Проект "Эх, Масленица!"
проект (средняя группа)

Живлюк Светлана Александровна

Цель: Повышение интереса к традициям русского народа (праздник Масленица).

Задачи:

Обучающие:

- расширять представления детей о русском обрядовом празднике «Масленица»;

 -познакомить с различными жанрами устного народного творчества.

Развивающие:

-развивать коммуникативные способности;

-развивать память, мышление, внимание;

-развивать интерес к русским народным традициям;

-развивать художественно – творческую деятельность путем ознакомления с предметами

 декоративно – прикладного искусства русской культуры.

Воспитательные:

-содействовать формированию сотрудничества в детско-родительских отношениях;

-воспитывать патриотизм, основанный на традициях народа;

-формировать любовь к Родине, ее традициям.

Предполагаемый результат:

Дети:

-умеют поддерживать беседу по вопросам, высказывать свою точку зрения;

-имеют представление о народных праздниках, играх;

-владеют знаниями масленичной кухни;

-интересуются изобразительной детской деятельностью;

-с интересом участвуют в народных играх;

-выражают положительные эмоции (интерес, удивление, восхищение) при прочтении     литературного произведения, прослушивании музыкального произведения;

-проявляют интерес к искусству при просматривании картин;

-активно и доброжелательно взаимодействуют с педагогом и сверстниками в решении     игровых и познавательных задач.

Педагоги:

-накопление материала;

-установление социально-коммуникативных контактов между педагогами, детьми, и родителями.

Родители:

-ориентированы на приобщение детей к русской культуре в семье.

I этап-подготовительный:

- разработка содержания проекта, составление плана работы;

-подбор информации и материалов для реализации проектных мероприятий (народные

игры - забавы, частушки, иллюстрации, художественная литература, аудиозаписи с

русскими народными песнями, тематическое занятие);

-изготовление атрибутов для проведения подвижных игр;

-проанализировали предметно-развивающую среду как в группах, так и на территории сада и разработали план по ее обогащению.

-анкетирование родителей.

II этап-практический (основной):

-проведение тематических занятий, беседы;

-художественно-творческая деятельность;

- разучивание русских народных песен, хороводных игр, закличек;

-чтение художественной литературы, рассматривание картин.

-прослушивание музыкальных композиций.

-просмотр мультфильмов и презентаций.

-проведение конкурса и мастер-класса.

III этап-заключительный: Праздник «Широкая масленица».

 Организация конкурса «Ой блины, блины, блины…»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_maslenitsa.docx297.88 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                       

                                                       Для детей средней группы

Разработала: Живлюк С.А воспитатель

Актуальность проекта: Россия богата своими традициями, передающимися из

поколения в поколение, и Масленица – один из самых любимых всеми, народный

праздник, происходящий в конце зимы, всегда отмечался ярко, шумно и весело, с

блинами, ярмарками и скоморохами. Масленица навсегда оставляет самые светлые

впечатления, прививая интерес к историческому прошлому страны. В результате

реализации этого проекта дети приобретают знания о смене сезонов, узнают новые

песни, сказки, пляски, игры. У детей формируется познавательный интерес,

воспитывается эмоциональное, положительное отношение к традициям. Усвоение

традиционных культурных эталонов не только детьми, но и их родными, близкими,

сотрудниками детского сада.

Цель: Повышение интереса к традициям русского народа (праздник Масленица).

Задачи:

Обучающие:

- расширять представления детей о русском обрядовом празднике «Масленица»;

 -познакомить с различными жанрами устного народного творчества.

Развивающие:

-развивать коммуникативные способности;

-развивать память, мышление, внимание;

-развивать интерес к русским народным традициям;

-развивать художественно – творческую деятельность путем ознакомления с предметами

 декоративно – прикладного искусства русской культуры.

Воспитательные:

-содействовать формированию сотрудничества в детско-родительских отношениях;

-воспитывать патриотизм, основанный на традициях народа;

-формировать любовь к Родине, ее традициям.

