Методическая разработка развивающего занятия для детей "Зима. Признаки зимы"
методическая разработка (средняя группа)

Плугина Татьяна Александровна

Развивающее занятие для детей "Зима. Признаки зимы"

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Развивающее занятие для детей "Зима. Признаки зимы"

Цель: формирование у учащихся знаний о времени года  « зима», приметах зимы.

Задачи:

1)образовательные: обобщать и систематизировать знания учащихся о времени года «зима», уточнять представления  о  жизни окружающего природного мира зимой.

2)коррекционно-развивающие: развивать внимание, наблюдательность, логическое мышление, развивать и корректировать навык связной речи, обеспечить среду для актуализации словарного запаса; создание условий для речевого общения обучающихся, закрепление навыка работы с мнемотаблицами.

3)воспитательные: воспитание интереса к проявлениям окружающего мира; воспитание эмоциональной адекватности поведения, повышение положительной мотивации к учебной деятельности.

Оборудование: Интерактивная доска, временная/погодная доска, картинки с изображением  снежинки, ветра, сугроба, солнышка, детей, снеговика, новогодней елки.; мнемоквадраты,  мнемодорожки, мнемотаблицы на тему «Времена года. Зима».

.

Ход урока

1. Организационный момент.

Учитель: Здравствуйте, ребята! Давайте вспомним о правильной посадке за рабочим местом: спина прямая, обе ноги стоят на полу, руки перед собой на парте.


2. Актуализация знаний учащихся.

Учитель: Сегодня у нас урок развития речи и окружающего мира.

Ребята, какое сейчас время года? (зима).

Какие приметы зимы вы знаете? (падает снег, становится холодно, дети играют в снежки и т. д.).

Как люди одеваются зимой?

Как зимуют животные?

Молодцы, вы много знаете о зиме. Сегодня на уроке мы с вами поговорим об этом времени года и вы узнаете много нового.

3. Изучение нового материала (просмотр наглядности, работа с использованием мнемоквадратов,  мнемодорожек,  мнемотаблиц).

Учитель: Ребята, посмотрите на картинку, какое время года на ней изображено? (зима). Правильно, а почему вы так решили? (снег лежит, падают снежинки, деревья стоят без листьев, дети катаются на санках и т. д.).

Учитель: Сейчас я прочитаю вам стихотворение о зиме:

   Пришла зима с морозами,

   С морозами, с метелями,

   Сугробы под березами,

   Белым-бело под елями.

       Мы любим дни морозные,

       Катка упругий лед,

       Ночное небо звездное,

       И шумный Новый год!    (слайд№1)

А) Работа с мнемоквадратами.

Учитель: Ребята, вы любите отгадывать загадки ? (да). Сейчас я буду загадывать вам загадки, а вы будете их отгадывать:

Загадка:    Где пройдет прохожий,
                 Там ковер положит.
                 Тот ковер пушистый,
                 Белый да искристый. (слайд №2)

(учитель демонстрирует картинку с изображением снежинок - слайд №2)

Загадка:  Колкую, зеленую срубили топором,
                Красивую, колючую принесли к нам в дом.
                Нарядами украсили, подарки принесли,
                Чтоб дети в утро праздника под ней их нашли.

                                                              (новогодняя    елка)

(учитель демонстрирует картинку с изображением новогодней елки –     слайд № 3)

Загадка:  Мы слепили снежный ком,
               Шляпу сделали на нем,
               Нос приделали, и вмиг,
               Получился…..(снеговик)

(учитель демонстрирует картинку с изображением снеговика – слайд№4)

Загадка:  Греет руки пара печек,
                Из колечек от овечек. (Рукавички)

Загадка:   Кто-то свяжет, кто сошьёт,
                Ту, что на голове живёт,
                И в мороз не заменима,
                Уши вам согреет в зиму. (Шапка)

(учитель демонстрирует картинку с изображением рукавичек и шапки – слайд № 5, слайд №6)

Загадка:  Стоят деревья в серебре,

            Мы лепим крепость во дворе.  (деревья зимой)

(учитель демонстрирует картинку с изображением зимних деревьев –      слайд №7)

Загадка:   Летом ходит без дороги,
                Возле сосен и берез,
                А зимой он спит в берлоге,
                От мороза прячет нос.  (медведь)

(учитель демонстрирует картинку с изображением зимующих животных – слайд № 8)

Загадка:   Деревянных два коня,
                Вниз с горы несут меня.
                Я в руках держу две палки,
                Но не бью коней, их жалко.
               А для ускоренья бега
               Палками касаюсь снега.  (лыжи)

(учитель демонстрирует картинку с изображением лыж – слайд №9)

Учитель: Ребята, посмотрите какие красивые картинки у меня на доске, а теперь посмотрите, как я их нарисовала сама (учитель демонстрирует мнемоквадраты, соответствующие каждой из картинок).

