Проведение физкультминуток с элементами мнемотехники, как здоровьесберегающих технологий в детском саду.
статья (подготовительная группа)
Проведение физкультминуток с элементами мнемотехники, как здоровьесберегающих технологий в детском саду.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_pro_fizkultminutki.docx | 32.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Проведение физкультминуток с элементами мнемотехники, как здоровьесберегающих технологий в детском саду.
Одной из главных задач коррекционной школы является создание условий, гарантирующих создание и укрепление здоровья учащихся с ОВЗ средствами здоровьесберегающих технологий в процессе обучения и воспитания. Организовать учебный процесс следует таким образом, чтобы усвоение учебного материала позволяло обучаться без вреда для здоровья.
Здоровьесберегающая технология – это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития. Цель применения здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе - создание здоровой среды для обучения, формирование положительного эмоционального настроя у учащихся в процессе обучения.
На уроках, использующих технологии здоровьесбережения педагог должен обеспечивать доброжелательную обстановку, профилактику переутомления, поддерживать внимание и интерес детей, что позволяет им легче переносить учебные нагрузки и снизить риск ухудшения здоровья.
Одним из компонентов сдоровьесберегающих технологий являются физкультминутки. Физкультминутка - это кратковременное (несколько минут) мероприятие, которое проводится с целью активно изменить деятельность детей и этим ослабить утомление, а затем снова переключить их на продолжение занятия. Целесообразность проведения физкультминуток, используя приемы мнемотехники заключается в том, что с помощью мнемотехники проявляется и реализуются потенциал ребенка, исходя из его потребностей и возможностей, ребенок не испытывает давления со стороны педагога (педагог выступает в роли помощника), а также испытывает положительные эмоции. Кроме того, использование опорных рисунков облегчает и ускоряет процесс запоминания содержания физкультминутки, одновременно делая физкультминутку более интересной и занимательной. Физкультминутка с использованием приемов мнемотехники позволяет учителю играть с детьми, повышая их эмоциональный настрой, одновременно с этим развивая их речь, внимание, память, способность сосредоточиться. Движения каждой физкультминутки учитель разучивает с учащимися, чтобы впоследствии, услышав название физкультминутки, учащиеся, взглянув на картинки в мнемотаблице, смогли выполнить ее самостоятельно.
В подборе материала для физкультминуток, я руководствовалась следующим:
- перед знакомством с физкультминуткой необходимо обсудить ее содержание, обрабатывая необходимые жесты, движения рук и ног, комбинации пальцев;
- движения должны быть просты и понятны для детей: хлопки в ладоши, поскоки на месте и т.д;
- учитель должен выполнять упражнения вместе с детьми;
- необходимо громко и выразительно проговаривать слова, подчеркивая интонационно слова, изображенные в мнемотаблице.
Что же такое мнемотехника? Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, и, конечно развитие речи. Т. к. у детей с ОВЗ преобладает наглядно - образная память и запоминание носит непроизвольный характер, то зрительный образ, сохранившийся у ребенка после прослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков, позволяет значительно быстрее запомнить текст физкультминутки. Использование наглядного материала в виде готовых схем (мнемотаблиц), позволяет детям эффективнее воспринимать и обрабатывать зрительную информацию, перекодировать, сохранять и воспроизводить ее.
Дидактическим материалом служат мнемоквадраты, мнемодорожки, мнемотаблицы – схемы, в которые заложена определенная информация. Особенность методики мнемотехники – применение не изображения предметов, а символов для опосредованного запоминания. Это значительно облегчает поиск и запоминание слов. Символы максимально приближены к речевому материалу (например, для обозначения домашних животных используется дом, для обозначения диких животных – елка).
Из опыта работы с мнемоквадратами, мнемодорожками, мнемотаблицами, считаю необходимым давать детям цветные схемы, т.к. у детей в памяти остаются отдельные образы (солнышко – желтое, елочка – зеленая, ягодка - красная т. д.). Изобразить в мнемоквадрате, мнемодорожке или мнемотаблице можно именно то, что необходимо для данной категории детей, и то, что учитель считает нужным (это может быть графическое изображение персонажей сказки, явления природы, члены семьи и т. д.). Важно учесть, чтобы изображения были понятны учащимся. Для составления мнемотаблиц я использую в своей практике не графические изображения предметов, а иллюстрированные картинки, т.к. для младшего школьного возраста графическое изображение некоторых предметов оказалось сложным для перекодирования в образы. Такое преобразование из абстрактных символов в образы происходило довольно легко (например: облако с каплями – дождь; морковка и яблоко – урожай; снежинки со стрелочками вниз – падает снег и т. д.).
Мною был разработан цикл физкультминуток на тему «Времена года», проводимых с опорой на мнемотаблицы, что позволяет проводить физкультминутки в игровой, доступной для детей с ОВЗ форме и создавая положительный эмоциональный фон.
В таблице представлен цикл физкультминуток на тему «Времена года» с использованием мнемотаблиц.
Весна.