Предполагаемый результат:

Дети:

-умеют поддерживать беседу по вопросам, высказывать свою точку зрения;

-имеют представление о народных праздниках, играх;

-владеют знаниями масленичной кухни;

-интересуются изобразительной детской деятельностью;

-с интересом участвуют в народных играх;

-выражают положительные эмоции (интерес, удивление, восхищение) при прочтении     литературного произведения, прослушивании музыкального произведения;

-проявляют интерес к искусству при просматривании картин;

-активно и доброжелательно взаимодействуют с педагогом и сверстниками в решении     игровых и познавательных задач.

Педагоги:

-накопление материала;

-установление социально-коммуникативных контактов между педагогами, детьми, и родителями.

Родители:

-ориентированы на приобщение детей к русской культуре в семье.

I этап-подготовительный:

- разработка содержания проекта, составление плана работы;

-подбор информации и материалов для реализации проектных мероприятий (народные

игры - забавы, частушки, иллюстрации, художественная литература, аудиозаписи с

русскими народными песнями, тематическое занятие);

-изготовление атрибутов для проведения подвижных игр;

-проанализировали предметно-развивающую среду как в группах, так и на территории сада и разработали план по ее обогащению.

-анкетирование родителей.

II этап-практический (основной):

-проведение тематических занятий, беседы;

-художественно-творческая деятельность;

- разучивание русских народных песен, хороводных игр, закличек;

-чтение художественной литературы, рассматривание картин.

-прослушивание музыкальных композиций.

-просмотр мультфильмов и презентаций.

-проведение конкурса и мастер-класса.

III этап-заключительный: Праздник «Широкая масленица».

 Организация конкурса «Ой блины, блины, блины…»

Тема

«Эх, Масленица!»

Вид проекта

познавательно-творческий

Срок реализации проекта

12.02.2018-16.02.2018г.

Участники проекта

Воспитатель, дети средней группы, родители

Перспективное планирование по связи с другими видами деятельности в процессе реализации проекта «Эх, Масленица!»

Средняя группа

Познавательное развитие

Беседа «О традициях и обрядах праздника». Просмотр презентации «О праздниках, традициях русского народа». Беседа «Быт на Руси», «Гуляем, запеваем, Масленицу зазываем». Просмотр презентации «Быт русского народа», «Элементы костюма».
Д/и «Масленичный стол», «Накрой стол», «Угадай, для чего».
Д/и «Составь костюм», «Ткани и костюмы», «Придумай узор для платка». Просмотр мультфильма из серии «Смешарики» - Масленица. Опыты с глиной: сравнение качеств глины с качествами дерева.

Речевое развитие

 НОД «Масленица», Чтение и заучивание потешек, пословиц и зазывалок. Чтение произведения К.Д. Ушинского «Как рубашка в поле выросла».
Чтение «Госпожа метелица», «Хаврошека».
Составление описательного рассказа «Предметы из бабушкиного сундука».

Социально-коммуникативное развитие

Игра-хоровод «Веснянка», Ком. игра «Покажи, мы угадаем».

С/р игра «Магазин» сюжет: лавка с игрушками.

Беседа о правилах поведения во время праздника, беседа на тему: «Огонь – не забава!».

Художественно-эстетическое развитие

Разучивание песни «Ой блины, блины, блины…», «Ой, ниточка тоненькая»
Рисование «Русская изба», «Барышня-Масленица». Рассматривание альбомов с росписью, выставка предметов декоративно-прикладного искусства. Изготовление куклы пеленашки. Лепка из солёного теста «Ой, блины, блиночки»
Рассматривание репродукции картины Б.М. Кустодиев «Масленица», В.И. Суриков «Взятие снежного городка».

Физическое развитие

Разучивание п/и «Золотые ворота», «Платочек», «Ручеёк».
П/и «Заря-зарница», «Кружева», «Узелок». Утренняя гимнастика «Мастера и мастерицы».

