«Формирование у детей старшего дошкольного возраста основ безопасной жизнедеятельности в рамках ознакомления с правилами дорожного движения»
статья

Савинова Юлия Валерьевна

Воспитание безопасного поведения у детей – одна из важнейших задач дошкольного учреждения. Ребёнок становится пешеходом значительно раньше, чем он по своим знаниям, усилиям, развитию становится к этому подготовленным. С первых дней пребывания ребёнка в детском саду следует так организовать его воспитание и обучение, чтобы к моменту перехода из детского сада в школу он легко ориентировался в ближайшем окружении, умел наблюдать и правильно оценивать дорожные ситуации, владел навыками безопасного поведения в этих ситуациях.

     Именно в детском саду все дети могут и должны получить систематизированную информацию о безопасном поведении на улице и приобрести необходимые навыки такого поведения.

Образовательная область «Безопасность» и требования ФГТ направлены на формирование знаний о правилах безопасности дорожного движения, на воспитание осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным ситуациям.

    Приоритетной задачей МБДОУ является предупреждение детского дорожно-транспортного травматизма. Задачу решаем совместными усилиями педагогов, воспитанников и их родителей. Деятельность МБДОУ - детского сада по формированию у детей навыков безопасного поведения на улице и дороге является комплексной и предусматривает: организацию разных видов детской деятельности в режиме дня ДОУ; повышение компетентности родителей; использование в педагогической практике современных образовательных технологий, в том числе метода проекта и ИКТ; совершенствование предметно-развивающей среды ДОУ.

Анализ статистических данных позволил выявить основные причины дорожных нарушений:

– незнание дошкольниками элементарных правил;

– стремление к самостоятельности, но неумение адекватно оценивать свои силы и возможности;

– безучастное отношение взрослых к поведению детей на дорогах.

Помочь ребенку войти в этот мир с максимальными приобретениями и минимальным риском – обязанность взрослых. Воспитание у дошкольников безопасного поведения на дорогах должно осуществляться несколькими путями. Прежде всего – через непосредственное восприятие окружающего мира, в процессе которого дети активно знакомятся с различными дорожными ситуациями, воспринимая и называя предметы, явления, действия людей, их взаимоотношения между собой, анализируя эти отношения и делая выводы.      Второй путь – познание действительности через рассказы родителей, воспитателей, чтение художественной литературы, просмотры телевизионных передач, диафильмов и видеофильмов, через подвижные игры, с помощью различных картинок, иллюстраций, атрибутов и личный пример взрослых. И, наконец – через специальную работу по формированию у детей значимых для безопасного поведения двигательных навыков и установок восприятия.

Осознавая важность поставленной проблемы по формированию у детей знаний о правилах безопасности дорожного движения проведен анализ организации познавательных НОД в нашем детском саду и их влияние на формирование осознанного отношения детей к правилам дорожного движения.
 

Выявлены положительные тенденции, а именно:

  1. с детьми проводятся НОД  познавательного характера по ПДД с интеграцией таких образовательных областей как: «Коммуникация», «Социализация», «Здоровье», «Музыка», «Чтение художественной литературы»;
  2. осуществляется методическое обеспечение этих НОД;
  3. созданы условия для проведения НОД а также для самостоятельной деятельности детей и деятельности детей в режимных моментах;
  4. Эта работа строится во взаимодействии со специалистами МБДОУ и социумом (МУК - Львова Екатерина Владимировна)
  5. в группе проводятся такие мероприятия как беседы, развлечения, экскурсии по ПДД и поведению на дорогах.

Однако обозначилось проблемное поле:

  1. необходимость использовать педагогам в работе моделирование, проблемно-поисковые ситуации, ИКТ по ознакомлению детей с ПДД и правилами поведения на дорогах;
  2. поиск эмоционально привлекательных для детей форм получения информации о ПДД;
  3. поиск методов и приемов, активизирующих собственную познавательную, коммуникативную и социальную активность детей;

 В связи с изложенным выше возникла необходимость разработать план мероприятий  по формированию у детей старшего дошкольного возраста основ безопасности жизнедеятельности в рамках ознакомления с правилами дорожного движения.

