Проектная деятельность в ДОУ
консультация
выступление на РМО
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proektnaya_deyatelnost_v_dou.docx | 23.16 КБ |
proektnaya_deyatelnost_v_dou_v_sootvetstvii_s_fgos.docx | 25.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Проектная деятельность как средство взаимодействия педагогов ДОУ, детей и родителей
Добрый день, уважаемые коллеги! Я рада приветствовать вас у нас в гостях.
Тема нашего методического объединения - Проектная деятельность как средство взаимодействия педагогов ДОУ, детей и родителей.
Методу проектов почти сто лет. В 1918 году в США впервые вышла книга «Метод проектов», а в 1925 г. она издана у нас на русском языке. Создатель и активный пропагандист метода проектов – американский философ, представитель прагматического направления в науке, педагог, получивший мировое признание, Джон Дьюи. Метод проектов привлек внимание и русских педагогов. У нас идеи проектного обучения разрабатывались под руководством Шацкого Станислава Теофиловича, основоположника отечественного дополнительного образования . Но как-то со временем интерес к методу проектов угас.
Возрождение метода проекта в работе с дошкольниками в нашей стране началось в 90-годы прошлого века. Актуальность его связана с тем, что современные тенденции качественного переустройства в дошкольном образовании строятся на тех же гуманистических основаниях, что и метод проектов. В свое время Д. Дьюи и У. Килпатрик (ученик и последователь) предлагали обучать детей на основе расширения и обогащения из индивидуального жизненного опыта, призывали к отказу от разделения учебной и внеучебной деятельности, стремясь выстраивать педагогический процесс как организацию совместной и самостоятельной деятельности ребенка в социальной среде.
На этом настаивают и современные Федеральные государственные требования к Основной общеобразовательной программе и условиям ее реализации. Ключевые позиции ФГОС – комплексный подход к решению образовательных задач, интеграция образовательных областей, усиление образовательного компонента в организации режимных процессов, увеличение доли самостоятельной и совместной деятельности – могут быть в полной мере реализованы через включение дошкольников в проектную деятельность. Поэтому метод проектов широко используется в работе дошкольных учреждений.
И мы не остаемся в стороне. Педагоги не только проектируют свою деятельность, но и разрабатывают интересные проекты на самые разные темы с воспитанниками и их родителями. Здесь мы увидели заинтересованность родителей в проектной деятельности и предложили им самим создать проекты на предложенные темы. Так родилось мероприятие, ставшее уже традиционным «Круглый стол с родителями», где проходила защита проектов родителями. В прошлом году мы определили разные темы- это «Влияние развития мелкой моторики у детей на развитие речи» - этот проект представила Огибалова И. О, «Здоровье ребенка» - по этой теме выступили родители второй младшей группы и средней группы - Фецыч Ж.А. и Толстова О.В. , «Счастливый семейный выходной» представила семья Шакировых, с проектом «Занимательная наука» - ознакомили родители старшей группы. С двумя из этих проектов вы познакомитесь подробнее. В этом году также прошел Круглый стол, где родители защищали свои проекты на тему «Семейные традиции».
Семейное проектирование – шаг к повышению компетентности родителей и возможность продуктивного взаимодействия взрослых и детей. Таким образом, метод проектов в работе с дошкольниками сегодня - это оптимальный, инновационный и перспективный метод, который должен занять свое достойное место в системе дошкольного образования. Использование метода проекта в дошкольном образовании как одного из методов интегрированного обучения дошкольников, позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности. А так же делает образовательную систему ДОУ открытой для активного участия родителей.
Мы уверены, что метод проектов это действенная форма повышения воспитательной культуры родителей и эффективная форма сотрудничества и взаимодействия с семьями воспитанников.
Ну а сейчас я предоставляю слово Найданову Б.Б. – родителю воспитанника подготовительной группы.
Приглашаем презентовать свой проект Толстову Олесю Викторовну, маму воспитанника старшей группы.
Предоставляем слово Огибаловой И.О., родителю 2 мл. группы.
Предварительный просмотр:
Ощепкова Н.А, воспитатель
МАДОУ д/с «Жемчужинка»
2021 г
Проектная деятельность педагога в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО
Сегодня в системе дошкольного образования происходят серьезные изменения, которых не было с момента ее создания.
