Проект "Самара - вчера, сегодня, завтра". История моего города.
проект (подготовительная группа)

Проект разработан для ознакомления детей старшего возраста с Историей Самарского края.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt.doc67.5 КБ

Предварительный просмотр:

Самара вчера, сегодня, завтра.

История моего города.

Жемчужина города. Самарская набережная.

                                   Автор-составитель: Рублева Валентина Ивановна

                                   МБДОУ «Детский сад №407» г.о. Самара

                                   воспитатель

Проект «Жемчужина города. Знакомство с Самарской набережной»

Вид проекта: познавательно-информационный, групповой.

Продолжительность: краткосрочный (с 5.09 по 9.09).

Цель проекта: систематизирование знаний детей дошкольного возраста о родном городе.

Задачи:

  • Пополнить знания детей о городе, в котором они живут;
  • Формировать умение передавать свои впечатления в рисунках;
  • Побудить в детях чувство любви к родному городу;
  • Развивать разговорную речь: пополнять словарный запас, умение выстраивать фразы с применением новых слов.

Участники проекта: дети подготовительной группы, воспитатели, родители воспитанников.

Образовательная область: познание, художественно-эстетическая, коммуникация.

Проблематика

В современной системе дошкольного образования слишком мало времени уделяется истории малой родины, края, области, города, в котором родились и живут воспитанники детских садов. Так же родители детей подчас вовсе не уделяют времени рассказам о родных местах, достопримечательностях и улицах, по которым каждый день ходят их малыши. Хотя, уже в младшем дошкольном возрасте дети проявляют живой интерес к окружающему миру, задают различные вопросы про свой город: от происхождения названий улиц, до окружающих их памятников архитектуры. Их внимание сосредоточено на всём новом и необычном, но отсутствие знаний о родных местах мешает правильному восприятию культурно-нравственных ценностей, негативно влияя на воспитание и последующее образование детей.

Актуальность

Неотъемлемая часть любой системы образования–воспитание патриотизма. Патриотизм–это любовь и привязанность к Родине, преданность ей, ответственность за нее, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать богатства. Заложить любовь к Родине, к родному городу, к родной природе, можно только с младшего возраста. Потом поменять мировоззрение, изменить представления и взгляды человека на окружающее необычайно сложно. Основы патриотизма начинают формироваться в дошкольном возрасте. Патриотическое воспитание дошкольников включает в себя передачу им знаний, формирование на их основе отношения и организацию доступной возрасту деятельности. Фундаментом патриотизма по праву рассматривается целенаправленное ознакомление детей с родным городом. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине – к месту, где родился человек. У детей базовый этап формирования любви к Родине – накопление ими социального опыта жизни в своем городе, усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры.

Предполагаемые результаты:

  • Повышение уровня знаний детьми о своем городе.
  • Активизация интереса детей к малой Родине– своему городу.

Продукты проекта:

Иллюстрации о родном городе, набережной, рисунки.  

Этапы проекта:

Проект включает три основных этапа:

1-й - подготовительный: постановка цели и задач, работа по составлению этапов реализации проекта;

2-й - реализация проекта;

3-й - обобщающий (заключительный): обобщение результатов работы в самой различной форме, их анализ, закрепление полученных знаний.

Предварительная работа:

подбор иллюстративного материала по теме;

подбор литературы по теме.

Сотрудничество с семьёй:

Консультация «Патриотическое воспитание дошкольников»

Основное направление: формирование глубинных чувств к родному краю, городу, семье, на основе социокультурного окружения детей.

Прогнозируемые результаты на основе расширения знаний об окружающей действительности:

Владение детьми информацией; формирование патриотических чувств, любовь к родному краю, городу, чувство гордости за «малую Родину»;

углубление знаний детей об истории родного города; усвоить название улиц, памятников, зданий архитектуры, достопримечательностей города.

2-й этап. Перспективы планирования:

Беседа с детьми о том, что они знают о самарской набережной.

Рассказ воспитателя об истории возникновения набережной.

Рассказ воспитателя о истории образования города Самара, архитектурных сооружениях.

Рассматривание фотографий, просмотр презентации и беседа на тему «Набережная и её история».

