Русский народный костюм
проект (старшая группа)

Девликамова Зульфия Надыровна

Нам, россиянам, русского костюма

Историю полезно будет знать!

Костюм о людях призовет подумать,

О быте, нравах может рассказать.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_kostyum.docx665.81 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад   №88 г. Пенза «Светлячок»  

Проектная деятельность

«Русский народный костюм»

в старшей группе 4

https://i.pinimg.com/originals/66/5d/2f/665d2f820d499085f418da4f1966dec0.jpg

Выполнили:

Ларченкова Н.В

Девликамова З.Н

г. Пенза, 2022 г

Актуальность проекта:

Развитие патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста посредством ознакомления с русским народным костюмом.

Проблема воспитания у детей любви к Родине была актуальной всегда, и особую значимость она приобрела и в настоящее время. Идея воспитания патриотизма приобретает все большое значение. Родина. Отечество. В корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, родители, те, кто дает жизнь новому существу. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка. Если обратиться к словарному определению «патриотизм» - преданность и любовь к Отечеству, к своему народу (Ожегов). Чувство патриотизма так многообразно по своему содержанию, что не может быть определено несколькими словами. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение неразрывно со всем окружающим, и желание сохранять, приумножать богатства своей страны. В настоящее время повышается интерес к русской народной культуре. Традиционный русский костюм - важная часть традиционной культуры. У русской национальной одежды многовековая история. Народный костюм является частью духовного богатства своего народа, его культуры. Из поколения в поколение передавались традиции его изготовления.

Национальная одежда - это своеобразная книга, научившись читать которую, можно много узнать о традициях, обычаях и истории своего народа. Изучение русского народного костюма способствует воспитанию уважения к истории и традициям России. Приобщение к народному искусству незаменимо для эстетического и нравственного воспитания, развития уважения к труду, наследству своих предков.

Проблема:

- недостаточные знания детей о том, как одевались наши предки, о истории русского костюма;

Ожидаемый результат:

Воспитанники получат больше информации об историческом прошлом русского народа, научатся ценить русский народный костюм как необходимый элемент национального декоративно-прикладного творчества.
Дети получат навыки украшения декоративными орнаментами предметов одежды.

Развитие творческой активности детей.
Родители - заинтересованные участники проекта, будут ориентированы на развитие у ребёнка потребности к расширению творческой деятельности детей через совместную проектную деятельность, получат возможность прикоснуться к истокам народной мудрости и к истории русского народного семейного воспитания детей.

Вид проекта: исследовательско-творческий, краткосрочный.

Продолжительность проекта: с 14 апреля по 26 апреля 2022г.

Участники проекта: воспитатели, дети старшей группы, родители воспитанников.

Сфера использования проекта: «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие, все образовательные области.

Формы работы: игровая, познавательно-исследовательская, продуктивная.

Продукт проектной деятельности: Расширить у детей знания и представления о русском национальном костюме. Рисование русских народных костюмов, создание альбома «Русский народный костюм». Инсценировка сказки «Сарафан в гостях у рубахи».

Цель проекта:

-формирование представлений у детей о русском народном костюме посредством познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности.

Задачи проекта:

1.Образовательные: - создать условия для восприятия сведений о русском народном костюме -обогатить и активизировать словарный запас детей; -привлечь внимание родителей и детей к изучению и сбору материала о деталях русского народного костюма -способствовать воспитанию патриотических чувств, чувства гордости за русский народ посредством восприятия русских народных сказок, рассматривания иллюстраций к русским народным сказкам, ситуативных разговоров, продуктивной деятельности

 2. Развивающие: -развивать коммуникативные навыки; - развивать познавательный интерес; -развивать мышление, творческое воображение.

 3. Воспитательные: -воспитывать интерес к русской народной культуре посредством драматизации сказки «Сарафан в гостях у Рубахи» - воспитывать нравственные качества.

Этапы реализации проекта.

1 этап «Подготовительный»

-Обозначение, определение цели, задач актуальности проекта.

-Подбор методической, познавательной, художественной литературы, иллюстрационного материала по данной теме.

 -Подбор материала для игровой деятельности.

 -Подбор необходимых материалов для творческой и продуктивной деятельности.

2 этап «Организационный»

1. Оформление информационного стенда для родителей

- подбор художественной литературы в книжном уголке;

- подбор иллюстраций, фотоматериалов, раскрасок;

-  Проведение консультации с родителями «Русский народный костюм».

