Сообщение из опыта работы. «Инновационные методы и формы приобщение дошкольников к книге»
статья

Куржумова Алёна Валерьевна

Книга – незаменимый источник знаний для взрослых и детей. Ребенок, беря в руки книгу, непроизвольно ее открывает. Загадочный и неизведанный мир предстает перед ним: сказки, волшебные страны, незнакомые предметы, удивительная природа -все так и манит заглянуть вглубь книги, проникнуть в ее тайны, разгадать загадки и отправиться вместе с ее героями в путешествие за знаниями. Научный прогресс не стоит на месте, современные книги пестрят иллюстрациями, красивыми обложками и необыкновенными историями, рассказами и сказками.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл soobshchenie.docx29.44 КБ

Предварительный просмотр:

Сообщение из опыта работы.

«Инновационные методы и формы

приобщение дошкольников к книге»

подготовила воспитатель: Куржумова А.В.

Актуальность

Книга – незаменимый источник знаний для взрослых и детей. Ребенок, беря в руки книгу, непроизвольно ее открывает. Загадочный и неизведанный мир предстает перед ним: сказки, волшебные страны, незнакомые предметы, удивительная природа -все так и манит заглянуть вглубь книги, проникнуть в ее тайны, разгадать загадки и отправиться вместе с ее героями в путешествие за знаниями. Научный прогресс не стоит на месте, современные книги пестрят иллюстрациями, красивыми обложками и необыкновенными историями, рассказами и сказками.

Как показывает практика, уже в дошкольном возрасте дети предпочитают книге другие источники информации: телевизор, компьютер, планшет, телефон, дети стали проявляют мало интереса к художественной литературе, что является большой проблемой. Их диалогическая речь не отличается особой выразительностью, ограничивается простыми односложными предложениями. Имея бедный словарный запас, они затрудняются сформулировать ответ на вопрос, составить рассказ или описание по сюжетной картинке, что снижает уровень мотивации.

Наша задача состоит в том, чтобы заинтересовать ребенка, пробудить интерес к литературным произведениям, привить любовь к художественному слову, уважение к книге.

Но не стоит забывать, что дошкольник только слушатель, а не читатель, поэтому главную роль в приобщении детей к художественной литературе должны играть взрослые; педагог и родители. Чтобы воспитывать читателя в ребенке, взрослый должен сам проявлять интерес к книге, понимать ее роль в жизни человека, знать книги, рекомендуемые для детей дошкольного возраста, уметь интересно беседовать с детьми и помогать при анализе произведения, поэтому мы уделяем особое внимание работе с родителями.

Цель нашей работы :

  • Развитие интереса к художественной литературе.
  • Формирование литературного вкуса.
  • Воспитание будущего читателя.
  • Знакомство с историей создания книги.
  • Формирование бережного отношения к книге.
  • Проявление уважения к трудовой деятельности людей  создающих книги.

Для успешной организации приобщения детей к чтению определенны задачи, которые необходимо решать в семье и детском саду.

Задачи:

•Познакомить детей с историей создания и изготовления книги;

•Развивать познавательную активность, самостоятельность, умение рассуждать, делать умозаключения;

•Воспитывать бережное отношение к книгам.

   В процессе работы мы обратила внимание, что дети часто отказываются послушать новую сказку, рассказ или стихотворение, невнимательно следят за развитием действия, не сопереживают героям произведения, а также часто возникают трудности, связанные с анализом смысла произведения. Если в других центрах дети играли, развивались, к центру книги у детей особого интереса не было (иногда брали книжку, листали, но интерес быстро пропадал) .

   Мы решили начать прививать интерес к художественной литературе, формировать литературный вкус, используя нетрадиционные формы работы с детьми и их родителями.

  Чтобы наши воспитанники захотели взять книги в руки, мы создали в группе мини-музей «Книга, книжка, книжечка» Основная идея создания музея, показать детям, какими разными бывают книги. Книги разные по оформлению и содержанию, книжки-малютки, книжки-раскладушки, звучащие, музыкальные. Показать различие книг по размеру, назначению (информационные, авторские, рукотворные, развивающие и т.д.). Также была создана коллекция «Сказочных предметов», среди которых можно  увидеть музыкальные инструменты сказочных героев, которые помогают героям преодолеть трудности, препятствия, превзойти необыкновенную силу, которая обычному человеку поддаться не может, предметы, показывающие дорогу, которые помогают героям добраться туда — не знаю куда, и по дороге ни разу не заблудиться, предметы говорящие правду и показывающие, что делается на белом свете: золотое блюдечко и наливное яблочко, Аленький цветочек, волшебная книга, зеркало.

