Семинар для педагогов "Модерация – эффективная образовательная технология"
материал

Жабина Альбина Сергеевна

Семинар для педагогов

"Модерация – эффективная образовательная технология"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologiya_moderatsii.docx69.78 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида № 4» г. Аши Челябинской области

Семинар для педагогов

"Модерация – эффективная образовательная технология"

Старший воспитатель А.С.Жабина

Аша

2018

 «Что какое    модерация?»

Moderare – в переводе с латинского – приводить в равновесие, управлять, регулировать. Как образовательная технология модерация    была впервые разработана в 60-е - 70-е годы прошлого века в  Германии. С тех пор многие ученые и специалисты, в том числе педагоги, активно развивали и применяли модерацию на практике, совершенствуя данную технологию.

Модерация – это эффективная технология, которая позволяет повысить результативность и качество образовательного  процесса. Повышает мотивацию воспитанников, стимулирует познавательную активность и творчество.

С помощью приемов и  методов модерации создаются условия для снятия барьеров общения, развития творческого мышления и навыков совместной деятельности.

При использовании технологии модерации принципиально меняется и роль педагога. Он становится консультантом, наставником, старшим  партнером.

В модерации  применяются хорошо известные сегодня техники, такие как   мозговой штурм, кластер, ментальные карты, шесть шляп мышления, синектика и др.

Рассмотрим  «Принципы и фазы модерации»

Принципы модерации:

- структурированность (все содержание совместной деятельности делится на    четко определенные части);

- систематичность (отдельные части мероприятия  взаимосвязаны и логически    следует одна за другой);

- комплексность (содержание каждой части образовательного процесса нацелено на обучение, воспитание, развитие и социализацию  воспитанников);

- прозрачность (деятельность каждого дошкольника видна педагогу, всем участникам ясно виден ход образовательного процесса, его    промежуточные и итоговые результаты).

    Структурированность образовательного процесса обеспечивается    разделением мероприятия на определенные взаимосвязанные фазы, каждая из которых имеет свои цели, задачи и методы.    

Фазы  модерации:

- инициация (начало ОД);

- вхождение или погружение в тему (сообщение целей ОД);

- формирование ожиданий детей (планирование эффектов ОД);

- интерактивная лекция (передача и объяснение информации);

- проработка содержания темы (групповая работа  воспитанников);

- подведение итогов (рефлексия, анализ и оценка ОД);

- эмоциональная разрядка (разминки). 

Достижение эффективности и качества образовательного процесса при использовании технологии модерации,  обеспечивается организацией следующих ключевых процессов:

  • Интеракция – т.е., эффективное взаимодействие участников группового    процесса;
  • Коммуникация - упорядоченный обмен    информацией  между всеми участниками образовательного процесса;
  • Визуализация - обеспечение   наглядности хода и результатов образовательного процесса;
  • Мотивация всех участников образовательного процесса;
  • Мониторинг образовательного процесса;
  • Рефлексия педагога и дошкольников;
  • Анализ     деятельности участников и  оценка   результатов.

А сейчас рассмотрим Процессы модерации на примере использования техники «Кластер».

Кластер — это графическая форма организации информации, когда выделяются основные смысловые единицы, которые фиксируются в виде схемы с обозначением всех связей между ними. Он представляет собой изображение, способствующее систематизации и обобщению учебного материала. 

Кластер может применяться на любой из фаз модерации:

Например, детям предложена игровая ситуация "В гости к Мишутке". Воспитанникам задаются наводящие вопросы: "Мы идем в гости к Мишутке на праздник. На какой праздник мы можем попасть к Мишутке?" Дети высказывают свои предположения. Затем педагог читает детям письмо от Мишутки с приглашением на праздник, на котором ему исполняется 5 лет. Следовательно, дети узнают, что получили приглашение на день рожденья. Педагог показывает видеоролик "С днем рожденья!", затем видео обсуждается с детьми  (на данном этапе используются ключевые процессы Визуализация и Коммуникация).

Далее педагог ведет беседу с детьми: какой сюрприз можно подготовить для Мишутки? "Мальчики будут делать подарки, а девочки подготовят концерт". (Здесь прослеживается следующий ключевой принцип модерации - Интеракция, т.е. деление групп по гендерному признаку).

Формирование групп по желанию детей или по предложению педагога.

Группы могут быть сформированны по:

  • по половому признаку — мальчики, девочки;

  • по времени года, в котором родился ребенок (зима, весна, лето, осень);

  • по дате рождения (четное, нечетное число);

  • по первой букве имени или фамилии (гласные — согласные, звонкие — глухие и проч. — актуально для ОД в области «Развития речи»);

  • расчет по номерам (первый-второй-третий и т.д.). Расчет делается исходя из нужного количества групп (а не числа участников в группах);

  • по считалочке;

  • по жребию. 

