Картотека игр -пальчиковые игры для детей средней группы
материал (средняя группа)

Захарова Галина Владимировна

Пальчиковые игры для детей средней группы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon palchikovye_igry_dlya_detey_sredney_gruppy.doc109.5 КБ

Предварительный просмотр:

Раз, два,

три, четыре, пять

Раз, два, три, четыре, пять.

(сжимать и разжимать пальцы)

Вышли пальчики гулять.

 (выполнять движение «фонарики»)

Раз, два, три, четыре, пять.

(сжимать и разжимать пальцы)

В домик спрятались опять.

(сжать руки в кулаки)

 

      

Снежок

Белый снег пушистый

(ритмично, плавно опускать руки вниз)

В воздухе кружится.

 (выполнять круговые движения кистями рук)

И на землю тихо

Падает, ложится.

(ритмично, плавно опускать руки вниз)

А потом, а потом

(имитация сгребания снега)

Мы из снега слепим ком.

(выполнять движение «пирожки»)

Ух!

(бросить снежок вперед)

   

   

                                Шарик

Надувают шарик быстро,

(пальцы обеих рук собраны в щепотку, постепенно раздвигать их, не отрывая друг от друга.)

Он становится большой.

 (медленно развести руки в стороны)

Вдруг шар лопнул,

(хлопок в ладоши)

Воздух вышел,

(подуть на сложенные ладони)

Стал он тонкий и худой.

(снова собрать пальцы в щепотку)

Замок

На двери весит замок.

Кто его открыть бы мог?

 (ритмичные быстрые соединения пальцев двух рук в замок)

Потянули,

(пальцы сцеплены в замок, руки тянутся

в разные стороны)

Покрутили,

(движение сцепленными пальцами от себя,

к себе)

Постучали

(пальцы сцеплены, основания ладоней

стучат друг о друга)

И открыли!

(пальцы расцепляются, ладони разводятся

в стороны)

   

                             Есть такая палочка

Есть такая палочка, палочка-стукалочка.

(стучать пальчиком о пальчик)

Застукалкой постучишь –

Вылетает синий чиж.

 (поочередно соединять одноименные пальцы)

Чижик знает песенку

Про мышат, про лесенку:

(соединить руки в «замок», пошевелить пальчиками.)  

«Как по лесенке гурьбой

Лезли мышки в кладовой.

(повернув руки ладонями к себе, укладывать пальчики друг на друга боковой поверхностью – «лестницей»: вкладывать палец одной руки между пальцами другой)

Лесенка свалилась,

(резко повернуть одну руку ладонью вниз, положить на нее другую ладонь)

Мыши покатились».

(от плечей «пробежаться» пальчиками по телу до колен, уронить кисти рук вниз – «мышки покатились»)

 Листопад

Листопад, листопад!

Листья по ветру летят -  дети плавно опускают руки сверху вниз, делая

                                       мягкие движения кистями

Вот летит листок осинки – по очереди загибают пальчики на руке,

                                            начиная с мизинца.

А за ним листок рябинки.

Ветер гонит лист кленовый

Подгоняет лист дубовый.

Лист березки кружится

Осторожно, лужица! – грозят пальцем

Покружился, покружился, - поднимают руки и делают вращательные

                                            движения кистями, постепенно опуская руки

Прямо в лужу опустился  – руки на колени

Веселые гномы

Динь-дон, динь-дон – качают головой

Гномы строят новый дом – стучат кулачками по ладони

Красят стены, крышу, пол – плавные движения рук

Прибирают все кругом – заводят «моторчик»

Мы к ним в гости придем – шагают на месте

И подарки принесем

На пол-мягкую дорожку – руки вытягивают вперед

Расстели ее к порожку

Две подушки на диван – руки под щеку

Меду липового жбан – округляют вытянутые перед собой руки

Дом 
Стук, стук, постук,
раздается где-то стук.
Молоточки стучат, строят домик для зайчат (
кулачками друг о друга стучим).

Вот с такою крышей (ладошки над головой).
Вот с такими стенами (
ладошки около щечек).
Вот с такими окнами (
ладошки перед лицом).
Вот с такою дверью (
одна ладошка перед лицом.)
И вот с таким замком (
сцепили ручки).
На двери висит замок.
Кто его открыть бы мог?
Повертели,
Покрутили,
Постучали,
И – открыли! (
расцепили ручки)

Руки в стороны 
Руки в стороны, в кулачок,
Разожми и на бочок.
Руки вверх, в кулачок,
Разожми и на бочок.
Руки вниз, в кулачок,
Разожми и на бочок.

