Собственная методическая разработка "Сенсорное развитие детей раннего дошкольного возраста"
методическая разработка (младшая группа)
Данная методическая разработка о сенсорном развитии детей раннего дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sensornoe_vospitanie_detey_rannego_doshkolnogo_vozrasta.docx | 18.43 КБ |
Предварительный просмотр:
«Сенсорное воспитание детей раннего дошкольного возраста»
Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном возрасте трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.
Выдающиеся зарубежные учёные в области дошкольной педагогики (Ф.Фребель, М.Монтессори, О.Декроли), а также известные представители отечественной дошкольной педагогики и психологии (Е.И.Тихеева, А.В.Запорожец, А.П.Усова, Н.П.Сакулина и др.) справедливо считали, что сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания.
Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребёнка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо и для успешного обручения ребёнка в детском саду, в школе, и для многих видов труда.
С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания - запоминания, мышление, воображение - строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Поэтому нормальное умственное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие.
Большое значение в сенсорном воспитании имеет формирование у детей представлений о сенсорных эталонах – общепринятых образах внешних свойств предметов. Речь идет о воспитании сенсорной культуры детей в области восприятия формы, величины и цвете. Именно они имеют определяющее значение для формирования зрительных представлений о предметах и явлениях действительности. Правильное восприятие форм, величины, цвета необходимо для усвоения многих учебных предметов, от него зависит и формирование способностей ко многим видам творческой деятельности. В каждом возрасте перед сенсорным воспитанием стоят свои задачи, формируется определенное звено сенсорной культуры.
Таким образом, значение сенсорного развития ребёнка для его будущей жизни выдвигает перед теорией и практикой дошкольного восприятия задачу разработки и использования наиболее эффективных средств и методов сенсорного воспитания в детском саду. Главное направление сенсорного воспитания должно состоять в вооружении ребёнка сенсорной культурой (данное понятие вошло в дошкольную педагогику благодаря работам М. Монтессори). Сенсорная культура ребёнка результат усвоения им сенсорной культуры, созданной человечеством (общепринятые представления о цвете, форме и других свойствах вещей).
Планомерность обучения детей – один из важнейших принципов решения комплекса воспитательно-образовательной работы в ДОУ. Только при правильном планировании процесса обучения можно успешно реализовать программу всестороннего развития личности ребенка.
При планировании занятий по ознакомлению с величиной, формой, цветом предметов учитывают возраст детей, уровень их развития.
Занятия по сенсорному воспитанию рекомендуется проводить с детьми в возрасте от 9 месяцев и старше. Число занимающихся зависит от возраста и степени обученности.
Занятия по сенсорному развитию в раннем возрасте должны планироваться не менее 2 раз в неделю. Кроме того, на протяжении всей недели организуются дидактические игры и упражнения по сенсорному развитию. Умения, которые дети приобретают. Закрепляются на занятиях по формированию математических представлений, развитию речи, ознакомлению с окружающим миром, изобразительной деятельностью, физическому развитию.
Тематическое планирование материала согласуется со временем года, с сезонными явлениями, с программой ознакомления с окружающим..
Важным фактором в планировании занятий по ознакомлению детей с цветом, формой, величиной предметов является принцип последовательности, предусматривающий постепенное усложнение заданий. Это усложнение идет от элементарных заданий на группировку однородных предметов по различным сенсорным качествам, к соотнесению разнородных предметов по величине, форме, цвету и далее к учету этих признаков и свойств в изобразительной и элементарной продуктивной деятельности.
Принципом последовательности обуславливается и ознакомление детей вначале с вполне осязаемыми сенсорными свойствами – величиной и формой предметов, которые можно обследовать путем ощупывания, а уж потом с такими сенсорными свойствами, как цвет, ориентировка на который возможна только в плане зрительного восприятия.
Важным принципом организации процесса обучения является систематичность. На этапе раннего детства усвоение знаний, равно как и формирование умений, должно проходить систематически. Ввиду того что большой интервал между занятиями нежелателен. Возникает необходимость закрепления у детей полученных знаний, умений в самостоятельной деятельности и частично на занятиях, направленных на овладение детьми действиями с предметами, на занятиях по изобразительной деятельности и др.
Особого внимания требует вопрос о повторности занятий: период раннего детства характеризуется необычно быстрыми темпами развития, и к каждому возрастному микропериоду необходимо подходить дифференцированно. Занятие на повторение не должно быть полностью идентичным основному занятию. Простая повторность одних и тех же заданий может привести к механическому, ситуативному запоминанию, а не к поступательному развитию умственной активности на занятиях.
Учитывая специфику работы с детьми до 1 г. 6 мес. – 1 г. 8 мес., рекомендуется двух- трехразовое повторение одних и тех же занятий. С более старшими ребятами каждое занятие проводится 1 раз. Повторное предъявление одних и тех же задач предусматривается на новом материале. Это обеспечивает умственную активность детей на занятиях.
Изменение методов обучения от занятия к занятию происходит в плане использования более или менее развернутой инструкции. На начальных этапах обучения подробно развернутая инструкция используется воспитателем довольно часто. Так, при группировке предметов по величине ребенку предлагают:
посмотри внимательно на предмет, который дал воспитатель;
посмотри на два предмета, положенные в разные стороны (воспитателем): вначале на один, потом на другой;
снова посмотри на свой предмет;
найди глазами, где у воспитателя лежит такой же;
покажи его воспитателю;
положи свой предмет рядом с образцом.
