«Организация детского экспериментирования в домашних условиях».
консультация (средняя группа)

Воронцова Полина Александровна

В жизни каждого ребенка наступает пора, когда из него, словно горох из мешка, так и

сыплются бесконечные, порой сильно докучающие взрослым «почему», «отчего», «как»..

Некоторые родители спешат отделаться старыми как мир отговорками – «потому что» -

потому» или «вырастишь – узнаешь», не подозревая, какой вред наносят тем самым

ребенку, его природной любознательности.

Разумеется, невозможно объять необъятное и ответить на все сто тысяч «почему», да это и

не надо. Задача родителей – развивать любознательность ребят, увлечь их самим

процессом познания. В обыденной жизни дети часто сами экспериментируют с

различными веществами, стремясь узнать что-то новое. Они разбирают игрушки,

наблюдают за падающими в воду предметами (тонет - не тонет), пробуют языком в

сильный мороз металлические предметы и т.п. В старшем возрасте многие дети

задумываются о таких физических явлениях, как замерзание воды зимой, распространение

звука в воздухе и в воде, обращают внимание на различную окраску объектов

окружающей действительности. Но опасность такой «самодеятельности» заключается в

том, что дошкольник еще не знаком с законами смешения веществ, элементарными

правилами безопасности.

Несложные опыты и эксперименты можно организовать и дома. Для этого не требуется

больших усилий, только желание, немного фантазии и конечно, некоторые научные

знания. Заинтересованные в развитии своего ребенка родители могут организовать дома

небольшую лабораторию, где вместе с детьми будут проводить опыты. Ведь

экспериментирование - это, наряду с игрой - ведущая деятельность дошкольника. Затрат

на приобретение необходимого оборудования никаких.

Для этого необходимо соблюдать некоторые правила:

1 Установите цель эксперимента (для чего мы проводим опыт)

2 Подберите материалы (список всего необходимого для проведения опыта)

3 Обсудите процесс (поэтапные инструкции по проведению эксперимента)

4 Подведите итоги (точное описание ожидаемого результата)

5 Объясните почему? Доступными для ребёнка словами

ПОМНИТЕ! ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ЭКСПЕРИМЕНТА ГЛАВНОЕ - БЕЗОПАСНОСТЬ

ВАС И ВАШЕГО РЕБЁНКА.

Примеры экспериментов:

Может ли «кипеть» холодная вода?

Для проведения опыта вам понадобятся: плотный носовой платок, стакан воды, аптечная

резинка.

1 Намочим и выжмем носовой платок.

2 Нальём полный стакан холодной воды.

3 Накроем стакан платком и закрепим его на стакане аптечной резинкой.

4 Продавим пальцем середину платка так, чтобы он на 2-3 см погрузился в воду.

5 Переворачиваем стакан над раковиной вверх дном.

6 Одной рукой держим стакан, другой слегка ударим по его дну. Вода в стакане начинает

бурлить ("кипит").

Мокрый платок не пропускает воду. Когда мы ударяем по стакану, в нём образуется

вакуум, и воздух через носовой платок начинает поступать в воду, всасываемый

вакуумом. Вот эти-то пузырьки воздуха и создают впечатление, что вода "кипит".

Соломинка-пипетка

Для проведения опыта вам понадобятся: соломинка для коктейля, 2 стакана.

1 Поставим рядом 2 стакана: один - с водой, другой - пустой.

2 Опустим соломинку в воду.

3 Зажмём указательным пальцем соломинку сверху и перенесём к пустому стакану.

4 Снимем палец с соломинки - вода вытечет в пустой стакан. Проделав то же самое

несколько раз, мы сможем перенести всю воду из одного стакана в другой.

По такому же принципу работает пипетка, которая наверняка есть в вашей домашней

аптечке.

Соломинка-флейта

Для проведения опыта вам понадобятся: широкая соломинка для коктейля и ножницы.

1 Расплющим конец соломинки длиной около 15 мм и обрежем его края ножницами.

2 С другого конца соломинки прорезаем 3 небольших отверстия на одинаковом

расстоянии друг от друга.

