Русский народный костюм
проект (старшая группа)
Нам, россиянам, русского костюма
Историю полезно будет знать!
Костюм о людях призовет подумать,
О быте, нравах может рассказать.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_kostyum.docx | 665.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №88 г. Пенза «Светлячок»
Проектная деятельность
«Русский народный костюм»
в старшей группе 4
Выполнили:
Ларченкова Н.В
Девликамова З.Н
г. Пенза, 2022 г
Актуальность проекта:
Развитие патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста посредством ознакомления с русским народным костюмом.
Проблема воспитания у детей любви к Родине была актуальной всегда, и особую значимость она приобрела и в настоящее время. Идея воспитания патриотизма приобретает все большое значение. Родина. Отечество. В корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, родители, те, кто дает жизнь новому существу. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка. Если обратиться к словарному определению «патриотизм» - преданность и любовь к Отечеству, к своему народу (Ожегов). Чувство патриотизма так многообразно по своему содержанию, что не может быть определено несколькими словами. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение неразрывно со всем окружающим, и желание сохранять, приумножать богатства своей страны. В настоящее время повышается интерес к русской народной культуре. Традиционный русский костюм - важная часть традиционной культуры. У русской национальной одежды многовековая история. Народный костюм является частью духовного богатства своего народа, его культуры. Из поколения в поколение передавались традиции его изготовления.
Национальная одежда - это своеобразная книга, научившись читать которую, можно много узнать о традициях, обычаях и истории своего народа. Изучение русского народного костюма способствует воспитанию уважения к истории и традициям России. Приобщение к народному искусству незаменимо для эстетического и нравственного воспитания, развития уважения к труду, наследству своих предков.
Проблема:
- недостаточные знания детей о том, как одевались наши предки, о истории русского костюма;
Ожидаемый результат:
Воспитанники получат больше информации об историческом прошлом русского народа, научатся ценить русский народный костюм как необходимый элемент национального декоративно-прикладного творчества.
Дети получат навыки украшения декоративными орнаментами предметов одежды.
Развитие творческой активности детей.
Родители - заинтересованные участники проекта, будут ориентированы на развитие у ребёнка потребности к расширению творческой деятельности детей через совместную проектную деятельность, получат возможность прикоснуться к истокам народной мудрости и к истории русского народного семейного воспитания детей.
Вид проекта: исследовательско-творческий, краткосрочный.
Продолжительность проекта: с 14 апреля по 26 апреля 2022г.
Участники проекта: воспитатели, дети старшей группы, родители воспитанников.
Сфера использования проекта: «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие, все образовательные области.
Формы работы: игровая, познавательно-исследовательская, продуктивная.
Продукт проектной деятельности: Расширить у детей знания и представления о русском национальном костюме. Рисование русских народных костюмов, создание альбома «Русский народный костюм». Инсценировка сказки «Сарафан в гостях у рубахи».
Цель проекта:
-формирование представлений у детей о русском народном костюме посредством познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности.
Задачи проекта:
1.Образовательные: - создать условия для восприятия сведений о русском народном костюме -обогатить и активизировать словарный запас детей; -привлечь внимание родителей и детей к изучению и сбору материала о деталях русского народного костюма -способствовать воспитанию патриотических чувств, чувства гордости за русский народ посредством восприятия русских народных сказок, рассматривания иллюстраций к русским народным сказкам, ситуативных разговоров, продуктивной деятельности
2. Развивающие: -развивать коммуникативные навыки; - развивать познавательный интерес; -развивать мышление, творческое воображение.
3. Воспитательные: -воспитывать интерес к русской народной культуре посредством драматизации сказки «Сарафан в гостях у Рубахи» - воспитывать нравственные качества.
Этапы реализации проекта.
1 этап «Подготовительный»
-Обозначение, определение цели, задач актуальности проекта.
-Подбор методической, познавательной, художественной литературы, иллюстрационного материала по данной теме.
-Подбор материала для игровой деятельности.
-Подбор необходимых материалов для творческой и продуктивной деятельности.
2 этап «Организационный»
1. Оформление информационного стенда для родителей
- подбор художественной литературы в книжном уголке;
- подбор иллюстраций, фотоматериалов, раскрасок;
- Проведение консультации с родителями «Русский народный костюм».
