Рисование "Гжельская роспись"
план-конспект занятия (старшая группа)
Конспект ООД по художественно-эстетическому развитию (рисование)
«Гжелькая роспись» старшая группа
Цель: познакомить с русской народной росписью Гжель, с ее характерными особенностями и техникой гжельских мастеров.
Задачи:
Образовательная:
познакомить детей с искусством гжельской росписи в сине - голубой гамме; формировать умение передавать элементы росписи.
Развивающая: развивать умение выделять ее специфику: цветовой строй, ритм и характер элементов.
Воспитательная: воспитывать интерес к народному декоративному искусству; вызывать положительный эмоциональный отклик на прекрасное.
Материалы: изделия гжельских мастеров (презентация), гуашь синяя и белая; кисти мягкие; штампы круглые (большие и маленькие); альбомные листы с заготовкой в виде тарелочки размером А4 (на каждого ребенка), банка с водой, салфетка, ножницы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
risovanie.docx | 18.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект ООД по художественно-эстетическому развитию (рисование)
«Гжелькая роспись» старшая группа
Цель: познакомить с русской народной росписью Гжель, с ее характерными особенностями и техникой гжельских мастеров.
Задачи:
Образовательная:
познакомить детей с искусством гжельской росписи в сине - голубой гамме; формировать умение передавать элементы росписи.
Развивающая: развивать умение выделять ее специфику: цветовой строй, ритм и характер элементов.
Воспитательная: воспитывать интерес к народному декоративному искусству; вызывать положительный эмоциональный отклик на прекрасное.
Материалы: изделия гжельских мастеров (презентация), гуашь синяя и белая; кисти мягкие; штампы круглые (большие и маленькие); альбомные листы с заготовкой в виде тарелочки размером А4 (на каждого ребенка), банка с водой, салфетка, ножницы.
Ход НОД:
Встурительная часть:
Доброе утро, ребята. Послушайте, пожалуйста, стихотворение:
Наш любимый край - Россия,
Где в озерах синева,
Где березки молодые
Нарядились в кружева.
Небо синее в России.
Реки синие в России.
Васильки и незабудки
Не растут нигде красивей.
Как называется наша родина? (Россия).
Основная часть:
Славится наша Родина своими мастерами. Издавна русский народ передает свою любовь к Родине, ее величию и красоте в своем мастерстве. Не зря говорят в народе:
“С мастерством люди не родятся,
но добытым мастерством гордятся”.
Сегодня мы отправляемся в гости к мастерам Гжельской росписи. В 60 километрах от Москвы на берегу реки Гжелки стоит село Гжель. Но расскажу я вам не сказку, а быль. Что такое «быль»? Быль - это то, что было в действительности, происходило на самом деле.
«Давным-давно это было. В некотором царстве, в российском государстве, недалеко от Москвы, средь дремучих лесов стояла деревушка Гжель.
Вот Гжель - старинное село, на берегу реки стоит оно,
А речку - Гжелкою все называют,
и глину белую здесь люди добывают.
Жили там смелые и умные, добрые и работящие люди. Издавна делали они посуду из белой глины. Даже название деревни связано было со словом «жечь», ведь изделия из глины обязательно подвергали обжигу в печи при высокой температуре. И вот собрались они однажды и стали думать, как бы им лучше мастерство свое показать, всех людей порадовать да свой край прославить.
Думали-думали и придумали. Решили лепить посуду такую, какой свет не видывал.
Стал каждый мастер своё умение показывать. Один слепил чайник: носик в виде головки петушка, а на крышке – курочка красуется.
Другой мастер посмотрел, подивился, но чайник лепить не стал. Увидел он на улице козлика, да и вылепил его.
Третий мастер подивился красоте такой, а сам ещё лучше придумал. Слепил он сахарницу в виде рыбки сказочной. Улыбается рыбка, хвостом помахивает, плавничками потряхивает. Дивная получилась сахарница.
Стали дальше думу - думать. Как бы украсить такую затейливую посуду? Разошлись по домам. Идут дорогой и смотрят. А вокруг сказочная красота, разливается синь-синева: высокое синее небо с белыми облаками, вдалеке синий лес виднеется, синяя гладь рек и озер, а над ними белый туман стелется.
Вот и задумали они перенести эту синеву на белый фарфор. И всё, что кисть рисует, становится синим и голубым. И цветы, и люди, и птицы, и трава.
Полюбилась нарядная посуда людям, и стали называть ее ласково «Нежно-голубое чудо - сказочная гжель».
На весь мир прославили гжельские мастера свой любимый край, всем поведали, какие умелые мастера живут на Руси.
И по сей день жив старинный городок Гжель. Трудятся в нем внуки и правнуки знаменитых мастеров, продолжают славную традицию, лепят и расписывают удивительную гжельскую посуду.
А в речку Гжелку окунулись небесные просторы,
и в этой синеве рождаются узоры!
То «капельки», то «сеточки», то «дуги», «завитки»…
Как будто волны синие у Гжелочки - реки.
