Тренинг Эффективного общения для педагогов
материал
Цель тренинга – познакомиться и научиться применять техники эффективного общения
Задачи:
- Специальные техники общения;
- Схему построения разговора используя «Я-высказывание»;
- Отработаете их на практике в мини-группах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
trening_effektivnogo_obshcheniya_dlya_pedagogov_31.03.21.docx | 131.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Тренинг эффективного общения для педагогов
31.03.2021 г.
Участники – воспитатели и специалисты
Составила педагог-психолог МКДОУ №3 Широкова О.А.
Цель тренинга – познакомиться и научиться применять техники эффективного общения
Задачи:
- Специальные техники общения;
- Схему построения разговора используя «Я-высказывание»;
- Отработаете их на практике в мини-группах.
Инструментарий: Презентация, памятки «Техники эффективного общения», примеры проблемных ситуаций.
- Притча «О страшном сне»
Цель – понять, на примере притчи, что одну и ту же информацию можно сообщить по разному.
- Рекомендации «Как говорить с родителями о поведении детей»
Чаще всего возникают конфликты когда, педагогам необходимо сообщать родителям не только хорошую, но и негативную информацию о детях, если в этом есть необходимость. Иногда педагог и родитель не в состоянии услышать друг друга из-за тех ролей, которые они занимают в диалоге. Форма общения влияет на коммуникацию и может привести к эмоциональным конфликтам.
Эмоционально настройтесь на сотрудничество
- Перед общением нужно позаботиться о своем эмоциональном состоянии, в котором вы собираетесь сообщать информацию родителям. Если вы недовольны ситуацией от действий ребенка, слова могут звучать как критика и осуждение по отношению и к ребенку, и к родителю. Такое послание родитель воспримет как нападение и начнет защищаться.
Сначала, необходимо осознать, что вы разозлились на возникшее препятствие. Если вы недовольны, то в общении с родителями можете занять позицию осуждения. Значит, к сотрудничеству вы сейчас не готовы.
Перед разговором нужно эмоционально отсоединиться от ситуации. Переключить свое внимание, чтобы восстановить психологический баланс.
Необходимо подумать, за что конкретно вы переживаете и задать себе вопросы:
- «Какое препятствие эта ситуация создает в моей работе как педагога?»,
- «Какую сложность создает для успешной социализации ребенка?».
Только после этого нужно настроиться на сотрудничество с родителями. При общении стоит учитывать свои интересы как педагога, и интересы родителя в заботе о ребенке. Вам нужно аргументировать свою позицию и применить активное слушание. Важно дать понять родителям, что цель у них с воспитателем одна – развивать ребенка.
- Техники эффективного общения
- Если вы будете знать техники эффективного общения с родителями, то вам будет проще избежать конфликта.
- Рассмотрим особенности работы четырех техник: «От негатива к позитиву», «Не поиск виноватого, а поиск решения проблем», «Речевые штампы для сотрудничества», «Речевой стиль “адвокат”».
Техника «От негатива к позитиву»
По этой технике сообщать родителям важную информацию о детях нужно в позитивном контексте. Это поможет родителям прислушаться к мнению педагога, и настроиться на сотрудничество. С помощью позитивного восприятия родители смогут понять ситуацию, не испытывая чувства стыда и вины за своего ребенка. Акцент нужно делать на достижениях ребенка, даже если они не значительные.
Вам стоит перефразировать содержание обращения в позитивном ключе. Примеры перефразирования смотрите в таблице.
Негативная форма | Позитивная форма |
«Ваш ребенок плохо себя ведет. Он дерется с другими детьми» | «Ваш сын умеет отстаивать свои потребности и защищать себя. Это важно для жизни. Но ему бывает сложно выразить это безопасным способом. Давайте вместе подумаем, как помочь ему сохранить дружеские отношения с детьми» |
«Ваш ребенок гиперактивный, неусидчивый, непослушный» | «Ваш сын очень любознательный и всем интересуется во время занятий, даже успевает увлечься чем-то другим. Не сомневаюсь, что он будет эрудированным человеком. Но иногда это мешает ему сосредоточиться, чтобы доделать работу до конца и получить удовлетворенное состояние» |
Техника «Не поиск виноватого, а поиск решения проблем»
В разговоре с родителями по этой технике нужно делать акцент не на обвинении, а на совместном поиске путей решения проблемы. Беседу лучше начать, рассказав о ребенке что-то хорошее, а затем перейти к неприятным моментам.