Выполнять движения согласно тексту стихотворения.

. Считаем пальчики
Можешь пальцы сосчитать:
Раз, два, три, четыре, пять.
Десять пальцев, пара рук –
Вот твоё богатство, друг.

Дети считают каждый пальчик отдельно, загибая его

Пальчики

(поочередно загибать пальчики)

Этот пальчик хочет спать,
Этот пальчик лёг в кровать,
Этот пальчик лишь вздремнул,
Этот пальчик уж заснул.
Этот крепко, крепко спит.
Тише! Тише, не шумите!
Солнце красное взойдёт,
Утро ясное придёт.
Будут птички щебетать,
Будут пальчики вставать!
(
пальчики разгибаются)

Четыре братца


Идут четыре братца навстречу старшему.
- Здравствуй, большак!
- Здорово, Васька-указка,
Мишка-серёдка,
Гришка-сиротка
Да крошка Тимошка!

На вторую строчку - соединить все пальцы в щепотку, затем распрямить все пальцы, затем соединять поочерёдно с большим остальные пальцы. 

«Капитан»

Я плыву на лодке белой      -      концы пальцев направить вперед, прижать руки ладонями друг к другу, слегка приоткрыв

По волнам с жемчужной пеной -  показать, как лодка качается на волнах

Я - отважный капитан,  -  плавными движениями рук – показать сами  волны.

Мне не страшен ураган.

Чайки белые кружатся -  скрестив руки, соединив ладони тыльной стороной и помахать пальцами, сжатыми вместе.

Тоже ветра не боятся.

Лишь пугает птичий крик  - выпрямленные ладони с пальцами, прижатыми друг к другу

Стайку золотистых рыб  - рыбы плывут в воде - плавные движения ладоней

И, объездив чудо-страны,

Посмотрев на океаны,

Путешественник-герой,

К маме я вернусь домой– рука под козырек

«Лучики»

Девочки и мальчики (руки спрятаны за спину)

Где же ваши пальчики?

Солнышко - ладошку (гладят ладошки)

Погладили немножко

Пальчики подняли, (руки поднимают вверх, пальцы раскрывают)

Лучиками стали

                       Паровоз
Ехал, ехал паровоз
(руки сцепить в «замок», вращая большими пальцами)
Прицепил вагон, повез.
(сцепить указательные пальцы)
Ехал, ехал паровоз
(руки сцепить в «замок», вращая большими пальцами)
Прицепил вагон, повез.
(сцепить указательные пальцы)

Маленький Егорка

Маленький Егорка                                  Топает по горке  - средним и указательным пальцами

       правой руки шагаем по левой руке

Взял саночки,                                           Кулачек правой руки кладем на плечо 

Вжи-и-и-ик, поехал к мамочке!            скатываемся вниз как с горки

Платяной шкаф

Мне купили для одежды

Шкаф вместительный, большой.  - показывают, какой большой шкаф.

Он красивый и удобный

И зовется «платяной».

Уберу в него одежду:

Майки, шорты и трусы,

Брюки, куртки и рубашки – указательным пальцем правой руки надавливают на все пальчики поочередно

Свитера и пиджаки.

И носки с футболками

Уберу на полки я – двумя руками сделать движение в соответствии с текстом

«Сказки»

Будем пальчики считать        Хлопок, кулачок

Будем сказки называть:

Эта сказка – «Теремок»,         Поочерёдно загибаем пальчики

Эта сказка – «Колобок»,      на каждое название сказки

Эта сказка – «Репка»

Про внучку и про дедку.

«Волк и семеро козлят» -

Этим сказкам каждый рад!      Сжимаем, разжимаем кулачок

«Мы капустку рубим»

Мы капустку рубим — рубим, 
Мы капустку солим — солим, 
Мы капустку трем — трем, 
Мы капустку жмем — жмем. (
Имитация движений.)

         «Будем мы варить компот»

Будем мы варить компот Левую ладошку держат «ковшиком», указательным пальцем правой руки «мешают»
Фруктов нужно много. Вот:

Будем яблоки крошить, -  Загибают пальчики по одному, начиная с большого
Грушу будем мы рубить.
Отожмем лимонный сок,
Слив положим, сахарок…
Варим, варим мы компот.
Угостим честной народ    
Опять «варят» и «мешают»

«Грибы»

Раз, два, три, четыре, пять! «Шагают» пальчиками по столу (по коленям).
Мы идем грибы искать.
Этот пальчик в лес пошел,
- Загибают по одному пальчику, начиная с мизинца.
Этот пальчик гриб нашел,

Этот пальчик чистить стал,
Этот пальчик жарить стал,
Этот пальчик все съел,
Оттого и потолстел.

