ПРОГРАММЫ
рабочая программа

Рабочие программы

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ГОРОДА НИЖНЕВАРТОВСКА ДЕТСКИЙ   №61 «СОЛОВУШКА»

Принято:

На педсовете №______                                                                                                                                                                                                                                                            

                                                                                                                                                           Заведующий МАДОУ ДС №61

                                                                         ______________О.Н. Латыпова

                                                                        Приказ № ___ от _______ 2021г.

  Программа ДПОУ

проведения занятий по развитию логико-математических способностей

 у детей 5-8 лет  «Развивай-ка»

         Составители:

Ампилогова Н.Н.

Абдужамалова З. А.

г. Нижневартовск, 2021

1. Содержание

Наименование

Страницы

1

Содержание

2

2

Паспорт программы

3

3

Пояснительная записка

 5

3.1

Цели и задачи программы

9

3.2

Планируемые результаты

11

3.3

Объем образовательной нагрузки

12

4

Содержание программы " Развивай-ка"

13

5

Организационно педагогические условия

36

5.1

Учебный план

36

5.2

Расписание занятий

37

5.3

Программно-методическое обеспечение

38

5.4

Материально-техническое обеспечение

39

6

Педагогическая диагностика

40

7

Список литературы

44

2.Паспорт программы

Наименование программы

Программа ДПОУ для проведения занятий по  развитию логико-математических способностей у детей 5-8 лет  «Развивай-ка»

Основания для разработки программы

  • Федеральный закон "Об образовании В Российской Федерации" №273-ФЗ от 29.12.2012 года;
  • Постановление правительства РФ от 15.08. 2013 года №?06 "Об утверждении правил оказания платных образовательных услуг";
  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 20.12.2010 №164 "Об утверждении "Санитарно-эпидимиологического требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях" от 15.05.2013г.

Заказчики программы

МАДОУ города Нижневартовска ДС №61 "Соловушка", родители (законные представители)

Создатель программы

Воспитатели: Ампилогова Н.Н., Абдужамалова З. А.

Цель программы

Развитие элементарных математических представлений у детей 5-8  лет с учетом закономерностей становления и развития их познавательной деятельности и возрастных возможностей

Задачи программы

Образовательные

- Формирование приёмов умственных действий (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия).

- Формирование общеучебных умений и навыков (умения обдумывать и планировать свои действия, осуществлять решение в соответствии с заданными правилами, проверять результат своих действий и т.д.)

Развивающие

- Развитие произвольности психических процессов, абстрактно-логических и наглядно-образных видов мышления и типов памяти, основных мыслительных операций, основных свойств внимания.

- Развитие речи, умения аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.

- Углубление представлений о множестве, числе, величине, форме, пространстве и времени.

- Закрепление умений и навыков в счете, вычислениях, измерениях.

- Закрепление детьми математической терминологии.

Воспитательные

-Воспитание у детей потребности в сотрудничестве.

-Развитие умений элементарного самоконтроля и саморегуляции своих действий, взаимоотношения с окружающими (сверстниками и взрослыми).

3.Пояснительная записка

Изменения в социально-экономической сфере общественной жизни поставили многие страны мира, в том числе и Россию, перед необходимостью реформирования образовательной системы. В современных условиях одним из приоритетных направлений образовательной политики является развитие дополнительного образования детей. Дополнительное образование можно рассматривать как особое образовательное пространство, где объективно задается множество отношений, где осуществляется специальная образовательная деятельность различных систем по обучению, воспитанию и развитию индивида, где формируются процессы самообучения, самовоспитания и саморазвития, где реально осуществляется самореализация личности. Дополнительное образование детей нельзя рассматривать как некий придаток к основному образованию, выполняющий функцию расширения возможностей образовательных стандартов. Основное его предназначение — удовлетворять постоянно изменяющиеся индивидуальные социокультурные и образовательные потребности детей.

Все современные программы и технологии дошкольного воспитания выдвигают в качестве основной задачи – всестороннее развитие личности ребенка, которое обеспечивается единством умственного, нравственного, эстетического и физического воспитания. Задачи умственного воспитания понимаются порой упрощенно, ограничиваясь стремлением «вложить» в дошкольника как можно больше знаний об окружающем. Но дело не в «многознании». Гораздо важнее выработать у ребенка общие способности познавательной деятельности - умение анализировать, сравнивать, обобщать, а также позаботиться о том, чтобы у него сложилась потребность получать новые знания, овладевать умением мыслить.

Существенное  значение для умственного развития детей имеет приобретение ими математических представлений, которые активно влияют на формирование умственных действий, столь необходимых для познания окружающего мира и решения различного рода  практических задач, а также дальнейшего обучения в школе. В математике логическая строгость и стройность умозаключений призвана воспитывать общую логическую культуру мышления; и основным моментом воспитательной функции математического образования считается развитие у детей способностей к полноценности аргументации.

Педагогическая практика подтверждает, что при условии правильно организованного педагогического процесса с применением научно выверенных методик, как правило, игровых, учитывающих особенности детского восприятия, дети могут уже в дошкольном возрасте без перегрузок и напряжения усвоить многое из того, чему раньше они начинали учиться только в школе. А чем более подготовленным придёт ребёнок в школу – имеется в виду даже не количество накопленных знаний, а именно, готовность к мыслительной деятельности, зрелость ума, - тем успешнее, а значит, счастливее будет для него начало этого очень важного для каждого человека периода – школьного детства.

Одним из средств умственного развития ребенка являются развивающие игры. Они важны и интересны для детей,  разнообразны по содержанию, очень динамичны и включают излюбленные детьми манипуляции с игровым материалом, который способен удовлетворить ребенка в моторной активности, движении, помогает детям использовать счет, контролирует правильность выполнения действий.      

Принципы, заложенные в основу этих игр - интерес - познание - творчество - становятся максимально действенными, так как игра обращается непосредственно к ребенку добрым, самобытным, веселым и грустным языком сказки, интриги, забавного персонажа или приглашения к приключениям. В каждой игре ребенок всегда добивается какого-то «предметного» результата.  Постоянное и постепенное усложнение игр («по спирали») позволяет поддерживать детскую деятельность в зоне оптимальной трудности. Развивающие игры создают условия для проявления творчества, стимулирует развитие умственных способностей ребенка. Взрослому остается лишь использовать эту естественную потребность для постепенного вовлечения ребят в более сложные формы игровой активности.

Значимость развивающих игр для развития дошкольников, их многообразие и возрастная адекватность позволяет использовать их для решения указанной проблемы – умственного развития дошкольников. Для этого  разработана  программа кружка «Развивай-ка», рассчитанная на детей от 4 до 5 лет.  Название кружка отражает основное направление деятельности – использование современных развивающих игр с блоками Дьенеша, цветными  палочками Х.Кюизенера, лабиринты, головоломки и т.д. Обратимся к   ним далее.

