Картотека на тему«Весна»
картотека (младшая группа)

Панковец Марина Александрорвна

Пальчиковая гимнастика «Капель»

С крыши капает капель – пальцы левой руки стучат по ладошке правой

Это к нам пришел апрель – меняют руки (пальцы правой руки стучат по ладошке левой)

Солнце припекло сильней – «Солнышко» из ладошек

И быстрей звенит капель – хлопают в ладоши.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka.docx45.4 КБ

Предварительный просмотр:

Игры с пальчиками тема «Весна»

Пальчиковая гимнастика «Капель»

С крыши капает капель – пальцы левой руки стучат по ладошке правой

Это к нам пришел апрель – меняют руки (пальцы правой руки стучат по ладошке левой)

Солнце припекло сильней – «Солнышко» из ладошек

И быстрей звенит капель – хлопают в ладоши.

Пальчиковая гимнастика «Ласточка»
Ласточка, милая ласточка —
большой палец дважды касается пальцев другой руки
Где была и с чем пришла? —
большой палец дважды касается пальцев другой руки
За морем бывала —
соединяем в кольцо большой и указательный палец
Весну искала — 
соединяем в кольцо большой и средний палец
Несу весну красну — 
соединяем в кольцо большой и безымянны палец, потом мизинец.

Пальчиковая гимнастика «Веснянка»
Солнышко, золотое донышко — 
пальчики по два раза касаются большого пальца
Гори ясно, чтобы не погасло — 
пальчики по два раза касаются большого пальца
Побежал в саду ручей —
указательным и средним пальцами бегают по столу
Прилетели сто грачей — 
скрещивают кисти и изображают машущие крылья
А сугробы тают — 
работают кистями, сжимая кулачки
Цветочки подрастают —
трясут пальцами над головой.

Пальчиковая гимнастика «Пчела»
Прилела к нам вчера полосатая пчела —
машут кистями рук
А за нею шмелек —
загибают указательный палец
И быстрый мотылек —
загибают средний палец
Два жука и стрекоза —
загибают безымянный палец
Как фонарики глаза —
делают очки из пальцев на глазах
Пожужжали, полетали —
машут кистями рук
От усталости упали -  
прижимают руки к столу.

Пальчиковая гимнастика «Цвет весны»
На дворе стоит весна —
одна рука кулачком, другая выпрямлена, меняем положение
После зимней стужи просыпается она — кулачек стучит в кулачек
Просыпается природа, даже лужи —
делаем колечки из разных пальчиков
Не покроет лед за ночь —
хлопают в ладоши
Гонит солнце зиму прочь —
хлопают в кулачки.

Пальчиковая гимнастика «Капают капели»

Вот уж две недели капают капели – плавно опускают руки сверху - вниз

Снег на солнце тает – руки ладонями вниз разводят в стороны

И ручьем стекает – обе руки ладонями вниз двигают вперед перед собой.

Динамические паузы (физ. минутки) тема «Весна»

«Весна»

 «Кап-кап-кап» - капель звенит - хлопают в ладоши

 Словно с нами говорит - хлопают ладонями по ногам

           Плачут от тепла сосульки - собирают слезы в ладошку

 И на крышах талый снег - гладят себя по голове

 А у всех людей весною – кружатся вокруг себя

 Это вызывает смех! - поворачиваются к соседу и улыбаются

«Дерево клен»

За окном сосулька тает — дети становятся кругом, четыре раза прыгают на носочках
Ветер тучи разрывает — поднимают руки над головой, наклоняются в стороны.
Разжимает, разжимает клен кулаки — руки спереди, локти внизу, разжимают кулачки
Прислонился он к окошку — четыре раза прыгают, руки на поясе
И едва растанет снег — наклоняются
Мне зеленую ладошку —
смотрят друг на друга, повернувшись
Клен протянет раньше всех —
жмут друг другу правые руки.

«Веснянка»
Солнышко, золотое донышко — «
рисуют» вытянутыми руками круг над головой
Гори ясно, чтобы не погасло —
руки в стороны, перебирают пальцами
Побежал в саду ручей —
волнообразные движения руками
Прилетели сто грачей —
отпуская руки, машут «крыльями»
А сугробы тают —
приседают на корточки
Цветочки подрастают —
Руки возле груди, ладони соединены, встают, раскрывают ладони.

«Гусеница»
Этот странный дом без окон —
дети ложатся в круг на спину и вытягиваются ровно.
У людей зовется коконом — руки прямо у корпуса, ноги должны быть внутри круга.

Сделав на ветке этот дом — переворачиваются на правый бок
Спит гусеница в нем —
сложенный вместе руки под голову
Дремлет она всю зиму —
поворачиваются на левый бок, руки под головой
Но зима прошла мимо —
ложатся на спину, потянувшись как при пробуждении
Март, апрель, май, весна —
тянут руки вверх сидя
Просыпайся ото сна —
тянут руку как при потягивании стоя
Под солнышком гусеница не спит, она летит —
бегут по кругу, руками машут-летят.

