьми. Отсутствие эмоциональной окраски делает речь сухой, слабо воздействующей на чувства и сознание ребят.
Воспитателю-дошкольнику особенно важно работать над собой в указанном направлении: ведь он является для детей ближайшим живым примером, он руководит развитием детской речи в тот период, когда у ребенка еще нет опыта и соответствующих навыков.

II. Практическая часть.

Переходим к практической части, предлагаю вам выполнить упражнение.

1.Упражнение: «Нас с вами что-то объединяет».

 Цель: настроить всех членов группы на тактичное отношение друг к другу;

развивать умение слушать и слышать говорящего.

Один из участников бросает мяч другому со словами: «Я думаю, что нас с вами объединяет…». Дальше он называет какое-то качество или особенность, кроме пола, возраста, внешних признаков: цвета волос, глаз и т.д.

Тот, кто получает мяч, говорит: «Я согласен» -  если он согласен, или: «Я подумаю» -  если не согласен.

Продолжает выполнять упражнение дальше, бросая мяч кому-то другому.

2.Игра «Подбери рифму»

Подобрать схожее по звучанию слово в быстром темпе

• Спички – синички,

• Врач – мяч,

• Значок – крючок,

• Ключи – кирпичи,

• Стол – пол,

• Халат – салат,

• Елка – иголка,

• Белка – стрелка,

• Зайцы – пальцы,

• Яйцо – крыльцо,

• Огурец – продавец,

• Дворец – певец,

• Пирог – творог,

• Ворона – корона,

• Топор – забор,

• Нора – дыра.

3.Речевая игра «ЧТО ЭТО ЗНАЧИТ?»

Цель: Учить детей группировать слова по смыслу, понимать прямое и переносное значение слов.

Ход игры: Педагог спрашивает детей: «Можно ли так сказать? Как вы понимаете это выражение?» Дети объясняют словосочетания.

Свежий ветер – прохладный.

Свежая рыба – недавно выловленная, неиспортившаяся.

Свежая рубашка – чистая, выстиранная, выглаженная.

Свежая газета – новая, только что купленная.

Свежая краска – невысохшая.

Свежая голова – отдохнувшая.

  • Юмористическая пауза: «Переведите пословицы на русский язык».

Цель: создать теплую атмосферу.

Сын леопарда - тоже леопард (Африка)
/яблоко от яблони недалеко падает/

Верблюда под мостом не спрячешь (Афганистан)
/шила в мешке не утаишь/

Бойся тихой реки, а не шумной. (Греция)
/В тихом омуте черти водятся/

Молчаливый рот - золотой рот (Германия)
/Слова - серебро, а молчание - золото/

Тот не заблудится, кто спрашивает. (Финляндия)
/Язык до Киева доведет/

Ошпаренный петух от дождя убегает. (Франция)
/Обжегшись на молоке, дует на воду/

4. Речевая игра «КТО БОЛЬШЕ СЛОВ ПРИДУМАЕТ»

Цель игры: Активизировать словарь, расширять кругозор.

Ход игры: Дети образуют круг. Педагог называет звук и просит ребят придумать слова, в которых встречается этот звук. Один из играющих бросает кому-либо мяч. Ребёнок, поймавший мяч, дожжен сказать слово с установленным звуком. Тот, кто не придумал слово или повторил уже сказанное кем-либо, пропускает ход.

5. Речевая игра «КАКАЯ, КАКОЙ, КАКОЕ?»

Цель: Учить подбирать определения, соответствующие данному примеру, явлению.

Ход игры: Воспитатель называет какое-нибудь слово, а играющие по очереди подбирают как можно больше признаков, соответствующих данному предмету.

Белка – рыжая, шустрая, большая, маленькая, красивая.

Пальто – тёплое, зимнее, новое, старое. И т.д.

6.                                     Речевая игра «ДОСКАЖИ СЛОВЕЧКО».

Цель: Учить детей подбирать однокоренные слова.

Ход игры: Воспитатель читает стихотворение, а дети должны добавить слова, связанные со словом «снег».

