Сюжетно-ролевая игра как средство всестороннего развития ребенка
методическая разработка

Демьяненко Евгения Михайловна

В статье описано значение сюжетно-ролевой игры в жизни ребенка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word.docx20.27 КБ

Предварительный просмотр:

Ни для кого не секрет то, что игра – ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте.

 В сюжетно-ролевых играх отражаются представления детей об окружающем мире, взаимоотношениях и профессиональных обязанностях людей. Ребёнок переносится из повседневной рутины: он примеряет интересную роль, использует образы памяти и фантазию для действия в придуманной ситуации. Сюжетно-ролевая игра не только развлекает ребёнка, но и является элементом образовательного процесса в детском саду.

 В дошкольном детстве игра носит воспитательный характер: с её помощью формируются важные личностные качества и развиваются умственные способности. Сюжетно-ролевая игра также выступает и одним из основных методов обучения: закладывается культура взаимоотношений внутри коллектива, прививается уважение к труду взрослых и различным профессиям, закладываются простые социальные компетенции (как вести себя в обществе). 

Именно сюжетно ролевые игры могут научить детей:

  • Общению со сверстниками;
  • Находить решения при конфликтах;
  • Сопереживать;
  • Выражать эмоции, даже негативные;
  • Развивает фантазию;
  • Помогает адаптироваться к детскому саду;
  • Просто полезное времяпрепровождение

В последнее время воспитатели и психологи отмечают снижение уровня ролевых игр у дошкольников. Дети играют меньше, чем 20-30 лет назад, их ролевые игры более примитивны и однообразны. Это, по-видимому, связано с тем, что дети все более отдаляются от взрослых, они не видят и не понимают деятельности взрослых, плохо знакомы с их трудовыми и личными отношениями. Усложнилось производство; труд взрослых, раньше такой понятный и доступный детям, оказался для них за семью печатями.

 Многие дошкольники имеют весьма смутное представление о мире профессий взрослых, не знают даже, кем работают, и каким делом заняты их родители.

Детские высказывания часто свидетельствуют, что, даже если ребенок и был на работе у своих родителей, он так и не понял сути их профессиональной деятельности. Все чаще у родителей в графе «Сведения о родителях, занимаемая должность» указано «риэлтор», «менеджер», «дилер», «агент», «мерчендайзер», «аудитор», «логистик» и т. д. Да и сами родители не могут  объяснить ребенку на доступном детскому пониманию языке, чем они занимаются. И если раньше первое, что обыгрывали дети, был труд их родителей, а естественное желание быть «как мама» или «как папа» воплощалось в исполнении профессий, то теперь малыши вынуждены свести все к «семейному быту». И так сложилось, что основной игрой детей стала игра в «дочки - матери». Конечно, ничего плохого в этом нет, однако все богатство сюжетов и взаимоотношений между людьми сводится лишь к семейным сценам, а остальные стороны действительности и отношения внутри них оказываются вне поля зрения ребенка. Это, безусловно, обедняет игру и плохо сказывается на развитии воображения.

Жизнь современного ребенка заполнена телевидением, компьютерными играми. На игру у ребенка остается крайне мало времени и дома, и в детском саду. Между тем дети хотят играть, считают игру, самым любим видом деятельности.

 У дошкольников XXI века появились новые игровые роли: банкир, агент, клиент, визажист, оператор и т.д.) и новые игровые сюжеты «Салон сотовой связи», «Путешествия», «Служба спасения» и т.д. В то же время замечено, что современные дошкольники предпочитают воспроизводить в своих играх сюжеты, заимствованные из телевизионных сериалов и брать на себя роли телевизионных героев. Телевидение оказывает наибольшее влияние на воображение дошкольников (Человек-паук, энгрибердс, Феи Винкс, Черепашки Нидзя и т.д.). Это говорит о том, что наши дошкольники, проводящие слишком много времени у телевизора, лучше знакомы с жизнью и отношениями иностранных героев фильмом, чем окружающих их реальных взрослых. Как правило, такие игры представляют собой  типичный набор простых действий, отсутствие ролевого и диалогового  взаимодействия. Отношения между персонажами примитивны. Сюжет не имеет развития. Длительность игры очень короткая. Даже если она и начинается спонтанно, логического завершения она не имеет.

Современный ребенок дошкольного возраста стремится отражать в сюжетно - ролевой игре ту социальную действительность, в которой он живет и в которой развивается. А это означает, что тематика сюжетно-ролевых игр должна меняться с изменениями социума.

