Познавательный проект «Иоанн Кронштадтский: Сердце – Христу. Жизнь – ближним».
материал (подготовительная группа)
Проект посвящён знакомству детей с образом великого русского святого Иоанна Кронштадтского. Включает в себя разные образовательные области и виды деятельности. Направлен на воспитание у детей скромности, внимания к людям, доброты, доброжелательности, милосердия, послушания родителям на примере жизни Иоанна Кронштадтского
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Введение | 70.43 КБ |
Оснавная часть | 91.01 КБ |
Ссылка на мультфильм "Добрый батюшка Иоанн | 12.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение
детский сад №8 «Центр развития ребёнка «Золотой ключик»
города Мирного Архангельской области
Ежегодный Всероссийский конкурс в области педагогики, воспитания
и работы с детьми и молодёжью до20 лет
«За нравственный подвиг учителя»
Познавательный проект
«Иоанн Кронштадтский:
Сердце – Христу. Жизнь – ближним».
Воспитатель МКДОУ №8
Земцовская Елена Александровна
Ноябрь 2018года
Ежегодный Всероссийский конкурс в области педагогики, воспитания
и работы с детьми и молодёжью до20 лет
«За нравственный подвиг учителя»
Познавательный проект
«Иоанн Кронштадтский:
Сердце – Христу. Жизнь – ближним».
Воспитатель МКДОУ №8
Земцовская Елена Александровна
В современном мире маленький человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка, на еще только формирующуюся сферу нравственности.
Детский возраст, как учат святые отцы и, в частности, Святитель Иоанн Златоуст, характеризует тяга и любовь к святости, которая с годами под воздействием различных страстей пропадает. А это значит, что если мы упустим в своей практике детский возраст, то впоследствии человек в принципе обречен на унылое существование. Вот почему так важно обращаться вместе с детьми к житиям святых, и воспитывать на их примерах.
Православное мировоззрение, христианские ценности пронизывают всю российскую культуру, историю, народные традиции, поэтому без изучения основ Православия невозможно понимать смысл и многих литературных и музыкальных произведений, художественных полотен, невозможно быть культурным и полноценно образованнымчеловеком – невозможно любить Россию, не зная того, что находится в генетической памяти народа. Нельзя строить будущего, не зная прошлого.
Воспитание подрастающего поколения на примере святых угодников Божиих является своеобразной путевой звездой. Они являются для нас образцом любви к человеку и в человеке. Своей жизнью святые показали, к какой духовной красоте призван и способен человек. Кроме того, в житиях мы находим глубоко духовное объяснение важнейшего вопроса – веры во Христа.
Познавательный проект
«Иоанн Кронштадтский:Сердце – Христу. Жизнь – ближним».
Проблема:Дошкольный возраст – важный период для становления личности. Мы все хотим видеть своих детей счастливыми и здоровыми. А для этого нужно, прежде всего, заложить в воспитание прочные духовно-нравственные основы. Кто - то из детей рассказал, что смотрел мультфильм про Святого Иоанна Кронштадтского, который исцелял людей. Дети стали спрашивать кто такой Иоанн Кронштадтский? Что он делал для людей? Почему его называют Святой?
Цель:Формирование духовно-нравственного идеала на примере жизни святого Иоанна Кронштадтского.
Задачи:
1.Познакомить детей с жизнью святого Иоанна Кронштадтского.
2. Способствовать восприятию святого Иоанна Кронштадского, как образца скромности, внимания и доброты.
3.Способствовать развитию внимательного, доброжелательного отношения к людям.
4.Воспитывать стремление детей подражать святой в добродетелях, милосердии и послушании родителям, любви к людям и Богу.
5.Воспитывать стремление детей радовать хорошими поступками родителей, сверстников, окружающих взрослых.
Содержание проекта по образовательным областям:
«Познавательное развитие».
Познакомить детей с образами и событиями жизни Святого Иоанна Кронштадтского.
Познакомить с храмом в родном городе.
Содействовать формированию основ исторического сознания и памяти о святом земли русской.
«Социально – коммуникативное развитие». Формирование навыков вежливого обращения с окружающими, чуткости по отношению ко всем людям, доброжелательности, дисциплинированности. Развитие коммуникативных навыков при общении с взрослыми, родителями и другими детьми.
«Речевое развитие».Формирование активного словаря в соответствии с темой. Развитие умения правильно, строить полные предложения при ответах, слушать внимательно, задавать вопросы. Стимулирование желания участвовать в беседе.
«Художественно – эстетическое развитие».
Создавать условия для отражения детьми полученных знаний, впечатлений в изобразительной деятельности.
Формировать умение работать с различными изобразительными средствами
( карандаши, краски, бумага, картон).
Развивать изобразительные навыки, интерес к творческим занятиям.
Воспитывать желание слушать музыкальные произведения духовного характера (колокольные звоны),песни о дружбе, преданности, трудолюбии.
Ожидаемый результат:
Дети, ознакомившись с житием Святого Иоанна Кронштадтского, приобретут духовный опыт, станут более доброжелательными, уступчивыми, милосердными.
Творческим продуктом проекта станут созданные по рассказам и рисункам детей мультфильм. Мультфильм будет показан родителям, сотрудникам МКДОУ № 8 и старшим дошкольникам.
Сроки реализации: октябрь2017 – апрель 2018 г.
Участники проекта: дети подготовительной группы, их родители, воспитатель.
Этапы работы над проектом.
Этап | Деятельность педагогов | Деятельность детей | Деятельность родителей |
| 1.Формулируют проблему, цель проекта. 2.Проводят ознакомительную консультацию с родителями о проекте. 3.Подбирают литературу по данной теме. 4. Вводят детей в игровую ситуацию: «Как молитва помогла святому получить разум». Формулируют задачи. 5.Определяют продукт, полученный в результате реализации проекта. | 1.Входят в проблему. 2.Вживаются в поисковую ситуацию. 3. Принимают игровую ситуацию и уточняют задачи проекта. | 1.Входят в проблему. 2. Соглашаются с планом работы, уточняют, дополняют. 3. Оказывают помощь в подборе дополнительной литературы и материально – технических ресурсов. |
2 этап - Аналитический | 1.Подводят к решению задач. 2.Помогают детям 3. Решают задачу организации деятельности. | 1.Планируют деятельность. 2.Распределяют обязанности по решению задач проекта. | 1.Создают дома условия для изучения данной проблемы (читают книги, просматривают фильмы, мультфильмы). 2.Проводят беседы о святых. |
3 этап - Практический | 1.Организуют поэтапную работу над проектом (поиск решений, продуктивная деятельность). 2.Оказывают практическую помощь детям. 3.Проводят ОД, совместную деятельность с детьми. 4.Проводят экскурсию в храм. | 1.Активно включаются в практическую деятельность по реализации проекта. 2.Выбирают необходимые материалы для продуктивной деятельности. 3.Занимаются продуктивной деятельностью (рисование, аппликация, конструирование) 4. Идут на экскурсию. | 1. Помогают ребёнку выучить текст для озвучивания мультфильма. 2.Помогают в подборе материала для практической деятельности. 3.Принимают участие в экскурсии. |
4 этап - Презентационный | 1.Организуют выставки. 2.Создают мультфильм о Святом праведном Иоанне Кронштадтском -завершение проекта. | 1.Представляют продукт деятельности – мультфильм сотрудникам ДОУ. | 1. Помогают в создании мультфильма. |
Предварительный просмотр:
Мероприятия по реализации проекта.
С детьми:
1.Познавательное развитие.
Беседа «Как молитва помогла святому получить разум».
Цель:знакомство детей со святым праведным Иоанном Кронштадским, как усердным учеником.
-Просмотр фильма «Мульткалендарь.Иоанн Кронштадтский».
-Чтение рассказов «Человек родился», «Аз, Буки, Веди», «Сон».Житие Святого праведного Иоанна Кронштадтского в пересказе для детей. Ю. Каптухина.
- Свободное рисование «Учение Иоанна Кронштадтского».
2.Познавательное развитие.
Беседа «Друзья познаются в беде».
Цель: Расширение знаний детей о дружбе.
-Обсуждение проблемных ситуаций «Как бы я поступил?»
-Пословицы о дружбе.
- Слушание песни «Когда твои друзья с тобой».
3.Познавательное развитие.
Беседа «Почитай отца и мать, будешь жить счастливо».
Цель: Воспитание почтительного отношения к родителям на примере русского святого Иоанна Кронштадского.
-Пословицы о родителях.
-Чтение рассказа «Удивительное благословение».Житие Святого праведного Иоанна Кронштадтского в пересказе для детей. Ю. Каптухина.
4.Продуктивная деятельность. «Ангел».
(изготовление подарка ко Дню Матери).
Цель: Изготовление подарка для мам.
5. Познавательное развитие.
Беседа «Село Сура – Родина Святого Иоанна Кронштадского».