«Грядка»
Я давно жду весну —
дети берутся за руки и ходят по кругу
И никак я не засну — идут в другую сторону
Мне участок в огороде — меняют направление
Нынче мамочка дала — идут в другую сторону
Я возьму свою лопатку —
имитация копания
И пойду копать на грядку —
дальше копают
Мягкой грядка быть должна —
работают граблями
Это любят семена —
сеют-засевают
Посажу на ней морковку — садят пальчиками круглую морковку
И редиску, а с боков —
продолжают садить
Будут кустики бобов —
показывают кустики до пояса по бокам.

«Цветки»

Наши алые цветки - руки возле груди, ладони соединены

Распускают лепестки - раскрывают ладони

Ветерок чуть дышит – волнообразные движения руками

Лепестки колышет – волнообразные движения руками

Наши алые цветки - руки возле груди, ладони соединены

Закрывают лепестки - закрывают ладони

Тихо засыпают – присаживаются на корточки

Головками качают – легкие покачивания головой вправо-влево.

                                                          "Капля"

Капля раз, капля два - пальцы собраны в щепотку

Очень медленно сперва - раскрываем пальцы медленно

А потом, а потом все бегом все бегом  - руки вверх - вниз, пальчики бегут

Мы зонты свои откроем,

От дождя себя укроем - руки в стороны, вверх,пальцы сцепить над головой.

"Птички".

Птички в гнездышке сидят - приседают.

И на улицу глядят - повороты головы,

Погулять они хотят - кивают головой

И тихонечко летят - разлетаются, машут руками.

"Жук".

На лужайке по ромашкам - руки возле груди, ладони соединены

Жук летал в цветной рубашке - машут руками

Жу-жу-жу, жу-жу-жу, я с ромашками дружу - повороты в стороны

Тихо по ветру качаюсь, низко-низко наклоняюсь – наклоны вниз

Дыхательная гимнастика тема «Весна»

«Весенний ветерок»:набрать побольше воздуха и длительно подуть, вытянув губы «трубочкой».

«Подуй на кораблик»:подуть на бумажный кораблик, стоящий на столе.

Речевые и дидактические игры тема «Весна»

«Диалог Зимы и весны»

Воспитатель: - «Говорит весна. Сестра уходить тебе пора! А Зима в ответ»

Дети: - «Нет, нет, нет!»

Воспитатель: - «Говорит Весна тогда: с крыши капает вода?»

Дети: - «Да, да, да!»

Воспитатель: - «Тают горки во дворах?»

Дети: - «Ах, ах, ах!»

Воспитатель: - «А на речке треснул лед?»

Дети: - «Ой, ой, ой!»

«Назови  ласково» (можно использовать мяч)

Цель: продолжать учить детей образовывать существительные с уменьшительно ласкательным значением.

Солнце – солнышко

Сосулька – сосулечка

Дождь – дождик

Птица – птичка

Дерево – деревце

Цветок – цветочек и т.д.

«Приметы весны»

Цель: уточнить представления детей о приметах весны, активизировать словарь по теме.

Оборудование: сюжетные картинки с изображением различных времен года.

Ход: Педагог предлагает детям картинки с изображением различных сезонных явлений (идет снег, светит солнце, весенний лес, подснежники в лесу, таяние снега, прилет птиц и т. д.). Ребенок выбирает картинки, на которых изображены только явления весны, называет их.

«Весенняя поляна»

Цель: Упражнять детей в согласовании существительных с прилагательными.

Ход: Воспитатель предлагает детям представить, что они находятся на весенней поляне, где все весеннее.

Воспитатель: Я буду вам бросать мяч и называть слово, а вы ловите мяч и повторяйте это же слово, но ставьте перед ним нужную форму слова «весенний».

Например: «День»-весенний день, «Настроение» - весеннее настроение и т.д.

(солнце, сосулька, цветы, погода, лес, трава, небо, цветы, месяцы, гроза)

«Шкатулка с весенними сказками»

Цель: Продолжать учить детей пользоваться предметами заместителями, как образами при составлении сказок.

Материал: шкатулка, 6-8 кружков разного цвета.

Ход: Игрок достает кружок из шкатулки, придумывает кто это или что это в сказке. После того, как игрок скажет 3-4 предложения, начинает второй игрок (продолжает сказку). Когда сказка рассказана кружки собираются в шкатулку.

«Скажи наоборот»

Цель: активизировать в словаре детей прилагательные с противоположным значением.

Ход: большой - маленький, умный – глупый, светлый – темный, чистый – грязный, добрый – злой, холодный – горячий, солнечный – пасмурный, новый – старый, грустный – веселый и т. д.

«Подбери действие»

Цель: Продолжать активизировать в словаре детей глаголы.

Ход: Птицы весной что делают? (прилетают, готовятся к гнездованию и т. д.) Деревья весной. Звери весной …. Листья весной что делают? …. Снег весной ….