Логические блоки Дьенеша (ЛБД) — это набор фигур, отличающихся друг от друга цветом, формой, размером, толщиной. В процессе разнообразных действий с логическими блоками (разбиение, выкладывание по определенным правилам, перестроение и др.) дети овладевают различными мыслительными умениями, важными как в плане предматематической подготовки, так и с точки зрения общего интеллектуального развития. К их числу относятся умения анализа, абстрагирования, сравнения, классификации, обобщения, кодирования-декодирования, а также логические операции «не», «и», «или». В специально разработанных играх и упражнениях с блоками у детей развиваются элементарные навыки алгоритмической культуры мышления, способность производить действия в уме. С помощью логических блоков дети тренируют внимание, память, восприятие.

Наряду с логическими блоками в работе применяются карточки, на которых условно обозначены свойства блоков (цвет, форма, размер, толщина). Использование карточек позволяет развивать у детей способность к замещению и моделированию свойств, умение кодировать и декодировать информацию о них. Эти способности и умения развиваются в процессе выполнения разнообразных предметно-игровых действий. Так, подбирая карточки, которые «рассказывают» о цвете, форме, величине или толщине блоков, дети упражняются в замещении, и кодировании свойств. В процессе поиска блоков со свойствами, указанными на карточках, дети овладевают умением декодировать информацию о них. Выкладывая карточки, которые «рассказывают» о всех свойствах блока, малыши создают его своеобразную модель.

Карточки-свойства помогают детям перейти от наглядно-образного к наглядно-схематическому мышлению, а карточки с отрицанием свойств становятся мостиком к словесно-логическому мышлению.

Палочки Х.Кюизенера.С помощью цветных палочек Х.Кюизенера развивается активность и самостоятельность в поиске способов действия с материалом, путей решения мыслительных задач.

Основные особенности этого дидактического материала — абстрактность, универсальность, высокая эффективность. Палочки X.Кюизенера в наибольшей мере отвечают монографическому методу обучения числу и счету.

Палочки Х.Кюизенера как дидактическое средство в полной мере соответствуют специфике и особенностям элементарных математических представлений, формируемых у дошкольников, а также их возрастным возможностям, уровню развития детского мышления, в основном наглядно-действенного и наглядно-образного. В мышлении ребенка отражается прежде всего то, что вначале совершается в практических действиях с конкретными предметами. Работа с палочками позволяет перевести практические, внешние действия во внутренний план, создать полное, отчетливое и в то же время достаточно обобщенное  представление  о понятии.

Головоломки и лабиринты. Данные виды игр способствует развитию логического мышления, внимания и находчивости.

В основе программы лежит идея о том, что каждый год жизни ребенка является решающим для становления определенных психических новообразований. В соответствии с особенностями  познавательной деятельности детей дошкольного возраста, программа главным образом обеспечивает развитие познавательных процессов.

3.1 Цели и задачи

Цель программы - Развитие элементарных математических представлений у детей 5-8  лет с учетом закономерностей становления и развития их познавательной деятельности и возрастных возможностей. 

Задачи:

  1. Формирование приёмов умственных действий (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия).
  2. Формирование общеучебных умений и навыков (умения обдумывать и планировать свои действия, осуществлять решение в соответствии с заданными правилами, проверять результат своих действий и т.д.)
  3. Развитие речи, умения аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.
  4. Развитие умений элементарного самоконтроля и саморегуляции своих действий, взаимоотношения с окружающими (сверстниками и взрослыми).

В контексте познавательного развития решаются также задачи математического образования детей дошкольного возраста:

1. Углубление представлений о множестве, числе, величине, форме, пространстве и времени.

3. Закрепление умений и навыков в счете, вычислениях, измерениях.

4. Закрепление детьми математической терминологии.

Принципы:

- принцип целостного представления о мире: при введении нового знания раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира;

-принцип индивидуализации:на занятиях создаются условия для наиболее полного проявления индивидуальности, как ребёнка, так и педагога;

- принцип минимакса:обеспечивается возможность продвижения каждого ребёнка своим темпом;

- принципвариативности: у детей формируется умение осуществлять собственный выбор и им систематически предоставляется возможность выбора;

- принциптворчества:  процесс обучения сориентирован на приобретении детьми собственного опыта творческой деятельности;

- принцип гуманистичности: ребёнок рассматривается как активный субъект совместной с педагогом деятельности.

Изложенные выше принципы интегрируют современные научные взгляды об основах организации развивающего обучения и обеспечивают решение задач интеллектуального и личностного развития детей.

Для начала усвоения программного материала к воспитанникам не предъявляется определенных требований. Важно лишь соответствие общего развития дошкольников своему возрастному периоду. При этом,  если ребёнок ранее не посещал кружок, то на любом этапе обучения он может начать посещать его. Программа рассчитана как на слабых в своём развитии детей, так и на одарённых, при этом темпы их движения по программе будут разными.

3.2 Планируемые результаты

 В ходе реализации программы ребенок научится:

  • анализировать, синтезировать, сравнивать, обобщать, классифицировать ;
  • обдумывать и планировать свои действия, осуществлять решение в соответствии с заданными правилами, проверять результат своих действий;
  • аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения;
  • самоконтролю и саморегуляции своих действий, взаимоотношения с окружающими (сверстниками и взрослыми);
  • понимать о множестве, числе, величине, форме, пространстве и времени;
  • считать, вычислять, измерять.

Итоги реализации программы представляются на открытых занятиях, творческой самореализации детей, их участия в жизни учреждения, в конкурсах, фестивалях и других мероприятиях.

3.3 Объем образовательной нагрузки

Сроки реализации – 3 года.

Реализация программы осуществляется поэтапно в соответствии с возрастными возможностями детей.

1ЭТАП – Ознакомительный (для детей 5- го года жизни);

2 ЭТАП – Развивающий  (для детей 6-го года жизни);

3ЭТАП – Заключительный (для детей 7-го года жизни).

Программа рассчитана на два занятия в неделю, продолжительностью:

1 занятие -20 минут (для детей 5 го года жизни)

1 занятие - 25 минут (для детей 6 го года жизни)

1занятие – 30 минут (для детей 7 го года жизни)

В занятиях участвует подгруппа детей 12 человек

Деятельность носит развивающий характер и, как правило, проходит в игровой форме, с интересным содержанием, творческими, проблемно – поисковыми задачами.