Тихо, тихо, как во сне,

Падает на землю…(снег).

С неба все скользят пушинки –

Серебристые…(снежинки).

Вот веселье для ребят –

Всё сильнее…(снегопад).

Все бегут вперегонки,

Все хотят играть в ...(снежки).

Словно в белый пуховик

Нарядился…(снеговик).

Рядом снежная фигурка

Эта девочка…(снегурка).

Словно в сказке, как во сне,

Землю всю украсил…(снег).

(И. Лопухина)

-  Какие слова вы подобрали? На какое слово они все похожи?

Речевое развитие ребенка – это одна из основных задач познавательно-речевого развития дошкольников. Оно включает в себя формирование словаря, работу над звуковой культурой речи, формирование грамматического строя, а также развитие связной речи.

В этом помогают речевые игры для детей дошкольного возраста, которые являются не только игровым методом обучения дошкольников, но и самостоятельной игровой деятельностью, а также средством комплексного развития личности детей.

Речевые игры и упражнения формируют правильное звукопроизношение, развивают связную речь и учат детей правильно выражать свои мысли. Их основная задача – научить детей составлять рассказы о предметах, каких-то явлениях в окружающей их жизни. Другой задачей этих игр является нахождение синонимов, антонимов, а также слов, схожих по звучанию.

Развитие речи происходит путем регулярного общения и подражания. К сожалению, далеко не все родители уделяют достаточное внимание общению со своими детьми из-за своей занятости на работе или в силу непонимания необходимости регулярного общения с ребенком.

Дефицит общения приводит к различным речевым проблемам, которые приводят к сложностям при обучении в общеобразовательном учреждении. 

             Спасибо всем!

Речевые игры с детьми:

Речевая игра «НАЙДИ СЕБЕ ПАРУ»

Цель: Учить детей вслушиваться в звучание слов; упражнять в самостоятельном назывании слов и чётком произношении звуков в них.

Ход игры: Воспитатель предлагает детям найти себе пару. Для этого один из детей говорит слово, а другой отзывается похожим словом, например, петрушка – пеструшка. Дети, составившие пару, отходят в сторону и придумывают слова, близкие по звучанию (машина – шина, носок – песок), но отвечать должен тот ребёнок, который подбирал рифму.

Речевая игра «ЧТО ЭТО ЗНАЧИТ?»

Цель: Учить детей группировать слова по смыслу, понимать прямое и переносное значение слов.

Ход игры: Педагог спрашивает детей: «Можно ли так сказать? Как вы понимаете это выражение?» Дети объясняют словосочетания.

Свежий ветер – прохладный.

Свежая рыба – недавно выловленная, неиспортившаяся.

Свежая рубашка – чистая, выстиранная, выглаженная.

 Свежая газета – новая, только что купленная.

 Свежая краска – невысохшая.

Свежая голова – отдохнувшая.

Речевая игра «КТО БОЛЬШЕ СЛОВ ПРИДУМАЕТ»

Цель игры: Активизировать словарь, расширять кругозор.

Ход игры: Дети образуют круг. Педагог называет звук и просит ребят придумать слова, в которых встречается этот звук. Один из играющих бросает кому-либо мяч. Ребёнок, поймавший мяч, дожжен сказать слово с установленным звуком. Тот, кто не придумал слово или повторил уже сказанное кем-либо, пропускает ход.

Речевая игра «ИЩИ»

Цель: Упражнять детей в употреблении прилагательных, согласованных с существительными.

Ход игры: Дети должны в течение 10 – 15 секунд увидеть вокруг себя как можно больше предметов одного цвета (или одинаковой формы, или из одного материала). По сигналу воспитателя один ребёнок начинает перечислять предметы, другие дети дополняют. Выигрывает тот, кто правильно назовёт большее количество предметов.

Речевая игра «ПРИДУМАЙ САМ»

Цель: Обучать детей правильному составлению предложений с заданным количеством слов.

Ход игры: Даны опорные слова: осень, листопад, снег, снежинки. Нужно составить предложение из 3, 4, 5 слов. Ребёнок, первым составивший предложение, получает фишку.