Во-первых, в связи с введением с 1 сентября 2013 года нового "Закона об образовании в Российской Федерации" дошкольное образование становится первым уровнем общего образования. В отличие от общего образования, оно остается факультативным, но отношение к дошкольному образованию как к ключевому уровню развития ребенка существенно меняется. Дошкольное детство - это главный и самый ответственный этап, когда закладываются основы личностного развития: физического, интеллектуального, эмоционального, коммуникативного. Это период, когда ребенок начинает осознавать себя и свое место в этом мире, когда он учится общаться, взаимодействовать с другими детьми и с взрослыми.
На сегодняшний день требования к детям, поступающим в первый класс, возросли, поэтому новая модель выпускника детского сада подразумевает изменение характера и содержания педагогического взаимодействия с ребенком: если раньше ставилась задача воспитания стандартного члена коллектива с определенным набором знаний, навыков и умений вышел на первый план. Сейчас назрела необходимость формирования компетентной, социально адаптированной личности, способной ориентироваться в информационном пространстве, отстаивать свою точку зрения, продуктивно и конструктивно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми. То есть акцент делается на развитие качеств и социальную адаптацию.
В ФГОСе Дошкольного образования от « 17 » октября 2013 г. № 1155, который вступил в действие с 1 января 2014г прописано – нужно развивать мотивационную готовность к обучению, а не просто учить ребенка чтению, письму и т.д. После дошкольной жизни должно появиться желание учиться.
Давайте рассмотрим подробнее некоторые пункты документа, которые можно реализовать посредством проектной деятельности;
Часть 1 Общие положения
В основе Стандарта заложены принципы: (вот некоторые из них)
- Основные принципы дошкольного образования:
3. содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
- поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
- сотрудничество Организации с семьёй;
- формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
Часть 2 Требования к структуре образовательной программы дошкольного образования и ее объему
- Программа направлена на:
создание условий для развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующей возрасту деятельности;
Часть 3. Требования к условиям реализации основной Образовательной программы дошкольного образования
Эти требования направлены на создание условий социального развития для участников образовательных отношений, включая создание образовательной среды, которая:
2. способствует профессиональному развитию педагогов ДОУ;
3. создает условия для развития вариативного дошкольного образования;
5. создает условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности- п. 3.2.5. Взаимодействие с родителями по вопросам образования ребенка, непосредственное вовлечение их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.
Проектный метод как педагогическая технология представляет собой совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своему характеру, то есть он основан на развитии у детей познавательных навыков, способности самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитии критического и творческого мышления.
Работа над проектом имеет большое значение для развития познавательных интересов ребенка. В этот период происходит интеграция общих способов решения образовательных и творческих задач, общих способов мышления, речи, художественной и другой деятельности. Благодаря объединению различных областей знаний формируется целостное видение картины окружающего мира.
Коллективная работа детей в подгруппах дает им возможность проявить себя в различных видах ролевой деятельности. Общее дело развивает коммуникативные и моральные качества.
Основная цель проектного метода - предоставить детям возможность самостоятельно приобретать знания при решении практических задач или задач, требующих интеграции знаний из различных предметных областей.
Из этого следует, что выбранная тема "проецируется" на все образовательные направления, предлагаемые как в ФГОС, так и в ФГОС, и на все структурные подразделения образовательного процесса, через различные виды детской деятельности. Таким образом, получается целостный, а не фрагментированный образовательный процесс. Это позволит ребенку "прожить" тему в разных видах деятельности, не испытывая трудностей при переходе от предмета к предмету, усваивать больше информации, постигать связи между предметами и явлениями.
Проект представляет собой набор действий, специально организованных взрослыми и выполняемых детьми, кульминацией которых является создание творческих работ.
Проектный метод - это система обучения, в которой дети приобретают знания в процессе планирования и выполнения постоянно растущих практических задач - проектов. Проектный метод всегда предполагает решение студентами какой-либо проблемы.
Проектный метод описывает совокупность действий ребенка и способы (приемы) организации этих действий учителем, то есть это педагогическая технология
Главный тезис современного понимания проектного метода, который привлекает многие образовательные системы, заключается в том, что дети понимают, зачем им нужны знания, которые они получают, где и как они будут использовать их в своей жизни.
Очень легко запомнить и уяснить, что проект – это 5 «П»:
Проблема;
Проектирование или планирование;
Поиск информации;
Продукт;
Презентация.