3. Основной этап:

Дата

Мероприятие

14.04.

  • НОД по ознакомлению с окружающим «Русский народный костюм»,
  • Декоративное рисование «Роспись сарафана»
  • Дидактическая игра «Собери картинку»

15.04.

Беседа: « Какую одежду носили в старину»

Чтение и инсценировка сказки «Сарафан в гостях у рубахи»

П/И  «Мой платочек голубой»

18.04.

Рисование «Кокошник»

Чтение русских народных сказок «Царевна лягушка», «Морозко», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Гуси – лебеди», рассматривание иллюстраций.

  • Д/и «Собери узор»

19.04.

Аппликация «Сапоги для Ивана-Царевича»

Чтение  поговорок и пословиц о Родине: продолжать учить осмысливанию значения пословиц и поговорок, составлять по ним рассказы отражающие основную мысль.

20.04.

  • Беседа «Быт в старину»
  • Игра «Подбери рифму»
  • П/И «Ручеек»

21.04.

Заучивание стихотворений, отгадывания загадок.

  1. Декоративное рисование  «Роспись рубахи»
  2. Дидактическая игра «Одень куклу»

22.04.

Чтение стихов потешек.

Работа с раскрасками.

Подвижная игра «Горелки»

25.04.

Рисование «Укрась платок»

Рассматривание картинок на тему «Народный костюм»

Дидактическая игра «Найди отличия»

26.04.

Лепка «Укрась кокошник»

Чтение Сказки Пушкина А.С. «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»

Подвижная игра «Ручеек»

На  основном этапе проекта дети

Заучивали потешки, прибаутки, заклички. Рассматривал иллюстрации о русском быте. Провели беседу на тему «Русский народный костюм». НОД по ознакомлению с окружающим «Русский народный костюм», по рисованию «Украсим сарафан», «Кокошник», по аппликации «Украсим сарафан» и т.д. Играли в подвижные игры «Ручеек», «Мой платочек голубой», «Горелки» и др. Читали и инсценировали сказку : «Сарафан в гостях у рубахи».

На третьем заключительном этапе проекта подвели итоги своей работы.

В группе организовали выставку совместных работ детей и родителей. Оформили альбом «Русский народный костюм». Изготовили дидактическую игру «Найди пару, русский костюм».

Список использованных источников

1. Гаврилушкина О. П. Социализация и развитие знаково-символической

деятельности дошкольников, отстающих в развитии” (Сб. докл. Межресп.

научно-практ. конф.) Минск, 1997,с. 24-32.

2. Грибовская А. А Детям о народном искусстве. – М. : Просвещение, 2006.

3. Грибовская А. А. Обучение дошкольников декоративному рисованию,

лепке, аппликации. Конспекты занятий. – М. : Издательство Скрипторий

2003, 2011.

4. Захарова М. А., Костина Е. В. Проектная деятельность в детском саду:

родители и дети. – М. : Школьная пресса, 2010. – 64 с. : ил. – («Дошкольное

воспитание и обучение – приложение к журналу «Воспитание школьников»;

Вып. 226.) (Серия «Мастер-класс педагогов ДОУ»).

5. Занимаемся искусством с дошкольниками. Методическое пособие/ По

ред. К. В. Тарасовой. – М. : ТЦ Сфера, 2011.

6. Знакомство с народным изобразительно-прикладным искусством в ДОУ:

Сценарии интегрированных занятий в подготовительных к школе группах/

Авт. -сост. А. Н. Чусовская. – М. : АРКТИ, 2011.

7. Соломенникова О. А. Радость творчества. Ознакомление детей 5-7 лет с

народным искусством. – 2-е изд., испр. И доп. – М. : Мозаика-Синтез, 2008.

8. Тихонова, О. Обучение декоративно-орнаментальной деятельности на

основе ознакомления с семантикой народного орнамента // Дошкольное

воспитание, 2004.-№3, с. 34-3.

Консультация для родителей

Русский народный костюм

Нам, россиянам, русского костюма

Историю полезно будет знать!

Костюм о людях призовет подумать,

О быте, нравах может рассказать.

Одной из важнейших задач, стоящих перед нашим обществом в настоящее

время, является его духовное, нравственное возрождение, которое

невозможно осуществить, не осваивая культурно-исторический опыт народа,

создаваемый веками, громадным количеством поколений.

