Методические рекомендации для педагогов по работе с межполушарными досками в условиях ДОУ.
методическая разработка (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Ефиманова Яна Алексеевна

Межполушарное взаимодействие - это важный аспект развития ребенка.

Наш головной мозг состоит из двух полушарий, каждое из которых выполняет свою функцию. Левое полушарие отвечает за логическое мышление, оперирует фактами и терминами, выполняет различные мыслительные операции.

А правое полушарие – это наша интуиция, образное мышление, фантазия и творческие способности.

Таким образом, они напрямую влияют на обучаемость человека, его достижения и успехи во всех видах деятельности.

Нейропсихологи утверждают, что от развития межполушарных связей во многом зависит успеваемость ребенка в школе и успешность в жизни в целом. Слабое взаимодействие левого и правого полушария – одна из главных причин трудностей в освоении письма и чтения в школе, наряду с дисграфией, дислалией и двигательной расторможенностью.

Межполушарные связи формируются вплоть до 12–15 лет.

Но особое значение ученые придают возрастному периоду от 3 до 8 лет. Именно в этом возрасте закладывается интеллектуальная основа – зрительное, слуховое, кинетическое, зрительно-моторное, слухомоторное восприятие, смыслоразличение звуков и многое другое.

Родители могут распознать слабость развития межполушарных связей по характерным признакам: ребенку сложно писать под диктовку и переписывать текст; он с трудом описывает ситуацию по картинке; не может адекватно оценивать эмоции других людей; пишет буквы в зеркальном отражении; часто говорит сбивчиво и нечетко.

В младенчестве на нарушение может указывать пропуск этапа ползания, долгое раздумывание перед совершением определенных действий. После 7 лет детям со слабо развитыми межполушарными связями сложно ставить цели и достигать их, планировать и контролировать свою деятельность.

Межполушарные доски представляют собой механический тренажёр в виде доски с зеркальным насечением узоров различной сложности для правой и левой руки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rekomendatsii_dlya_pedagogov.docx18.93 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №11

Методические рекомендации для педагогов

по работе с межполушарными досками

в условиях ДОУ.

                                                                     Подготовила:

                                                        Воспитатель МБДОУ д/с №11

                                                                           Ефиманова Я.А.

Красный Профинтерн

2022 г.

Межполушарное взаимодействие - это важный аспект развития ребенка.

Наш головной мозг состоит из двух полушарий, каждое из которых выполняет свою функцию. Левое полушарие отвечает за логическое мышление, оперирует фактами и терминами, выполняет различные мыслительные операции.

А правое полушарие – это наша интуиция, образное мышление, фантазия и творческие способности.

Таким образом, они напрямую влияют на обучаемость человека, его достижения и успехи во всех видах деятельности.

Нейропсихологи утверждают, что от развития межполушарных связей во многом зависит успеваемость ребенка в школе и успешность в жизни в целом. Слабое взаимодействие левого и правого полушария – одна из главных причин трудностей в освоении письма и чтения в школе, наряду с дисграфией, дислалией и двигательной расторможенностью.

Межполушарные связи формируются вплоть до 12–15 лет.

Но особое значение ученые придают возрастному периоду от 3 до 8 лет. Именно в этом возрасте закладывается интеллектуальная основа – зрительное, слуховое, кинетическое, зрительно-моторное, слухомоторное восприятие, смыслоразличение звуков и многое другое.

Родители могут распознать слабость развития межполушарных связей по характерным признакам: ребенку сложно писать под диктовку и переписывать текст; он с трудом описывает ситуацию по картинке; не может адекватно оценивать эмоции других людей; пишет буквы в зеркальном отражении; часто говорит сбивчиво и нечетко.

В младенчестве на нарушение может указывать пропуск этапа ползания, долгое раздумывание перед совершением определенных действий. После 7 лет детям со слабо развитыми межполушарными связями сложно ставить цели и достигать их, планировать и контролировать свою деятельность.

Межполушарные доски представляют собой механический тренажёр в виде доски с зеркальным насечением узоров различной сложности для правой и левой руки.

 Узоры встречаются разные: от простых кругов до лабиринтов; чем больше углов в узоре, тем сложнее считается упражнение.

Сами упражнения представляют собой следующую схему действий:

упражнение выполняется одной (ведущей) рукой по часовой стрелке, а затем этой же рукой – против часовой стрелки;

упражнение выполняется другой рукой по часовой стрелке, а затем этой же рукой – против часовой стрелки;

упражнение выполняется синхронно двумя руками: пробуем пройти лабиринт сперва по часовой стрелке, а потом – против часовой стрелки;

последним заданием будет прохождение лабиринта одновременно двумя руками, но в разном направлении.

Таким образом в работу включаются оба полушария головного мозга и происходит их синхронизация.

Чем полезна межполушарная доска для детей?

Позволяет улучшить:

– внимательность, мышление, сосредоточенность, организованность;

– межполушарное взаимодействие для полноценного обмена информацией между полушариями;

– моторику, координацию движений и многое другое.

