Семинар для педагогов "Модерация – эффективная образовательная технология"
материал
Семинар для педагогов
"Модерация – эффективная образовательная технология"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologiya_moderatsii.docx | 69.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида № 4» г. Аши Челябинской области
Семинар для педагогов
"Модерация – эффективная образовательная технология"
Старший воспитатель А.С.Жабина
Аша
2018
«Что какое модерация?»
Moderare – в переводе с латинского – приводить в равновесие, управлять, регулировать. Как образовательная технология модерация была впервые разработана в 60-е - 70-е годы прошлого века в Германии. С тех пор многие ученые и специалисты, в том числе педагоги, активно развивали и применяли модерацию на практике, совершенствуя данную технологию.
Модерация – это эффективная технология, которая позволяет повысить результативность и качество образовательного процесса. Повышает мотивацию воспитанников, стимулирует познавательную активность и творчество.
С помощью приемов и методов модерации создаются условия для снятия барьеров общения, развития творческого мышления и навыков совместной деятельности.
При использовании технологии модерации принципиально меняется и роль педагога. Он становится консультантом, наставником, старшим партнером.
В модерации применяются хорошо известные сегодня техники, такие как мозговой штурм, кластер, ментальные карты, шесть шляп мышления, синектика и др.
Рассмотрим «Принципы и фазы модерации»
Принципы модерации:
- структурированность (все содержание совместной деятельности делится на четко определенные части);
- систематичность (отдельные части мероприятия взаимосвязаны и логически следует одна за другой);
- комплексность (содержание каждой части образовательного процесса нацелено на обучение, воспитание, развитие и социализацию воспитанников);
- прозрачность (деятельность каждого дошкольника видна педагогу, всем участникам ясно виден ход образовательного процесса, его промежуточные и итоговые результаты).
Структурированность образовательного процесса обеспечивается разделением мероприятия на определенные взаимосвязанные фазы, каждая из которых имеет свои цели, задачи и методы.
Фазы модерации:
- инициация (начало ОД);
- вхождение или погружение в тему (сообщение целей ОД);
- формирование ожиданий детей (планирование эффектов ОД);
- интерактивная лекция (передача и объяснение информации);
- проработка содержания темы (групповая работа воспитанников);
- подведение итогов (рефлексия, анализ и оценка ОД);
- эмоциональная разрядка (разминки).
Достижение эффективности и качества образовательного процесса при использовании технологии модерации, обеспечивается организацией следующих ключевых процессов:
- Интеракция – т.е., эффективное взаимодействие участников группового процесса;
- Коммуникация - упорядоченный обмен информацией между всеми участниками образовательного процесса;
- Визуализация - обеспечение наглядности хода и результатов образовательного процесса;
- Мотивация всех участников образовательного процесса;
- Мониторинг образовательного процесса;
- Рефлексия педагога и дошкольников;
- Анализ деятельности участников и оценка результатов.
А сейчас рассмотрим Процессы модерации на примере использования техники «Кластер».
Кластер — это графическая форма организации информации, когда выделяются основные смысловые единицы, которые фиксируются в виде схемы с обозначением всех связей между ними. Он представляет собой изображение, способствующее систематизации и обобщению учебного материала.
Кластер может применяться на любой из фаз модерации:
Например, детям предложена игровая ситуация "В гости к Мишутке". Воспитанникам задаются наводящие вопросы: "Мы идем в гости к Мишутке на праздник. На какой праздник мы можем попасть к Мишутке?" Дети высказывают свои предположения. Затем педагог читает детям письмо от Мишутки с приглашением на праздник, на котором ему исполняется 5 лет. Следовательно, дети узнают, что получили приглашение на день рожденья. Педагог показывает видеоролик "С днем рожденья!", затем видео обсуждается с детьми (на данном этапе используются ключевые процессы Визуализация и Коммуникация).
Далее педагог ведет беседу с детьми: какой сюрприз можно подготовить для Мишутки? "Мальчики будут делать подарки, а девочки подготовят концерт". (Здесь прослеживается следующий ключевой принцип модерации - Интеракция, т.е. деление групп по гендерному признаку).
Формирование групп по желанию детей или по предложению педагога.
Группы могут быть сформированны по:
- по половому признаку — мальчики, девочки;
- по времени года, в котором родился ребенок (зима, весна, лето, осень);
- по дате рождения (четное, нечетное число);
- по первой букве имени или фамилии (гласные — согласные, звонкие — глухие и проч. — актуально для ОД в области «Развития речи»);
- расчет по номерам (первый-второй-третий и т.д.). Расчет делается исходя из нужного количества групп (а не числа участников в группах);
- по считалочке;
- по жребию.