Речевая игра «ТАК БЫВАЕТ ИЛИ НЕТ?»

Цель: Развивать логическое мышление, умение замечать непоследовательность в суждениях.

Ход игры: Воспитатель говорит: «Я сейчас вам буду рассказывать истории. В моём рассказе вы должны заметить то. Чего не бывает. Кто заметит, тот пусть хлопнет в ладоши.

Вечером, когда я спешила в детский сад, я встретила маму, которая вела ребёнка в школу.

Ночью ярко светило солнце и горели звёзды.

На берёзе поспели яблоки».

Дети находят противоречия в предложениях.

Речевая игра «ИГРА В ЗАГАДКИ»

Цель: Расширять словарный запас детей.

Ход игры: Дети сидят на скамейке. Воспитатель загадывает загадки. Ребёнок, отгадавший загадку, выходит и сам загадывает. За отгадывание и загадывание загадок ребята получают фишки. Выигрывает тот, кто наберёт больше фишек.

Речевая игра «ИСПРАВЬ ОШИБКУ»

Цель: Учить детей понимать смысл предложения.

Ход игры: Воспитатель читает предложения. В них допущены ошибки, которые ребята должны исправить.

Коза принесла корм девочке.

Мяч играет с Сашей.

Дорога едет по машине.

Гена разбил стеклом мяч. И т.д.

               

Речевая игра «ВСПОМНИ РАЗНЫЕ СЛОВА»

Цель: Учить вслушиваться в звучание слов; упражнять в самостоятельном назывании слов и чётком произношении звуков в них.

Ход игры: Дети становятся в круг. Каждый ребёнок должен назвать какое-нибудь слово и сказать его следующему участнику; следующий участник говорит тоже одно слово. Так, по очереди все дети должны произнести по одному слову. Через три круга игра останавливается. Нельзя повторять одно слово дважды. Тот, кто не сумел быстро назвать слово или повторил уже названное, выходит из круга.

Речевая игра «СТОП! ПАЛОЧКА, ОСТАНОВИСЬ!»

Цель: Упражнять в самостоятельном назывании слов и чётком произношении звуков в них.

Ход игры: Дети становятся в круг, воспитатель – в центре. Воспитатель говорит, что они будут описывать животное, и каждый ребёнок должен что-то сказать о нём. Например, воспитатель говорит: «Медведь!» - и передаёт палочку ребёнку, тот отвечает: «Бурый!» - и передаёт палочку следующему. Кто не сможет ничего сказать о животном, выходит из игры.

Речевая игра «КАКАЯ, КАКОЙ, КАКОЕ?»

Цель: Учить подбирать определения, соответствующие данному примеру, явлению.

Ход игры: Воспитатель называет какое-нибудь слово, а играющие по очереди подбирают как можно больше признаков, соответствующих данному предмету.

Белка – рыжая, шустрая, большая, маленькая, красивая.

Пальто – тёплое, зимнее, новое, старое. И т.д.                 

Речевая игра «КТО БОЛЬШЕ ВСПОМНИТ».

Цель: Расширять словарный запас детей.

Ход игры: Воспитатель просит посмотреть на картинки и рассказать, что делают предметы: метель (метёт, вьюжит, пуржит); дождь (льёт, моросит, накрапывает, капает, начинается); ворона (летает, каркает, сидит, ест).

                                     Речевая игра «ПРИДУМАЙ ДРУГОЕ СЛОВО».

Цель: Расширять словарный запас детей.

Ход игры: Педагог предлагает детям составить словосочетания по примеру: бутылка из-под молока – молочная бутылка.

Кисель из клюквы - …(клюквенный кисель).

Суп из овощей - …(овощной суп).

Пюре из картофеля -  …(картофельное пюре). И т.д.

                         

Речевая игра «О ЧЁМ Я СКАЗАЛА?»

Цель: Учить детей различать в слове несколько значений, сравнивать их, находить общее и различное.

