Проект "Театр тантамарески"
проект
Предварительный просмотр:
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
«Театр тантамарески»
в рамках реализации управленческого проекта
«Личностно-развивающая образовательная среда
как необходимое условие развития
личностного потенциала ребенка и педагога»
«Радуга возможностей»
Автор проекта: музыкальный руководитель МАДОУ «Детский сад №9 «Радуга»
Булыкова Наталья Александровна
г.Нефтеюганск, 2021г.
Содержание
Паспорт ……………………………………………………………………..3
- Введение…………………………………………………………………….6
- Связь с личностно-развивающей образовательной средой (ЛРОС) и управленческим проектом …………………………………………………6
- Актуальность темы……………………………………………………….....7
- Целеполагание……………………………………………………………..10
- УМК «Школа возможностей»…………………………………………….11
- Продукты и эффекты……………………………………………………...11
- Практическое применение………………………………………………..12
- Оценочные инструменты…………………………………………………12
- Креативность идеи………………………………………………………...13
Приложение 1-4 …………………………………………………………..14
Паспорт проекта
Автор проекта и название ОО | Булыкова Наталья Александровна МАДОУ «Детский сад №9 «Радуга» г.Нефтеюганск |
Название (тема) управленческого проекта создания ЛРОС в ОО | «Личностно-развивающая образовательная среда, как необходимое условие развития личностного потенциала ребенка и педагога» «Радуга возможностей» |
Направление педагогического проекта | Социально-эмоциональное развитие |
Название (тема) педагогического проекта | Театр тантамарески |
Решаемая ключевая проблема | Формирование эмоционального интеллекта у воспитанников старшего дошкольного возраста в театрально – игровой деятельности |
Цель (-и) педагогического проекта | Театр «Тантамарески», как средство создания личностно-развивающей образовательной среды для формирования эмоционального интеллекта у воспитанников старшего дошкольного возраста в процессе театрально – игровой деятельности |
Целевая группа | Воспитанники старшего дошкольного возраста |
Основная идея педагогического проекта | Развивать эмоциональный интеллект через использование театра «Тантамаресок» |
2-3 тезиса, особенно ярко раскрывающие особенности педагогического проекта | Театр-это волшебный мир, в котором ребенок радуется, а играя, познает окружающее… (О.П. Радынова) «Расскажи мне-и я услышу, покажи мне- и я запомню, дай мне сделать самому – и я научусь!» (японская пословица) Формирование эмоционального интеллекта у воспитанников старшего дошкольного возраста |
Используемые технологии/методики/приёмы/техники | Технология «Измеритель настроения», «Дневник эмоций»; упражнения и игры из УМК СЭР: «Угадай эмоцию», «Мои руки могут сказать», «Звуки на помощь», «Танец эмоций» и др. Специальные методы творческого развития дошкольников: -метод создания композиций, эмоционально-образные беседы о характере и содержании музыки, пьесы, сказки -самостоятельный показ практических приемов драматизации -творческие задания на звукоподражание, речевые и двигательные импровизации, сочинение текстов; разнообразные сюрпризные моменты, мотивационные ситуации или мотивационные вопросы, групповая и парная работа. |
Значимые продукты педагогического проекта | Создание творческой личностно-ориентированной образовательной среды: при помощи театра «Тантамаресок» («На горшках», «Веселые червячки», «Корзина с овощами»), конспекты методических разработок (сценки, инсценировки), картотека театрализованных игр, упражнений, этюдов, как средства направленные на развитие эмоционального интеллекта у дошкольников. |
Личный вклад педагога в изменения в ОО | Данный педагогический проект способствует внедрению в образовательный процесс технологий по социально-эмоциональному развитию – как одних из современных технологий, направленных на формирование эмоционального интеллекта |
Каким образом планируется представить результаты педагогического проекта (выступление (-я), занятие (-я), публикация (-и) | Круглый стол по теме: «Формирование творческих способностей у воспитанников старшего дошкольного возраста в театрально-игровой деятельности посредством развития эмоционального интеллекта» |
Введение
В результате цифровой революции на рынке труда произошли серьезные изменения. Под влиянием роботизации и автоматизации производственных процессов, разработок в области искусственного интеллекта вытесняется множество профессий. В этих условиях все большую актуальность приобретает владение навыками, отличающими человека от машины, среди которых открытость новым знаниям, умение критически мыслить, креативно решать задачи, способность эффективно общаться, работать в команде, готовность учиться и переучиваться. Растет потребность в профессионалах, обладающих универсальными компетенциями, «навыками XXI века»- когнитивными, социальными, метакогнитивными, умеющих видеть ситуацию в целом, управлять своими эмоциями.