В результате была определена цель работы:

создание условий для усвоения и закрепления знаний и навыков безопасного осознанного поведения на улицах города у  детей старшего дошкольного возраста и их родителей.

И поставлены задачи:

1. Обобщить и расширить знания детей о правилах дорожного движения.

2. Оптимизировать работу с родителями детей старшего дошкольного возраста по изучению и закреплению знаний о правилах дорожного движения с помощью разнообразных методов и приемов.

3. Формировать сознательное отношение к соблюдению правил дорожного движения.

4. Выработать систему воспитательно-образовательной работы.

 

Работа строилась в 3 этапа

  1. Подготовительный этап
    • Всестороннее изучение литературы. ( Приложение 1)
    • Изучение передового педагогического опыта по проблеме.
    • Определение конкретных целей, задач.
    • Обогащение предметно-развивающей среды. (Приложение 2)
    •  Разработка перспективного  плана  по формированию у детей старшего дошкольного возраста основ безопасности жизнедеятельности в рамках ознакомления с правилами дорожного движения
  2. Основной этап
    • Практическая деятельность  по формированию у детей старшего дошкольного возраста основ безопасности жизнедеятельности в рамках ознакомления с правилами дорожного движения
  3. Обобщающий этап
    • Подведение итогов работы.
    • Принятие решений по результатам мониторинга.

Подготовительный этап 

Всю работу по ознакомлению детей дошкольного возраста с правилами дорожного движения разделили на три этапа:

  1. Анализ семейного воспитания по данному вопросу (индивидуальные беседы и анкетирование родителей).
  2. Уточнение представлений детей о правилах дорожного движения, т.е. их личный опыт, на который можно опереться (проведение первичного мониторинга)
  3. Изучение литературных источников по вопросам ознакомления детей с правилами дорожного движения.

В начале учебного года нами был проведен мониторинг интегративного качества: Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первоначальных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения. Для определения уровня сформированности знаний о правилах дорожного движения использовали следующие методы:

  1. Наблюдение.
  2. Экспериментальные задания.
  3. Беседа.

Результаты проведенного мониторинга показали:

Низкий уровень сформированности знаний о правилах дорожного движения у 25% детей, средний уровень сформированности знаний о правилах дорожного движения у 44% детей, высокий уровень сформированности знаний о правилах дорожного движения  у 31% детей.

Воспитание у детей безопасного поведения на дороге зависит в полной мере от взрослых, но прежде всего от родителей. И упрощать эту задачу или относиться к ней легкомысленно недопустимо, чтобы избежать трагедий родители должны побеспокоиться о формировании у ребенка правильных программ поведения в разных дорожных ситуациях. Когда и с  чего начинать воспитание у ребенка безопасного поведения на дороге? Прежде всего начинать нужно с себя, то есть с родителей.  И чтобы нам, педагогам, понять как родители относятся к этой проблеме необходимо было провести анкетирование В  анкетировании приняли участие 23 человека, что составляет 98% от наполняемости группы. Анализ анкетирования родителей показал, что 100% родителей  считают, что нужно знакомить детей дошкольного возраста с Правилами дорожного движения. При этом родители считают, что углубленное изучение правил дорожного движения в этом возрасте не целесообразно, а  беседы с ребенком и чтение детской литературы по данной теме проводят лишь 50 % родителей. При воспитании ребенка используют жизненный опыт 17 % родителей,  смотрят телепрограммы- 10 %, используют рекомендаций педагога по данной теме- 23% взрослых. Большинство родителей считают, что наиболее продуктивной формой работы по данной теме является: проведение совместных мероприятий с детьми (праздники, спортивные развлечения и т. д.)