«Чьи листья»

Цель: Продолжать учить детей образовывать притяжательные прилагательные

Ход: Воспитатель предлагает детям рассмотреть картинки и определить лист какого дерева у него в руках (лист тополя – тополиный, березы, ивы, рябины, дуба, клен и т. д.)

«Что сначала, что потом»

Цель: развивать логическое мышление, активизировать словарь по теме.

Оборудование: картинки «Молодое деревце яблоня, с листьями, не цветущее», «Яблоня вцвету», «Яблоня с молодыми зелеными яблоками», «Красные яблоки в корзине».

Ход: Воспитатель: - «Ребята, внимательно посмотрите на картинки. А теперь выложите картинки по-порядку — что было сначала, а что потом».

Игра с прищепками «Тучки и солнышко»

Оборудование: прищепки, веревка, рисунки тучек.

Ход: Дети развешивают тучки из бумаги (возможно нарисованные ими на кануне, или во время НОД) на веревке с помощью прищепок. 

- Постучите пальчиками по столу, как будто капельки дождевые падают на землю. Вот пошел сильный дождь и наши капельки стучат сильно и быстро. Вот дождик стал слабеть, стучим тихо, редко. Вот упала последняя капелька, стукните пальчиком один раз. Вот и солнышко выглянуло. Давайте сделаем нашему солнышку лучики из прищепок.

- Подул легкий ветерок, подуйте тихонько. Вот ветерок подул сильнее, подуйте сильно. Ветер разогнал тучи, снимайте их с веревочки.

«Рассматривание иллюстраций на тему «Весна»

Цель: Продолжать расширять представления детей о весне, ее признаках и явлениях, продолжать учить детей отвечать на вопросы воспитателя используя распространенные предложения.

Подвижные и развлекательные игры

по теме «Весна»

Старинная народная игра "ЗАРЯ - ЗАРНИЦА"

Дети встают в круг, руки держат за спиной, а один из играющих – заря – ходит сзади с лентой и говорит:

Заря-зарница,

Красная девица,

По полю ходила,

Ключи обронила,

Ключи золотые,

Ленты голубые,

Кольца обвитые -

За водой пошла.

С последними словами водящий осторожно кладет ленту на плечо одному из играющих, который, заметив это, быстро берет ленту, и они оба бегут в разные стороны по кругу. Тот, кто останется без места, становится зарей. Игра повторяется.

Игра "МЕТАНИЕ ВАЛЕНКА"

Суть игры заключена в названии. Мол, прощай, валенок!

Метание на дальность, точность, близость падения второго валенка от первого.

Подходит и для большого зала, но лучше, конечно, для улицы.

Игра "СОЛНЫШКО"

По считалке выбирают водящего – "Солнышко". Остальные дети встают в круг. "Солнышко" стоит посредине круга, все поют:

Гори, солнце, ярче!

Лето будет жарче,

А зима теплее,

А весна милее!

Первые две строчки идут хороводом, на последующие две поворачиваются лицом друг к другу, делают поклон, затем подходят ближе к "Солнцу", оно говорит "ГОРЯЧО!" и догоняет детей. Догнав играющего, дотрагивается до него, ребёнок замирает и выбывает из игры.

Игра "ЗАЙМИ ДОМИК"

Готовы для птиц дома,

Готовы дома-терема!

Летите, веселые птицы,

Скорей занимайте дома!

Дети разбиваются на пары, берутся за руки — это домики. Группа детей — "птицы", их больше, чем "домиков". "Птицы" летают, по сигналу ведущего занимают «домики». Кому не хватило домика, те выбывают из игры, а потом меняются с детьми-"домиками".

Ритмическая игра "ВЕСНЯНКА"

(вариант физкультминутки с ходьбой, бегом и т.д. по тексту)

Солнышко, солнышко   (Поочерёдно выбрасываем руки вверх)

Золотое донышко!   (Покачиваем туловище со сцепленными над головой руками)

Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло!   (2 раза прыжки на двух ногах)

Побежал в саду ручей,   (Бег на месте)

Прилетело сто грачей,   (Взмахи руками, как крыльями)

И сугробы тают, тают,   (Медленно приседаем)

И цветочки вырастают!   (Ладошки разводим в стороны в форме цветка)

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека дидактического материала на тему "Весна" для воспитателей старшей и подготовительной групп ДОУ

В картотеку дидактического материала на тему "Весна" вошли:- пальчиковые игры;- динамические паузы;- комплексы дыхательной гимнастики;- речевые и дидактические игры;- работа с стихами;- подо...

Картотека пальчиковых игр по теме Весна

Помощь воспитателю в закреплении лексической темы и пальчиковая гимнастика в одном месте....

Картотека"Аппликация на тему:Весна"

Вот, что мы делаем с детьми при самостоятельной деятельности...

Картотека стихов на тему "Весна"

Картотека  стихов на тему "Весна".....

Картотека подвижных игр на тему "Весна" в старшей группе

материал для воспитателей по подвижным играм на тему "весна"...

Картотека стихотворений на тему "Весна"

Картотека стихотворений о весне можно использовать для заучивания....