Выступление на педагогическом совете «Метод проектов в ДО»
статья
В условиях реформирования системы образования большое внимание уделяется использованию информационных педагогических технологий, открвающих нове возможности для воспитания и развития инициативы, творческой активности и самостоятельности ребенка. Один из перспективнх методов способствующих решению этой проблемы, явлется "Метод проектной деятельности"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_na_pedagogicheskom_sovete_mbou_yanvar_22.docx | 21.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление на педагогическом совете МБОУ «Ныртинская средняя школа»
Январь 2022 Ахметзянова Л.Р.
«Метод проектов в ДО»
В условиях реформирования системы образования большое внимание уделяется использованию инновационных педагогических технологий, открывающих новые возможности для воспитания и развития инициативы, творческой активности и самостоятельности ребёнка.
Современные педагогические исследования показывают, что главная проблема дошкольного образования – потеря живости, притягательности процесса познания. Увеличивается число дошкольников, не желающих идти в школу; снизилась положительная мотивация к занятиям, успеваемость детей падает. Тут же назревает вопрос: «Что делать?»
Становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое пространство, требует существенных изменений в педагогической теории и практике дошкольных учреждений, совершенствования педагогических технологий.
На смену традиционному образованию приходит продуктивное обучение, которое направлено на развитие творческих способностей, формирование у дошкольников интереса и потребности к активной созидательной деятельности. Одним из перспективных методов, способствующих решению этой проблемы, является МЕТОД ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Проектная деятельность - это педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная исследовательская, познавательная, игровая, творческая , продуктивная деятельность детей, в процессе которой ребенок познает себя и окружающий мир, воплощает свои знания в реальные продукты. И итогом любой проектной деятельности является обязательное представление полученного продукта.
В ходе осуществления проектной деятельности в ДО ребёнок ощущает себя субъектом, поскольку получает возможность экспериментировать, быть активным и самостоятельным, а педагог занимает позицию «рядом» с ребенком, становясь организатором его деятельности. Метод проектов позволяет развивать познавательный интерес к различным областям знаний, формировать коммуникативные навыки и нравственные качества дошкольников. Этим обуславливается актуальность и необходимость использования метода проектов в современном образовательном процессе. Следует отметить, что осуществление проектной деятельности в ДОУ является подготовительной ступенью для дальнейшей реализации метода проектов в школе.
«Наводить» ребенка, помогать обнаруживать проблему или даже провоцировать ее возникновение, вызывать к ней интерес и включать детей в совместный проект, при этом не переусердствовать с опекой и помощью педагогов и родителей - вот та самая важная и главная цель, которую мы используем при организации проектной деятельности в моей группе.
Я моделирую цикл творческой, познавательной, практической деятельности не только с учетом необходимости решения проблемы, лежащей в его основе, но и учитывая задачи личностного роста и развития воспитанников.
Отличительной чертой использования метода проектов в моей группе является опора на ведущую деятельность дошкольников – игровую.
Именно посредством игры вводится проблемная ситуация, а затем осуществляется реализация самого детского проекта.
Поэтому передо мной, стоят важные задачи:
– подготовить дошкольников к осуществлению проектной деятельности;
– обучить умениям и навыкам исследовательского поиска;
– создать условия для развития коммуникативных навыков и рефлексии дошкольников;
– способствовать практическому применению имеющихся у детей моей группы знаний и умений.
Метод проектов может использоваться в работе с детьми, не только старшего, но и начиная с младшего дошкольного возраста. Задачи исследовательской деятельности для каждого возраста специфичны, позволяют определить задачи обучения, сформировать предпосылки учебных и исследовательских умений и навыков в соответствии с основными линиями развития.
Для реализации проекта педагог определяет этапы его реализации, продумывает содержание деятельности и осуществляет подбор практического материала. При этом, при планировании проектной деятельности, педагогу следует помнить о трех этапах в развитии проектной деятельности у детей дошкольного возраста, которые и представляют собой одну из педагогических технологий проектной деятельности, включающую в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных, творческих методов.
В практике современных ДО используются следующие типы проектов:
- исследовательско – творческие: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна;
- ролево – игровые (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы);
- информационно – практико – ориентированные: дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи и др.);
- творческие (оформление результата в виде детского праздника, детского дизайна и др.).