 

4. Содержание программы (1ЭТАП)

Месяц

Тема

Программное содержание

Дидактические игры

Сентябрь

Педагогическая диагностика 1-2 недели

« В стране разноцветных палочек»

Тренировочные задания

(2занятия)

 

Познакомить с комплектом «Палочки Кюизенера». Развивать познавательные процессы; развивать овладение мыслительными операциями и действиями: выявление свойств, их абстрагирование, сравнение, классификация, обобщение.  

«Палочки Кюизенера»

«Вместе весело играть»

Тренировочные задания

(2занятия)

 

Познакомить с комплектом «Логические Блоки Дьенеша». Развивать познавательные процессы; формировать представление о величине, цвете; развитие измерительных навыков. Упражнять в группировке по разным признакам.

«Логические Блоки Дьенеша».

Октябрь

Количество

и счет  (2занятия)

Число и цифра. Порядковый счет.

Соотнесение количества предметов с цифрой.

 

 

«Сосчитай и построй»,

«Игры с мячом»,

«Сделай поровну»,

«Пересчитай предметы»,

«Лепка цифр и геометрических фигур» из пластилина.

Величина.

Большой, маленький, поменьше.

«Разноцветные листья»,

«Узнай грибок»,

«Катя и Катенька»,

«Кому - что?»

Ориентировка во времени

 (2занятия)

Знакомство с названием осенних месяцев.

«Кто работает рано утром?»,

«Путешествие ночью»,

«Было - будет»,

Ориентировка в пространстве.

Ориентировка на листе бумаги.

«Кто идет в гости к Белоснежке?»,

«Кому звонит Айболит?»,

«Волшебная яблоня»,

Геометрические фигуры

(2занятия)

 Различать и называть круг, квадрат, прямоугольник, треугольник..

«Покажи фигуру»,

«Найди предмет такой же формы»,

«Достань названный предмет»,

 

«Разноцветные подносы»,

«Вот какие овощи»,

Ноябрь

Количество и счет

(2занятия)

Счет до трех. Число и цифра 3.Определение, в какой из групп больше, меньше, одинаково .  

«Сколько?»

«Рассеянный художник»,

«Сколько?»,

«Зайчата- плутишки»,

«Назови и напиши цифру»,

«Напиши правильно знаки»,

«Смотри, слушай, делай».

Величина (2занятия)

Длинный, короче, еще короче, самый короткий

«Какой?»,

«Фрукты большие и маленькие»,

«Деление на команды»,

«Кто быстрее?»

Ориентировка в пространстве.

Понятия:: лево -право, впереди, сзади.

«Лабиринт»,

«Помоги мышке добраться к сыру»,

«Сравни комнаты по плану»,

«Как Красной шапочке пройти к бабушке?»,

«Найди карточки с одинаковым расположением предметов»,

«Что  где находится?»

«Найди и исправь ошибки»,

«Слуховой диктант».

Ориентировка во времени.

Повторение названий осенних месяцев. Части суток.

«Вчера, сегодня, завтра»,

«Когда это бывает?»,

«Какой сегодня день?»

Геометрические фигуры

« В стране разноцветных палочек»

Тренировочные задания

(2занятия)

 

Познакомить с комплектом «Палочки Кюизенера». Развивать познавательные процессы; развивать овладение мыслительными операциями и действиями: выявление свойств, их абстрагирование, сравнение, классификация, обобщение. Упражнять в группировке по разным признакам.

«Палочки Кюизенера «

«Какие фигуры видишь?»

«Заполни пустые квартиры»,

«Найди место»,

«Собери бусы».

Декабрь

Количество и счет (2занятия)

  Образование числа 4. Счет до 4. Установление равенства между двумя группами предметов, соотнесение количества предметов с цифрой

«Мальчики»,

«Какой цифры не стало?»,

«Сколько?»,

«Путаница»,

«Разложи лекарства»,

«Наведи порядок»

Величина (2занятия)

Часть и целое.

«Снеговики»,

«Подбери куклам одежду для прогулки»,

«Как зовут мальчиков?»

Ориентировка во времени и в пространстве (2занятия)

  Закрепление понятий: слева - справа, впереди - сзади. Дни недели.

 

«Круглый год»,

«Найди игрушку»,

«Найди похожую»,

«Нарисуй картинку»,

«Покажи  где?»,

«Моделируем прямоугольник»

(2занятия)

 

Учить различать палочки по цвету, осваивать эталоны цвета, их названия, развивать представления о прямоугольнике, использовать в речи слова: такая же, одинаковые по цвету, одинаковые по длине, формировать навык самоконтроля, самооценки.

«Палочки Кюизенера», «Разложи по коробкам»,

«Строители»,

 

Январь

Количество и счет

(2занятия)

Образование числа 5. Счет до 5.. Порядковый счет.  

 «Задумай число»,

«Число, как тебя зовут?»,

«Составь цифру»,

«Сосчитайте по порядку»,

«Кто внимательный?»

Ориентировка во времени и в пространстве (2занятия)

Определение основных пространственных направлений.

2. Пространственные отношения: вверху, внизу.

3. Сравнение предметов по длине, ширине.

4. Пространственные отношения впереди, сзади, между.

«Клумба»,

«Покупки»,

«Новоселье»,

Величина (2занятия)

Деление предметов на 4 части. Сравнение целое и части.

«Мишка и мишутка»,

«Башни для мишек»,

«Забор»,

«Разные дома»,

Геометрические фигуры

(2занятия)

Овал. Прямоугольник, квадрат, треугольник, круг.

«Сколько треугольников?»,

«Платье для Наташки»,

«Кто где живет?»

Февраль

Количество и счет

(2занятия)

Отсчет определенного количества предметов по образцу

«Что изменилось?»,

«Которой игрушки не стало?»,

«Считай, не ошибись»,

 

Геометрические фигуры

(2занятия)

Выкладывание из счетных палочек предметов из разных фигур .

Повторение  названий геометрических фигур.

«Колумбово яйцо»,

«Блоки Дьенша».

«Игры с разноцветными прищепками»

Ориентировка во времени и пространстве.

(2занятия)

 Различение частей суток на основе определения характерной деятельности детей и взрослых. Установление соотношений между тремя – пятью предметами по длине, ширине, высоте, толщине и объему в целом. Раскладывание предметов в ряд в порядке возрастания или убывания величины.

«Путешествие по комнате»,

«Двенадцать месяцев»,

Величина.

(2занятия)

Высокий - низкий. Часть и целое.

«Лото»,

«Где, чей дом?»

Март

Количество и счет

(2занятия)

Решение задач. Соотнесение числа и цифры. Знаки<,>. Составление чисел из двух меньших.

«Заполни пустые клетки»,

«Вычислительная машина»,

«Игры с разноцветными прищепками»

Величина(2занятия)

Установление соотношений между тремя – пятью предметами по длине, ширине, высоте, толщине и объему в целом. Раскладывание предметов в ряд в порядке возрастания или убывания величины.