«Сколько птиц к кормушке нашей прилетело?»

Сколько птиц к кормушке нашей прилетело?  -
ритмично сжимают и разжимают кулачки
Мы расскажем -  Две синицы, воробей,
Дятел в пестрых перышках.  -
загибание пальчиков, начиная с большего.

Всем хватило зернышек - ритмично сжимают и разжимают кулачки

«Гуси»

Гуси песню распевали  - га-га-га – га-га-га - смыкаем большой с остальными пальчиками, изображаем клюв гуся.

Посидели – кулачки сжали и положили на коленки.

Поклевали – пальцы собираем в щепотку и стучим по коленкам

Маму и Димой пощипали – га-га-га, га-га-га – щипаем ножки

Но от них мы убежали  - пальчики бегут  по ножкам

       

«Космонавт»

В темном небе звезды светят – сжимать, разжимать кулачки

Космонавт летит в ракете – ладони соединены под острым углом

День летит и ночь летит и на землю все глядит  - «очки» возле глаз

Видит сверху он поля, горы, реки и моря –загибают по одному пальчики

Видит он весь шар земной

Шар земной – наш дом родной – ладонями изображают шар

«В космос полетит отряд»

Раз, два, три, четыре, пять – загибаем пальчики по одному

В космос полетел отряд – соединяем ладошки вместе, поднимаем руки вверх

Командир в бинокль глядит – «бинокль»

Что он видит впереди?

Солнце, планеты, спутники, кометы – загибаем пальчик поочередно обеих рук

В космосе сквозь толщу лет – сжимаем и разжимаем пальцы рук

Ледяной летит объект – поднимаем сжатый кулак, наклоняем вправо-влево

Хвост его – полоска света – к кулаку присоединяем раскрытые пальцы второй руки – «хвост»

А зовут объект –комета – сжимаем, разжимаем пальцы рук

 

Побежали

вдоль реки

                 Побежали      вдоль реки

Дети наперегонки.

(движение указательного и среднего пальцев обеих рук по бедру и коленям – пальчики бегут)

   

Капуста

Что за скрип?

Что за хруст?

(сжимать и разжимать пальцы)

Это что еще за куст?

(соединить основания ладоней, пальцы – «бутоном», покружить ими)

Как же быть без хруста?

Если я – капуста!

(сделать из пальцев «шар»)

Мы капусту рубим,

(резкие движения прямыми кистями вверх и вниз)

Мы морковку трем,

(пальцы обеих рук сжаты в кулаки, тереть кулачки друг о друга)

Мы капусту солим,

(движение пальцев, имитирующее посыпание солью)

Мы капусту жмем.

(интенсивно сжимать пальцы обеих рук в кулаки)

        

Овечка

Вот кудрявая овечка.

(играть растопыренными пальчиками)

Шерстка белая в колечках.

(поочередно соединять все пальцы с большим в «колечки»)

Шерстка мягкая, густая –

Шубка у овцы такая!

(выполнять плавные движения кистями

с широко раздвинутыми пальцами,

как «кошечка»

                           Два ежа

Шли по лесу два ежа,

Шли спокойно, не спеша.

(поочередно хлопать ладонями по коленям)

На спине иголки

Длинные и колкие.

(резкими движениями растопыривать пальцы и прятать их в кулак)

Чуть шуршали листьями

(круговые движения ладошкой по ладошке)

И травкой зубки чистили.

(указательным пальцем одной руки

имитировать чистку зубов)

 

Пекарь

Пекарь, пекарь из муки

Испеки нам колобки.

(выполнять движение «печем пирожки»)

Да сушки – Ванюшке,

(соединить большой и указательный пальцы на каждой руке отдельно)

Да баранки – Танюшке,

(соединить большие пальцы и указательные)

Да бублики – Гришке,

(слегка раздвинуть руки в стороны)

Да крендель – Маришке.

(кончики пальцев рук соединить,

локти развести в стороны)

 

Десять  мышат

Было  у  мышки  десять  мышат,               -дети  сжимают  и  разжимают  пальцы.

Десять  веселых  и  дружных  ребят.

Два  толстячка  дружно  кушают  корку,  -сжимают  пальцы  в  кулаки  и  поочередно

Два  подметают  уютную  норку,                разжимают  их.