Запомнить просто – пять пальцев руки. Шестое «П»- портфолио, в котором собраны наработанные материалы( фото, рисунки, альбомы, макеты и др.).
Существуют и основные требования к использованию метода проекта в детском саду:
в основе любого проекта лежит проблема, для решения которой требуется исследовательский поиск;
обязательные компоненты проекта: самостоятельность детей (при поддержке педагога), совместное творчество детей и взрослых;
развитие коммуникативных способностей детей, когнитивных и творческих навыков.
Основной целью проектного метода в дошкольном образовательном учреждении является развитие свободной творческой личности ребенка, что определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.
Общие развивающие задачи, характерные для каждого возраста:
обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;
развитие когнитивных способностей;
развитие творческого воображения;
развитие творческого мышления;
развитие коммуникативных навыков.
Задачи развития в раннем дошкольном возрасте:
вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);
активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (совместно с учителем);
формирование начальных предпосылок для поисковой деятельности (практические эксперименты).
Задачи развития в старшем дошкольном возрасте:
формирование предпосылок для поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
развитие способности определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем самостоятельно;
формирование умения применять эти методы, способствующие решению поставленной задачи, используя различные варианты;
развитие желания использовать специальную терминологию, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.
Советы
воспитателю по работе над проектом
- Глубоко изучить тематику проекта, подготовить предметно-пространственную развивающую среду.
- Создавать игровую мотивацию, опираясь на интересы детей и их эмоциональный отклик.
- Вводить детей в проблемную ситуацию, доступную для их понимания и с опорой на их личный опыт.
- Заинтересовать каждого ребенка тематикой проекта, поддерживать его любознательность и устойчивый интерес к проблеме.
- При составлении совместного плана работы с детьми над проектом поддерживать детскую инициативу.
- Тактично рассматривать все предложенные детьми варианты решения проблемы: ребенок должен иметь право на ошибку и не бояться высказываться.
- Соблюдать принцип последовательности и регулярности в работе над проектом.
- В ходе работы над проектом создавать атмосферу сотворчества с ребенком, используя индивидуальный подход.
- Развивать творческое воображение и фантазию детей.
- Творчески подходить к реализации проекта; ориентировать детей на использование накопленных наблюдений, знаний, впечатлений.
- Ненавязчиво вовлекать родителей в совместную работу над проектом, создавая радостную атмосферу совместного с ребенком творчества.
- Заключительный этап проекта тщательно готовить и проводить его презентацию всеми участниками.
В младших группах выбор проекта осуществляется воспитателем, исходя из интересов детей или диагностических данных.
В группах старшего дошкольного возраста выбор темы проекта может осуществляться как педагогом, так и детьми в соответствии с их желаниями и уровнем развития. Дети - участники планирования, их вопросы, идеи, предложения и жизненный опыт являются важными критериями для выбора содержания проекта.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРНО – ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРНО – ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Известно, что самые прочные привычки, как полезные, так и вредные, формируются в детстве. Вот почему так важно с самого раннего возраста воспитывать у ребенка полезные для здоровья навыки, закреплять ...
Семенар - практикум "Организация проектной деятельности в условиях детского сада. Типы проектной деятельности"
В условиях Федерального образовательного стандарта к образованию предъявляются принципиально новые требования. Главным результатом образования должно стать его соответствие целям опережающего...
«Проектная деятельность в детском саду» Выступление: «Взаимодействие с родителями в ходе реализации проектной деятельности в детском саду (из опыта работы)»
В статье представлен опыт работы по взаимодействию с родителями в ходе реализации проектной деятельности в детском саду....
Доклад для семинара «Проектная деятельность – как средство формирования познавательно-речевого развития дошкольника» на тему: «Продукты и результаты реализации проектной деятельности в ДОУ. Из опыта работы».
В настоящее время государство поставило перед образовательными учреждениями достаточно ясную и важную задачу: подготовить как можно более активное и любознательное молодое поколение. В основных програ...
Организация проектной и исследовательской деятельности воспитанников ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО: проектная деятельность педагога
1 сентября 2013 года в действие нового «Закона об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование становится первым уровнем общего образования. Оно остается в отличие от общего образо...
Проектная деятельность в детском саду. Проектный метод в деятельности ДОУ.
С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые: солнце и дождь, страх и радость. Всем хорошо известно, что пятилетних детей ...