«Сравни пояса»,

«Подбери обувь»,

«Дорога».

Геометрические фигуры

(2занятия)

Работа в тетради в клетку. Работа со счетными палочками. Повторение названий геометрических фигур

«Гусеница»,

«Найди такую же»,

«Я найду, а ты продолжи»,

«Гном строит дом»,

«Платья для кукол»,

Ориентировка во времени и в пространстве (2занятия)

Различение последовательности смены суток. Сезоны года, их последовательность, характерные проявления в природе. .

«Лови, бросай, дни недели называй»,

«День и ночь- сутки прочь»,

«Подбери картинки»,

Апрель

Количество и счет(2занятия)

Образование из неравенства равенство (5 больше 4, если добавить 1, то будет 5).

 

«Примеров много- ответ один»,

«Сколько?»

«Игры с разноцветными прищепками»

Геометрические фигуры

(2занятия)

Четырехугольники.   Повторение круг, овал, треугольник.

«Мастерская»,

«Укрась коврик»,

«Что на что похоже?»,

«Посмотри и назови».

Ориентировка во времени и в пространстве (2занятия)

Повторение названий весенних месяцев. Характерные особенности времен года. Части суток.

Ориентировка на листе бумаги в клетку.

«Комната для кукол»,

«Бабочки»,

«Запомни и выложи»,

«Времена года»,

«Игры с разноцветными прищепками»

Величина (2занятия)

Широкий-узкий. Часть и целое.

«Лото»,

«Где, чей дом?»

Май

Количество и счет

(2занятия)

Деление предмета на две равные части с целью формирования понятия «половина», определение отношения между частью и целым: часть всегда меньше целого.

«Составь целое»

 «Помоги другу»,

«Колумбово яйцо»

 

Геометрические фигуры

Рисование предметов из заданных фигур. Создание символических предметов из фигур.

«Разбитая ваза»,

«Составь картинку из фигур»,

«На какую фигуру похож предмет?»,

«Нарисуй  правильно»,

Ориентировка в пространстве и во времени.

Работа в тетради в клетку. Повторение названия месяцев года.

«Поездка на трамвае»,

«Соседи медвежонка»,

«Назови скорее»,

«Нарисуй правильно»,

«Слушай и рисуй».

Педагогическая диагностика 1-2 недели

Содержание программы (2ЭТАП)

Месяц

Тема

Программное содержание

Дидактические игры

Сентябрь

Педагогическая диагностика 1-2 недели

Октябрь

Количество

и счет (2занятия)

Числа и цифры от 1 до 4.

Соотнесение количества предметов с цифрой.

Знаки + и -

«Разложи правильно»,

«Куда вставить карточку?»

«Найди свою пару»,

«Сосчитай и построй»,

«Игры с мячом»,

«Сделай поровну»,

«У кого столько же?»

«Пересчитай предметы»,

«Лепка цифр и геометрических фигур» из пластилина.

Величина (2занятия)

Большой, маленький, поменьше.

«Разноцветные листья»,

«Узнай грибок»,

«Катя и Катенька»,

«Кому - что?»

Ориентировка во времени.

(2занятия)

Знакомство с названием осенних месяцев.

«Кто работает рано утром?»,

«Путешествие ночью»,

«Было - будет»,

Ориентировка в пространстве.

Ориентировка на листе бумаги.

«Кто идет в гости к Белоснежке?»,

«Кому звонит Айболит?»,

«Помоги Ивану - царевичу найти волшебный сундук»,

«Веселый бельчонок»,

«Волшебная яблоня»,

Геометрические фигуры

Соотнесение формы предмета с геометрической фигурой. Квадрат, выкладывание квадрата из счетных палочек, работа в тетради в клетку. Знакомство с кругом, различия с квадратом, рисование в тетради в клетку.

«Магазин без продавца»,

«Покажи фигуру»,

«Найди предмет такой же формы»,

«Достань названный предмет»,

«Угадай, что спрятали»,

«Конструктор»,

«Разноцветные подносы»,

«Вот какие овощи»,

Ноябрь

Количество и счет (2занятия)

Числа и цифры от1 до5. Знаки + и -. Независимость числа от величины предмета, состав числа из 2-х меньших. Число и цифра 6, сложение числа из 2-х меньших. Знаки <,>, независимость числа от расположения предметов. Установление соответствия между числом, цифрой и количеством предметов, загадки.

«Сколько?»

«Рассеянный художник»,

«Сколько?»,

«Зайчата- плутишки»,

«Назови и напиши цифру»,

«Напиши правильно знаки»,

«Смотри, слушай, делай».

Величина (2занятия)

Длинный, короче, еще короче, самый короткий

«Какой?»,

«Фрукты большие и маленькие»,

«Деление на команды»,

«Кто быстрее?»

Ориентировка в пространстве.

Понятия:: лево -право, впереди, сзади.

«Лабиринт»,

«Помоги мышке добраться к сыру»,

«Сравни комнаты по плану»,

«Как Красной шапочке пройти к бабушке?»,

«Найди карточки с одинаковым расположением предметов»,

«Что  где находится?»

«Найди и исправь ошибки»,

«Слуховой диктант».

Ориентировка во времени.

Повторение названий осенних месяцев. Части суток.

«Вчера, сегодня, завтра»,

«Когда это бывает?»,

«Какой сегодня день?»

Геометрические фигуры

(2занятия)

Круг, квадрат, треугольник. Нахождение предметов в окружающей обстановке, похожих на определенные геометрические фигуры.

«Какие фигуры видишь?»

«Заполни пустые квартиры»,

«Кто лишний и почему?»,

«Каких фигур недостает?»,

«Найди место»,

«Собери бусы».

Декабрь

Количество и счет (2занятия)

Числа и цифры от 0 до 6, знаки + и -. Решение арифметических задач, установление равенства между двумя группами предметов, соотнесение количества предметов с цифрой, знаки <,>.

«Мальчики»,

«Какой цифры не стало?»,

«Сколько?»,

«Путаница»,

«Разложи лекарства»,

«Наведи порядок»

Величина (2занятия)

Часть и целое.

«Снеговики»,

«Подбери куклам одежду для прогулки»,

«Как зовут мальчиков?»

Ориентировка во времени и в пространстве (2занятия)

Закрепление названий месяцев зимы. Закрепление понятий: слева - справа, впереди - сзади. Дни недели.