Мероприятия с родителями по реализации проекта

Организация конкурса «Ой блины, блины, блины…».

Создание мини-выставки «Кукла-Масленица».

Праздник «Широкая масленица».

  В ходе реализации совместного проекта «Эх, Масленица!» были достигнуты определённые результаты:

  1. У детей повысился интерес и стремление изучать традиции родной страны
  2. Дети с большим интересом включались в различные виды деятельности, проявляя чувство ответственности за себя и за других
  3. Дети проявляют свои знания о русском фольклорном празднике «Масленица»
  4. Дети получили эмоциональное удовлетворение от участия в праздновании Масленицы
  5. Повысился уровень творческие способности детей и родителей в совместной деятельности.
  6. Развились эмоционально – позитивные отношения между родителями и детьми, родителями и воспитателями.
  7. Возросла степень удовлетворённости родителей работой дошкольного учреждения.

Заключение

Внедрение проекта в воспитательно-образовательный процесс помогло обогатить его содержание. Обеспечило развитие у детей любознательности, стремление изучить традиции родной страны. Работа по проекту помогла развить у них кругозор, эстетическую восприимчивость. Сделанная нами подборка игр на развитие двигательных способностей, разучивание с детьми народных песен, масленичных закличек дали возможность развивать чёткую выразительную речь, мимику, движения. Дети получили возможность почувствовать себя свободными, раскрепощенными, обрели уверенность в себе, в своих силах, в умении мыслить, фантазировать.

                     Конспект образовательной деятельности по развитию речи в

средней группе «Масленица»

Цель: Продолжать знакомить детей с народными праздниками – «Масленица».

Активизировать словарь детей.

Задачи:

- Знакомить детей с русским народным праздником «Масленица», ее

значением, символами, традициями, обрядами масленичной недели.

- Воспитывать уважительное отношение к традициям русского народа,

умение и желание применять их в жизни.

-Развивать чувство гостеприимства и желание играть в народные игры.

Создать радостное настроение.

Материалы и оборудование: колокольчик, бубен для игр.

Предварительная работа: знакомство с народными подвижными играми,

разучивание стихотворений о зиме, разучивание русской народной песни

«Блины!»

Ход занятия:

Воспитатель: - Ребята, какое сейчас время года?

Дети: - Зима.

Воспитатель: - давайте отгадаем загадки о зиме:

Загадки

Снег на полях

Лёд на реках

Вьюга гуляет,

Когда это бывает? (Зимой)

Сидит на макушке

Завязаны ушки. (Шапка)

Едва повеяло зимой

Они всегда со мной

Согревают две сестрички

Зовут их … (Рукавички)

Белая морковка

Зимой растёт? (Сосулька)

С неба падают зимой

И кружатся над землёй

Лёгкие, пушистые

Белые … (Снежинки)

Чернокрылый, красногрудый

И зимой найдёт приют:

Не боится он простудыС первым снегом тут как тут. (Снегирь)

Воспитатель: - А стихотворения вы знаете о зиме?

Дети: - Да!

Дети рассказывают стихотворения о зиме: «Снег»

Снег, снег кружится

Белая вся улица!

Собрались мы в кружок,

Завертелись, как снежок.

«Зима»

Вот зима, кругом бело:

Много снега намело,

Утром Ваня санки взял,

По дороге побежал

А в саду у нас гора,

Все катаются с утра

Крикнул Ваня: «Берегись!»

Покатился с горки в низ.

Воспитатель: - Какие праздники мы отмечаем зимой?

Дети: - Новый год, Рождество, День защитника Отечества.

Воспитатель: - Бывает ещё один праздник, который мы отмечаем зимой.

 Воспитатель: Всю неделю отдыхают,

 Всех блинами угощают!

 Холод, зиму провожают,

 А весну с теплом встречают!