Беседа на тему «Гордимся тобой, наш город родной».

Беседа об исторических названиях улиц и спусков, прилегающих или выходящих к набережной.

Выставка детских рисунков в группах, на стендах: «Мой любимый город Самара», «Моя набережная», «Набережная, какой я её вижу в будущем».

Целевые прогулки: с родителями по набережной близ памятника Григория Засекина. Участие в праздновании дня города.

План реализации проекта:

       

   Виды деятельности

        Сроки

   

 Цели и задачи

 

 Форма     регистрации
результата

          1

               2

              3

             4

1. Беседа «Мой родной город – Самара»

  Понед.

Закрепление знаний о малой Родине

Конспект

2. Беседа

«Великая Волга. Волга – красавица».

Вторник

Закрепление знаний о малой Родине

Конспект

3. Разучивание стихов

«Речка, реченька, река», «Самарский край», «Город родной»

Среда

Чтение наизусть стихов, формирование любви к природе

Худ. слово

4. Просмотр презентации о набережной

Четверг

Закрепление знаний об объектах нашего города

Описание объектов

5.Изобразительная деятельность

Тема:  «Моя набережная»

Пятница

Создание творческого продукта изобразительной деятельности

Выставка

В результате реализации проекта:

У детей повысился уровень знаний о своем городе, о его объектах и достопримечательностях.

Появился интерес к своей малой Родине – к своему городу.

Вывод:

Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине – к месту, где родился человек. Таким образом, заложить любовь к Родине, к родному городу, к родной природе, можно только в дошкольном возрасте.

Приложения:

Беседа: «Мой родной город - Самара»

Воспитатель на мольберте печатными буквами выкладывает слово «Родина».

-Ребята, что нового появилось у нас в группе?

(Дети оценивают окружающую обстановку, подходят к буквам и самостоятельно рассуждают)

Воспитатель предлагает детям прочитать, что написано?

Воспитатель:

- Дети, что мы Родиной зовем?

(Ответ ребенка)

Воспитатель: Что мы Родиной зовём?

Дом, где мы с тобой живём,

И берёзки, вдоль которых,

Рядом с мамой мы идём.

Воспитатель: Ребята, что мы Родиной зовем?

(Ответ)

Воспитатель: Что мы Родиной зовём?

Поле с тонким колоском,

Наши праздники и песни,

Тёплый вечер за окном.

Воспитатель: Что мы Родиной зовем?

(Ответ)

Воспитатель: Что мы Родиной зовём?

Всё, что в сердце бережём,

И под небом синим-синим

Флаг России над Кремлём.

Эти замечательные строки написал детский поэт В. Степанов.

- Ребята, вы помните, что говорится в первых строчках стихотворения?

(Ответы 5 детей)

Воспитатель:

- Есть Родина большая и малая. Большая Родина – это наша страна, огромная, необъятная Россия. А малая родина – это место, где мы родились и живём.

- Ребята, как называется город, в котором мы живем?

 (Ответы 3 детей)

Воспитатель: Все мы родились в нашем городе Самаре. И все мы живём здесь. Это и есть наша малая родина.

- Как вы думаете, почему так назвали наш город?

(ответы 5 детей)

- Подумайте и скажите, как назывался наш город раньше?

(Ответы детей)

- Какие названия улиц вы знаете?

(Ответы детей)

Как ты думаешь, почему так назвали эту улицу?

(Ответы детей)

Воспитатель: За что вы любите свой город?

Подумайте, чем он примечателен.

(Ответы 4 детей)

Воспитатель:

-А сейчас приглашаю вас поиграть в игру «Необыкновенное путешествие по нашему городу».

Детям предлагаются фотографии формата А4 с изображением набережной реки Волги, парка им. Ю. А Гагарина, загородного парка, зоопарка, цирка, железнодорожного вокзала, площади Куйбышева, музея "Самара космическая", Самарского Театра-центра юного зрителя, ботанического сада, музея им. Алабина, разложенные по всей группе, каждому кубик с цифрами и стрелкой.

Ход игры: Каждый ребенок бросает кубик с цифрами и стрелкой и выполняет количество шагов в соответствии с цифрой по направлению стрелки. Ребенок называет место города, куда он попал.