Вот и получилась "флейта". Если легонько подуть в соломинку, слегка сжав её зубами,

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_pershina.docx21.74 КБ

Предварительный просмотр:


                                               
Консультация

                 для родителей на тему:

             

«Организация детского  экспериментирования

                           в домашних условиях».











































В жизни каждого ребенка наступает пора, когда из него, словно горох из мешка, так и

сыплются бесконечные, порой сильно докучающие взрослым «почему», «отчего», «как»..

Некоторые родители спешат отделаться старыми как мир отговорками – «потому что» -

потому» или «вырастишь – узнаешь», не подозревая, какой вред наносят тем самым

ребенку, его природной любознательности.

Разумеется, невозможно объять необъятное и ответить на все сто тысяч «почему», да это и

не надо. Задача родителей – развивать любознательность ребят, увлечь их самим

процессом познания. В обыденной жизни дети часто сами экспериментируют с

различными веществами, стремясь узнать что-то новое. Они разбирают игрушки,

наблюдают за падающими в воду предметами (тонет - не тонет), пробуют языком в

сильный мороз металлические предметы и т.п. В старшем возрасте многие дети

задумываются о таких физических явлениях, как замерзание воды зимой, распространение

звука в воздухе и в воде, обращают внимание на различную окраску объектов

окружающей действительности. Но опасность такой «самодеятельности» заключается в

том, что дошкольник еще не знаком с законами смешения веществ, элементарными

правилами безопасности.

Несложные опыты и эксперименты можно организовать и дома. Для этого не требуется

больших усилий, только желание, немного фантазии и конечно, некоторые научные

знания. Заинтересованные в развитии своего ребенка родители могут организовать дома

небольшую лабораторию, где вместе с детьми будут проводить опыты. Ведь

экспериментирование - это, наряду с игрой - ведущая деятельность дошкольника. Затрат

на приобретение необходимого оборудования никаких.

Для этого необходимо соблюдать некоторые правила:

1 Установите цель эксперимента (для чего мы проводим опыт)

2 Подберите материалы (список всего необходимого для проведения опыта)

3 Обсудите процесс (поэтапные инструкции по проведению эксперимента)

4 Подведите итоги (точное описание ожидаемого результата)

5 Объясните почему? Доступными для ребёнка словами

ПОМНИТЕ! ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ЭКСПЕРИМЕНТА ГЛАВНОЕ - БЕЗОПАСНОСТЬ

ВАС И ВАШЕГО РЕБЁНКА.

Примеры экспериментов:

Может ли «кипеть» холодная вода?

Для проведения опыта вам понадобятся: плотный носовой платок, стакан воды, аптечная

резинка.

1 Намочим и выжмем носовой платок.

2 Нальём полный стакан холодной воды.

3 Накроем стакан платком и закрепим его на стакане аптечной резинкой.

4 Продавим пальцем середину платка так, чтобы он на 2-3 см погрузился в воду.

5 Переворачиваем стакан над раковиной вверх дном.

6 Одной рукой держим стакан, другой слегка ударим по его дну. Вода в стакане начинает

бурлить ("кипит").

Мокрый платок не пропускает воду. Когда мы ударяем по стакану, в нём образуется

вакуум, и воздух через носовой платок начинает поступать в воду, всасываемый

вакуумом. Вот эти-то пузырьки воздуха и создают впечатление, что вода "кипит".

Соломинка-пипетка

Для проведения опыта вам понадобятся: соломинка для коктейля, 2 стакана.

1 Поставим рядом 2 стакана: один - с водой, другой - пустой.

2 Опустим соломинку в воду.

3 Зажмём указательным пальцем соломинку сверху и перенесём к пустому стакану.

4 Снимем палец с соломинки - вода вытечет в пустой стакан. Проделав то же самое

несколько раз, мы сможем перенести всю воду из одного стакана в другой.

По такому же принципу работает пипетка, которая наверняка есть в вашей домашней

аптечке.

Соломинка-флейта

Для проведения опыта вам понадобятся: широкая соломинка для коктейля и ножницы.

1 Расплющим конец соломинки длиной около 15 мм и обрежем его края ножницами.

2 С другого конца соломинки прорезаем 3 небольших отверстия на одинаковом

расстоянии друг от друга.

Вот и получилась "флейта". Если легонько подуть в соломинку, слегка сжав её зубами,

"флейта" начнёт звучать. Если закрывать пальцами то одно, то другое отверстие "флейты",

звук будет меняться. А теперь попробуем подобрать какую-нибудь мелодию.