При индивидуальном пояснении, если ребенок в принципе понял задание, некоторые перечисленные звенья развернутой инструкции могут быть опущены и инструкция может выглядеть следующим образом:
посмотри внимательно на свою игрушку;
теперь посмотри, какие у меня игрушки;
где у меня такая же игрушка, как твоя;
положи свою игрушку вместе с такой же моей.
По мере усвоения материала на занятиях инструкция постепенно может оказаться совсем свернутой:
возьми предмет;
посмотри на мои игрушки;
положи свою игрушку вместе с такой же моей.
Особый такт дожжен проявиться при планировании занятий индивидуальной работы с детьми. Важно помнить, чтобы эта работа не превратилась в дополнительные занятия. Педагог должен лишь заинтересовать и вызвать у малыша желание поиграть с дидактическим материалом.
Существенным фактором в планировании и методике проведения занятий по сенсорному воспитанию является взаимосвязь обучения на занятиях с закреплением знаний и умений в повседневно жизни: на прогулке, во время самостоятельной деятельности и т.д.
В конце года с целью изучения эффективности внедренных занятий была проведена контрольная диагностика по тем же критериям, из которой стало видно, что уровень знаний детей повысился и соответствует требованиям программы «Крохи». Из этого можно сделать вывод, что предлагаемые мной игры создали условия для восприятия внешних признаков предметов. Играя, ребёнок учился различным приёмам зрительного, слухового и осязательного обследования, помогающим различать и выделять качества предметов, сравнивать их по этим качествам и обозначать соответствующим словом. Я считаю, что наибольший эффект для сенсорного воспитания даёт продуктивная деятельность. Поэтому в своей работе стараюсь чаще давать возможность детям лепить, рисовать, конструировать. В процессе каждого вида деятельности ставятся конкретные задачи. Чтобы выполнить эти задачи, требуются не только исполнительские умения и навыки, но и умения предварительно рассмотреть тот предмет, который должен быть воплощён в рисунке и конструкции и т.д. Необходимо научить детей обследовать предметы. Обследование – основной метод сенсорного восприятия детей.
Сенсорная культура ребёнка, уровень развития его ощущений и восприятий являются важной предпосылкой успешной познавательной деятельности. Сенсорная культура имеет большое значение и для эстетического воспитания (понимания произведений изобразительного и музык Таким образом, можно сказать, что сенсорное развитие – одна из значимых задач целостного педагогического процесса в системе ДОУ. Сенсорное развитие лежит в основе умственного, физического, эстетического развития ребенка. Цель его состоит в формировании сенсорных эталонов и способностей, позволяющих маленькому человеку всесторонне воспринимать окружающий мир.
В дошкольном возрасте ребенок усваивает общественно выработанные представления о чувственных свойствах – сенсорные эталоны цвета, формы, величины и т.д. этому способствуют различные виды деятельности дошкольника (прежде всего продуктивные). С усвоением сенсорных эталонов связано развитие действий восприятия, которые способствуют целенаправленному и планомерному обследованию предметов.
Сенсорное развитие составляет одну из главных линий умственного развития в дошкольном возрасте.
Список литературы
1. Авенсова В.Н. Обучение самых маленьких в детском саду. М., 1968 г.
2. Венгер Л.А. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошольников. – М., Просвещение, 1987 г.
3. Венгер Л.А., Мухина В. Психология. – М., Просвещение, 1988 г.
4. Венгер Л.А., Пилюгина Э.Г., Венгер Н.Б. Воспитание сенсорной культуры ребнека. М. Просвещение, 1988.
5. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет: Кн. для воспитателя дет. сада / Л.А. Венгер, Э.Г. Пилюгина, Н.Б. Венгер; Под ред. Л.А. Венгера. – М.: Просвещение, 1988 г.
6. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду / В.И. Логинова, Т.И. Бабаева, Н.А. Ноткина и др. – СПб,: Детство-пресс, 2007 г.
7. Концепция дошкольного воспитания.
8. Кроха: программа воспитания и развития детей раннего возраста / Г.Г. Григорьева, Н.П. Кочетова, Д.В. Сергеева и др. - М., 2007 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект как форма планирования образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста по познавательному развитию "Сенсорное развитие детей раннего дошкольного возраста"
Система, направленная на восприятие окружающего мира, называется сенсорной (чувствующей), а формированию полноценного восприятия окружающего мира служит сенсорное воспитание....
Методическая разработка «Сенсорное развитие детей раннего дошкольного возраста»
Методическая разработка. Тема: «Сенсорное развитие детей раннего дошкольного возраста»....
Обзор методической литературы для детей раннего дошкольного возраста.
Методическая литература...
Педагогический проект для детей раннего возраста “Художественно – эстетическое развитие детей раннего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционного вида рисования пальчиками и ладошками «Волшебные ручки”
Цель проекта:Формирование у детей раннего дошкольного возраста интереса к изобразительной деятельности, развитие художественно-творческих способностей....
методическая разработка представляет собой сборник из пяти педагогических проектов по познавательному и творческому развитию детей раннего дошкольного возраста.
Реализация проектной деятельности подразумевает применение в работе интеграции образовательного процесса, что позволяет всесторонне развивать ребенка и воспитывать одновременно гармоничную, любознател...
Методическая разработка для педагогов ДОУ "Познавательно - речевое развитие детей раннего дошкольного возраста посредством нетрадиционных материалов «Камешки «Марблс»"
Методическая разработка для педагогов ДОУ для работы с детьми раннего возраста по познавательно - речевому развитию детей раннего дошкольного возраста посредством нетрадиционных мате...
Методическая разработка: «Развлечение детей раннего дошкольного возраста с участием родителей»
Развлечение для детей с участием родителей«В гости к солнышку идём»....