- В корзине могут находиться:
- листочки разного цвета — команды красных, желтых, синих;
- предметы, заранее положенные для воспитанников (воспитанники по очереди вытаскивают предметы и делятся на группы нужного состава, например, один воспитанник, вытаскивая чей-то предмет, находит себе пару);
- геометрические фигуры — команды квадратов, треугольников, кругов и проч. (актуально для ОД в области «ФЭМП»);
- изображения животных — команды птиц, рыб, млекопитающих или травоядные, хищники (для ОД в области «Окружающего мира»);
- изображения растений — команды деревьев и кустарников хвойных и лиственных деревьев;
- Мозаика. Детям выдаются части изображения, и они должны найти детей, у которых есть другие части этого изображения. В дальнейшем изображение можно обыграть (например, изображение — на ООД ИЗО или любом другом) И ДР.
- либо придумать игру, в ходе которой происходит постепенное формирование групп.
В основе сотрудничества лежит взаимное желание и готовность участников команды объединить свои способности для выполнения совместной работы.
Затем каждая группа работает самостоятельно, а педагог координирует их работу и помогает, если возникают проблемные ситуации. (На данном этапе реализуется ключевой процесс - Мониторинг групповой динамики и образовательного процесса в целом).
Когда каждая группа подготовит свой подарок, педагог предлагает детям обсудить выполненную работу. (На этом этапе прослеживается следующий ключевой принцип модерации - Анализ и оценка).
После рефлексии, педагог предлагает подарить свои подарки Мишутке (Ключевой процесс - Мотивация), подготовки к следующему этапу образовательной деятельности.
Достоинства и результаты применения техники
Применение кластера имеет следующие достоинства:
- он позволяет охватить большой объем информации;
- вовлекает всех участников в образовательный процесс, им это интересно;
- дети активны и открыты, потому что у них не возникает страха ошибиться, высказать неверное суждение.
В ходе данной работы формируются и развиваются следующие умения:
- умение ставить вопросы;
- выделять главное;
- устанавливать причинно-следственные связи и строить умозаключения;
- переходить от частностей к общему, понимая проблему в целом;
- сравнивать и анализировать;
- проводить аналогии.
Таким образом, технологи модерации является эффективной технологией управления, т.е., позволяет обеспечивать устойчивое управление образовательным процессом и достижение поставленных целей.
Технологи модерации оптимально подходит для управления именно образовательным процессом. Модерация была разработана как метод управления.
Технологи модерации проста, понятна и более всего подходит педагогам.
Технологи модерации хорошо принимается детьми, как средство повышающее интерес и мотивацию.
Технологи модерации гармонично сочетается с технологией АМО и другими технологиями.
Используемые источники:
Образовательный портал «Мой университет».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар - практикум «Использование современных образовательных технологий как эффективного средства по формированию элементарных математических представлений у дошкольников»
Цель: развитие профессиональной компетентности, формирование личностного профессионального роста педагогов по применению в работе современных образовательных технологий (технологии «Ситуация»)....
Семинар - практикум «Использование современных образовательных технологий как эффективного средства по формированию элементарных математических представлений у дошкольников»
Развитие профессиональной компетентности, формирование личностного профессионального роста педагогов по применению в работе современных образовательных технологий...
Доклад к семинару на тему: « Современные образовательные технологии» воспитатель МБДОУ детский сад № 29 Иванова А.В. «Здоровье сберегающие технологии в детском саду — виды и цели
«Здоровье сберегающие технологии в детском саду — виды и цели» И для коего не секрет, что здоровье взрослого челов...
Обновление содержания дошкольного образования: реализация новых образовательных проектов и эффективных образовательных технологий
Общие положенияПредметом регулирования настоящего ФГОС дошкольного образования являются отношения в сфере образования между их участниками, возникающими при реализации основной образовател...
Семинар – практикум: «Использование современных образовательных технологий как эффективного средства по формированию элементарных математических представлений у дошкольников»
Цель: развитие профессиональной компетентности, формирование личностного профессионального роста педагогов по применению в работе современных образовательных технологий(игровой технологии и техн...
Семинар - практикум «Использование современных образовательных технологий как эффективного средства по формированию элементарных математических представлений у дошкольников»
В вдошкольном возрасте под влиянием обучения и воспитания происходит интенсивное развитие всех познавательных психических процессов – внимания, памяти, воображения, речи. ...
Статья "Эффективные образовательные технологии в условиях реализации ФГОС нового поколения"
В настоящее время невозможно не применять образовательные технологии - статья посвящена данному вопросу...