Связь с личностно-развивающей образовательной средой и управленческим проектом
Управленческой командой создан проект «Личностно-развивающая образовательная среда как необходимое условие развития личностного потенциала ребенка и педагога» «Радуга возможностей». Целью которого является создание условий, открывающих возможности для личностного развития и интеллектуально-творческих способностей на основе сотрудничества всех участников образовательных отношений.
Для реализации целей и задач управленческого проекта, чтобы удовлетворить все потребности (автономия, компетентность, принятие) воспитанников в ДОУ в равной степени были разработан педагогический проект. Организационно-технологический компонент ЛРОС включает в себя внедрение в образовательный процесс технологий по развитию эмоционального интеллекта.
Актуальность проекта
В соответствии с ФГОС ДО, в качестве одного из приоритетов развития выделяется эмоциональные составляющие, т.е. ставится задача развития эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания.
Современные психолого-педагогические исследования доказывают большую значимость эмоционального интеллекта в развитии и успешности личности. Эмоциональный интеллект и связанные с ним качества личности способствуют нравственному, коммуникативному развитию детей, а также их академическим достижениям. Доказано, что около восьмидесяти процентов успеха в социальной и личной сферах жизни определяет именно уровень развития эмоционального интеллекта (EQ), и лишь двадцать процентов IQ — коэффициент умственного развития.
Впервые термин «эмоциональный интеллект» был употреблен в 1990 году Дж. Мейером и П. Саловеем. Одно из определений эмоционального интеллекта, сформулированное этими авторами, звучит как «способность тщательного постижения, оценки и выражения эмоций; способность понимания эмоций и эмоциональных знаний; а также способность управления эмоциями, которая содействует эмоциональному и интеллектуальному росту личности».
Из этого определения следует, что эмоциональный интеллект можно рассматривать, как умение различать и понимать эмоции, управлять собственными эмоциональными состояниями и эмоциями партнёров по общению.
Особую важность и актуальность развитие эмоционального интеллекта приобретает в старшем дошкольном возрасте, поскольку именно в этот период идет активное эмоциональное становление детей, совершенствование их самосознания, способности к рефлексии и децентрации (умения встать на позицию партнера, учитывать его потребности и чувства).
Говоря о необходимости развития совокупности способностей, качеств и умений, объединённых понятием «эмоциональный интеллект», следует отметить, что эмоциональные умения и привычки, заложенные в детстве, станут определяющими на всю дальнейшую жизнь. Более того, умение управлять своей эмоциональной сферой оказывает благотворное влияние на психическое и соматическое здоровье ребенка, в то время как отсутствие данных способностей может привести к алекситимии – закрепленному комплексу качеств, характеризующемуся затруднением в осознании и определении собственных эмоций.
Возможны два подхода к развитию эмоционального интеллекта: прямая работа с эмоциональным интеллектом и опосредованная, через развитие связанных с ним качеств. На формирование эмоционального интеллекта влияет развитие таких личностных свойств, как эмоциональная устойчивость, положительное отношение к себе, внутренний локус контроля (готовность видеть причину происходящих событий в себе, а не в окружающих людях и случайных факторах) и эмпатия (способность к сопереживанию). Таким образом, развивая эти качества ребенка, можно повысить уровень его эмоционального интеллекта.