Цель: Воспитание патриотического чувства к Родине на жизненной истории Отца Иоанна Кронштадского.
- Игра - лото «Путешествие по родному городу».
- Пословицы о родине.
- Рассматривание альбома «СурскийИоанновский женский монастырь».
6. Продуктивная деятельность.
Конструирование из бумаги «Дом без единого гвоздя».
Цель: Формирование представлений детей о рубленой бревенчатой избе.
7.Продуктивная деятельность.
Коллективная работа «Сура – благословенная».
Цель: Создание коллажа «Сура – благословенная».
8.Познавательное развитие.
Беседа «Среди детей я и себя ребёнком чувствую».
Цель: Формирование заботливого отношения к детям на примере Святого Иоанна Кронштадтского.
- Чтение рассказов «Живая вода», «Странный молебен», «Особый случай».
9. Продуктивная деятельность.
Конструирование(оригами)«Закладка для книг»
(изготовление подарков для братьев и сестёр).
Цель: Обучение изготовлению закладок – подарка для братьев и сестёр в технике оригами.
10.Экскурсия в храм Святого Архангела Михаила(совместно с родителями).
Цель: Приобщение детей к духовно – нравственным ценностям.
- Свободное рисование «Впечатление об экскурсии в храм».
11. Познавательное развитие.
Беседа «Радуйся, когда тебе предстоит случай оказать любовь».
Цель: воспитание гуманного отношения к людям на примере жертвенной любви святого Иоанна Кронштадского.
- Свободное рисование «В доме трудолюбия».
- Чтение рассказов, «Лекарство», «Медяки в мешочке», «Обед и ночлег».
12.Продуктивная деятельность.
Рисование «Православный храм».
Цель: Формирование умения детей рисовать церковь, используя образцы храмов построенных Святым Иоанном Кронштадтским.
- Слушание «Колокольный звон».
13.Продуктивная деятельность.
Создание мультфильма о Святом праведном Иоанне Кронштадтском.
- Познавательное развитие.
Беседа «Как молитва помогла святому получить разум».
Цель: Знакомство детей со святым праведным Иоанном Кронштадским, как усердным учеником.
Задачи:
1. Познакомить детей с русским святым Иоанном Кронштадтским; рассказать о его детстве, учении, о его жизни, которую он посвятил служению Богу и людям;
2.Показать детям на примере святого Иоанна Кронштадтского, что терпение и молитва может привести к положительным результатам;
3. Воспитывать стремление детей подражать святому в добродетелях милосердия и послушания родителям, в любви к людям и Богу;
4. Содействовать развитию качеств терпения, трудолюбия, усердию.
Ход.
Воспитатель: - С чего начинается Родина?(С картинки в твоём букваре).
В.: - А кто придумал азбуку?(Кирилл и Мефодий).
В.: - Правильно. Дети, я хочу рассказать вам удивительную историю о святом, которому молитва и усердие помогли получить разум. Хотите послушать?(Ответы детей).
Вопитатель показывает детям презентацию «Святой праведный Иоанн Кронштадтский».
Слайд №1.
В.: - Ну, слушайте. Это было давным - давно. Тогда еще на свете не было ни вас, ни ваших родителей - все они родились позже. В те давние времена в селе Сура, не далеко от города Архангельска в бедной семье Сергиевых Ильи Михайловича и Феодоры Васильевны родился мальчик.
Слайд №2.
В.: -Малыш появился на свет таким слабым, что родители поспешили окрестить его. И тут совершилось первое чудо: как только священник трижды погрузил младенца в купель, новорожденный оживился, порозовел, стал активно двигаться. При крещении дали ему имя Иоанн в честь празднуемого в этот день преподобного Иоанна Рыльского. С того дня мальчик стал быстро расти и крепнуть.
Слайд № 3.
В.: - Дети, посмотрите на мальчика Ивана Сергиева, вы можете догадаться какой характер был у мальчика? (Ответы детей, если дети затрудняются, то воспитатель им помогает)
В.:-Он был послушным, добрым,тихим, молчаливым, что сильно отличало его от остальных детей. Свое время он проводил в приходской церкви с отцом илипомогал матери по дому – в многодетной семье нужно было много трудиться.
Слайд№4.
В.: -В возрасте шести лет Иван однажды проснулся ночью от яркого света и увидел сияющего ангела. Ангел сказал, что он – Хранитель, посланный Богом, чтобы защитить Ивана от всякого зла и напастей во все дни его жизни.
Слайд №5.
В.: - Собрав последние деньги, отец отвёз Ваню в Архангельское приходское училище. Ваня едва мог читать по слогам, долго в его сознании буквы не соединялись со звуками и не складывались в слова. В училище он был одним из худших учеников,и это очень огорчало его. Не мало слёз пролил мальчик, сетуя на то, что он не понимает из пройденного, не может удержать в памяти рассказанного. Не смотря на это он усиленно трудился и каждый день молился, неустанно просил Господа о даровании разума в учении на утешение родителям. У него сложилась привычка молиться ночами; а утром, идя на занятия, он останавливался и молился на коленях перед старинной церковью во имя святителя Николая Чудотворца.
Как – то вечером, когда все улеглись спать, Иван в очередной раз в великой тоске он упал на колени и принялся горячо молиться. И вдруг его точно потрясло всего. Как он позднее вспоминал, «точно завеса спала с глаз, как будто раскрылся ум в голове». А самое главное, «легко и радостно стало на душе». Ему ясно представился учитель, его урок, он вспомнил даже, о чём говорилось на занятиях. Утром он вскочил с кровати и раскрыл учебник. Он может читать! Позже он был самым лучшим учеником в училище, в семинарии, в Санкт-Петербургской Духовной академии.
Слайд №6.
В.: - Однажды Иоанну Сергиеву приснился сон. Будто выходит он в священническом облачении из алтаря какого – то храма. Да это собор огромный! Под его сводами собралось несколько тысяч человек… Он откуда – то знает, что это Андреевский собор в городе Кронштадте недалеко от Санкт – Петербурга. Снаружи собор похож на маяк, у него высокий шпиль.
Слайд №7.
В.: -После окончания академии Иоанну Сергиеву предложили стать священником в Андреевском соборе в городе Кронштадт. Когда он стал священником и впервые вошёл в Кронштадский Андреевский собор, остановился на его пороге, Иоанн Сергиев был поражён: это был тот самый величественный храм из его сна, со шпилем, с паникадилом и сверкающими золотом иконами. Так как святой Иоанн Сергиев жил в городе Кронштадте, его стали называть Иоанном Кронштадтским.
Слайд №8.
В.: -Став священником, отец Иоанн Кронштадтскиймного трудился, служил Литургию ежедневно без выходных и отпусков, служил даже когда болел. Каждый Божий день ровно в четыре часа утра он приходил вАндреевский собор. После литургии шел в бедные кварталы Кронштадта. Разговаривал с людьми, благословлял их и – раздавал все, что имел в карманах. Бывали случаи, что батюшка возвращался домой без верхней одежды и без сапог – даже их он отдавал бедным.
Слайд №9.
В.: -Отец Иоанн Кронштадтский с молодости обладал даром целительства, то есть исцелял больных людей, и чудотворения. К Иоанну стали обращаться за помощью не только жители Кронштадта, но и Петербурга, а за тем и со всей России и из заграницы.За всю свою жизнь он помог тысячам людей.
В.: - Ребята, о ком вы сегодня узнали? (Ответы детей).
В.: - Что огорчало Ивана Сергиева? (Ответы детей)
В.: - Что помогло мальчику Ване хорошо учиться? (Ответы детей)
В.:- Каким был Иоанн Кронштадтский?(Ответы детей)
В.: - Будучи впоследствии уже законоучителем в Кронштадтской гимназии, он однажды говорил детям: «Корень учения горек, но плоды его сладки», – говорит русская пословица.
В.:-Ребята, как вы понимаете эту пословицу?(ответы детей)
Просмотр мульткалендаря «Иоанн Кронштадтский».
Чтение рассказов «Человек родился», «Аз, Буки, Веди», «Сон» из книги «Сердце – Христу, Жизнь – Ближним» Житие святого праведного Иоанна Кронштадтского в пересказе для детей. Пересказ Карпухиной Ю. М. 2011г.
2.Познавательное развитие.
Беседа «Друзья познаются в беде».
Цель:Расширение знаний детей о дружбе.
Задачи:
1. Рассказать детям об одном из друзей Святого Иоанна Кронштадтского.
2. Развить умение аргументировать свою точку зрения, вести рассуждения.
3. Формировать нравственные качества: умение дружить, беречь дружбу, общаться в коллективе.
4. Воспитывать доброжелательность, уважение друг к другу.
Ход.
Воспитатель включает песню песни «Если с другом вышел в путь»
сл. М. Танича
Воспитатель:-Дружба – главное чудо всегда.
Сто открытий для нас всех таящее.