3. Основной этап:
Дата | Мероприятие |
14.04. |
|
15.04. | Беседа: « Какую одежду носили в старину» Чтение и инсценировка сказки «Сарафан в гостях у рубахи» П/И «Мой платочек голубой» |
18.04. | Рисование «Кокошник» Чтение русских народных сказок «Царевна лягушка», «Морозко», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Гуси – лебеди», рассматривание иллюстраций.
|
19.04. | Аппликация «Сапоги для Ивана-Царевича» Чтение поговорок и пословиц о Родине: продолжать учить осмысливанию значения пословиц и поговорок, составлять по ним рассказы отражающие основную мысль. |
20.04. |
|
21.04. | Заучивание стихотворений, отгадывания загадок.
|
22.04. | Чтение стихов потешек. Работа с раскрасками. Подвижная игра «Горелки» |
25.04. | Рисование «Укрась платок» Рассматривание картинок на тему «Народный костюм» Дидактическая игра «Найди отличия» |
26.04. | Лепка «Укрась кокошник» Чтение Сказки Пушкина А.С. «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» Подвижная игра «Ручеек» |
На основном этапе проекта дети
Заучивали потешки, прибаутки, заклички. Рассматривал иллюстрации о русском быте. Провели беседу на тему «Русский народный костюм». НОД по ознакомлению с окружающим «Русский народный костюм», по рисованию «Украсим сарафан», «Кокошник», по аппликации «Украсим сарафан» и т.д. Играли в подвижные игры «Ручеек», «Мой платочек голубой», «Горелки» и др. Читали и инсценировали сказку : «Сарафан в гостях у рубахи».
На третьем заключительном этапе проекта подвели итоги своей работы.
В группе организовали выставку совместных работ детей и родителей. Оформили альбом «Русский народный костюм». Изготовили дидактическую игру «Найди пару, русский костюм».
Список использованных источников
1. Гаврилушкина О. П. Социализация и развитие знаково-символической
деятельности дошкольников, отстающих в развитии” (Сб. докл. Межресп.
научно-практ. конф.) Минск, 1997,с. 24-32.
2. Грибовская А. А Детям о народном искусстве. – М. : Просвещение, 2006.
3. Грибовская А. А. Обучение дошкольников декоративному рисованию,
лепке, аппликации. Конспекты занятий. – М. : Издательство Скрипторий
2003, 2011.
4. Захарова М. А., Костина Е. В. Проектная деятельность в детском саду:
родители и дети. – М. : Школьная пресса, 2010. – 64 с. : ил. – («Дошкольное
воспитание и обучение – приложение к журналу «Воспитание школьников»;
Вып. 226.) (Серия «Мастер-класс педагогов ДОУ»).
5. Занимаемся искусством с дошкольниками. Методическое пособие/ По
ред. К. В. Тарасовой. – М. : ТЦ Сфера, 2011.
6. Знакомство с народным изобразительно-прикладным искусством в ДОУ:
Сценарии интегрированных занятий в подготовительных к школе группах/
Авт. -сост. А. Н. Чусовская. – М. : АРКТИ, 2011.
7. Соломенникова О. А. Радость творчества. Ознакомление детей 5-7 лет с
народным искусством. – 2-е изд., испр. И доп. – М. : Мозаика-Синтез, 2008.
8. Тихонова, О. Обучение декоративно-орнаментальной деятельности на
основе ознакомления с семантикой народного орнамента // Дошкольное
воспитание, 2004.-№3, с. 34-3.
Консультация для родителей
Русский народный костюм
Нам, россиянам, русского костюма
Историю полезно будет знать!
Костюм о людях призовет подумать,
О быте, нравах может рассказать.
Одной из важнейших задач, стоящих перед нашим обществом в настоящее
время, является его духовное, нравственное возрождение, которое
невозможно осуществить, не осваивая культурно-исторический опыт народа,
создаваемый веками, громадным количеством поколений.