Развивает:

восприятие, долгосрочную память, координацию движения рук, мелкую моторику, облегчается процесс чтения и письма.

Игры и упражнения с межполушарными досками:

1. Без использования бегунка.

Пальчиком ведущей руки проходим лабиринт. Стараемся непрерывно его пройти от начала до конца. Затем в противоположном направлении.

2. Параллельная игра.

Пока пальчик ведущей руки проходит лабиринт, ладошка второй руки стучит по столу (как вариант - каждый пальчик стучит, мячик катает и т.д.)

3. Усложняем игру.

Одновременно пальчиками обеих рук проходим лабиринт от начала до конца, затем в обратном направлении.

4. С использованием бегунка.

Проводим бегунком ведущей руки лабиринт в одном направлении, затем в другом. Вторая рука может выполнять другое параллельное действие. Усложняем игру: одновременно проходим лабиринт двумя руками с помощью бегунков.

5. С использованием дополнительного предмета.

Можно воспользоваться шариком (камешком марблс, крупной бусиной и т.д.) и прокатывать его каждым пальчиком по лабиринту (сначала одной рукой, затем двумя). Усложняем игру: проводим шарик тыльной стороной ладони, а затем внешней.

6. С использованием зеркала.

Садимся напротив зеркала и проходим лабиринт, смотря в него.

7. Цветные лабиринты.

Размещаем на лабиринте цветные фигурки или наклейки неоднородно на разном расстоянии (например, справа стоит красный динозаврик, слева - зеленый, далее справа дальше по лабиринту желтый динозаврик, слева - красный и т.д.). Предлагаем ребенку одновременно двумя руками "подойти" с помощью бегунка к красным динозаврикам. Усложняем игру: называем последовательность из 2-3 цветов, которые каждая рука должна пройти (например, красный, зеленый и желтый динозаврик. Т.к. фигурки у нас расположены на разном расстоянии, каждая рука остановится на своем месте).

8. Цифровые/Буквенные/Слоговые лабиринты.

Аналогично игре с цветами можно играть с цифрами, буквами и слогами. На левом лабиринте располагаем гласные, на правом в зеркальном отражении согласные. Ребенок проходит двумя руками лабиринт и читает образовавшиеся слоги.

9. Математические лабиринты.

Располагаем с левой стороны примеры (2+1), а с правой на другом расстоянии ответ (3). Ребенок одновременно должен прибыть в точку ответа.

10. Пространственная ориентация.

Располагаем фигурки людей (животных, птиц, сказочных героев и т.д.) по всему лабиринту неравномерно. Предлагаем ребенку выполнить задание: "Правая рука доходит до мышки, а левая одновременно до попугая" и т.д.

11. Последовательность.

Проходим одновременно двумя руками первый уровень лабиринта - хлопок, второй - говорим "О-о-о", третий - сжимаем руки в кулачки и т.д. в зависимости от количества уровней в лабиринте. Затем наоборот: кулачки, "о-о-о", хлопок.

12. Логопедический лабиринт.

Проходим лабиринт и одновременно проговариваем определенный звук/звуки.

13. Закрытыми глазами.

Предлагаем ребенку пройти лабиринт одновременно двумя руками с закрытыми глазами. Это будет весело

14. Точечный лабиринт.

Предлагаем ребенку пройти лабиринт, отбивая ритм бегунком (вытаскиваем бегунок и тут же вставляем)

15. Разные лабиринты.

Если у вас есть 2 разных лабиринта, можно предложить следующее задание: одна рука проходит один рисунок (к примеру, круг), вторая - другой (к примеру, квадрат).

С какого рисунка начать заниматься? Приведем некоторые общие рекомендации по выбору рисунка. Самый легкий рисунок - круги, самый сложный - лабиринт. Для того чтобы проверить подойдет ли вам круг, попросите ребенка на листе бумаги нарисовать круг, если справляется, то можно брать посложнее. Чем больше углов на рисунке, тем он сложнее.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации для педагогов "Оптимизация двигательной активности воспитанников в условиях ДОУ"

Для успешной реализации целей здоровьесбережения дошкольников старшим воспитателем Е.А.Нестерук дошкольного учреждения г.Воркуты были разработаны методические рекомендации для педагогов ДОУ "Опимизаци...

Опыт работы. Методические рекомендации для педагогов. Тема: « Работа с родителями»

Опыт работы. Методические рекомендации для педагогов. Тема: "Работа сродителями"....

Методические рекомендации для педагогов «Нравственно - патриотическое воспитание дошкольников в условиях ФГОС ДО»

Методические рекомендации посвящены вопросам организации патриотического воспитания дошкольников в ДОО в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования....

Методические рекомендации для педагогов по работе с межполушарными досками в условиях ДОУ

-Межполушарные доски представляют собой механический тренажёр в виде доски с зеркальным насечением узоров различной сложности для правой и левой руки. -Чем полезна межполушарная доска для детей?...