И любая беда – не беда.
Если рядом друзья настоящие
– О чем это стихотворение? (ответы детей)
В.:- Ребята, поднимите руку, у кого из вас есть настоящие друзья?Вижу много таких детей.
В.:- Расскажите, о своём настоящем, верном друге.(рассказы детей)
В.:- Как вы дружите? (ответы детей)
В.:- Что такое настоящая дружба? (ответы детей)
В.:-Кого человек вправе назвать своим другом? (ответы детей)
В.:- Как проверяется дружба? (ответы детей)
В.: - Да, дружба греет сердце. Она нужна взрослым и детям в любой жизненной ситуации. А кто знает, где учат дружить и дорожить дружбой?(ответы детей)
В.:- А с чего начинается дружба? Как поется в детской песенке? (ответы детей)
В.:- С голубого ручейка начинается река,
Ну, а дружба начинается с улыбки!
В.:- Это верно, а почему? (ответы детей)
В.: - Когда человек улыбается, он располагает к себе, поднимается настроение, и тоже в ответ хочется улыбнуться. Улыбаясь, мы проявляем симпатию, доверие, а именно с этого начинаются дружеские отношения.
В.:- А с чего может в группе возникнуть дружба? (ответы детей).(игры, общение, общие дела, совместные игры)
В.:- Ребята, какое чувство вы испытываете, когда встречаете друга? (ответы детей) (радость).
В.:- Кого же мы называем настоящим другом? (ответы детей)
В.: - Друг в беде не бросит, лишнего не спросит-
Вот что значит настоящий верный друг!
В.:-Ребята, как вы понимаетепословицу: «Друг познаётся в беде» (ответы детей).
В.:- Правильно, когда у одного из друзей образовывается беда, то второй должен ему помочь.
В.: - Ребята, как вы считаете, у человека должно быть много друзей или достаточно иметь одного друга? (ответы детей)
(это не важно, главное чтобы был друг, а дружба была настоящая)
В.:- А что вы считаете самым главным в дружбе?(ответы детей)
(настоящие друзья могут ссориться, но быстро мирятся; помогают друг другу; говорят правду; всем делятся поровну)
Воспитатель показывает детям презентацию «Друг Иоанна Кронштадтского»
Слайд №1.
В.: - Ребята, помните, мы с вами говорили о Святом Иоанне Кронштадтском?У него тоже были друзья.Жизнь и служение отца Иоанна Сергиева были неразрывно связаны с Кронштадтом, городом военных моряков. Он был близко знаком со многими видными деятелями русского флота.Одним из друзей о. Иоанна быладмирал Степан Осипович Макаров.(Адмира́л— воинское звание (чин) высшего офицерского состава в военно-морских флотах (силах)).
Степан Осипович Макаров хотел создать первый океанский ледокол, для Российского флота, с помощью которого учёные могли бы исследовать ледовые просторы Севера. Ведь Степан Макаров думал не себе, а о благе России, о её развитии в науке. Его идею никто не поддержал. Когда об этом узнал Отец Иоанн Кронштатский, он не оставил своего друга, Степана Макарова, в беде и поспешил ему на помощь, воплотить его идею.
Слайд №2.
В.:- С помощью молитвы Иоанна Кронштатского, его пожертвованиям и умениям Степана Макарова появился на свет первый в мире океанский ледокол для Российского флота.
В.: - Отец Иоанн помогал друзьями народу молитвой и пожертвованием, поддерживал их во всех начинаниях. Он был добрым, отзывчивым, доброжелательным ко всем людям, его улыбка располагала людей к себе, народ считал Отца Иоанна Кронштадтского своим другом и отцом.
В.: - Дети, как вы думаете, почему Отец Иоанн Кроштатский помог Степану Осиповичу Макарову? (ответы детей).
В.: - Что создали друзья вместе? (ответы детей).
В.: - Для чего они создали океанский ледокол? (ответы детей).
В.: - Какими качествами должен обладать друг? (ответы детей)
В.: - Правильно, скромность, доброжелательность, общительность, отзывчивость, искренность, готовность прийти на помощь.
В.:- Ребята, к сожалению, в жизни встречаются люди, у которых нет друзей. Они очень одиноки, от этого обижаются на других и страдают сами. А ведь всё зависит от самого человека. Нужно просто знать и соблюдать Правила дружбы.
Слайд №3.
Правила Дружбы.
В.: - Правда то, что существуют ангелы, но иногда у них отсутствуют крылья, и мы их называем друзьями.
Наверно б все хотели знать,
Что дружба это благодать.
Когда твой друг всегда с тобой,
Оберегает твой покой.
Он посоветует как жить,
Кого и как не позабыть.
Подставит он всегда плечо
И в холод станет горячо.
Друг не забудет, не предаст,
Поддержит и надежду даст.
Друг это вечно, навсегда
И не страшна совсем беда.
Хотели б все её узнать,
Ведь дружба это благодать!
Дружба это тёплый ветер,
Дружба это светлый мир,
Дружба солнце на рассвете,
Для души весёлый пир.
Дружба это только счастье,
Дружба у людей одна.
С дружбой не страшны ненастья,
С дружбой жизнь весной полна.
Друг разделит боль и радость,
Друг поддержит и спасёт.
С другом даже злая слабость
В миг растает и уйдет.
Верь, храни, цени же дружбу,
Это высший идеал.
Тебе она сослужит службу.
Ведь дружба это ценный дар!
В.:- О чём мы сегодня вели с вами беседу?(ответы детей)
В.: - Я желаю каждому из вас иметь верного настоящего друга, уметь дорожить дружбой.
Обсуждение проблемных ситуаций «Как бы я поступил?»
1. Твой друг употребляет плохие слова и выражения.
2. Твой друг совершает плохой поступок, и об этом узнают все, в том числе и ты.
3. Твой друг предлагает тебе поступить плохо.
О дружбе есть много пословиц.
(дети рассказывают пословицы)
-Хороший друг всегда приходит вовремя.
-Не хвались другом три дня, а хвались три года.
- Друга ищи, а найдёшь береги.
- Старый друг лучше новых двух.
- С другом веселее при удаче, легче в беде.
- Друзья познаются в беде.
- В недруге стрела, что во пне, а в друге - что во мне.
- Недруг поддакивает, а друг спорит.
- Дружба дружбе рознь, а иную хоть брось,
- Человек, богатый друзьями, широк, как степь, а без друзей - узок, как ладонь.
- У друга вода лучше, чем мёд у врага.
-Был бы друг, будет и досуг.
-Птица сильна крыльями, а человек дружбой.
-Не тот друг, кто потакает, а тот, кто на ум наставляет.
-Друг научит, недруг проучит.
-У друзей секретов нет.
-Приятелей много, а друга нет.
-Дерево держится корнями, а человек друзьями.
-Друзья прямые братья родные.
-Верный друг лучше сотни слуг.
-С кем поведёшься, от того и наберёшься.
3.Познавательное развитие.
Беседа «Почитай отца и мать, будешь жить счастливо».
Цель: Воспитание почтительного отношения к родителям на примере русского святого Иоанна Кронштадского.
Задачи:
1. Рассказать детям о семье Святого Иоанна Кронштадтского.
2. Воспитывать стремление детей подражать святому в добродетелях милосердия и послушания родителям, в любви к Богу.
3. Содействовать развитию внимания к близким, к родителям, качеств заботливости и терпения.
Ход.
Воспитатель: - Почитай отца своего и матерь свою, чтобы тебе было хорошо и чтобы ты долго жил на земле. Этой заповедью Господь Бог повелевает нам почитать своих родителей, за что обещает благополучную и долгую жизнь.
В.:- Дети, что значит – почитать родителей? (ответы детей)
В.: - Почитать родителей значит: уважать их, любить их, никогда не сметь оскорблять их словами или поступками, слушаться их, помогать им в трудах, заботиться о них, когда они находятся в нужде, а особенно во время их болезни и старости. Неуважение родителей - великий грех.
В.: - Иоанн Кронштадтский был одним из образцов почитания родителей.
Воспитатель показывает детям презентацию «Почитай родителей».
Слайд №1
В.: - С детства Иоанн Кронштадтский проникся каким – то особенным чувством ответственности. Он ощущал себя ответственным перед отцом, который научил его молитве, отдал на последние гроши учиться, так радовался его первым успехам.
Слайд №2, №3.
В.: - Иоанн с огромным почтением относился к матери. Она была простая, верующая и строгая женщина. Так же он заботился о сёстрах Анне и Дарье.
Слайд № 4.
В.: - Во время пребывания его в Академии, мать осталась в крайней бедности. Обстоятельство это очень огорчало любящего сына. Иоанн хотел вернуться в родную Суру и помогать матери. Но не смотря на крайнюю нужду, его мама, Феодора Васильевна, настояла на том, чтобы Иван продолжал учиться в Санкт – Петербурге.
