"Консультация на тему: Психолого-педагогическая поддержка семьи в контексте реализации ФГОС ДО"
консультация

Консультация на тему:
Психолого-педагогическая поддержка семьи в контексте реализации ФГОС ДО

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Психолого-педагогическая поддержка семьи в контексте реализации ФГОС ДО

Слайд 2

Совет Министерства образования и науки Российской Федерации по федеральным государственным образовательным стандартам утвердил федеральный государственный стандарт дошкольного образования.

Слайд 3

В соответствии с новым законом «Об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование впервые стало самостоятельным уровнем общего образования. « С одной стороны, это признание значимости дошкольного образования в развитии ребенка, с другой – повышение требований к дошкольному образованию, в том числе через принятие федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования ". Анастасия Зырянова

Слайд 4

А.А. Асмолов «… в соответствии с принятой разработчиками идеологией дошкольное детство рассматривается в ценностной системе координат культуры достоинства, а не только культуры полезности. В этой системе координат ребёнка ценят, а не оценивают, детство является самоценным этапом, а не только подготовкой к школе; образование выступает как институт социализации и индивидуализации и не сводится к сфере услуг.

Слайд 5

А.А. Асмолов В основу стандарта была положена культурно-историческая методология развивающихся систем, согласно которой критерием прогресса различных систем является рост вариативности входящих в эти системы элементов. В контексте этой методологии образование выступает как ключевой механизм поддержки разнообразия систем. Отсюда ключевой принцип стандарта – поддержка разнообразия ребёнка и, соответственно, переход от диагностики отбора к диагностике развития.

Слайд 6

А.А. Асмолов Центральная психодидактическая технология стандарта – это развивающее взаимодействие ребёнка со взрослыми и со сверстниками, а не только одностороннее воздействие на ребёнка. Разработанный стандарт не допускает переноса учебно-дисциплинарной модели образования на жизнь ребёнка дошкольного возраста. Дошкольный ребёнок – человек играющий, поэтому в стандарте закреплено, что обучение входит в жизнь ребёнка через ворота детской игры ".

Слайд 7

ФГОС ДО отражает согласованные социально-культурные, общественно-государственные ожидания относительно уровня ДО, которые являются ориентирами для учредителей дошкольных Организаций, специалистов системы образования, семей воспитанников и широкой общественности

Слайд 8

Среди задач, поставленных в Стандарте - обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

Слайд 9

Среди психолого-педагогических условий реализации Стандарта: «поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность».

Слайд 10

Вопросы для обсуждения: Какие изменения произошли в мире детства? Какие изменения произошли в современной семье?

Слайд 11

ИНФОРМАЦИОННАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ- УМЕНИЕ ПОЛЬЗОВАТЬСЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНОЙ ПРОДУКЦИЕЙ + ДЕТИ ПРОХОДЯТ ЕСТЕСТВЕННУЮ СОЦИАЛИЗАЦИЮ В ВИРТУАЛЬНОМ МИРЕ ( КОМП. ИГРЫ, ОСОБАЯ СИСТЕМА ОБЩЕНИЯ МАЛО НАМИ ИЗУЧЕННАЯ) ПРОБЛЕМА, СВЯЗАННАЯ С УТРАТОЙ ЧУВСТВА НЕОБРАТИМОСТИ КОНЦА. ТЕРЯЕТСЯ БОГАСТВО, СВЯЗАННОЕ С НЕВЕРБАЛЬНОЙ СФЕРОЙ ОБЩЕНИЯ ( ЭМПАТИЯ, ОСНОВЫ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОПЕРЕЖИВАНИЯ, ОВЛАДЕНИЕ СИСТЕМНО-НРАВСТЕННЫМИ НОРМАМИ)

Слайд 12

ИЗМЕНИЛОСЬ ОТНОШЕНИЕ К ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ УЧРЕЖДЕНИЯМ . НЕОБХОДИМО ЗАВОЕВАТЬ СТАТУС БОЛЬШАЯ ДЕЗОРИЕНТАЦИЯ У РОДИТЕЛЕЙ - В СЕМЬЯХ НЕ ЗНАЮТ КАК ЗАДАТЬ НУЖНЫЕ ЦЕННОСТИ, ИЗМЕНЕНИЕ ФОРМЫ СЕМЬИ ИЗМЕНЕНИЕ МОДЕЛЕЙ ЖИЗНЕННОГО УСПЕХА - У КАЖДОГО ЭТА МОДЕЛЬ СВОЯ. Для кого-то это самореализация и самовыражение, а для кого-то успех может быть связан с другой системой ценностей. Эти модели нами мало изучены. В основном мы изучаем ценности, ценностное сознание. ИЗМЕНЕНИЕ ОТНОШЕНИЯ К ЦЕННОСТИ СЕМЬИ.

Слайд 13

ВАЖНО! детство меняется, ребенок меняется, его психологические особенности меняются, семья- меняется и трансформируется И ЭТО НЕОБХОДИМО УЧИТЫВАТЬ!

