Проект "Самара - вчера, сегодня, завтра". История моего города.
проект (подготовительная группа)
Проект разработан для ознакомления детей старшего возраста с Историей Самарского края.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.doc | 67.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Самара вчера, сегодня, завтра.
История моего города.
Жемчужина города. Самарская набережная.
Автор-составитель: Рублева Валентина Ивановна
МБДОУ «Детский сад №407» г.о. Самара
воспитатель
Проект «Жемчужина города. Знакомство с Самарской набережной»
Вид проекта: познавательно-информационный, групповой.
Продолжительность: краткосрочный (с 5.09 по 9.09).
Цель проекта: систематизирование знаний детей дошкольного возраста о родном городе.
Задачи:
- Пополнить знания детей о городе, в котором они живут;
- Формировать умение передавать свои впечатления в рисунках;
- Побудить в детях чувство любви к родному городу;
- Развивать разговорную речь: пополнять словарный запас, умение выстраивать фразы с применением новых слов.
Участники проекта: дети подготовительной группы, воспитатели, родители воспитанников.
Образовательная область: познание, художественно-эстетическая, коммуникация.
Проблематика
В современной системе дошкольного образования слишком мало времени уделяется истории малой родины, края, области, города, в котором родились и живут воспитанники детских садов. Так же родители детей подчас вовсе не уделяют времени рассказам о родных местах, достопримечательностях и улицах, по которым каждый день ходят их малыши. Хотя, уже в младшем дошкольном возрасте дети проявляют живой интерес к окружающему миру, задают различные вопросы про свой город: от происхождения названий улиц, до окружающих их памятников архитектуры. Их внимание сосредоточено на всём новом и необычном, но отсутствие знаний о родных местах мешает правильному восприятию культурно-нравственных ценностей, негативно влияя на воспитание и последующее образование детей.
Актуальность
Неотъемлемая часть любой системы образования–воспитание патриотизма. Патриотизм–это любовь и привязанность к Родине, преданность ей, ответственность за нее, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать богатства. Заложить любовь к Родине, к родному городу, к родной природе, можно только с младшего возраста. Потом поменять мировоззрение, изменить представления и взгляды человека на окружающее необычайно сложно. Основы патриотизма начинают формироваться в дошкольном возрасте. Патриотическое воспитание дошкольников включает в себя передачу им знаний, формирование на их основе отношения и организацию доступной возрасту деятельности. Фундаментом патриотизма по праву рассматривается целенаправленное ознакомление детей с родным городом. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине – к месту, где родился человек. У детей базовый этап формирования любви к Родине – накопление ими социального опыта жизни в своем городе, усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры.
Предполагаемые результаты:
- Повышение уровня знаний детьми о своем городе.
- Активизация интереса детей к малой Родине– своему городу.
Продукты проекта:
Иллюстрации о родном городе, набережной, рисунки.
Этапы проекта:
Проект включает три основных этапа:
1-й - подготовительный: постановка цели и задач, работа по составлению этапов реализации проекта;
2-й - реализация проекта;
3-й - обобщающий (заключительный): обобщение результатов работы в самой различной форме, их анализ, закрепление полученных знаний.
Предварительная работа:
подбор иллюстративного материала по теме;
подбор литературы по теме.
Сотрудничество с семьёй:
Консультация «Патриотическое воспитание дошкольников»
Основное направление: формирование глубинных чувств к родному краю, городу, семье, на основе социокультурного окружения детей.
Прогнозируемые результаты на основе расширения знаний об окружающей действительности:
Владение детьми информацией; формирование патриотических чувств, любовь к родному краю, городу, чувство гордости за «малую Родину»;
углубление знаний детей об истории родного города; усвоить название улиц, памятников, зданий архитектуры, достопримечательностей города.
2-й этап. Перспективы планирования:
Беседа с детьми о том, что они знают о самарской набережной.
Рассказ воспитателя об истории возникновения набережной.
Рассказ воспитателя о истории образования города Самара, архитектурных сооружениях.
Рассматривание фотографий, просмотр презентации и беседа на тему «Набережная и её история».