   Регулярно проводим анонсирование книг. Совместно с детьми готовим рекламную афишу. Педагог неделю рекламирует книгу, формируя к ней познавательный интерес,  рассказывает воспитанникам о героях произведения, какие их ожидают приключения, и сколько трудностей придется им испытать. Старается помочь детям прочувствовать предстоящее событие. Рассказывает про автора книги, его биографию и детство. Получив рекламу книги  от педагога, дети начинают просить дома  родителей, заранее до намеченной даты  в детском саду прочитать произведение. Так как им натерпеться узнать все события анонсированного произведения.

   В намеченный день, воспитатель читает произведение так, чтобы дети поняли основное содержание, идею и эмоционально пережили прослушанное (прочувствовали его, характер действующих лиц, их взаимоотношения, мотивы поступков, какой жанр автор использовал при написании данного произведения). Во время обсуждения объясняет значения тех слов, без понимания которых становятся неясными основной смысл текста, характер образов, поступки персонажей (подстановка другого слова во время чтения прозы, подбор синонимов)

С детьми были проведены беседы на тему: 

« На чем писали в древности»

 «Книга –лучший друг»,

«Как рождаются книги»,

«Как изготавливают книги»;

Провели цикл познавательных мероприятий

 «Путь, пройденный книгой от леса до книжной полки»,

« История книги»

«Путешествие по реке времени»

Во время мероприятия «Путешествие по реке времени» дети закрепили свои знания о возникновении книги в разные времена. Ребятам была предоставлена возможность  создать свою первую рукописную книжку, где при написании использовали предметы разных времен (уголь, гусиное перо, перьевая ручка, чернила), что использовали люди при написании книг в древности, старине и наше время. Из множества  иллюстраций предложенных детям они выбирали  подходящие данной теме и пытались разложить по порядку на реке времени. Раскладывая картинки, дети очень бурно обсуждали к какой эпохе принадлежит та или иная картинка.  

 В конце мероприятия детям было предложено дома совместно с родителями создать свою рукописную книгу. Дети под руководством родителей придумывают рассказы или сказки.

Рисунки в детской рукописной книге несут смысловую нагрузку, потому что дети не могут передавать информацию объёмным связным текстом. В рисунке ребёнок запечатлевает не только свои знания, но и эмоциональное отношение к предмету, объекту, наиболее яркие впечатления о том новом и интересном, что он узнал. К каждому рисунку составляется авторские комментарии. Самым нелёгким для дошкольников является процесс написания текста комментария, его, конечно, можно заменить напечатанным текстом, но, во-первых, от этого книга теряет смысл, как рукописная, а во-вторых, сколько радости и гордости испытывает ребёнок за каждую, строчку, написанную собственноручно. Опыт работы показывает, что технология «Путешествие по реке времени» Коротковой Надежды Александровны дает положительные результаты в познавательном развитии детей, а образное представление о времени через пособие «река времени» способствует развитию исследовательской деятельности дошкольников.

Вместе с родителями дети дома создавались рукотворные книжки-самоделки:    «Овощи»,

 « Фрукты»,

«Загадки»,

«Сказки»,

книжки для младших дошкольников и тд.

   Приобщить детей к чтению, привить любовь к книге помогает такая инновационная технология дошкольного обучения как «Книги - развороты».  Это отличный способ закрепить знакомые сказки с детьми, осмыслить содержание книги, развить мышление, речь, воображение, память, наблюдательность, обогатить словарный запас детей, провести исследовательскую работу, в процессе которой ребенок вместе со

взрослым участвует в поиске, анализе и сортировке информации.

    Из дома дети приносили книги разных поколений, которые с удовольствием рассматривали в группе со всеми детьми.

     У каждого ребенка дома есть любимая книга. Нами был проведен флешмоб «Читаем дома», он предлагался на выходные дни. Родители снимали на видео, своих чад, как они самостоятельно подбирали книгу для семейного прочтения и совместно ее обсуждали. После выходных дети рассказывали, с какими произведениями они познакомились, какие им больше всего понравились, а также дети приносили творческие работы по прочитанным сказкам и стихотворениям.

     В целях воспитания интереса к чтению у детей в группе создаётся Буккроссинг (обмен книгами) «Возьми меня домой и прочитай»:  дети могут пользоваться книгами не только в группе, но и взять домой книги из групповой библиотеки для чтения с родителями, пополнять библиотеку группы книгами из семейных библиотек.

      Для привлечения детей к книге мы так же используем  живые таблицы в формате ИКТ, у ребёнка развивает  желание пересказывать текст, придумывать интересные истории, появляется интерес к запоминанию стихов, сказок, потешек и загадок. Дети с удовольствием читают и заучивают стихи по таблицам, отгадывают загадки, подбирают сами детали  на интерактивной доске для составления рассказа.