Учитель демонстрирует мнемоквадрат со снежинками и показывает, что так он изобразил снег (аналогично проводится работа с другими  мнемоквадратами с изображением лыж, новогодней елки, рукавичек, снеговика, деревьев, ежика).

Учитель: Ребята, а сейчас я уберу картинки о зиме и мы попробуем назвать, что вы видите на картинках, которые я для вас нарисовала (дети по очереди называют, что изображено на мнемоквадратах).

Б)Работа с мнемодорожками.

Учитель: Ребята, вы теперь можете с помощью картинок рассказать мне о приметах зимы. Хотите я покажу вам как ? (да)

Учитель демонстрирует детям мнемодорожку с изображением снежинки, стрелки вниз и сугроба. Ребята, посмотрите на дорожку из квадратов и послушайте,  какой рассказ у меня получился:

Мнемодороджка №1. Снежинка. Снежинка упала. Получился сугроб.

Учитель: Ребята, а кто хочет из вас попробовать рассказать по дорожке из квадратов ?

(учитель вызывает ученика для рассказа по мнемодорожке).

Аналогично учитель проводит работу с  мнемодорожками :

Мнемодорожка №2 Выпал снег. Дети катаются на лыжах. Дети лепят снеговика.

Мнемодорожка №3 Снег. Птицы улетают на юг. Звери готовятся к зиме.

4. Физкультминутка.

Дети изображают явления природы с помощью имитационных действий: падающие снежинки, катание на лыжах, лепка снеговика, хоровод вокруг новогодней елочки.

В)Работа с мнемотаблицей.

Учитель демонстрирует детям мнемотаблицу:

- Ребята, посмотрите, картинки чудесным образом поместились в такую волшебную таблицу, по которой можно составит рассказ о зиме.

Учитель рассказывает по мнемотаблице: Падает снег, деревья стоят голые, дети лепят снеговика, катаются на лыжах, встречают новый год.

Учитель: А теперь попробуйте вы рассказать про зиму, глядя на таблицу-помощницу (дети по очереди пробуют составить рассказ по таблице).

6. Подведение итогов урока.

Учитель: Ребята, чем мы сегодня занимались на уроке?  О чем мы сегодня разговаривали? Что узнали нового о зиме?

Понравился ли вам урок ?

7. Рефлексия.

Учитель: ребята, это было очень необычное занятие. Мы с вами отгадывали загадки, составляли рассказ с помощью волшебной таблицы. Какая игра вам понравилась больше всего? ( ответы учеников)

Учитель: Мне тоже очень понравилось наше занятие.

8. Домашнее задание.

Учитель: Дома раскрасьте картинку, которую мы вклеили в тетрадь.

9. Оценка деятельности учащихся.

Учитель: Ребята, вы все большие молодцы, вы хорошо поработали на уроке! (оценка каждого ученика индивидуально).

 

10. Организационный момент.

Учитель: Пора прощаться ребята, до свидания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка -"Развивающие игры математического содержания "

Для детей дошкольного возраста игра имеет исключительное значение : игра для них - учеба , игра для них - труд , игра для них - серьезная форма воспитания ....

Методическая разработка. Развивающая дидактическая игра "Узнай, сложи и расскажи".

Игра предназначена для развития речи детей раннего (2-3 года) и младшего дошкольного возраста...

Методическая разработка по теме "Осень. Признаки осени"

Конспект для детей подготовительной группы проводится в виде игры с использованием разнообразного наглядного материала.Видео о занятии можно найти здесь:https://yadi.sk/i/43tutLoTkCN7m...

Методическая разработка (презентация) на тему: "Признаки осени"

Презентация разработана для детей раннего возраста 2-3 года. Тема "Признаки осени"....

Методическая разработка.Сценарий конкурса стихов о зиме "Поёт зима, аукает..."

Методическая разработка.Сценарий конкурса стихов о зиме "Поёт зима, аукает..."...

Методическая разработка НОД по лексической теме "Зима. Приметы зимы"

Материал будет интересен учителям-логопедам, воспитателям и родителям....

Методическая разработка НОД по лексической теме "Зима. Приметы зимы"

Развитие внимания и памяти при формировании лексико-грамматических категорий у дошкольников с ОНР....