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, о каком празднике говорится в этой

загадке?

Воспитатель: Правильно, этот праздник называется Масленица, и сегодня мы с

вами поговорим об этом празднике, о масленице, об обрядах, да обычаях с

которыми встречали этот праздник.

Масленица – один из самых радостных и светлых праздников. Масленица –

проводы зимы. Это праздник, когда люди прощаются с зимой и готовятся к

встрече с весной. Масленица - это праздник издревле любимейший на Руси.

Длиться Масленица целую неделю, и все это время хозяйки пекут блины и

оладьи, которые так напоминают солнце, приглашают гостей и потчуют их. Ведь

блины похожи на солнце, а масленица – это праздник встречи с солнышком.

Воспитатель: Давайте и мы испечем «Оладушки»).

Физкультминутка «Я пеку»

Я пеку, пеку, пеку

Деткам всем по колобку.

А для милой бабушки

Испеку оладушки (хлопаем в ладоши)

Кушай, кушай бабушка,

Вкусные оладушки.

Я ребяток позову

Чем- то я их угощу! (Подставляют ладошки!)

Воспитатель: - Послушайте стихотворение :

Если снег повсюду тает

День становится длинней,

Если всё зазеленело

И в полях звенит ручей

Если солнце ярче светит

Если птицам не до сна,

Если стал теплее ветер,

Значит, к нам пришла весна.

Воспитатель: - О каком времени года это стихотворение?

Дети: - О весне!

Воспитатель: - Что произойдёт весной в природе?

Дети: - Начнет таить снег, появятся ручьи.

Воспитатель: А давайте вместе Весну позовем! (речь с движением)

«Весна, Весна красная,

Приди Весна с радостью!

Солнышко, солнышко- золотое ведрышко!

Гори гори ясно! Чтобы не погасло!

Зазвенел в саду ручей, прилетело сто грачей.

А сугробы тают, тают, а цветочки вырастают!»

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что же является символом весны?

Дети: Нет?

Воспитатель: Тогда отгадайте!

Желтый, круглый, ароматный

И на вкус такой приятный

И с вареньем, и с медком,

Со сгущенным молочком!

Дети: Блины

Воспитатель: Молодцы! Это блины! Яркие, румяные, ароматные!

Воспитатель: - На Руси этот праздник встречали песнями, плясками и

весёлыми играми. Вот и сейчас мы с вами поиграем в игру «Перезвон»

1.Игра: «Перезвон»

Ход игры:

В середину круга выходят двое: один с колокольчиком, другому завязывают глаза.

Все кто в круге поют:

Дили-динь, дили-дон!

Ах, откуда этот звон?

Били-бим, били-бом!

Мы его сейчас найдем!

Участник с завязанными глазами должен по звуку колокольчика найти и поймать

участника с колокольчиком. После того, как участник с колокольчиком пойман,

он становится «жмуркой» и ему завязывают глаза, а предыдущий «жмурка»

становится обычным участником и встает в круг.

2. Игра с мячом «Назови ласково»

-Я произношу разные слова, назовите эти предметы ласково. (блин – блинок,

блинчик; пирог – пирожок, крендель – кренделек, мёд – медок и т. д)

3. Игра с бубном " Ты катись веселый бубен"

Ход игры

Дети передают в кругу бубен со словами:

Ты катись, веселый бубен.

Быстро -быстро по рукам.

У кого остался бубен,

Тот сейчас станцует нам

Воспитатель: - Молодцы ребята, а теперь давайте споём песню о блинах.

Дети встают в круг и поют песню вместе с воспитателями:

Русская народная песня «Блины» (отрывок):

Мы давно блинов не ели

Мы блиночков захотели

Припев: Ой, блины, блины, блины

Вы блиночки мои (2 раза)

Гости будьте же здоровы

Вот блины уже готовы

Припев: тот же

Воспитатель: - Масленица идёт, блины да мёд несёт. Вот сколько нового вы

сегодня узнали о русском народном празднике Масленица. Тщательно вымойте

руки и принимайтесь за угощения. А блины-то на Масленицу пекут вкусные,

просто объедение. Недаром этот праздник ласково называли Масленица объедуха!