   Для воспитания устойчивого интереса к литературе в группе приводятся занятия по театрализованной деятельности «В мире сказок», который ведет преподаватель дополнительного образования ДДТ совместно были поставлены  музыкальные спектакли с использованием  гапитно - тростевых кукол      « Кто такие птички»  и «Про волшебника Оха и Дуню - ленивицу».

Родителям часто некогда читать дошкольникам книги. Мы в помощь семьям  записываем видео с чтением произведений   по возрасту в аудио и видео формате, которые распространяем в  интернет мессенджерах Viber  и WhatsApp.

    Для лучшего запоминания детьми произведений в группе была создана картотека  чек листов по произведениям. Которые дети могут брать домой. Дома ребенок может самостоятельно рассказать родителям стихотворение или сказку где наглядная схема выступает в качестве плана.

С целью определения результатов работы по данной теме проведена оценка уровня развития приобщения дошкольников к книжной культуре». В  процессе  исследования  на начало учебного года отмечается:

Высокий уровень – 4чел (17%)

Средний уровень – 13чел (54%)

Низкий уровень – 7чел (29%)

В процессе исследования на конец учебного года отмечается:

Высокий уровень – 8 человек (33%)

Средний уровень – 11 человек (46%)

Низкий уровень – 5 человек (21%)

Мониторинг воспитательно - образовательной работы по приобщению детей к книжной культуре показал, что уровень знаний, умений и навыков повысился. У детей  появился интерес к книге, к чтению, обогатились знания о произведениях художественной литературы, дети стали более активными на занятиях, расширился словарный запас. Многие дети выучили алфавит и начали учиться читать .

Родители стали активными помощниками, участниками конкурсов и выставок, совместных мероприятий с детьми, проводимых в детском саду. Они читают детям много произведений, обсуждают их. Совместное чтение детских книг помогает родителям закладывать в душу ребенка добрые впечатления и достойные для подражания примеры поведения.

Провели родительское собрание. Вниманию родителей была предоставлена презентация «Роль книги в жизни ребенка», подготовлены буклеты –советы родителям «Как привлечь интерес детей к книге».

Также были подготовлены консультации, рекомендации «Как привлечь ребенка к книге».

Работая по данной теме мы сделали вывод, что использование инновационных образовательных технологий, методов и форм  позволяет достичь хороших результатов в формировании устойчивого интереса к лучшим произведениям художественной литературы, в приобщении детей к книге ,а в дальнейшем к чтению.

Литература

1.Гриценко З.А. Ты детям сказку расскажи... Методика приобщения детей к чтению. –М.: Линка-Пресс, 2003.

2.Гербова В.В. Учусь говорить. Методические рекомендации для детей 3-6 лет. Изд-воМозаика-Синтез, Москва 2006.

3.Гербова В.В. Приобщение детей к художественной литературе. Программа и методические рекомендации для детей 2-7 лет. Изд-во Мозаика-Синтез, Москва 2006.

4.Дунаева Н.О значении художественной литературы в формировании личности ребенка // Дошкольное воспитание. –2007. –No 6. –С. 35-40.Куликовская Н. Увлечь книгой // Дошкольное воспитание. –2007. –No 5. –С. 33-41.5.Смирнова О.В. Метод проектирования в детском саду, М: Скрипторий 2003, 2011


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение из опыта работы "Инновационная составляющая деятельности ДОУ"

В сообщении представлен опыт работы на базе дошкольного учреждения районной инновационной площадки по технологии Школа Эйдетики....

Сообщение из опыта работы «Использование метода моделирования при формировании связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»

В сообщении раскрыты основные принципы использования метода наглядного моделирования в работе по формированию связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием...

Сообщение из опыта работы на тему «Развитие речи дошкольников посредством использования устного народного творчества».

Речь в жизни человека - это наиважнейшая функция, необходимая каждому. Без речи, без звучащего слова, жизнь была бы скучна и не интересна. Благодаря речи мы общаемся, передаем опыт, регулируем деятель...

Сообщение из опыта работы "Нетрадиционный метод художественно-эстетического развития"

Сообщение из опыта работы "Нетрадиционный метод художественно-эстетического развития"...

Презентация к сообщению из опыта работы по теме:«Воспитание у дошкольников младшего и среднего возраста интереса к познавательной деятельности как предпосылка успешного обучения в школе».

Тема: «Воспитание у дошкольников младшего и среднего возраста интереса к познавательной деятельности как предпосылка успешного обучения в школе»....

Сообщение из опыта работы: " Инновационные технологии в работе музыкального руководителя"

Важнейшей гранью художественно-эстетического развития дошкольников является музыкальное воспитание детей. С усложнением и расширением педагогических задач и в связи с необходимостью расширения кругозо...