Когда вы будете сообщать неприятные моменты, вам нужно говорить только о поступке ребенка, а не о его личности. Завершать такой разговор тоже стоит на хорошей ноте.
Пример. Вероника сегодня хорошо усвоила правила в новой игре. Но с правилами на занятиях пока не справилась – забрала у Кати альбом и краски. Если с ней учиться играть по правилам дома, то она будет лучше их усваивать на занятиях. Это ей позволит быстрее влиться в детский коллектив. Она у Вас очень способная. На данный момент интересуется, как играть в шахматы.
Техника «Речевые штампы для сотрудничества»
Обращайтесь к родителям в виде просьб, а не требований. Например, начинайте разговор с фраз:
– «Не смогли бы Вы…»;
– «Я прошу… ».
Также следует проявить внимание, поинтересоваться мнением родителей:
– «Вы не замечали, что в последнее время…»;
– «Как Вы думаете, с чем это может быть связано?».
В разговоре с родителями ребенка вы можете поделиться своими чувствами, с помощью техники «Я-высказывание»:
– «Вы знаете, меня очень тревожит, что…»;
– «Я начинаю беспокоиться…»;
– «Мне бы хотелось позаботиться…».
Далее предложите родителям совместный поиск решения проблем, что подчеркнет общность интересов. Например, скажите:
– «Давайте вместе попробуем поступить…»;
– «А если мы будем придерживаться одной стратегии, это поможет ему в…»;
– «Мы с Вами могли бы помочь Саше в…»;
– «Как мы можем помочь Вам в том чтобы…».
Техника «Речевой стиль “адвокат”»
Речевой стиль «адвокат» покажет ваше уважение и заинтересованность по отношению к родителям. Примеры фраз речевого стиля:
– «Какой бы серьезной ни была ситуация, мы попытаемся найти из нее выход, и я протягиваю Вам руку помощи»;
– «Я не обвиняю ни Вас, ни Вашего ребенка в случившемся. Если это произошло, значит, на это есть какие-то причины»;
– «Для меня важно не выявление этих причин, не выражение своего одобрения или порицания, а оказание помощи в сложившейся ситуации»;
– «Я воспитатель, и моя профессиональная задача – дать знания ребенку, которые он сможет использовать в жизни».
- Схема решения трудной ситуации
Если вторая сторона не стремится решить конфликт, можно использовать такую схему
- Ясно сформулируйте в одном предложении, о чем Вы хотите сказать (обращайтесь по имени, имени и отчеству).
И. О. Сегодня произошла такая … ситуация.
- Б. Скажите человеку, что Вы чувствуете по поводу этой ситуации, использовав при этом «Я-высказывания»
Меня это очень сильно огорчает!
- В. Укажите на те последствия, которые Вы видите, если ситуация не изменится.
Я думаю, что в результате такой сложившейся ситуации, может получиться так-то...
- Г. Признайте Вашу беспомощность и одновременно выскажите Ваше желание, что следовало бы сделать Вашему оппоненту.
Я не знаю, как еще на это повлиять, но мне очень хочется, чтобы Вы выполнили ….
- Д. Напомните Вашему оппоненту, что Вы могли бы помочь в том случае, если он захочет этого. (Подавая руку помощи, выясните поточнее, что именно будет полезным для него, и затем ограничьтесь только этим).
Если Вам нужна помощь в решении данной проблемы, то я готов всячески оказать Вам эту помощь.