Ход игры: Воспитатель говорит, что есть слова, которые мы употребляем часто, и много разных предметов называем одним и тем же словом: головка (куклы, лука, чеснока, голова человека); иголка (у шприца, у ели, у сосны, швейная, у ёжика); нос (у человека, у чайника, у самолёта); ножка; ручка; крыло и т.д.

Речевая игра «НАОБОРОТ».

Цель: Развивать у детей сообразительность, быстроту мышления.

Ход игры: Воспитатель (или ребёнок) называет слово, дети подбирают к нему слово с противоположным значением

(далёкий – близкий, высокий – низкий).

Речевая игра «ДОБАВЬ СЛОГ»

Цель: Развивать у детей фонематический слух, быстроту мышления.

Ход игры: Воспитатель (или ребёнок) называет один слог и бросает мяч. Поймавший мяч должен дополнить слово, например, ма – ма, кни – га и т.п. Дополнивший слово ребёнок снова бросает мяч воспитателю (или ребёнку).

Речевая игра «СКАЖИ ПО-ДРУГОМУ».

Цель: Учить подбирать синонимы.

Ход игры: Воспитатель говорит, что в этой игре дети должны будут называть слова, близкие по значению (например,  стужа – мороз).

                                        Речевая игра «ДОСКАЖИ СЛОВЕЧКО».

Цель: Учить детей подбирать однокоренные слова.

Ход игры: Воспитатель читает стихотворение, а дети должны добавить слова, связанные со словом «снег».

Тихо, тихо, как во сне,

Падает на землю…(снег).

С неба все скользят пушинки –

Серебристые…(снежинки).

Вот веселье для ребят –

Всё сильнее…(снегопад).

Все бегут вперегонки,

Все хотят играть в ...(снежки).

Словно в белый пуховик

Нарядился…(снеговик).

Рядом снежная фигурка

Эта девочка…(снегурка).

Словно в сказке, как во сне,

Землю всю украсил…(снег).

                     (И.Лопухина)

-  Какие слова вы подобрали? На какое слово они все похожи?

                                Речевая игра «СКАЖИ, ЧТО ТЫ СЛЫШИШЬ».

Цель: Развивать фразовую речь.

Ход игры: Педагог предлагает детям закрыть глаза, внимательно послушать и определить, какие звуки они услышали (сигнал машины, шорох падающего листа, разговор прохожих и т.д.) Дети должны отвечать полным предложением.

Речевая игра «ДОПОЛНИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ».

Цель: Развивать речевую активность детей, быстроту мышления.

Ход игры: Воспитатель говорит начало предложения, а дети должны дополнить его новыми словами, чтобы получилось законченное предложение. Например, педагог: «Мама купила…»» …книги, тетради, конфеты…», продолжают дети.

                      Речевая игра «НАЙДИ ПРОТИВОПОЛОЖНОЕ СЛОВО».

Цель: Учить детей подбирать противоположные по смыслу слова в заданиях разного типа.

Ход игры: Педагог задаёт предложение и предлагает детям ответить на вопросы: «Если суп не горячий, то, значит, он какой?», «Если в комнате не светло, то как?», «Если нож не острый, то он…», «Если сумка не лёгкая, то она…» и т.д.

Речевая игра «СКАЖИ СЛОВО С НУЖНЫМ ЗВУКОМ».

Цель: Развивать фонематический слух, быстроту мышления.

Ход игры: Воспитатель говорит: «Придумайте слово со звуком (а) – и бросает мяч любому из играющих. Ребёнок отвечает: «Шапка» - и бросает мяч следующему игроку, и т.д. по кругу. Затем воспитатель называет другой звук, и игра повторяется снова.

                                           Речевая игра «ГДЕ Я БЫЛ?»

Цель: Учить детей образовывать формы винительного падежа множественного числа одушевлённых существительных.

Ход игры: Педагог говорит: «Ребята, отгадайте, где я была? Я видела медуз, морских коньков, акул. Где же я была? (На море).

- А теперь вы загадайте мне загадки о том, где вы были. Расскажите, кого вы видели. Главное в этой игре – не отгадывание, а составление загадки.

                   

                                  Речевая игра «НАДО СКАЗАТЬ ПО-ДРУГОМУ».