Археология, письменные источники, в которых упоминаются различные

виды одежды, описания путешественников все это дает нам сведения об

истории русского народного костюма. Национальная одежда – это

своеобразная книга, научившись читать которую, можно много узнать о

традициях, обычаях и истории своего народа. В русской народной одежде

нашли отражения душа народа и его представление о прекрасном.

Колдовская сила русского народного костюма так велика, что однажды

заглянув в эту сокровищницу и осознав её связи с обычаями, обрядами, с

древнейшими истоками русской культуры, когда магическое значение вещей,

изображений превратилось в эстетическое, уже не можешь оторваться от неё.

Чем пристальнее изучаешь русский народный костюм как произведение

искусства, тем больше находишь в нем ценностей, и он становится образной

летописью жизни наших предков, которая языком цвета, формы, орнамента

раскрывает нам многие сокровенные тайны и законы красоты народного

искусства. Поэтому и не умирает народный костюм. Он превратился в звено,

которое связывает художественное прошлое нашего народа с его настоящим

и будущим.

Слава и низкий поклон безымянным русским женщинам прошлых времен,

которые из поколения в поколение, из века в век создавали, шлифовали и

несли в будущее неповторимую красоту, свое искусство, название которому

– русский народный костюм.

Какую же одежду в старину носили женщины России? Где они могли достать

шелка заморские, да парчу золототканую, ведь большая часть их тогда жила

в сельской местности и занималась нелегким крестьянским трудом? К

сожалению, у наших женщин выбор был невелик: шерсть, лен да хлопок –

шей, не ленись. Но из этих тканей они создавали такую немыслимую

красоту, равной которой нет в мире и по сей день.

Русский народный костюм – это свидетельство прочной связи с культурой

далёких предков. Костюм несёт информацию о людях ушедшей эпохи, об их

быте, мировоззрении, эстетике. Лучшие традиции русского костюма

продолжают жить и сегодня. Цвет, узор, силуэт, сарафанов, рубах, понёв,

кафтанов вдохновляют современных художников – модельеров,

способствуют развитию творческих способностей в создании собственных

моделей костюмов и их элементов. Мы видим как выразительны русские

костюмы в народном фольклоре, в художественной самодеятельности, в

театральных постановках и т.д.

В нашем обществе постепенно начинает возникать гармония между

материальным и духовным миром людей нашей страны, но в то же время

создается некоторая опасность излишней стандартизации вкусов, которая

больше всего может сказаться в нивелировке облика современника. Избежать

этого и может помочь народный костюм, знакомство с его историей.

Нет живописней все ж, отметить надо,

Национально русского наряда!

ИНСЦЕНИРОВКА СКАЗКИ «САРАФАН И РУБАХА»

     C:\Users\User\Desktop\фото\9.jpgC:\Users\User\Desktop\фото\10.jpg

C:\Users\User\Desktop\фото\11.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Русский народный костюм

Русский народный костюм...

Конспект комплексного занятия во второй младшей группе «Русский народный костюм и элементы интерьера русской избы»

Тема: «Русский народный костюм и элементы интерьера русской избы».Ознакомление с художественным словом.Заучивание потешки «Сорока-ворона».Лепка.Зёрнышки для воронёнка....

Русский народный костюм и элементы интерьера русской избы

Тема: «Русский народный костюм и элементы интерьера русской избы».Ознакомление с художественным словом.Заучивание потешки «Сорока-ворона».Лепка.Зёрнышки для воронёнка.Программное содержание:Используя ...

Презентация проекта «Приобщение дошкольников к русской народной культуре посредством ознакомления с русским народным костюмом»

Проект  основан на интерактивных методах работы, которые предполагают взаимодействие с музейным пространством....

Конспект экскурсии в мини - музей "Русская горница" по теме: "Русский народный костюм - хранитель истории"

Приобщение детей дошкольного возраста к национальным традициям, воспитание уважения к народному костюму, развитие интереса к народной культуре....

БЕСЕДА в подготовительной группе о красоте русского народного костюма: «Одежда русской деревни»

: Показать детям красоту русского народного костюма, отражение русских традиций в его исполнении; привить интерес к русской крестьянской культуре, к ее особенностям; обнаружить влияние обычаев, традиц...

Конспект экскурсии в мини - музей «Русская горница» по теме: «Русский народный костюм – хранитель истории»

Приобщение детей дошкольного возраста к национальным традициям,воспитание уважения к народному костюму,развитие интереса к народной культуре....