Статья "Говорите с детьми о финансах"
материал
Нужно ли приучать детей дошкольного возраста к деньгам и финансам? Многие поспешат возразить, ссылаясь на то, что счастливое детство не должно быть омрачено и опошлено ничем меркантильным.
Педагоги МБДОУ ЦРР – «Детский сад №125» считают, что подобная позиция идет вразрез с интересами самих детей, живущих отнюдь не в вакууме или сказочной стране.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_govorite_s_detmi_o_finansah.docx | 21.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Говорите с детьми о финансах.
Нужно ли приучать детей дошкольного возраста к деньгам и финансам? Многие поспешат возразить, ссылаясь на то, что счастливое детство не должно быть омрачено и опошлено ничем меркантильным.
Педагоги МБДОУ ЦРР – «Детский сад №125» считают, что подобная позиция идет вразрез с интересами самих детей, живущих отнюдь не в вакууме или сказочной стране.
Уровень финансовой грамотности населения России, объективно говоря, невысок. Прямые следствия недостаточной финансовой грамотности – огромное число жертв «финансовых пирамид», неумение многих жить по средствам, глубокая задолженность и банкротства.
Как не допустить, чтобы в дальнейшем взрослый человек не был абсолютно безграмотный в финансовых вопросах, не умел зарабатывать деньги, не в состоянии ими разумно распоряжался?
Считаем, что финансовое просвещение должно начинаться с дошкольного возраста и продолжаться всю жизнь.
О роли дошкольного образовательного учреждения в формировании финансовой грамотности детей.
С какого возраста ребенок может воспринимать элементарные экономические знания? Некоторые эксперты рекомендуют начинать уже с двух – трех лет. Возможно, это несколько рано, но с пяти лет – точно пора.
Поэтому педагоги детского сада запустили долгосрочный проект «Финансовая грамотность дошкольника».
Что дает ребенку финансовая грамотность?
Если в детстве не сформировалось правильное представление о деньгах, у ребенка может появиться неверное, искаженное представление о финансах. Дети должны понимать, что деньги зарабатываются собственным трудом, что став взрослым, ты должен стать единственным человеком, принимающим решения о своих деньгах.
В рамках реализации проекта воспитатели старших возрастных групп организуют с детьми экономические игры, беседы, практические ситуации, арифметические задачи, чтобы познакомить воспитанников с концепцией денег: что такое деньги и зачем они вообще нужны, как появились деньги. В игровой форме воспитатели рассказывают о значении различных монет и банкнот, об использовании денег, как зарабатываются деньги, о богатстве и бедности.
Проект предполагает знакомство детей с бережливостью, рациональностью, трудолюбием. В переводе с греческого, экономика — управление домом, хозяйством. Финансовое просвещение на дошкольном этапе это и воспитание у детей дошкольного возраста бережливого отношение к вещам, природе и природным ресурсам и, конечно, к деньгам.
Для того чтобы, чтобы ребенок мог самостоятельно организовать деятельность и продолжить знакомится с финансовой грамотностью в группах создаются центры, где подобраны коллекции монет и банкнот, организованы выставки копилок, созданных руками воспитанников; представлен наглядный материал об истории возникновения денег, настольные игры «Что можно купить за деньги?» и т.д..
О роли родителей в формировании финансовой грамотности детей.
Возлагать всю ответственность за финансовое просвещение на образовательные учреждения было бы недальновидно и контрпродуктивно. Научить ребенка правильному обращению с финансами могут только родители и только своим собственным примером. Совсем нелишним будет регулярно проводить планирование семейного бюджета на предстоящий месяц с участием ребенка. Это поможет ему познакомиться ближе с миром личных финансов и получить свой собственный опыт обращения с деньгами.