Нами была изучена методическая литература: Правила дорожного движения с иллюстрациями ; Методическое пособие «Безопасность на улицах и дорогах»;

«ОБЖ для дошкольников» Т. П. Гарнышевой;  «Дорожная Азбука в детском саду» Е.Я. Хабибуллиной, «Ребенок на улице» Л.А. Вдовиченко; парциальную программу «Основы безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста» Н.Н.Авдеева, О.Л.Князева, Р.Б.Стеркина. Это позволило нам подобрать наиболее эффективные методы и приемы работы с детьми по данному вопросу.

 

Исходя из результатов мониторинга и анкетирования родителей,  мы сделали вывод: Оптимизировать работу с детьми  и родителями по изучению и закреплению знаний о правилах дорожного движения с помощью разнообразных методов и приемов.

Основной этап

Работа ведется  по двум направлениям:

  1. Совместная деятельность с детьми .
  2. Взаимодействие с родителями.

Совместная деятельность с детьми включает в себя следующие блоки:

  1. Транспорт.
  2. Улица.
  3. Движение транспорта и пешеходов.
  4. Регулируемый пешеходный переход. Светофор.
  5. Нерегулируемый пешеходный переход. Дорожные знаки.
  6. Правила поведения в транспорте.

 

  Реализация каждого блока предполагает выполнение алгоритма:

  1. НОД познавательного цикла продуктивная деятельность
  2. Игровая деятельность
  3. Целевые прогулки
  4. Чтение
  5. Досуги, развлечения
  6. Самостоятельная деятельность

       У детей шестого года жизни небольшой багаж знаний о правилах поведения в дорожно-транспортных ситуациях, поэтому каждый блок начинается с занятий познавательного цикла («По сигналу светофора», «Если на улице нет светофора...», «Бегут машины в ряд...»).  Чтобы НОД проходили интересно и продуктивно, в гости приходит Светофорик, который знакомит с правилами дорожного движения, рассказывает о ситуациях на дорогах и вместе с детьми ищет выход из сложившихся ситуации, зебра приносит задания, помогающие закрепить знания и умения детей.

Нами разработан тематический план воспитательно-образовательной работы:( Приложение №3)

Теоретические знания подкрепляются продуктивной деятельностью (рисованием, аппликацией, ручным трудом, пространственным моделированием), а затем реализуются в самостоятельной деятельности и повседневной жизни за пределами ДОУ.

Большое внимание уделяется игровой деятельности, которая помимо дидактических игр включает в себя строительные, подвижные, сюжетно-ролевые и игры-фантазии. По окончании каждого специально организованной НОД дети попадают в предметно-развивающую среду группы, где могут применить полученные навыки в игровой деятельности: играх-тренингах, дидактических, подвижных и сюжетно-ролевых играх.

Для закрепления знаний используются экскурсии, целевые прогулки, наблюдения, беседы, чтение художественной литературы, организуются вечера досуга и инсценировки художественных произведений, разыгрывание дорожных ситуаций.

Совместно с родителями воспитанников проводятся выставки рисунков и конкурсы на изготовление дорожно-транспортных макетов

Важное значение имеет взаимодействие с родителями воспитанников. Пример родителей — один из основных факторов успешного воспитания у детей навыков безопасного поведения на улице. Одно неправильное действие родителей на глазах у ребенка или вместе с ним могут перечеркнуть все словесные предостережения. Поэтому с родителями проводится просветительская деятельность, разработан ряд мероприятий для родителей и совместных для родителей и детей.

Работа с родителями по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах включает следующие мероприятия:

– изготовление стендов с наглядной информацией;

–консультации;

– тематические родительские собрания;

– обучающие семинары с участием преподавателей МУКа;

– семейные конкурсы;

– анкетирование;

– совместная детско-родительская досуговая деятельность.

На третьем этапе нами был проведен повторный мониторинг уровня сформированности знаний правил дорожного движения и безопасного поведения на дорогах. Сравнивая полученные данные, мы увидели положительные тенденции. А именно низкий уровень усвоения программы уменьшился на 15%, а высокий увеличился на 14%. Наблюдения показали положительные изменения в отношении детей к безопасному поведению, пониманию как вести себя в отдельных потенциально опасных ситуациях на дороге.