Археология, письменные источники, в которых упоминаются различные
виды одежды, описания путешественников все это дает нам сведения об
истории русского народного костюма. Национальная одежда – это
своеобразная книга, научившись читать которую, можно много узнать о
традициях, обычаях и истории своего народа. В русской народной одежде
нашли отражения душа народа и его представление о прекрасном.
Колдовская сила русского народного костюма так велика, что однажды
заглянув в эту сокровищницу и осознав её связи с обычаями, обрядами, с
древнейшими истоками русской культуры, когда магическое значение вещей,
изображений превратилось в эстетическое, уже не можешь оторваться от неё.
Чем пристальнее изучаешь русский народный костюм как произведение
искусства, тем больше находишь в нем ценностей, и он становится образной
летописью жизни наших предков, которая языком цвета, формы, орнамента
раскрывает нам многие сокровенные тайны и законы красоты народного
искусства. Поэтому и не умирает народный костюм. Он превратился в звено,
которое связывает художественное прошлое нашего народа с его настоящим
и будущим.
Слава и низкий поклон безымянным русским женщинам прошлых времен,
которые из поколения в поколение, из века в век создавали, шлифовали и
несли в будущее неповторимую красоту, свое искусство, название которому
– русский народный костюм.
Какую же одежду в старину носили женщины России? Где они могли достать
шелка заморские, да парчу золототканую, ведь большая часть их тогда жила
в сельской местности и занималась нелегким крестьянским трудом? К
сожалению, у наших женщин выбор был невелик: шерсть, лен да хлопок –
шей, не ленись. Но из этих тканей они создавали такую немыслимую
красоту, равной которой нет в мире и по сей день.
Русский народный костюм – это свидетельство прочной связи с культурой
далёких предков. Костюм несёт информацию о людях ушедшей эпохи, об их
быте, мировоззрении, эстетике. Лучшие традиции русского костюма
продолжают жить и сегодня. Цвет, узор, силуэт, сарафанов, рубах, понёв,
кафтанов вдохновляют современных художников – модельеров,
способствуют развитию творческих способностей в создании собственных
моделей костюмов и их элементов. Мы видим как выразительны русские
костюмы в народном фольклоре, в художественной самодеятельности, в
театральных постановках и т.д.
В нашем обществе постепенно начинает возникать гармония между
материальным и духовным миром людей нашей страны, но в то же время
создается некоторая опасность излишней стандартизации вкусов, которая
больше всего может сказаться в нивелировке облика современника. Избежать
этого и может помочь народный костюм, знакомство с его историей.
Нет живописней все ж, отметить надо,
Национально русского наряда!
ИНСЦЕНИРОВКА СКАЗКИ «САРАФАН И РУБАХА»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Русский народный костюм
Русский народный костюм...
Конспект комплексного занятия во второй младшей группе «Русский народный костюм и элементы интерьера русской избы»
Тема: «Русский народный костюм и элементы интерьера русской избы».Ознакомление с художественным словом.Заучивание потешки «Сорока-ворона».Лепка.Зёрнышки для воронёнка....
Русский народный костюм и элементы интерьера русской избы
Тема: «Русский народный костюм и элементы интерьера русской избы».Ознакомление с художественным словом.Заучивание потешки «Сорока-ворона».Лепка.Зёрнышки для воронёнка.Программное содержание:Используя ...
Презентация проекта «Приобщение дошкольников к русской народной культуре посредством ознакомления с русским народным костюмом»
Проект основан на интерактивных методах работы, которые предполагают взаимодействие с музейным пространством....
Конспект экскурсии в мини - музей "Русская горница" по теме: "Русский народный костюм - хранитель истории"
Приобщение детей дошкольного возраста к национальным традициям, воспитание уважения к народному костюму, развитие интереса к народной культуре....
БЕСЕДА в подготовительной группе о красоте русского народного костюма: «Одежда русской деревни»
: Показать детям красоту русского народного костюма, отражение русских традиций в его исполнении; привить интерес к русской крестьянской культуре, к ее особенностям; обнаружить влияние обычаев, традиц...
Конспект экскурсии в мини - музей «Русская горница» по теме: «Русский народный костюм – хранитель истории»
Приобщение детей дошкольного возраста к национальным традициям,воспитание уважения к народному костюму,развитие интереса к народной культуре....