Слайд № 5.
В.: - И он стал искать заработка, что ему и удалось: он получил переписку, за которую зарабатывал 10 рублей в месяц. Деньги эти он отсылал горячо любимой матери и был бесконечно счастлив, что мог помогать ей.
В.: - Однажды в Великом посту о. Иоанн был серьезно болен и врачи настоятельно советовали ему пить молоко для поддержания сил. На это о. Иоанн ответил, что он согласится пить молоко, если мать его даст ему на то свое родительское благословение и что он спросит ее об этом письмом. По поручению больного письмо было написано.
Мать о. Иоанна звали Феодора Власьевна, жила она на родине в селе Суре Архангельской губернии. При отсутствии железнодорожных и пароходных сообщений письма шли долго. Поэтому, о. Иоанн не скоро получил ответ от матери своей. Мать же его ответила, что родительское свое благословение она посылает сыну, разрешить же есть в посту скоромное не может.
Вот, как тверда была вера той женщины, которая дала миру такого великого светильника Церкви Христовой, каким был отец Иоанн. Всякая другая мать, опасаясь за жизнь и здоровье больного сына, сказала бы: «пей молоко, если доктора велят для поправления здоровья». Она помнила слова Писания: «праведный верою жив будет» и не побоялась за здоровье сына, нарушив предписание врачей, но исполнив повеление Божие о посте.
Узнав об этом ответе, врачи сказали больному, что без питания он умрет. На это он ответил: «Воля Божья. Неужели вы думаете, что я променяю благословение матери и заповедь Господа: «Чти отца твоего и матерь твою» на жизнь? Однако предсказание врачей не исполнилось и отец Иоанн вскоре совсем выздоровел.
Слайд №6.
В.: - Отец Иоанн Кронштадский построил в Суре часовню в память своих родителей.
В.:- А кого звали Илья и Феодора? (ответы детей)
В.: - Правильно, так звали родителей Иоанна Кронштадтского.
В.: - Как Иоанн Кронштадтский относился к родителям? (Ответы детей).
В.:- А если какой-нибудь человек скажет, что не надо родителей ни любить, ни слушать – это правильно? (Ответы детей).
В.:- А как мы можем проявить то, что мы любим своих маму и папу? (Ответы детей).
Пословицы
-При солнышке тепло, при матери - добро.
-Нет милее дружка, чем родная матушка.
-Золото и серебро не стареют, отец и мать цены не знают.
4.Продуктивная деятельность «Ангел».
(изготовление подарка ко Дню Матери)
Цель: Изготовление подарка для мам.
Задачи:
1. Познакомить с последовательностью изготовления изделия-сувенира; 2.Расширять имеющийся опыт конструирования изделий из бумаги;
3.Формировать умение декорировать готовое изделие, используя пайетки – сердечки;
4.Воспитывать самостоятельность, аккуратность в работе;
5.Развивать фантазию, воображение.
Материл: Силуэт ангела на листе бумаги с двухсторонним скотчем, ножницы, паетки – сердечки, цветные карандаши.
Ход.
Воспитатель: - Ребята, скоро мы с вами будем отмечать замечательный праздник – День Матери, ваши мамы придут на утренник, который мы с вами для них подготовили. Каждая мама хочет получить подарок, а особенно сделанный вашими руками. Посмотрите, подарок у меня один, а мам много. Сегодня мы будем создавать прекрасных ангелочков своими руками, каждый своей маме.
В.:- Скажите, кто такой ангел? (Ответы детей).
В.:- Ангел – это посланец к людям, тот, кто защищает, оберегает кого-то или это святой, имя которого человек носит. Скажите, пожалуйста, что это у ангела над головой жёлтого или золотого цвета? (Ответы детей).
В.: - Сияние в виде светлого кружка вокруг головы символ святости называют – нимбом. Как вы себе представляете ангела? Как он может выглядеть в вашем представлении? (Ответы детей).
Физкультминутка.
Где-то в облачке пушистом (Нарисовать руками перед собой форму облака произвольно)
Ароматном и душистом (Поднести руки к лицу, вдохнуть через нос после слова «ароматном», слово «душистом» произнести на выдохе, а руки отвести вперед в стороны)
Ангелочек мой живет. (Руками имитация полета (взмахов крыльев))
Ночью песни мне поет, (Голову наклонить в сторону, ладошки вместе подложить под щечку (имитация позы сна))
Днем меня он охраняет (Обнять себя руками)
И за мною наблюдает. (Показать подзорную трубу двумя руками)
Ангел крылышком взмахнул, («Взмахи крыльев» руки вверх-вниз)
К нам в оконце заглянул. (Наклон вперед, поворот головы вправо, влево)
Ангелочку улыбнемся, (Встать прямо, улыбнуться)
И помашем мы рукой, (Помахать одной рукой)
И конечно же другой. (Помахать другой рукой)
Ангел нам послал привет, (Произнести слова, потом дунуть вперед на раскрытую ладонь одной руки)
Мы пошлем привет в ответ. (Произнести слова, потом дунуть вперед на раскрытую ладонь другой руки)
В.: - Рассмотрим изображение ангела. Сколько крупных деталей у ангела? (Одна – туловище)
В.: - Что у ангела за спиной: (2 крыла)
В.: - Над головой ангела золотой кружок – это «нимб», символ святости.
Какие детали украшены сердечками?(крылья и подол платья)
В.: - А теперь мы приступим к выполнению нашего Ангела. Во время выполнения работы мы будем пользоваться ножницами для вырезания силуэта, давайте вспомним - технику безопасности при работе с ножницами:
1. Кладите ножницы сомкнутыми острыми концами от себя.
2. Передавать ножницы нужно кольцами вперед с сомкнутыми лезвиями.
3. Нельзя резать на ходу.
4. При работе с ножницами необходимо следить за движением и положением лезвий во время работы.
5. Не держите ножницы лезвием вверх.
Дети изготавливают Ангела.
В.: - Ребята, вы молодцы, создали таких прекрасных Ангелов.
В.: – Что мы с вами делали на занятии?(ответы детей)
В.: - Для чего мы делали Ангела? (ответы детей)
В.: - Желаю вам и вашим мамам, чтобы сделанные вами ангелы вас и ваших мам всегда защищали и помогали во всем.
5. Познавательное развитие.
Беседа «Село Сура – Родина Святого Иоанна Кронштадского».
Цель: Воспитание патриотического чувства к Родине на жизненной истории Отца Иоанна Кронштадского.
Задачи:
1. Познакомить детей с родиной Святого Иоанна Кронштадтского - селом Сура, Архангельской области.
2.Закрепить знания детям о родном городе и крае: достопримечательностей, памятников.
3.Расширить знания детей о России.
4. Воспитывать любовь к родному городу, краю, умение видеть прекрасное, гордиться им.
5. Совершенствовать коммуникативные навыки.
6. Создавать доброжелательную атмосферу.
Ход.
Воспитатель включает песню«С чего начинается Родина» сл. Михаила Матусовского
Воспитатель:- Старый двор, берёзки молодые,
Хоровод кудрявых тополей,
Это всё страна моя Россия,
Милый образ Родины моей!
Наше Отечество, наша Родина — матушка- Россия….
В.:-Как вы думаете, почему Отечеством мы зовём её (потому, что в ней испокон веков жили наши отцы и деды).
В.:- Родиной? (мы зовём её потому, что здесь мы родились, всё вокруг для нас тут родное).
В.:-А матушкой? (потому, что она вскормила, вырастила, выучила нас русскому языку и, как мать, защищает и бережёт нас).
В.: - Ребята, помните, мы с вами в прошлый раз беседовали о родителях Святого Иоанна Кронштадтского? Где же жили его родители? (ответы детей).
Воспитатель показывает презентацию «Сура - родина моя».
Слайд №1,2,3
В.: -Отец Иоанн очень любил своё родное село Суру. Послушайте стихотворение.
Но и вот,- Село Родное
Показалось на горе,-
Сердцу близкое святое,
Сколько чувств встаёт в душе!
«Сура, Сура, дорогая!
Сура, Родина моя!
Колыбель моя святая,
О, тебя ль вновь вижу я?!
Молвил Пастырь и рукою
Он Село благословил
Сам пред ним склоняясь главою,
Слезу тихую сронил.
(Игумения Таисия Леушинская)
Слайд №4
В.:- С детства батюшка любовался природой родного края. Бывало, сядет на завалинку, посмотрит, как солнышко садиться. Вздохнёт от восторга: «Папа, смотри, как диковенно. Закат то красный, то багровый. Как красиво Господь придумал! Да как премудро: ведь солнышко каждый вечер садится, чтобы люди могли отдохнуть от трудов. А то пойдут на луг сено косить, Ваня улыбнётся: «Пап, нам берёзка кланяется, смотри, какая красавица!»