Повторное анкетирование родителей показало, что изменилось отношение родителей к изучению правил дорожного движения в МБДОУ в положительную сторону. По их мнению проводимая работа с детьми на протяжении всего учебного года дало положительный результат как для детей, так и для самих родителей. Многие родители с большим вниманием стали относиться к выполнению правил дорожного движения, показывая своим поведением пример детям. Родители осознанно используют рекомендаций педагога по данной теме.

В результате проведенной работы:

  1. У детей сформировалась потребность в соблюдении правил дорожного движения и поведении на улице.
  2.  Были выявлены эффективные методы и приемы работы с детьми, которые мы планируем использовать в дальнейшем.
  3. Сложились доверительные отношения с родителями.
  1. созданы условия для организации деятельности ДОУ по охране и безопасности жизни детей;
  2. установление прочных связи с преподавателями МУК;
  3. разработка перспективного плана работы с детьми и родителями в рамках ознакомления с ПДД;

 

  Литература:

  1. Авдеева Н.Н., Князева Н.Л., Стеркина Р.Б. Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2002
  2. Все обо всем. Популярная энциклопедия для детей. В 15 томах. – М.: АСТ, 1995.
  3. Добрякова В.А. и др. Три сигнала светофора: Дидактические игры, сценарии вечеров досуга. М., 1989.
  4. Иванов А. Как неразлучные друзья улицу переходили. – М.: АСТ-ПРЕСС 1996.
  5. Леокум А. Детская энциклопедия «Скажи мне, почему?..» / авторизованный перевод Я. И А. Огуреевых. – М.: Мол. Гвардия. 1992.
  6. Осипова А.А. Диагностика и коррекция внимания: программа для детей 5—9 лет. М., 2001.
  7. Правила дорожного движения для детей дошкольного возраста /Сост. Н.А.Извекоа, А.Ф.Медведева, Л.Б.Полякова, А.Н.Федотова. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
  8. Правила дорожные знать каждому положено: Познавательные игры с дошкольниками и школьниками./ Авт.-сост. М.С.Коган. – Новосибирск: Сиб. Унив. Изд-во, 2008.
  9. Правила дорожного движения для детей дошкольного возраста./ Сост. Н.А. Извекова, А.Ф. Медведева и др. М., 2005.
  10. Сосунова Е.М., Форштат М.Л. Учись быть пешеходом. Учебное пособие по ПДД для учащихся начальной школы. В 2-х частях. – СПб.: ИД МиМ, 1997.
  11. Семенюк В.И., Владимиров Н.В. Работа с детьми по изучению правил дорожного движения. М., 1983.
  12. Скоролупова О.А. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Правила и безопасность дорожного движения». М., 2004.
  13. Слуцкер Т.М. Незнайка и светофор // Начальная школа. 2004 № 7.
  14. Шалаева Г.П. Азбука маленького пешехода. – М.: Филол. О-во СЛОВО, Эксмо, 2008.
  15. Энциклопедия – школьнику. /Сост. Г.П. Яковенко, Н.Г. Яковенко. – Киев: МПсканер                                                                                                        

                                                                                                                                    

                                                             

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Формирование у детей старшего дошкольного возраста основ безопасной жизнедеятельности в рамках ознакомления с правилами дорожного движения»

     Воспитание безопасного поведения у детей – одна из важнейших задач дошкольного учреждения. Ребёнок становится пешеходом значительно раньше, чем он по своим знаниям, усилиям, развитию становится к этому подготовленным. С первых дней пребывания ребёнка в детском саду следует так организовать его воспитание и обучение, чтобы к моменту перехода из детского сада в школу он легко ориентировался в ближайшем окружении, умел наблюдать и правильно оценивать дорожные ситуации, владел навыками безопасного поведения в этих ситуациях.

     Именно в детском саду все дети могут и должны получить систематизированную информацию о безопасном поведении на улице и приобрести необходимые навыки такого поведения.

Образовательная область «Безопасность» и требования ФГТ направлены на формирование знаний о правилах безопасности дорожного движения, на воспитание осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным ситуациям.