- Е. Выскажите убеждение в том, что Ваш оппонент может принять и примет верные решения. (Этот шаг очень важен).
Я знаю, что Вы обладая опытом и профессионализмом сможете исправить данную проблему и примете верное решение.
- Практическая часть
Работа в микрогруппах (по 4чел, 6 групп)
Цель – научиться использовать техники эффективного общения в работе с родителями.
Примеры проблемных ситуаций:
Осенью, забирая ребёнка из детского сада, мама громко, чтоб всем было слышно отчитывает ребёнка: «Что у тебя со штанами? Опять по земле катался? Как мы в таком виде пойдем домой? Сколько раз я тебе говорила про аккуратность! Мне ещё нужно было зайти в магазин …».
Далее мама буквально врывается в группу со словами: «Вы что совсем не следите за детьми? Они у вас по земле катаются, а Вам и дела нет? Как в таком виде идти домой?».
Воспитатель обращается к маме Димы с рассказом о том, что дети нового узнали на занятиях и с предложением закрепить изученный материал дома. В ответ мама резко отвечает, что ей некогда заниматься с ребенком дома, что это обязанность воспитателя – он «за это деньги получает».
Таню родители приводят в группу после завтрака, из-за чего Таня постоянно пропускает утренние индивидуальные занятия, игры, зарядку.
На утверждения воспитателя о необходимости соблюдения режима дня детского сада отвечают, что имеют право приводить своего ребенка тогда, когда им это удобно.
Лера – активная, подвижная девочка, с трудом адаптируется к группе. Воспитатель советует маме обратиться за помощью к детскому невропатологу. Мама девочки приняла совет «в штыки» и обвинила воспитателя, что та не любит ее дочь, сказав, что пойдет жаловаться к заведующей.
Мальчик Данил, гиперактивный ребенок, может ударить другого ребенка, если у него отбирают игрушку, на занятиях отвлекается, мешает другим ребятам заниматься. Требует много внимания со стороны взрослого. Воспитателю необходимо сообщить о поведении ребенка родителю.
Маша устраивает истерики, если ей не дают того, что хочется. Она начинает громко плакать, может лечь на ковер и бить ногами. Воспитателю необходимо сообщить о поведении ребенка и выработать тактику воспитания.
- Обсуждение вариантов решений
- Обратная связь
Узнали новые приемы в работе с родителями, была полезна памятка по техникам эффективного общения, отработали практически навыки общения.
Пожелания к последующим тренингам – проводить релаксацию.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тренинг эффективного общения
Тренинг эффективного общения – это такая форма занятий, где люди много общаются, есть возможность открыто высказывать свое мнение и выслушивать мнение других участников, попробовать себя в разных ситу...
Семинар-тренинг для педагогов " Построение эффективного общения педагога ДОУ с родителями"
Развитие коммуникативных навыков педагога...
Семинар-практикум с элементами тренинга "Эффективное общение и взаимодействие педагогов ДОУ с родителями дошкольников "
Данный семинар-практикум будет полезен воспитателям в работе с родителями своих воспитанников. Материал содержит информацию о том, что такое активное слушание, о важный средствах обще...
Семинар-практикум с элементами тренинга "Эффективное общение и взаимодействие педагогов ДОУ с родителями дошкольников "
Данный семинар-практикум будет полезен воспитателям в работе с родителями своих воспитанников. Материал содержит информацию о том, что такое активное слушание, о важный средствах обще...
Школа молодого специалиста. Тренинг: "Эффективное общение, путь к успеху!"
Проблема профессионального становления всегда была актуальна, и в современном мире она весьма значима. Работа с молодыми специалистами сегодня является важным и необходимым направ...
Тренинг эффективного общения для педагогов
Тренинг эффективного общения для педагогов...
Тренинг для педагогов детского сада: «Эффективное общение педагогов и родителей»
Цель: формирование коммуникативной компетентности педагогов ДОУ при взаимодействии с родителями воспитанников.Задачи:- ознакомить педагогов с основами психологии общения; - развивать умение ...