Консультация для воспитателей "Проектная деятельность в ДОУ"
консультация
В консультации рассматривается отличие понятий "метод проектов" и "педагогический прект". Представлена классификация проектов. Раскрыты этапы реализации проекта.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proektnaya_deyatelnost.pptx | 851.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Мы слишком часто даем детям ответы, которые надо выучить, а не ставим перед ними проблемы, которые надо решить» Роджер Левин
Отличие понятий «метод проектов» и «педагогический проект». Слово «проект» имеет несколько значений, например, речь может идти : - и о методе проектов; - и о педагогическом проекте. Чем отличаются данные понятия?
(Евгения Семеновна Полат (д.п.н., профессор) метод проектов - это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом , оформленным тем или иным образом.
Метод проектов – это педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная исследовательская, познавательная, игровая, творческая, продуктивная деятельность детей, в процессе которой ребенок познает себя и окружающий мир, воплощает новые знания в реальные продукты. (Лилия Львовна Тимофеева)
Проект в дошкольном образовании - это целесообразный, организованный ( обычно — педагогом, иногда совместно с другими взрослыми ) и выполняемый командой проекта (обычно — детьми, иногда - совместно со взрослыми) комплекс действий , завершающийся созданием образовательного продукта .
Проект - это всегда осуществление замысла: изготовление книги, модели, постановка спектакля, посадка дерева и т. д. (Елена Георгиевна Юдина)
Педагогический проект - разработанная система и структура действий педагога для реализации конкретной педагогической задачи с уточнением: - роли и места каждого действия; - времени осуществления этих действий; - их участников и условий, необходимых для эффективности всей системы действий.
Таким образом, педагогический проект направлен на решение педагогической проблемы , инициатором выступает педагог. Проектный метод предполагает развитие инициативы и самостоятельности детей.
Классификация проектов ( Полат Е.С.) - по доминирующей деятельности; - по предметно-содержательной области; - по характеру координации; - по числу участников; - по продолжительности.
Типы проектов в ДОУ (Людмила Викторовна Киселева) Тип проекта Содержание Возраст детей Исследовательско - творческий Дети экспериментируют, а затем оформляют результаты в виде газет, драматизации, детского дизайна 5-8 лет Информационно – практико-ориентированный Дети собирают информацию и реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи и др.) 4-5 лет Ролево - игровой Используются элементы творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы 3-4 года Творческий Оформление результата работы в виде детского праздника, детского дизайна и т. п. 3-4 года
Типология проектов в ДОУ (Елена Сергеевна Евдокимова) По доминирующей деятельности Исследовательские, информационные, творческие, игровые, приключенческие, практико-ориентированные По характеру содержания Ребенок и семья, ребенок и природа, ребенок и рукотворный мир, ребенок и общество и его культурные ценности По характеру участия ребенка в проекте Заказчик, эксперт, исполнитель, участник от зарождения до получения результатов По характеру контактов Внутри одной возрастной группы, в контакте с другой возрастной группой, внутри ДОО, в контакте с семьей, учреждениями культуры, общественными организациями По количеству участников Индивидуальный, парный, групповой, фронтальный По продолжительности Краткосрочный (1-3 занятия), средней продолжительности (1-3 месяца), долгосрочный (до 1 года)
Этапы реализации проекта
I. Проблематизация - Создание проблемной ситуации – первый этап работы над проектом. - Необходимо, чтобы проблема была актуальной и интересной для всех участников проекта. - Разрешение проблемы должно быть посильно детям , соответствовать материально-техническим возможностям дошкольной образовательной организации и уровню подготовки педагогов.
II. Обсуждение будущей темы вместе с детьми - Выбор темы: может исходить от интересов детей, выбор темы можно направить в нужное русло или вовсе предопределить, используя приемы мотивации . - Что может послужить источником темы проекта? - Чаще всего, педагоги в качестве источника используют событие.
В качестве других темообразующих факторов могут выступать: - заинтересованность детей объектом или явлением; - вопросы детей; - изменения в природе или ближайшем окружении и т.п.
- С чего начать проект? - Как заинтересовать детей? - Почему ребенок должен делать то, что хочет взрослый?
Доронова Татьяна Николаевна и Якобсон Софья Густавовна . выделяют 3 вида (типа) мотивации: 1тип - исходя из потребностей . - Потребность в значимости и превосходстве ребенок может реализовать, «помогая» игрушкам, персонажам. - Это игровая мотивация .
- 2 тип - мотивация общения в условиях помощи взрослому (дети помогают строить горку, убирать в группе). - 3 тип - мотивация созидания и личной заинтересованности (конечный продукт нужен самому ребенку - поделка для игры, подарок маме). Таким образом, в самом начале проекта должны прозвучать какая-либо проблема, просьба или вопрос, побуждающие детей искать выход из создавшегося положения и комплексно решать задачи.
Воспитатель инициирует разговор с детьми с целью выяснить, что они знают по предполагаемой теме. Модель трех вопросов: - что дети знают по этой теме? - что хотят узнать? - что предполагают сделать для того, чтобы узнать?