«Назови дни недели»,

«Назови скорее»,

«Назови пропущенное слово»,

«Круглый год»,

«Найди игрушку»,

«Найди похожую»,

«Нарисуй картинку»,

«Покажи  где?»,

Геометрические фигуры

(2занятия)

Дорисовывание геометрических фигур. Выкладывание прямоугольника из счетных палочек, работа в тетради в клетку, деление квадрата на 2 и 4 равные части.

«Разложи по коробкам»,

«Строители»,

«Продавцы»,

Январь

Количество и счет

(2занятия)

Числа и цифры от 1до 8. Порядковый счет, сложение числа 8 из двух меньших .Решение примеров на сложение и вычитание .Знаки<,>.

«Исправь ошибку»,

Убираем цифры»,

«Задумай число»,

«Число, как тебя зовут?»,

«Составь цифру»,

«Сосчитайте по порядку»,

«Кто внимательный?»

«Наведи порядок»,

Ориентировка во времени и в пространстве (2занятия)

Знакомство с зимними месяцами. Повторение названий дней недели и частей суток.

«Клумба»,

«Покупки»,

«Новоселье»,

Величина (2занятия)

Деление предметов на 4 части. Сравнение целое и части.

«Мишка и мишутка»,

«Башни для мишек»,

«Забор»,

«Разные дома»,

Геометрические фигуры (2занятия)

Овал. Прямоугольник, квадрат, треугольник, круг.

«Сколько треугольников?»,

«Танграм»,

«Волшебный круг»,

«Платье для Наташки»,

«Кто где живет?»

Февраль

Количество и счет (2занятия)

Числа и цифры 1-9. Порядковый счет. Сравнение смежных чисел. Число 10. Сложение числа 10 из 2-х меньших.

«Что изменилось?»,

«Которой игрушки не стало?»,

«Считай, не ошибись»,

«Садовник»,

«Письмо».

Геометрические фигуры

(2занятия)

Выкладывание из счетных палочек предметов из разных фигур .Трапеция.

Повторение  названий геометрических фигур.

«Соты»,

«Колумбово яйцо»,

«Блоки Дьенша».

«Игры с разноцветными прищепками»

Ориентировка во времени и пространстве (2занятия)

Дни недели. Месяцы зимы. Части суток.

«Расскажи про свой узор»,

«Путешествие по комнате»,

«Двенадцать месяцев»,

Величина (2занятия)

Высокий - низкий. Часть и целое.

«Лото»,

«Где, чей дом?»

Март

Количество и счет (2занятия)

Решение задач. Соотнесение числа и цифры. Знаки<,>. Составление чисел из двух меньших.

«Заполни пустые клетки»,

«Вычислительная машина»,

«Игры с разноцветными прищепками»

Величина (2занятия)

Сравнение предметов по всем показаниям величины.

«Сравни пояса»,

«Подбери обувь»,

«Дорога».

Геометрические фигуры

(2занятия)

Работа в тетради в клетку. Работа со счетными палочками. Повторение названий геометрических фигур

«Гусеница»,

«Найди такую же»,

«Я найду, а ты продолжи»,

«Гном строит дом»,

«Платья для кукол»,

Ориентировка во времени и в пространстве

(2занятия)

Повторение названий месяцев осени и зимы.  Знакомство с месяцем - март. Характерные приметы времен года.

«Лови, бросай, дни недели называй»,

«Неделя стройся!»,

«День и ночь- сутки прочь»,

«Подбери картинки»,

Апрель

Количество и счет

(2занятия)

Решение задач на сложение и вычитание. Установление соответствия между цифрой и числом.

«Примеров много- ответ один»,

«Сколько?»

«Игры с разноцветными прищепками»

Геометрические фигуры

(2занятия)

Четырехугольники, шестиугольники. Повторение круг, овал, треугольник.

«Мастерская»,

«Укрась коврик»,

«Что на что похоже?»,

«Посмотри и назови».

Ориентировка во времени и в пространстве

(2занятия)

Повторение названий весенних месяцев. Характерные особенности времен года. Части суток.

Ориентировка на листе бумаги в клетку.

«Комната для кукол»,

«Бабочки»,

«Запомни и выложи»,

«Времена года»,

«Игры с разноцветными прищепками»

Количество и счет.

Решение задач. Порядковый счет. Решение математических загадок. Повторение изученного материала.

«Напиши цифру»,

«Составь задачу и запиши»,

«Помоги другу»,

«Соберемся в школу»,

Геометрические фигуры

Рисование предметов из заданных фигур. Создание символических предметов из фигур.

«Сравни грузы»,

«Разбитая ваза»,

«Составь картинку из фигур»,

«На какую фигуру похож предмет?»,

«Нарисуй  правильно»,

Ориентировка в пространстве и во времени.

Работа в тетради в клетку. Повторение названия месяцев года.

«Поездка на трамвае»,

«Соседи медвежонка»,

«Назови скорее»,

«Нарисуй правильно»,

«Слушай и рисуй».

Педагогическая диагностика 1-2 недели

Содержание программы (3ЭТАП) 

Сроки проведения

Содержание

работы (тема)

Задачи

Дидактические игры

Сентябрь

Педагогическая диагностика 1-2 недели

« В стране разноцветных палочек»

Тренировочные задания

(2занятия)

 

Познакомить с комплектом «Палочки Кюизенера». Развивать познавательные процессы; развивать овладение мыслительными операциями и действиями: выявление свойств, их абстрагирование, сравнение, классификация, обобщение. Упражнять в группировке по разным признакам.

(Палочки Кюизенера)

«Игра-викторина»

(Палочки Кюизенера)

(2занятия)

Развивать познавательные процессы; овладение мыслительными операциями и действиями: выявление свойств, их абстрагирование, сравнение, классификация, обобщение; формирование элементарной алгоритмической культуры мышления, развитие способности действовать в уме, осваивать представления о  геометрических фигурах, пространственную ориентировку.

(Палочки Кюизенера)

Октябрь

Количество

и счет

(2занятия)

Числа от 11 до 20.  (Повторение  чисел первого десятка. Числа от 11 до 20. Порядковые значения чисел от 1 до 20. Прямой и обратный счет от 1 до 20 и от 20 до 1; счет двойками до 20 и тройками до 21.

«Назови следующее, предыдущее число»,

«Назови соседей»,

«Назови меньше на 1, больше на 1»,

«Вверх, вниз по числовой лестнице»,

«Составь и реши задачу»

Величина

(2занятия)

Сравнение предметов по двум и по трем признакам (цвет, размер, длина, высота, ширина, толщина). Сравнение предметов по различным признакам; разными способами.

Подбери шарф для куклы»,

«Подбери мебель для 3-х медведей»,

« Что выше?»,

«Построим забор».

Ориентировка во времени.

Понятия: утро, день, вечер, ночь; дни недели, месяцы, времена года. Закрепление знаний дней недели. Цикличность дней недели. Закрепление знаний о временах года. Определение весенних, летних, осенних, зимних месяцев.