Учитывая возрастные психологические особенности дошкольников, координация проектов должна быть гибкой, т.е. воспитатель ненавязчиво направляет работу детей, организуя отдельные этапы проекта.
Все проекты проводятся внутри ДО, как правило - между группами участников, но бывают и личностные, индивидуальные проекты (в изобразительном и словесном творчестве). Так как ведущим видом деятельности дошкольника является игра, то начиная с младшего возраста используются ролево-игровые и творческие проекты.
По продолжительности они бывают:
- краткосрочными (одно или несколько занятий – 1-2 недели),
- средней продолжительности,
- долгосрочные
Основной целью проектного метода в ДО является развитие свободной творческой личности ребёнка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.
Задачи развития:
- Обеспечение психологического благополучия и здоровья детей.
- Развитие познавательных способностей,
- Развитие творческого воображения.
- Развитие творческого мышления.
- Развитие коммуникативных навыков.
Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста.
В младшем дошкольном возрасте – это:
- вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);
- активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом);
- формирование начальных предпосылок исследовательской деятельности (практические опыты).
В старшем дошкольном возрасте – это:
- формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
- развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
- формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;
- развитие желания пользоваться специальными терминами, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.
Таким образом, метод проектов в работе с дошкольниками сегодня - это оптимальный, инновационный и перспективный метод, который должен занять свое достойное место в системе дошкольного образования. Рассмотренные выше методологические основы проектной деятельности дают представления о высокой степени адаптивности инновационных технологий к специфике ДО.
Использование метода проекта в дошкольном образовании как одного из методов интегрированного обучения дошкольников, позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности. А так же делает образовательную систему ДО открытой для активного участия родителей.
Спецификой использования метода проектов в дошкольной практике является то, что взрослым необходимо «наводить» ребенка, помогать обнаруживать проблему или даже провоцировать ее возникновение, вызвать к ней интерес и «втягивать» детей в совместный проект. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, в конечном итоге, она должна способствовать развитию индивидуально-творческой деятельности педагогов в разработке стратегии, тактики и технологии образовательного процесса, способствовать личностному развитию воспитанников, обеспечить качественные результаты педагогической деятельности.
Перспективность метода проектов в системе ДО заключается в том, что он дает возможность развития наблюдения и анализа явлений, проведения сравнения, обобщения и умения делать выводы, творческого мышления, логики познания, пытливости ума, совместной познавательно-поисковой и исследовательской деятельности, коммуникативных и рефлексивных навыков и многое другое, что является составляющими успешной личности
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на педагогическом совете"Реализация проекта " Все работы хороши ". Средняя группа .
На педагогическом совете поделилась с коллегами своим опытом работы с детьми над темой:"Люди творческих профессий, люди разных профессий"....
Выступление на педагогическом совете. " Реализация проекта" Что мы Родиной зовём?" Подготовительная к школе группа.
Выступление на педагогическом совете перед коллегами своего сада № 1781 и коллегами д/о №2, д/с №2103.Совместная деятельность с коллегами из №2103 , обмен опытом,помогло более полно расскрыть данную т...
Выступление на педагогическом совете "Метод наглядного моделирования в работе с детьми дошкольного возраста".
Моделирование – это педагогическая технология, позволяющая решать познавательные задачи, активно используя зрительную, двигательную ассоциативную память, а также активизировать речь ребенк...
Педагогический совет "Метод проектов как средство разработки внедрения педагогических инноваций в образовательный процесс"
педагогический совет...
Выступление на педагогическом совете "Методы закаливания детей дошкольного возраста в летний период"
Осуществлять комплексный подход к оздоровлению дошкольника средствами природы с учетом уровня его индивидуального здоровья...
выступление на педагогическом совете «Методы образовательных технологий в развитии речи»
образовательные технологии – это система методов, способов, приёмов обучения, образовательных средств, направленных на достижение позитивного результата за счёт динамичных изменений в личностном...
Выступление на педагогическом совете Методы закаливания детей дошкольного возраста в летний период.
Закаливание – это система профилактических мероприятий, направленная на сопротивляемость организма неблагоприятным факторам окружающей среды....