    Приоритетной задачей МБДОУ является предупреждение детского дорожно-транспортного травматизма. Задачу решаем совместными усилиями педагогов, воспитанников и их родителей. Деятельность МБДОУ - детского сада по формированию у детей навыков безопасного поведения на улице и дороге является комплексной и предусматривает: организацию разных видов детской деятельности в режиме дня ДОУ; повышение компетентности родителей; использование в педагогической практике современных образовательных технологий, в том числе метода проекта и ИКТ; совершенствование предметно-развивающей среды ДОУ.

Анализ статистических данных позволил выявить основные причины дорожных нарушений:

– незнание дошкольниками элементарных правил;

– стремление к самостоятельности, но неумение адекватно оценивать свои силы и возможности;

– безучастное отношение взрослых к поведению детей на дорогах.

Помочь ребенку войти в этот мир с максимальными приобретениями и минимальным риском – обязанность взрослых. Воспитание у дошкольников безопасного поведения на дорогах должно осуществляться несколькими путями. Прежде всего – через непосредственное восприятие окружающего мира, в процессе которого дети активно знакомятся с различными дорожными ситуациями, воспринимая и называя предметы, явления, действия людей, их взаимоотношения между собой, анализируя эти отношения и делая выводы.      Второй путь – познание действительности через рассказы родителей, воспитателей, чтение художественной литературы, просмотры телевизионных передач, диафильмов и видеофильмов, через подвижные игры, с помощью различных картинок, иллюстраций, атрибутов и личный пример взрослых. И, наконец – через специальную работу по формированию у детей значимых для безопасного поведения двигательных навыков и установок восприятия.

Осознавая важность поставленной проблемы по формированию у детей знаний о правилах безопасности дорожного движения проведен анализ организации познавательных НОД в нашем детском саду и их влияние на формирование осознанного отношения детей к правилам дорожного движения.

Выявлены положительные тенденции, а именно:

  1. с детьми проводятся НОД  познавательного характера по ПДД с интеграцией таких образовательных областей         как: «Коммуникация», «Социализация», «Здоровье», «Музыка», «Чтение художественной литературы»;
  2. осуществляется методическое обеспечение этих НОД;
  3. созданы условия для проведения НОД а также для самостоятельной деятельности детей и деятельности детей в режимных моментах;
  4. Эта работа строится во взаимодействии со специалистами МБДОУ и социумом (МУК - Львова Екатерина Владимировна)
  5. в группе проводятся такие мероприятия как беседы, развлечения, экскурсии по ПДД и поведению на дорогах.

Однако обозначилось проблемное поле:

  1. необходимость использовать педагогам в работе моделирование, проблемно-поисковые ситуации, ИКТ по ознакомлению детей с ПДД и правилами поведения на дорогах;
  2. поиск эмоционально привлекательных для детей форм получения информации о ПДД;
  3. поиск методов и приемов, активизирующих собственную познавательную, коммуникативную и социальную активность детей;

 В связи с изложенным выше возникла необходимость разработать план мероприятий  по формированию у детей старшего дошкольного возраста основ безопасности жизнедеятельности в рамках ознакомления с правилами дорожного движения.

В результате была определена цель работы: 

создание условий для усвоения и закрепления знаний и навыков безопасного осознанного поведения на улицах города у  детей старшего дошкольного возраста и их родителей.

И поставлены задачи:

1. Обобщить и расширить знания детей о правилах дорожного движения.

2. Оптимизировать работу с родителями детей старшего дошкольного возраста по изучению и закреплению знаний о правилах дорожного движения с помощью разнообразных методов и приемов.

3. Формировать сознательное отношение к соблюдению правил дорожного движения.

4. Выработать систему воспитательно-образовательной работы.