Два  за  водицей  спешат  к  ручейку,

Два  собирают  цветы  на  лужку,

В  мячик  играют  два  малыша.

Нигде  не  найдете  дружнее  мышат!         – переплетают  пальцы  рук.

Шарик

Вот шарик маленький смешной, кончики пальцев соединить (шарик).

Он хочет поиграть с тобой. «Показывают» шарик (вращательные движения кистью).

Он вверх летел, он вниз летел

И на твою макушку сел.  Движения в соответствии с текстом

Он вверх летел, он вниз летел

…И на твой носик шарик сел… Движения в соответствии с текстом

Он вверх летел, он вниз летел

На твой животик шарик сел    Движения в соответствии с текстом

Он надоел, и вот смотри:

Игла явилась раз, два, три. Вытянуть указательный палец другой руки

И вот один короткий взмах, Кольнуть «шарик»

Игла кольнула, шарик — бах! Хлопнуть в ладоши

На мельнице
На мельнице, на вертенице (крутим кистями вокруг друг друга),
подрались 2 карася (
кончиками пальцев обоих рук соприкасаемся несколько раз),
вот и сказочка вся (
разводим руками).

Цветок распустился
1-й вариант: Пальцы зажаты в кулак. Каждый палец поочередно выпрямляется и отводится в сторону, как лепестки цветка, большой палец и мизинец выпрямляются одновременно. 2-й вариант: ладони обеих рук подняты вверх и прижаты друг к другу кончиками пальцев и основаниями ладоней - цветок закрыт. Одноименные пальцы на обеих руках одновременно отводятся назад - цветок распустился.
У нас в палисаднике
Возле терраски
Растут голубые
Анютины глазки.
Анютины глазки,
Анютины глазки,
Они распускаются
Быстро, как в сказке.


Этот пальчик маленький

(делаем легкий массаж)

Этот пальчик – маленький,
Мизинчик удаленький.
Безымянный – кольцо носит,
Ни за что его не бросит.
Ну а этот – средний, длинный.
Он как раз посередине.
Этот указательный,
Пальчик замечательный.
Большой палец, хоть не длинный,
Среди пальцев самый сильный.
Пальчики не ссорятся
Вместе дело спорится.

1,2,3,4,5 будем пальчики считать

Раз, два, три, четыре, пять,
Будем пальчики считать!
Крепкие и дружные,
Все такие нужные.
На другой руке опять:
Раз, два, три, четыре, пять!
Пальцы очень быстрые,
Проверьте, все ли... чистые.

Ивану большаку дрова рубить..

(массажируют каждый пальчик)

Ивану-большаку - дрова рубить,
Ваське-указке - воду носить,
Мишке-среднему - печку топить,
Гришке-сиротке - кашу варить.
А крошке Тимошке - песенки петь.
Песни петь да плясать,
Родных братьев потешать.

Дом и ворота

На поляне дом стоит,
Ну а к дому путь закрыт.
Мы ворота открываем,
В этот домик приглашаем.

Пальцы обеих рук широко расставлены, при этом кончики одноимённых пальцев соприкасаются.

На вторую строчку - большие пальцы обеих рук поднять вверх, внутреннюю сторону ладоней повернуть к себе, остальные пальцы - в горизонтальном положении вместе; кончики средних пальцев соприкасаются.

На третью строчку-ладони поворачиваются параллельно друг к другу.

На четвертую - то же, что и на первую.

Лодочка
Две ладошки я сожму
И по морю поплыву.
Две ладошки, знаю я, -
Это лодочка моя.
Паруса я подниму,
Синим морем поплыву.
А по бурным по волнам
Рыбки вьются тут и там.

На первые строчки — две ладони соединить «лодочкой» и выполнять волнообразные движения руками. На слова «паруса подниму» - поднять ладони вверх. Затем имитировать движения волн и рыбок.

«Мы платочки постираем»

(движения по тексту)

1.Мы платочки постираем, крепко-крепко их потрём,

А потом повыжимаем, мы платочки отожмём.

А потом платочки наши так встряхнём, так встряхнём,

А потом мы их погладим, их погладим утюжком.

2.Мы платочки посчитаем, раз-два-три-четыре-пять!

А потом платочки наши будут весело плясать!

Мы платочками помашем, и платочки всем покажем!

А потом платочки сложим и на полочки положим!