Учитель произносит вслух | Учитель с учащимися показывает руками | Изображение на мнемотаблице |
Что мы слышим? Птичьи трели | Прикладывают ладошки к ушам | уши |
Грачи в город прилетели. | машут руками, как птицы | птица |
Мы помашем им рукой Попрощаемся с зимой. | машут руками | ладонь |
Вот весна уж на пороге | Разводят руки в стороны | солнышко, ручейки |
Ой, не промочите ноги! | дети показывают свою обувь | сапоги |
Побежали ручейки Вдоль дорожек потекли | показывают движения бегущих ручейков | ручеек |
Распустились почки Ждем зеленые листочки | показывают движения распустившихся почек | почки |
Скоро будут расцветать Одуванчики опять | показывают движения распустившихся цветов | одуванчики |
Рады, рады мы весне- Покружимся вместе все! | кружатся | хоровод |
Лето.
Вы наверное устали? А давайте поиграем! Посмотрите-ка в окошко! | рисуют руками окно и смотрят в него | окно |
Солнце греет нам ладошки. | показывают ладошки | ладони |
Ну-ка щечки мы подставим, Пусть погреет их сначала | показывают щечки | щеки |
Вытянем мы к солнцу ручки, | вытягивают руки | солнце |
Пальчиками тронем лучик. | пальчиками тянутся вверх | пальчики |
Улыбнемся, закружимся, | улыбаются и кружатся | улыбка |
На полянке очутимся. Соберем цветы лесные, | наклоняются и движениями срывают цветы | цветы |
Маленькие и большие. | показывают цветы маленькие и большие | большая и маленькая фигуры |
Скажем мы спасибо лету За физкультминутку эту! | хлопают в ладоши | ладошки |
Осень.
Вот и осень наступила, В отпуск лето проводила. | разводят руки в стороны | листья, дождь,зонтик. |
До-свиданья, лету скажем, Ручками ему помашем. | руками на прощание машут | ладони |
Небо пасмурным вдруг стало, Дождик капает устало. | изображают пальчиками капли дождя | дождь |
Лужи под ногами блещут, Перепрыгнем их все вместе. | перепрыгивают лужи | лужи |
Птицы к югу улетают, Крыльями они порхают, | изображают порхающих птиц | птицы |
А еще в лесу, в корзинку | показывают большую корзинку | корзина |
Соберем грибы, малинку. | собирают в корзину ягоды и грибы | ягоды/грибы |
А на грядке урожай, | разводят руки в стороны | грядка с овощами |
Ну-ка, быстро, собирай: Помидоры, огурцы- | собирают с грядок урожай | |
Вот какие молодцы! | хлопают в ладоши | ладоши |
Зима
Ой зима, зима, зима, Как резвится детвора! | разводят руки в стороны | снег |
Ну-ка лыжи достаем И помчимся с ветерком! | изображают движения на лыжах | лыжи |
А еще в снежки играем, | изображают игру в снежки | снежки |
Ну-ка их мы посчитаем: Раз, два, три- нежную бабу лепи: | дети показывают на пальцах : 1,2,3 | цифры 1,2,3 |
Первый ком на землю ставим, | показывают руками большой ком | большойкруг |
Сверху мы второй поставим, | показывают руками средний ком | средний круг |
Сверху третий и ведро- | показывают руками маленький ком | маленький круг |
Вот это чудо снежное! | хлопают в ладоши | ладоши |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Здоровьесберегающие технологии в детском саду
Материал полезен педагогам на занятиях с использованием ИКТ. Гимнастика поможет снять усталость с глаз , укрепить мышцы глаза...
Деловая игра для воспитателей и инструкторов по физической культуре"Значение и использование здоровьесберегающих технологий в детском саду."
Деловая игра для педагогов, инструкторов по физическому воспитанию в ДОУ. Значение и использование в ДОУ: физкультминуток, пальчиковой гимнастики, дыхательных упражнений, оздоровительных игр, массажа...
Здоровьесберегающие технологии в детском саду.
Здоровьесберегающие технологии в музыкальной деятельности детей.Правильное дыхание играет значительную роль для сохранения и укрепления здоровья детей. Пение снимает стрессы, помогает избавиться от не...
Музыкально-дидактическое занятие с элементами здоровьесберегающих технологий в детском саду для старшего и среднего дошкольного возраста "В гости к лесным жителям"
Музыкально-дидактическое занятие с элементами здоровьесберегающих технологий в детском саду для старшего и среднего дошкольного возраста "В гости к лесным жителям"...
Конспект НОД для детей подготовительной группы по теме: «Портрет мамы» с элементами мнемотехники и здоровьесберегающих технологий.
Научить рисовать портрет по памяти, выполняя пропорционально черты лица; побеседовать с детьми о Дне Матери, ценностях семьи, добрых отношениях между ее членами; познакомиться со стихотворениями о мам...
Конспект совместной образовательной деятельности с элементами мнемотехники и здоровьесберегающих технологий для детей подготовительной группы по речевому развитию. Тема «Лес».
Закреплять знания детей о лесе, характерных особенностях деревьев, временах года. Развивать слуховую, зрительную память, внимание, логическое мышление, воображение и фантазию. Использовать мнемотехнич...
Деловая игра с элементами тренинга для педагогов «Особенности здоровьесберегающих технологий в детском саду»
Одной из важнейших задач ДОУ, прописанных в Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС), является поддержание и укрепление детского здоровья. Ответственность за состояние воспитаннико...