«Вчера, сегодня, завтра»,

«Дни недели»,

«Режим дня»,

«Когда это бывает?»,

«Что перепутал художник?»

Ориентировка в пространстве.

Ближе, дальше, близко, далеко, рядом, высоко, низко. Закрепление знаний пространственных отношений: ближе, дальше, близко, далеко, низко, высоко.

Посмотрите на мою карточку. Какие геометрические фигуры вы видите на ней? Внимательно посмотрите и запомните, какие фигуры, какого они размера и цвета и где они располагаются. (Воспитатель переворачивает свою карточку, предлагает детям выложить геометрические фигуры на своей карточке в таком же порядке, как на образце.)

Геометрические фигуры

(2занятия)

Понятия: точка, линия, луч, угол, отрезок; прямая, ломаная и кривая,  замкнутая и разомкнутая линии.Закрепление понятий: точка, линия, луч, угол, отрезок; прямая, ломаная и кривая,  замкнутая и разомкнутая линии.

«Что общего и чем отличаются фигуры»,

«Найди предмет

такой же формы»,

«Подбери фигуры по цвету, размеру и форме»,

«Найди лишнюю фигуру»,

«Конструктор»,

«Почини одеяло»,

«Танграм», «Пифагор».

Ноябрь

Количество и счет

(2занятия)

Предшествующие и последующие числа, сравнение смежных чисел. Нахождение «чисел-соседей». Понятия «предшествующее» и «последующее» число.

Разложи правильно»,

«Куда вставить карточку?»

«Найди свою пару»,

«Сосчитай и построй»,

«Игры с мячом»,

«Сделай поровну»,

«У кого столько же?»

«Пересчитай предметы»,

«Лепка цифр и геометрических фигур» из пластилина

Величина (2занятия)

Большой, маленький, поменьше.

«Разноцветные листья»,

«Узнай грибок»,

«Катя и Катенька»,

«Кому - что?»

Ориентировка в пространстве

Ориентировка на листе бумаги.

«Кто идет в гости к Белоснежке?»,

«Кому звонит Айболит?»,

«Помоги Ивану - царевичу найти волшебный сундук»,

«Веселый бельчонок»,

«Волшебная яблоня»,

Ориентировка во времени.

Понятия: вчера, позавчера, сегодня, завтра, послезавтра. Закрепление понятий: вчера, позавчера, сегодня, завтра, послезавтра.

Кто работает рано утром?»,

«Путешествие ночью»,

«Было - будет»,

Геометрические фигуры (2занятия)

Соотнесение формы предмета с геометрической фигурой. Квадрат, выкладывание квадрата из счетных палочек, работа в тетради в клетку. Знакомство с кругом, различия с квадратом, рисование в тетради в клетку.

«Магазин без продавца»,

«Покажи фигуру»,

«Найди предмет такой же формы»,

«Достань названный предмет»,

«Угадай, что спрятали»,

«Конструктор»,

«Разноцветные подносы»,

«Вот какие овощи»,

Декабрь

Количество и счет

(2занятия)

Определение разностного отношения между числами. Установка отношений между группами предметов (больше, меньше, равное количество); разностное отношение между числами.

«Сколько?»

«Рассеянный художник»,

«Сколько?»,

«Зайчата- плутишки»,

«Назови и напиши цифру»,

«Напиши правильно знаки»,

«Смотри, слушай, делай».

Величина (2занятия)

Часть и целое.

«Снеговики»,

«Подбери куклам одежду для прогулки»,

«Как зовут мальчиков?»

Ориентировка во времени и в пространстве

(2занятия)

Понятия: вчера, позавчера, сегодня, завтра, послезавтра. Закрепление понятий: вчера, позавчера, сегодня, завтра, послезавтра.

«Как Красной шапочке пройти к бабушке?»,

«Найди карточки с одинаковым расположением предметов»,

«Что  где находится?»

«Найди и исправь ошибки»,

«Слуховой диктант».

Геометрические фигуры (2занятия)

Многоугольник, ромб, трапеция, параллелограмм.  Знакомство и различие плоскостных геометрических фигур: многоугольник, ромб, трапеция, параллелограмм

«Какие фигуры видишь?»

«Заполни пустые квартиры»,

«Кто лишний и почему?»,

«Каких фигур недостает?»,

«Найди место»,

«Собери бусы».

Январь

Количество и счет

(2занятия)

Определение разностного отношения между числами. Установка отношений между группами предметов (больше, меньше, равное количество); разностное отношение между числами.

«Мальчики»,

«Какой цифры не стало?»,

«Сколько?»,

«Путаница»,

«Разложи лекарства»,

«Наведи порядок»

Ориентировка во времени и в пространстве

(2занятия)

Ось симметрии, зеркальное отображение.  Знакомство с осью симметрии и зеркальным отображением. Рисование контура  и предметов в зеркальном отображении; ориентация в двухмерном пространстве.

«Назови дни недели»,

«Назови скорее»,

«Назови пропущенное слово»,

«Круглый год»,

«Найди игрушку»,

«Найди похожую»,

«Нарисуй картинку»,

«Покажи  где?»,

Величина

(2занятия)

Выбор и группировка предметов по одному или нескольким признакам из ряда предметов.Определять «лишний» предмет, выделяющийся по одному или нескольким признакам из группы предметов; подбирать и группировать предметы по одному или нескольким признакам.

«Снеговики»,

«Подбери куклам одежду для прогулки»,

«Как зовут мальчиков?»

Геометрические фигуры (2занятия)

Меры длины: миллиметр, сантиметр, дециметр; ученическая линейка. Знакомство с мерами длины: миллиметр, сантиметр, дециметр; ученическая линейка.

«Для вас, девчонки!»,

 «Для вас, мальчишки!»

 (Палочки Кюизенера)

Февраль

Количество и счет

(2занятия)

Повторение знаков +, -, =, < , >.  Математические знаки, написание и использование их при решении арифметических задач.

«Исправь ошибку»,

Убираем цифры»,

«Задумай число»,

«Число, как тебя зовут?»,

«Составь цифру»,

«Сосчитайте по порядку»,

«Кто внимательный?»

«Наведи порядок»,

Геометрические фигуры

(2занятия)

Вершины, стороны, углы фигур.  Знакомство с признаками геометрических фигур: вершина, сторона, угол.

«Соты»,

«Колумбово яйцо»,

«Блоки Дьенша».

«Игры с разноцветными прищепками»

Ориентировка во времени и пространстве

(2занятия)

Меры времени: секунда, минута, час, часы. Закрепление понятий мер времени: секунда, минута, час; работа с макетом часов.

