Сравнительный анализ речевого взаимодействия дошкольников с ОНР и нормальным речевым развитием в совместной продуктивной деятельности
презентация
Сравнительный анализ речевого взаимодействия дошкольников с ОНР и нормальным речевым развитием в совместной продуктивной деятельности
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель исследования - выявление своеобразие речевого взаимодействия у старших дошкольников с ОНР III уровня в процессе совместной продуктивной деятельности в сравнении с их нормально развивающимися сверстниками и предоставить рекомендации по его формированию. Объект исследования – речевое взаимодействие старших дошкольников с нормальным речевым развитием и ОНР III уровня в процессе совместной продуктивной деятельности. Предмет исследования – сравнительный анализ речевого взаимодействия детей с ОНР III уровня и их нормально развивающихся сверстников в процессе совместной продуктивной деятельности
Гипотеза исследования: 1) речевое взаимодействие у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня отличаться качественным своеобразием в сравнении с их нормально развивающимися сверстниками; 2) причина недоразвития речевого взаимодействия у старших дошкольников с ОНР III уровня связана не только с имеющимся речевым дефектом, но и обусловлена проблемами в становлении у них предметно – практического взаимодействием друг с другом.
1. Проанализировать научную литературу по теме работы. 2. В процессе сравнительного экспериментального исследования выявить своеобразие речевого взаимодействия у старших дошкольников с ОНР III уровня в процессе совместной продуктивной деятельности в сравнении с их нормально развивающимися сверстниками. 3. Разработать рекомендации по проведению логопедической работы по развитию речевого взаимодействия у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня. Задачи исследования
Характеристика испытуемых : 20 воспитанников старшей и подготовительной групп (10 с заключением ПМПК «ОНР III уровня» (без каких-либо иных проблем в развитии) и 10 детей с нормальным развитием). Задание: совместное конструирование (в паре) домика для динозавра по графическому образцу из деталей детского настольного деревянного конструктора Организация и методика констатирующего эксперимента
Критерии для анализа результатов: Речевое взаимодействие : - наличие у испытуемых потребности в речевом взаимодействии, - наличие высказываний по распределению совместной деятельности между участниками, ее планирования, - сопровождение деятельности речью: диалогическое взаимодействие, в ходе которого партнер высказывает свое мнение, используя элементарную аргументацию, или инструктирует сверстника, контролирует деятельность и т.д. - наличие и характеристика «А Я-диалога», монодиалога, интерактивного диалога. Совместная деятельность : - наличие у испытуемых потребности в совместной деятельности, - тип совместной деятельности (коактивный или интерактивный).
Наличие у испытуемых потребности в общении со сверстником Потребность в общении наличие потребности в общении со сверстником отсутствие потребности в общении со сверстником испытуемые с нормальным речевым развитием (10 детей) 10 0 испытуемые с ОНР (10 детей) 0 10
Тип взаимодействия между испытуемыми
Типы диалогов в совместной деятельности
Основные задачи по развитию речевого взаимодействия у дошкольников с ОНР выделение сверстника как предмета общения, формирование у детей потребности во взаимодействии с ним, развитие умений взаимодействовать с другими детьми в процессе совместной деятельности, формирование экспрессивно-мимических и предметно-действенные средств общения, развитие речевых средств общения.
основные принципы работы над интерактивным диалогом (О.П. Гаврилушкина) создание оптимальных условий для мотивации речи и потребности в ней; адресованность речи; стимуляция и поддержка речевой инициативы (активности) каждого ребенка; осуществление целенаправленного отбора содержания для обсуждения, основу которого составляет эмоциональный, бытовой, игровой, познавательный и межличностный опыт детей; использование различных коммуникативных средств: образно-жестовых, мимических, вербальных, интонационных. организация занятий по подгруппам (4-7 человек): для обеспечения «речевой плотности» занятия, проведения индивидуальной работы, для сохранения коммуникативных ситуаций.
основные этапы работы над интерактивным диалогом (О.П. Гаврилушкина) 1 - развитие коммуникативных потребностей ребенка, его речевой активности (развернутость высказывания и т.д.). Важной особенностью работы на данном этапе является специфическое отношение взрослого к речи детей: педагог не исправляет ребенка, не просит правильно повторить сказанное во избежание снижения речевой активности; 2 – создание речевой среды, которую образуют высказывания, построенные по принципу синтаксической синонимии, т. е. используются предложения-синонимы – высказывания, одинаковые по смыслу, но выраженные разными словами. Для выражения одного содержания используются различные синтаксические модели – структуры.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД по познавательно-речевому развитию с элементами продуктивной деятельности "Жизнь птиц зимой"
Развивать познавательный интерес удетей любовь к родной природе, вспомнить название зимующих птиц; учить добрате,заботливому отношению к птицам....
" Развитие навыков сотрудничества в совместной продуктивной деятельности детей". Средняя группа.
Делимся опытом о проделанной работе....
Познавательно-речевое развитие в совместной образовательной деятельности с детьми раннего возраста "Загадки кота Мурлыки"
Данная деятельность способствует познавательному и речевому развитию детей раннего возраста, помогает обобщить знания детей о русских народных сказках....
Совместная продуктивная деятельность как средство развития детей младшего дошкольного возраста
Консультация для воспитателей...
"Речевое направление развития детей посредством продуктивной деятельности"
Поиск приемов повышения качества речевого развития детей. Воспитание звуковой культуры речи. Значение рисования, лепки, аппликации и конструирования, иначе говоря, продуктивной деятельности для всесто...
Результаты работы по теме саморазвития «Развитие речевого творчества детей через использование нетрадиционных техник рисования в художественно продуктивной деятельности (классический сторителлинг):
Результаты работы по теме саморазвития «Развитие речевого творчества детей через использование нетрадиционных техник рисования в художественно продуктивной деятельности (классический сторителлин...
Сравнительный анализ физической подготовленности дошкольников за период с 2021-2023 г
Сравнительный анализ физической подготовленности дошкольников за период с 2021-2023 г...