Работа строилась в 3 этапа

  1. Подготовительный этап  
  • Всестороннее изучение литературы. ( Приложение 1)
  • Изучение передового педагогического опыта по проблеме.
  • Определение конкретных целей, задач.
  • Обогащение предметно-развивающей среды. (Приложение 2)
  •  Разработка перспективного  плана  по формированию у детей старшего дошкольного возраста основ безопасности жизнедеятельности в рамках ознакомления с правилами дорожного движения
  1. Основной этап
  • Практическая деятельность  по формированию у детей старшего дошкольного возраста основ безопасности жизнедеятельности в рамках ознакомления с правилами дорожного движения
  1. Обобщающий этап
  • Подведение итогов работы.
  • Принятие решений по результатам мониторинга.

Подготовительный этап  

Всю работу по ознакомлению детей дошкольного возраста с правилами дорожного движения разделили на три этапа:

  1. Анализ семейного воспитания по данному вопросу (индивидуальные беседы и анкетирование родителей).
  2. Уточнение представлений детей о правилах дорожного движения, т.е. их личный опыт, на который можно опереться (проведение первичного мониторинга)
  3. Изучение литературных источников по вопросам ознакомления детей с правилами дорожного движения.

В начале учебного года нами был проведен мониторинг интегративного качества: Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первоначальных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения. Для определения уровня сформированности знаний о правилах дорожного движения использовали следующие методы:

  1. Наблюдение.
  2. Экспериментальные задания.
  3. Беседа.

Результаты проведенного мониторинга показали:

Низкий уровень сформированности знаний о правилах дорожного движения у 25% детей, средний уровень сформированности знаний о правилах дорожного движения у 44% детей, высокий уровень сформированности знаний о правилах дорожного движения  у 31% детей.

Воспитание у детей безопасного поведения на дороге зависит в полной мере от взрослых, но прежде всего от родителей. И упрощать эту задачу или относиться к ней легкомысленно недопустимо, чтобы избежать трагедий родители должны побеспокоиться о формировании у ребенка правильных программ поведения в разных дорожных ситуациях. Когда и с  чего начинать воспитание у ребенка безопасного поведения на дороге? Прежде всего начинать нужно с себя, то есть с родителей.  И чтобы нам, педагогам, понять как родители относятся к этой проблеме необходимо было провести анкетирование В  анкетировании приняли участие 23 человека, что составляет 98% от наполняемости группы. Анализ анкетирования родителей показал, что 100% родителей  считают, что нужно знакомить детей дошкольного возраста с Правилами дорожного движения. При этом родители считают, что углубленное изучение правил дорожного движения в этом возрасте не целесообразно, а  беседы с ребенком и чтение детской литературы по данной теме проводят лишь 50 % родителей. При воспитании ребенка используют жизненный опыт 17 % родителей,  смотрят телепрограммы- 10 %, используют рекомендаций педагога по данной теме- 23% взрослых. Большинство родителей считают, что наиболее продуктивной формой работы по данной теме является: проведение совместных мероприятий с детьми (праздники, спортивные развлечения и т. д.)

Нами была изучена методическая литература: Правила дорожного движения с иллюстрациями ; Методическое пособие «Безопасность на улицах и дорогах»;

«ОБЖ для дошкольников» Т. П. Гарнышевой;  «Дорожная Азбука в детском саду» Е.Я. Хабибуллиной, «Ребенок на улице» Л.А. Вдовиченко; парциальную программу «Основы безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста» Н.Н.Авдеева, О.Л.Князева, Р.Б.Стеркина. Это позволило нам подобрать наиболее эффективные методы и приемы работы с детьми по данному вопросу.

Исходя из результатов мониторинга и анкетирования родителей,  мы сделали вывод: Оптимизировать работу с детьми  и родителями по изучению и закреплению знаний о правилах дорожного движения с помощью разнообразных методов и приемов.

Основной этап

Работа ведется  по двум направлениям:

  1. Совместная деятельность с детьми .
  2. Взаимодействие с родителями.

Совместная деятельность с детьми включает в себя следующие блоки:

  1. Транспорт.
  2. Улица.
  3. Движение транспорта и пешеходов.
  4. Регулируемый пешеходный переход. Светофор.
  5. Нерегулируемый пешеходный переход. Дорожные знаки.
  6. Правила поведения в транспорте.