Соломинка-рапира

Для проведения опыта вам понадобятся: сырая картофелина и 2 тонкие соломинки для

коктейля.

1 Положим картошку на стол. Зажмём соломинку в кулаке и резким движением

попытаемся воткнуть соломинку в картофелину. Соломинка согнётся, но картошку не

проткнёт.

2 Возьмём вторую соломинку. Закроем отверстие вверху большим пальцем.

3 Резко опустим соломинку. Она легко войдёт в картошку и проткнёт её.

Воздух, который мы зажали большим пальцем внутри соломинки, делает её упругой и не

позволяет ей перегибаться, поэтому она легко протыкает картофелину.

Птичка в клетке

Для проведения опыта вам понадобятся: кусок плотного картона, циркуль, ножницы,

цветные карандаши или фломастеры, толстые нитки, иголка и линейка.

1 Вырезаем из картона круг любого диаметра.

2 Иголкой прокалываем на круге по две дырки.

3 Сквозь дырки с каждой стороны протащим по нитке длиной примерно 50 см.

4 На лицевой стороне круга нарисуем клетку для птиц, а на оборотной - маленькую

птичку.

5 Вращаем картонный круг, держа его за концы нитей. Нитки закрутятся. Теперь потянем

их концы в разные стороны. Нитки будут раскручиваться и вращать круг в обратную

сторону. Кажется, что птичка сидит в клетке. Создаётся эффект мультипликации,

вращение круга становится невидимым, а птичка "оказывается" в клетке.

Могучее дыхание

Для проведения опыта вам понадобятся: одёжная вешалка, крепкие нитки, книга.

1 Привяжем книгу с помощью ниток к одёжной вешалке.

2 Повесим вешалку на бельевую верёвку.

3 Встанем около книги на расстоянии приблизительно 30 см. Изо всех сил подуем на

книгу. Она слегка отклонится от первоначального положения.

4 Теперь подуем на книгу ещё раз, но легонько. Как только книга чуть-чуть отклонится,

подуем ей вслед. И так несколько раз.

Оказывается, такими повторяющимися лёгкими дуновениями можно сдвинуть книгу

гораздо дальше, чем один раз сильно подув на неё.

Интересные эксперименты можно организовать с растениями. Весной старайтесь

привлечь детей к высаживанию овощей, цветов. Советуем приготовить альбом для

рисования, цветные карандаши или фломастеры, чтобы ребенок мог делать зарисовки

опытов и наблюдений.

При этом желательно не неволить маленького исследователя, если у него, например, на

сегодня другие планы. Предоставьте ему право выбора. Но ваше присутствие во время

исследовательской деятельности ребенка совершенно необходимо: оно должно

предостерегать ребенка от промахов и связанных с ними неудач, а в ряде случаев уберечь

от возможных неприятностей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Организация детского экспериментирования в домашних условиях»

Несложные опыты и эксперименты можно организовать и дома. Для этого не требуется больших усилий, только желание, немного фантазии и конечно, некоторые научные знания....

Рекомендации для родителей по организации двигательной активности детей на открытом воздухе и в домашних условиях.

Предложенные игры не требуют  дорогостоящих спортивных комплексов и специального оборудования. Вы можете проводить игры на отдыхе, на природе и во время...

Советы родителям по организации музыкально-развивающей среды в домашних условиях

информация поможет родителям подобрать  игрушки для музыкально-сенсорного развития малышей....

Консультация для родителей. Тема: совместные виды продуктивной деятельности взрослого и ребёнка с учётом его возрастных особенностей(организация деятельности в домашних условиях).

КОНСУЛЬТАЦИЯ  «Совместные виды продуктивной деятельности взрослого и ребёнка с учетом его возрастных особенностей»  Организация деят...

Организация и проведение подвижных и спортивных игр в домашних условиях

Буклет для родителей о проведении подв.и спортивных игр дома....

Материал в помощь родителям для организации в домашних условиях игр по развитию у детей старшего дошкольного возраста с ТНР любознательности и интереса к познанию нового

Уважаемые родители, представленные игры помогут вам, в совместной игре развивать у ребенка любознательность, интерес к познанию нового, внимание, ориентировку в пространстве, на листе бумаги,  сч...