«Расскажи про свой узор»,

«Путешествие по комнате»,

«Двенадцать месяцев»,

Величина

(2занятия)

Прием попарного сравнения, методы наложения, приложения. Сравнение предметов по различным признакам; разными способами, используя методы приложения, наложения и прием попарного сравнения.

«Мишка и мишутка»,

«Башни для мишек»,

«Забор»,

«Разные дома»,

Март

Количество и счет

(2занятия)

Решение арифметических примеров и задач. Учится соотносить число, цифру и количество предметов от 1 до 20; решение арифметических задач, отгадывание загадок, запись их решения, составление задач по картинкам и их решение.

«Заполни пустые клетки»,

«Вычислительная машина»,

«Игры с разноцветными прищепками»

Величина

(2занятия)

Сравнение предметов по всем показаниям величины.

«Сравни пояса»,

«Подбери обувь»,

«Дорога».

Геометрические фигуры

(2занятия)

Шар, куб, цилиндр, конус, призма, параллелепипед, пирамида. Различать объемные фигуры: куб, шар, конус, призма, цилиндр, пирамида, параллелепипед; находить предметы, имеющие форму объемных фигур в окружающем мире (зонтик, труба, крыша дома и т.д.).

«Гусеница»,

«Найди такую же»,

«Я найду, а ты продолжи»,

«Гном строит дом»,

«Платья для кукол»,

Ориентировка во времени и в пространстве

(2занятия)

Первый, второй, предпоследний, последний. Знакомство с понятиями: первый, второй, предпоследний, последний.; употребление их в речи.

«Лови, бросай, дни недели называй»,

«Неделя стройся!»,

«День и ночь- сутки прочь»,

«Подбери картинки»,

Апрель

Количество и счет

(2занятия)

Решение задач на сложение и вычитание. Установление соответствия между цифрой и числом.

«Примеров много- ответ один»,

«Сколько?»

«Игры с разноцветными прищепками»

Геометрические фигуры

(2занятия)

Четырехугольники, шестиугольники. Повторение круг, овал, треугольник.

Игра «Колумбово яйцо». Развивать геометрическое представление, наблюдательность.
«Закрась предмет, который составлен из нарисованных геометрических фигур

Игра «Геоконт». Учить конструировать цифры.
Занимательные задачи про зайчат.

Ориентировка во времени и в пространстве

(2занятия)

Работа в тетради в клетку. Повторение названия месяцев года.

«Поездка на трамвае»,

«Соседи медвежонка»,

«Назови скорее»,

«Нарисуй правильно»,

«Слушай и рисуй».

Май

Количество и счет (2 занятия)

Занимательные задачи. Решение задач. Порядковый счет. Решение математических загадок. Повторение изученного материала.

«Напиши цифру»,

«Составь задачу и запиши»,

«Помоги другу»,

«Соберемся в школу»,

Геометрические фигуры

«Графический диктант»;

 «Лабиринт».

«Сравни грузы»,

«Разбитая ваза»,

«Составь картинку из фигур»,

«На какую фигуру похож предмет?»,

«Нарисуй  правильно»,

Ориентировка в пространстве и во времени.

Повторение названий весенних месяцев. Характерные особенности времен года.

 Части суток.

Ориентировка на листе бумаги в клетку.

«Поездка на трамвае»,

«Соседи медвежонка»,

«Назови скорее»,

«Нарисуй правильно»,

«Слушай и рисуй».

Педагогическая диагностика 1-2 недели

5. Организационно-педагогические условия

5.1 Учебный план

Этап 1

Направления работы

Количество занятий

Количество и счет

16

Величина

12

Геометрические фигуры, форма

16

Ориентировка в пространстве

10

Ориентировка во времени

10

Педагогическое обследование (сентябрь, май)

8

Итого:

72

Этап 2

Количество и счет

18

Величина

15

Геометрические фигуры, форма

13

Ориентировка в пространстве

9

Ориентировка во времени

9

Педагогическое обследование (сентябрь, май)

8

Итого:

72

Этап 3

Количество и счет

18

Величина

16

Геометрические фигуры, форма

13

Ориентировка в пространстве

9

Ориентировка во времени

8

Педагогическое обследование (сентябрь, май)

8

Итого:

72

5.2 Расписание занятий

Дни недели

Филимонова Е.В.

Абдужамалова З.А.

Багирова В.И.

Вторник

18.00-18.20

18.00-18.25

18.00-18.30

Пятница

18.00-18.20

18.00-18.25

18.00-18.30

5.3.  Программно - методическое обеспечение

Наименование услуги

Наименование программы

Программа, на основе которой разработана, утверждена и рекомендована

«Развивай-ка»

Программа ДПОУ по проведению занятий по развитию логико-математических способностей у детей 5-8 года жизни «Развивай-ка»

Услуга предоставляется по программе  «Развивай-ка», разработанной на основе программы  Истоки: Базисная программа развития ребенка - дошкольника.  Под редакцией Алиевой Т.И.

5.4 Материально-техническое обеспечение

Организация работы кружка осуществляется в специальном кабинете, на 3 этаже здания МАДОУ города Нижневартовска ДС №61 «Соловушка».

Кабинет оснащен современным оборудованием  (антибликовая доска, проектор, компьютер, магнитофон).

 Также используются:

Набор «Блоки Дьенеша»- 12 шт. (по набору на каждого ребенка)

Набор «Палочки Кьюизинера» - 12 шт. (по набору на каждого ребенка)

Альбомы «Лепим нелепицы», «Поиск затонувшего клада», «Страна блоков и палочек», «Дом с колокольчиком», «Волшебные дорожки», «Блоки Дьенеша».

Наборы цифр от 1 до 10.

Методическая  литература;

Наборы картинок цифр, задач;

Наглядный материал для счета, сравнения;

Игровой материал для дидактических математических игр;

Набор карточек для индивидуальной работы;

Наборы счетного материала;

Наборы сенсорного материала для индивидуальной работы;

 

6. Педагогическая диагностика

результатов освоения программы ДПОУ «Развивай-ка»

 

п/п

Фамилия Имя

ребенка

Развитие внимания

Развитие памяти

Развитие восприятия

Развитие воображения

Развитие мышления

Общий балл.

Уровень

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

    12.

Итого:

Низкий

Средний

Высокий

Оценка  работы  по  3-х  бальной  системе:

3 – высокий  уровень  развития;

2 – средний  уровень  развития;

1 – низкий  уровень  развития;

Критерии оценки усвоения результатов освоения программы   ДПОУ «Развивай-ка»

Показатели результативности реализации программы

Результативность программы отслеживается в ходе  проведения педагогической диагностики, которая предусматривает выявление уровня развития познавательных следующих процессов:

1. Развитие внимания

1. За ребенком ведется наблюдение в ходе организации непосредственной образовательной деятельности. При этом:

- на 1 этапе - удерживает внимание на 10-15 мин.

