Роль преподавателя в изучении детско-родительских отношений в ДОУ
статья
Роль преподавателя в изучении детско-родительских отношений
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 30.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Т.В. Петухова
МДОУ Детский сад «Золотая рыбка»
г.Железногорск-Илимский
Роль преподавателя в изучении детско-родительских отношений в ДОУ
Дошкольное детство, несомненно, является важнейшим этапом развития ребенка. Это период формирования характера ребенка, его мировоззрения, становления личности. Именно поэтому так важны правильно формирующиеся отношения родителей и детей.
Воспитание детей является для семьи первостепенной и далеко не простой задачей. Подходить к решению этой задачи родители должны ответственно, понимая цену своим ошибкам и просчетам. Создание в семье благоприятного микроклимата, формирование отношений, основанных на любви и доверии, способствуют правильному физическому и духовному развитию маленького человека. Влияние семьи, особенно на начальном периоде, играет огромную роль и превышает другие воспитательные воздействия. Чем благополучнее семья, чем больше внимания и времени родители уделяют воспитанию своего ребенка, тем лучше качество физического, психического, духовного, нравственного, трудового, интеллектуального и эмоционального воспитания личности.
Дошкольный возраст представляет собой один из самых значимых периодов в жизни человека и, несомненно, находится под особо пристальным вниманием ученых и практиков, как момент становления личности. Именно на данном этапе ребенку свойственно ускоренно развиваться, он активно познает и осваивает широкий спектр различных видов деятельности, раскрывает новые свойства личности. В период дошкольного детства формируются самосознание, самооценка и определенная иерархия мотивов, и их соподчинение. Так же в это время наиболее существенным является влияние семьи на развитие ребенка и детско-родительских отношений.
Детско-родительские отношения рассматриваются как активное взаимодействие и влияние родителя и ребенка, в котором ярко проявляются социально-психологические закономерности межличностных. Значимость детско-родительских отношений привлекала внимание многих психологов. В настоящего время проблема взаимоотношений между родителями и детьми как фактора психологического благополучия детей и успешности социально-психологической адаптации приобретает особую актуальность. Изучение детско-родительских отношений чрезвычайно важно для понимания факторов, влияющих на становление личности ребёнка.
Основные подходы к изучению детско-родительских отношений
В современном человекознании одним из важнейших направлений становится поиск путей благоприятного социального развития личности ребенка. Понимание роли семьи как определяющей не только развитие ребенка, но и, в конечном итоге, развитие всего общества привело к бурному росту научно-практических изысканий в области психологии родительско-детских отношений. Взаимодействие ребенка с родителем является первым опытом взаимодействия с окружающим миром, этот опыт закрепляется и формирует определенные модели поведения с другими людьми. В каждом обществе складывается определенная культура взаимоотношений и взаимодействия между родителями и детьми, возникают социальные стереотипы, определенные установки и взгляды на воспитание в семье, и, наверное, не будет преувеличением сказать, что цивилизованность общества определяется не только отношением к женщинам, но и отношением к детям. Существует несколько теоретических подходов к пониманию роли и содержания детско–родительских отношений, сформулированных разными психологическими школами. Представляются они в виде «идеальных» моделей правильных, успешных взаимоотношений родителей и детей. Под моделью понимается более или менее целостное представление о том, как должны строиться эти отношения; своего рода свод принципов, которых следует придерживаться родителям, чтобы воспитать ребенка «хорошо». В качестве основных подходов к изучению детско-родительских отношений мною были применены две диагностики:
1.Опросник «Взаимодействие родитель-ребёнок»
И.М. Марковская. Опросник является «зеркальным» и содержит две параллельных формы: для родителей и для детей.
Цель - анализ детско-родительских взаимодействий. Понятие «взаимодействие» трактуется автором достаточно широко и включает в себя эмоциональное отношение родителя к ребенку, особенности воспитательной позиции родителя, согласованность и удовлетворенность участников воздействия. Опросники включают в себя по 60 вопросов.
2.Тест «Кинетический рисунок семьи» (КРС) Р. Бернса, С. Кауфмана.
Цель - выявить особенности восприятия ребенком семейной ситуации, своего места в семье, а также его отношений к членам семьи. Тест КРС состоит из 2 частей: рисование своей семьи и беседы после рисования.
Тест дает информацию о субъективной семейной ситуации ребенка. Он помогает выявить взаимоотношения в семье, вызывающие тревогу у ребенка, показывает, как он воспринимает других членов семьи и свое место среди них.