«Доброе утро»

Доброе утро, здравствуй Иван

Доброе утро, здравствуй Степан

Доброе утро, здравствуй, Ирина,

Доброе утро, здравствуй Арина,

Здравствуй и маленькая Алина

Попарные пальцы обеих рук, начиная с больших, сначала соединяются (целуются), а потом перекрещиваются справа налево (обнимаются)

Снежок

Раз, два, три, четыре,                                 Загибаем пальчики по одному

Мы с тобой снежок лепили,                      «Лепим» двумя руками

Круглый, крепкий,                                      Чертим руками круг 

Очень гладкий,                                            Одной рукой гладим другую 

И совсем, совсем не сладкий.                    Грозим пальчиком 

Снеговик

Мы слепили снежный ком                  Лепим двумя руками комок,

Шляпу сделали на нем                        Соединяем руки в кольцо и кладем на  голову,

Нос приделали и вмиг                       Приставляем кулачки к носу,

Получился снеговик                            Обрисовываем двумя руками фигуру снеговика

Осенние листочки

Ветер по лесу летал - плавные, волнообразные движения ладонями

Ветер листики считал: 

Вот дубовый - загибаем пальчики по одному на обеих руках

Вот кленовый, 

Вот рябиновый резной,

Вот с березки – золотой,

Вот последний лист с осинки

Ветер бросил на тропинку - спокойно укладываем ладони на колени

«Солнышко-вёдрышко»

Солнышко-вёдрышко!        Разводим руки в стороны и раздвигаем пальцы
Взойди поскорей,     Поднимаем руки вверх
Освети, обогрей        Делаем «фонарики» перед собой
Телят да ягнят,          Показываем                «рожки» на голове
Еще маленьких ребят     Не до конца соединяем  указательный палец и большой

и показываем на себя

               

             «У Лариски – две редиски»


У Лариски – две редиски  - по очереди разгибать пальчики
У Алешки – две картошки.
У Сережки-сорванца – два зеленых огурца.
А у Вовки – две морковки.
Да еще у Петьки две хвостатых редьки.


           

                         «Детский сад»


В нашей группе все друзья  -
Дети ритмично стучат кулачками по столу
Самый младший- это я.
Это Маша, 
Это Саша, 
Это Юра, 
Это Даша.  -
разжимают кулачки, начиная с мизинчика

«Зимующие птицы»

Прилетайте, птички!-  «зовущие» движения пальцев 4 раза 

Сала дам синичке - «режущие» движения одной ладони по другой
Приготовлю крошки, хлебушка немножко -
пальцы щепоткой – «крошим хлеб»
Эти крошки – голубям,
- тереть подушечки пальцев друг о друга вытянуть вперёд правую руку с раскрытой ладонью
Эти крошки – воробьям - то же – левой рукой  
Галки да вороны, Ешьте макароны! - тереть ладонью о ладонь, «катая из хлеба макароны»


                           «Моя семья»


Знаю я, что у меня -  поднимают руку ладонью к себе
Дома дружная семья: - и в соответствии с текстом в определенной последовательности загибают пальцы
Это – мама,-  
безымянный

Это – я, -  затем мизинец,
Это – бабушка моя, -
указательный

Это – папа,     - средний 
Это – дед -
большой
И у нас разлада нет – пожимают руки

«Гусята»

Вышли гусятки  - руки согнуты в локтях держим на уровне груди

Утром на зарядку – разводим руки в стороны

Наклонялись, приседали

 Раз-два,раз-два

наклоны и приседания

По тропинке побежали – бег на месте или по кругу

Туда-сюда.

Так они старались – проводим рукой по лбу, вытирая пот

Даже запыхались.

Загрустили наши гуси, - грустное выражение лица

Видно кушать захотели.

Поскорее подбегите и гусяток накормите – щиплем травку


 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека пальчиковых игр для детей средней группы

Картотека  пальчиковых игр для детей средней группы  по лексическим темам. Используемая литература: О.И. Крупенчук "Треннируем пальчики - развиваем речь"....

Картотека пальчиковой гимнастики для детей средней группы

Пальчиковые игры – это своего рода целенаправленная рефлекторная гимнастика для мозга, стимулирующая развитие его отдельных зон....

Картотека «Зимние подвижные игры для детей средней группы»

Зимние подвижные игры на прогулке полезны для развития двигательной активности, координации движений, внимания, быстроты, ловкости, меткости, действовать согласованно....

Картотека игр - пальчиковые игры для детей младшей группы

Пальчиковые игры для детей младшей группы...

Картотека игр - пальчиковые игры для детей подготовительной группы

Пальчиковые игры для детей подготовительной группы...

Картотека игр-пальчиковые игры для детей старшей группы

Пальчиковые игры для детей старшей группы...