Слайд №5
В.: - Когда Ваня учился в Архангельском приходском училище, он скучал по дому и часто тепло и трепетно вспоминал дом свой. Цветные половики в горнице. Стол, покрытый праздничной скатертью с маками. Матушка сама вышивала! Самовар. Так пыхтит, когда нагревается! И чай липовый. Душистым мёдом пахнет. И на дворе всё родное. Колодец с грохочущим ведром. Стучит ведро о стенки колодца, кажется, что считалку проговаривает: аты – баты, шли солдаты… И собака Полкан как увидит тебя, хвостом от радости машет и ластится к ногам.
Слайд №6
В.: - Не смотря на то, что Святой Праведный Иоанн Кронштадтский жил далеко от своего родного села Сура, в г. Кронштадте, он каждый год посещал свою малую родину. Отец Иоанн показывал всем, что Родина – это важнейшая ценность, учил, как её надо любить. Слайд №7. В качестве ответного дара своей малой родине за воспитание, за первый опыт земного и духовного бытия он построил здесь самый северный женский монастырь.Корпуса, любовью обсаженные сосенками и обнесённые каменной оградой с башенками по углам, церковь с высокой колокольней, Слайд №8.церковно – приходская школа для приходских детей, мастерские (столярная, сапожная, малярная и живописная) – всё это преобразило древнее, но бедное село, открыло для него новую жизнь. По пути своего следования он практически каждый день останавливался в разных городах и сёлах и совершал литургии, проповедовал, по его молитвам совершались чудеса, исцеления. Так же он делал ежегодные денежные вклады во все церкви по течению реки Пинеги. Добираться в Суру в то время летом можно было только по рекам.
Слайд №9.
В.: - Иоанн Кронштадтский кроме монастыря построил в Суре школу для детей, Слайд №10 мукомольную монастырскую лавку, где продавали продукты по самым низким ценам, больницу, кирпичный завод. Слайд №11. Старый Никольский храм был уже очень ветхим, построенным еще в 17-ом веке и батюшка выстроил новый каменный храм для своих односельчан во имя святителя Николая Чудотворца. Вот так любил он свою Родину.
В.: - Ребята, как относился св. Иоанн Кронштадтский к своей малой родине? (ответы детей).
В.: - Что он сделал для своей родины? (ответы детей)
В.: - Зачем Иоанн Кронштадтский помогал жителям села Сура? (ответы детей)
- Ребята, а вы знаете в каком вы городе вы живете? (ответы детей)
- А что бы вы хотели сделать для своего родного города? (ответы детей)
Игра –лото «Путешествие по городу»
Цель: закрепить знания о родном городе и его достопримечательностях.
В.:- А вы хорошо знаете свой город и его достопримечательности? Тогда я предлагаю вам поиграть в игру «Путешествие по городу» (детям раздаются карточки с изображением достопримечательностями города, выбирается ведущий, который называет и показывает карточки, остальные внимательно заполняют свои карты).
В.:- А какие вы пословицы и поговорки знаете о Родине (дети называют по очереди)
1. Жить — Родине служить.
2. Кто за Родину горой, тот истинный герой.
3. Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.
4. Будь не только сыном своего отца — будь и сыном своего народа.
5. Нет в мире краше Родины нашей.
6. Человек без родины — что соловей без песни.
7. Родная земля и в горсти мила.
6.Продуктивная деятельность
Конструирование из бумаги «Дом без единого гвоздя».
Цель: Формирование представлений детей о рубленой бревенчатой избе.
Задачи:
1.Закрепить конструкторские навыки;
2. Рассмотреть строение избы и назначение её частей;
3. Развивать умение выстраивать последовательность операций
при выполнении творческой работы;
4. Развивать воображение, пространственное мышление;
5. Развивать мелкую моторику руки;
6. Воспитывать у детей любовь к Родине;
7. Воспитывать интерес к русской культуре и традициям русского народа;
8. Формировать самостоятельность, умение доводить начатое дело до конца.
Материал:макет русской избы, образец готовой русской избы из бумаги; картон – силуэт избы; цветная бумага прямоугольной формы разных оттенков коричневого цвета и разных размеров по 12 шт.; полоски белой и голубой бумаги, простой карандаш; ножницы; клей, розетки для клея, кисточки; доски; салфетки.
Ход.
Воспитатель: -Сегодня мы поговорим о древне - русском жилище – том месте, где наши предки отдыхали, спали, согревались и готовили себе пищу. Все вы читали или слушали русские сказки, смотрели снятые по ним художественные и мультипликационные фильмы. Поэтому вам не составит труда вспомнить, как называлось жилище русского крестьянина, просуществовавшее, мало изменяясь, около тысячи лет.Макет этого здания перед вами.
В.: - А из чего строят дома в деревне? (Из бревен.)
В.: - Как называются такие дома? (Бревенчатые.)
В.: - Ребята, как строили бревенчатые дома? (Ответы детей.)
В.: - Что делали мастера, чтобы утеплить дом? (Прокладывали бревна паклей или сухим мхом.)
В.: - Пакля (ее делали из стеблей льна) и мох не пропускали в жилище холодный воздух. А что еще делали люди, чтобы в доме было всегда тепло и уютно? (Топили печь.)
В.: - Давайте на некоторое время вернемся в прошлое. В старину люди очень тщательно выбирали место для постройки деревни. Как вы думаете, где нужно было ее строить? (Возле реки.) Зачем? (В реке есть рыба, вода.)
В.: - Какие еще необходимы были условия? (Деревни строили возле леса.) Зачем? (В лесу есть дрова, птицы, животные.)
В.: - А что люди делали, чтобы обезопасить деревню, уберечь от врагов? (Строили ее на холме, чтобы все вокруг было видно; рыли вокруг ров и заполняли его водой.)
В.:- Хотелось бы вам пожить в таком доме?(ответы детей).
В.:- Такие красивые дома строили люди с любовью и добротой.
В.:- А сейчас мы с вами построим каждый свою избу.
В.:- Строить избу будем из чего? (из брёвен)
В.: - Накручиваем полоски коричневого цвета на карандаш- получилось бревно.
В.:- Каждое брёвнышко кладём друг на друга.
В.:- Сруб готов.
В.:- Чего не хватает? (Крыши).- Крыша какой формы будет (в виде ската).
В.:- Как и у других домов, у изб были крыши только со скатом. Как вы думаете почему? (чтобы вода и снег стекали).
В.: - Теперь приклеиваем окно. Ну а теперь немного отдохнём.
Физкультминутка «Строим дом»
Раз, два, три, четыре, пять.
Будем строить и играть.
Дом большой, высокий строим.
Окна ставим, крышу кроем.
Вот какой красивый дом!
Будет жить в нем старый гном.
Дети стоят лицом в кругу, руки на поясе, выполняют повороты влево-вправо.
Ритмично выполняют приседания.
Встают на носочки и тянутся руками вверх.
Выполняют прыжки на месте.
Указательным жестом вытягивают руки вперед.
Приседают.
Дети изготавливают домики. Готовые дома расставляют на столе — получается деревня.
В.: - И так ребята мы с вами познакомились с деревенской рубленой избой, сами построили маленькую деревушку.
7.Продуктивная деятельность
Коллективная аппликация «Сура – благословенная»
Цель: Изготовление коллажа «Сура – благословенная».
Задачи:
- Вызвать у детей интерес к жизни на Руси, к русской деревне.
- Прививать интерес к русской культуре. Создавать атмосферу добра, сопричастия к жизни народа на Руси. Развивать образное мышление, внимание, воображение, мелкую моторику.
- Использовать в работе с цветной бумагой метод обрывания.
- Развивать умение работать в коллективе.
- Учить употреблять в разговорной речи русские народные пословицы.
Материалы: фотографиясела Суры; избы, сделанные за ранее детьми; готовые шаблоны Успенского собора, Никольского храма, школы, часовни,мукомольная монастырская лавка; краски; вода;фломастеры;клей; ножницы; большой лист ватмана с заранее закрашенным фоном; цветная бумага.
Ход.
Воспитатель показывает детям фотографию села Сура, родину Святого Иоанна Кронштадтского.
Воспитатель:- Дети, а вы знаете как называется это село? (с. Сура)
В.:- Скажите, кто жил в этом селе? (Святой Иоанн Кронштадтский).
В.:- Правильно, а какие дома были в этом селе? (ответы детей).
В.:- Что сделал Святой Праведный Иоанн Кронштадтский для своей родины? (ответы детей).
В.:- Молодцы. Сегодня я вам предлагаю сделать село Суру.
В.:- Для создания этого села нам понадобятся деревянные избы, которые вы изготовили. У меня есть готовые шаблоны: школа для детей, мукомольная монастырская лавка, часовня, храм святителя Николая Чудотворца и Успенский Храм.
В.:- Сначала изобразим на листе речку Суру, для этого нам нужна бумага синего и голубого цвета, используем метод обрывания. А потом нарисуем сосны. Далее расположим здания, которые построил Иоанн Кронштадтский в селе. Кто помнит, как они называются? (ответы детей).