Воспитатель показывает детям простейшие элементы из которых состоит гжельская роспись, спрашивает детей, как по их мнению тот или иной элемент можно нарисовать ( дидактическая картинка изображающая элементы гжельской росписи).
А какие элементы росписи использует художник? (кружки, точки, полосы, сеточка, завитки, дуги, волнистые линии, капельки)
Гжельские узоры приятно рассматривать. Их можно увидеть не только на фарфоре, но и на картинах, вышитых или расписанных, и на одежде, на постельном белье.
Давайте рассмотрим изделия гжельской росписи. Полюбуйтесь на красивую роспись гжельских мастеров. Они вам нравятся? Чем нравятся?
Какие цвета присутствуют на гжельской росписи?
Все эти изделия называют: “Гжель, гжельскими”.
Практическая часть: А сейчас, ребята, я предлагаю всем нам стать Гжельскими мастерами, будем расписывать вазу. Мастера расписывают фарфоровые предметы мягкой кистью, кобальтовой (синей) краской. Но мы мастера начинающие, поэтому кое-где воспользуемся штампами.
Напомните мне, что нужно сделать, что бы получить голубой цвет? (ответы детей). Сейчас мы на палитре смешаем белую краску с каплей синей (дети смешивают).
Теперь обмакнем в краску большой штамп и отпечатаем в центре нашей вазы три круга (показ, дети работают).
Возьмем маленький штамп, обмакнем в синюю краску и отпечатаем маленькие синие круги в центре больших голубых (показ, дети работают).
Маленькие синие круги можно отпечатать и по верху вазы (показ, дети работают).
И пока наши круги подсыхают для дальнейшей росписи, мы с вами тоже подготовимся к работе и сделаем небольшую разминку.
Физминутка.
Говорит цветку цветок:
Подними-ка свой листок. (Дети поднимают и опускают руки.)
Выйди на дорожку
Да притопни ножкой. (Дети шагают на месте, высоко поднимая колени.)
Да головкой покачай , Утром солнышко встречай. (Вращение головой.)
Стебель наклони слегка - Вот зарядка для цветка.(Наклоны.)
А теперь росой умойся,
Отряхнись и успокойся. (Встряхивания кистями рук.)
Наконец готовы все
День встречать во всей красе.
Вот теперь мы можем продолжить наше занятие.
Возьмем кисточку, обмакнем в синюю краску так, что бы краска покрывала весь ворс и, прикладывая кисточку от синих кругов в центре голубых будем рисовать ромашку. Один раз приложили кисточку - получили один лепесток (показ, дети работают).
Цветы у нас получились красивые, надо нарисовать листики. Листочки тоже будем рисовать, прикладывая кисточку (показ, дети работают).
Дети по желанию дополняют узорами свой рисунок.
Заключительная часть:
Посмотрите, какая красота получилась, какие сказочно красивые узоры и это при том, что в росписи использовался всего один цвет - синий.
В конце занятия из детских работ оформляется выставка «Гжель». Дети рассматривают работы, сравнивают их с предметами гжельского промысла.
На фоне белоснежном
Узоры нежно - синие,
Как будто очи яркие
моей родной России!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роспись по соли (практическое занятие)
Учить новым способам работы с уже знакомыми материалами, т.е гуашью по материалу; разным способам создания фона для изображаемой картины; продолжать формировать умение свободно владеть кистью; с...
Тема недели : «В гостях у дымковской барышни» Декоративное рисование «Узор на платье» (дымковская роспись) Тема недели : «В гостях у дымковской барышни» Декоративное рисование «Узор на платье» (дымковская роспись)
В начале января в нашем детском саду по планированию прошла неделя под названием "В гостях у дымковской барышни".К этой тематической неделе были изготовлены дидактические игры,разработаны конспекты НО...
Конспект непосредственно образовательной деятельности совместно с воспитателем по художественно-эстетическому развитию в подготовительной группе «Волшебная роспись» (Хохломская роспись)
Цель: увлечь детей историей хохломской росписи.1) Предшествующая работа:· Рассматривание изделий, расписанных хохломой;·...
Роспись тарелочки "Городецкая роспись"
Городецкая роспись...
Мастер-класс "Городецкая роспись" (роспись разделочной доски)
Расписанные городецкой росписью разделочные доски смотрятся очень эффектно. Я расписала доску для украшения уголка искусств в группе. Вот, что у меня получилось.Городецкую роспись можно разделить на т...
«Традиции русского народа. Роспись у славянских народов. «Жостовская роспись»»
Цель: знакомство детей с особенностями росписи жостовского промысла.Задачи: учить детей, поэтапно наносить элементы жостовской росписи. Выделять элементы узора: цветы, бутоны, листья, т...
Художественное творчество. Декоративное рисование. Тема: «Роспись каргопольского петушка». Художественное творчество. Декоративное рисование. Тема: «Роспись каргопольского петушка». ________________ Пр
Художественное творчество. Декоративное рисование.Тема: «Роспись каргопольского петушка»....