  • В корзине могут находиться:
  • листочки разного цвета — команды красных, желтых, синих;

  • предметы, заранее положенные для воспитанников (воспитанники по очереди вытаскивают предметы и делятся на группы нужного состава, например, один воспитанник, вытаскивая чей-то предмет, находит себе пару);

  • геометрические фигуры — команды квадратов, треугольников, кругов и проч. (актуально для ОД в области «ФЭМП»);

  • изображения животных — команды птиц, рыб, млекопитающих или травоядные, хищники (для ОД в области «Окружающего мира»);

  • изображения растений — команды деревьев и кустарников хвойных и лиственных деревьев;

  • Мозаика. Детям выдаются части изображения, и они должны найти детей, у которых есть другие части этого изображения. В дальнейшем изображение можно обыграть (например, изображение — на  ООД ИЗО или любом другом) И ДР. 

  • либо придумать игру, в ходе которой происходит    постепенное формирование групп.

В основе сотрудничества лежит взаимное желание и готовность    участников команды объединить свои способности для выполнения    совместной работы. 

Затем каждая группа работает самостоятельно, а педагог координирует их работу и помогает, если возникают проблемные ситуации. (На данном этапе реализуется ключевой процесс -  Мониторинг групповой динамики и образовательного процесса в целом).

Когда каждая группа подготовит свой подарок, педагог предлагает детям обсудить выполненную работу. (На этом этапе прослеживается следующий ключевой принцип модерации - Анализ и оценка).

 

После рефлексии, педагог предлагает подарить свои подарки Мишутке (Ключевой процесс - Мотивация), подготовки к следующему этапу образовательной деятельности.

Достоинства и результаты применения техники

Применение кластера имеет следующие достоинства:

  • он позволяет охватить большой объем информации;
  • вовлекает всех участников в образовательный процесс, им это интересно;
  • дети активны и открыты, потому что у них не возникает страха ошибиться, высказать неверное суждение.

В ходе данной работы формируются и развиваются следующие умения:

  • умение ставить вопросы;
  • выделять главное;
  • устанавливать причинно-следственные связи и строить умозаключения;
  • переходить от частностей к общему, понимая проблему в целом;
  • сравнивать и анализировать;
  • проводить аналогии.

Таким образом, технологи модерации является эффективной технологией управления, т.е., позволяет обеспечивать устойчивое управление образовательным процессом и достижение поставленных целей.

 Технологи модерации оптимально подходит для управления именно образовательным процессом. Модерация была разработана как метод управления.

Технологи модерации проста, понятна и более всего подходит педагогам.

Технологи модерации хорошо принимается детьми, как средство повышающее интерес и мотивацию.

 Технологи модерации гармонично сочетается с технологией АМО и другими технологиями.

Используемые источники:

Образовательный портал «Мой университет».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар - практикум «Использование современных образовательных технологий как эффективного средства по формированию элементарных математических представлений у дошкольников»

Цель: развитие профессиональной компетентности, формирование личностного профессионального роста педагогов по применению в работе современных образовательных технологий (технологии «Ситуация»)....

Семинар - практикум «Использование современных образовательных технологий как эффективного средства по формированию элементарных математических представлений у дошкольников»

Развитие профессиональной компетентности, формирование личностного профессионального роста педагогов по применению в работе современных образовательных технологий...

Доклад к семинару на тему: « Современные образовательные технологии» воспитатель МБДОУ детский сад № 29 Иванова А.В. «Здоровье сберегающие технологии в детском саду — виды и цели

     «Здоровье сберегающие  технологии в детском  саду — виды и цели» И  для  коего не  секрет,  что здоровье взрослого челов...

Обновление содержания дошкольного образования: реализация новых образовательных проектов и эффективных образовательных технологий

Общие положенияПредметом регулирования настоящего ФГОС дошкольного образования  являются  отношения в сфере образования между их участниками, возникающими при реализации основной образовател...

Семинар – практикум: «Использование современных образовательных технологий как эффективного средства по формированию элементарных математических представлений у дошкольников»

Цель: развитие профессиональной компетентности, формирование личностного профессионального роста педагогов по применению в работе современных образовательных  технологий(игровой технологии и техн...

Семинар - практикум «Использование современных образовательных технологий как эффективного средства по формированию элементарных математических представлений у дошкольников»

В вдошкольном возрасте под влиянием обучения и воспитания происходит интенсивное развитие всех познавательных психических процессов – внимания,  памяти, воображения, речи. ...

Статья "Эффективные образовательные технологии в условиях реализации ФГОС нового поколения"

В настоящее время невозможно не применять образовательные технологии - статья посвящена данному вопросу...