III. Совместное планирование взрослыми и детьми - содержания и действий по проекту, ведение записей идей детей (прежде всего) и взрослых (во вторую очередь) с указанием имен. - выявляются известные детям факты и сведения. - все идеи детей и взрослых записываются в план - «паутинку», который может пополняться на протяжении всего проекта.
Правила ведения записей: - Записи выполняются печатными буквами. - Обязательно фиксируется имя автора идеи. - Предложения детей не подвергаются литературной обработке.
Возможные вопросы для обсуждения - Что послужило побудительным мотивом для выбора темы? - Какие виды деятельности детьми не заявлены, какие можно предложить дополнительно? - Какие ресурсы необходимы? - Каким видит свое участие в проекте каждый сотрудник? - Как будет реализована активность родителей? - Какие материалы необходимо приготовить к следующему дню?
В процессе обсуждения первоначальная форма плана дополняется инициативами взрослых , которые также вписываются в общий план печатными буквами с указанием автора идеи . В план могут вноситься новые идеи и инициативы детей и взрослых.
-План может составляться по образовательным областям или видам деятельности («паутинка» или «Проектная карта» (Л.Д. Морозова)
IV. Реализация плана. - Выбор детьми проектов (подтем) и их дальнейшая практическая реализация в подгруппах или индивидуально . - Составление письма родителям .
V. Подготовка и постоянное пополнение взрослыми РППС в центрах активности (ресурсное обеспечение проекта). Работа над темой и проектами помогает создать в группе атмосферу, стимулирующую социальную, игровую, творческую, экспериментально-познавательную инициативу, атмосферу раскованности , в которой ребенок чувствует право: - на самоопределение; - на поиск, выбор; - не боится совершить ошибки; - чувствует поддержку взрослого и всего окружения; - учится общаться, оказывать поддержку другим; - помогает сконструировать богатую и хорошо структурированную развивающую предметную среду обеспечить гибкое индивидуализированное направление деятельности детей в соответствии с социально-педагогическими ценностями и целями, их педагогическую поддержку .
Презентация - это напоминание о том, какие материалы, в каких центрах доступны для работы. Презентация не предполагает диктата обязательных действий – дети могут самостоятельно решить , что, как и из чего они будут делать.
VI. Презентация продуктов проекта детьми. На презентации может быть представлена: индивидуальная деятельность (получаемый продукт — результат работы одного ребенка: изготовление книги, модели, посадка дерева высаживание цветочной рассады и т. д ); работа в малых группах (поделки, коллажи, макеты и т. д.); коллективная деятельность детей (концерт, спектакль с общей подготовкой и репетициями, одна большая общая поделка, которая изначально задумывается как некая целостность, видеофильм с участием всех желающих детей, показы моделей одежды, кукольный спектакль и др.). Каждый проект должен быть доведен до успешного завершения , оставляя у ребенка чувство гордости за полученный результат.
В процессе презентации взрослые задают вопросы: - Что получилось? - Получилось ли то, что хотелось? - Узнали что-нибудь новое? - Что удивило и порадовало? - Что понравилось больше всего? - Что нужно изменить в следующий раз?
Как разработать проект. - Определить цель проекта. - Наметить основные задачи: образовательные, развивающие, воспитательные. - Определить состав участников проекта. - Составить план - схему (с указанием сроков и результатов). - Подобрать материал и средства для реализации проекта (наглядный материал, аудио, видео и др.) - Реализовать проект. - Представить итоговый продукт совместной деятельности ( мероприятие, праздник, выставка и др.) - Проанализировать результат.
Благодарю за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей "Проектная деятельность в ДОУ"
С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые: солнце и дождь, страх и радость. Всем хорошо известно, что пятилетних детей ...
Консультация для воспитателей «Проектная деятельность в детском саду»
Консультация для воспитателей "Проектная деятельность в детском саду»...
Консультация для воспитателей «Проектная деятельность педагога в дошкольном учреждении в соответствии с ФГОС ДО»
Консультация для воспитателей«Проектная деятельность педагога в дошкольном учреждении в соответствии с ФГОС ДО»...
консультация для воспитателей "Проектная деятельность как средство формирования безопасного поведения на дороге у детей старшего дошкольного возраста»
Цель : Формирование у детей представлений о правилах дорожного движения и безопасного поведения на дорогах города у детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность...
Консультация для воспитателей "Проектная деятельность в ДОУ"
Консультация для воспитателей...
Консультация для воспитателей "Проектная деятельность педагога в ДОУ в соответствии с ФГОС."
Проектная деятельность в работе с дошкольниками сегодня — это инновационный и перспективный метод, который должен занять свое достойное место в системе дошкольного образования....
Консультация для воспитателей "Проектная деятельность как форма работы организации образовательной деятельности детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДОО"
Введение Федерального Государственного Образовательного Стандарта дошкольного образования требует реализации в образовательном процессе ДОУ принципа компетентностно- и личностно - ориентированног...