Слайд 14

Дошкольные образовательные учреждения оказывают поддержку семье с опорой на принципы: 1) уважения личности ребенка; 2) личностно-развивающего и гуманистического характера взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей), педагогических и иных работников Организации) и детей; 3) понимания детства как периода жизни значимого самого по себе, без всяких условий; значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот период есть период подготовки к следующему периоду; 4) учета специфических для детей данной возрастной группы видов деятельности при реализации программы поддержки .

Слайд 15

Условия оказания психолого-педагогической поддержки семье: установление партнерских отношений с семьями воспитанников, объединение усилий для развития и воспитания детей, создание атмосферы общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки и взаимопроникновения в проблемы друг друга; активизация и обогащение воспитательных знаний и умений родителей, поддержание их уверенности в собственных педагогических возможностях . обогащение житейских представлений родителей о развитии ребенка научными знаниями в доступной форме.

Слайд 16

Направления и формы оказания поддержки. 1. Профилактика. Проведение комплекса мероприятий с участием семьи, направленных на предупреждение возможных нарушений психосоматического и психического здоровья детей. 2. Просвещение . Ознакомление родителей с возрастными особенностями детей и условиями, обеспечивающими полноценное развитие и воспитание. 3. Консультирование. Оказание помощи родителям в ходе специально организованной беседы, направленной на осознание сути проблемы и способов ее решения. 4. Диагностика. Изучение семей воспитанников (медико-социально-педагогическое анкетирование родителей) с целью выявления проблем и трудностей современной семьи, максимального использования ее воспитательного потенциала, использования позитивного опыта семейного воспитания.

Слайд 17

В свете современных требований ФГОС ДО на первый план выходят активные формы взаимодействия с семьей Интерактивное детско-родительское собрание Тематический тренинг Квест-игра День семьи Семейный проекты Дискуссионный клуб Детско-родительский клуб Спортивные, интеллектуальные, творческие события для всей семьи

Слайд 18

Характеристика детско-родительских отношений как содержательная сторона поддержки семьи характер эмоциональной связи : со стороны родителя – эмоциональное принятие ребенка (родительская любовь), со стороны ребенка - привязанность и эмоциональное отношение к родителю. Особенностью детско-родительских отношений ,по сравнению с другими видами межличностных отношений является их высокая значимость для обеих сторон; удовлетворение потребностей ребенка, забота и внимание к нему родителя (витальные, социальные, познавательные) (адекватный уровень протекции, чрезмерный, недостаточный) ;

Слайд 19

стиль общения и взаимодействия с ребенком, особенности проявления родительского лидерства (демократический, авторитарный, либерально-попустительский, хаотичный ); социальный контроль: требования и запреты, их содержание и количество; способ контроля (тотальный, систематический, ситуативный, попустительство) ; санкции (поощрения и наказания); Характеристика детско-родительских отношений как направления оказания поддержки семьи

Слайд 20

Литература rg.ru› ФГОС дошкольного образования Во что играют наши дети? Игры и игрушки в зеркале психологии./ Смирнова Е.О., - М., 2009 Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? М., 1993. Гиппенрейтер Ю.Б. Продолжаем общаться с ребенком. Так? М., 2008. Глушко Т. Как пережить развод? СПб., 2002. Захарова Е.И., Филиппова Г.Г., Печникова Е.Ю. Новая книга о беременности и не только… М., 2002. Карабанова О.А. Психология семьи и основы семейного консультирования. М., 2007 Корчак Я. Как любить детей. М., 1990. Кэмпбелл Р. Как на самом деле любить детей. М., 1992. Марковская И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. С.-Пб., 2002. Родители и дети: Психология взаимоотношений/ Под ред. Савиной Е.А., Смирновой Е.О. М., 2003. Смирнова Е.О. Ползунки и ходунки. Три первых года жизни., М., 2009. Родители и дети: Психология взаимоотношений/ Под ред. Савиной Е.А., Смирновой Е.О. М., 2003. Сатир В. Как строить себя и свою семью. М., 1992.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Инновационные формы работы с семьей в контексте реализации ФГОС ДО».

Доклад на тему: «Инновационные  формы работы с семьей в контексте реализации ФГОС ДО»....

"Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в условиях реализации ФГОС дошкольного образования"

В системе дошкольного образования произошли большие изменения. С 1 сентября 2013 года вступил в силу новый закон "Об образовании в Российской  Федерации", в котором впервые дошкольное образование...

Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в рамках реализации ФГОС

 Важное место в образовательном процессе занимают психическое здоровье воспитанников, индивидуализация образовательных маршрутов, создание психологически безопасной и комфортной образовате...

Психолого-педагогическое сопровождение дошкольного образования в условиях реализации ФГОС ДО

Психолого-педагогическое сопровождение это целостная, системно организованная деятельность, в процессе которой создаются социально-психологические и педагогические условия для успешного обучения и раз...

Тренинг «Повышение психолого-педагогической компетенции педагогов ДОУ в условиях реализации ФГОС дошкольного образования»

Цель: способствовать повышению уровня психолого-педагогической компетенции педагогов ДОУ в условиях реализации ФГОС и в соответствии с требованиями Профессионального стандарта «Педагог».За...

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

    Психолого-педагогическое сопровождение сегодня является не просто суммой разнообразных методов коррекционно-развивающей работы с детьми, но выступает как комплексная технолог...