Сценарий праздника «Широкая Масленица».

Детей идут под русскую народную музыку.

Ведущий – Зима : Здравствуйте ребята. Закончивается холодная зима и наступает долгожданная весна. А что происходит весной на улице, в природе?

Ответы детей: Становится тепло, греет солнышко, прилетают перелетные птицы, бегут ручьи…

Ребята весной есть замечательный праздник - Масленица.

А какая же масленица без Скомороха игр, и забав.

Скоморох: Доброго здоровья вам, люди добрые! Подходи скорей народ, Масленица всех вас ждёт! Какая Масленица без блинов горячих, да румяных? На Масленицу угощали вкусными блинами друг друга. Ведь румяный блин считается символом солнца. Блин испечёшь — солнышко в гости позовёшь. Так люди хотели приблизить наступление весны, солнечных тёплых дней. Мы с вами тоже полакомимся сегодня блинами, но чуть позже.

А сейчас, крепче за руки беритесь

И в круг становитесь

Испечем большой мы блин.

Раз, два, три, начинаем печь блины!

Хороводная игра «Блинок»

Дети становятся в круг, берутся за руки и повторяют слова:

Месим, месим, месим тесто (топающим шагом идут в центр)

Разливайся блинок (расходятся)

Разливайся большой.

Оставайся такой

Да не подгорай! П-ш-ш-ш (Приседают на корточки)

Ой, подгорел! (2 раза)

Скоморох: С тестом вы справились, блины испекли, а теперь посмотрим, как вы со сковородой можете управляться.

Состязание «Перенеси блины»

Участвуют две команды, у первого в руках сковорода. Берут «блин» (желтые кружки от пирамидок) из ведёрка и переносят его в чашку, возвращаются в команду, отдают сковороду с блином следующему игроку.

Скоморох: Эй! Весёлый наш народ,

Ловкий, быстрый хоровод!

Будем валенки бросать вперёд

Скажем три раза: «Эх!»

Победит, наверно, смех.

Игра- забава «Перебрасывание валенок за сугроб»

Скоморох: Поиграть теперь нам нужно!

Ой, блины, блины, блины, поиграем с вами мы!

Хороводная игра «Блинчик»

Дети встают в круг и передают «блинчик» друг другу со словами:

Ты, катись, горячий блинчик,

Быстро, быстро по рукам,

У кого горячий блинчик,

Тот сейчас станцует нам.

У кого из детей остановился «блинчик», тот выходит в центр круга, показывает любое движение, а ребята за ним повторяют.

Скоморох: продолжаем наши игры.

Подвижная игра «Улитка».

Дети встают в круг, держась за руки. Скоморох берет за руку одного из ребят, который другой рукой держит следующего ребенка. Все продолжают держаться за руки. Скоморох идет внутри круга. Получается цепочка, которая закручивается в улитку. Когда Скомороху идти уже некуда, она начинает кружиться вокруг своей оси, дети встают вокруг неё еще плотнее. Затем, последний ребенок в цепочке начинает раскручивать «улитку» идя в обратном направлении. Все должны опять встать в круг.

Игра «Карусель»:

Ели-ели-ели-ели закружились карусели,

А потом –потом-потом, всё бегом-бегом-бегом…

Тише, дети не шумите, карусель остановите.

Раз, два, раз, два – вот и кончилась игра!

Ведущий – Зима: А, сегодня, к сожаленью, наше кончится веселье.

Масленица зиму замыкает, а весну зазывает.

Скоморох: По старинному обычаю, чтобы откупиться от холодной зимы, сжигали чучело Масленицы, а пепел разбрасывали для урожая.