В.: - Молодцы! Расположим на листе избы. Далее нарисуем дороги. А теперь договоритесь между собой, кто, что будет делать.
Дети договариваются и изготавливают коллаж.
В.: Ребята, посмотрите, какой красивый коллаж у нас получился, какое село здесь изображено?(ответы детей).
8.Познавательная деятельность
Беседа «Среди детей я и себя ребёнком чувствую»
Цель: Формирование заботливого отношения к детям на примере Святого Иоанна Кронштадтского.
Задачи:
1.Показать отношение Святого Иоанна Кронштадтского к детям.
2. Воспитывать доброжелательное отношение к братьям и сёстрам, вызывать стремление проявлять заботу о младших братьях и сёстрах.
3. Развивать у детей познавательную активность, мышление, воображение.
4.Соблюдать правило взаимоуважения, взаимопомощи.
Ход.
Воспитатель показывает детям презентацию «Святой и дети».
Слайд№1, №2.
В.: – Трогательно смотреть на отца Иоанна, когда он с детьми. Здесь он добрее и светлее, чем где – нибудь. «Среди детей я и себя ребёнком чувствую» - говорил он.Детская душа тянется к детской чистоте, и дети тянутся и льнут к нему.
- Ведите меня к детям! – так в каждом городе, куда он приезжал, говорил отец Иоанн.
Слайд №3
В.: - И его ведут в приюты, в училища, в гимназии. Дети его ждут; какая – нибудь пятилетняя крошка спрашивает:
- К нам святой приедет?
Слайд №4
В.: - Надо видеть, какой радостью сияют глаза детей, когда он входит к ним и всей душой отзывается на их ласку, любовь, говорит им слова понятные и оставляющие неизгладимый след в их душах на всю жизнь. Ласковый к
детям вообще, о. Иоанн ещё теплее относится к детям больным.
Слайд № 5, №6
В.: - В отце Иоанне жила какая-то неземная, ангелоподобная любовь к детям, которая вдохновляла его. То был особый благодатный Божий дар. Он часто исцелял больных деток силой своей любви и молитвой, непрестанно благословляя и наставляя их в вере. Как часто он плакал над больными детьми, особенно если они были больны духовно! Один раз с великой скорбью и состраданием он ласкал душевнобольного мальчика, а однажды в госпитале бросился целовать тяжелобольную девочку, стоя на коленях перед ее кроватью. «Милое дитя, тебе не больно? Страдалица ты моя!» – причитал батюшка.
Слайд №7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15
В.:- В городке Кронштадте Иоанн Кронштадтский создал школу для детей. Был приют для детей-сирот и детский дом для маленьких ребят, матери которых работали.Воскресная школа, рисовальные классы, убежище для сирот и дневное пристанище для приходящих детей, второй приют для мальчиков и загородный дом милосердия.
Дети играют в саду приюта.
В.: – Сколько исполнилось лет каждому из вас? А знаете ли вы, сколько лет Лёше из младшей группы? А Кате? И Лёше, и Кате недавно исполнилось три года. Они – малыши. У многих из вас есть младшие сестры и братья. У Сережи – сестра Люба. Ей исполнилось два года. У Нины – четырехлетний братишка Славик. Как вы заботитесь о малышах, что для них делаете, чем их радуете? Расскажите об этом. К рассказыванию надо подготовиться – каждый должен вспомнить случай, когда он чем-то помог малышу, позаботился о нем. О чем ты, Вера, будешь рассказывать?(ответ детей).
В.:– Какой случай вы вспомнили? В рассказах надо постараться говорить о малышах ласково и использовать слова ребенок, братишка, сестричка, сестренка, маленький. Надо ласково называть имя ребенка. Как ласково назвать, например, Надю? (Наденька, Надюша.) А как ласково назвать Сережу? (Сереженька.) Рассказ можно начать так: «Мою сестренку зовут Лена. Ей три года».
Каждый ребенок рассказывает о своем заботливом отношении к младшим братьям, сестрам, знакомым малышам.
9.Продуктивная деятельность
Конструирование (оригами) «Закладка для книг».
(Изготовление подарков для братьев и сестёр)
Цель: Обучение изготовлению закладок – подарка для братьев и сестёр в технике оригами.
Задачи:
1.Учить детей последовательно складывать квадратный лист бумаги,
2.Учить добавлять детали и оформлять поделку;
3.Способствовать развитию моторики рук;
4.Способствовать развитию воображения, фантазии, терпения, усидчивости;
5. Воспитывать интерес к технике оригами;
6.Воспитывать желание создавать красивые поделки.
Материалы:схема-опора, телевизор; цветная бумагаквадратной формы 12х12см; шаблоны: голова собачки, глаза, пятнышко, нос, уши;ножницы;простой карандаш;чёрный фломастер;клей карандаш, салфетка.
Ход.
Воспитатель приносит с собой волшебный сундучок. Достаёт книгу и начинает читать. Смотрит на часы и «случайно» закрывает книгу:
В.: - Ой, что же делать? Как же найти ту страничку?(Надо было закладку положить).
В.: - Одна книга тысячу людей учит. Книга мала, а ума придала.Как вы понимаете смысл данных пословиц?(ответы детей).
В.: - Ребята, очень важно заботиться о книгах.
Я нужна вам для порядка,
Зря страницы не листай-
Где я, там читай. (Закладка)
«Закладка» Валентин Берестов
Я — нарядная закладка.
Я лежу здесь для порядка.
Зря страницы не листай.
Где закладка, там читай!
В.: - Ребята, помните, как вы рассказывали о своих братиках и сестричках? (Да)
В.: - Скажите, вы рассматриваете вместе с ними книги? (ответы детей).
В.: - Хотите порадовать своих братьев и сестёр подарком? (ответы детей).
В.: - Тогда я вам предлагаю вам сделать закладку для книги, вот такую «Мордочку собачки». Воспитатель показывает закладку.
В.: - Посмотрите на свое рабочее место и догадайтесь, из каких материалов мы сделаем свою закладку? - Из бумаги.
Воспитатель:
В.: - Какие инструменты понадобятся для изготовления закладки?(Ножницы).
В.: - Для чего нам понадобятся ножницы?Для вырезания деталей для аппликации готовой закладки.
В.: Для чего нам понадобится чёрный фломастер?(для рисования мордочки). А теперь немного отдохнём.
Физкультминутка «А теперь на месте шаг»
А теперь на месте шаг.
Выше ноги! Стой, раз, два! (Ходьба на месте.)
Плечи выше поднимаем,
А потом их опускаем. (Поднимать и опускать плечи.)
Руки перед грудью ставим
И рывки мы выполняем. (Руки перед грудью, рывки руками.)
Десять раз подпрыгнуть нужно,
Скачем выше, скачем дружно! (Прыжки на месте.)
Мы колени поднимаем —
Шаг на месте выполняем. (Ходьба на месте.)
От души мы потянулись, (Потягивания — руки вверх и в стороны.)
И на место вновь вернулись. (Дети садятся.)
В.: - Сейчас мы будем делать закладку для книги. В её изготовлении вам поможет схема-опора(воспитатель выводит изображение схемы – опоры на экран).
В.: - Сначала сложить оранжевый квадрат по диагонали – получаем треугольник.Левый угол согнуть к вершине треугольника.Повторить тоже самое с правым углом.Полученную деталь развернуть – мы получили необходимые нам линии сгиба.Отогнуть одну из вершин вниз.Заправить левый угол в получившейся «кармашек».То же самое сделать с правым уголком. Далее обведите шаблоны деталей на цветной бумаге, вырезывайте и приклейте на закладку. Возьмите фломастер чёрного цвета и нарисуйте мордочку.
В.: - А сейчас подготовим наши пальчики к работе.
Пальчиковая гимнастика:
В гости к пальчику большому
Приходили прямо к дому
Указательный и средний
Безымянный и последний –
Сам мизинчик малышок
Постучался на порог
Вместе пальчики – друзья,
Друг без друга им нельзя!
Самостоятельная работа детей. Изготовление закладки из цветной бумаги.Выполнение изделия из цветной бумаги.Дети работают индивидуально, с опорой на схему-опору. Воспитатель осуществляет контроль.
В.: - Я вижу, что все, вы ребята, прекрасно справились с работой.
В.: - Очень красивые и разные закладки у вас получились! Как известно, самый дорогой подарок – подарок, сделанный своими руками. Кому вы хотите подарить свою закладку?(ответы детей
В.: - Я благодарю всех вас, ребята, за творческое сотрудничество.
10.Экскурсия в храм Святого Архангела Михаила
(совместно с родителями).
Цель: Приобщение детей к духовно – нравственным ценностям.
Задачи:
1.Познакомить детей с церковью нашего города.