Воспитатель:- Ребята вспомните, о чём мы сегодня говорили?

(Ответы детей)

Воспитатель: Что вы еще хотите узнать о нашем родном городе?

А как мы можем это сделать?

(Ответы детей)

Беседа «Великая Волга. Волга – красавица»

1. Прослушивание песни Людмилы Зыкиной «Из далека долга», с просмотром фотографий или иллюстраций с изображением реки Волги.

2. Вступительная беседа:

Как называется наш город?

Почему он называется Самара?

- Что вы знаете о реке Волге?

3. Примерный рассказ воспитателя о реке Волге:

Волга – одна из красивейших и самая большая река в Европе. Великая русская река. Для России Волга не просто река, не просто вода. Волга – это основа нашего русского государства и русской культуры. Писатели говорят о ней, как о живой, приписывают ей человеческие качества, сравнивают с Родиной-матерью. Волга – символ свободы, простора, широты и величия духа русского народа. Красавицу Волгу воспевали поэты, народ слагал о ней песни, художники писали картины. Волга радует нас своей красотой. Летом тысячи людей спешат к Волге, чтоб отдохнуть, поплавать, позагорать, насладиться ее красотой. Полюбуйтесь на репродукции картин известных художников:

4. Знакомство с географической картой реки Волги.

Волга берет начало (показ на карте) у деревни Волговерховье Тверской области.

Вот отсюда, именно отсюда,
Из глубин лесного родника,
Выбегает голубое чудо –
Русская великая река…

И не только берега крутые,
И не только тучи - облака,
В Волге, словно в зеркале России,
Судьбы отразились и века.
          

Палькин Н.Е.

Показать по карте, какой огромный путь проделывает река. Вначале она течет по зоне лесов, затем по лесостепи, по нашей области – степи, и далее до Каспийского моря по полупустыни.

Показ крупных притоков реки Волги, объяснить, что они питают Волгу, делают ее полноводной.

Показ больших городов вдоль реки. Помочь детям понять, почему города «растут» у реки.

5. Итоговое обобщение.

Разучивание стихов:

Речка, реченька, река
Широка и глубока.
Ты течёшь между полей,
Городов и деревень.
Подо льдом бежишь зимой,
Разливаешься весной,
В осень листья-корабли
Тихо плавают все дни.
Ты для рыбы-дом родной.
Для животных-водопой.
Звёздам-зеркало большое.
По ночам они не спят.
До утра в тебя глядят.

Самарский край 
Люблю тебя, Самарский край,
До самых волжских берегов!
Любое место выбирай
Среди заманчивых лугов!

Здесь много доброй красоты
И нежной мудрости берёз,
Становишься сильнее ты
И душу трогаешь до слёз.

Кругом цветочные ковры
И земляничные поля,
Смотри на всё да не соври,
Скажи:
«Божественна земля!»

И синева небес пьянит,
Наполнен воздух чистотой,
Самарский край меня пленит
Своей природою простой!

Город родной 
Великая Волга от края до края!
Прекрасней реки я в мире не знаю!
Течёт величаво, неся свои воды,
Могучая Волга- царица природы!

Я рад, что я вырос на этой земле,
Мой город Самара - на Волге- реке.
Здесь тишь берегов, родные просторы,
Леса и поля, Жигулёвские горы!

Средь всех городов и бескрайних морей
Самара на Волге лишь сердцу милей!
Люблю я свой город, красивый, родной,
Ему признаюсь:
«Я, Самара, с тобой!»

Образовательная область: художественно-эстетическое развитие-  рисование на тему «Моя набережная», «Набережная, какой я её вижу в будущем».

Задачи: воспитывать чувство патриотизма; развивать воображение и стремление изобразить в рисунках свой город; учить самостоятельно выбирать материалы и способы изображения, находить композиционные решения сюжета; формировать умение работать в коллективе.

Оборудование: цветные карандаши, восковые мелки, акварельные краски; фотографии набережной.

Просмотр всех работ лучших работ.

Выбор одного из двух рисунков на выставку.

Итог занятия.

Воспитание патриотических чувств дошкольников.