- на 2 этапе – удерживает внимание на 15-20 мин.

- на 3 этапе - удерживает внимание на 20-25 мин.

Задание оценивается по трехбалльной системе:

Уровень:

1 балл -  критерий не проявляется;

2 балла – критерий проявляется частично;

3 балла – критерий проявляется (согласно норме).

2. Развитие памяти.

Ребенку предлагается рассмотреть 10-15 картинок или предметов. А затем назвать:

- на 1 этапе – 3-4 из них;

- на 2 этапе – 4-5 из них;

- на 3 этапе – 5-6 из них;

Задание оценивается по трехбалльной системе:

Уровень:

1 балл -  задание не выполнено,

2 балла – задание выполнено с помощью взрослого;

3 балла – задание выполнено правильно и самостоятельно.

3. Развитие восприятия.

Оценивается знание ребенком формы, цвета и размера в соответствии с возрастом.

Задание оценивается по трехбалльной системе:

Уровень:

1 балл -  критерий не проявляется;

2 балла – критерий проявляется частично;

3 балла – критерий проявляется (согласно норме).

4. Развитие воображения.

Ребенку предлагается выполнить:

на 1 этапе – «Преврати  кружочек»,

на 2 этапе – «Придумай игру»,

на 3 этапе – «Дорисуй элемент»,

Задание оценивается по трехбалльной системе:

Уровень:

1 балл -  задание не выполнено,

2 балла – задание выполнено с помощью взрослого или не полностью;

3 балла – задание выполнено правильно и самостоятельно.

5. Развитие мышления.

Ребенку предлагается выполнить ряд заданий:

1. «Чего не хватает на рисунке?»

2. «Что лишнее на рисунке?»

3. «Раздели на группы и назови одним словом»

4. «Сложи картинку»

5. «Что перепутал художник?»

6. «Продолжи ряд»

7. «Заплатки к коврикам»

8. «Что сначала, что потом?»

9. «Так бывает или нет?»

Наполняемость заданий должна соответствовать  возрасту воспитанников на каждом этапе реализации программы, при этом их количество не сокращается.

Например, при выполнении задания «Сложи картинку», на 1 этапе предлагается составить картинку из 4 частей, на втором – из 6 частей, на 3 – из 8 частей .

Оценивание проходит по трехбалльной системе:

1 балл -  задание не выполнено,

2 балла – задание выполнено с помощью взрослого;

3 балла – задание выполнено правильно и самостоятельно.

Данная диагностика носит рекомендательный характер, позволяет  оценить общий уровень развития  познавательных процессов дошкольников.

Все результаты заносятся в сводную таблицу в начале и в конце года. Сравнение первоначальных и итоговых результатов позволяет оценить уровень усвоения программного материала на каждом этапе реализации программы.

7.Список литературы.

  1. Воскобович В.В., Харько Т.Т., Балацкая Т.И. Игровая технология интеллектуально – творческого развития детей дошкольного возраста 3 – 7 лет «Сказочные лабиринты игры». // Санкт – Петербург, 2003.
  2. Воскобович В.В. Лабиринты цифр. Выпуск «Один, два, три, четыре, пять …» (приложение к игре). //  Санкт – Петербург, 2003.
  3. Математика до школы: Пособие для воспитателей детских садов и родителей. - Санкт – Петербург, «Детство – Пресс», 2003.
  4.  Математика от трех до семи. Учебно – методическое пособие для воспитателей детских садов. - Санкт – Петербург, «Детство – Пресс», 2006.
  5.  Методические советы к программе «Детство», СПб «Детство – Пресс», 2006.
  6.  Носова Е.А.,  Непомнящая Р.Л. Логика и математика для дошкольников. - СПб «Детство – Пресс», 2004.
  7. СмоленцоваА.А.,Суворова О.В. Математика в проблемных ситуациях для маленьких детей. С.- П-б. «Детство – Пресс»: 2004
  8. Финкельштейн Б.Б. На золотом крыльце … Конспект игр и упражнений с цветными счётными палочками Кюизенера.- ООО «Корвет»: СПб, 2003.
  9. Б.Б. Финкельштейн «Страна блоков и палочек»;
  10. Б.Б. Финкельштейн «Лепим Нелепицы»
  11. Б.Б. Финкельштейн  «Вместе весело играть».
  12. Михайлова З.А., Чеплашкина И.Н., Харько Т.Г. «Предматематические игры для детей младшего дошкольного возраста». Учебно-методическое пособие. 2011 г.
  13. Воскобович В.В., Харько Т.Г. и др. Игровые технологии интеллектуально-творческого развития детей дошкольного возраста 3 – 7 лет «Сказочные лабиринты игры) Кн.2. Описание игр. СПб., 2003 г.
  14. Т.М. Бондаренко «Развивающие игры в ДОУ», Воронеж, 2009 г.
  15. Комарова Л.Д. «Как работать с палочками Кюизенера?» М: Издательство ГНОМ, 2011 – 64с
  16. Новикова В.П., Тихонова Л.И. «Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера», М: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2011 – 88с.

 


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа разработана на основе Примерной программы «Радуга» : программа воспитания, образования и развития детей от 2 до 7 лет в условиях дет. сада / [Т. И. Гризик, Т. Н. Доронова, Е. В.Соловьёва, С. Г. Якобсон; науч. рук. Е. В. Соловьёва

Рабочая программа  разработана на основе Примерной программы «Радуга» : программа воспитания,  образования и развития детей от 2  до 7  лет в условиях дет.  сада /  [Т. И...

Рабочая программа дополнительной образовательной услуги "Занимательная математика" на основе комплексной программы "Общеобразовательная программа "Школа 2100 (Детский сад 2100)

Данная программа расчитана для детей 3-4 лет, в неё включена пояснительная записка, перспективное планирование, работа с родителями и многое другое....

Рабочая программа модуля «Познавательное развитие» основной общеобразовательной программы- образовательной программы дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности с 2-го года по 7-й год жизни Срок реализации: 6 лет

В муниципальном казенном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад села Манчаж» (далее МКДОУ «Детский сад села Манчаж») реализуется рабочая программа модуля «Познавательное развитие», (далее ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЯ ДОУ подготовительная к школе группасоставлена на основе примерной основной общеобразовательной программы «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Веракса, М. А. Васильевой, Т. С. Комаровой срок реализации программы 2015-2016г

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЯ ДОУподготовительная к школе группа составлена на основе примерной основной общеобразовательной программы «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Веракса, М. А. Ва...