Часто игра сводится к манипулированию с яркой, модной игрушкой или к накопительству, потому что иметь как можно больше, трансформеров, покемонов в детской субкультуре считается престижным. Придумывая игры, дети основываются на телевизионной информации и компьютерных играх. Часто дети не знают, как играть, как развивать игровой сюжет. Такая ситуация во многом обусловлена тем, что в детском саду ребенок находится в обществе сверстников – детей, играющих также, как и он сам.

 Игровой опыт не передается от старших детей к младшим, (как это было раньше-дворовые игры). Современному ребенку негде научиться играть. В такой ситуации игровой опыт ребенку должен передать воспитатель детского сада.

Обучение игре представляется естественной помощью воспитателя ребенку. Оно включает непосредственное взаимодействие воспитателя с детьми в игре, наблюдение за игрой детей, изучение детских возможностей и перспектив развития игры. Воспитателю необходимо стать для ребенка игровым партнером, который приносит в детскую игру новое содержание и новые умения.

Следовательно, возникает необходимость не только руководства сюжетно-ролевыми играми со стороны взрослого, но и организованного обучения самой игре.

Как же педагогу детского сада решить поставленные задачи? Какой путь выбрать?

Помимо всем известных методов, в своей практике на группе я использую тренажер для составления алгоритмов сюжетно-ролевых игр.

Как им пользоваться?

Тренажер можно использовать как на столе, так и в любом другом месте. Количество игроков, использующих его может быть не более 4-5 человек. Ребенку предлагается рамка или папка с кармашками и несколько конвертов, в которых находятся картинки по разным сюжетно-ролевым играм. В каждом конверте лежат карточки по какой-либо одной сюжетно ролевой игре. Таких конвертов может быть множество, как по традиционным играм («Семья», «Магазин», «Салон красоты» и др.), так и по современным («Детективное агенство», «Туристическое бюро», «Ветеринарная клиника»)

Если ребенок не знает как развернуть сюжет, педагог вместе с ним на игровом поле выкладывает карточки с действиями выбранной ребенком игры, тем самым показывая и объясняя ребенку, какой сюжет можно использовать в игре (сюжеты могут быть различными и их может быть несколько).

Дети более старшего возраста сами выбирают игру, в которую хотели бы поиграть и выкладывая на специальном поле сюжет игры, они могут рассказать по картинкам как они будут его проигрывать. В процессе выкладывания сюжета дети могут распределить между собой роли и обговорить правила игры. Так же ребенок может объединить 2-3 игры в одну и рассказать о ней педагогу либо другому ребенку, партнеру по игре.

Список литературы:

  1. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М.: Педагогика, 2007.
  2.  Бойченко Н.А. Сюжетно ролевые игры дошкольников, - Киев «Радянская школа», 2008. 
  3. Иванкова Р.А. Планирование педагогической работы по формированию сюжетно-ролевой игры у детей раннего и дошкольного возраста // Дошкольное воспитание: Традиции и современность. - М., 2009.
  4. Жуковская Р.И. Воспитание ребенка в игре. - М., 1963
  5. Психология детей дошкольного возраста: Развитие познавательных процессов / Под ред. А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина. - М., 2001


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация "Сюжетно-ролевая игра, как средство всестороннего развития ребенка"

В презентации использованы материалы работы по социализации: профессии....

презентация "Сюжетно- ролевая игра как средство всестороннего развития ребенка»

В презентации рассказывается о методике организации сюжетно - ролевых игр в средней группе детского сада....

Сюжетно-ролевая игра как средство всестороннего развития ребенка

Дошкольный возраст - яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, п...

Сюжетно-ролевая игра как средство всестороннего развития ребенка

Сюжетно-ролевая игра как средство всестороннего развития ребенка»      Сюжетно – ролевая   игра – основной вид деятельности детей дошкольного возраста. Она имее...

Консультация для воспитателей "Сюжетно-ролевая игра, как средство всестороннего развития ребенка"

Дети очень любят играть в различные игры. Игра – что может быть интереснее и значимее для ребенка? Это и радость, и познание, и творчество. Это то, ради чего ребенок идет в детский сад. А. С. Ма...

Консультация для педагогов«Сюжетно-ролевая игра как средство всестороннего развития ребенка»

Дошкольный возраст - яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека....

Консультация для педагогов. «Сюжетно-ролевая игра как средство всестороннего развития ребенка»

Дошкольный возраст - яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, п...