(Консультация для родителей) 

Патриотическое воспитание ребенка – это основа формирования будущего гражданина. Задача воспитания патриотизма в настоящее время очень сложна. Чтобы достигнуть определенного результата, необходимо находить нетрадиционные методы воздействия на человека, начиная с самого раннего возраста. Известны педагогические принципы: любовь к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви к своему дому, улице, на которой ребенок живет, детскому саду, школе, городу.

Уже в дошкольном возрасте ребенок знает, в какой стране он живет, чем она отличается от других стран. Необходимо осуществлять работу по воспитанию у детей любви к родному городу и его людям. Как можно больше рассказывать детям о городе, в котором они живут; воспитывать чувство гордости за свой город. Приучать детей бережно относиться к тому, что создано бабушками, дедушками, мамами и папами. Поддерживать чистоту и порядок в общественных местах, участвовать в создании красоты и порядка в своем дворе, подъезде, на улице, в парках, в детском саду.

Существуют разнообразные формы воспитания у детей патриотических чувств. Это беседы о Родине, о родном городе, о природе родного края, о хороших людях, чтение детских книг на патриотические темы, соответствующий подбор песен и стихов для разучивания, просмотр кинофильмов, телевизионных передач для детей, целенаправленные игры и, конечно, личный пример родителей.

Одно из проявлений патриотизма – любовь к природе. Она определяется бережным отношением к ней, выражается в элементарной заботе о животных, в доступном труде по выращиванию растений. Большое значение имеют прогулки в лес, на реку, в поле. Они дают возможность познакомить детей с некоторыми правилами бережного отношения к природе. При ознакомлении с природой родной страны акцент делается на ее красоту и разнообразие, на ее особенности. Яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь и формируют у ребенка такие черты характера, которые помогут ему стать патриотом и гражданином своей страны.

Подписи к слайдам презентации:

  1. Название презентации
  2. Пароходы у пристани, 1880 г.
  3. Караван на Волге, 1902 г.
  4. Набережная реки Волги в городе Куйбышеве, 1954 г.
  5. Первомайский спуск, 1970 г.
  6. Строительство Ладьи
  7. Благоустройство набережной
  8. Третья очередь набережной, вид с Волги
  9. Ладья
  10. Памятник Григорию Засекину
  11. Вторая очередь набережной
  12. Любимое место отдыха горожан
  13. Велосипедные дорожки
  14. Поющий фонтан
  15. Первая очередь набережной
  16. Памятник Сухову
  17. Скульптура «Бурлаки на Волге»
  18. Вечерняя набережная
  19. Фонтан «Самара»
  20. Спортивные площадки рядом с речным вокзалом

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НОД "Мой город вчера, сегодня, завтра"

  Сегодня мы с вами отправляемся в путешествие по родному городу. Я расскажу о том, как появился на земле наш город. Но прежде чем говорить об истории города,  давайте вспомним, что м...

НОД "Мой город вчера, сегодня, завтра"

  Сегодня мы с вами отправляемся в путешествие по родному городу. Я расскажу о том, как появился на земле наш город. Но прежде чем говорить об истории города,  давайте вспомним, что м...

"Город вчера, сегодня, завтра"

Данная методическая разработка предназначена для целевой аудитории: воспитателей, педагогов и других работников, занятых в сфере дошкольного и школьного образования. Основной целью МР является воспита...

" Самара вчера, сегодня и завтра. История моего города"

В данном проекте представлен материал, содержащий историческое описание г. Самара.Цели проекта:                              ...

"Малыш" вчера, сегодня, завтра... (презентация об истории ДОУ)

В этом году детскому саду "Малыш" исполнилось 46 лет. Совсем недавно прозвучали последние аккорды юбилейного, 45-го выпуска! Год для детского сада был интересным, насыщенным, не простым. В э...

«Мой город вчера, сегодня, завтра!»

НОД по познавательному развитию для детей подготовительной группы...

«Ходынское поле - вчера, сегодня, завтра (архитектура и история)».

НОД Экскурсия  "Ходынское поле вчера. сегодня, завтра..." (архитектура и история)ОбразовательнаяСистематизировать  у детей представления о  городе, в котором они живут. Познак...