Цель: Учить детей подбирать слова, близкие по смыслу.

Ход игры: Воспитатель говорит: «У одного мальчика было плохое настроение. Какими словами можно о нём сказать? Я придумала слово «печальный». Давайте также попробуем заменить слова в других предложениях». Дождь идёт (льёт). Воздух чистый (свежий).

                                    Речевая игра «ЧТО НЕВЕРНО?»

Цель: Развивать слуховое внимание и речь; приучать обнаруживать смысловые несоответствия; подбирать нужные слова с учётом содержания текста.

Ход игры: Детям дважды читают стихотворение и предлагают найти несоответствие.

Это верно или нет,   что, как сажа, чёрен снег,

Сахар – горек, уголь – бел,   ну а трус, как заяц, смел?

Что летать умеет рак,   а медведь плясать мастак,

Что растут на вербе груши,   что киты живут на суше,

Что с зари и до зари   сосны валят косари?

Ну а белки любят шишки, а лентяи любят труд,

А девчонки и мальчишки в рот пирожных не берут?

Если дети назовут не все ошибки, то воспитатель читает стихотворение ещё раз.

                               Речевая игра «КТО НАЙДЁТ КОРОТКОЕ СЛОВО?»

Цель: Учить делить слова на слоги.

Ход игры: Воспитатель говорит детям, что узнать длину слова можно по шагам (или хлопкам). Он произносит слово «суп» и одновременно шагает. Педагог говорит, что получился только один шаг, так это короткое слово. Дети выстраиваются вдоль линии, и по одному начинают произносить слова и делать шаги. Кто неверно разделит слово на слоги, выходит из игры.

                                   Речевая игра «О ЧЁМ ЕЩЁ ТАК ГОВОРЯТ?»

Цель: Закреплять и уточнять значение многозначных слов.

Ход игры: Скажите, пожалуйста, о чём ещё можно так сказать:

Идёт дождь: идёт… (снег, зима, собака, дым, человек).

Играет … (музыка, девочка).

Горький … (перец, лекарство).             

  Речевая игра «НАЗОВИ НАСЕКОМОЕ С НУЖНЫМ ЗВУКОМ».

Цель: Развивать фонематический звук, быстроту мышления.

Ход игры: Воспитатель просит детей вспомнить названия насекомых, в которых есть звуки (а), (к). Кто больше назовёт слов, тот и выиграл. Например, бабочка, комар, стрекоза и т.д.

                          Речевая игра «КТО ЗНАЕТ, ПУСТЬ ПРОДОЛЖИТ».

Цель: Закреплять употребление в речи обобщающих слов.

Ход игры: Воспитатель называет обобщающие слова, а дети – видовое понятие, например, «Насекомое – это…». Дети: «Муха, комар…».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов "Практические игры-тренинги на развитие у дошкольников навыков безопасного поведения"

Жизнедеятельность человека неразрывно связана с окружающей его средой обитания. Жизнь доказывает необходимость обеспечения безопасной жизнедеятельности, требует обучения сотрудников...

Игра-тренинг для педагогов «Сохраним душевное равновесие»

Профессия педагога (по-другому - работа сердца и нервов), требует ежедневного, ежечасного расходования душевных сил и энергии. Для ее реализации требуются огромные интеллектуальные, эмоциональные и пс...

Игра - тренинг для педагогов «Здоровый педагог - здоровый ребенок. Профилактика психоэмоционального выгорания»

Игра - тренинг для педагогов «Здоровый педагог - здоровый ребенок.Профилактика психоэмоционального выгорания»...

Игра - тренинг с педагогами " Здоровый педагог - здоровый малыш"

Игра - тренинг "Здоровый педагог - здоровый малыш"...

Тренинг для молодых педагогов: «НАВЫКИ ОБЩЕНИЯ». Комплекс упражнений тренинга для молодых педагогов в части «Знакомство».

Тренинг для молодых педагогов: "НАВЫКИ ОБЩЕНИЯ".Комплекс упражнений тренинга для молодых педагогов в части "Знакомство"....