2.Развивать у детей интерес к истории своего народа.
3.Воспитывать уважение к христианской вере, через рассказ о её становлении.
Описание экскурсии.
Матушка радушно встретила дошколят у крыльца храма. Прежде чем начать экскурсию, уточнила знания детей об этом месте: чей это дом, чем отличается здание дома божьего от остальных зданий нашего города, Дети охотно отвечали на вопросы. Она рассказала детям, как надо правильно заходить в храм (сначала надо перекреститься, мальчикам снять головной убор). Оказавшись в притворе храма украшенным детскими рисунками, Матушка объяснила детям значение слова «притвор» («перед дверьми»).
В храме дошколята с большим интересом и завораживающими взглядами слушали рассказ Матушки. Она напомнила детям, что в церкви нельзя шуметь, если они хотят что – либо спросить или поделиться друг с другом впечатлениями, разговаривать нужно тихо, показала и рассказала, что в каждой церкви есть Голгофа - большой деревянный крест с распятым на нём Спасителем. В храме иконы располагаются на иконостасе. Они размещаются по определённым правилам. В нём находится три двери, средняя – двустворчатая, называется царскими воротами. За закрытыми Царскими воротами находится алтарь. Алтарь – это особое место в православном храме, здесь священниками проводится часть богослужения, скрытая от прихожан. Дети с большим восторгом, а кто и затаив дыхание смотрели на множество великолепных икон. Далее Матушка рассказала о золотой чаше, показала клирос, где стоят и поют литургию, предложила детям встать на это место. Дошколята охотно это сделали. Матушка обратила внимание детей на фелонь красного цвета, рассказала, когда батюшка её надевает. Дети прикоснулись к ней. Так же матушка показала ладан, рассказала, из чего его делают. Дошколята узнали для чего и как правильно ставят свечи. После чего, дети вместе с родителями поставили свечки за здравие родных. Матушка Анна показала икону с изображением Святого праведного Ионна Кронштадского, поинтересовалась у детей, знают ли они, кто изображён на иконе. Дети узнали Святого и с радостью поделились своими знаниями о Святом праведном Иоанне Кронштадтском. Экскурсия произвела на дошколят огромное впечатление. Уходить из храма детям не хотелось, и они пообещали прийти в храм ещё раз вместе с родителями. Всем очень понравилось посещение храма. По дороге из храма в сад дети не шумели, делились своими впечатлениями.
11. Познавательное развитие.
Беседа «Радуйся, когда тебе предстоит случай оказать любовь».
Цель: Воспитание гуманного отношения к людям на примере жертвенной любви святого Иоанна Кронштадского.
Задачи:
1.Расширять кругозор детей, развивать познавательный интерес;
2.Развивать у детей творческие способности, речь, логическое мышление;
3.Воспитывать у детей такие черты, как доброта, отзывчивость, сострадание и милосердие.
Предварительно послушать и обсудить песню «Без труда не проживёшь» Сл. В.Викторова и Л. Кондратенко, муз. Агафонникова
Оборудование: презентация «Дом трудолюбия»;корзина, в ней лежат: ложка деревянная, матрёшка, коврик домотканый, полотенце, обувь, пояс домотканый, рукавицы, птичка, тряпичная кукла; цветные карандаши и 1\2 листа А4 на каждого ребёнка.
Ход.
Воспитатель читает стихотворение.
Есть люди на земле, но люди неземные;
Не ангелы они, а братья нам родные,
На помощь беднякам нам посланы они,
Избранники небес и Божии слуги.
И если бы они меж нами не являлись
И нашей темноты собой не освещали,
Что стало бы с людьми?!
Среди сует земных – погибли бы они!...
Воспитатель показывает презентацию «Дом Трудолюбия».
Слайд №1
В.:– Ребята, это стихотворение посвящено отцу Иоанну Кронштадтскому, которого ещё при жизни называли Всероссийским Батюшкой.
Во время богослужения люди окружали Андреевский собор в надежде получить подаяние. Батюшка стал обходить их лачуги, посещать бедные квартиры. Он помогал деньгами, раздавал всё своё жалованье, а когда денег не оставалось, то снимал с себя сапоги, шапку и даже рясу. Вскоре отец Иоанн решил построить в Кронштадте замечательное учреждение - "Дом Трудолюбия".
Слайд №2
В.: - Как думаете, а что это такое? Что могло быть в нём?(ответы детей)
В.: - Да, в Доме Трудолюбия были (ответы детей), и мы совершим заочную экскурсию по этому дому и посетим некоторые из классов и мастерских.
(На доске появляются таблички с названиями:Начальная школа; Мастерская ремёсел; Рисовальный класс; Литературные, исторические, богословские чтения; Библиотека.)
Слайд№3Мастерская ремёсел.
В.: - Я буду загадывать загадки, а отгадка – это то, что производили в Мастерской.
Воспитатель задаёт загадки, дети должны назвать предмет. Один из детей достаёт названый предмет из корзины.
- Длиннохвостая лошадка
Привезла нам каши сладкой.
Ждёт лошадка у ворот –
Открывай пошире рот. (Ложка)
- Днём обручем,
Ночью змеёй. (Пояс)
- Дали братьям тёплый дом,
Чтобы жили впятером.
Брат большой не согласился
И отдельно поселился. (Рукавицы)
- Всегда шагаем мы вдвоём,
Похожие, как братья.
Мы за обедом – под столом,
А ночью – под кроватью. (Башмаки)
- Кто отправился в полёт,
В клюве веточку несёт? (Птица)
- Буду мастером таким,
Как наш дядя Евдоким:
Делать стулья и столы,
Красить двери и полы.
А пока сестре Танюшке
Сам я делаю …? (Игрушки)
- Говорит дорожка –
Два вышитых конца:
«Помойся хоть немножко,
Чернила смой с лица!
Иначе ты в полдня
Испачкаешь меня». (Полотенце)
- Ростом разные подружки,
Но похожи друг на дружку,
Все они сидят друг в дружке,
А всего одна игрушка. (Матрёшки)
- Лежу я у вас под ногами,
Топчите меня сапогами,
А завтра во двор унесите меня
И бейте меня, колотите меня,
Чтоб дети могли поваляться на мне,
Барахтаться и кувыркаться на мне. (Ковёр)
В.: - Какие ещё изделия могли производиться в мастерских «Дома трудолюбия»?(ответы детей)
Слайд № 4.Литературные, исторические и богословские чтения.
В.: - У вас на столе лежит книга. Давайте её прочитаем.
Слайд №5.
Мудрый старик.
Старик сажал яблони.
Ему сказали:
– Зачем тебе эти яблони? Долго ждать с этих яблонь плода, и ты не съешь с них яблочка.
Старик сказал:
– Я не съем, другие съедят, мне спасибо скажут.
В.: - О чём этот рассказ? (ответы детей).
В.: - Как вы считаете, могли ли этот рассказ прочитать в «Доме трудолюбия»? Почему вы так считаете?(ответы детей).
В.: - Какие ещё произведения могли бы там читать?(ответы детей).
Слайд №6Рисовальный класс.
В.: Представьте себе, большой, светлый класс. Сидят дети и рисуют.
Как вы думаете, чему посвящали свои рисунки дети «Дома трудолюбия»? Что изображали на них?
Нарисуйте, пожалуйста, что бы вы хотели нарисовать для выставки рисунков в «Доме трудолюбия».(Дети рисуют).
Слайд №7Библиотека.
В.: - Много внимания в Доме Трудолюбия уделялось чтению. Вот моя любимая книга, я передала бы её в Дом Трудолюбия.
Какую любимую книгу и почему вы хотели бы передать детям в «Дом трудолюбия»?(ответы детей).
В.: - «Дом трудолюбия» обеспечивал трудом и заработком людей. За свою жизнь Иоанн Кронштадтский сделал людям очень много добра. В народе его называли Всероссийским Батюшкой, так как он много ездил по России и помогал всем нуждающимся. После смерти его похоронили в Иоанновском женском монастыре, который Иоанн Кронштадтский основал. Церковь же причислила Иоанна Кронштадтского к лику святых, за его великую любовь и бескорыстное служение людям.
В.: - О ком мы сегодня говорили?(ответы детей).
В.: - Почему наша беседа называется беседа о Добре? (ответы детей).
В.: - Чему вы научились и что взяли для себя из сегодняшней беседы? (ответы детей).
12.Продуктивная деятельность.
Рисование «Православный храм».
Цель: Формирование умения детей рисовать церковь, используя образцы храмов построенных Святым Иоанном Кронштадтским.
Задачи:
1. Познакомить детей с архитектурой церквей.
2.Учить рисовать купол православного храма.
3.Упражнять в рисовании простым карандашом и цветными карандашами.
4.Зкрепить приём рисования цветными карандашами.
5.Расширять словарный запас детей (пояснение таких слов, как Христиане, Храм, Икона, Молитва, Крест).
