Собственная методическая разработка "Сенсорное развитие детей раннего дошкольного возраста"
методическая разработка (младшая группа)
Данная методическая разработка о сенсорном развитии детей раннего дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sensornoe_vospitanie_detey_rannego_doshkolnogo_vozrasta.docx | 18.43 КБ |
Предварительный просмотр:
«Сенсорное воспитание детей раннего дошкольного возраста»
Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном возрасте трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.
Выдающиеся зарубежные учёные в области дошкольной педагогики (Ф.Фребель, М.Монтессори, О.Декроли), а также известные представители отечественной дошкольной педагогики и психологии (Е.И.Тихеева, А.В.Запорожец, А.П.Усова, Н.П.Сакулина и др.) справедливо считали, что сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания.
Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребёнка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо и для успешного обручения ребёнка в детском саду, в школе, и для многих видов труда.
С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания - запоминания, мышление, воображение - строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Поэтому нормальное умственное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие.
Большое значение в сенсорном воспитании имеет формирование у детей представлений о сенсорных эталонах – общепринятых образах внешних свойств предметов. Речь идет о воспитании сенсорной культуры детей в области восприятия формы, величины и цвете. Именно они имеют определяющее значение для формирования зрительных представлений о предметах и явлениях действительности. Правильное восприятие форм, величины, цвета необходимо для усвоения многих учебных предметов, от него зависит и формирование способностей ко многим видам творческой деятельности. В каждом возрасте перед сенсорным воспитанием стоят свои задачи, формируется определенное звено сенсорной культуры.
Таким образом, значение сенсорного развития ребёнка для его будущей жизни выдвигает перед теорией и практикой дошкольного восприятия задачу разработки и использования наиболее эффективных средств и методов сенсорного воспитания в детском саду. Главное направление сенсорного воспитания должно состоять в вооружении ребёнка сенсорной культурой (данное понятие вошло в дошкольную педагогику благодаря работам М. Монтессори). Сенсорная культура ребёнка результат усвоения им сенсорной культуры, созданной человечеством (общепринятые представления о цвете, форме и других свойствах вещей).
Планомерность обучения детей – один из важнейших принципов решения комплекса воспитательно-образовательной работы в ДОУ. Только при правильном планировании процесса обучения можно успешно реализовать программу всестороннего развития личности ребенка.
При планировании занятий по ознакомлению с величиной, формой, цветом предметов учитывают возраст детей, уровень их развития.
Занятия по сенсорному воспитанию рекомендуется проводить с детьми в возрасте от 9 месяцев и старше. Число занимающихся зависит от возраста и степени обученности.
Занятия по сенсорному развитию в раннем возрасте должны планироваться не менее 2 раз в неделю. Кроме того, на протяжении всей недели организуются дидактические игры и упражнения по сенсорному развитию. Умения, которые дети приобретают. Закрепляются на занятиях по формированию математических представлений, развитию речи, ознакомлению с окружающим миром, изобразительной деятельностью, физическому развитию.
Тематическое планирование материала согласуется со временем года, с сезонными явлениями, с программой ознакомления с окружающим..
Важным фактором в планировании занятий по ознакомлению детей с цветом, формой, величиной предметов является принцип последовательности, предусматривающий постепенное усложнение заданий. Это усложнение идет от элементарных заданий на группировку однородных предметов по различным сенсорным качествам, к соотнесению разнородных предметов по величине, форме, цвету и далее к учету этих признаков и свойств в изобразительной и элементарной продуктивной деятельности.
Принципом последовательности обуславливается и ознакомление детей вначале с вполне осязаемыми сенсорными свойствами – величиной и формой предметов, которые можно обследовать путем ощупывания, а уж потом с такими сенсорными свойствами, как цвет, ориентировка на который возможна только в плане зрительного восприятия.
Важным принципом организации процесса обучения является систематичность. На этапе раннего детства усвоение знаний, равно как и формирование умений, должно проходить систематически. Ввиду того что большой интервал между занятиями нежелателен. Возникает необходимость закрепления у детей полученных знаний, умений в самостоятельной деятельности и частично на занятиях, направленных на овладение детьми действиями с предметами, на занятиях по изобразительной деятельности и др.
Особого внимания требует вопрос о повторности занятий: период раннего детства характеризуется необычно быстрыми темпами развития, и к каждому возрастному микропериоду необходимо подходить дифференцированно. Занятие на повторение не должно быть полностью идентичным основному занятию. Простая повторность одних и тех же заданий может привести к механическому, ситуативному запоминанию, а не к поступательному развитию умственной активности на занятиях.
Учитывая специфику работы с детьми до 1 г. 6 мес. – 1 г. 8 мес., рекомендуется двух- трехразовое повторение одних и тех же занятий. С более старшими ребятами каждое занятие проводится 1 раз. Повторное предъявление одних и тех же задач предусматривается на новом материале. Это обеспечивает умственную активность детей на занятиях.
Изменение методов обучения от занятия к занятию происходит в плане использования более или менее развернутой инструкции. На начальных этапах обучения подробно развернутая инструкция используется воспитателем довольно часто. Так, при группировке предметов по величине ребенку предлагают:
посмотри внимательно на предмет, который дал воспитатель;
посмотри на два предмета, положенные в разные стороны (воспитателем): вначале на один, потом на другой;
снова посмотри на свой предмет;
найди глазами, где у воспитателя лежит такой же;
покажи его воспитателю;
положи свой предмет рядом с образцом.
При индивидуальном пояснении, если ребенок в принципе понял задание, некоторые перечисленные звенья развернутой инструкции могут быть опущены и инструкция может выглядеть следующим образом:
посмотри внимательно на свою игрушку;
теперь посмотри, какие у меня игрушки;
где у меня такая же игрушка, как твоя;
положи свою игрушку вместе с такой же моей.