Беседа на тему «Гордимся тобой, наш город родной».
Беседа об исторических названиях улиц и спусков, прилегающих или выходящих к набережной.
Выставка детских рисунков в группах, на стендах: «Мой любимый город Самара», «Моя набережная», «Набережная, какой я её вижу в будущем».
Целевые прогулки: с родителями по набережной близ памятника Григория Засекина. Участие в праздновании дня города.
План реализации проекта:
Виды деятельности | Сроки |
Цели и задачи |
Форма регистрации |
1 | 2 | 3 | 4 |
1. Беседа «Мой родной город – Самара» | Понед. | Закрепление знаний о малой Родине | Конспект |
2. Беседа «Великая Волга. Волга – красавица». | Вторник | Закрепление знаний о малой Родине | Конспект |
3. Разучивание стихов «Речка, реченька, река», «Самарский край», «Город родной» | Среда | Чтение наизусть стихов, формирование любви к природе | Худ. слово |
4. Просмотр презентации о набережной | Четверг | Закрепление знаний об объектах нашего города | Описание объектов |
5.Изобразительная деятельность Тема: «Моя набережная» | Пятница | Создание творческого продукта изобразительной деятельности | Выставка |
В результате реализации проекта:
У детей повысился уровень знаний о своем городе, о его объектах и достопримечательностях.
Появился интерес к своей малой Родине – к своему городу.
Вывод:
Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине – к месту, где родился человек. Таким образом, заложить любовь к Родине, к родному городу, к родной природе, можно только в дошкольном возрасте.
Приложения:
Беседа: «Мой родной город - Самара»
Воспитатель на мольберте печатными буквами выкладывает слово «Родина».
-Ребята, что нового появилось у нас в группе?
(Дети оценивают окружающую обстановку, подходят к буквам и самостоятельно рассуждают)
Воспитатель предлагает детям прочитать, что написано?
Воспитатель:
- Дети, что мы Родиной зовем?
(Ответ ребенка)
Воспитатель: Что мы Родиной зовём?
Дом, где мы с тобой живём,
И берёзки, вдоль которых,
Рядом с мамой мы идём.
Воспитатель: Ребята, что мы Родиной зовем?
(Ответ)
Воспитатель: Что мы Родиной зовём?
Поле с тонким колоском,
Наши праздники и песни,
Тёплый вечер за окном.
Воспитатель: Что мы Родиной зовем?
(Ответ)
Воспитатель: Что мы Родиной зовём?
Всё, что в сердце бережём,
И под небом синим-синим
Флаг России над Кремлём.
Эти замечательные строки написал детский поэт В. Степанов.
- Ребята, вы помните, что говорится в первых строчках стихотворения?
(Ответы 5 детей)
Воспитатель:
- Есть Родина большая и малая. Большая Родина – это наша страна, огромная, необъятная Россия. А малая родина – это место, где мы родились и живём.
- Ребята, как называется город, в котором мы живем?
(Ответы 3 детей)
Воспитатель: Все мы родились в нашем городе Самаре. И все мы живём здесь. Это и есть наша малая родина.
- Как вы думаете, почему так назвали наш город?
(ответы 5 детей)
- Подумайте и скажите, как назывался наш город раньше?
(Ответы детей)
- Какие названия улиц вы знаете?
(Ответы детей)
Как ты думаешь, почему так назвали эту улицу?
(Ответы детей)
Воспитатель: За что вы любите свой город?
Подумайте, чем он примечателен.
(Ответы 4 детей)
Воспитатель:
-А сейчас приглашаю вас поиграть в игру «Необыкновенное путешествие по нашему городу».
Детям предлагаются фотографии формата А4 с изображением набережной реки Волги, парка им. Ю. А Гагарина, загородного парка, зоопарка, цирка, железнодорожного вокзала, площади Куйбышева, музея "Самара космическая", Самарского Театра-центра юного зрителя, ботанического сада, музея им. Алабина, разложенные по всей группе, каждому кубик с цифрами и стрелкой.
Ход игры: Каждый ребенок бросает кубик с цифрами и стрелкой и выполняет количество шагов в соответствии с цифрой по направлению стрелки. Ребенок называет место города, куда он попал.