Тест "Кинетический рисунок семьи" (КРС) Р. Бернса и С. Кауфмана дает информацию о субъективной семейной ситуации ребенка. Он помогает выявить взаимоотношения в семье, вызывающие тревогу у ребенка, показывает, как он воспринимает других членов семьи и свое место среди них. Используя тест КРС, следует иметь в виду, что каждый рисунок является творческой деятельностью, не только отражающей восприятие своей семьи, но и позволяющей ребенку анализировать, переосмыслять семейные отношения. Поэтому рисунок семьи не только отражает настоящее и прошлое, но также направлен на будущее: при рисовании ребенок интерпретирует ситуацию, посвоему решает проблему актуальных семейных отношений. Тест КРС состоит из 2 частей: рисование своей семьи и беседы после рисования. Для выполнения теста ребенку дается стандартный лист бумаги для рисования, карандаш (твердость 2М) и ластик. Инструкция: "Пожалуйста, нарисуй свою семью так, чтобы каждый занимался каким-нибудь делом". Наиболее распространенной и применяемой методикой по выявлению взаимоотношений в семье является кинетический рисунок семьи. Тест разработан Р. Бернсом и С. Кауфманом.Этот тест предоставляет богатую информацию о семейной ситуации ребенка. Он помогает выявить отношения ребенка к членам своей семьи, внутрисемейные отношения, которые могут быть благоприятными для ребенка, вызывать чувство тревоги, враждебности, конфликтности, неполноценности, показывает, как ребенок воспринимает свое место в семье.
Таким образом, по результатам могут предложены рекомендации родителям по улучшению детско-родительских отношений с детьми:
1. Никогда не воспитывайте в плохом настроении
2. Оценивайте поступок, а не личность, умейте видеть в детях только хорошее, разрешайте конфликты мирно, ведь «худой мир, лучше доброй ссоры»
3. Минуты сильнейшего раздражения на ребёнка сядьте напротив него и пристально в течение минуты разглядывайте его от макушки до пят, пытаясь обнаружить в нём свои чёрточки. Как вы думаете, чем это закончится?
4. Необходимо исключить из общения окрики, грубые интонации, чаще улыбайтесь, общайтесь с детьми
5. Не устанавливайте жестких требований, будьте более внимательными, отзывчивыми к своим детям, обсуждайте правила поведения своих детей
6. Радуйтесь успехам ребенка, не раздражайтесь в момент его временных неудач
7. Терпеливо, с интересом слушайте рассказы ребенка о событиях в его жизни
8. Прислушивайтесь к мнению детей, уважайте их позицию
Создавайте в семье атмосферу радости, любви и уважения. Помните, дети, растущие в атмосфере любви и понимания, имеют меньше проблем, связанных со здоровьем, трудностей с обучением в школе, общением со сверстниками, и наоборот, как правило, нарушение детско-родительских отношений ведет к формированию различных психологических проблем и комплексов.
Литература
1. А. Воспитание детей. Взаимодействие полов. Ростов-на-Дону.: Феникс, 1998. 448 с
2.Гиппенрейтер Ю. Б. Общаться с ребенком. Как? М., 2000. 240с
3. Фомина, Л. К. Понятие и типы детско-родительских отношений / Л. К. Фомина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 2 (61). — С. 704-707. — URL: https://moluch.ru/archive/61/9043/ (дата обращения:15.02.2022)
Фомина, Л. К. Понятие и типы детско-родительских отношений / Л. К. Фомина. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 2 (61). — С. 704-707. — URL: https://moluch.ru/archive/61/9043/ (дата обращения: 15.02.2022).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль педагога в коррекции детско – родительских отношений
Семья начинается с детей.Герцен А. И....
Консультация для родителей "Роль семейного климата в развитии детско-родительских отношений»
Это очень важная консультация для родителей, но доносить данную информацию для семей необходимо в беседе....
Детско-родительские отношения. Понятие и типы детско-родительских отношений.
Под родительским отношением понимается «система, или совокупность, родительского, эмоционального отношения к ребенку, восприятие ребенка родителем и способов поведения с ним». В литературе описана дос...
Изучение взаимоотношений в семьях воспитанников в рамках проекта «Формирование и развитие воспитательского потенциала семьи и улучшение детско-родительских отношений».
В жизни каждого человека семья занимает особое место. В семье растет ребенок, и с первых лет своей жизни он усваивает нормы общежития, нормы человеческих отношений, впитывая из семьи и хорошее, и плох...
Роль игры в формировании детско-родительских отношений
Современная педагогика представляет собой систему научных отраслей: общая педагогика, коррекционная педагогика, дошкольная педагогика и др. Одной из таких отраслей является семейная педагогика....
План по самообразованию педагога-психолога на 2022-2026г. " Изучение и внедрение инновационных психокоррекционных техник и приёмов в работе с родителями по укреплению детско-родительских отношений".
Изучить методическую тему по «внедрению инновационных психокоррекционных техник и приемов в работе педагога-психолога с родителями по укреплению детско-родительских отношений»...