6.Развивать внимание, творческие способности.
7.Вызвать желание детей дополнить работы, рисуя небо, деревья.
8.Развивать у детей умение изображать рисунок по всему листу.
9.Развивать эстетическое восприятие, способность передавать красоту храмов.
10.Воспитывать аккуратность и самостоятельность в работе, усидчивость; дружеские взаимоотношения между детьми, уважительное отношение к окружающим.
Материал: аудиозапись колокольного звона, наглядный материал с изображением православных храмов, которые построил Святой Иоанн Кронштадтский.
Раздаточный материал: карандаши (простой и цветные), листы формата А4.
Оборудование: магнитофон.
Ход:
Воспитатель: - Ребята, у нас сегодня с вами будет необычное занятие. Давайте закроем глаза и послушаем внимательно и представим, что мы слышим.
(Педагог включает аудиозапись, колокольного звона с помощью мультимедийного проектора демонстрирует икону Святого Иоанна Кронштадтского. Дети закрывают глаза и слушают запись, представляя себе происходящее.)
В.:- Ребята, вы услышали? (Ответы детей.) Посмотрите на экран, кто это? (Ответы детей.) Правильно, это святой Праведный Иоанн Кронштадтский.
В.:- Сегодня мы с вами вспомним, чем прославился Иоанн Кронштадтский? (Ответы детей.) познакомимся с архитектурой православного храма. Храмы отличаются от тех зданий, которые окружают нас. Дело в том, что эти здания строят для особых целей. В центре города на самом высоком и красивом месте, посреди большой площади строили собор – главный храм. Жители всей округи собирались (отсюда и слово “собор”) на церковные службы, здесь же провозглашали важные решения. Собор имел огромное значение в жизни людей, вид его показывал могущество, славу города. В городе, кроме главного храма, почти на каждой улице строили свою церковь. В неё приходили в радости и в горе.
(Педагог демонстрирует изображение храмов)
В.:- Посмотрите, как древние мастера умело строили храмы, которые не перестают удивлять нас и по сей день.
В.:- А сейчас мы рассмотрим архитектуру этих необычных зданий. Над стенами храма высится глава. Её венчает сверкающий на солнце купол с крестом, который по форме напоминает пламя горящей свечи. Окна в храмах служат не для того, чтобы смотреть из них на улицу, а чтобы в хрампроникал свет. Внутрь помещения свет льётся из окошек сверху, то есть это свет, идущий с неба. Дверь обычно очень массивная.
В.:- Ребята, посмотрите, на что похожи купал?
(Ответы детей.) Правильно вы заметили, что купол похож на луковицу - купол луковичной формы, на шлем богатыря – шлемообразная форма купола. Купол храма рисуется от середины. Сегодня мы с вами попробуем нарисовать храм. Но прежде чем приступить к работе, проведём небольшую физкультминутку.
(Педагог с детьми выходит из-за столов и проводит физкультминутку, затем предлагает сесть на свои места.)
Руки подняли и покачали -
Это деревья в лесу.
Руки нагнули, кисти встряхнули,
Ветер сбивает росу!
В сторону руки, плавно помашем -
Это к нам птицы летят,
Как они сядут, тихо покажем -
Крылья – сложили назад Покачивание рук
Встряхивание кистей рук
Машут руками
Присели
Руки сложили назад.
В.: - Чтобы наши рисунки получились нежными и лёгкими, мы попробуем нарисовать цветными карандашами.
В.: - Сначала мы нарисуем контур простым карандашом, а закрашивать будем цветными.
Дети рисуют храм с куполом.
В.: - На конце купола нарисуйте крест. Дополнить работу можно, нарисовав облака, деревья, траву.
Дети приступают к рисованию, педагог индивидуально помогает детям, подсказывает, как лучше нарисовать элементы храма. По окончании работы развешиваются на доске и рассматриваются.
В.: - Молодцы, ребята, вы все справились с заданием. У всех получилось по-разному изобразить храм- но каждый вложил в свою работу частичку своей души. А какие элементы храма вы изобразили в своих рисунках?(Ответы детей: маленькие окошки, массивные двери, своды, арки, купола, крест).
В.: -Ребята, а с каким настроением вы рисовали? Было оно у вас весёлым, праздничным или грустным? А какие чувства вы вселили в свой рисунок? (Ответы детей.)
В.: - Молодцы, постарались вы сегодня. Ваши рисунки получились яркие, интересные и аккуратные.
13.Продуктивная деятельность.
Создание мультфильма о Святом праведном Иоанне Кронштадтском.
(см. приложение, на диске)
Литература.
- «Сила молитвы Святого праведного Иоанна Кронштадтского». Храм Святого праведного Иоанна Кронштадтского в Гамбурге.2012г.
- «Детство. Начало жизни».Брошюра Е.Н Машенджинова И. А. Краснов. Под общ.ред. прот. Николая Беляева. С.п. 2014г -24 с.
- «На пути к святости».Брошюра Е.Н Машенджинова И. А. Краснов. Под общ.ред. прот. Николая Беляева. С.п. 2014г -32 с.
- «У врат вечности». Брошюра Е.Н Машенджинова И. А. Краснов. Под общ.ред. прот. Николая Беляева. С.п. 2014г -32 с.
- Буклет «Село Сура – родина Святого праведного Иоанна Кронштадтского.
- Альбом «Сурский Иоанновский женский монастырь».
- «Сердце – Христу. Жизнь – ближним». Житие Святого праведного Иоанна Кронштадтского в пересказе для детей. Ю. Каптухина. Под.ред. Сестричество во имя Святого Игнатия Ставропольского. Москва 2011г.- 32с.
- «Светильник церкви Христовой». Календарь 2015г. Ред. иеромонах Кирилл (Зинковский), сост. Инокиня Феофания (Александрова), Л.И.Орловцева. Изд. «Диалог». С.-п. 2014г.
- «Святой праведный отец Иоанн Кронштадтский. Воспоминания самовидцев». Т.И.Орнатская, Ю.В. Балакшина, Т. Б. Ильинская, Б.Ф. Споров. Изд. «Отчий дом»,2004г., Москва. 781с.
- «Гостей встречали хлебом – солью» стр.1,«Патриарх Кирилл: «Сура должна возродиться». Авт. О. Першина стр. 8.Газета «Пинежье» №24, 17 июня 2015г.
- ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. - 304 с.
- Шевченко Л. Л. ДОБРЫЙ МИР. Православная культура для малышей. Методическое пособие. – М.:Центр поддержки культурно- исторических традиций Отечества, 2014,2008
- Добрый мир. Православная культура для малышей. Книга 3. Семья. Родина. Православный храм. Наши меньшие друзья. Под ред. Л. Н. Антоновой. - М.: Центр поддержки культурно – исторических традиций Отечества, 2011.
- Швайко Г. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду: старшая группа. Программа, конспекты. – М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2008, 160 с.
- Дронова Т. Н. Художественное творчество детей 2-7 лет: Метод.пособие для воспитателей: Просвещение, 2011.-240с.: ил.
Предварительный просмотр:
https://yadi.sk/i/GOYqri56GKw3Gw
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация познавательного проекта по формированию здорового образа жизни "Ветер, воздух, человек"
Проект направлен на формирование здорового образа жизни, с использованием исследовательской деятельности, наблюдений, бесед, подвижных и театрализованных игр, ручного труда, изодеятельности. Подробно ...
Презентация информационно-познавательного проекта «Мы за здоровый образ жизни»
Презентация информационно-познавательного проекта "Мы за здоровый образ жизни" (краткосрочный проект)...
Познавательный проект для дошкольников "Кедр-дерево жизни"
Материал транслирует о проведении в подготовительной к школе группе проведение познаательного проекта по познавательному развитию....
Проект "Святой праведный Иоанн Кронштадтский"
Одним из самых почитаемых святых праведных нашего города Санкт-Петербурга, является святой праведный Иоанн Кронштадтский. Осенью 2019 года, мы отмечали 190- летие со дня рождения святого.Святой правед...
Познавательно-исследовательский проект "Интересное о сердце"
Почти каждый ребёнок в детстве мечтает стать врачом. Он с удовольствием лечит кукол, дает им таблетки и слушает своих друзей. Но, естественно, ребенок не понимает, насколько важна и ответственна профе...
Проект "Спортивная зима" Спортивно-познавательный проект «Спортивная зима» Цель проекта: Расширение представлений детей о зимних видах спорта. Задачи проекта: - создавать условия для сознательного изучения детьми здорового образа жизни; • ознакомление с
Спортивно-познавательный проект «Спортивная зима» Цель проекта: Расширение представлений детей о зимних видах спорта. Задачи проекта: - создавать условия для сознательного изучения детьми здоро...
Творчески - познавательный проект "Мы за здоровый образ жизни"
Творчески - познавательный проект "Мы за здоровый образ жизни" для подготовительной группы...