По мере усвоения материала на занятиях инструкция постепенно может оказаться совсем свернутой:
возьми предмет;
посмотри на мои игрушки;
положи свою игрушку вместе с такой же моей.
Особый такт дожжен проявиться при планировании занятий индивидуальной работы с детьми. Важно помнить, чтобы эта работа не превратилась в дополнительные занятия. Педагог должен лишь заинтересовать и вызвать у малыша желание поиграть с дидактическим материалом.
Существенным фактором в планировании и методике проведения занятий по сенсорному воспитанию является взаимосвязь обучения на занятиях с закреплением знаний и умений в повседневно жизни: на прогулке, во время самостоятельной деятельности и т.д.
В конце года с целью изучения эффективности внедренных занятий была проведена контрольная диагностика по тем же критериям, из которой стало видно, что уровень знаний детей повысился и соответствует требованиям программы «Крохи». Из этого можно сделать вывод, что предлагаемые мной игры создали условия для восприятия внешних признаков предметов. Играя, ребёнок учился различным приёмам зрительного, слухового и осязательного обследования, помогающим различать и выделять качества предметов, сравнивать их по этим качествам и обозначать соответствующим словом. Я считаю, что наибольший эффект для сенсорного воспитания даёт продуктивная деятельность. Поэтому в своей работе стараюсь чаще давать возможность детям лепить, рисовать, конструировать. В процессе каждого вида деятельности ставятся конкретные задачи. Чтобы выполнить эти задачи, требуются не только исполнительские умения и навыки, но и умения предварительно рассмотреть тот предмет, который должен быть воплощён в рисунке и конструкции и т.д. Необходимо научить детей обследовать предметы. Обследование – основной метод сенсорного восприятия детей.
Сенсорная культура ребёнка, уровень развития его ощущений и восприятий являются важной предпосылкой успешной познавательной деятельности. Сенсорная культура имеет большое значение и для эстетического воспитания (понимания произведений изобразительного и музык Таким образом, можно сказать, что сенсорное развитие – одна из значимых задач целостного педагогического процесса в системе ДОУ. Сенсорное развитие лежит в основе умственного, физического, эстетического развития ребенка. Цель его состоит в формировании сенсорных эталонов и способностей, позволяющих маленькому человеку всесторонне воспринимать окружающий мир.
В дошкольном возрасте ребенок усваивает общественно выработанные представления о чувственных свойствах – сенсорные эталоны цвета, формы, величины и т.д. этому способствуют различные виды деятельности дошкольника (прежде всего продуктивные). С усвоением сенсорных эталонов связано развитие действий восприятия, которые способствуют целенаправленному и планомерному обследованию предметов.
Сенсорное развитие составляет одну из главных линий умственного развития в дошкольном возрасте.
Список литературы
1. Авенсова В.Н. Обучение самых маленьких в детском саду. М., 1968 г.
2. Венгер Л.А. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошольников. – М., Просвещение, 1987 г.
3. Венгер Л.А., Мухина В. Психология. – М., Просвещение, 1988 г.
4. Венгер Л.А., Пилюгина Э.Г., Венгер Н.Б. Воспитание сенсорной культуры ребнека. М. Просвещение, 1988.
5. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет: Кн. для воспитателя дет. сада / Л.А. Венгер, Э.Г. Пилюгина, Н.Б. Венгер; Под ред. Л.А. Венгера. – М.: Просвещение, 1988 г.
6. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду / В.И. Логинова, Т.И. Бабаева, Н.А. Ноткина и др. – СПб,: Детство-пресс, 2007 г.
7. Концепция дошкольного воспитания.
8. Кроха: программа воспитания и развития детей раннего возраста / Г.Г. Григорьева, Н.П. Кочетова, Д.В. Сергеева и др. - М., 2007 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект как форма планирования образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста по познавательному развитию "Сенсорное развитие детей раннего дошкольного возраста"
Система, направленная на восприятие окружающего мира, называется сенсорной (чувствующей), а формированию полноценного восприятия окружающего мира служит сенсорное воспитание....
Методическая разработка «Сенсорное развитие детей раннего дошкольного возраста»
Методическая разработка. Тема: «Сенсорное развитие детей раннего дошкольного возраста»....
Обзор методической литературы для детей раннего дошкольного возраста.
Методическая литература...
Педагогический проект для детей раннего возраста “Художественно – эстетическое развитие детей раннего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционного вида рисования пальчиками и ладошками «Волшебные ручки”
Цель проекта:Формирование у детей раннего дошкольного возраста интереса к изобразительной деятельности, развитие художественно-творческих способностей....
методическая разработка представляет собой сборник из пяти педагогических проектов по познавательному и творческому развитию детей раннего дошкольного возраста.
Реализация проектной деятельности подразумевает применение в работе интеграции образовательного процесса, что позволяет всесторонне развивать ребенка и воспитывать одновременно гармоничную, любознател...
Методическая разработка для педагогов ДОУ "Познавательно - речевое развитие детей раннего дошкольного возраста посредством нетрадиционных материалов «Камешки «Марблс»"
Методическая разработка для педагогов ДОУ для работы с детьми раннего возраста по познавательно - речевому развитию детей раннего дошкольного возраста посредством нетрадиционных мате...
Методический сборник «Русские народные сказки как средство развития детей раннего дошкольного возраста». Из опыта работы
ПредисловиеРанний возраст является важным периодом для развития речи ребенка. В ходе своего развития речь детей тесно связана с характером их деятельности и общения. В настоящее время наблюдается повы...