Скоморох: А теперь настал черёд положить блины нам в рот.

вместе мы пойдем все в группе, не стесняйтесь, проходите, да блинами угощайтесь!

Угощение блинами в группе.

На протяжении всего праздника звучит веселая музыка.

 

 

Список литературы

  1. И.В.Романова «Технология проектирования образовательной деятельности» 2011г.
  2. Капица Ф. С. Славянские традиционные верования, праздники и ритуалы: Справочник.- 2-е изд.-М.: Флинта: Наука,2001.
  3. Науменко Г. М. Народные праздники, обряды и времена года в песнях и сказках: Сборник фольклорных материалов.-М.:ЗАО Изд-во Центрполиграф, 2001.
  4. Панфилов В.В. По старому русскому обычаю: Сборник обрядовых представлений и праздников.- М.:РИГ,1997.
  5. Пензулаева Л. И. Подвижные игры и игровые упражнения для детей 5 – 7 лет – Пособие для педагогов дошкольных учреждений. М., Владос, 2001 г
  6. Харченко Т.Е. Физкультурные праздники в детском саду. Сценарии спортивных праздников и развлечений: Пособие для педагогов ДОУ. – СПб.: « Детство – Пресс», 2009

                                                        Список литературы для детей:

  1. Л. Е. Белоусова «Раз, два, три, четыре, пять – начинаем мы играть!». Санкт-Петербург «Детство-пресс» 2003 г
  2. В.В.Гербова, Н.П.Ильчук и др. «Книга для чтения в детском саду и дома. Хрестоматия». Москва, 2005г.
  3. Использование ресурсов сети Интернет: festival.1september.ru, http://maam.ruhttp://nsportal.ruhttp://ldv.metodcenter.edusite.ruhttp://semyarossii.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Масленица пришла" (Понедельник: "Встреча Масленицы") Сценарий развлечения для детей всех дошкольных групп ЧДОУ

В нашем ДОУ, как и принято на Руси, праздник длится всю неделю. Общее празднование начинается со Встречи Масленицы в понедельник в музыкальном зале детьми всех дошкольных групп. Я предлагаю Вашему вни...

Сценарий фольклорного праздника Масленица для детей дошкольного возраста "Масленица - Кривошейка. встретим тебя хорошенько!"

Фольклорный праздник для детей старшего дошкольного возраста, который состоит из двух частей. Одна проводится в зале. вторая - на улице. Персонажи: Скоморох, Зима, Весна. Чередование музыкальноигровог...

Сценарий на Масленицу «Эх, да Масленица» подготовительная группа.

Расширить и закрепить знания детей о народных праздниках. Приобщить детей к народным играм, песням, хороводам. Развивать ловкость, быстроту, внимание. Воспитывать у детей ин...

Стихи о масленице. Масленица в произведениях русского искусства.

Любопытные сведения о масленице можно почерпнуть в таких произведениях, как «Лето господне» (Иван Сергеевич Шмелев), «Петр Первый» (Алексей Николаевич Толстой). Уже давно стала...

Масленичная неделя в России: Традиции Масленицы.История Масленицы. Поделки на Масленицу. Наши рецепты. Блинная зарядка

В папке передвижке собраны интересные факты о Масленице, история праздника, традиции празднования на Руси, а также поделка на Масленицу - Солнышко и рецепты вкусных блинов....

Сценарий праздника Масленицы «Масленица, Масленица, дай блинком полакомиться»

Конспект развлечения «Масленица, Масленица, дай блинком полакомиться»...

«Масленица, Масленица, дай блинком полакомиться!"Праздник Масленицы для детей 3-4 лет.

♫ Появляется скоморохВанька:Здравствуйте, мальчишки, широкие штанишки!Здравствуйте девчонки, короткие юбчонки!Я – скоморох Ванька!Везде гуляю – все на свете знаю!Пришел к вам веселиться и ...