  Реализация каждого блока предполагает выполнение алгоритма:

  1. НОД познавательного цикла продуктивная деятельность
  2. Игровая деятельность
  3. Целевые прогулки
  4. Чтение
  5. Досуги, развлечения
  6. Самостоятельная деятельность

       У детей шестого года жизни небольшой багаж знаний о правилах поведения в дорожно-транспортных ситуациях, поэтому каждый блок начинается с занятий познавательного цикла («По сигналу светофора», «Если на улице нет светофора...», «Бегут машины в ряд...»).  Чтобы НОД проходили интересно и продуктивно, в гости приходит Светофорик, который знакомит с правилами дорожного движения, рассказывает о ситуациях на дорогах и вместе с детьми ищет выход из сложившихся ситуации, зебра приносит задания, помогающие закрепить знания и умения детей.

Нами разработан тематический план воспитательно-образовательной работы:( Приложение №3)

Теоретические знания подкрепляются продуктивной деятельностью (рисованием, аппликацией, ручным трудом, пространственным моделированием), а затем реализуются в самостоятельной деятельности и повседневной жизни за пределами ДОУ.

Большое внимание уделяется игровой деятельности, которая помимо дидактических игр включает в себя строительные, подвижные, сюжетно-ролевые и игры-фантазии. По окончании каждого специально организованной НОД дети попадают в предметно-развивающую среду группы, где могут применить полученные навыки в игровой деятельности: играх-тренингах, дидактических, подвижных и сюжетно-ролевых играх.

Для закрепления знаний используются экскурсии, целевые прогулки, наблюдения, беседы, чтение художественной литературы, организуются вечера досуга и инсценировки художественных произведений, разыгрывание дорожных ситуаций.

Совместно с родителями воспитанников проводятся выставки рисунков и конкурсы на изготовление дорожно-транспортных макетов

Важное значение имеет взаимодействие с родителями воспитанников. Пример родителей — один из основных факторов успешного воспитания у детей навыков безопасного поведения на улице. Одно неправильное действие родителей на глазах у ребенка или вместе с ним могут перечеркнуть все словесные предостережения. Поэтому с родителями проводится просветительская деятельность, разработан ряд мероприятий для родителей и совместных для родителей и детей.

Работа с родителями по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах включает следующие мероприятия:

– изготовление стендов с наглядной информацией;

–консультации;

– тематические родительские собрания;

– обучающие семинары с участием преподавателей МУКа;

– семейные конкурсы;

– анкетирование;

– совместная детско-родительская досуговая деятельность.

На третьем этапе нами был проведен повторный мониторинг уровня сформированности знаний правил дорожного движения и безопасного поведения на дорогах. Сравнивая полученные данные, мы увидели положительные тенденции. А именно низкий уровень усвоения программы уменьшился на 15%, а высокий увеличился на 14%. Наблюдения показали положительные изменения в отношении детей к безопасному поведению, пониманию как вести себя в отдельных потенциально опасных ситуациях на дороге.

Повторное анкетирование родителей показало, что изменилось отношение родителей к изучению правил дорожного движения в МБДОУ в положительную сторону. По их мнению проводимая работа с детьми на протяжении всего учебного года дало положительный результат как для детей, так и для самих родителей. Многие родители с большим вниманием стали относиться к выполнению правил дорожного движения, показывая своим поведением пример детям. Родители осознанно используют рекомендаций педагога по данной теме.

В результате проведенной работы:

  1. У детей сформировалась потребность в соблюдении правил дорожного движения и поведении на улице.
  2.  Были выявлены эффективные методы и приемы работы с детьми, которые мы планируем использовать в дальнейшем.
  3. Сложились доверительные отношения с родителями.
  1. созданы условия для организации деятельности ДОУ по охране и безопасности жизни детей;
  2. установление прочных связи с преподавателями МУК;
  3. разработка перспективного плана работы с детьми и родителями в рамках ознакомления с ПДД;

  Литература:

  1. Авдеева Н.Н., Князева Н.Л., Стеркина Р.Б. Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2002
  2. Все обо всем. Популярная энциклопедия для детей. В 15 томах. – М.: АСТ, 1995.
  3. Добрякова В.А. и др. Три сигнала светофора: Дидактические игры, сценарии вечеров досуга. М., 1989.
  4. Иванов А. Как неразлучные друзья улицу переходили. – М.: АСТ-ПРЕСС 1996.
  5. Леокум А. Детская энциклопедия «Скажи мне, почему?..» / авторизованный перевод Я. И А. Огуреевых. – М.: Мол. Гвардия. 1992.
  6. Осипова А.А. Диагностика и коррекция внимания: программа для детей 5—9 лет. М., 2001.
  7. Правила дорожного движения для детей дошкольного возраста /Сост. Н.А.Извекоа, А.Ф.Медведева, Л.Б.Полякова, А.Н.Федотова. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
  8. Правила дорожные знать каждому положено: Познавательные игры с дошкольниками и школьниками./ Авт.-сост. М.С.Коган. – Новосибирск: Сиб. Унив. Изд-во, 2008.
  9. Правила дорожного движения для детей дошкольного возраста./ Сост. Н.А. Извекова, А.Ф. Медведева и др. М., 2005.
  10. Сосунова Е.М., Форштат М.Л. Учись быть пешеходом. Учебное пособие по ПДД для учащихся начальной школы. В 2-х частях. – СПб.: ИД МиМ, 1997.
  11. Семенюк В.И., Владимиров Н.В. Работа с детьми по изучению правил дорожного движения. М., 1983.
  12. Скоролупова О.А. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Правила и безопасность дорожного движения». М., 2004.
  13. Слуцкер Т.М. Незнайка и светофор // Начальная школа. 2004 № 7.
  14. Шалаева Г.П. Азбука маленького пешехода. – М.: Филол. О-во СЛОВО, Эксмо, 2008.
  15. Энциклопедия – школьнику. /Сост. Г.П. Яковенко, Н.Г. Яковенко. – Киев: МПсканер                                                                                                        

                                                                                                                                     

                                                             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект: "Формирование у детей старшего дошкольного возраста основ безопасной жизнедеятельности в рамках ознакомления с правилами дорожного движения"

Цель: создание условий для усвоения и закрепления знаний и навыков безопасного осознанного поведения на улицах города у  детей старшего дошкольного возраста и их родителей.Задачи:1. Обобщить и ра...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ Тема: «Формирование у детей старшего дошкольного возраста основ безопасной жизнедеятельности в рамках ознакомления с правилами дорожного движения».

Проект посвящен актуальной проблеме — воспитанию у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на улицах города. Актуальность проекта связана еще и с тем, что у детей этого возраста отсут...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ Тема: «Формирование у детей старшего дошкольного возраста основ безопасной жизнедеятельности в рамках ознакомления с правилами дорожного движения»

КРАТКАЯ АННОТАЦИЯ ПРОЕКТА Участники проекта:дети старшего дошкольного возраста,родители воспитанников,воспитатели группы «Почемучки»,старший воспитатель,руководитель изостудии,музыкальный руковод...

Консультация для родителей на тему : «Формирование у детей старшего дошкольного возраста основ безопасной жизнедеятельности в рамках ознакомления с правилами дорожного движения»

Консультация для родителей на тему : «Формирование у детей старшего  дошкольного возраста основ безопасной  жизнедеятельности в рамках ознакомления  с правилами дорожного движения»...

Педагогический проект "Формирование у детей старшего дошкольного возраста основ безопасной жизнедеятельности в рамках ознакомления с правилами дорожного движения".

Цель проекта: создание условий для усвоения и закрепления знаний детей и их родителей навыков безопасного осознанного поведения на улицах города.Задачи:   обобщение и расширение знаний...

Проект «Формирование у детей старшего дошкольного возраста основ безопасной жизнедеятельности в рамках ознакомления с правилами дорожного движения»

Актуальность проекта состоит в том, что первое воспитательное учреждение, первый вне семейный институт, с которым вступают в контакт родители – это детский сад. Дальнейшее развитие ребёнка завис...