Одним из приемов, который можно использовать на занятиях в детском саду для развития у детей вышеперечисленных качеств, является театрально-игровая деятельность.
Театрализованные игры являются неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребёнка. Участие в театрализованных играх заставляет ребёнка сопереживать персонажам и событиям.
Воспитательные возможности театрализованной деятельности огромны. Тематика не ограничена и может удовлетворить любые интересы и желания ребенка. В этом, как нельзя лучше могут помочь тантамарески, что в переводе с французского означает «кукла» и «стенд».
Почему тантамарески интересны детям? Прежде всего, это яркая картинка, интересный образ. При помощи нее можно моментально перевоплотиться в того или иного сказочного героя.
Театр тантамаресок способствует развитию у дошкольников воображения, коммуникативных и творческих способностей. Дети учатся импровизировать, отрабатывают мимику, показывают разные эмоции, а также, самое важное, развивают речь детей.
Тантамарески доставляют детям радость, но их особая заслуга в том, что они помогают снять психологический барьер, мешающий детям разговаривать при большом скоплении народа и с малознакомыми людьми. Дети, спрятавшись за картинками, чувствуют себя легко и раскрепощённо. Им доставляет огромное удовольствие играть роли.
Использовать тантамарески можно при заучивании стихотворений, потешек, рассказывании сказок, историй собственного сочинения, в театральных играх, играх-импровизациях, и даже при поздравлении детей с днем рождения, в непрерывно-образовательной деятельности.
Дети старшего дошкольного возраста могут изготовить тантамарески самостоятельно. А затем с интересом разыграть известные сказки или придумать свои, новые.
Таким образом, игры–тантамарески стимулируют развитие речи, фантазию ребенка, способствуют полноценному проживанию ребёнком дошкольного этапа детства, оказывают огромное воздействие на эмоциональный мир: у детей совершенствуется память, внимание, пластика движений, раскрываются творческие способности, а также нравственно-коммуникативные и волевые качества личности. Поэтому тема моего проекта актуальна.
Целеполагание
Цель проекта: театр «Тантамарески», как средство создания личностно-развивающей образовательной среды для формирования эмоционального интеллекта у воспитанников старшего дошкольного возраста в процессе театрально – игровой деятельности.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить разновидности театра тантамаресок, возможности их использования в работе с дошкольниками по формированию эмоционального интеллекта у воспитанников старшего дошкольного возраста.
2. Составить цикл театральных игр, упражнений, этюдов направленные на повышение уровня развития эмоционального интеллекта у воспитанников старшего дошкольного возраста.
3. Определить эффективность проведенных игр, упражнений, этюдов, направленных на повышение уровня развития эмоционального интеллекта у воспитанников старшего дошкольного возраста в процессе театрально-игровой деятельности.
Планируемые результаты: формирование у детей эмоционального интеллекта, развивают такие качества, как эмоциональная устойчивость, положительное отношение к себе, внутренний локус контроля (готовность видеть причину происходящих событий в себе, а не в окружающих людях и случайных факторах) и эмпатию (способность к сопереживанию).
УМК «Школа возможностей»
1.Социально-эмоциональное развитие детей. Теоретические основы / авт.-сост. Е.А. Сергиенко, Т.Д. Марцинковская, Е.И. Изотова и др.- М.: Дрофа, 2019. – 248с.: ил.- (Российский учебник).
2. Социально-эмоциональное развитие детей. 5-6 лет. Методическое пособие/ авт.-сост. И.А. Дворецкая, Е.В. Горинова, Н.Е. Рычка. - М.: Дрофа, 2019. – 152с.: ил.- (Российский учебник)
3. Социально-эмоциональное развитие детей. 6-7 лет. Методическое пособие/ авт.-сост. И.А. Дворецкая, Е.В. Горинова, Н.Е. Рычка. - М.: Дрофа, 2019. – 144с.: ил.- (Российский учебник)
Продукты и эффекты
Продуктом моего проекта является:
- создание личностно-развивающей образовательной среды: театр тантамаресок «На горшках», «Веселые червячки», «Корзина с овощами»;
- конспекты, аудио, видео методических разработок (сценки, инсценировки);
- картотека театрализованных игр, упражнений, этюдов, как средства направленные на развитие эмоционального интеллекта у дошкольников.