Воспитатель:- Ребята вспомните, о чём мы сегодня говорили?
(Ответы детей)
Воспитатель: Что вы еще хотите узнать о нашем родном городе?
А как мы можем это сделать?
(Ответы детей)
Беседа «Великая Волга. Волга – красавица»
1. Прослушивание песни Людмилы Зыкиной «Из далека долга», с просмотром фотографий или иллюстраций с изображением реки Волги.
2. Вступительная беседа:
– Как называется наш город?
– Почему он называется Самара?
- Что вы знаете о реке Волге?
3. Примерный рассказ воспитателя о реке Волге:
Волга – одна из красивейших и самая большая река в Европе. Великая русская река. Для России Волга не просто река, не просто вода. Волга – это основа нашего русского государства и русской культуры. Писатели говорят о ней, как о живой, приписывают ей человеческие качества, сравнивают с Родиной-матерью. Волга – символ свободы, простора, широты и величия духа русского народа. Красавицу Волгу воспевали поэты, народ слагал о ней песни, художники писали картины. Волга радует нас своей красотой. Летом тысячи людей спешат к Волге, чтоб отдохнуть, поплавать, позагорать, насладиться ее красотой. Полюбуйтесь на репродукции картин известных художников:
4. Знакомство с географической картой реки Волги.
Волга берет начало (показ на карте) у деревни Волговерховье Тверской области.
Вот отсюда, именно отсюда,
Из глубин лесного родника,
Выбегает голубое чудо –
Русская великая река…
И не только берега крутые,
И не только тучи - облака,
В Волге, словно в зеркале России,
Судьбы отразились и века.
Палькин Н.Е.
Показать по карте, какой огромный путь проделывает река. Вначале она течет по зоне лесов, затем по лесостепи, по нашей области – степи, и далее до Каспийского моря по полупустыни.
Показ крупных притоков реки Волги, объяснить, что они питают Волгу, делают ее полноводной.
Показ больших городов вдоль реки. Помочь детям понять, почему города «растут» у реки.
5. Итоговое обобщение.
Разучивание стихов:
Речка, реченька, река
Широка и глубока.
Ты течёшь между полей,
Городов и деревень.
Подо льдом бежишь зимой,
Разливаешься весной,
В осень листья-корабли
Тихо плавают все дни.
Ты для рыбы-дом родной.
Для животных-водопой.
Звёздам-зеркало большое.
По ночам они не спят.
До утра в тебя глядят.
Самарский край
Люблю тебя, Самарский край,
До самых волжских берегов!
Любое место выбирай
Среди заманчивых лугов!
Здесь много доброй красоты
И нежной мудрости берёз,
Становишься сильнее ты
И душу трогаешь до слёз.
Кругом цветочные ковры
И земляничные поля,
Смотри на всё да не соври,
Скажи: «Божественна земля!»
И синева небес пьянит,
Наполнен воздух чистотой,
Самарский край меня пленит
Своей природою простой!
Город родной
Великая Волга от края до края!
Прекрасней реки я в мире не знаю!
Течёт величаво, неся свои воды,
Могучая Волга- царица природы!
Я рад, что я вырос на этой земле,
Мой город Самара - на Волге- реке.
Здесь тишь берегов, родные просторы,
Леса и поля, Жигулёвские горы!
Средь всех городов и бескрайних морей
Самара на Волге лишь сердцу милей!
Люблю я свой город, красивый, родной,
Ему признаюсь: «Я, Самара, с тобой!»
Образовательная область: художественно-эстетическое развитие- рисование на тему «Моя набережная», «Набережная, какой я её вижу в будущем».
Задачи: воспитывать чувство патриотизма; развивать воображение и стремление изобразить в рисунках свой город; учить самостоятельно выбирать материалы и способы изображения, находить композиционные решения сюжета; формировать умение работать в коллективе.
Оборудование: цветные карандаши, восковые мелки, акварельные краски; фотографии набережной.
Просмотр всех работ лучших работ.
Выбор одного из двух рисунков на выставку.
Итог занятия.