Также взрослый может готовить ребенка к походу в магазин, предупреждать, какие именно будут сделаны покупки. Это не только позволит избежать неловких ситуаций, но и приучит детей к планированию. Если родители сами занимаются бизнесом, хорошо бы им объяснить ребенку, как устроено их собственное дело. Чтобы ребенок понял, откуда у родителей берутся деньги, ему нужно чаще рассказывать о своей работе. Говорить о том, чем Вы занимаетесь, какую пользу приносите и какие имеете успехи. Важно поставить акцент на том, что за проделанный труд, Вы получаете определенную сумму денег. Когда ребенок немного повзрослеет необходимо познакомить его с кредитными картами и показать процедуру снятия наличных при помощи банкомата. Никогда не нужно использовать деньги в качестве поощрения. Если так делать, то у ребенка возникнет неправильное представление о деньгах, и он с большой вероятностью вырастет финансово неграмотным, так как для него денежные средства будут не наградой за труд, а инструментом манипулирования людьми. Чтобы ребенок на самом деле понял, что такое деньги и как они ценны в семье, необходимо все показать ему на примере. Допустим, у него сломалась игрушка. Не надо сразу бежать в магазин и покупать новую. Пусть он поймёт, что деньги не безграничны и зарабатываются трудом.
Правила карманных денег
Перед выдачей ребенку карманных денег необходимо взять во внимание следующие моменты:
1. Выдачу карманных денег лучше всего начинать с того момента, как ребенок стал учеником первого класса. Достигнув этого возраста дети уже готовы хранить деньги и управлять ими.
2. Нельзя давать сразу большое количество денег. Необходимо давать небольшое количество средств, чтобы ребенок подумал и смог распорядиться ими рационально. По мере взросления, можно повышать суммы, но главное – обговорить расходы. Важно донести до него информацию, что деньги, которые вы ему даете – это не просто способ купить себе игрушку/лимонад/билет в кино, а возможность самостоятельно оплатить интернет, телефон и проезд в транспорте.
3. Необходимо составить план срока выдачи карманных денег, а также познакомить ребенка с понятием «бюджет».
Правила, которых надо придерживаться при выдаче карманных денег:
• Выдача денег должна быть регулярной, так как, если неграмотно подойти к этой проблеме, то и ребенок вырастет финансово неграмотным.
• Ребёнок должен чётко осознать, почему и для чего родители выдают ему денежные средства.
• Наказывать детей за какие-либо проступки отменой карманных денег строго запрещено.
• Если в подростковом возрасте ребенок начал самостоятельно зарабатывать на какой-нибудь простенькой работе – это нормально. Подросток понял, что деньги даются только за качественный труд и поэтому устроился на работу, а значит он уже владеет отличной финансовой грамотностью. В этом случае нельзя переставать давать ему карманные деньги, так как теперь они их заслуживает еще больше.
• Если планируется какое-нибудь изменение в правилах выдачи денежных средств, то его в обязательном порядке нужно согласовать со своим ребенком. Допустим, в определенном месяце не получается дать нужную сумму, тогда нужно максимально четко объяснить ему проблему, чтобы он с детства понимал важность денежных средств.
Карманные деньги – это способ развить в детях рациональное расходование собственных денежных средств.
Старший воспитатель МБДОУ ЦРР – «Детский сад №125»
Пяткова Л.П.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого занятия с детьми подготовительной группы по финансовой грамотности "Путешествие в страну Финансов"
Этот материал будет полезен и интересен для педагогов и детей старшего дошкольного возраста....
Конспект открытого занятия с детьми по финансовой грамотности в подготовительной группе по теме "Путешествие в страну Финансов"
Цель: Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста: раскрыть сущность понятия «деньги», «монета», «банкнота», «пл...
Конспект открытого занятия с детьми по финансовой грамотности в подготовительной группе по теме "Путешествие в страну Финансов"
Конспект занятий по ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ...
Конспект открытого занятия с детьми по финансовой грамотности в подготовительной группе по теме "Путешествие в страну Финансов"
Конспект открытого занятия с детьми по финансовой грамотности в подготовительной группе по теме "Путешествие в страну Финансов" ...
Статья "Как правильно говорить с детьми о финансах"
laquo;Денег нет!»: как правильно говорить с детьми о финансахВсе мамы прекрасно знают, что в большинстве случаев отношение детей к деньгам складывается довольно стихийно. Когда ребенок маленьки...
Мастер класс для родителей "Почему важно говорить с детьми о финансах".
Мастер класс для родителей, целью которого является повышение финансовой культуры родителей в игровой форме....