Для педагогов данные методические разработки будут интересными, позволят по-новому увидеть свою предметную деятельность и своих воспитанников. Для воспитанников будет создана творческая развивающая среда, которая поможет сформировать эмоциональный интеллект, благодаря которому воспитанники научаться различать и понимать эмоции, управлять собственными эмоциональными состояниями и эмоциями партнёров по общению.
Практическое применение
Методические разработки по формированию эмоционального интеллекта посредством театра тантамаресок можно использовать в рамках кружковой работы по театрализованной деятельности с воспитанниками старшего дошкольного возраста.
Оценочные инструменты
Для оценки эффективности педагогических действий, с целью их дальнейшей оптимизации, использую педагогическую диагностику индивидуального развития воспитанников по методике Е.А. Сергиенко. (Приложение 1-4)
Основным инструментом оценки является структурированное наблюдение за детьми в ходе занятий. Объектом наблюдения - компетенции и группы компетенций в рамках социально-эмоционального развития ребенка:
1.Идентификация и понимание причин эмоций:
- Идентификация эмоций.
- Понимание причин эмоций.
- Выражение эмоций.
2. Эмоциональная регуляция:
- Владение простыми навыками саморегуляции.
3. Социальное взаимодействие:
- Коммуникативная компетентность.
- Социальная компетентность.
Креативность идеи
Почему именно театр тантамарески интересен детям?
1.Это яркая картинка, интересный образ. При помощи нее можно моментально перевоплотиться в того или иного сказочного героя.
2.Театр тантамаресок способствует развитию у дошкольников воображения, коммуникативных и творческих способностей. Дети учатся импровизировать, отрабатывают мимику, показывают разные эмоции, развивают речь детей.
3.Их особая заслуга в том, что они помогают снять психологический барьер, мешающий детям разговаривать при большом скоплении людей. Дети, спрятавшись за картинками, чувствуют себя легко и раскрепощённо. Им доставляет огромное удовольствие играть роли.
4.Использовать тантамарески можно при заучивании стихотворений, рассказывании сказок, историй собственного сочинения, в театральных играх, играх-импровизациях, при поздравлении детей с днем рождения, а также в непрерывно-образовательной деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Использование пальчиковой тантамарески для развития звуковой культуры речи дошкольников 4-5 лет»
laquo;Использование пальчиковой тантамарески для развития звуковой культуры речи дошкольников 4-5 лет», реализуется мною в условиях МДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №29 с.Красный О...
Презентация "Удивительные тантамарески"-театральная деятельность
Главный инструмент педагога, работающего с дошкольниками – это игра. Сегодня мы поговорим о театрализованной игре и о разновидности театра, который, возможно вы тоже используете в работе &ndash...
Какой сегодня праздник ? (эстрадная миниатюра - тантамареска)
Какой сегодня праздник ? (эстрадная миниатюра - тантамареска)...
Мастер класс Тантамарески
laquo;Развитие творческих способностей, самостоятельности и инициативы у старших дошкольников в процессе использования театра Тантамарески».Проблема формирования у детей самостоятельности была ...
Театр тантамарески "Смурфики", Презентация игры.
Ход игры:Дидактическая игра «Покажи эмоцию» «Кубик эмоций» - ребенок бросает кубик и показывает ее на своем лице при помощи мимики, остальные дети должны угада...
Мастер-класс для педагогов ДОУ. Изготовление настольного кукольного театра из бумаги. Театр оригами и театр тантамарески.
Изготовление настольного кукольного театра из бумаги. Театр оригами и театр тантамарески.Цель: повышение компетентности педагогов в применении театральной деятельности в детском саду, развитие фантази...
"Волшебный мир театра тантамарески"
Мастер класс для воспитателей...