Воспитание патриотических чувств дошкольников.
(Консультация для родителей)
Патриотическое воспитание ребенка – это основа формирования будущего гражданина. Задача воспитания патриотизма в настоящее время очень сложна. Чтобы достигнуть определенного результата, необходимо находить нетрадиционные методы воздействия на человека, начиная с самого раннего возраста. Известны педагогические принципы: любовь к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви к своему дому, улице, на которой ребенок живет, детскому саду, школе, городу.
Уже в дошкольном возрасте ребенок знает, в какой стране он живет, чем она отличается от других стран. Необходимо осуществлять работу по воспитанию у детей любви к родному городу и его людям. Как можно больше рассказывать детям о городе, в котором они живут; воспитывать чувство гордости за свой город. Приучать детей бережно относиться к тому, что создано бабушками, дедушками, мамами и папами. Поддерживать чистоту и порядок в общественных местах, участвовать в создании красоты и порядка в своем дворе, подъезде, на улице, в парках, в детском саду.
Существуют разнообразные формы воспитания у детей патриотических чувств. Это беседы о Родине, о родном городе, о природе родного края, о хороших людях, чтение детских книг на патриотические темы, соответствующий подбор песен и стихов для разучивания, просмотр кинофильмов, телевизионных передач для детей, целенаправленные игры и, конечно, личный пример родителей.
Одно из проявлений патриотизма – любовь к природе. Она определяется бережным отношением к ней, выражается в элементарной заботе о животных, в доступном труде по выращиванию растений. Большое значение имеют прогулки в лес, на реку, в поле. Они дают возможность познакомить детей с некоторыми правилами бережного отношения к природе. При ознакомлении с природой родной страны акцент делается на ее красоту и разнообразие, на ее особенности. Яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь и формируют у ребенка такие черты характера, которые помогут ему стать патриотом и гражданином своей страны.
Подписи к слайдам презентации:
- Название презентации
- Пароходы у пристани, 1880 г.
- Караван на Волге, 1902 г.
- Набережная реки Волги в городе Куйбышеве, 1954 г.
- Первомайский спуск, 1970 г.
- Строительство Ладьи
- Благоустройство набережной
- Третья очередь набережной, вид с Волги
- Ладья
- Памятник Григорию Засекину
- Вторая очередь набережной
- Любимое место отдыха горожан
- Велосипедные дорожки
- Поющий фонтан
- Первая очередь набережной
- Памятник Сухову
- Скульптура «Бурлаки на Волге»
- Вечерняя набережная
- Фонтан «Самара»
- Спортивные площадки рядом с речным вокзалом
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
НОД "Мой город вчера, сегодня, завтра"
Сегодня мы с вами отправляемся в путешествие по родному городу. Я расскажу о том, как появился на земле наш город. Но прежде чем говорить об истории города, давайте вспомним, что м...
НОД "Мой город вчера, сегодня, завтра"
Сегодня мы с вами отправляемся в путешествие по родному городу. Я расскажу о том, как появился на земле наш город. Но прежде чем говорить об истории города, давайте вспомним, что м...
"Город вчера, сегодня, завтра"
Данная методическая разработка предназначена для целевой аудитории: воспитателей, педагогов и других работников, занятых в сфере дошкольного и школьного образования. Основной целью МР является воспита...
" Самара вчера, сегодня и завтра. История моего города"
В данном проекте представлен материал, содержащий историческое описание г. Самара.Цели проекта: ...
"Малыш" вчера, сегодня, завтра... (презентация об истории ДОУ)
В этом году детскому саду "Малыш" исполнилось 46 лет. Совсем недавно прозвучали последние аккорды юбилейного, 45-го выпуска! Год для детского сада был интересным, насыщенным, не простым. В э...
«Мой город вчера, сегодня, завтра!»
НОД по познавательному развитию для детей подготовительной группы...
«Ходынское поле - вчера, сегодня, завтра (архитектура и история)».
НОД Экскурсия "Ходынское поле вчера. сегодня, завтра..." (архитектура и история)ОбразовательнаяСистематизировать у детей представления о городе, в котором они живут. Познак...